Главная страница
Навигация по странице:

  • Бланк Пост-Рисуночного Опроса (ПРО).

  • Интерпретация рисунков. Размещение рисунка.

  • Детали. Недостаточная детализация – тенденции к замкнутости.Ориентация в задании.

  • «Дом». Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.Стены.

  • Дополнения. Дополнений нет.Общий вид.

  • «Человек». Голова. Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Голова средняяШея.

  • Туловище. Символизирует мужественность.Туловище угловатое или квадратное – мужественность.Лицо.

  • Волосы. Волос нет.Конечности.

  • Фон. Окружение. Нет фона.«Дерево». Корни.

  • Симптомокомплексы агрессивности в тесте

  • Выводы: Методики неоконченных предложений

  • Дом, дерево, человек (ДДЧ Дж. Бук)

  • Практикум по психодиагностике. Тема Метод наблюдения


    Скачать 294.49 Kb.
    НазваниеТема Метод наблюдения
    Дата21.10.2021
    Размер294.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактикум по психодиагностике.docx
    ТипПрограмма
    #252574
    страница19 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

    Респондент №2

    Дом, дерево, человек (ДДЧ Дж. Бук)

    Богданов Сергей Владимирович, 35 лет

    1. следующие аспекты, касающиеся времени:

    (а) количество времени, прошедшее с момента предоставления исследователем инструкции до того момента, когда испытуемый приступил к рисованию = 30 секунд;

    (б) длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования (соотнося ее с выполнением той или иной детали) = 0 секунд;

    (в) общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция и до того, когда он сообщил что полностью закончил рисунок = 55 секунд;

    1. названия деталей рисунков дома, дерева и человека, в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым, последовательно пронумеровывая их. Отклонения от последовательности изображения деталей, возникающие в работе хорошо приспособленных испытуемых, обычно оказываются значимыми; точная запись такого случая необходима, поскольку упущение из внимания исследователя отклонение испытуемого может помешать достаточно качественно оценить завершенный рисунок в целом:

    Дом: 1,2,-треугольник, 3,4,5- продолжение крыши, 6-труба, 7,8,9- стены, 10-пол, 11-окно, 12- окно, 13- дверь.

    Дерево: 1-край кроны, листья, 2-ствол, 3-земля, 4-штрихи, листва.

    Человек: 1-голова, 2,3-глаза, 4-нос, 5-рот, 6,7-руки, 8-рука, 9,10-туловище, 11,12-ноги.

    1. все спонтанные комментарии (по возможности дословно), сделанные испытуемым в процессе рисования дома, дерева и человека и соотнести каждый такой комментарий с последовательностью деталей. Процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии на первый взгляд совершенно не соответствующие изображаемым объектам которые, тем не менее, могут предоставить много интересной информации об испытуемом: Рисовал молча, без комментариев;

    2. любую эмоцию (самую незначительную), проявленную испытуемым в процессе выполнения теста и связать это эмоциональное выражение с изображаемой в этот момент деталью: смущение, что некрасиво.


    Бланк Пост-Рисуночного Опроса (ПРО).

    Ч1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)? Мальчик

    Ч2. Сколько ему (ей) лет? 10

    Ч3. Кто он? Школьник

    Ч4. Это ваш родственник, друг или кто-нибудь другой? Сын

    Ч5. О ком вы думали, когда рисовали? О сыне

    Ч6. Что он делает? (и где он в это время находится?) На улице

    Ч7. О чем он думает? О родителях

    Ч8. Что он чувствует? Радость

    Ч9. О чем вас заставляет думать нарисованный человек? О сыне

    Ч10. Кого вам напоминает этот человек? Сына

    Ч11. Этот человек здоров? Да

    Ч12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Радостный

    Ч13. Этот человек счастлив? Да

    Ч14. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Улыбка

    Ч15. Что вы чувствуете по отношению к этому человеку? Нежность

    Ч16. Считаете ли вы, что это характерно для большинства людей? Почему? Да по тому, что сын

    Ч17. Какая на ваш взгляд погода на рисунке? Солнечная

    Ч18. Кого напоминает вам этот человек? Почему сына, потому что рисовал сына

    Ч19. Чего больше всего хочет человек? Почему? Счастья удачи

    Ч20. Как одет этот человек? В куртку
    Др1. Что это за дерево? Тополь

    Др2. Где в действительности находится это дерево? Возле дома

    Др3. Каков приблизительный возраст этого дерева? 50 лет

    Др4. Это дерево живое? Да

    Др5.

    1. (Если, испытуемый считает, что дерево живое):

    1. Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое? Листья

    2. Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно? –

    3. Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева? –

    4. Как вы думаете, когда это произошло? –




    1. (Если испытуемый считает, что дерево мертвое):

    1. Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева? –

    2. Как вы думаете, когда это произошло? –


    Др6. Как вы думаете, на кого это дерево больше похоже на мужчину или на женщину? Ни на кого

    Др7. Что именно в рисунке подтверждает вашу точку зрения? Не знаю

    Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел? Прямо

    Др9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев? Отдельно

    Др10. Когда вы смотрите на рисунок дерева, как вам кажется, оно расположено выше вас, ниже вас или находится на одном уровне с вами? На уровне

    Др11. Как вы думаете, какая погода на этом рисунке? Солнечная

    Др12. Есть ли на рисунке ветер? Нет

    Др13. Покажите мне, в каком направлении дует ветер? –

    Др14. Расскажите подробнее, что это за ветер? –

    Др15. Если бы на этом рисунке вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось? Наверху

    Др16. Как вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе? Наверху

    Др17. О чем заставляет вас думать это дерево? Ни о чем

    Др18. О чем оно вам напоминает? Никого

    Др19. Это дерево здоровое? Да

    Др20. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Не знаю

    Др21. Это дерево сильное? Да

    Др22. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Не знаю

    Др23. Кого вам напоминает это дерево? Почему? Никого

    Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему? Ни в чем не нуждается

    Др25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву), был человек, то кто бы это мог быть? Не знаю
    Д1. Сколько этажей у этого дома? 1

    Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь? Деревянный

    ДЗ. Это ваш дом? (если нет, то чей он?) Да

    Д4. Когда вы рисовали этот дом, кого вы представляли себе в качестве его хозяина? Себя

    Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был вашим? Почему? Нарисовал свой дом и все

    Д6. Если бы этот дом был вашим, и вы бы могли распоряжаться им, так как вам хочется:

    1. Какую комнату вы бы выбрали для себя? Почему? Спальня

    2. С кем бы вы хотели жить в этом доме? Почему? С семьей и все


    Д7. Когда вы смотрите на рисунок дома, он вам кажется расположенным близко или далеко? Близко

    Д8. Когда вы смотрите на рисунок дома, вам – кажется, что он расположен выше вас, ниже вас или примерно на одном уровне с вами? На одном уровне

    Д9. О чем вас заставляет думать этот дом? О доме

    Д10. О чем он вам напоминает? О моем доме

    Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный? Да

    Д12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Нарисовал свой дом

    Д13. Считаете ли вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему? Нет

    Д14. Какая, по вашему мнению, погода на этом рисунке? Солнечная

    Д15. О ком вас заставляет думать этот дом? Почему? О семье и все

    Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему? Ни в чем

    Д17. Куда ведет этот дымоход? Наверх

    Д18. Куда ведет эта дорожка? Нет дорожки

    Д19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть? Я

    Интерпретация рисунков.

    Размещение рисунка.

    Размещение рисунка над центром листа – чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

    1.субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;

    2.субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);

    3.субъект склонен держаться в стороне.

    Размещение рисунка в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

    Контуры очень прямые – ригидность.

    Контур эскизный, применяемый постоянно – в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем – указание на неспособность к четкой позиции.
    Детали.

    Недостаточная детализация – тенденции к замкнутости.
    Ориентация в задании.

    Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его – критерии неутерянного контакта с реальностью.

    Извинения из-за рисунка – недостаточная уверенность.

    Сопротивление, отказ от рисования – скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.
    Многоплановые критерии.

    Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка – сфера конфликта.

    Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы – зависимость.

    Контур. Нажим. Штриховка. Расположение Мало гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.

    Закругленные (округленные) линии – женственность. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров – грубость, черствость.

    Линии неодинаковой яркости – напряжение. Тонкие продленные линии – напряжение.

    Эскизный контур – тревога, робость. Разрыв контура – сфера конфликтов. Зубчатые, неровные линии – дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии – амбиции, рвение.

    Яркая линия – грубость.

    Сильный нажим – энергичность, настойчивость. Большая напряженность.

    Линии с нажимом – агрессивность, настойчивость.

    Неровный, неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

    Изменчивый нажим – эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.
    Длина штрихов.

    Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет – удлиняются.

    Прямые штрихи – упрямство, настойчивость, упорство.

    Штрихи угловатые, скованные – напряженность, замкнутость.

    Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи – незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.

    Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

    Штриховка справа налево – интроверсия, изоляция. Штриховка слева направо – наличие мотивации.

    Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) – внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).

    Маленькие фигуры – тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

    Рисунок у самого края листа – зависимость, неуверенность в себе.
    «Дом».

    Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.
    Стены.

    Контур задней стены значительно ярче (толще) по сравнению с другими деталями – субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

    Стена: контуры линии слишком акцентированы – сознательное стремление сохранить контроль.

    Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.
    Двери.

    Двери боковые (одна или несколько) – отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность.

    Двери очень маленькие – нежелание впускать в свое «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.
    Дым.

    Дыма нет.
    Окна.

    Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок – отсутствие стремления скрывать свои чувства.
    Крыша.

    Крыша – сфера фантазии.

    Крыша, тонкий контур края – переживание ослабления контроля фантазии.
    Дополнения.

    Дополнений нет.
    Общий вид.

    Помещение рисунка на краю листа – генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:

    -левая – прошлое;

    -указывающая на специфику переживаний: левая сторона – эмоциональные.

    Перспектива.

    Перспектива, рисунок изображен вдали – желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует.
    «Человек».

    Голова.

    Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Голова средняя
    Шея.

    Орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.

    Подчеркнута шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле.
    Плечи, их размеры.

    Признак физической силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно крупные-ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

    Плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты.

    Плечи широкие – сильные телесные импульсы.
    Туловище.

    Символизирует мужественность.

    Туловище угловатое или квадратное – мужественность.
    Лицо.

    Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы – сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

    Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

    Лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.
    Волосы.

    Волос нет.
    Конечности.

    Руки – орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.

    Широкие руки (размах рук) – интенсивное стремление к действию.

    Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны – субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

    Руки длинные и мускулистые – субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

    Руки слишком длинные – чрезмерно амбициозные стремления.

    Руки слишком крупные – сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

    Руки изображены близко к телу – напряжение. Большие руки и ноги у мужчины – грубость, черствость. Сужающиеся руки и ноги – женственность. Руки длинные – желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

    Руки, повернутые в стороны, достающие что-то – зависимость, желание любви, привязанности.

    Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

    Руки сильные – агрессивность, энергичность. Рука как боксерская перчатка – вытесненная агрессия.

    Руки неясно очерчены – нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

    Руки большие- компенсация ощущаемой слабости и вины.

    Пальцы отделены (обрублены) – вытесненная агрессия, замкнутость.

    Ноги непропорционально длинные-сильная потребность независимости и стремление к ней.

    Ноги слишком короткие – чувство физической или психологической неловкости.

    Рисунок начат со ступней и ног – боязливость. Ступни не изображены – замкнутость, робость. Ноги широко расставлены – откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

    Ноги неодинаковых размеров – амбивалентность в стремлении к независимости.

    Ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость.
    Поза.

    Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой и левой стороне – отсутствие личного равновесия.

    Человек без определенных частей тела указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).
    Фон. Окружение.

    Нет фона.
    «Дерево».

    Корни.

    Корни меньше ствола – тяга к спрятанному, закрытому.

    Корни в виде двух линий – способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

    Симметрия – стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы.

    Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция – желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.

    Расположение слева направо – увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.
    Форма листвы.

    Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность.

    Листва-сетка, более или менее густая – большая или меньшая ловкость во избежание проблемных ситуаций.

    Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего.

    Пальма – стремление к перемене мест. Листва-сетка – уход от неприятных ощущений.
    Ствол.

    Заштрихованный ствол – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

    Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми – может самоутверждаться и действовать свободно.

    Листва тонкими линиями-тонкая чувствительность, внушаемость.

    Ствол линиями с нажимом – решительность, активность, продуктивность.

    Линии ствола прямые-ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.

    Линии ствола кривые – активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

    «Вермишель» - тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

    Ствол открыт и связан с листвой – высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.

    Ствол оторван от земли – недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.

    Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу.

    Общая высота – нижняя четверть листа – зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.

    Высота листа (страница делится на восемь частей):

    ½ – интериоризация, надежды, компенсаторные мечты.
    Земля.

    Земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.

    Первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.
    Симптомокомплексы агрессивности в тесте


    Симптомо

    комплекс

    Симптом

    Балл

    Враждебность

    2

    Дерево с краю листа

    0,1

    5

    Крона – клубок

    0,1,2




    Итого:

    2

    Конфликтностъ

    1

    Отказ рисовать какой-либо объект

    0,2




    Итого:

    2

    Агрессивность

    1

    Руки сильные

    0,1,2




    Итого:

    2

    Выводы:

    Методики неоконченных предложений

    У обоих респондентов 10 и 11 темы (соответственно «Страх и опасение» и «Сознание вины») имеют отрицательное отношение, но разные показатели: у первого – резкое отрицательное сознание вины, а у второго – страх и опасение. В остальном настрой положительный.

    Дом, дерево, человек (ДДЧ Дж. Бук)

    На основании проведенного исследования, можно подвести общие итоги:

    Респондент №1 достаточно агрессивен 5 баллов, конфликтен-2 балла, враждебен -2 балла, что символизирует потребность в защитной агрессии. Респондент общителен, но достаточно закрыт. Все рисунки ассоциировались с семьей

    Респондент №2 немного агрессивен 2 баллов, конфликтен-2 балла, враждебен -2 балла, что символизирует потребность в защитной агрессии. Респондент не общительный, замкнутый. Все рисунки ассоциировались с семьей.

    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта