Курсовая. Курсовая Шагдурова Т.. Тема личности в христианском богословии
Скачать 111.85 Kb.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Личность христианина предполагает веру в Бога и наличие Его качеств, таких как свободная воля, способность к милосердию, разумность, творческая направленность, жертвенная любовь. Развитие личности означает для христианина приближение к идеальному образцу человека, который дал в своем Лице Иисус Христос. Человек именно потому и является личностью, что он представляет собой образ личного Бога в мире. Человек существует в качестве личности по причине того, что являет собой образ Бога. Личность человека не определяется и не истекает из его природы, она должна, наоборот, уподоблять человеческую природу Божественному Первообразу. Способность быть личностью является сущностной для человека, ибо личность и природа соединяются в каждом в своеобразное единение, принципиально отличное от других созданных тварей. Однако, при этом, собственно человеческая личность к природным свойствам людей не может быть сведена, как непознаваем Бог и образ Его, что делает ее не исследуемой до конца для научных экспериментов. Становление и развитие личности происходит в сфере природного существования, в сфере социально-культурной жизни и в сфере религиозной церковной жизни. О соотношении понятий «образ Божий» и «личность» можно говорить, понимая под понятием «личность» конкретную совокупность примеров личного поведения Иисуса Христа, которые рассмотрены в текстах Нового Завета, также как и их взаимосвязь с христианскими ценностями. Христологический подход в Новом Завете и тринитарное богословие, разработанное впоследствии Священным Преданием Церкви, показало человечеству новый аспект человеческой реальности ― аспект личности. В жизни Церкви человеку преподносится не только идеал нравственного совершенства, открываемый в евангельском образе Богочеловека, но и даруется сверхъестественная благодать, которая ведет человека к обо́жению и святости и тем самым содействует выполнению стоящей перед ним задачи его становления и формирования как духовной и преображенной личности, вступившей в новую жизнь со Христом. В своем главном и непреходящем значении ценность человеческой личности, нравственный смысл ее самоопределения в мире и причастность ее к высшей и абсолютной жизни в Боге столь незыблемы, универсальны и вечны. Однако на фоне всей экстенсивно воспринимаемой и переживаемой действительности нравственное начало в человеческой личности, противостоящее тенденции инерции и распада, ведет жизнь личности к оформлению в устойчивую и целостную структуру, и эта нравственная задача личности должна быть понята как необходимая предпосылка ее освящения Божественной благодатью и введения в порядок нетления и вечности. Только сокровища духа, только деяния, созидающие личность, являются той высшей и абсолютной целью, ориентируясь на которую человек вступает в область благодатно преображенного бытия в его полноте, неисчерпаемости и славе. СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ Афанасий Великий, свт. На воплощение Слова // Творения в 4 т. Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1902–1904. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы/ Под ред. О.С. Газмана. М.,1989. Бердяев Н.А. Эрос и личность: Философия пола и любви. М.: Прометей, 1989. Буфеев С.В. Православное понимание личности / Развитие личности. М., 2004. № 2. Василий Великий, свт. Против Евномия // Творения. Сергиев Посад: Издательство Троице–Сергиевой Лавры, 1900. Ведерников А. Проблема предания в православном богословии // Журнал Московской Патриархии. № 9. М., 1961. Григорий Богослов, свт. О Святом Духе // Творения. В 2 т. ― Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. Григорий Богослов, свт. Собрание творений: В 2 т. М.: СТСЛ, 1994. Т.1. Григорий Богослов, свт. Слово 45 на Святую Пасху. Т. 1. ― Сергиев посад: Издательство Троице–Сергиевой Лавры, 1994. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. М., 1995. Гумилев Л.Н. Этногенез и этносфера // Природа, 1970, №1, №2. Завершинский Г., свящ. Богословие диалога: персональный подход // Церковь и время. 2003. №4 (25). Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви. М., 2006. Иустин Попович, прп. Философские пропасти // Собрание сочинений в 5 т. М.: Издательство Паломник, 2004 - 2007. Карташев А. В. Вселенские Соборы. Клин: Республика, 2002 Киприан (Керн), архим. Антропология святителя Григория Паламы. Диссертация на степень Доктора Церковных Наук. ― Париж: Православный Богословский институт, 1950. Клеман О. Вопросы о человеке // Беседа. 1988. №7. Кураев А., диак. Христианская философия и пантеизм. М., 1997. Лега В.П. Проблема личности: святоотеческий и философский подходы // Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 1992-1996 гг. М., 1996. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. Лосский В.Н. По образу и подобию. М., 1995. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // Богословие и Боговидение. М., 2000. Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. Послание 236 к Амфилохию Иконийскому. Раздел 2. Гл.1. ― СПб.: Издательство Axioma, 2006. Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. Раздел 3. Гл. 1. СПб.: Axioma, 2006. Новиков Д.В. Основы христианской антропологии. М., 2003. Обожение: основы и перспективы православной антропологии / Панайотис Неллас ; [пер. с англ. Н. Б. Ларионова]. - Москва : Никея, 2011. - 300 Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Восточной Церкви. М.: Синодальная типография, 1837. Раннехристианские отцы церкви: Мужи апостольские и апологеты: Антология. Брюссель: Жизнь с Богом, 1978. - 735 с. Свешников Владислав, протоиерей. Очерки христианской этики. М., 2001. Свт. Василий Великий. Цит. по: Бобринский Б., протопр. Тайна Пресвятой Троицы. Очерк догматического богословия. М., 2005. Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой. Составлено протоиереем Стефаном Кашменским. Пермь: Издательство Панагия, 2002. Флоренский Павел, священник. Из богословского наследия // Богословские труды. 1977. Т. 17. Флоровский Г., прот. Восточные отцы 5-8 веков. М., 1992. Флоровский Г.В. Век патристики и эсхатология // Избранные богословские статьи. М., 2000. Флоровский Г.В. Святой Григорий Палама и предание отцов // Избранные богословские статьи. М., 2000. Чурсанов С.А. Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии XX века. М., 2008. Юнг, К. Г. Психологические типы / под ред. В. Зеленского; пер. С. Лорие. СПб.:Азбука, 2001. Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992. Яннарас Х. Избранное: Личность и Эрос. М., 2005. 1 Флоровский Г.В. Век патристики и эсхатология // Избранные богословские статьи. М., 2000. С.239. 2 Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С.644. 1Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. М., 1992. С. 62. 2Бердяев Н.А. Эрос и личность: Философия пола и любви. М.: Прометей, 1989. 3Вышеславцев Б. П. Образ Божий в существе человека // Путь. – № 49. – 1935. – С.48-71. 4 Карсавин Л. П. О личности //Религиозно - философские сочинения. М.: «Ренессанс», 1992. С.3-35. 1 Панайотис Неллас. Обожение, основы и перспективы православной антропологии. М.: Издательство Никея, 2011. С. 26. 1 Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. 1 Иустин Попович, прп. Философские пропасти // Собрание сочинений в 5 т. М.: Издательство Паломник, 2004 - 2007. ― С. 33. 2 Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. 1 Гумилев Л.Н. Этногенез и этносфера // Природа, 1970, №1, стр.46-55; №2, стр.43-50. 1 Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой. Составлено протоиереем Стефаном Кашменским. Пермь: Издательство Панагия, 2002. С. 13. 1 Афанасий Великий, свт. На воплощение Слова // Творения в 4 т. ― Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1902–1904. ― С. 19. 2 Ведерников А. Проблема предания в православном богословии // Журнал Московской Патриархии. № 9. ― М., 1961. ― С. 42. 3 Василий Великий, свт. Против Евномия // Творения. ― Сергиев Посад: Издательство Троице–Сергиевой Лавры, 1900. ― С. 49. 4 Григорий Богослов, свт. Слово 45 на Святую Пасху. Т. 1. ― Сергиев посад: Издательство Троице–Сергиевой Лавры, 1994. ― С. 79. 5 Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. Послание 236 к Амфилохию Иконийскому. Раздел 2. Гл.1. ― СПб.: Издательство Axioma, 2006. ― С. 49. 1 Карташев А. В. Вселенские Соборы. Клин: Республика, 2002. ― С. 140-141. 2 Григорий Богослов, свт. О Святом Духе // Творения. В 2 т. ― Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. ― С. 56. 3 Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. Раздел 3. Гл. 1. СПб.: Издательство Axioma, 2006. ― С. 58. 1 Василий Великий, свт. Против Евномия // Творения. Сергиев Посад: Издательство Троице–Сергиевой Лавры, 1900. С. 125. 2 Православное исповедание Кафолической и Апостольской Восточной Церкви. М.: Синодальная типография, 1837. С. 15. 1 Раннехристианские отцы церкви: Мужи апостольские и апологеты: Антология. Брюссель : Жизнь с Богом, 1978. С. 57. 1 Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой. Составлено протоиереем Стефаном Кашменским. Пермь: Издательство Панагия, 2002. С. 13. 2 Киприан (Керн), архим. Антропология святителя Григория Паламы. Диссертация на степень Доктора Церковных Наук. ― Париж: Православный Богословский институт, 1950. С. 57. 3 Григорий Нисский, свт. Догматические сочинения в 2 т. Т.1. Краснодар: Издательство Текст, 2006. С. 175. 1 Буфеев С.В. Православное понимание личности / Развитие личности. М., 2004. № 2. С. 102–107. 1 Юнг, К. Г. Психологические типы / под ред. В. Зеленского; пер. С. Лорие. СПб.: Азбука, 2001. 1 Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. 2 Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы/ Под ред. О.С. Газмана. М.,1989. 1 Флоренский Павел, священник. Из богословского наследия // Богословские труды. 1977. Т. 17. С. 83-248. 1 Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. 1 Лосский В.Н. По образу и подобию. М., 1995. С 106. 2 3 Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. 1 Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // Богословие и Боговидение. М., 2000. С.290. 1 Лега В.П.Проблема личности: святоотеческий и философский подходы // Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 1992-1996 гг. М., 1996. С.283. 1 Чурсанов С.А. Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии XX века. М., 2008. С.37. 1 Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992. С.70. 1 Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // Богословие и Боговидение. М., 2000. С.290. 1 Чурсанов С.А. Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии XX века. М., 2008. С.37. 1 Лега В.П. Проблема личности: святоотеческий и философский подходы // Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 1992-1996 гг. М., 1996. С.283. |