презентация професс становл педагога. Тема Наука психология и ее предмет. Отрасли современной психолог. Тема Наука психология и ее предмет. Отрасли современной психологии проблемные, основные вопросы
Скачать 79.02 Kb.
|
Структура «я-концепции»:«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними). Ценность – как человеческая идея, воспринимаемая в виде субъективного образа или представления, является отражением культурноисторических норм. Выступая индивидуальным и социальным ориентиром, она ассоциируется с типом «достойного» поведения, определяющим конкретный стиль жизни. Ценность, выступающая в качестве стандарта поведения, исследуется в работах К.А. Абульхановой-Славской; П.С. Гуревича, Г.Г. Дилигенского, О.Г. Дробницкого, В.П. Тугаринова, и др. Ценность – как основа и результат выбора направления и способа управления деятельностью, интегрирующая систему мотивов личности, рассматривается в работах И.В. Бестужев-Лада, А.П. Вардомацкого, М.И. Иконникова, С.Г. Климова, И.С. Кона, Н.И. Лапина, В.Т. Лисовского, Г.И. Минц, И.Д. Чечетиной, М.Н. Рутквича, М.Х. Титма, Н.В. Шубкина В.А. Ядова и др. В данных исследованиях ценность выступает основополагающим критерием выбора вектора профессионального развития, служит основой самореализации личности. Ценности личности – это не только избирательное отражение материальных и духовных ценностей общества в сознании человека; ценностями личности могут быть названы даже кажущиеся «внешними» по отношению к человеку компоненты его среды, и это можно показать на предметах, обладающих весьма ощутимой внешней оболочкой. Одежда человека, его вещи, жилище, его семья, дети – все это может являться ценностями личности. Соответственно, ценности личности – это не просто вариант ценностного инварианта общества. Ценности личности, так же как и ценности группы, скорее являются конкретизацией ценностей общества, причем вид этой конкретизации зависит как от позиции личности в социальной системе, так и от уровня ее развития. Присваивая ценности, человек наделяет их субъективным содержанием и индивидуальным значением. Обоснование интереса как ведущего мотива деятельности в микросоциуме для педагога очень важно. Принципиальными и универсальными для различных сфер социальной работы являются следующие положения такого подхода: 1) понятие «интерес» отражает субъективно существующие отношения личности, которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни и деятельности человека; 2) истоки интереса лежат в общественной жизни; 3) в интересе выражены единство объективного и субъективного, т. е. с одной стороны, интерес указывает на значимый и ценный для личности предмет объективного мира, а с другой стороны, интерес, предпочтение одних предметов другим, раскрывают направленность самой личности. Интерес как ведущий мотив социальной деятельности и поведения человека в его микросреде имеет личностный смысл. Самостоятельный выбор видов социальной деятельности является для человека любого возраста стимулом для поиска новых интересов, подчеркивает личностное своеобразие каждого, раскрывающееся во всем содержании деятельности, а не в ограниченной, узкой, исполнительской сферах. Именно так складывался, например, интерес в подростковом клубе, куда приводил подростков первоначальный мотив – элементарный интерес к мужественным видам спорта, желание научиться чему-то конкретному. В течение 1–1,5 лет интерес перерос в широкую гамму мотивов, теперь уже связанных с осознанием значимости своей деятельности. Таким образом, интерес как основной мотив включения детей и взрослых в социальную деятельность может превращаться в широкие социальные мотивы. Поведение – это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер. Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека. Установки предсказывают поведение, если: - установка личности была достаточно сильной и ясной, - установка находится в поле сознания человека, - знания об объекте этого аттитюда, - способ формирования установки, - когда другие влияния уменьшены. Когда давление ситуации оказывается сильным, установки не обусловливают поведение так же сильно, как в случаях, когда такое давление сравнительно слабо. Это легко увидеть на примере исследования Лапьера. Хорошо одетым респектабельным людям, появившимся на пороге отеля или ресторана, трудно отказать в обслуживании, несмотря на чувства предубеждения к данной этнической группе. Внешнее давление оказывается сильнее, так как правила приема клиентов требуют соответствующее обслуживание всякому, кто в этом нуждается и может его оплатить. Будут ли аттитюды определять поведение человека, зависит не только от силы аттитюдов, но и от личностных и ситуационных факторов, опосредующих их взаимосвязь. Неоднозначность связи «аттитюд — поведение» может возникать и вследствие влияний, оказываемых на поведение человека со стороны ситуационных факторов. Под ситуационными факторами могут пониматься как глобальные социальные воздействия (например, ситуация социальной нестабильности, экономическая и политическая ситуация в стране и т.д.), так и более «частные» ситуативные влияния. Модуль 2. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ КАЗАХСТАНЦА Лекция 6. Индивидуально-типологические особенности личности Цель: формирование понятий «личность», «индивидуальность», «индивид», «субъект деятельности», а также комплекса знаний о психических свойствах и состояниях личности. План: Понятие личности в психологии. Модели динамической структуры личности Индивидуально-типологические особенности личности |