Главная страница
Навигация по странице:

  • ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

  • Профессиональная этика советского периода.

  • 4.Рассмотрение проблем профессиональной этики в постсоветсткий период.

  • Тема 1.3. Предмет и основные категории деонтологии в социальной работе Деонтология в социальной работе.

  • В этике социальной работы понятие «долг» обозначает совокупность обязанностей специалиста перед государством, об­ществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними

  • Деонтология социальной работы

  • Деонтология отдельных видов взаимодействия в профессиональной деятельности.

  • Тема 1.4. Этика отношений в системе социальной работы Морально-психологические основы профессионально-делового общения.

  • Профэтика (общая). Тема Профессиональная этика специалиста в системе морали


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеТема Профессиональная этика специалиста в системе морали
    Дата09.12.2021
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрофэтика (общая).doc
    ТипДокументы
    #297361
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    ЭТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (IX-XV ВВ.)

     Наиболее плодотворный этап в развитии этической мысли в Центральной Азии приходится на период IX-XI и XIII-XV вв. Этот период получил в Центральной Азии также название Возрождения.

    IX-ХII вв. Несмотря на наличие больших идейных противоречий, для культурной жизни этого периода в целом характерно стремление к светскому образованию: широкое использование достижений прошлых культур, признание разума как мерила истинности, развитие логики; гуманистическая направленность мировоззрения; признание познавательных способностей человека, его высоконравственных начал; отношение к человеку как высшему творению природы. Традиционно в качестве основных проблем этики рассматривались проблемы счастья человека и пути его достижения; проблемы смысла жизни и его содержание; добро и его понимание; справедливость, нравственные качества личности: мужество, храбрость, честность, правдивость, скромность, вежливость и др., а также их антиподы; соотношение личного и общественного. Много внимания занимали вопросы нравственного воспитания. Для мыслителей Центральной Азии этого периода характерно отождествление нравственного и интеллектуального, а также нравственного и эстетического.

    XIV-XV вв. характеризуются тем, что наблюдается рост светской культуры, процветают философское вольнодумие и утонченное наслаждение жизнью, наука и искусство становятся высшей ценностью, происходит некоторое раскрепощение личности. Основные отличительные черты, характерные для этой эпохи заключались в следующем:

    - Большинство прогрессивных мыслителей дошли до понимания взаимосвязи морали с другими формами общественного сознания и различными сторонами общественной жизни.

    Наряду с признанием свободы воли они позитивно относились к необходимости, осознавали зависимость морали от многих факторов, в особенности от духовных и материальных.

    - В созданных ими учениях можно увидеть стремление сделать счастливыми и свободными не отдельную социальную группу, а всё человечество, стремление установить царство разума вечной справедливости.

    Основными представителями этой эпохи являются такие выдающиеся мыслители, как Абу Наср Фароби, Абу Райхон Бируни, Абу Али ибн Сина, Омар Хайям, Саади Ширази, Алишер Навои, Рассмотрим в краткой форме основные положения этических воззрений мыслителей этой эпохи.

    Фароби (873-941) был ученым-энциклопедистом. В круг его научных интересов входили все существовавшие в тот период науки. Поэтому он получил почётное имя «Второго учителя» (учителем на Востоке называли Аристотеля. Фароби подобно Аристотелю обладал универсальными знаниями). Социально-политические и этические воззрения Фароби изложены в таких работах, как «Книга об управлении городом», «Добродетельный город», «Книга о жизни и войне», «О достижении счастья», «Указания пути к счастью», «Афоризмы государственного деятеля» и др. Его теория была гуманистичной. В центр своих общественно-политических и этических учений он ставит проблемы всестороннего совершенствования человека и человечества, путей и способов достижения ими всеобщего счастья, как наивысшей добродетели.

    Этические нормы и правила Фароби выводил из опыта повседневной общественной жизни человека, из конкретных отношений между конкретными людьми, поэтому они (по его мнению) могут изменяться и развиваться. Главными категориями в его системе являются категории «разума», «счастья» и «добродетелей». Для мыслителей Центральной Азии было характерно отождествление нравственного и интеллектуального. Этой традиции придерживался и Фароби. Нравственное он не мыслит без интеллектуального и требует органического сочетания ума, учёности и высоких моральных качеств. В числе высших нравственных качеств наряду с добротой, скромностью, честностью, он упоминает учёность, разумность и рассудительность. Отсюда и своеобразное понимание счастья, которое, по его мнению, достигается только путем овладения всеми знаниями о существующих явлениях путем изучения их сущности, причин, обусловивших их возникновение, что, в конечном итоге, приводит к познанию природы, мира целом. Истинное счастье наступает тогда, когда устранено всякое зло и человеческая душа и разум сливаются с мировым, являющимся вечным.

    Большое внимание Фараби уделял вопросам формирования личности. Согласно его взглядам, общественная среда и взаимоотношения людей в обществе, а также человеческая воля выступают решающими факторами в формировании духовного облика человека.

    Большое значение придавал он и роли воспитания в формировании личности. Определяя различные черты характера и нравственные достоинства: смелость, мужество, дружелюбие, щедрость, остроумие, правдивость и др., он считал их результатом воспитания и самовоспитания. Так, по Фараби воспитание интеллектуальных и нравственных качеств может быть осуществлено двумя способами: с помощью «мягкого» метода и «жесткого» метода, т. е. с помощью убеждения и с помощью принуждения. Однако, цель остается одна - формирование личности, которая обладает высокими достоинствами, отвечающими требованиям и задачами совершенного, добродетельного, т. е. идеального общества.

    В качестве основных социальных институтов воспитания Фараби рассматривал семью и школу под руководством мудрого учителя.

