тема 8.биоэтика Ондар. Тема Моральноэтические проблемы вмешательства в репродукцию человека (2 ч.) Ондар АйдаСай 104 гр,пф основная цель
Скачать 38 Kb.
|
Тема 8. Морально-этические проблемы вмешательства в репродукцию человека (2 ч.) Ондар Айда-Сай 104 гр,ПФ Основная цель: – формирование знаний о врачебной этике в сфере репродукции человека Задачи занятия: определить социальные и этические проблемы, связанные с репродукцией человеческих ресурсов; выявить дискуссионные проблемы, порождаемые применением НРТ и искусственным прерыванием зарождающейся жизни; указать на необходимость уважать выбор пациентов, защищать неприкосновенность частной жизни, как основу человеческого достоинства пациентов и сохранять конфиденциальность (врачебную тайну); усвоить основные нормативные и законодательные международные и Российские документы, регламентирующие правовое и этическое поведение врача в репродуктивной сфере. Основная часть занятия Рассмотреть основные вопросы семинарского занятия. История развития проблемы искусственного аборта в России. Современное правовое регулирование искусственного прерывания беременности. Основные моральные позиции по отношению к аборту. Альтернативы аборту в международных и российских этических документах. Новые репродуктивные технологии. Этические проблемы и правовая регламентация, связанные с НРТ. Суррогатное материнство и его этические и нормативные проблемы. 1Вопрос: Начатом профессиональной врачебной этики является, безусловно, врачебная этика, сформулированная Гиппократом. Гак вот уже в V веке до н.э. Гиппократ в своей Клятве четко фиксирует: "Я не вручу никакой женщине абортивного предписания". И обращаю ваше внимание на один интересный и принципиальный момент - это V век до нашей эры, это языческая культура, это время очень мощного влияния великих моралистов Древней Греции Платона и Аристотеля, для которых самоубийства и аборт были абсолютно этически приемлемыми действиями. И даже, несмотря на то. что великие моралисты древности принимали аборт как средство регулирования рождаемости, и принимали убийство и самоубийство как формы окончания человеческой жизни. Гиппократ формулирует вот такую принципиальную позицию врачебного сообщества. В качестве противоположной позиции этой первой исторической позиции можно рассматривать отношение Российской ассоциации врачей к проблеме аборта. В своих документах - в Этическом кодексе и в Клятве российского врача современной российское врачебное сообщество, к сожалению, не уделяет внимание проблеме абортов. Почему современное российское врачебное сообщество в известной степени прямо противостоит, во-первых, Клятве Гиппократа, и, во-вторых, что самое интересное, той традиции российского врачевания, которая существовала в России до 1917 года. И тут нужно отметить, что в 1917 году происходит резкий перелом в отношении врачей к аборту. В чем же заключалась особенность отношения российского врачебного сообщества к аборту до 1917 года? Надо сказать, что российские врачи до 17-года очень активно обсуждали проблему аборта. Все газеты, журналы были полны статьями русских врачей, которые по-своему осмысливали эту проблему. Несколько цитат позволю себе привести, чтобы не быть голословной. Вот в 1900 году, начало века, доктор Котумский пишет: "У акушера нет ни нравственного, ни юридического права производить эмбриотомию над живым плодом". А в 1911 году доктор Шабад констатирует, что аборт - это социальное зло. Но, тем не менее, хочу, чтобы вы обратили внимание на эту фамилию - доктор Шабад, потому что этот доктор практически одним из первых ставит вопрос и формулирует это суждение - право женщины распоряжаться функцией своего тела, особенно в случае угрозы ее жизни. Фактически доктор Шабад в 1911 году формулирует либеральную позицию по отношению к аборту. И доктор Шабад, формулируя свою либеральную позицию по отношению к аборту, вступает в дискуссию с таким христианским принципом, который в католицизме был выражен следующим образом: вечная жизнь ребенка дороже временной жизни матери. Большинство исследователей, которые ставили себе этот вопрос, в чем причина легализации абортов, то есть снятия уголовного преследования за искусственное прерывание беременности, утверждали, что причиной этой легализации абортов, в итоге, стал массовый, буквально эпидемический, рост числа абортов, который в неблагоприятных условиях подполья, калечил и уносил огромное число жизней " Аборты традиционно остаются одной из наиболее дискуссионных тем биомедицинской этики. Позже отношение постепенно становилось мягче, в том числе появилось понятие прерывания беременности по медицинским показаниям (в Парижской медицинской "аборты легализуют в ряде других стран. Однако в целом отношение к этой проблеме в современном обществе остается сложным. В разных странах по ряду причин (сложившиеся традиции, степень влияния религии и др.) законодательство в отношение к абортам сильно различается. Есть страны, где отношение к абортам очень строгое: они либо полностью запрещены, либо выполняются только по очень ограниченным показаниям (например, Ватикан, Польша, Ирландия и др.). Есть, наоборот, страны, где отношение к абортам довольно свободное (Великобритания, Исландия и др.); имеется также масса промежуточных вариантов." " Либеральный подход — отличается наиболее свободным и терпимым отношением к абортам. Он исходит из того, что у женщины есть право самостоятельно распоряжаться своим телом, в том числе процессами беременности и деторождения, а также планировать количество детей. В своих крайних вариантах либеральный подход отрицает моральный статус эмбриона и считает нерожденный плод частью тела женщины." " Ключевой вопрос в отношении проблемы абортов (так же, как и в отношении репродуктивных технологий) — о моральном статусе эмбриона. Быть моральным субъектом означает иметь фундаментальные права — такие, как право на жизнь, достоинство, неприкосновенность, уважительное отношение. С какого момент зародыша можно считать самостоятельным и индивидуальным существом? Здесь мнения существенно расходятся. Данные эмбриологии свидетельствуют, что у зародыша начинается сердцебиение с 18-го дня беременности, а собственная система кровообращения (и собственная кровь) формируется к 21-му дню. Но уже на 13—14-й день зародыш (с появлением так называемой первичной полоски) приобретает индивидуальные черты (а до этого зародыш еще может расщепиться на два и более эмбриона). На основе этого среди биоэтиков и ученых возникло предложение называть зародыш до 14-го дня развития предэмбрионом, а с 14-го — собственно эмбрионом и считать его моральным субъектом. Однако сторонники консервативной позиции (прежде всего, религиозной этики, в частности — православного вероучения) убеждены, что человеческая жизнь начинается уже с момента зачатия, поэтому разделение беременности на какие-то периоды, когда эмбрион еще не является человеком и уже является человеком — морально недопустимо. По всей видимости, суть проблемы заключается в следующем: вопрос о том, является ли эмбрион человеческой жизнью (и если да, то с какого момента) — это вопрос не научного характера (т.е. это не вопрос биологии или эмбриологии), а моральный. По российскому законодательству женщина вправе прервать беременность по собственному желанию при сроке беременности до 12 недель. Искусственное прерывание беременности проводится по социальным показаниям — при сроке до 22 недель, по медицинским — независимо от срока беременности. При этом вопросы прерывания беременности всегда решаются комиссией и каждый случай должен разбираться индивидуально. Перечень медицинских показаний (это, как правило, серьезные заболевания матери или тяжелые пороки развития плода) и социальных показаний утвержден специальными постановлениями. Причем в целом в Российской Федерации наблюдается тенденция сокращения числа медицинских и социальных показаний для выполнения абортов. Вместе с тем есть и динамика снижения количества абортов в нашей стране." " Статистика и причины искусственных абортов в Российской Федерации. В 2011 г. Росстат и Минздрав РФ совместно с Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) и Центром по контролю и профилактике заболеваний США провели выборочное обследование репродуктивного здоровья населения (ВОРЗ, 2011). Это первое исследование такого рода в нашей стране. Оно проводилось по международной методологии среди 10 тыс. женщин репродуктивного возраста (от 15 до 44 лет) в 60 регионах России." " Динамика абортов оценивалась для двух периодов времени: 2005—2008 и 2008— 2011 гг. За этот период произошло заметное снижение так называемого ϻсуммарного коэффициента абортовЋ на 17% (с 1,2 до 1,0 аборта на одну женщину). Приведем некоторые данные этого обследования 1. Планирование беременности влияет на ее исход. Из 92% беременностей, закончившихся абортом, являлись несвоевременными 31%, а нежелательными — 62% (риc. 5.4)." 2 вопрос:С так называемой "либеральной "точки зрения, до момента естественного рождения женщина имеет полное право принять решение о проведении аборта, а врач обязан обеспечить реализацию этого права. Нерожденный плод не признается ни в каком смысле человеческой личностью, не является, следовательно, членом морального сообщества. На нерожденный плод не распространяется право на жизнь и, следовательно, он не обладает качеством, которое обязывало бы других воздержаться от действий, прекращающих его существование. Следовательно, для "либералов" аборт ни в каком смысле не являете* убийством. Статус нерожденных человеческих существ рассматривается исключительно с точки зрения интересов третьи) лиц. Например, в сохранении жизни плода могут быть заинтересованы бездетные пары, ждущие очереди на усыновление (удочерение) ребенка в случае отказа от него родителей. С либеральной точки зрения запрещение абортов неприемлемо, поскольку ограничиваются права человека - матери, которая признается собственницей плода. Плод не признается человеком и правами не обладает. Он может быть использован и в научных и в медицинских целях. Следует отметить, что российское законодательство и отношении абортов является одним из наиболее либеральных в мире. Для "умеренной "точки зрения характерно представление о том, что превращение зародыша (отметим, что с момента оплодотворения яйцеклетки до 8 недель беременности развивающийся организм принято называть '"эмбрионом", а от 8 недель до рождения - "плодом") в человеческую личность осуществляется постепенно в процессе развития от зачатия до рождения. В процессе формирования он как бы накапливает "объем" своей человечности последовательно, "объем" права на жизнь. Если разделить беременность на три равные части (каждая часть длительностью в три месяца называется "триместр"), то в первые три месяца объем при и у плода минимален, и их могут "превысить" социальные или экономические интересы матери. В последний триместр он уже весьма значителен, и, в соответствии с умеренной позицией, интересы матери могут "превысить" право плода на жизнь только при наличии прямой угрозы для ее жизни. Вопрос, конечно, не в календарном возрасте, а в степени развитости человеческих качеств. Поэтому "умеренные" обычно рассматривают плоды с грубыми, не поддающимися коррекции аномалиями развития как существа, обладающие весьма незначительным объемом человечности. Принятие решения о правомерности аборта наиболее сложно во втором триместре. Здесь меньше всего согласия и больше всего возможных вариантов этической аргументации или морального "взвешивания" прав матери и плода. Причем, поскольку плод обладает некоторым объемом человеческих прав {особенно в последний триместр), то с данной точки зрения аборт может быть квалифицирован как "убийство невинного". Естественно, что возникает ситуация, требующая предложить аргументы для оправдания практики "убийства невинного". Статус абортированных плодов авторы умеренной интерпретации рассматривают как промежуточный между человеческим и животным, что предполагает необходимость разработки особых этических и правовых норм, регламентирующих использование (утилизацию) этих существ. С точки зрения "консерваторов"аборт не может иметь морального оправдания - он рассматривается как прямое умышленное убийство. Зародыш с момента зачатия рассматривается как личность, которой необходимо придать основной объем прав человека, - прежде всего право на жизнь. Естественно, никакого недочел о веч ее ко го состояния в рамках консервативной позиции не признается, и его статус, соответственно, не обсуждается. В рамках общего консервативного понимания существует ультраконсервативная позиция, запрещающая любой аборт в любом случае. Существуют сторонники более умеренного консерватизма, признающие право на аборт при наличии прямой угрозы для жизни женщины или в тех случаях, когда беременность является следствием насилия или инцеста. В России консервативная позиция в целом характерна для православного христианства и других конфессий. 3 вопрос: " Такие технологии предназначены для лечения бесплодия. Это очень актуальная проблема: от бесплодия страдают примерно 15—20% супружеских пар. Репродуктивные технологии основаны на крупных достижениях науки и технологии, которые позволили проводить тонкие операции и поддерживать жизнь половых клеток и эмбрионов вне организма. Одновременно технологии вмешательства в репродукцию человека породили множество острых моральных проблем. Понятие вспомогательных репродуктивных технологий (англ. ART — assisted reproductive technology ) охватывает группу методов биомедицинского вмешательства и контроля в отношении зачатия и ранних стадий эмбрионального развития нового организма; при использовании этих методов зачатие или какие-то стадии развития зародыша происходят вне материнϽ ского организма, во внешней среде. Основными репродуктивными технологиями считаются следующие три: • искусственное оплодотворение (инсеминация); • экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО); • суррогатное материнство. Однако выделяют и другие технологии (например, криоконсервацию гаϽ мет, ИКСИ (интрацитоплазматическую инъекцию сперматозоида) и др.)." 4Вопрос: " Эта репродуктивная технология вызывает этические проблемы и бурные споры даже, по-видимому, в большей степени, чем метод ЭКО. Первый успешный случай суррогатного материнства зарегистрирован в 1981 г. в США. Хотя сама идея этого метода довольно древняя: есть сведения, что еще в Античности были случаи рождения женщиной ребенка для другой семьи. Суррогатное материнство, как правило, используется при бесплодии семейной пары. Сущность этого метода состоит в том, что яйцеклетка одной женщины оплодотворяется искусственным путем, а полученный эмбрион подсаживается другой женщине, которая его вынашивает, рожает и передает семейной паре. При этом одна женщина называется донором (или генетической матерью), а другая (вынашивающая ребенка) — суррогатной матерью. Возможно и так называемое частичное суррогатное материнство, когда женщина — суррогатная мать одновременно выступает и донором яйцеклетки. В этом случае она же является и генетическим родителем. К основным моральным проблемам, связанным с суррогатным материнством, относятся следующие. 1. Разрушение целостности семейных отношений. Суррогатное материнство становится все более доступным и массовым, что не может не вызвать озабоченность с точки зрения традиционных представлений о семье и семейных ценностях. 2. Проблема установления материнства и права матери. В различных странах этот вопрос регулируется по-разному. Имеется немало случаев, когда суррогатная мать отказывалась возвращать ребенка в семейную пару. Действительно, ситуация, когда у ребенка сразу две матери, создает острые конфликты. С помощью правового регулирования стремятся разрешить или хотя бы смягчить эту проблему. 3. Общее количество родителей. Теоретически, если использовать донорство половых клеток, возможно наличие максимально пяти родителей у ребенка(!). Это женщина-донор, мужчина-донор, суррогатная мать и семейная пара — заказчик (социальные родители). Очевидно, что это совершенно экстраординарная ситуация. 4. Суррогатное материнство дает возможность стать матерью в неограниченно пожилом возрасте. Это подрывает все традиционные понятия" "о материнстве вообще, а также создает угрозу правам ребенка, так как вряд ли естественный уход и забота о ребенке возможны при наличии престарелой матери. 5. Коммерциализация деторождения ведет к тому, что суррогатная мать, вынашивая ребенка за вознаграждение, становится товаром, женщиной-инкубатором. 6. Моральные и психологические проблемы ребенка — они могут быть довольно острыми, если он узнает о своем происхождении. В ряде стран (например, в Германии, Австрии, Франции) суррогатное материнство запрещено. Международные этические рекомендации комитета СЕ по биоэтике и искусственным методам деторождения состоят в том, чтобы ограничить суррогатное материнство и применять его только по обоснованным показаниям. Права суррогатной матери должны быть защищены (в частности, ей должно быть обеспечено право оставить ребенка себе). Этически неприемлемой считается практика коммерческого суррогатного материнства. В России разрешено суррогатное материнство, в том числе за вознаграждение. Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте 20—30 лет (в том числе замужняя), имеющая не менее одного здорового собственного ребенка и медицинское заключение о состоянии здоровья. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки (т.е. запрещено так называемое частичное суррогатное материнство). Статус родителей после родов методом суррогатного материнства в нашей стране определяется так. Согласно Семейному кодексу РФ, в качестве родителей регистрируются лица, состоящие в браке и давшие согласие на имплантацию эмбриона суррогатной матери, но только с ее согласия. После совершения записи суррогатная мать не вправе оспаривать материнство. Поскольку суррогатное материнство создает сложные юридические проблемы, то все более важную роль в их решении играет сегодня составление тщательно продуманных договоров и квалифицированная адвокатская помощь. Противники суррогатного материнства и других вспомогательных репродуктивных технологий утверждают, что в случае бесплодия всегда имеется альтернатива применению этих методов: ведь в детских домах много детей без родителей, которые ждут усыновления (удочерения) и мечтают о нормальной семейной жизни в домашних условиях с любящими родителями." В каких странах закон защищает ребенка с момента зачатия? США Назовите моменты начала формирования основных органных систем плода. Образование основных закладок органов происходит с 4-й по 8-ю неделю эмбриогенеза. Назовите основные аргументы сторонников абортов. Главным аргументом сторонников абортов является вопрос прав женщины. Они полагают, что именно женщина, как мать, имеет право на выбор рождения ребенка. Так же они считают, что аборт должен быть доступен по требованию матери в любой период беременности. Конечно, в чем-то сторонники абортов и правы, если принять во внимание аборты, сделанные после случаев изнасилования женщин, после случаев кровосмешения; или в случае угрозы жизни матери при родах. Назовите страны, в которых запрещены искусственные аборты. страны, в которых запрещены по любым основаниям аборты, и их совершение является уголовным преступлением, например, Бангладеш, Мавритания, Египет, ОАЭ, Индонезия, Чили, Ангола, Филиппины (под запрет попадает и применение контрацепции); По вашему мнению, согласятся ли сохранить беременность женщины, собирающиеся сделать аборт, если им предложить материальную помощь (деньги, детские вещи, питание)? Почему? Имеет ли право российский врач отказаться от проведения искусственного аборта? Характерно, что российское законодательство не предусматривает права врача на отказ от прерывания беременности. Перечислите основные этические проблемы ЭКО. Вопрос о статусе эмбриона, медицинские проблемы связанные с эко, использование эко при генетической предрасположенности к ряду заболеваний,ответственность эко Что такое «кризис идентичности» ребёнка? Кризис идентичности психологи часто называют «поисками себя». Человек экспериментирует, пытается обнаружить свои таланты и возможности, находится в поисках своего места и роли в жизни. Успешное завершение таких поисков у приемных детей во многом зависит от обратной связи с новыми родителями и их надежности. Кроме того, ребенок вспоминает свое прошлое и пытается представить, каким он будет в будущем. Назовите страны, в которых запрещены НРТ (ЭКО). Эко запрещено во многих мусульманских странах и странах Ближнего востока.Этот список достаточно велик. Запрещено в первую очередь по регилиозным соображениям. Считается ,что это противоречит исламу и вере.Во многих странах предусмотрена уголовная ответственность за подобные медицинские дияния. В этом списке и Турция. Какие альтернативы ЭКО возможны при бесплодии? Экстракорпоральное оплодотворение,внутриматочная инсеминация,Донорской программой. Из банка материалов будут взяты женские и мужские клетки 2. Задания для СРС во внеучебное время Прочитать и проанализировать Декларация ВМА «О медицинских абортах» (Осло, август 1983, дополнена в ноябре 1983). Заявление ВМА «О праве женщины на использование контрацепции» (Стокгольм, Швеция, сентябрь 1994) Клятва врача России. Кодекс врачебной этики РФ. Ст. 7, 10. Конституция РФ. Ст. 17. Лиссабонская декларация ВМА «О правах пациента» (1981). ФЗ РФ № 323 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» 21.11 2011 г. Приказ МЗ РФ «О применении медицинской стерилизации граждан» № 303 от 28 декабря 1993 г. Уголовный кодекс РФ. Ст. 123 «Незаконное производство аборта»; ст. 124 «Неоказание помощи больному»; ст. 125 «Оставление в опасности». 3.Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты и эталоны). 1. Укажите верное утверждение. Этические проблемы аборта формируются вокруг следующего: a) экономическая несостоятельность семьи; b) медицинские показания к аборту; c) право женщины на выбор решения; d) отрицание личностного статуса плода. 2. Укажите верное утверждение. Вспомогательные репродуктивные технологии запрещается использовать: a) в целях выбора пола будущего ребенка; b) для предотвращения наследования тяжелого заболевания, сцепленного с полом; c) в целях поддержания здоровья; d) нет верных ответов. 3. Укажите верное утверждение: Достаточным основанием для отказа врача от искусственного прерывания беременности по желанию женщины, является: a) Федеральный закон «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»; b) Этическая Декларация о медицинских абортах ВМА (1983г.); c) личные этические убеждения врача; d) ни одно из приведенных оснований. |