Профэтика (общая). Тема Профессиональная этика специалиста в системе морали
Скачать 0.53 Mb.
|
Тема 1.5. Профессионально-этический кодекс: понятие, сущность, цели и задачи, функции Профессионально-этические кодексы зарубежных стран и России. Кодекс (от лат. codex - книга) представляет собой свод нравственных норм, предписанных к исполнению, принятого ассоциацией или союзом профессиональных социальных работников и в дальнейшем служащего стандартом этических отношений в профессиональной деятельности. Функции этических кодексов: 1) обеспечить адекватную профессии этическую регламентацию; 2) создать единую морально-нравственную основу профессиональной деятельности; 3) служить базовым критерием для профессиональной пригодности специалиста; 4) унифицировать поведение специалиста на основе предъявленных к ним единых этических требований; 5) обеспечить однонаправленность действий на основе определенной общей системы ценностей; 6) обеспечить непротиворечивость этических норм, положенных в основу деятельности; 8) гарантировать осуществление прав клиентов; 9) гарантировать возможность осуществления взаимозаменяемости работников; 10) обеспечить преемственность действий 11) дать социальному работнику определенную свободу действий для решения поставленных задач в рамках этических норм и принципов; 12) содействовать повышению уровня моральности социальных работников, их клиентов и социального окружения. Одна из наиболее известных деклараций о ценностях профессиональной этики, которой также руководствуются современные социальные работники, это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников», принятый в США в 1997 году. Принципы, содержащиеся в Кодексе, являются как предписывающими, так и запрещающими. В Кодексе сформулированы принципы, формирующие личность социального работника, его специфический подход к овладению профессией и принципы, касающиеся его отношений с отдельными людьми или группой. «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников» США указывает основные обязательства социального работника: Я считаю своей главной обязанностью служение интересам и благосостоянию индивида или группы, которых я обслуживаю, и это включает действия по улучшению социальных условий жизни и быта клиентов. Я выступаю против дискриминаций по признакам пола, расы, цвета кожи, религии, возраста или национального происхождения в общении с людьми, в своей работе буду добиваться прекращения и ликвидации такой дискриминации в предоставляемых услугах, в трудовых соглашениях, в практике предпринимательства. Я отдаю предпочтение своей профессиональной ответственности, а не своим личным интересам. Я принимаю на себя ответственность за качество и количество предоставляемых мною услуг клиентам. Я уважаю конфиденциальность клиента. Я ответственным образом использую сведения, полученные мною в работе с клиентами. Я отношусь с уважением к сведениям, точкам зрения и действиям коллег по работе и использую соответствующие каналы для выражения своих суждений по этим вопросам. Я практикуюсь в социальной работе в рамках общепринятых знаний и компетенции моей профессии. Я признаю свою ответственность за свой вклад в фонд знаний и опыта в сфере социальной работы. Я принимаю на себя обязанность в защите интересов общины против неэтичных поступков и поведения отдельных индивидов или организаций. Я готов предоставлять соответствующие профессиональные услуги в чрезвычайной общественной обстановке. Я чётко и публично провожу различия между заявлениями, как индивида, так и представителя организации. Я поддерживаю принцип необходимости профессионального образования для профессиональной работы. Я принимаю на себя ответственность за создание и поддержку условий в социальном агентстве, которые позволяют социальным работникам вести себя в соответствии с данным кодексом. Я оказываю своими знаниями и умениями поддержку программам улучшения социального благосостояния. Очевидно, что сам текст этого документа отличается структурой и стилем изложения. Краткие, но емкие и энергичные принципы подаются от первого лица и в большей степени, чем какой-либо другой кодекс, напоминают клятву профессионала. Рассмотрим профессионально-этический кодекс «Ассоциации социальных работников Турции».Он построен по другому принципу. Это подробный, объемный, четко структурированный документ. Он состоит из шести разделов и пунктов: 1. Профессионально этическая ответственность социального работника перед клиентами 2. Этическая ответственность перед коллегами и другими профессионалами. 3. Этическая ответственность при ведении практики 4. Этическая ответственность как профессионала. 5. Этическая ответственность перед своей профессией 6. Этическая ответственность перед обществом Широко известен также такой документ, как «Этика социальной работы: принципы и стандарты», принятый на общем собрании Международной федерации социальных работников (IFSW) в Осло, Норвегия, в октябре 1994 г.Он состоит из трех разделов: Обоснование. Международная декларация этических принципов социальной работы. Международные этические стандарты социальных работников. В первом разделе обосновывается важность этических знаний для профессионального социального работника, рекомендуется использование предлагаемых «Международной декларации этических принципов социальной работы» и «Международных этических стандартов социальных работников» для дальнейшей разработки этических принципов социальной работы. Раздел «Международная декларация этических принципов социальной работы»включает следующие разделы: Введение, Согласованность, Принципы, Проблемные области, Методы решения вопросов/проблем. Раздел «Международные этические стандарты социальных работников» базируется на Международном уставе этики профессиональных социальных работников, принятом МФСР в 1976 г. Подпунктами данного раздела являются: Преамбула, Основные стандарты этического поведения Стандарты поведения социального работника по отношению к клиентам Стандарты взаимоотношений социального работника с агентствами и организациями Стандарты поведения социального работника в отношениях с коллегами Стандарты по отношению к профессии. Очевидно, такая структура максимально близка «Профессионально-этическому кодексу социального работника России». Сравнивая различные профессионально-этические кодексы, можно с уверенностью сказать, что во всем мире и во все времена профессиональная этика социального работника строилась и строится на основе уважения прав личности, специфики социальной работы как профессиональной деятельности и социального института и предполагала не только соблюдение четких норм и принципов взаимодействия и взаимоотношений, но и наличие определенных личностных качеств у специалиста. Все кодексы провозглашают ценности и принципы, способствующие повышению и поддержанию высокого стандарта профессиональной деятельности каждого работника социальной сферы независимо от занимаемой должности, а также содержат характеристики основных этических норм и правил, которыми руководствуются социальные работники в своей практической деятельности. При этом в каждой стране профессионально-этический кодекс социального работника имеет свою специфику, свои специфические акценты, отражающие культуру, историю, особенности вероучения, традиции и менталитет народа, а также уровень развития института социальной работы. Именно в этом направлении и будет, по-видимому, происходить дальнейшее развитие профессионально-этической системы социальной работы, и все перемены, происходящие в обществе, должны отражаться на содержании норм и правил, заложенных в кодексе, должны стимулировать и внесение в него новых, обоснованных норм и правил, которые будут опосредованно реализовываться в повседневной профессиональной деятельности на любом из уровней социальной работы. Этические нормы и принципы социальной работы отражены в этическом кодексе профессии. Таким образом, этический кодекс социальной работы функционирует как формализованное выражение об ответственности: 1) профессии перед обществом, которое санкционировало эту профессию, 2) представителей профессии перед потребителями услуг; 3) специалистов перед своей профессией. Задачи этического кодекса: 1) охраняет репутацию профессии 2) способствует компетентной и добросовестной работе специалистов; 3) защищает клиентов от некомпетентных практиков. Этические кодексы многих профессий имеют общечеловеческие и универсальные положения и принципы. В основе этических нормативов социальной работы России лежит 6 источников: - общечеловеческие ценности; - этические традиции благотворительности; - ценности современного российского общества; специфические ценности современной российской социальной работы; - личностные ценности и идеалы специалиста. 22 мая 1994 года Ассоциацией социальных служб был принят Профессионально-этический кодекс социального работника России, который состоит из 6 разделов: 1) Поведение и облик социального работника 2) Этические обязательства социального работника по отношению к клиентам; 3) Этические нормы социального работника по отношению к своим коллегам; 4) Этические обязательства социального работника по отношению к руководителю или руководящей организации; 5) Этические обязательства социального работника перед своей профессией; 6) Этические обязательства социального работника перед обществом. Наиболее характерными и типичными видами деятельности социальных работников, требующими адекватной этической регламентации, являются научные исследования, непосредственная работа по оказанию всесторонних услуг клиентам и деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров на всех уровнях 2.Профессионально-этический кодекс социального работника (России). Первым профессионально-этическим кодексом стал «Профессионально-этический кодекс социального работника России», который был принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 года. В 2003 году общероссийской общественной организацией «Союз социальных педагогов и социальных работников» был принят «Кодекс этики социального педагога и социального работника». Как и «Профессионально-этический кодекс социального работника России», он «представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной и социально-педагогической работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей». Главная цель этого документа четко обозначена в самом его тексте: «Главная цель «Кодекса этики социального работника и социального педагога» - определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника и социального педагога) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента». Даже структурно этот кодекс имеет ряд особенностей. Помимо того, что в нем указана цель и назначение документа, перечислены конкрентные авторы документа. Кодекс состоит из 7 разделов: Раздел 1: Введение Раздел 2: Определение социальной работы Раздел 3: Ценности социальной работы Раздел 4: Принципы социальной работы Раздел 5: Стандарты этического поведения Раздел 6: Определение социальной работы и комментарии Международной федерации социальных работников Раздел 7: Международные соглашения, на которых строятся принципы и стандарты этики социальной работы Третий раздел определяет ценности социальной работы, к которым относит: - Человеческое достоинство и толерантность; - Социальную справедливость и гуманизм; - Компетентность - Социальную активность, мобильность и гибкость. В разделе 4 перечислены принципы социальной работы: - Принятие человека таким, каков он есть; - Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий; - Конфиденциальность сотрудничества социального работника и социального педагога с клиентом; - Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях; - Ответственность социального работника и социального педагога за результаты своей деятельности; - Порядочность социального работника и социального педагога во взаимодействии с клиентом. Раздел 4 посвящен стандартам этического поведения социального работника и социального педагога: Этическое поведение по отношению к профессии социального педагога и социального работника; Этическое поведение по отношению к людям, которые пользуются социальными услугами; Этическое поведение по отношению к коллегам; Этическое поведение по отношению к взаимодействующим организациям. В разделе 7 перечислены международные соглашения, на которых строятся принципы и стандарты этики социальной работы: Международная декларация этических принципов социальной работы. Международные этические стандарты социальных работников, 1994 г.; Всеобщая декларация прав человека, 1948 г. (Universal Declaration of Human Rights); Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г. (The International Covenant on Civil and Political Rights); Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965 г. (The Convention on the Elimination of All forms of Racial Discrimination); Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1976 г. (The Convention on the Elimination of all forms of Discrimination against Women); Конвенция о правах ребенка, 1989 г. (The Convention on the Rights of Children). Кроме того, поясняется сущность каждого из указанных документов. Таким образом, сравнивая эти два кодекса, можно наблюдать глубокую преемственность в этических основах социальной работы. Вместе с тем появление второго кодекса еще раз подтверждает тот факт, что этический кодекс, как профессионально-этическая система социальной работы в целом, при всей его устойчивости и целостности, не является замкнутой системой. Он открыт и динамичен. Происходящие в мире и обществе перемены должны отражаться на содержании норм и правил, заложенных в кодексе, должны стимулировать и внесение в него новых, обоснованных норм и правил, которые будут опосредованно реализовываться в повседневной профессиональной деятельности на любом из уровней социальной работы. Кроме того, во втором кодексе четко эксплицирована ориентация на мировые достижения и опыт принципов гуманизма. 3.Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания: структура и содержание. Приказ Минтруда России № 792 от 31 декабря 2013 г. «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания» Утвердить Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания согласно приложению (далее – Кодекс). Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим деятельность в сфере социальной защиты населения, использовать в своей работе и работе учреждений социального обслуживания положения Кодекса. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В. Вовченко. I. Общие положения 1. Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания (далее - Кодекс) разработан в соответствии с положениями Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление N 19-10 от 26 марта 2002 г.), Международной декларации этических принципов социальной работы (принята Международной федерацией социальных работников 8 июля 1994 г.), Международными этическими стандартами социальной работы (приняты Международной федерацией социальных работников 8 июля 1994 г.), Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Национальными стандартами Российской Федерации о социальном обслуживании населения и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, рекомендациями Международной федерации социальных работников, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства. 2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться работникам органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания всех форм собственности (далее - работники органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания). 3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на работу в орган управления социальной защиты населения или в учреждение социального обслуживания, обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей трудовой деятельности. 4. Каждый работник органа управления социальной защиты населения или учреждения социального обслуживания должен следовать положениям Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от работника органа управления социальной защиты населения или работника учреждения социального обслуживания поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса. 5. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания для повышения эффективности выполнения ими своей профессиональной деятельности, обеспечение единых норм поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания, а также содействие укреплению авторитета работника органа управления социальной защиты населения и работника учреждения социального обслуживания, повышению доверия граждан к органам управления социальной защиты населения и учреждениям социального обслуживания. 6. Кодекс: а) служит основой для формирования должной морали в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, уважительного отношения к органам управления социальной защиты населения и учреждениям социального обслуживания в общественном сознании; б) выступает инструментом регулирования и формирования общественного сознания и нравственности органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания. 7. Знание и соблюдение работником органа управления социальной защиты населения и работником учреждения социального обслуживания положений Кодекса является одним из приоритетных критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения. Основными функциями этики социальной работы можно считать следующие: - оценочная -- дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и дей-ствия работников; - регулятивная вытекает из потребности регулировать пове-дение и действия социального работника в различных формаль-ных и неформальных ситуациях; -организационная служит улучшению организации соци-альной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессиональ-ного долга; - управляющая служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе про-цесса в интересах дела; - мотивационная служит средством формирования социаль-но и профессионально одобряемых мотивов деятельности; - координирующая обеспечивает сотрудничество всех участ-ников процесса оказания социальной помощи клиенту, осно-ванное на доверии и взаимной помощи; - регламентирующая направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, мето-дов и средств оказания помощи клиенту; - воспроизводственная позволяет воспроизводить действия со-циальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности; - воспитательная служит средством воспитания и совершен-ствования личности как социального работника, так и его кли-ента и социального окружения клиента; - коммуникативная служит средством коммуникации меж-ду специалистами и их клиентами; - оптимизирующая способствует повышению эффективно-сти и качества социальной работы, повышению статуса про-фессии в обществе, уровня его моральности; - стабилизирующая способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работни-ками и клиентами и их близкими, между социальными ра-ботниками и представителями различных учреждений; - рационализирующая облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональ-ной морали решения; - превентивная предохраняет, предостерегает социально-го работника от поступков и действий, наносящих вред кли-енту и обществу; - прогностическая позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллекти-вов, их этическое развитие; - информационная приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали; - социальная способствует созданию условий, благоприят-ных для осуществления социальной работы в обществе; - социализирующая служит делу приобщения социально-го работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали. Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью. Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами: - соблюдение разумных интересов клиента; - личная ответственность социального работника за неже-лательные для клиента и общества последствия его действий; - уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий; - принятие клиента таким, каков он есть; - конфиденциальность; - доброжелательность; - бескорыстие; - честность и открытость; - полнота информирования клиента. Несмотря на вышесказанное, на практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, придерживаться ценностей, Но применять для руководства в повседневной работе вышеозвученные ценности не всегда легко. В силу специфики профессии социального работника существует острая необходимость в профессиональной этике, в единых нормах и правилах, которыми мог бы руководствоваться каждый сотрудник. Профессиональная этика выполняет множество функций, способствующих качественному выполнению социальным работником своих обязанностей. А существующие провозглашенные этические принципы задают ориентиры в деятельности каждого социального работника. Основной постулат социальной работы - признание ценности и достоинства каждого человека независимо от его происхождения, положения, пола, сексуальной ориентации, возраста, веры и вклада в общественное развитие. Данная профессия связана с поощрением и облегчением процесса самореализации с учетом интересов других членов общества. Из профессиональных ценностей социальной работы вытекает ряд критериев этического регулирования профессиональной деятельности социального работника: 1. Содействие общественному прогрессу. Для социального работника во главе угла его деятельности стоит человек, центральный постулат - уважение к личности. Социальный работник обязан содействовать самореализации своего клиента, повышению его личностного потенциала 2. Формирование высоконравственной личности 3. Социальная целесообразность, которая основана на потребностях и возможностях общества 4. Сотрудничество участников процесса. Деятельность социального работника должна приводить к активному сотрудничеству участников процесса 5. Обеспечение всестороннего положительного влияния на участников процесса. Тест 5.СООТНЕСИТЕ:
Рабочая тетрадь Типовые задания по теме 1.3. Предмет и основные категории деонтологии в социальной работе Список литературы по теме (автор, название, издание, год): не менее 5 (с указанием локализации – библиотека университета, ЭБС, внешний сайт). Что такое нравственные качества, на чем они основаны, чем определяются, как связаны со стратегическими ценностными ориентациями? Подумайте над следующими высказываниями: "Человек и его поступок - вещи разные. В то время, как хороший поступок заслуживает одобрения, а дурной - осуждения, человек, независимого от того, хороший или дурной поступок он совершил, всегда достоин либо уважения, либо сожаления" (М.Ганди). Какого воззрения на природу человека и природу зла придерживаются эти авторы? Дайте оценку их позиций. Определите типы деонтологических конфликтов в социальной работе. Основные деонтологические конфликты возникают на стыке интересов клиента и государства. В решении этой задачи необходимо опираться на закон, согласно которому общее практически всегда имеет приоритет над частным (именно так формируются нормы, стандарты, представления о должном и т. п.). Однако в конкретных случаях это не всегда бывает очевидным. Могут иметь место и исключения. Чаще всего это бывает тогда, когда социальная реальность не соответствует декларациям государства, вследствие чего социальный работник, обязанный от имени государства обеспечить своим клиентам достойную жизнь, сталкивается с ресурсной необеспеченностью и вынужден в некоторых аспектах сужать свою деятельность от необходимой до возможной. Это возможно также в случаях, когда декларации государства носят формально-лицемерный характер и не требуют активной деятельности, направленной на оказание помощи гражданам в реализации их прав, а предусматривают лишь ее видимость. Тем не менее если государство институциализировало социальную работу как социально необходимую профессиональную деятельность, возложив на нее определенные функции и задачи, значит, оно ожидает получить вполне определенный конечный результат в пределах предоставленных ресурсов и функционала. Какой бы ни была оценка социальным работником отношения государства к социальной работе и гражданам, ставшим его клиентами, он должен сделать все от него зависящее, чтобы клиент получил полагающиеся ему по закону блага и услуги. Нарушения действующих законов, даже если они представляются и в действительности являются не вполне адекватными ситуации и не позволяют эффективно решать проблемы клиентов, недопустимы. Возможен деонтологический конфликт между профессией (ее сущностью и содержанием) и специалистом. Чувство долга социального работника требует от него полной профессиональной и личностной самоотдачи в деятельности, направленной на достижение целей, поставленных перед ним обществом и государством, самой профессиональной деятельностью, конкретным трудовым коллективом и клиентом. Такое общее требование, предъявляемое профессией к личности социального работника, в свою очередь, потенцирует выработку частных требований, которые, в конце концов, очень жестко детерминируют профессиональное поведение специалиста во всех элементах профессиональной практики. Более того, социальная работа не принадлежит к видам профессиональной деятельности, ограниченным во времени и пространстве. По окончании рабочего дня социальный работник не перестает быть социальным работником. Выражение, согласно которому социальная работа не столько профессия, сколько судьба человека, ярко демонстрирует ее безграничность, проникновение во все сферы жизни специалиста. Формально завершив работу вечером, социальный работник может продолжить еще долгое время обдумывать итоги дня, размышлять о ситуации своего клиента, возможных путях решения стоящих перед ним проблем. Покинув учреждение, в котором он работает, специалист продолжает отчасти думать и действовать как социальный работник. Поэтому профессиональный социальный работник и вне профессиональной деятельности проявляет себя как социальный работник: профессиональные стереотипы порой незаметно для него самого переносятся в обыденную жизнь, и с течением времени становятся обычными и в непрофессиональной деятельности и жизнедеятельности, делая его личность все более целостной и гармоничной. Однако это отнюдь не означает, что социальный работник должен быть личностью, всецело поглощенной непосредственной профессиональной практикой и только ею — в этом случае пострадают и профессия, и клиенты, и он сам как личность, и его окружение. Такой социальный работник мог бы скорее служить отрицательным примером, безликим приложением к профессии, но не ее субъектом. Это, безусловно, не может не нанести ущерба как профессии, так и самому социальному работнику, клиентам, обществу. Социальный работник может и обязан иметь свое собственное «Я», включающее не только профессиональные, но и личные интересы — материальные, социальные, духовные. Он должен быть разносторонней, внутренне богатой личностью, живущей полноценной жизнью, границы которой простираются далеко за пределы профессиональной социальной работы — в противном случае ему нечего будет дать клиенту. И, во всяком случае, социальный работник в не меньшей степени, чем его клиент или любой другой член общества, имеет право на счастье, развитие, самосовершенствование, устройство своей судьбы по собственному выбору, благополучие. Таким образом, видно, что, с одной стороны, социальная работа в силу своей специфики требует полной самоотдачи социального работника, с другой — требует, чтобы он был многогранной, яркой, всесторонне развитой личностью, живущей полноценной, яркой, богатой социальной и духовной жизнью, а не только своей профессиональной деятельностью. На основе такого противоречия может развиться мнимый деонтологический конфликт субъективной природы между интересами социальной работы как профессии и интересами социального работника. Этот конфликт вполне может быть разрешен, поскольку между коренными интересами сторон нет сущностного противоречия; оно может носить лишь временный, ситуативный, мнимый характер. Поскольку указанное противоречие не носит сущностного характера, вполне возможным представляется не допустить развития конфликта, последствием которого может стать разрушение личности социального работника. Социальная работа — это деятельность, главной целью которой является достижение человеком и обществом благополучия специфическими средствами и методами. Будучи человеком, социальный работник не может составлять в этом смысле исключение, т.е. социальная работа и участие в ней специалиста не противоречит идее достижения им благополучия. Более того, ни один вид деятельности в современном мире не рассматривается в целом как способ наказания и угнетения личности носителя. Напротив, трудовая деятельность рассматривается как один из наиболее приоритетных, доступных и надежных способов реализации творческого потенциала человека, его духовного обогащения, достижения благополучия. Каждый вид деятельности, обладая соответствующим потенциалом, может способствовать не только профессиональному, но и духовному совершенствованию личности. Иными словами, каждый вид деятельности не только может взять от личности то, что необходимо для его функционирования и развития, но и может дать то, что необходимо ей для благополучия. Таким образом, социальный работник не только не может, но и не должен видеть в профессии способ самоограничения, самоистязания и самоотречения. Напротив, социальная работа в его жизни может стать важным условием его социального, духовного, физического и др. развития, расцвета и достижения благополучия посредством постоянного самосовершенствования и самореализации. В том, чтобы социальный работник посредством и в результате приобщения к профессиональной деятельности стал духовно, физически и социально ущербным, не заинтересованы ни он сам, ни общество, ни профессия. Если такое будет происходить, социальная работа из деятельности, исполненной гуманистического смысла, превратится в свою противоположность. Социальная работа должна способствовать разрешению социальных проблем, а не их тиражированию; увеличению в обществе доли благополучных людей, а не ее уменьшению; гармоническому развитию личности, а не ее духовному обеднению. Иными словами, все, что говорится в отношении клиента, справедливо и в отношении социального работника; он наделен всеми правами и гарантиями, и свои личностные возможности, как и возможности общества, должен использовать для достижения благополучия. Способствуя достижению клиентом и обществом благополучия, социальный работник не должен снижать уровень благополучия общества за счет собственного неблагополучия. Поэтому стремление к благополучию нормально для социального работника, и деятельность, направленная на ее достижение легитимными способами, должна стать основной для него в сфере обыденной жизнедеятельности. В совершенствовании социального работника как профессионала и личности, в благополучии и гармоничности его собственной жизнедеятельности заинтересован не только он сам, но и профессия, и общество, и клиенты. Благополучие притягательно; человек в большей степени склонен доверять мнению, советам и наставлениям человека благополучного, нежели того, кто демонстрирует либо явную неспособность воспользоваться собственными знаниями, либо доказывает всем своим существованием, что его знания и возможности весьма сомнительного качества, в лучшем случае они формальны. Достижение социальным работником благополучия может принести и чисто практическую пользу: проблемы, одолевающие его в обыденной жизни, могут помешать полностью сосредоточиться на решаемых профессиональных задачах, что, несомненно, приведет к снижению эффективности деятельности. Тотальная включенность специалиста в профессиональную деятельность возможна в основном в двух случаях: когда он в основном благополучен, и ничто существенное не мешает ему сосредоточиться на работе, и когда он неблагополучен во всем, что не касается его профессии, т.е. у него отсутствуют социальная и личная жизнь. Призывы к профессиональному альтруизму и самопожертвованию во имя интересов клиентов могут только усугубить ситуацию. К сожалению, в условиях недостаточного финансирования социальной работы и в целом социальной сферы отдельным высокопоставленным деятелям весьма соблазнительным представляется решение проблем одной группы населения не с помощью, а за счет другой группы — клиентов за счет социальных работников. Фактически делается расчет на то, что социальные работники компенсируют своими усилиями несостоятельность государства в решении данного вопроса. Однако такое решение проблем является нарушением социальной справедливости. Социальный работник не должен наносить себе ущерба. Решение проблем общества с помощью социальной работы не должно трансформироваться в решение проблем за счет социального работника. Понятно, что для социальной работы предпочтительнее, чтобы специалист был полноценной личностью, благополучным человеком, а не умножал собой ряды клиентов, как уже говорилось. Значит, его включенность в социальную работу должна быть не тотальной, а оптимальной, весьма взвешенной, осознанной; профессиональная деятельность не должна полностью поглотить личность. Включиться в социальную работу — не значит стать ее рабом. При этом специалист должен научиться сочетать в конкретной ситуации профессиональные и личные интересы, сделать их непротиворечивыми. Такое вполне возможно, если профессиональная деятельность соответствует склонностям специалиста, его главным ценностям и идеалам, представлениям о моральном долге. В этом случае можно предположить, что в своей деятельности специалист будет видеть не однообразный ряд технологических цепочек и «занудных» клиентов, а деятельность, требующую от его личности совершенствования и предлагающую специфические условия для достижения им социального и профессионального благополучия. Если же должное в целом поведение является нормальным, привычным и необременительным для специалиста, значительной части конфликтов можно избежать. Видно, что в данном случае долг специалиста перед профессией и перед самим собой не только не противоречат друг другу, но и полностью совпадают. Но деонтологические конфликты в социальной работе могут возникнуть не только между интересами специалиста и профессии, но и в других сферах. Например, могут ситуативно вступать в противоречие интересы специалиста и клиента, точнее говоря, интересы двух личностей. Это может, например, выглядеть, как конфликт их ценностей, интересов, установок, взглядов, убеждений и т. п., которые в конечном итоге отразятся на представлениях каждого об идеальном конечном результате взаимодействия. Обладая профессиональными знаниями и опытом в области социальной работы, специалист может и должен донести до клиента всю информацию, имеющую отношение к его проблеме, и, в частности, дать разъяснения о наиболее приемлемых и эффективных способах решения аналогичных проблем, оптимальном конечном результате. Однако клиент, руководствуясь собственными представлениями об идеальном варианте конечного результата, может не согласиться со специалистом и настаивать на своем, не принимая в расчет доводы специалиста. Необходимо также иметь в виду, что субъектность клиента может выступать в форме субъективности, когда, вопреки здравому смыслу, клиент может (в явной или скрытой форме) потребовать от специалиста пренебрежения собственными интересами или интересами общества и государства во имя своих капризов. В этом случае специалист должен руководствоваться принципом толерантности, памятуя, что каждая личность вправе на собственные ценности, взгляды и убеждения в пределах установленных в обществе норм. Но это лишь частично и в разумных пределах должно оказывать влияние на выработку решения и содержание деятельности. Этический принцип соблюдения рациональных (разумных) интересов клиента (а не капризов, прихотей или вообще всего, чего изволит клиент) может помочь социальному работнику разрешить этот внешний деонтологический конфликт. Рациональный (в отличие от эмоционального) подход, основанный на деонтологическом принципе, может обеспечить высокую эффективность деятельности и взаимодействия, а именно это более всего объективно необходимо клиенту. Социальная работа, в отличие от сервисной службы, не должна выполнять все запросы клиента. Социальный работник не должен предлагать или делать того, что клиент может сделать сам, или того, что может нанести ему вред. В конфликтной ситуации целесообразным может оказаться краткое информирование клиента о возможностях социальной службы и социальной работы в целом, полномочиях и обязанностях специалиста, его целях и задачах и т.п., а также о разнице между социальной работой и социальным сервисом. Разъяснение разницы между желаемым и возможным, желаемым и необходимым также может дать положительный результат. Может дать положительный эффект формирование установки клиента на независимость, автономность, объективность в оценке самого себя, своих потребностей и самопомощь в наиболее простых ситуациях. В рассмотренной ситуации, как было указано, противоречат друг другу не долг перед клиентом и долг перед самим собой, а интересы двух личностей и субъективно понимаемый долг каждой из них перед собой. Интересы клиента здесь выступают как субъективные, в то время как интересы специалиста носят более объективный характер, обусловленный его профессиональным статусом и личностно-нравственными качествами. Долг специалиста перед обществом и государством, перед профессией и коллегами обязывает его ориентироваться на выполнение своего долга перед клиентом, имея в виду его истинное благо, рациональные интересы и исключая, по возможности, нанесение ущерба кому бы то ни было, в том числе самому клиенту. Внешне противоречиво могут выглядеть интересы государства, общества и клиента. Клиент, безусловно, заинтересован в исчерпывающем разрешении своих проблем, в то время как общество и государство в связи с особенностями социально-экономической ситуации могут полагать (и излагать свою позицию в нормативно-правовых актах), что такое полное разрешение проблем (особенно материальных) отдельного клиента невозможно. Оно, по мнению общества и государства, может быть осуществлено лишь в ущерб интересам других клиентов или граждан, целых социальных групп и всего общества, даже если интересы клиента не носят противозаконного характера. Действительно, нельзя считать, что в желании клиента «жить по-человечески, а не выживать» есть нечто ненормальное, противоречащее интересам общества и государства. Однако в настоящее время общество, государство и социальная работа не располагают возможностью обеспечения всем клиентам уровня жизни, достойного человека. К сожалению, именно это обстоятельство провоцирует порой противопоставление социальным работником интересов клиента и общества, клиента и государства. Опасность заключается в том, что специалист, подобно клиенту, может ситуативно не видеть при этом общего в их интересах и не оценивать по достоинству их общности, не сопоставлять желаемое с возможным, вставая, наряду с клиентом, в оппозицию обществу и государству. Это может привести к тому, что социальный работник, забыв о том, что российское общество в настоящее время по большей части состоит из людей, по тем или иным признакам неблагополучных, начнет именно их противопоставлять клиенту. Наибольшую тревогу вызывает еще один парадокс: социальный работник, сравнивая уровень собственного благополучия (в первую очередь материального) с уровнем благополучия клиента и придя к неутешительным выводам, начинает противопоставлять себя клиентам, которым в силу профессиональных обязанностей предоставляет услуги и материальную помощь. И действительно, с точки зрения оплаты труда социальные работники не могут быть отнесены к материально благополучным группам населения. Разрешение этого конфликта и тем более его предупреждение может вызвать сложность, так как к благополучию стремится каждый человек. Сравнение себя, своего уровня и качества жизни с таковыми же других людей также нормально для каждой личности. Поэтому ощущение несправедливости и чувство обиды может периодически субъективно возникать у специалиста. В этом случае социальный работник должен провести тщательный анализ ситуации клиента в контексте социальной реальности, и на основании его результатов решить, что именно представляет собой большую ценность: ситуативное или непреходящее, общее или частное, материальное или духовное, интересы множества людей (группы, общины, общества) или отдельного индивида и т.п. Объективность в оценке самого себя, своей ситуации, своих возможностей также может способствовать разрешению конфликта. По итогам анализа следует сделать максимально объективный выборов пользу ценностей и долга более высокого ранга, приоритетного долженствования. Можно сказать заранее, что такой выбор будет в общем случае достаточно труден, и общий рецепт здесь предлагать не следует. Специалисту необходимо будет ориентироваться в каждой конкретной ситуации с учетом основных факторов, формирующих социальную и индивидуальную ситуации, ценностное отношение, профессионально-этические нормы и принципы и т.п. В самом деле, трудно абстрактно заключить, что ценнее: материальные ценности общества или духовные ценности клиента, поскольку они тесно взаимосвязаны и в известной степени взаимообусловлены; реализация ценностей каждой из групп важна и необходима. Однако будучи компетентным в профессионально-этическом плане, специалист может правильно расставить акценты и разрешить конкретный конфликт. Поэтому так важна способность специалиста к профессиональному этико-аксиологическому анализу проблемной ситуации, его умение руководствоваться деонтологическими принципами при разрешении конфликтов или выборе приоритетов долженствования. Владея навыками анализа и руководствуясь основными принципами деонтологии, этики и аксиологии, социальный работник может разрешить конфликт. Кроме того, социальный работник, лучше других осведомленный о возможностях общества и государства в конкретно-исторический момент времени, института социальной работы, своей социальной службы и самого себя, может обоснованно и убедительно разъяснить клиенту специфику социальной работы и ее возможных результатов в данной политической, социально-экономической и духовно-культурной ситуации и тем самым сгладить или разрешить возникший конфликт. В частности, он может показать, что в условиях современной России далеко не все проблемы клиентов могут быть решены средствами и методами социальной работы; далеко не все личностные проблемы вообще могут быть разрешены так, как это желательно клиенту. Социальная работа не может в полной мере компенсировать клиенту ущерб, нанесенный в результате экономического реформирования, не может вернуть потерянных друзей, близких, не всегда возможным оказывается изменить отношения клиента с членами его социального окружения. Даже если клиент представляет себе, что его проблемы есть прямое следствие намеренного ущемления его интересов государством и обществом или отдельными людьми, в большинстве случаев можно показать, что такое мнение субъективно и неверно. Общество объективно заинтересовано в благополучии каждого своего члена, однако это не всегда бывает достижимо, особенно в современной России. Конфликт интересов общества и клиента может иметь место по прямо противоположным причинам. К сожалению, в общественном сознании происходит постепенное изменение приоритетов: на первое место ставится все чаще не общество, а человек, что К.Лоренц назвал одним из многих парадоксов, в которых запуталось прогрессивное человечество7. Например, согласно ст. 2. Конвенции «О защите прав и достоинств человека в связи с применением достижений биологии и медицины» (Конвенции о правах человека и биомедицине, от 01.12.1999 г.), «интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества и науки». Апеллируя к этой статье, можно попробовать добиться собственного блага посредством ущемления интересов других людей, так как они — «общество», поэтому их интересы имеют ценность более низкую в сравнении с интересами отдельного человека. Однако объективные интересы каждого человека имеют ценность, вследствие чего ущемление интересов общества недопустимо. Ваше представление о специалисте: возможные пороки, добродетели, нравственный облик и т.п; Типовые задания по теме 1.4. Этика отношений в системе социальной работы Задание в группе по 2-4 человека: перечислите возможные проблемы субординации в коллективе. Субординация — это служебные отношения, построенные по принципу иерархичности, направленные на соблюдение дистанции между руководителями и подчиненными работниками. Правила субординации имеют некоторые отличия в различных организациях, хотя в целом основаны на общих принципах этикета: Первое, что нужно делать всем работникам независимо от возраста, статуса, должности — это здороваться. Здороваться со всеми: от высшего руководства до охранника и уборщицы. Никогда не провоцировать коллег вопросами о личном (даже если вы друзья, личные вопросы лучше решать в нерабочее время). Распределять общие задачи между всеми исполнителями в равных частях. Это поможет предотвратить появление сотрудников, которые не приносят результатов, а лишь наблюдают за рабочим процессом. Научиться отвечать за свои ошибки, а не перекладывать вину на коллег (руководитель точно этого не оценит). Всегда сохранять спокойную, доброжелательную атмосферу (чтобы ни случилось). Не обсуждать руководителя за его спиной. Нарушение правил субординации тоже имеет последствия. Работник, который игнорирует принципы делового этикета, уже не может быть надежным в глазах руководства. А руководитель, который презирает своих подчиненных, никогда не заслужит авторитета. Кроме того, за несоблюдение правил субординации можно получить выговор или даже увольнение. Стоит помнить, что правильно построенная система субординации может стать действенным инструментом для налаживания деловых отношений и будет способствовать оптимизации рабочего процесса. Форма обращенияОтносительно вопроса, как обращаться: на ты или на вы, стоит ориентироваться на корпоративную культуру компании. Если коллектив небольшой, а отношения в нем дружеские и не ограничиваются рамками рабочего времени, то, конечно, можно и на ты. Если компания большая и принято формальное общение со всеми, не стоит пренебрегать устоявшимися правилами. Даже если руководитель и подчиненный лучшие друзья, можно обращаться между собой на ты, однако публично «тыкать» недопустимо. Это может испортить репутацию и подорвать авторитет самого начальника. В организациях со сложной иерархией стоит соблюдать дистанцию и обращаться ко всем без исключения на вы. |