Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 2. Характеристика письма и письменной речи. Признаки почерка

  • Криминалистика. Тема Криминалистика как наука и как учебная дисциплина Вопрос История зарождения и развития криминалистики


    Скачать 2.58 Mb.
    НазваниеТема Криминалистика как наука и как учебная дисциплина Вопрос История зарождения и развития криминалистики
    Дата18.09.2022
    Размер2.58 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКриминалистика.pdf
    ТипДокументы
    #682702
    страница14 из 27
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   27
    Тема 10. Криминалистическое исследование письма и письменной речи.
    Технико-криминалистическое исследование документов
    Вопрос 1. Историческое развитие криминалистического исследования
    письма
    Вопрос о связи почерка с личностью писавшего интересует людей с давних пор. Проявления этого интереса можно найти в сочинениях Аристотеля,
    Дионисия и других древних авторов. Однако до начала XVII в. не было самостоятельных сочинений, посвященных этому вопросу. Только в 1622 г. итальянец Камилло Бальдо написал трактат «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму». Через некоторое время трактат был переведен на латинский язык и издан в 1664 г. в Болонье. Автор трактата, подчеркивая новизну его содержания, писал: «Кто услышит, что можно узнать образ жизни и характер писавшего по почерку его – засмеется или удивится в высшей степени».
    В 1889 г. в Одессе вышла книга Анри Варинара «Графология в семи уроках». Это было первое издание в России, касающееся графологических знаний. В Риге в 1894 г. издается первая книга российских графологов
    Н. Д. Ахшарумова и Ф. Ф. Тишкова «Графология или учение индивидуальности письма»
    В 1899 г. в Петербурге издается перевод книги Чезаре Ломброзо
    «Графология». Ломброзо и его последователи утверждали, что существует особый тип «преступного человека» – прирожденного преступника, якобы самой природой предназначенного к совершению преступлений.
    В 1903 г. выходит книга И. Ф. Моргенштерна «Психографология или наука об определении внутреннего мира человека по его почерку», а в 1910 г. – еще одна его книга «Внутренний мир в почерке у псевдолюдей». Под словом

    «графология» автор понимал изучение связи между индивидуальными особенностями и почерком человека. Он предпринял попытку научного объяснения графологической теории. По его мнению, психографологический закон отражается часто в единственном штрихе, и простой почерк может дать больше информации, чем сложный. Моргенштерн использовал свои графологические знания в розыске преступников, в медицине и в профориентации.
    В 1903 г. в Санкт-Петербурге издается книга Е. Ф. Буринского. «Судебная экспертиза документов, производство ее и пользование ею», в которой впервые были подробно описаны особенности почерка как способа идентификации личности по рукописи. Таким образом, Буринский был основоположником современной графометрии. Он положил начало судебному почерковедению как области знаний, изучающей методы идентификации личности в целях раскрытий преступлений или установления личности по гражданским делам.
    В 1915 г. С. М. Потапов выступил с докладом о разработанном им методе исследования почерка, который использовался в практике экспертиз в
    Киевском кабинете научно-судебной экспертизы. В основе метода лежит попытка инструментального фиксирования элементов почерка, когда сравниваются соотношения между штрихами по линиям, образуемым верхними и нижними окончаниями черт. Фактически это графометрическое измерение в терминологии современной графологии звучало бы как абсолютный размер почерка (сумма высоты верхней, средней и нижней зон).
    Почерковедение – отрасль криминалистикой техники, представляющая
    собой систему знаний о закономерностях почерка как феномена
    функционально-человеческой природы и методах (методиках) его исследования
    в целях установления фактических данных, имеющих доказательственное
    значение при расследовании преступлений.
    Почерк – это графика письма, обусловленная выработанной системой
    движения руки; письменно-двигательный навык, с помощью которого
    воспроизводятся письменные знаки и их сочетания, обозначающие слова.
    Специфика таких движений, отражающая характерные черты физиологии и психики личности, составляет идентификационные признаки почерка.
    Почерк характеризуется двумя существенными свойствами

    индивидуальностью и относительной устойчивостью, которые формируются одновременно и независимо один от другого.
    Умение писать не является прирожденным свойством человека, а возникает в результате обучения, длительной тренировки и выработки навыков.
    Почерковедение основано на постулате, в соответствии с которым система движений при письме является уникальной для каждого человека, подобно отпечаткам пальцев. Окончательное формирование почерка завершается к 20–
    25 годам, впоследствии почерк не меняется в своих базовых характеристиках.
    Несмотря на обучение письму по единым стандартам, почерк каждого человека индивидуален.
    Причиной тому являются анатомические, психофизиологические особенности, а также тип нервной системы. Главное качество почерка – это устойчивость пишуще-двигательного навыка, т. е.
    динамического стереотипа. Под динамическим стереотипом понимается набор выработанных признаков почерка, проявляющихся в элементах письма и подписи, как совокупность графических навыков. Эта устойчивость относительна. Некоторая вариативность всегда присутствует, она является фактором развития личности, возрастных и личностных изменений. Однако базовый стереотип остается неизменным.
    Вопрос 2. Характеристика письма и письменной речи. Признаки почерка
    Письмо – способ фиксации мысли с помощью специально выработанных графических знаков.
    Письмо прошло длительный, многовековой путь развития от первобытной примитивной формы рисуночного (пиктографического) письма до сложной системы алфавитного письма, непосредственно связанного с языком и устной речью. Современная система алфавитного письма, как правило, предполагает быстрое и вместе с тем четкое выполнение рукописи. Этой задаче отвечают конструкции письменных знаков. Письмо, приспособленное для быстрого и четкого выполнения рукописи, называют скорописью. Для современной русской скорописи характерно быстрое, связное, ритмичное выполнение письменных документов.
    Письменная речь – это деятельность человека, опосредованная системой графических и языковых знаков. Признаки письменной речи, отобразившейся в тексте, содержат ценную информацию о чертах социально-биографического и психологического облика его автора, о внешних и внутренних факторах, воздействовавших на него в период исполнения рукописи. Отдельные слова, словосочетания, предложения не могут рассматриваться как объекты, несущие признаки письменной речи. Для этого необходим текст, исполненный на 1-2 страницах и связанный единой смысловой нагрузкой.
    Признаки письменной речи можно условно подразделить на три самостоятельные группы:
    1) степень грамотности пишущего;
    2) словарный запас;
    3) стиль изложения.
    Степень грамотности связывают с наличием в рукописи грамматических
    ошибок и особенностей, выражающихся в неправильном написании отдельных
    слов и фраз. Грамматические признаки устойчивы и иногда составляют
    идентификационный комплекс.
    Лексические признаки (словарный запас) – это употребление профессиональных терминов, старых, вышедших из употребления слов, местных диалектов. Человек может обладать большим или малым запасом слов.
    Частое употребление одних и тех же слов свидетельствует о небольшом словарном запасе.
    Стиль изложения характеризует манеру излагать мысли, привычку строить предложения, которые могут быть простыми, лаконичными или
    витиеватыми, сложными. Стиль может быть деловым, литературным, научным, разговорным, последовательным, беспорядочным. В сложных предложениях выявляют их структуру, наиболее часто встречающиеся обороты, употребление сравнений, пословиц, афоризмов.
    Криминалистическое исследование письма традиционно разделялось на автороведческое и почерковедческое.
    В криминалистических целях письменная речь исследуется экспертами- автороведами, почерк – экспертами-почерковедами.
    При производстве автороведческих исследований устанавливается автор информации. Исследования почерка в судебно-следственной практике имеют целью установление исполнителя текста. В некоторых случаях автор и исполнитель являются разными субъектами.
    На формирование почерка огромное влияние оказывают различные субъективные и объективные факторы. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные представляют собой внешние условия, в которых протекает процесс письма. К субъективным факторам относятся: состояние органов зрения, строение костно-мышечного аппарата руки, степень его подвижности, особенности нервной системы, прилежность, навык держать пишущий прибор и др. Объективными являются система обучения, продолжительность тренировки, условия, в которых приходится писать, пишущие средства и т.д. Все это в конечном итоге обуславливает формирование индивидуального почерка и ведет к возникновению частных признаков, могущих в своей совокупности повториться в почерке только одного исполнителя.
    Для того, чтобы установить не исполнена ли рукопись тем или иным лицом, необходимо сравнить исследуемый почерк с почерком данного лица.
    Такое сравнение производится по тем признакам, которые дают возможность различать почерки и идентифицировать писавшего. В результате научных исследований и практики судебно-почерковедческих экспертиз такие признаки были выделены, систематизированы и получили название идентификационных признаков письма.
    Под идентификационным признаком письма понимают особенность
    (характеристику) письменно-двигательного навыка, отображающуюся в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретного лица.
    Идентификационные признаки почерка делятся на общие и частные.
    Общие признаки почерка характеризуют почерк определенного лица в целом, дают представление о системе графического начертания всей совокупности письменных знаков. Общие и частные признаки делятся на группы в зависимости от степени и характера сформированности почерка; пространственного размещения движения на листе бумаги; структурных характеристик траектории движения.
    Признаки, присущие не всем, а отдельным знакам, относятся к частным
    признакам почерка.

    Общие признаки почерка, характеризующие степень и характер
    сформированности письменно-двигательного навыка:
    1) степень выработанности почерка;
    2) строение почерка по степени сложности движения.
    Определение степени выработанности почерка в исследуемой рукописи осуществляется посредством анализа основных ее показателей: темпа письма и
    координации движений при письме.
    Темп письма – это скорость выполнения всей рукописи в целом. Процесс письма может протекать в медленном, быстром или среднем темпе.
    Для медленного (либо умышленно замедленного) темпа письма характерны:
    тупые начала и окончания штрихов;
    – преобладание интервальных соединений при связывании букв и их элементов;
    – немотивированные остановки пишущего прибора;
    – извилистость при выполнении прямолинейных элементов;
    – угловатость при выполнении овалов и полуовалов;
    – неравномерность разгона, размера, наклона;
    – наличие дописок (дорисовок) в знаках и их элементах.
    Быстрому темпу письма, как правило, присущи:
    – высокая связность движений при соединении букв и их элементов;
    – выполнение заключительных штрихов в знаках утонченными движениями;
    – наличие значительного числа упрощенных конструкций письменных знаков;
    – увеличение протяженности движений по горизонтали при выполнении соединительных и заключительных элементов знаков;
    – устойчивость размера и разгона почерка, формы и направления движений;
    – преобладание одного наклона при выполнении знаков и их элементов.
    Средний темп письма имеет промежуточные характеристики по сравнению с медленным и быстрым темпами письма:
    – среднюю связность движений и преобладание присоединения в знаках;
    – правильное выполнение овальных и прямолинейных элементов;
    – среднюю протяженность движений по вертикали и горизонтали;
    – устойчивость формы и направления движений при выполнении знаков и их элементов;
    – выдержанность наклона.
    Темп письма, проявляющийся в рукописном тексте, выполненном в обычных для исполнителя условиях, именуется привычным (или обычным).
    Одним из основных показателей темпа письма является степень связанности движений: чем больше связанность, тем выше темп письма.
    Координация движения при письме – это степень согласованности, точности движений пишущего. Она включает в себя синхронность работы руки, зрительного анализатора (глаз), мыслительных процессов, направленных на
    правильное выполнение и соединение письменных знаков и их элементов, т. е. в основе данного признака лежит письменно-двигательный навык. Эталоном для определения степени координации движений, проявившейся в исследуемой рукописи, служат нормы прописи, отклонения от которых и оцениваются экспертом.
    Координация движений при письме тесно связана с темпом письма и может характеризоваться как низкая, высокая или средняя.
    Последовательно определив темп письма и координацию движений в исследуемой рукописи, эксперт по этим признакам устанавливает степень
    выработанности почерка. По степени выработанности различают почерки:
    маловыработанные, высоковыработанные, средневыработанные.
    Маловыработанные почерки характерны для лиц, находящихся на начальных стадиях овладения навыком письма: 1) ученики 1–4 классов
    («школьный» почерк); 2) лица, оставившие школу на этой стадии и не имевшие в дальнейшем практики письма.
    Высоковыработанные почерки присущи лицам со сформированным письменно-двигательным навыком. Для них характерна высокая координация движений и быстрый темп письма.
    Средневыработанные почерки занимают промежуточное положение между высоко- и маловыработанными почерками, когда письменно- двигательный навык пишущего окончательно не сформировался, что соответствует стадии связно-скорописного письма. В таких почерках, как правило, темп письма и координация движений средние.
    Общие признаки почерка, характеризующие пространственную ориентацию
    движения и фрагментов рукописи
    Содержание этой группы общих признаков связано с проявлением такого навыка пишущего, как привычная ориентация движений на листе бумаги при исполнении фрагментов рукописи. Признаки характеризуют навыки пишущего в размещении текста относительно срезов листа бумаги, фрагментов и частей рукописи, относительно линий линовки и других ориентиров. Признаки этой группы отличаются устойчивостью и сохраняются при умышленном изменении почерка. Детальный анализ указанных признаков возможен только в рукописях, имеющих объем не менее 0,5 – 1 страницы текста.
    В состав данной группы входят следующие признаки почерка:
    1) размещение самостоятельных фрагментов документа (обращений, заголовков, наименований, дат, резолюций, подписей), которое оценивается относительно срезов листа бумаги, основного текста и относительно друг друга. Для официальных документов существует общепринятый порядок размещения их реквизитов, составления содержания и расположения фрагментов текста. Так, резолюция обычно выполняется в левой верхней части документа, дата – в правой верхней или в нижней части под подписью, а подпись – под текстом и т. п. Устойчивое отступление от установленного порядка размещения самостоятельных фрагментов документа повышает
    идентификационную значимость соответствующего признака почерка.
    Обращение обычно располагается в рукописи над основным текстом в левой, средней или правой части документа. Подпись размещается под основным рукописным текстом посередине листа либо со смещением в правую или в левую сторону. Дата может располагаться в различных местах документа, в зависимости от его вида. Повышенной идентификационной значимостью обладает относительное взаиморасположение подписи и даты;
    2) наличие (отсутствие) полей, их размеры, форма, конфигурация линий
    поля. Поля представляют собой привычные отступы пишущего от верти- кальных срезов листа бумаги до линии начала строк – левое поле – или окончания строк – правое поле. Необходимо отметить, что признак – наличие полей – фиксируется лишь в тех случаях, когда на протяжении всей рукописи наблюдается устойчивый отступ от вертикальных срезов листа бумаги. Если же наблюдается хотя бы однократный выход строки за границы линии начала или окончания строк, то констатируется факт отсутствия поля.
    Размеры полей определяются путем измерений расстояния от вертикальных срезов листа бумаги до линии начала или до линии окончания строк по наиболее удлиненным строкам. По размеру поля подразделяются на три вида:
    – малые – когда расстояние от вертикальных срезов листа бумаги до линий начала или окончания строк не превышает 1 см;
    средние – если это расстояние составляет от 1 до 3 см;
    большие – когда это расстояние превышает 3 см.
    В рукописях, в которых поля заранее отчерчиваются пишущим, факт наличия полей фиксируется экспертом в том случае, если есть устойчивый отступ от проведенной линии, которая условно принимается за срез листа бумаги. Относительно этой линии и будет определяться размер поля.
    Форма полей соотносится с геометрической фигурой, образуемой вертикальными срезами листа бумаги и линиями начала или окончания строк.
    По форме поля бывают прямоугольные и трапециевидные: расширяющиеся или
    сужающиеся книзу. Трапециевидные по форме поля могут быть либо правонаклонными, либо левонаклонными.
    Конфигурация линий полей определяется по условной линии, соединяющей точки начала или окончания строк. Она может быть прямой, ломаной,
    извилистой, дуговой (вогнутой, выпуклой).
    Идентификационная значимость описанных признаков зависит от наличия или отсутствия в исследуемой рукописи типографской линовки поля: от- сутствие последней повышает их ценность для идентификации исполнителя рукописи;
    3) наличие и размер красных срок. Красная строка может быть по размеру:
    малой, если указанное расстояние не превышает 2 см;
    средней, если расстояние составляет 3 см;
    большой, если это расстояние больше 3 см;

    4) размер интервалов между строками. Признак характеризует навык размещения строк относительно друг друга в рукописях, выполненных на бумаге, не имеющей линовки.
    Размер интервалов между строками определяется путем их визуального соотнесения с высотой строчных букв, не имеющих надстрочных и подстрочных частей (и, н, п, ш). Для этого необходимо провести условную линию по основаниям (нижним точкам) букв, находящихся в верхней строке, и условную линию по верхним точкам букв смежной с ней нижней строки, т. е. строки, расположенной под нею. Если в полученный промежуток
    «вписывается» по высоте одна буква, то интервал считается малым. Средний интервал равен высоте двух строчных букв. Большим интервалом считается промежуток, превышающий высоту двух строчных букв;
    5) размер интервалов между словами представляет собой расстояние между заключительными и начальными элементами рядом стоящих слов.
    Интервал определяется по соотношению выделенного экспертом расстояния к ширине двухэлементной буквы (и, н, п). Размер интервалов между словами считается:
    – малым – когда расстояние примерно равно ширине буквы;
    средним – когда расстояние составляет ширину двух букв;
    – большим – когда расстояние превышает ширину двух букв;
    6) размещение линии письма относительно линии линовки. Линии письма могут быть размещены над линовкой или под ней. Это обусловлено влиянием на процесс письма объективных либо субъективных факторов;
    7) положение строк относительно горизонтального среза листа бумаги.
    Признак определяется по направлению условной линии, соединяющей нижние точки букв, расположенных в одной строке. Направление полученной линии по ходу письма относительно горизонтальных срезов листа бумаги может быть:
    поднимающимся, параллельным, опускающимся;
    8) форма линии письма в строке. Признак легко подвержен воздействию различных сбивающих факторов: необычные условия письма (необычный пишущий прибор или материал письма, письмо в движущемся транспорте и т. п.); необычное состояние исполнителя (эмоциональное возбуждение, воздействие алкоголя и т. д.); умышленные изменения почерка (перемена привычной пишущей руки и др.). В зависимости от действия того или иного фактора форма линии письма в строке может быть: прямая, извилистая,
    ступенчатая, выпуклая, вогнутая;
    9) размещение движений при выполнении знаков препинания. В состав этого признака входят: а) положение знаков препинания (точек, запятых, двоеточий, вопросительных и восклицательных знаков и т. п.) относительно линии линовки или линии письма; б) размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом. Относительно линии линовки или линии письма знаки препинания могут размещаться: на линии, ниже линии и выше линии;
    10)
    размещение знаков переноса слов: а) по положению знаков переноса слов относительно линовки, линий письма и линии строки: на линии, выше
    линии или ниже ее; б) по направлению движений при выполнении знаков переноса слов относительно линии линовки или линии письма: параллельное,
    поднимающееся, опускающееся.
    Общие признаки почерка, характеризующие структуру движения
    по их траектории
    В составе данной группы признаков выделяют: преобладающую форму движений; преобладающее направление движений; наклон почерка; размер почерка; разгон почерка; степень связности почерка; нажим в почерке.
    1) Преобладающая форма движений. В процессе выполнения рукописи пишущий использует различные по форме движения, но может преобладать определенная форма движений в почерке. В рукописях нередко преобладает сочетание двух форм движений. Так, например, нормам прописи соответствует преобладающая форма движений – прямолинейно-дуговая. Эта форма движений является наиболее распространенной в скорописных почерках.
    В экспертной практике встречаются почерки со следующими сочетаниями форм движений:
    – прямолинейно-угловатой;
    – дугообразно-петлевой.
    Крайне редко в рукописях может иметь место сочетание не согласующихся друг с другом форм движений, например, угловато-петлевая.
    Чаще в почерке преобладает одна из следующих форм движений:
    – петлевая;
    – угловатая
    – извилистая;
    – округлая.
    Если выявить преобладающую форму движений затруднительно, то признак описывается так: «форма движений в почерке – смешанная».
    2) Преобладающее направление движений определяется только для криволинейных по форме элементов. Нормами прописи предусмотрено выполнение большинства криволинейных элементов знаков и соединение знаков друг с другом левоокружными движениями (против хода часовой стрелки). Такое направление движений наиболее распространено в скорописных почерках.
    Наряду с левоокружным направлением движений в экспертной практике встречаются рукописи, в которых преобладает правоокружное (по ходу часовой стрелки) направление движений.
    В случаях, когда невозможно выделить преобладающее направление движений в почерке, признак описывается таким образом: «направление движений в почерке – смешанное». Признак отличается значительной устойчивостью к воздействию различных сбивающих факторов, в том числе к умышленным изменениям почерка.
    3) Наклон почерка – это преобладающее положение относительно вертикали основных прямолинейных элементов письменных знаков.
    По наклону почерки подразделяются на следующие виды:

    правонаклонные – наклон вправо составляет примерно 65° и более;
    косые – наклон вправо менее 50°;
    вертикальные – без наклона;
    левонаклонные – наклон влево;
    смешанные – неустойчивый наклон письменных знаков.
    4) Размер почерка – это преобладающая протяженность движений по вертикали. Определяется размер почерка по высоте строчных письменных знаков. По размеру почерк бывает:
    – малым высота букв меньше 2 мм;
    средним высота букв составляет от 2 до 4 мм;
    – большим высота букв больше 4 мм.
    5) Разгон почерка – преобладающая протяженность движений по горизонтали. Определяется признак по соотношению ширины письменных знаков, а также расстояния между знаками с высотой этих знаков. Разгон почерка бывает (рис. 46):
    малым (сжатый почерк) – когда расстояние между элементами букв и буквами меньше или равно 1/2 от высоты буквы;
    средним – когда расстояние между элементами букв и буквами составляет от 1 /2 до высоты буквы;
    большим (размашистый почерк) – когда интервал между элементами букв и буквами равен либо превышает высоту буквы.
    6) Связность почерка – степень непрерывности движений пишущего прибора, отображающейся в словах.
    Признак определяется в рукописи по количеству букв, выполненных без отрыва пишущего прибора от бумаги (как правило, наблюдается в местах изменения направления движения).
    Связность почерка бывает:
    сплошная – когда практически все слова в тексте выполнены слитными
    (непрерывающимися) движениями;
    высокая – когда в большинстве слов слитно выполнены шесть и более букв;
    средняя – когда непрерывными движениями выполнены 45 букв в большинстве слов;
    малая – когда в большинстве слов непрерывными движениями выполняются 2-3 буквы;
    отсутствует (отрывистый почерк) – все буквы выполняются раздельно.
    Связность почерка зависит от темпа письма, от выработанности почерка, а также от его строения. Маловыработанные почерки обычно имеют малую степень связности, а для высоковыработанных характерны сплошная связность или высокая степень связности. Степень связности почерка может изменяться под воздействием на него различных факторов. Один и тот же фактор может вызывать разные изменения данного признака. Так, например, опьянение средней степени влечет за собой увеличение связности почерка, в то время как тяжелая степень опьянения вызывает уменьшение связности движений.

    7) Нажим в почерке – признак, отражающий степень затрачиваемых при письме усилий. Использование современных пишущих приборов (шариковых ручек, фломастеров и т. п.) затрудняет анализ данного признака визуальным методом. Можно визуально проанализировать признак в случаях исполнения рукописи перьевой ручкой, а также когда рукопись выполнялась шариковой ручкой на мягкой подложке: при этом распределение усилий пишущего отображается на оборотной стороне бумаги в виде рельефных изображений знаков или отдельных штрихов.
    Нажим в почерке бывает:
    – слабым – ширина всех элементов письменных знаков одинакова;
    – средним – ширина основных элементов в два раза больше соединительных;
    – сильным – ширина основных элементов превышает ширину соединительных более чем в два раза.
    Нажим в почерке обычно остается устойчивым даже в рукописях, выполненных с намеренным изменением почерка, но претерпевает существенные изменения при выполнении рукописи в необычных условиях
    (необычная поза, непривычный материал письма и т. п.).
    Далее рассмотрим частные признаки почерка.
    Частные признаки почерка – это материализованные в рукописи свойства
    письменного зрительно-двигательного навыка человека, проявляющиеся в
    особенностях выполнения и соединения письменных знаков и их элементов.
    Частные признаки почерка составляют информационную основу идентификационного вывода эксперта, т. к. позволяют дать характеристику индивидуальной системе движений, присущей конкретному исполнителю
    Частные признаки, отражающие сформированность письменно-
    двигательного навыка:
    1) темп движений при выполнении отдельных письменных знаков;
    2) сложность движений при выполнении букв.
    1. Частные
    признаки, отражающие характеристику структуры
    движений:
    1) форма движений при выполнении письменных знаков и их элементов;
    2) направление движений при выполнении букв и их элементов;
    3) протяженность движений при выполнении письменных знаков и их элементов;
    4) степень связности (непрерывности) или вид соединения движений при выполнении письменных знаков и их элементов;
    5) распределение усилий (нажима) в движении при выполнении письменных знаков;
    6) количество движений при выполнении письменных знаков и их элементов;
    7) последовательность движений при выполнении элементов в письменных знаках.

    2. Частные признаки, отражающие пространственную ориентацию
    движений:
    1) размещение точек начала и окончания движений;
    2) размещение точки соединения движений;
    3) размещение точек пересечения движений в буквах и их элементах;
    4) размещение движений при выполнении букв и их элементов по вертикале;
    5) размещение движений при выполнении букв и их элементов по горизонтали.
    Потребности следственной практики обусловливают необходимость расширения возможностей исследования почерка и письменной речи, признаки которых, отражаясь в тексте, содержат ценную информацию об авторе. Это данные о социально-биологической характеристике автора, которая нередко оказывается весьма существенной для следствия и позволяет сузить круг лиц, подозреваемых в составлении или выполнении текста.
    Физиологические, антропометрические и психологические особенности исполнителя отражаются в почерке, а следовательно, имеется возможность получить некоторые сведения об исполнителе. Диагностические исследования позволяют установить факт намеренного искажения почерка и письменной речи, необычное психофизиологическое состояние писавшего (опьянение, усталость, болезнь), непривычность внешних условий в момент составления текста, родной язык или место формирования языковых навыков, образовательный уровень, пол, возраст и ряд других особенностей личности.
    На наличие тесной связи между характером письма и психическим состоянием пишущего обращают внимание специалисты разных областей знания. Исследования психологов, педагогов, криминалистов, судебных медиков показывают, что нарушение деятельности отделов нервной системы приводит к определенным изменениям письма: снижению общего уровня грамотности, учащающимся исправлениям букв, неустойчивости наклона, ухудшению координации. Частные признаки при этом почти не имеют существенных отклонений. Причинами, вызывающими указанные изменения, являются алкогольное опьянение, заболевание центральной нервной системы, физическая усталость, однако для каждого из этих состояний характерны различные уровни влияния на признаки почерка.
    На основании некоторых признаков, характеризующих диалект, говор, наречие, можно установить место длительного проживания лица, с помощью модификации определить родной язык писавшего. Явления модификации основаны на том, что пишущий незаметно для себя привносит в текст закономерности родного языка.
    В криминалистике разработаны методики определения половой принадлежности исполнителя. В почерках не содержится признаков, которые фигурировали бы только в рукописях, исполненных мужчинами или женщинами. Однако ряд признаков чаще всего встречается либо в рукописях мужчин, либо женщин, что указывает на устойчивую связь ряда признаков почерка с полом. Частота встречаемости этих признаков в рукописях мужчин и
    женщин не только не одинакова, но и относительно устойчива. По коэффициентам, отражающим частоту встречаемости признаков почерка в рукописях мужчин и женщин, можно установить пол исполнителя.
    Нередки случаи, когда лицо пишет под диктовку или переписывает текст с оригинала, поэтому в судебной и следственной практике часто возникает необходимость в установлении не только исполнителя, но и автора того или иного документа. Важнейшее значение установление автора приобретает при исследовании машинописных текстов.
    Научную основу судебно-автороведческой экспертизы составляет система знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека, определяющих индивидуальность его письменной речи, и о методах исследования авторства.
    Объектом автороведческой экспертизы становятся тексты документов, относящиеся к бытовому, публицистическому и официально-деловому стилям речи.
    К компетенции судебно-автороведческой экспертизы относится:
    1) установление конкретного автора текста;
    2) выяснение фактов неидентификационного характера.
    При решении первой задачи устанавливается подлинный или исключается предполагаемый автор; констатируется факт создания документов одним или разными авторами; выясняется тот факт, что автор или исполнитель – не одно и то же лицо. Вторая задача состоит в установлении пола, возраста автора, его образовательного уровня, профессии и других социальных признаков, а также фактов намеренного искажения письменной речи и иных обстоятельств, относящихся к условиям создания текста документа.
    Ряд вопросов неидентификационного характера
    (психические расстройства, необычные психофизиологические состояния) могут быть решены лишь при комплексном исследовании с участием специалистов в области психиатрии или невропатологии.
    Методика экспертного исследования основывается на анализе лингвистических, логико-психологических, психологических и иных методик.
    Специфика исследования письменной речи, проводимого с целью установления автора анонимного документа, обусловливает необходимость соблюдения ряда условий, почти тех же, что и при назначении почерковедческих экспертиз.
    Успех исследования зависит от качества и объема сравнительного материала. Записи отдельных слов не могут быть рассмотрены в качестве образцов, объем которых должен содержать не менее 500 слов. Не могут быть использованы сочинения, курсовые работы и подобные тексты.
    Свободные образцы должны соответствовать исследуемому тексту по языку изложения, времени выполнения и по состоянию автора. Это особенно важно для лиц молодого возраста, ибо по мере становления личности меняются ее интересы, социальная, национальная, профессиональная и иная среда.
    Данные требования относятся и к лицам пожилого возраста, когда могут быть допущены изменения, выражающиеся в упрощении и нарушении смысловой и
    языковых структур. Признаки письменной речи людей среднего возраста характеризуются более высокой устойчивостью.
    Эксперту должны быть сообщены сведения о возрасте, образовании, профессии проверяемого лица; использовании им определенного функционального стиля речи. Образцы должны быть выполнены в рамках того же функционального стиля
    (бытового, официально-делового, публицистического) и в той же форме письменной речи.
    Непригодны в качестве образцов публикации в журналах, газетах, сборниках, поскольку в результате редакторской и корректорской правки исчезают присущие им признаки.
    Экспериментальные образцы лучше получать в виде самостоятельного изложения, объяснения, автобиографии. Объем экспериментальных образцов должен быть большим, чтобы у экспертов могло сложиться мнение о письменной речи подозреваемого.
    Для установления исполнителя текста необходимо повести судебно-
    почерковедческую экспертизу. Методикой проведения указанной экспертизы разработаны требования, предъявляемые к сравнительным материалам:
    достоверность, сопоставимость, надлежащее качество и достаточное количество.
    Следователь должен убедиться, кем исполнен текст, направляемый им в качестве свободного образца (достоверность). Образцы должны быть изъяты в ходе обыска, выемки или другого следственного действия. Полученные таким образом свободные образцы должны быть осмотрены, о чем составлен протокол.
    Сопоставимость понимается так, что образцы должны быть исполнены тем же шрифтом, теми же графическими символами, буквами того же алфавита или цифрами.
    Надлежащее качество подразумевает, что образцы не должны допускать большого разрыва во времени, быть выполненными по возможности на сходной бумаге или бланке, аналогичным пишущим прибором и в тех же условиях.
    Достаточное количество – это такой объем образцов, который обеспечил бы возможность полного и всестороннего сопоставления всех признаков, содержащихся в исследуемом тексте. Единых рекомендаций по количеству дать невозможно, однако свободных образцов подписей нужно иметь не менее 10 (к ним можно отнести подписи в заявлениях, поручениях, доверенностях, ведомостях и др.). Экспериментальные образцы почерка отбираются в количестве 10–12 листов; подписей – не менее 20–30.
    Для решения судебно-почерковедческих задач могут быть представлены
    свободные образцы (выполненные вне связи с расследуемым событием и самим расследованием), условно-свободные (выполненные в связи с расследованием, но вне связи с производством экспертизы) и экспериментальные (исполненные по заданию следователя).
    В качестве свободных и условно-свободных образцов могут быть представлены личные письма, записи в тетрадях, дневники, характеристики, объяснения, жалобы, служебная переписка и тому подобные тексты.

    Экспериментальные образцы могут быть получены путем: диктовки текста, специально составленного для этой цели; самостоятельного письма, когда проверяемый по предложению следователя пишет произвольный текст
    (автобиографию, объяснение).
    Перед получением экспериментальных образцов следователь должен: заранее подготовить соответствующие материалы письма (бумагу по формату, качеству, линовке или аналогичный бланк); составить специальный текст для диктовки, содержащий сочетания букв или слова, имеющиеся в исследуемом тексте, создать условия, максимально приближенные к тем, в которых был выполнен исследуемый документ (освещенность, поза и т. п.). Иногда в интересах дела проверяемое лицо не должно доподлинно знать исследуемый текст.
    Методика получения экспериментальных образцов всегда определяется характером исследуемого документа. Текст следует диктовать четко, без выделения интонаций и расстановки знаков препинания. Темп диктовки может быть различным в зависимости от условий реконструируемой обстановки.
    Желательно воссоздать условия, близкие к тем, в которых был выполнен исследуемый текст (подпись). Получение экспериментальных образцов не должно унижать достоинства личности пишущего, поэтому любой необычный способ выполнения текста возможен лишь с его согласия.
    Вид и количество образцов находятся в прямой зависимости от исследуемого документа. Главное, чтобы, изучая имеющиеся материалы, следователь (эксперт) сформировал мнение о почерке. Если исследуемые тексты исполнены каким-либо шрифтом (печатным, чертежным) или левой рукой, то экспериментальные образцы помимо скорописного варианта должны быть выполнены таким же шрифтом или способом, которым изготовлен исследуемый текст.
    При использовании необычных материалов письма и пишущих приборов
    (ткань, фанера, заостренная спичка и т. д.) проверяемому предлагают исполнить текст подобными средствами.
    Наиболее сложным в почерковедческой экспертизе является исследование подписей. При выполнении подписей от имени существующих лиц в распоряжение эксперта обязательно должны быть представлены образцы подписей этих лиц. Это нужно для того, чтобы эксперт мог оценить совпадающие или различающиеся признаки, определить, какие из них возникли вследствие подражания подлинным подписям, а какие присущи признакам почерка исполнителя.
    Подписи необходимо отбирать на различных листках бумаги по 5–6 штук
    с интервалом во времени, чтобы исполнитель не воспроизводил каждую
    последующую подпись так же, как предыдущую.
    Эксперт, получив постановление о назначении почерковедческой экспертизы, внимательно изучает его, уясняет, какие вопросы перед ним поставлены. После этого необходимо ознакомиться с представленными материалами и решить, достаточно ли их для ответа на поставленные вопросы, а также соответствуют ли они предъявляемым требованиям. Если образцов
    недостаточно или они отличаются низким качеством, то эксперт может потребовать у следователя устранения имеющихся недостатков, представления новых образцов и т. д.
    Исследовательский этап экспертизы делится на стадии раздельного и сравнительного исследования.
    На первой стадии каждый из представленных документов изучается отдельно, с целью выделения общих и частных признаков почерка. Для этого рекомендуется составлять таблицу, в которую путем перерисовки вносятся наиболее характерные буквы из исследуемых текстов, элементы связей между знаками. Возможно изготовление фотокопий отдельных знаков, изготовленных в одном масштабе. На всех копиях, независимо от способа их изготовления, красителем, контрастным по цвету чернилам, которыми выполнялся исследуемый знак, рисуются стрелочки, указывающие на расположение и конфигурацию частного признака. Для выделения устойчиво повторяющихся признаков делается специальная отметка.
    В некоторых случаях уже в ходе раздельного исследования могут быть выдвинуты предположения о подделке рукописи. Например, в результате обобщения экспертной практики было установлено, что для подписей, подделываемых путем перерисовки, характерны тупые начала и окончания штрихов, перерывы и извилистость, утолщения при их исполнении.
    Обнаружение перечисленных признаков дает основания для предположительного вывода о подделке подписи, что должно быть проверено в ходе сравнительного исследования.
    В то же время эксперт должен знать наиболее типичные признаки подделки. Допустим, известно, что наиболее трудно воспроизводимыми признаками подписи являются форма движений при исполнении знаков и их элементов, размещение движений, их протяженность по вертикали и горизонтали и т. д.
    В процессе раздельного исследования эксперт должен обращать внимание на названные свойства изучаемых рукописей, выделять их особенности, чтобы позднее сравнить с аналогичными признаками других образцов.
    В ходе сравнительного исследования выявленные признаки сопоставляются, оценивается индивидуальная совокупность частных признаков и делается вывод об их тождестве или различии.
    На заключительной стадии формируются и аргументируются полученные выводы, составляется заключение эксперта.
    В настоящее время для проведения почерковедческой экспертизы все чаще используются компьютерные технологии, существенно расширяющие возможности экспертного исследования документов.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   27


    написать администратору сайта