    В добродетельном совершенном обществе воспитание человека приобретает массовый всеобщий характер и люди в нём постоянно должны стремиться к совершенству, благу, которое можете быть достигнуто только при их добровольном объединении на основе взаимной помощи и единства целей.

    Бируни (973-1048), будучи естествоиспытателем, небольшим вниманием и многие общественные проблемы своего времени. Основные взгляды на жизнь общества, мораль, этику Бируни наиболее полно изложил в трудах «Индия», «Минералогия», в переписке с ибн Синой.

    Огромное внимание ученый уделял таким проблемам нравственности, как честь и достоинство, добро и зло, справедливость и совесть. Интересны мысли Бируни о достоинстве и благородстве человека. Считая их нравственными качествами, он полагает, что благородство - это выполняемые обязательства по отношению к близким людям. Почти во всех своих произведениях Бируни подчеркивает, что труд формирует высокие человеческие качества, а знания его облагораживают. Большое значение придавал Бируни дружественным отношениям между людьми. 11роблему смысла жизни Бируни решает традиционным для Востока смысле. Смысл жизни - в достижении счастья, в повышении знаний, в познании. В этике Бируни сущность морали рассматривается в тесной связи с общественным образом жизни. Отсюда тесная связь того или иного типа морали с другими общественными явлениями, с потребностями и материальными интересами людей.

    Бируни дошел до понимания причин, обусловивших различия в нормах разных народов и объясняет эти различия природно-географическими условиями, особенностями образа жизни.

    Бируни признавал свободу воли, считал, что человек сам осуществляет моральный выбор. Значительное место он отводил понятию долга. Считал, что долг способствует проявлению лучших человеческих качеств. Бируни преклонялся перед людьми, обладавшими чувством долга, восхищался ими и превозносил их, считая, что таким людям всегда присущи и другие лучшие нравственные качества. Человек, обладающий чувством долга, даже не обладая великими и благородными предками, достигнет высот благодаря преданности делу, писал он.

    Большое значение уделял Бируни дружеским отношениям между людьми, которые он считал «драгоценнейшим даром жизни». А в дружбе народов он видел основу человеческого счастья и общественного прогресса.

    Бируни призывает к воспитанию в себе высоконравственных черт, полагая, что с помощью науки и распространения знаний можно избавиться от нищеты и невежества. Разумеется, взгляды Бируни носили ограниченный характер, т.к. он, как многие другие ученые того времени, абсолютизировал роль науки и знаний в общественном прогрессе.

    Абу Али ибн Сина (980-1037) внёс большой вклад в развитие мировой культуры. Он известен также под именем Авиценна, обрёл славу и как величайший врач. Но, подобно другим выдающимся мыслителям той эпохи, он был ученым-энциклопедистом, в том числе философом. Он написал много книг и трактатов по различным видам наук. Широко известны «Канон врачебной науки, «Книга исцеления». Основное философское сочинение - «Книга знания». Конкретные практические вопросы воспитания и нравственности изложены в таких его произведениях, как «Повесть о Хайе ибн Якзане», «Повести о Саламане и Ибсоле», «Рисолат ат-Тайр», «Тадбири манзел». Кроме того имеются сведения о его работах «Справедливость» (20-томная энциклопедия) и «Философия Востока», которые, к сожалению, были утеряны.


    ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

     Эпоха Нового времени ознаменовала собой очередной этап в развитии человечества. Мировоззрение Нового времени формируется на основе своеобразного синтеза духовных достижений античности и Средневековья. Этот синтез обусловлен новыми социально-экономическими условиями. Развитие капитализма вело к доминированию в этической теории таких нравственных принципов, как индивидуализм, рационализм и утилитаризм.

    Рационализм представлен в творчестве Рене Декарта (1596-1650), изложившего свое этическое учение в сочинениях «Страсти души» и «Рассуждения о методе». Применение этим философом механики для объяснения телесных и психических функций человека привело к решительному повороту в понимании нравственности, ее естественнонаучному истолкованию.

    Сочинение «Страсти души» намечает механистическую модель субъекта и его деятельности. Декарт выделяет в человеке две функциональные области: телесную и чисто духовную, которые противостоят друг другу. Между ними расположено «поле» эмоций, состоящее из чувств, которые образуют одновременно систему рычагов, соединяющих дух с телом и с окружающим миром. Во второй части «Страстей души» дается механико-материалистическая систематизация человеческих чувств в единстве с их телесными выражениями. Человек изображается как автомат, который благодаря психическим процессам приспосабливается к внешнему миру или вступает с ним в конфликт.

    В этике Декарта господствует принцип эффективности. Разум так регулирует аффекты (чувства радости, печали, гнева, удовольствия и т.д.), чтобы при минимуме затрат получить максимально полезный эффект. Так, даже любовь, по мнению мыслителя, хороша потому, что полезна для здоровья. Нравственность с такой механической точки зрения выполняет с помощью разума роль инженера при машине-человеке. Человек развивает собственную добродетель как некий метод самоконтроля для выживания в мире. Не будь ее, человек пошел бы по пути страстей - наслаждений, гнева и т.д. - и погиб. Отсюда восприятие телесно-чувственного бытия как неэффективного, не ведающего своей частной выгоды, а следовательно, безнравственного. Таким образом, кроме рационализма в этике Декарта присутствует и элемент утилитаризма. Следует отметить, что человек в учении Декарта рассматривается вне общественного контекста, изолированно.

    Этическая концепция Томаса Гоббса (1588-1679) характеризуется тем, что она утверждает сугубо буржуазные моральные ценности: эгоизм, утилитаризм, холодный рационализм. Этические проблемы этот философ изложил в произведениях «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского», «О свободе и необходимости», «Основы философии».

    Исходя из идеи, что природа создала людей равными по физическим и умственным способностям, Гоббс показывает эгоистичного индивида, расчетливо ориентированного на власть и личную пользу. Человек, стремясь к самосохранению, вступает в конфликт с другими людьми. По мнению Гоббса, нравственность является результатом целесообразного соглашения, договора между людьми. Правда, многие мыслители, принимая во внимание представления Гоббса об эгоистической природе человека, видели в нем представителя сенсуализма, т.е. приверженца чувственного источника нравственности.

    Являясь сторонником механистического подхода, Гоббс считал, что законы человеческого поведения в обществе так же строги и необходимы, как законы естественные, природные. Атомизируя социум, философ рассматривал отношения между людьми как объективно-причинные и, таким образом, доступные научному познанию. В таком представлении, когда изучаемый предмет рассматривается как структура элементов с предсказуемой системой отношений, ярко проявился характерный для эпохи Просвещения тип мышления.

    В этике Гоббс придерживается теории Макиавелли, утверждая наличие изначального зла в человеке. Он оценивает естественное состояние индивидов как состояние войны каждого против всех. Из закона самосохранения индивида следует его стремление к пользе. Так как человек живет в обществе, то для реализации своей частной пользы ему необходима власть. Борьба за власть, присущие человеку ненависть и страх требуют неких правил, иначе отношения между людьми могут закончиться их взаимным уничтожением. Вырабатываемые правила - суть негласного общественного договора. Разум помогает в установлении этих правил, научный подход делает их оптимальными (на основе этой идеи Гоббса впоследствии будут созданы буржуазные конституции, в частности Всеобщая декларация прав человека). Нравственность рассматривается философом как система норм, выражающих реальные изменчивые отношения полезности. Отсюда ее релятивизм. По мнению Гоббса, раньше люди не знали естественных причин своего поведения (власти и пользы), поэтому утверждали абсолютные (неизменные, вечные) нравственные идеи.



    3.Этические представления о профессиональной деятельности

    в XIX – начале ХХ века.
    В основе этических направлений XIX-XX вв. лежали тенденции, оппозиционные классической этике. Основоположники этих направлений создавали свои учения на материале избирательной критики или односторонней интерпретации немецкой философской классики. В возникающих философских учениях подвергаются ревизии те или иные фундаментальные для классической философии принципы - идеализм, рационализм, монизм и онтологизм.

    Трансформация предмета философии оказывает сильнейшее влияние на этическую составляющую постклассических учений, в числе которых в XIX-XX вв. являются следующие

    1) философия жизни;

    2) исторический материализм (марксизм);

    3) позитивизм;

    4) философия существования (экзистенциализм).

    Предметом философии жизни является некая активная духовная сущность. Постулируя эту сущность, мыслители остаются на монистических и частично на идеалистических позициях, однако резко расходятся с традиционным рационализмом. В отличие, например, от гегелевского Духа природа этой сущности иррациональна. Она принципиально не познается разумом: он имеет дело лишь с продуктами ее деятельности. Такая сущность познается человеком интуитивно, путем непосредственного внутреннего переживания. Представителей данного направления можно условно разделить на две группы. Одна из них видит в этой сущности чистую иррациональную волю (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.), другая - жизнь в натуралистическом (биологическом или психобиологическом) смысле, зачастую распространяя его и на нравственность (А. Бергсон, З.Фрейд, А. Швейцер и др.).

    Иррационалистический монизм основоположника философии жизни Артура Шопенгауэра (1788-1860) последовательно раскрывается в его этических произведениях «О свободе воли» и «Об основе морали».

    В основе нравственности, по мнению мыслителя, лежит сострадание другому, т.е. чистый неэгоистический мотив. Эгоизм, уверен Шопенгауэр, разъединяет людей, так как человек дан себе непосредственно, а остальные люди - опосредованно. Поэтому в существовании необъяснимого чувства сострадания, интегрирующего живых существ в одно целое, заключена тайна, указывающая на единую сущность объективного мира. Мыслитель называет эту сущность «волей к жизни».

    Из сострадания мыслитель выводит два основных нравственных принципа:

    1) справедливость, т.е. непричинение страдания при реализации какого-либо эгоистичного интереса;

    2) человеколюбие, бескорыстная помощь в преодолении страдания.

    Шопенгауэр считает нравственность врожденным качеством, характеризующим всех живых существ, не только людей, но и, например, животных. Мыслитель критикует религиозную (загробное воздаяние и наказание) и рационалистическую нравственность как псевдоморальные, основанные на эгоизме. Под этим же углом зрения он критикует «золотое правило» нравственности - «не делай другим того, чего себе не желаешь». По мнению Шопенгауэра, это правило базируется на эгоистичном принципе взаимности - «ты мне, я тебе».

      1. Профессиональная этика советского периода.

    Термин "советская тика" обозначает определенный этап в развитии марксистской этической традиции, характеризующийся в целом переходом этической мысли от моральной идеологии к моральной теории и отличающийся:

    1) мировоззренческим единством этических исследований

    2) моральным теоретизированием как основным способом функционирования этического знания. Вместе с тем в рамках советской этики продолжают действовать и характерные механизмы "моральной идеологии" 30-50-х годов: партийно-государственное управление нравственными процессами общества (в особенности процессом нравственного воспитания) и тотальное функционирование моральных идей, составляющих реальный компонент мировоззрения и обыденного сознания. Общемировоззренческий контекст "искания" моральной истины обусловил недостаточную выраженность авторской позиции, следствием чего стало отсутствие в рамках советской этики оригинальных и самостоятельных этических систем. В связи с этим период советской этики может быть представлен не как совокупность отдельных этических учений, но как общая тенденция развития этической мысли. Не случайно, что излюбленным жанром советской этики стал жанр коллективной монографии. Но даже в условиях господства "коллективной" мысли в советский период возникали неортодоксальные подходы к проблеме нравственности, не вписывающиеся в рамки традиционной марксистской этики. К их числу можно отнести "этический неоспинозизм" Я.А. Мильнера-Иринина, "панперсонализм" П.М. Егидеса, этику "генетического альтруизма" В.П. Эфроимсона, "этику сочувствия" СВ. Мейена, формальную модель "этической рефлексии" В.А. Лефевра и др.

    Существенной чертой советской этики стало  моральное теоретизирование, преследующее цель ввести этику в ранг научных  дисциплин. Теоретизирование в области  этики во многом компенсировало отсутствие философско-метафизического плана исследования, связанного с отрывом советской этики от религиозно-философской традиции отечественной этической мысли. В целом данный тип морального теоретизирования оказался наиболее близок к нравственно-правовой традиции русской этики второй половины XIX в. Общими являются здесь темы специфики и сущности морали, исследование природы моральных норм и функций нравственности. Характерно, что и в том и другом случае имел место сравнительный план: соотношение морали и права с одной стороны, и морали и экономики с другой. Моральное теоретизирование начинается с обсуждения проблемы этических категорий, организованного в 1961 г. журналом "Философские науки". Начало дискуссии было положено статьей Л.М. Архангельского "Сущность этических категорий", а ее окончание - статьей А.Г. Харчева "К итогам дискуссии о категориях этики" (1965). Основным достижением дискуссии следует считать идею разграничения понятий "мораль" и "этика" и, соответственно, "моральных понятий" и "этических категорий" как двух принципиально различных типов сознания: ценностного (морального) и научного (этического). Необходимо отметить, что в отечественной философии морали такого рода разграничение не проводилось, что окрашивало нравственно-философскую традицию, при всей ее метафизической глубине, в нравоучительные тона. Даже нравственно-философская система B.C. Соловьева была не свободна от этих недостатков. Принцип научно-ценностного разграничения "морали" и "этики" определил теоретическую автономию этической науки в условиях идеологической синкретичности морального сознания и способствовал определенной формально-логической независимости этических исследований.

    Развитие советской этики осуществлялось через установление определенных взаимосвязей и приоритетов между принципами формально-теоретических, эмпирических и морально-прикладных исследований. Причем сам этот процесс проходил в условиях "самодостаточности" марксистской этики, ее отрыва от классической аристотелевско-кантовской традиции, ее критической настроенности по отношению к западной этической мысли. Это определило своеобразие советской этики, ее замкнутость в круге собственных проблем, ее специфический "формализм" и столь же специфический "эмпиризм". С одной стороны, это выразилось, в частности, в неявном, социально завуалированном обращении к кантовским принципам систематизации и формализации этики (феномен этического "криптокантианства"), в особенности в вопросах структуры и специфики морали, морального деонтологизма и универсализма, а с другой - в особого рода "социологизаторском утилитаризме" (прежде всего, в вопросах обоснования природы морали и прикладной этики, например, проблемы руководства и управления нравственными процессами).

    Развитие конкретно-теоретического знания о морали было сопряжено со сменой парадигмы общекультурного понимания морали. Представления о морали как о форме общественного сознания и способе согласования личных и общественных интересов, типичные для 60-х годов, сменяются ее пониманием как способа духовно-практического освоения мира в 70-е годы и как ценностного базиса культуры в 80-е. Это во многом определило проблемные точки пересечения и соотношения теоретического и морально-практического знания в этике. Период с середины 60-х по середину 70-х годов характеризуется в целом приоритетом теоретических, формально-логических исследований, связанных с необходимостью предварительной категориальной систематизации марксистской этики. Определяющими становятся здесь проблемы категорий, предмета и системы этики, специфики и структуры, сущности и функций морали. Этот период, удачно названный "дефинитивным" (А.А. Гусейнов), можно считать наиболее плодотворным в истории советской этики. Достаточно сказать, что только в 1974 г. вышло более 10 монографий, имеющих принципиальное теоретическое значение (работы О.Г. Дробницкого, А.И. Титаренко, Л.М. Архангельского, В.Т. Ефимова, А.А. Гусейнова и др.). Высшим достижением этого периода бесспорно является работа О.Г. Дробницкого (1933-1973) "Понятие морали" (1974), давшая образец системного историко-логического обоснования предмета этики на основе истории этической мысли и современной зарубежной этики, рассматриваемой в умеренно-критическом свете. Авторскую позицию Дробницкого можно обозначить в целом термином "этический концептуализм" в исконном религиозно-метафизическом смысле этого слова. В теории Дробницкого понятие морали не совпадает с фактической моралью в силу многозначности смысловых значений последней. В связи с этим он обосновывает своего рода "концепт" морали, как общую метасмысловую ее основу, позволяющую схватывать ее реальные значения. Идея концептуализма просматривается уже в его ранней работе "Мир оживших предметов" (1967), в которой раскрывается ценностно-понятийная природа вещи как условие объективности ее бытия. Своей высшей точки эта идея достигает в "Понятии морали" (1974), где мораль предстает как идеальный случай единства универсалии и конкретного поступка. Однако объективный язык самой морали не может быть адекватно выражен в словах-знаках, что порождает многозначность понимания морали. Исследование Дробницкого вплотную подходит к той черте, при которой сущность морали раскрывается не на уровне понятия, а на уровне "концепта", т.е. "схватывания" конкретного содержания морального явления в непосредственном единстве с его общим смыслом.

    Формально-логический подход, проявившийся при исследовании структуры нравственного сознания и системы, категорий, во многом уравновешивался изучением социально-исторических оснований нравственности, ее происхождения, особенностей исторического развития, нравственного прогресса и его критериев. Своеобразным синтезом "формализма" и "эмпиризма" в этике стало появление "нормативного структурализма", концептуально оформленного в работе А.И. Титаренко (1932-1993) "Структуры нравственного сознания" (1974).

    С середины 70-х годов приоритеты смещаются в сторону морально-практических и этико-прикладных исследований. Определяющим фактором явилась здесь идея "активной жизненной позиции личности", выдвинутая на XXV съезде КПСС (1976 г.), породившая поток комментирующей литературы и ставшая предметом обсуждения на многочисленных конференциях. Этот идеологический "заказ" в значительной степени определил характер соединения теории и практики, соотношения эмпирического и метаэтического дискурсов в этике конца 70-х - первой половине 80-х годов. На первый план выдвигаются исследования, представленные преимущественно в коллективных монографиях, главной темой которых становятся этические проблемы личности и поведения (См.: "Структура морали и личность" (1977), "Личность: этические проблемы" (1979), "Моральный выбор" (1980), "Нравственные проблемы развития личности" (1982) и др.). Вместе с тем, в центре внимания оказываются проблемы прикладной этики, причем не столько в их морально-практическом, сколько в социально-управленческом плане: выдвигается идея "этоники", как науки руководства и управления нравственными процессами (см., например, "Научное управление нравственными процессами и этико-прикладные исследования" (1980), "Прикладная этика и управление нравственным воспитанием" (1980) и др.).

    С начала 80-х годов возобновляется дискуссия о предмете этики, на этот раз в плане возможного "отпочкования" от этики самостоятельной, конкретно-научной области знания "моралеведения" или "этосологии" (учение о нравах и нравственности). Инициированная полемической статьей В.Т. Ефимова "Этика и моралеведение" ("Вопросы философии", 1982, № 2), дискуссия выявила широкий спектр точек зрения на проблемы и перспективы развития этики, свидетельствующих о намечающемся плюрализме идей в советской этической науке сер. 80-х годов (итоговый обзор см.: Этика: панорама идей // "Вопросы философии", 1984. № 6).

    Актуальной задачей завершающего этапа развития советской этики (вторая пол. 80-х годов) стало теоретическое построение системы социалистической нравственности. В самой постановке этой задачи просматривается определенная закономерность развития конкретно-теоретического знания о морали: от общей, абстрактной "теории коммунистической морали" 50-х - 60-х годов через исследование "морали развитого социализма (сер. 70-х) и нравственного мира советского человека (начало 80-х) к созданию социологически выверенной, систематической теории социалистической нравственности (см. "Социалистическая мораль: проблемы и перспективы", симпозиум в МГУ, 1986). Эта задача так и осталась до конца нерешенной в силу социально-политической трансформации социалистического общества.

    Своеобразным подведением итогов поиска конкретно-теоретического концепта морали стала коллективная монография "Что такое мораль" (1988), в которой нашли свое выражение основные типологические подходы к пониманию морали, функционирующие в советской этике.

    К концу 80-х годов формально-логический и социально-исторический уровни систематизации этики были исчерпаны; исторически  назрела необходимость обоснования новой парадигмы морали как духовного базиса культуры, что предполагало синтез традиций и восстановление разорванных связей с религиозно-философской этикой.
    4.Рассмотрение проблем профессиональной этики в постсоветсткий период.
    Практика кадровых процессов и служебных отношений позволяют сформулировать основные правила этического поведения государственных служащих, которыми они должны руководствоваться в своей повседневной профессиональной деятельности. В этических правилах гражданских служащих выражаются одновременно и общечеловеческие, и специфические качества, составляющие нравственный облик современного чиновника. Каких отношений в процессе общения служащих требует государственная служба? Прежде, всего отношений, вытекающих из общечеловеческих норм морали и нравственности.

    Во-первых, государственная служба требует от гражданских служащих взаимной честности и правдивости. Это дает моральное право служащему замещать предоставленную ему должность государственной службы. Обман, сделка с совестью -- это.не просто личная слабость чиновника, это нанесение урона государственному органу. Кроме того, без точной правдивой информации невозможно принимать адекватные управленческие решения, верно анализировать ситуацию.

    Во-вторых, в отношениях служащих должны быть чуткость, доброжелательность, отзывчивость. Ежедневно работники государственного аппарата сталкиваются с проблемами, жалобами и предложениями людей. Важно понять человека, учесть мотивы его действий. Часто одной логики бывает мало, необходимы доброжелательность и отзывчивость. Такие же качества должны проявляться и в отношениях между сотрудниками, внутри служебного коллектива.

    В-третьих, скромность гражданского служащего и искренность, исключающие высокомерие, зазнайство, двойные стандарты в отношениях с людьми. Скромный человек никогда не выпячивает свое «Я», не признает за собой никаких исключительных достоинств и особых прав. Он проявляет толерантность, необходимую терпимость к окружающим, критически относится к своим заслугам и недостаткам. Для гражданского служащего недопустимы самоуверенность, нетерпимость и хамство к подчиненным и посетителям.

    Искренний человек верит в то, что говорит и что делает. Это одно из главных требований нравственности современного управленца.

    В-четвертых, вежливость и корректность в обращении. Данное правило предъявляет следующие требования. Гражданский служащий на службе и в быту должен быть тактичен, уважителен, деликатен. Его речевое поведение должно быть направленно на предотвращение возможных конфликтов интересов на службе и конфликтных ситуаций в коллективе. Необходимо проявлять сдержанность и уравновешенность в дискуссиях, стараться понять оппонента. Человека нельзя считать профессиональным госслужащим, если он постоянно прерывает партнера по диалогу, не умеет слушать, позволяет себе агрессивный тон и неуместные замечания. Следует спокойно и выдержанно реагировать на критику. Золотое правило: чем критичнее вопрос, тем корректнее на него надо отвечать.

    Специфическим правилами этики гражданских служащих являются правила субординации, доступности, паритетности.

    Опыт государственной службы и данные социологических опросов показывают, что, в сфере государственных служебных отношений существуют серьезные нравственные проблемы и недостатки.

    Это чванство и высокомерное отношение к людям, ложная гордость своим должностным и социальным статусом, это честолюбие и тщеславие, нетерпимость к критике, непомерные амбиции, нежелание признавать свои ошибки, в том числе в кадровых вопросах, это чувство безответственности за свои слова и действия. В государственном органе или его структурном подразделении иногда складываются отношения, когда служебная карьера и благополучие служащего зависят только от его начальника. Поэтому работник начинает служить только ему, забывая о государственных интересах. Наряду с этим новый служащий вынужден адаптироваться и приспосабливаться к установленным «правилам игры» в коллективе, которые не всегда соответствуют закону. В случае отказа служащего играть по этим неформальным правилам среда включает механизмы по отторжению данного человека. Перед таким давлением у служащего с неустойчивым нравственным стержнем отступают гражданские ценности, замирает голос совести и он становится «как все». Это серьезная нравственная проблема, ставящая человека f перед трудным моральным выбором.

    В кадровой политике и кадровой работе мы также наблюдаем ряд «нравственных перекосов», которые ведут к усложнению проблемы формирования государственной службы профессиональным, высоконравственным кадровым составом, к большой текучести и неукомплектованности кадров в государственных органах и в конечном счете к дискредитации государственной службы. Не секрет, что существуют «теневые принципы» кадровой политики в государственной службе, например: «командный» принцип формирования персонала; принцип подбора и назначения кадров по признакам родственных, земляческих, дружеских и иных связей; принцип корпоративной закрытости; принцип личной преданности; принцип «отсева неугодных»; принцип «телефонного права»; принцип продажи «хлебных» должностей. Предпосылки данных явлений -- игнорирование законодательства о государственной службе, формальное и пристрастное проведение аттестаций, конкурсов на замещение вакантных должностей, отсутствие служебного и общественного контроля, гласности и открытости за кадровыми перемещениями. В данном случае открыто попираются не только нормы права, но и морали.

    Причинами существования негативных нравственных качеств в поведении и деятельности гражданских служащих являются:

    * недостатки нормативно-правового обеспечения государственной службы и кадровой политики;

    * традиционные недостатки кадрового обеспечения государственной службы -- протекционизм, коррупция, патернализм;

    * слабость служебного контроля за соблюдением законодательства о государственной службе и за кадровой деятельностью;

    * отсутствие реальной связи государственной службы с гражданским обществом и общественного контроля за кадровой политикой;

    * традиционализм, использование старых механизмов и методов регулирования государственно-служебных отношений и кадровой деятельности, отсутствие инновационных подходов;

    * недостаточная социальная защищенность государственных служащих.

    Пути решения этих проблем:

    Правовой путь -- активная разработка и применение антикоррупционного законодательства на государственной службе.

    Организационный путь -- проведение целенаправленных мероприятий правоохранительных органов по борьбе с коррупцией во власти, ужесточение государственного контроля за работой «зон повышенного риска» -- административных служб, связанных с бизнесом, собственностью, налогами, пошлинами, госзаказами и т.д.

    Кадровый путь -- выработка и нормативное закрепление единых критериев оценки гражданских служащих по их профессиональным, деловым и нравственным качествам. Назначение на должность только по конкурсу на основании выработанных критериев оценки.

    Морально-психологический путь -- восстановление традиционных моральных ценностей государственной службы и кадровой политики -- служения государству и обществу.

    Социальный путь -- выработка системы стимулирования высоконравственного поведения чиновников, позитивной мотивации на добросовестное исполнение служебных обязанностей.

    Политический путь -- наличие политической воли государства, направленной на решительное пресечение коррупционных и других аморальных явлений в сфере государственной службы и кадровой политики.
    Тема 1.3. Предмет и основные категории деонтологии в социальной работе

      1. Деонтология в социальной работе.

    Термин «деонтология» (от греч. deonthos — должный) для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философомБентамом. Первоначально Бентам вкладывал в это понятие довольно узкое религиозно-нравственное содержание, имея ввиду долг и обязанности верующего перед Богом, религией, а затем употребил его для обозначения теории нравственности в целом.

    Вскоре понятие «деонтология» стало применяться в ином смысле – в качестве термина, обозначающего должное поведение, поступки и действия отдельной личности или специалиста, а учение –деонтология – стала отличаться от аксиологии – учении о нравственных ценностях.

    С формированием деонтологии этика из морали добродетель­ного поведения стала моралью нормы, поскольку норма фиксирует должное в определенных правилах. Так в теории этики был совершен еще один шаг от морали отдельных нравственных качеств к морали, опирающейся на закон.

    Практически каждая современная профессия формирует собственные представления о должном, одновременно сопоставляя его с сущим. На основании представлений о должном складываются требования к поведению и действиям, которые в отношении специалиста выступают как его профессиональный долг и обязанности. В понятие профессионального долга всегда входят не только функциональные обязанности представителей той или иной профессии, но и ответственность этих людей перед коллегами, перед профессией как таковой, перед обществом.

    Понятие «деонтология» существенно уже понятия «профессиональная этика». Если этика раскры­вает сущность профессионального долга, то деонтология вы­являет специфику его реализации в конкретных видах взаи­моотношений.

    В этике социальной работы понятие «долг» обозначает совокупность обязанностей специалиста перед государством, об­ществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними. Сознание своего долга определя­ет поведение специалиставыбор им определенных норм мо­рали, которым он следует в своей повседневной практической деятельности. В отличие от профессиональных обязанностей, профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная по­требность, глубокая убежденность в необходимости опреде­ленных действий.

    В категории «долг» наиболее ярко проявляется социальный характер деятельности социального работника и нормативный характер профессиональной этики. Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются содержанием его профессиональной деятельности.

    Понятие профессионального долга вменяет в обязанность специалисту быть способным предвидеть последствия своей деятельности, особенно негативные последствия, – в соответствии с известным

    Деонтология является одной из основ профессиональной дея­тельности социальных работников, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а професси­ональные действия непосредственно связаны и направлены на достижение физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и обще­ства. Деонтология как отдельная область, разрабатываемая с древних времен, до настоящего времени больше была связана с медициной, составляя ее отдельный раздел. Социальная работа в ее теперешнем понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии.

    Деонтология социальной работы – это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и про­фессиональных обязанностях, ответственности социально­го работника (трудового коллектива, учреждения социаль­ной защиты) перед обществом и государством, перед социалъной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.

    Осознание социальным работником своего профессиональ­ного долга — есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мо­тивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельностиТаким образом, про­фессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специалиста.

    Соотношение морального и профессионального долгаморальный долг как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии. Требования морального долга заставляют социального работника рассматривать свои обязанности шире, чем эго требует профессиональный долг.

    Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональ­ным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юри­дические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на вы­полнение или невыполнение им своего долга. Вместе с тем он поступает:

    свободно, поскольку принятая обществом система морально-нрав­ственных нормативов не является универсальной и из всего многооб­разия норм, которые имеют место в обществе, специалист может выбирать те, которые в наиболь­шей степени отвечают его внутренним устремлениям и представле­ниям о добре и благе;

    сознательно, так как решение поступить так или иначе принято им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходи­мости, путем выбора из значительного количества вариантов воз­можных решений;

    добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждением и доминирующим мотивом деятельности, и именно это обстоятель­ство определяет поведение и деятельность специалиста в повсед­невной практике.

    Осознание социальным работником своего профессионального долга означает:

    • высокий профессионально-квалификационный уровень как га­рант качества работы;

    • четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросо­вестное и неукоснительное их выполнение;

    • профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;

    • глубокую убежденность в необходимости выполнения своих про­фессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;

    • сознательное и активное участие в профессиональной деятельно­сти с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;

    • заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;

    • высокую организованность и сознательную дисциплину, привыч­ку к должному поведению

    • наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;

    • стремление постоянно совершенствоваться в профессии.

    Деятельность социального работника, имеющая в своей основе должное поведение, всегда ориентирована на тщательность, творческое выполнение профессиональных обязанностей; достижение высоких результатов, сопровождающиеся сознанием личной ответственности за произведенные действия. Такая деятельность стимулируется потребностью в самоуважении, поддержании профессионального авторитета и личного достоинства, статуса трудового коллектива и профессии в обществе. Она не может быть ориентирована на чисто внешние показатели, на поддающиеся официальному учету и контролю критерии эффективности с целью получения поощрения в любой форме.

    Деонтология социальной работы включает в себя определен­ные принципы:

    • личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;

    • компетентности специалиста;

    • рационального подхода к решению поставленных задач;

    • соответствия полномочий и ответственности;

    • правовой регламентации деятельности;

    • подотчетности;

    • инициативы и творческого подхода;

    • организованности и дисциплины;

    • контроля и проверки исполнения;

    • критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;

    • доверия и свободы действий;

    • поощрения и наказания и другие.




      1. Деонтология отдельных видов взаимодействия в профессиональной деятельности.

    Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством Современные цивилизованные государства, в том числе Украина, декларируют благо человека как свою главную цель и задачу. Одним из основных социальных институтов, призванных осуществлять деятельность в отношении тех граждан, которые имеют объективные и субъективные ограничения жизнедеятельности, затруднения в реализации своих конституционных прав и находятся в трудной жизненной ситуации, является институт социальной работы. Более того, для многих людей существование института социальной работы является единственной действенной гарантией реализации прав на образование, охрану здоровья, труд и т.д.

    В связи с этим глубокое понимание социальным работником социального содержания и последствий его профессиональной деятельности является его профессиональным долгом и важнейшим деонтологическим принципом; этот принцип определяет основные отношения специалиста в области социальной работы с обществом и государством.

    Ответственность и долг социального работника перед профессией

    Социальная работа – одна из тех редких профессий, которые призваны влиять на общественную нравственность через непосредственные контакты с населением – своими клиентами и их окружением в процессе работы – и опосредованно с помощью пропаганды профессиональных ценностей и личных примеров специалистов. Являясь примером цивилизованного общественного человека, социальный работник выступает проводником идей гуманизма, утверждения их в обществе как нормы человеческой жизнедеятельности и тем самым способствует утверждению в обществе ценностей социальной работы, ее идеалов и выполняет свой долг перед профессией.

    Ответственность социального работника перед коллегами Между социальными работниками существуют специфические взаимоотношения, обусловленные особенностями социальной работы как профессии и личностными характеристиками специалистов.

    Во-первых, социальная работа является делом не только одного конкретного социального работника, но и всего коллектива учреждения социальной защиты. Потому профессиональным долгом каждого социального работника является поддержание стабильности и сплоченности коллектива, в котором он работает, создание в нем атмосферы коллективизма, товарищества и взаимной поддержки.

    Во-вторых, профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам является подчинение своих действий и поведения общим для всего коллектива целям, содействие коллегам в достижении этих целей.

    В-третьих, важными условиями деятельности специалиста являются проявление уважения к опыту коллектива и повседневная забота о сохранении его авторитета. Каждый социальный работник несет ответственность за эффективность деятельности всего коллектива.

    В-четвертых, в отношениях с коллегами основными моральными нормами социальных работников являются открытость, честность, доброжелательность и взаимная поддержка и выручка, высокая требовательность к коллегам и еще более высокая – к самому себе. В-пятых, профессиональным долгом по отношению к коллегам является и оказание им всесторонней помощи, так как взаимопомощь членов коллектива, передача своего мастерства другим повышает профессиональный уровень всего коллектива и тем самым повышает эффективность работы, а следовательно, значимость и авторитет, самоуважение и взаимное уважение социальных работников, создает творческую, товарищескую атмосферу.

    Ответственность социального работника перед клиентом и его близкими Профессиональный долг социального работника по отношению к клиенту заключается в содействии наиболее полной самореализации личности последнего, достигаемой различными способами, методами, избранными в зависимости от потребности клиента. Основными требованиями профессионального долга социального работника в отношении клиента являются такие требования, как уважение клиента как личности, поддержание и развитие наиболее значимых положительных его качеств, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения, помощь в приобретении уважения со стороны социального окружения. В интересах социального работника доказать окружению клиента объективную необходимость и полезность его участия в решении проблем клиента, преодолеть возникшее противоречие во взглядах и мнениях людей, а также их отчужденности, пробудить в них интерес к совместным действиям, тактично разъяснить их роли в отношении клиента, согласовать интересы с целью организации плодотворного сотрудничества на благо клиента и добиться добровольного участия в совместной деятельности. Долг социального работника перед самим собой Долг социального работника перед самим собой, в основном, лежит в области его формального и неформального авторитета.

    Формальный авторитет специалиста представляет собой авторитет его профессии и должности. Неформальный же является показателем моральной значимости и степени влияния специалиста на клиента или его окружение, на коллег, является мерилом абсолютной, не зависящей от служебного положения ценности социального работника.

    Авторитет социального работника может быть основан только на действительных его достоинствах и заслугах как профессионального, так и личностного порядка. Не следует рассчитывать на свой профессиональный статус как на условие, необходимое и достаточное для завоевания прочного авторитета: это процесс длительный и трудный, имеющий, однако, одну особенность: чем меньше социальный работник думает об авторитете и чем больше о собственно профессиональной деятельности, тем выше его авторитет.

    Если борьба за завоевание и укрепление авторитета становится для социального работника самоцелью, она отвлекает его от профессиональной деятельности и может привести к противоположному результату: он утратит остатки авторитета в глазах окружающих.

    Тема 1.4. Этика отношений в системе социальной работы

    1. Морально-психологические основы профессионально-делового общения.

    Психологические основы делового общения - это совокупность правил и секретов, которые помогают найти общий язык и с партнерами, и с подчиненными, и с вышестоящими по статусу людьми. Сюда включаются как вербальные, так и невербальные способы передачи информации. Уделять внимание нужно буквально каждой мелочи: особенностям жестикуляции, мимике, дистанции между вами и собеседником.

    Важные моменты делового общения:

    • Дистанция. Не подходите к собеседнику ближе чем на полметра, иначе, как утверждает социальная психология, он будет чувствовать себя некомфортно и не сможет сосредоточиться на разговоре.

    • Мимика и жесты. Жестикулировать во время разговора нужно обязательно, но обойдитесь без резких и широких движений. Ваша мимика также должна быть спокойной. Помните, что цель невербальной коммуникации - помогать вам, а не отвлекать на себя внимание.

    • Речь. Необходимо говорить грамотно и четко в среднем темпе, ведь вам нужно быстро и понятно донести свои мысли до собеседника, завладев его вниманием. Еще одно важное правило - умение слушать. Психологические основы делового общения подразумевают взаимоуважение и нацеленность обоих партнеров на конструктивный диалог.

    Значение статуса участников общения

    • Вы - руководитель. Несмотря на свое вышестоящее положение, никогда не оскорбляйте подчиненных, не говорите с ними пренебрежительно. Напротив, чаще благодарите их и защищайте. Не обсуждайте с подчиненными свои личные темы и проблемы, ставя их и себя с неловкое положение. Словом, относитесь к подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился ваш руководитель.

    • Вы - коллега. Не пытайтесь показать своим коллегам, что вы в чем-то лучше их, не говорите с ними надменно. Общайтесь уважительно, как с равными.

    • Вы - подчиненный. Не старайтесь во всем угодить начальству, не будьте подхалимом, но и от дерзости и панибратства нужно отказаться. Не бойтесь, когда нужно, высказать свою позицию и умейте промолчать.

    • Необходимость создания в коллективе благоприятно микроклимата следует рассматривать не только с позиций социальной психологии, но и нравственных позиций, так как это развивает чувство гордости за полноценную работу учреждения и помогает понять всю меру ответственности перед обществом и родителями за воспитание личности будущего гражданина в здоровых условиях.

    • Конфликты часто возникают тогда, когда педагоги заняты рутинной работой, или когда люди работают на пределе своих возможностей. Психологический аспект психического здоровья рассматривает внутренний мир человека: его уверенность и неуверенность в себе в своих силах, понимание им своих способностей, интересов, своего ношения к людям, окружающему миру, к жизни как таковой. Во многом состояние психического здоровья объясняется социальными условиями жизни человека. Исходя из этого, В.А. Горянина выделяет факторы, влияющие на психическое здоровье, в частности на возникновение невротических реакций: это социально-культурные, социально-экономические и социально-психологические факторы.

    • Социально-культурный характер факторов обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления.
    • 1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта