Главная страница
Навигация по странице:

  • Интерпретация рисунков. Размещение рисунка.

  • Детали. Ориентация в задании.

  • «Дом». Дом вдали - чувство отвергнутости (отверженности).Стены.

  • Дополнения. Дополнений нет.Общий вид.

  • «Человек». Голова. Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Голова маленькая - переживание интеллектуальной неадекватности.Шея.

  • Туловище. Символизирует мужественность.Туловище слишком крупное - наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.Лицо.

  • Волосы. Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову - субъектом управляют враждебные чувства.Конечности.

  • Фон. Окружение. Фона нет.«Дерево». Корни.

  • Симптомокомплексы агрессивности в тесте

  • Итого

  • Практикум по психодиагностике. Тема Метод наблюдения


    Скачать 294.49 Kb.
    НазваниеТема Метод наблюдения
    Дата21.10.2021
    Размер294.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактикум по психодиагностике.docx
    ТипПрограмма
    #252574
    страница18 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

    Бланк Пост-Рисуночного Опроса (ПРО).

    Ч1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)? Женщина

    Ч2. Сколько ему (ей) лет? 30

    Ч3. Кто он? Я

    Ч4. Это ваш родственник, друг или кто-нибудь другой? Я

    Ч5. О ком вы думали, когда рисовали? О себе

    Ч6. Что он делает? (и где он в это время находится?) Работает на работе

    Ч7. О чем он думает? О деньгах

    Ч8. Что он чувствует? Предвкушение зарплаты

    Ч9. О чем вас заставляет думать нарисованный человек? Я не умею рисовать людей.

    Ч10. Кого вам напоминает этот человек? Меня

    Ч11. Этот человек здоров? Да

    Ч12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Улыбка

    Ч13. Этот человек счастлив? Да

    Ч14. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Улыбка

    Ч15. Что вы чувствуете по отношению к этому человеку? Забавная

    Ч16. Считаете ли вы, что это характерно для большинства людей? Почему? Да, не знаю

    Ч17. Какая на ваш взгляд погода на рисунке? Солнечная, теплая, лето

    Ч18. Кого напоминает вам этот человек? Почему? Себя

    Ч19. Чего больше всего хочет человек? Почему? Независимость от материальных проблем. Устал работать за копейки.

    Ч20. Как одет этот человек? По-летнему
    Др1. Что это за дерево? Тополь

    Др2. Где в действительности находится это дерево? Нигде

    Др3. Каков приблизительный возраст этого дерева? 30

    Др4. Это дерево живое? Да

    Др5.

    1. (Если, испытуемый считает, что дерево живое):

    1. Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое? Крона, листья

    2. Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно? Нет, оно все живое

    3. Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева? От старости, столько не живут.

    4. Как вы думаете, когда это произошло? Когда дереву будет 1000 лет, я не знаю сколько растут тополя.




    1. (Если испытуемый считает, что дерево мертвое): ---

    1. Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?----

    2. Как вы думаете, когда это произошло?----


    Др6. Как вы думаете, на кого это дерево больше похоже на мужчину или на женщину? На женщину

    Др7. Что именно в рисунке подтверждает вашу точку зрения? Оно стройное, ветвистое, плодородное

    Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел? Прямо

    Др9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев? Отдельно

    Др10. Когда вы смотрите на рисунок дерева, как вам кажется, оно расположено выше вас, ниже вас или находится на одном уровне с вами? Выше

    Др11. Как вы думаете, какая погода на этом рисунке? Лето жара, безветренно

    Др12. Есть ли на рисунке ветер? Нет

    Др13. Покажите мне, в каком направлении дует ветер? Нет ветра

    Др14. Расскажите подробнее, что это за ветер?---

    Др15. Если бы на этом рисунке вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось? Слева

    Др16. Как вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе? На юге

    Др17. О чем заставляет вас думать это дерево? Прохлада в зной

    Др18. О чем оно вам напоминает? Лето

    Др19. Это дерево здоровое? Да

    Др20. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Гладкие ствол и ветки, буйная листва

    Др21. Это дерево сильное? Да

    Др22. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Корни мощные

    Др23. Кого вам напоминает это дерево? Почему? Меня, у меня такая же сильная родовая (родители, дедушки-бабушки, прародители), а я стройная молодая, плодовитая (у меня 3 детей).

    Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему? Любви, потому что без любви все дохнет.

    Др25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву), был человек, то кто бы это мог быть? ребенок
    Д1. Сколько этажей у этого дома? 1

    Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь? Дерево

    ДЗ. Это ваш дом? (если нет, то чей он?) Да

    Д4. Когда вы рисовали этот дом, кого вы представляли себе в качестве его хозяина? Себя

    Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был вашим? Почему? Он мой, это так и есть

    Д6. Если бы этот дом был вашим, и вы бы могли распоряжаться им, так как вам хочется:

    1. Какую комнату вы бы выбрали для себя? Почему? Спальню

    2. С кем бы вы хотели жить в этом доме? Почему? С мужем, люблю его.


    Д7. Когда вы смотрите на рисунок дома, он вам кажется расположенным близко или далеко? Не вблизи.

    Д8. Когда вы смотрите на рисунок дома, вам - кажется, что он расположен выше вас, ниже вас или примерно на одном уровне с вами? Выше

    Д9. О чем вас заставляет думать этот дом? Это мой дом

    Д10. О чем он вам напоминает? О доме

    Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный? Да

    Д12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Чистые стекла

    Д13. Считаете ли вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему? Да, все чистоплотные

    Д14. Какая, по вашему мнению, погода на этом рисунке? Тепло

    Д15. О ком вас заставляет думать этот дом? Почему? О семье, это признак семьи

    Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему? В семье, пустой дом быстрее разрушается

    Д17. Куда ведет этот дымоход? В небо

    Д18. Куда ведет эта дорожка? ----

    Д19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть? Не знаю

    Интерпретация рисунков.

    Размещение рисунка.

    Выход за правый край листа - желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией.

    Контуры очень прямые - ригидность.
    Детали.

    Ориентация в задании.

    Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его - критерии неутерянного контакта с реальностью.

    Принятие задания с минимальным протестом -хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

    Извинения из-за рисунка - недостаточная уверенность.

    По ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность - быстрое истощение.

    Название рисунка - экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность.

    Подчеркнута левая половина рисунка - идентификация с женским полом.

    Упорно рисует, несмотря на трудности - хороший прогноз, энергичность.


    Многоплановые критерии.

    Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка - сфера конфликта.

    Контур. Нажим. Штриховка. Расположение Мало гнутых линий, много острых углов - агрессивность, плохая адаптация.

    Закругленные (округленные) линии - женственность.

    Энергичные, уверенные штрихи - настойчивость, безопасность.

    Линии неодинаковой яркости - напряжение. Тонкие продленные линии - напряжение.

    Разрыв контура - сфера конфликтов. Подчеркнута линия - тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).

    Зубчатые, неровные линии - дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии - амбиции, рвение.

    Яркая линия - грубость.

    Сильный нажим - энергичность, настойчивость. Большая напряженность.

    Легкие линии - недостаток энергии. Легкий нажим - низкие энергетические ресурсы, скованность.

    Линии с нажимом - агрессивность, настойчивость.

    Неровный, неодинаковый нажим - импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

    Изменчивый нажим - эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.
    Длина штрихов.

    Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет - удлиняются.

    Прямые штрихи - упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи - импульсивное поведение. Ритмичная штриховка - чувствительность, сочувствие, раскованность.

    Короткие, эскизные штрихи - тревога, неуверенность. Штрихи угловатые, скованные - напряженность, замкнутость.

    Вертикальные штрихи - упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

    Штриховка справа налево - интроверсия, изоляция. Штриховка слева направо - наличие мотивации. Штриховка от себя - агрессия, экстраверсия. Стирания - тревожность, опасливость. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) - это хороший знак.

    Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) - внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).

    Большой рисунок - экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.

    Недостаток симметрии - незащищенность.

    Рисунок на весь лист - компенсаторное превознесение себя в воображении.
    «Дом».

    Дом вдали - чувство отвергнутости (отверженности).
    Стены.

    Стена: контуры линии слишком акцентированы - сознательное стремление сохранить контроль.
    Двери.

    Двери (одна или несколько), задние или боковые - отступление, отрешенность, избегание.

    Двери боковые (одна или несколько) - отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность.
    Дым.

    Дым нет, лето.
    Окна.

    Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок - отсутствие стремления скрывать свои чувства.
    Крыша.

    Крыша, жирный контур, несвойственный рисунку, - фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.

    Крыша, толстый контур края - чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

    Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены - усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.
    Дополнения.

    Дополнений нет.
    Общий вид.

    Помещение рисунка на краю листа - генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:

    1. правая сторона - будущее;

    2. указывающая на специфику переживаний: левая сторона - эмоциональные, правая - интеллектуальные.


    Перспектива.

    Перспектива, рисунок изображен вдали - желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует.
    «Человек».

    Голова.

    Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

    Голова маленькая - переживание интеллектуальной неадекватности.


    Шея.

    Орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.

    Толстая короткая шея-уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.
    Плечи, их размеры.

    Признак физической силы или потребности во власти.

    Плечи мелкие - ощущение малоценности, ничтожности. Плечи слишком угловатые - признак чрезмерной осторожности, защиты.

    Плечи покатые - уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.
    Туловище.

    Символизирует мужественность.

    Туловище слишком крупное - наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.
    Лицо.

    Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.

    Глаза выпучены - грубость, черствость.

    Длинные ресницы - кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

    Рот клоуна - вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
    Волосы.

    Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову - субъектом управляют враждебные чувства.
    Конечности.

    Руки - орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.

    Широкие руки (размах рук) - интенсивное стремление к действию.

    Руки шире у ладони или у плеча - недостаточный контроль действий и импульсивность.

    Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны - субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

    Руки за спиной - нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.

    Руки слишком длинные - чрезмерно амбициозные стремления.

    Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне - социально-ролевой конфликт.

    Сужающиеся руки и ноги - женственность. Руки длинные - желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

    Руки неясно очерчены - нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

    Ноги непропорционально длинные-сильная потребность независимости и стремление к ней.

    Ноги слишком короткие - чувство физической или психологической неловкости.

    Рисунок начат со ступней и ног - боязливость. Ступни не изображены - замкнутость, робость. Ноги широко расставлены - откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

    Ноги неодинаковых размеров - амбивалентность в стремлении к независимости.
    Поза.

    Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой и левой стороне - отсутствие личного равновесия.

    Человек без определенных частей тела указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

    Человек в плавном легком шаге - хорошая приспособляемость.

    Человек - абсолютный профиль - серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

    Профиль амбивалентный - определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны - особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

    Неуравновешенная стоячая фигура - напряжение.
    Фон. Окружение.

    Фона нет.
    «Дерево».

    Корни.

    Корни меньше ствола - тяга к спрятанному, закрытому.

    Корни в виде двух линий - способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

    Симметрия - стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы.

    Расположение на листе двойственное - отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция - желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.

    Расположение слева направо - увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

    Форма листвы.

    Круглая крона - экзальтированность, эмоциональность. Круги в листве - поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.

    Ветви вверх - энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны - поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему.

    Листва из кривых линий - восприимчивость, открытое принятие окружающего.

    Толстые ветви - хорошее различение действительности.

    Листва как узор - женственность, приветливость, обаяние.
    Ствол.

    Заштрихованный ствол - внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

    Ствол в форме разломанного купола - желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.

    Листва тонкими линиями-тонкая чувствительность, внушаемость.

    Ствол линиями с нажимом - решительность, активность, продуктивность.

    Линии ствола кривые - активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

    Ствол открыт и связан с листвой - высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.

    Ствол оторван от земли - недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.

    Ствол расширяется книзу - поиск надежного положения в своем кругу.

    Три четверти листа - хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком - хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

    Высота листа (страница делится на восемь частей):

    1/2 - интериоризация, надежды, компенсаторные мечты;
    Земля.

    Земля изображена несколькими различными чертами - действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа - спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.

    Первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.
    Симптомокомплексы агрессивности в тесте


    Симптомо

    комплекс

    Симптом

    Балл

    Враждебность

    15.

    Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову

    0,1,2

    21.

    Крона – клубок

    0,1,2




    Итого:

    2

    Конфликтностъ

    6.

    Явное несоответствие качества одного из рисунков

    0,2




    Итого:

    2

    Агрессивность

    12.

    Линии с нажимом

    0,1,2

    13.

    Штриховка от себя

    0,1,2

    15.

    Штриховка ствола

    0,1

    Итого:

    5
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта