Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 3 Методика литературного чтения и работы с детской книгой. Задачи уроков литературного чтения. Анализ программ и учебников.

  • Планируемы результаты: личностные

  • Тема 5 Формирование навыка чтения у младших школьников

  • Как правильно организовать проверку техники чтения ( способа чтения, навыка чтения: правильности, сознательности, беглости, выразительности) у младших школьников Способ чтения.

  • Это то, как читает ребенок: вслух или про себя, по слогам или целыми словами.

  • Осознанность ( понимание) чтения. Как ученик понял / не понял текст, который прочитал.

  • Пример текста для проверки осознанности чтения в 1 классе. Друг или враг.

  • Как же правильно организовать проверку осознанности чтения

  • Пример текста для проверки скорости и осознанности чтения в 1 классе. Чудесная ёлка.

  • Определи и отметь галочкой предмет

  • При подготовке текста для проверки осознанности чтения, необходимо помнить о следующем

  • При подготовке текста для проверки выразительности чтения, необходимо помнить о следующем

  • Тема 6 Процесс работы над художественным произведением

  • Основные этапы работы над художественным произведением

  • Волшебная

  • Русский и литература начальная школа. Р и Л Лекции. Тема Речевые ошибки и причины их возникновения Презентация


    Скачать 98.12 Kb.
    НазваниеТема Речевые ошибки и причины их возникновения Презентация
    АнкорРусский и литература начальная школа
    Дата25.05.2020
    Размер98.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаР и Л Лекции.docx
    ТипПрезентация
    #125191
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Тема 2. Речевые ошибки и причины их возникновения +Презентация

     В устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми. К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному.

     В работах М. Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма».

     Цейтлин С. Н. понимает под речевыми ошибками «любые случаи отклонения от действующих языковых норм». При этом языковая норма – «это относительно устойчивый способ (или способы) выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества».

                Наиболее полное определение речевых ошибок и недочетов дано в работах Т. А. Ладыженской. По ее мнению «весь отрицательный языковой материал делится на ошибки и недочеты. Ошибка – это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка… Недочет – это нарушение требований правильности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т. е. богатой, точной и выразительной».

                Высокоорганизованная («хорошая») речь предполагает отсутствие речевых ошибок. Поэтому работа по предупреждению и устранению речевых ошибок – важная составная часть общей работы по развитию речи в школе.

                Для того чтобы эффективнее организовать работу по предупреждению речевых ошибок, необходимо знать их лингвистическую и психологическую природу.

                Цейтлин С. Н. выделяет три основные причины нарушений языковых норм в речи детей.

                Главной причиной является «давление языковой системы».  Для того, чтобы оценить воздействие этого фактора на речь детей, необходимо рассмотреть, как вообще происходит овладение речью, обратившись к противопоставлениям «язык – речь», «система – норма». «Язык понимают, как абстрактную сущность, недоступную для непосредственного восприятия. Речь представляет собой реализацию языка, его конкретное воплощение в совокупности речевых актов». Нельзя овладеть речью, не постигая языка, как особого рода устройства, ее порождающего. Ребенок вынужден добывать язык из речи, т. к. другого пути овладения языком не существует.

    Детский язык представляет собой обобщенный и упрощенный вариант нормативного языка. Грамматические и лексические явления в нем унифицированы. Это связано с тем, что в детском языке первоначально отсутствует членение на систему и норму.

     Другой фактор, обусловливающий возникновение речевых ошибок у детей – влияние речи окружающих. Если в ней встречаются случаи нарушения норм литературного языка, то они могут воспроизводиться детьми. Эти нарушения могут касаться лексики, морфологии, синтаксиса, фонетики и представляют собой элементы особой разновидности языка, обычно называемой просторечием. Просторечие является мощным отрицательным фактором, воздействующим на формирование детской речи и обусловливающим значительное число разнообразных ошибок.

                Помимо этого, в качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи.

     В сознании производителя речи происходит несколько сложных процессов: отбор синтаксической модели из числа хранящихся в долговременной памяти, выбор лексики для заполнения синтаксической модели, выбор нужных форм слов, расстановка их в определенном порядке. Все эти процессы протекают параллельно. Каждый раз происходит сложная, многоаспектная работа по оформлению речевого произведения. При этом огромную роль играет оперативная память, «главная функция которой «удержание» уже произнесенных фрагментов текста и «упреждение» еще не произнесенных». Именно недостаточным развитием оперативной памяти детей объясняются многие речевые ошибки.

     В работах Цейтлин С. Н. Указаны примеры ошибок, которые возникают по каждой из указанных причин, и в зависимости от этого происходит деление ошибок на системные, просторечные и композиционные. Данные виды ошибок будут подробно рассмотрены в параграфе об их классификации.

     Таким образом, согласно анализу методической, лингвистической литературы речевая ошибка – это отклонение от нормы литературного языка. Влияние на развитие речи детей оказывает как речь окружающих, так и специально организованная работа.

    В работах Т. А. Ладыженской отмечается, что  для практики обучения языку представляется целесообразным подойти к классификации речевых  ошибок и недочетов с позиции современной лингвистики, различающей строй языка (систему языковых единиц) и употребление языковых средств в речи.

     В связи с этим  Т.А. Ладыженская  выделяет две большие группы ошибок:

    1.Грамматические ошибки (ошибки в структуре (в форме) языковой единицы).

    2. Речевые (ошибки в употреблении (функционировании) языковых средств).

    Львов М.Р. не выделяет общие причины возникновения речевых ошибок, а рассматривает частные случаи в классификации. Преимущество такого построения теоретического материала в том, что четко видно, какие причины лежат в возникновении конкретного вида ошибок.

    Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические. Следовательно, в основе классификации М. Р. Львова лежит деление ошибок на группы, соответствующие уровням языковой системы, т.е. ошибки лексические, морфологические, синтаксические. Неречевые ошибки- композиционные, логические , фактические (смотри презентацию).

    Тема 3 Методика литературного чтения и работы с детской книгой. Задачи уроков литературного чтения. Анализ программ и учебников.

    Цели уроков литературного чтения:

    1.Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

    2. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей.

    3. Обогащение нравственного опыта.

    Задачи:

    1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению книги.

    2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культуры (поиск информации в справочниках).

    3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженного в детской литературе.

    4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младших школьников.

    Ценностные ориентиры:

    Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми    ценностями: добром, справедливостью; формируются личностные  качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, родине.

    Планируемы результаты: личностные-осознание значимости чтения  для своего дальнейшего развития и обучения; формирование потребности к систематическому чтению; метапредметные- освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий ( деление текста на части, составление плана…) предметные-овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, умение пользоваться справочниками, составлять  монологические высказывания о героях произведения, читать наизусть.

    Содержание учебных книг, их структура и методика обучения строятся на основе следующих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого, монографического, жанрового разнообразия, актуализации тематики чтения (связь с природным и историческим календарём). Учебники  литературного чтения, авторы:     УМК «Школа России»- Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий В.Г., М.В.Голованова «Планета знаний»- Э.Э.Кац.

    Тема 5 Формирование навыка чтения у младших школьников

    Полноценный навык чтения характеризуется четырьмя  качествамичтения: правильностью, беглостью, выразительностью, сознательностью.

    3 этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический, автоматизация  (Т.Г.Егоров).

    Правильность чтения- это чтение без искажения смысла слова или предложения, без замены букв, слогов и слов.

    Сознательность чтения- обусловлена пониманием младшими школьниками фактического содержания читаемого текста, идеи произведения, его образов и роли художественных средств.

    Беглость чтения (нормы ФГОС НОО по УМК «Школа России»)- скорость, темп чтения (1 класс- до 40 слов в мин., 2 класс- не менее  60 слов, 3 класс- не менее 80-90  слов, 4 класс- не менее 90 слов).

    Выразительность чтения. Выразительно  прочитать текст-это с помощью интонации правдиво передать идеи и чувства.

    Приёмы работы над сознательностью чтения: вводная беседа, сопутствующая беседа, обобщающая беседа, чтение: выборочное, по ролям, цепочкой, чтение  наизусть, составление плана, пересказ: подробный, выборочный, сжатый, творческий.

    Приемы работы над беглостью  и правильностью чтения: жужжащее чтение, чтение про себя, чтение многосложных слов, разделение длинных слов на слоги и чтение этих слов хором, многократное чтение текста с различными заданиями, чтение скороговоркой, пятиминутное чтение на каждом уроке.

    Средства речевой выразительности: паузы  (логическая, психологическая, ритмическая), логическое ударение, соблюдение силы голоса, дикции,  мелодики голоса,   темпа, эмоциональной окрашенности, мимики, жестов, манеры держаться.

    Приёмы работы над выразительностью чтения: показ образца чтения, приём хорового чтения, чтение по ролям, конкурс  чтецов, скороговорителей, составление партитуры (разметки) чтения, анализ интонации до чтения, во время чтения и после чтения.

    Как правильно организовать проверку техники чтения ( способа чтения, навыка чтения: правильности, сознательности, беглости, выразительности) у младших школьников?

    Способ чтения.

    Это то, как читает ребенок: вслух или про себя, по слогам или целыми словами.

    Обучение чтению в первом классе начинается с достаточно длительного периода – букварного (который в свою очередь во всех УМК подразделяется на добукварный, букварный и послебукварный). В это время дети знакомятся с буквами и звуками, учатся составлять слоги и произносить их, учатся составлять слова и читать их. Естественно на этом этапе о проверке способа чтения речь не идет. Завершается он примерно  к концу третьей четверти. В это время все дети должны (по программе, на базовом уровне) освоить слоговое чтение (вслух и про себя) и перейти к чтению целыми словами.

    Таким образом, в конце третьей четверти первого класса, ученик достиг базового уровня в освоении способа чтения, если он читает простые слова целыми словами, сложные, длинные слова (больше трех слогов) по слогам, но достаточно уверенно.

    Осознанность ( понимание) чтения.

    Как ученик понял / не понял текст, который  прочитал.

    Понимание прочитанного не менее важно, чем скорость чтения. И подобрать текст и задания к нему, чтобы проверить осознанность чтения, достаточно сложно. Почему? Если у ребенка небольшой словарный запас, не очень широкий кругозор, для проверки осознанности чтения у первоклассника подойдет не каждый текст.

    Какую ошибку чаще всего допускают педагоги при проверке этого качества  навыка? Происходит все примерно так: проверяют скорость чтения, затем по тому тексту, что ученик успел прочитать, учитель задает вопросы. Получается, что из 25-30 прочитанных слов (в лучшем случае) ученик объясняет, что он понял.

    Пример текста для проверки осознанности чтения в 1 классе.

    Друг или враг.

    Зимой холодно. Надеваем тёплую рубашку, свитер, шубу. Мороз за нос щиплет и пальцы леденит.

    Значит, мороз – враг? Зимой и машину трудно завести, и пароходы вмёрзли в лёд.

    А если бы не было мороза? Не кататься тогда на санках, и в снежки не играть, и на лыжах не бегать! Без холода и мороженого не попробовать. Значит, мороз – друг?

    Люди научились дружить с холодом и заставили его работать на себя. Вот и не скажешь сразу: друг или враг холод.

    Ученик прочитал за две минуты 30 слов (есть такие дети, читают очень медленно). Учитель отмечает: скорость чтения низкая. И тут же начинает проверять осознанность: задает вопросы по тексту. А что можно спросить, если ребенок прочитал только два предложения? Самое простое: о чем ты прочитал (или: что ты узнал (понял)) из прочитанного? Что ответит первоклассник? Прочитал о том, что зимой холодно, что мороз враг. Какой надо сделать вывод из ответа ученика? Навык осознанного чтения сформирован? Или не очень сформирован?

    Как же правильно организовать проверку осознанности чтения?

     Лучше всего конечно, «развести» проверки темпа чтения  и осознанности. Но, даже если эти два качества навыка Вы решили проверить одновременно, после того как ученик поставил через две минуты палочку или галочку, показывающие, что две минуты прошли, дайте ему время дочитать текст до конца. И будьте готовы к тому, что разным детям в классе понадобится разное время, для того чтобы прочитать текст до конца.

    Пример текста для проверки скорости и осознанности чтения в 1 классе.

    Чудесная ёлка.

    Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили ёлку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под ёлкой около кочана капусты хлопотали два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.

    Г. Скребицкий, В. Чаплина

    Определи и отметь галочкой предмет, который не упоминается в рассказе.

    Или вот такое задание на проверку осознанности:

    Ответь на вопрос: Для кого дети нарядили ёлку?

    Ребята нарядили ёлку для _____________________________________

    Можно предложить ученикам такие виды заданий (для других текстов):

    ·         составить картинный план для пересказа текста;

    ·         озаглавить текст;

    ·         подчеркнуть предложение, выражающее основную мысль текста.

    Для сильных учеников можно предложить даже такое задание:

    Прочитай текст. В тексте тебе встретятся слова, помещенные в квадратные скобки. Из слов в скобках только одно верное. По ходу чтения подчёркивай то слово, которое считаешь верным.

    Орешник

    Средь резной листвы лещины много орехов. В каждом орехе тугое ядро, вкусное и питательное. Спелые [ягоды, фрукты, орехи] – несравненное лакомство, срывай – и в кузов! Только помни: орехами лещины [дерутся, кормятся, кидаются] многие обитатели природы. Их прячут про запас сойки, поползни и [волки, лисы, белки]. На них пасутся барсуки и кабаны. [Летом, Зимой, Осенью] орехи спасут от бескормицы немало наших пушистых и пернатых друзей. Вот почему надо оберегать орешник, ведь они пополняют сокровенные кладовые леса.

    В. Максимов

    При подготовке текста для проверки осознанности чтения, необходимо помнить о следующем:

    ·         текст может быть художественным или научно-популярным;

    ·         текст должен иметь воспитательную / образовательную ценность;

    ·         текст должен учитывать интересы и возрастные особенности младших школьников;

    ·         текст должен иметь объём 60-80 слов;

    ·         текст должен иметь ярко выраженный сюжет;

    ·         текст должен быть не знаком детям (то есть ранее не использоваться в обучении).

    Выразительность чтения.

    Выразительность чтения: ученик умеет при чтении передавать интонацией настроение текста, соблюдать знаки препинания, соблюдать логические ударения, правильно ставить ударение в словах при произношении.

    При подготовке текста для проверки выразительности чтения, необходимо помнить о следующем:

    ·         текст должен быть художественным (поэтическим или прозаическим);

    ·         текст должен иметь воспитательную / образовательную ценность;

    ·         текст должен иметь ярко выраженный сюжет;

    ·         текст должен быть знаком детям;

    ·         проверка выразительности чтения проводится после предварительной подготовки учащихся.

    Таким образом, в 1-4 классах при проверке выразительности чтения детям обязательно дается знакомый художественный текст и время на подготовку; тексты обязательно должны быть понятны для детей данного возраста (нельзя при проверке выразительности чтения в 1 классе, брать тексты из учебника для 4 класса); используем различные поэтические и прозаические тексты.

    Список литературы

    1.      Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Рабочие программы. Литературное чтение. Предметная линия учебников системы «Школа России».

    2.       Учебники 1- 4 классы: Литературное чтение (УМК « Школа России»)

    Тема 6 Процесс работы над художественным произведением

    Приёмы подготовки учащихся  к восприятию литературного произведения:

     1) экскурсия (в зависимости от содержания произведения: к вечному огню, в комнату боевой славы, к памятникам Героев Советского Союза, в краеведческие музеи;  в лес, в поле, на речку, в парк;   на промышленные предприятия; 2) вводная беседа; 3) рассказ учителя об авторе (портрет писателя); 4)слушание музыки.

    Основные этапы работы над художественным произведением:  первичный синтез (образец чтения учителем, подготовленными учениками, ученик-учитель-ученик; беседа эмоционально-оценочного характера), анализ (вторичное чтение, сопутствующая беседа, словарная работа, выборочное чтение, составление плана, пересказ, чтение по ролям, постановка вопросов самими учащимися, характеристика героев, конкурс чтецов, виды иллюстрирования: словесное, графическое, музыкальное), вторичный синтез   (итоговая беседа, выяснение идеи произведения, отношения автора  к действующим лицам, событиям).

    По тематике произведения делятся  на  природоведческие и общественно-исторические. По стилю произведения бывают научно-познавательные, художественные. К научно - познавательным относятся  научно-художественные, научно-популярные. Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» -научно-художественная статья. Э. Шим «Хлеб растёт», «Жатва», К.Паустовский «Какие бывают дожди»- научно-популярные статьи. По жанрам: рассказ, стихотворение, басня, сказка, статья, малые жанры фольклора: пословица, загадка, потешка и др.

    Стихотворение отличается рифмой, ритмом, повышенной эмоциональностью. Стихи делятся на эпические, лирические, драматические. В эпических стихотворениях присутствует сюжет, они похожи на рассказ (план, характеристика персонажей и т.д.) В лирических стихах поэт передаёт  свои чувства, переживания через описание природы (словесное рисование картин, объяснение образных выражений, чтение на фоне музыки и др.). Басня- это метко нарисованная сценка их жизни, поэтому заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания; картинность, выразительность описания; размер басни обычно не превышает 20-30 строк, по содержанию - пьеса с завязкой, кульминацией, развязкой; образные выражения  стали пословицами; в басне есть устаревшие слова, мораль, нравоучение, аллегория, иносказание. Сказка как жанр фольклора: наличие вымысла, своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка), троекратные повторы. Сказки: волшебная, бытовые, о животных, авторская, народная, в прозе, стихах.  Волшебная сказка: наличие волшебных героев и  предметов, действуют сверхъестественные силы- добрые и злые («Гуси-лебеди», «Аленький цветочек» Аксаков); сказки о животных: действующие лица –животные, наличие аллегории, формы, приёмы работы с текстом, как с рассказом( «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев») (Может ли такое случиться между людьми?); бытовая сказка: герои- баба, дед, поп, солдат; действия происходят в избе («Каша из топора»). Приёмы работы с половицами: выразительное чтение, иллюстрирование пословицы, инсценирование пословицы, пословица «рассыпалась», группировка пословиц на одну тему, раскрытие лексического значения пословицы, сочинение пословицы, сочинение с включением пословиц.

     
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта