Тема 6. Тема Самооценка важнейший элемент самосознания педагога факторы и условия развития самооценки
Скачать 159.54 Kb.
|
5).САМООЦЕНКА КАК МЕХАНИЗМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ (ОЦЕНОЧНЫЕ, КОНТРОЛЬНЫЕ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ, БЛОКИРУЮЩИЕ И ЗАЩИТНЫЕ ФУНКЦИИ). Самооценка (или же оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей), являясь ядром личности, играет роль важнейшего регулятора поведения и действий человека. Именно от нее зависит то, будет ли человек жить в гармонии с окружающим миром и насколько удачно он выстроит взаимоотношения с другими. Самооценка влияет на все сферы жизнедеятельности человека, а также на его жизненную позицию (она оказывает воздействие на отношения человека с другими людьми и обществом в целом, на уровень требовательности и критичности к самому себе, на формирование отношения личности к своим успехам или же неудачам и т.д.). Поэтому самооценка не только сказывается на эффективности и успехе деятельности человека в данный момент, но и определяет весь последующий процесс развития самой личности. Функции самооценки
Итак, самооценка человека предполагает оценку им себя в целом и отдельные составляющие своей личности, а именно свои поступки и действия, свои качества и отношения, свою направленность и убеждении и многое другое. Повышение самооценки человека зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеет наличие удачного опыта, похвала и поддержка со стороны окружающих, а также временная характеристика самой самооценки. Так самооценка может быть устойчивой и сохранять все свои особенности в не зависимости от ситуации и внешних раздражителей, и неустойчивой, то есть изменяющейся в зависимости от внешних воздействий и внутреннего состояния личности. Самооценка человека тесно связана с его уровнем притязаний (они также влияют на формирование самооценки), которые могут иметь различный уровень – низкий, средний и высокий. Кроме того, что самооценка связана с самосознанием человека и его уровнем притязаний, на ее формирование влияют: потребности в самоутверждении и саморазвитии, общая направленность личности, уровень развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее состояние человека и конечно социум, а точнее мнение и оценки окружающих людей (особенно значимых). 6). ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ И ДЕФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ САМООЦЕНКИ. Когнитивный компонент самооценки — комплекс убеждений о себе, которые могут быть как обоснованными, так и необоснованными. Показатели когнитивного компонента самооценки: мера реалистичности, способ ориентации при обосновании самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма (проблематичная или категоричная) выражения суждений о себе. Эмоциональный компонент самооценки — эмоциональное отношение к этому комплексу убеждений (оценочные характеристики составляющих когнитивной самооценки и связанные с ними переживания), сила и напряженность которого зависит от значимости для личности оцениваемого содержания. Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает в социальных контактах, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания. Качественное своеобразие когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них. В задачи исследования А. В. Захаровой и Б. Ю. Худобиной входило изучение специфики взаимодействия этих компонентов в младшем школьном возрасте. Исследователями были выделены три уровня сформированности когнитивного компонента. 1-й уровень. «Наиболее» высокий уровень характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация ребенка при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности ребенка к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; каузальная атрибуция за счет внутренних условий; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблематичных формах. 2-й уровень. Среднему уровню свойственны: непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки в основном на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, каузальная атрибуция за счет внешних условий; наличие самооценочных суждений сравнительно узкого содержания и их реализация как в проблематичных, так и в категоричных формах. 3-й уровень. Низкий уровень отличают: преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, каузальная атрибуция за счет субъективно неуправляемых условий, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах. Сопоставительный анализ функционирования эмоционального и когнитивного компонентов самооценки по выделенным показателям позволил констатировать следующее. Взаимодействия эмоционального и когнитивного компонентов самооценки не носят в младшем школьном возрасте однозначного, линейного характера. Высокий и адекватный уровень удовлетворенности собой может соотноситься с высоким же уровнем развития когнитивного компонента у ребенка, в то время как неадекватно завышенный уровень удовлетворенности собой связан с более низким уровнем развития когнитивного компонента. Средний уровень удовлетворенности собой выступает только в адекватном варианте и соотносится с относительно высокими уровнями развития когнитивного компонента. Низкая удовлетворенность собой в неадекватно заниженном варианте связана с высоким уровнем развития когнитивного компонента у ребенка, а в адекватном варианте — с пониженным уровнем его развития. Наиболее отчетливо во взаимодействии когнитивного и эмоционального компонентов самооценки ребенка прослеживаются следующие тенденции: — наиболее высокий уровень развития когнитивного компонента соотносится либо с адекватно высокой, либо с явно заниженной самооценкой, т. е. с выраженной неудовлетворенностью ребенка собой, отражающей его рефлексивно-критическое отношение к себе; — высокий уровень развития когнитивного компонента как бы задает полярную меру удовлетворенности ребенка собой, в основе которой лежит либо уверенно-адекватное, либо повышено-критичное отношение ребенка к себе; — более низкие уровни сформированности когнитивного компонента менее жестко связаны с мерой удовлетворенности ребенка собой. По мнению А. В. Захаровой и Б. Ю. Худобиной, высокий уровень развития когнитивного компонента как бы задает полярную меру удовлетворенности собой, в основе которой лежит либо уверенно-адекватное, либо повышено-критичное отношение ребенка к себе. Более низкие уровни сформированности когнитивного компонента менее жестко связаны с мерой удовлетворенности ребенка собой. Дифференцированная самооценка предполагает сравнительно чёткое осознание и выделение тех областей, в которых могут быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может претендовать на высокие результаты, чёткое выделение своих сильных и слабых сторон. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. В качестве основных условий развития самооценки психологи выдвигают такие факторы, как общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация, наполнение личностными смыслами. Из оценок себя окружающими ребенок постепенно вычленяет критерии и способы оценивания другого и переносит их на себя. "Наложение" друг на друга критериев оценки и способов оценивания и порождает деятельность само оценивания. 7). КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЮ ЭМОЦИИ В САМООЦЕНКИ ЧЕЛОВЕКА? Образ Я - это сложное многокомпонентное образование, между подструктурами которого нередко образуются конфликтные отношения, которые можно считать разновидностями внутренних конфликтов личности. Традиционно выделяют различные образы в структуре образа Я: Я-реальное, Я-идеальное, Я-фантастическое. Возможны и другие образы Я: Я-женщина, Я-профессионал, Я-отец и т.д. Каждый образ Я представляет собой отдельный элемент в общем образе Я личности, но неразрывно связанный с ним и с другими элементами - образами Я. В структуру реального-Я включается то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Иными словами, эго система приписываемых себе качеств (термин "приписываемых" употребляется здесь потому, что представления человека о своих физических и психических свойствах не всегда точно отражают действительность). Тем не менее, эти представления человека о том, каким он является в данный отрезок своей жизни, играют очень большую роль в его жизнедеятельности: создают мотивацию на определенную активность, детерминируют выбор целей и уровень притязаний, определяют особенности его общения с людьми и т.д. Я-реальное участвует в адаптации личности в актуальных социальных ситуациях: при изменении ситуации слегка изменяется и Я-реальное, что обеспечивает гибкое реагирование и регулирование поведения. Я-идеальное как подструктура личности включает представления человека о том типе личности, каким он должен был бы стать, исходя изусвоенных моральных норм, идентификаций и образцов. Идеальное Я является внутренним мотиватором личности, поскольку эта структура направлена на будущее. Идеальное Я становится целью человека, к которой он стремится. Я-идеал может быть как реалистичным, так и являться чистой фантазией. Эти два образа -- Я-реальное и Я-идеальное -- могут иметь очень большое расхождение между собой по ряду каких-либо качеств, малое расхождение, или не иметь вовсе никаких отличий (совпадать). В соответствии с этимприменительно к первому случаю большинство авторов говорят о ролевом конфликте. Полное совпадение может трактоваться и как безусловно позитивное явление -- достижение идеала, и как остановка в развитии, закостенение. Более подробно взгляды на конфликт между Я-реальным и Я-идеальным излагаются ниже. Само наличие конфликта определяется выявлением разницы между представлениями о том, "каким я являюсь" и "каким я хотел бы стать". Если эта разница большая, считает А.Налчаджян, то можно говорить о существовании конфликта между этими двумя подструктурами Я-концепции личности. Этот конфликт чреват значительными последствиями для психической жизни и поведения личности. Он пишет, что у невротиков конфликт между идеальным "Я" и настоящим "Я" выражен значительно сильнее, чем у психически нормальных людей. Поэтому одной из задач психотерапии считается сближение содержания этих двух подструктур самосознания путем изменения самооценки личности. В основе последнего положения лежат воззрения У.Джемса, выраженные в предложенной им формуле: Самооценка - Успех / Притязания. Различия между Я-реальным и Я-идеальным могут принимать конфликтный характер, например, в том случае, когда в идеальном "Я" представлена определенная черта, а в реальном "Я" присутствует ее противоположность. Возникает, следовательно, несовместимость рассматриваемых двух образов Я по этой черте, которая носит конфликтный характер. Если конфликт между идеальным "Я" и реальным "Я" углубляется, то у человека формируется неуравновешенность, нередко -- низкий уровень собственного достоинства (самоуважения), но одновременно возникает мотив реализации идеального Я-образа. Следует, впрочем, отметить, что этот мотив носит во многом адаптивно-защитный характер. То есть личность может истинно самореализоваться - в случае, если ее усилия в ходе преодоления конфликта между Я-реальным и Я-идеальным направлены на реальное изменение личности и ее поведения, - а может и использовать защитные механизмы, убеждая других и себя в желаемом положении дел (это считается неконструктивной адаптацией). Если же расхождения между реальным и идеальным Я-образами сохраняются и значительны, человек будет переживать интенсивное недовольство собой. Это недовольство может сохраняться и при наличии больших реальных достижений. Этот тип конфликта характерен для большинства высокоодаренных людей, что позволяет сделать предположение о позитивном значении наличия конфликта между реальным и идеальным "Я", правда, при условии достаточною уровня интеллектуального развития субъекта. Например, И.С.Кон говорил о том, что расхождение реального и идеального "Я" -- функция не только возраста, но и интеллекта. У более творческих и интеллектуально развитых людей недовольство собой присутствует чаще, чем у индивидов со средними способностями. В рамках гомеостатической модели возникновение конфликта объясняется следующим образом. Если новый опыт согласуется с уже имеющимся, то он легко пропускается внутрь Я-концепции и принимается. Если же новый опыт противоречит сложившейся Я-концепции, то ее оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская фрустрирующую информацию в сознание. Если отличие нового опыта от уже имеющихся представлений индивида о себе не принципиально, он может внедряться в структуру Я-концепции, насколько это позволяют адаптационные возможности составляющих ее самоустановок. Последнее положение также позволяет говорить о положительном значении в расхождении между Я-реальным и Я-идеальным (в данном случае, именно незначительном расхождении). Противоречивый опыт может усваиваться также и с помощью механизмов психологической защиты, таких как, например, рационализация. Эти механизмы позволяют поддерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии. К.Роджерс также считает, что, поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе, т.е. развивается психическая дезадаптация. Под дезадаптацией он понимал результат попыток оградить сложившуюся Я-концепцию от угрозы столкновения с травмирующим опытом. Это приводит к селективности и искажениям в восприятии и к неверной интерпретации опыта. В клинической психологии большое расхождение между реальным и идеальным «Я» считается тревожным симптомом, так как человек может видеть непреодолимую преграду на пути от своего актуального состояния к тому, в котором он желал бы находиться. Очевидно, способность разрешить этот конфликт зависит от личностной зрелости: умения найти пути преодоления этой преграды, вместо того чтобы впадать в отчаяние. Так, некоторые ученые предлагают рассматривать разрыв между идеальным «Я» и его актуальным состоянием не как нарушение, а как признак взрослости. Другой разновидностью конфликтов, возникающих внутри самосознания, являются конфликты между двумя одновременно актуализированными Я-образами. А.Налчаджян существование этого типа конфликтов объясняет тем, что «самосознание личности формируется в тесной связи и под влиянием исполнения различных социальных ролей», исполняя которые, «человек приобретает различные и несовместимые или конфликтные подструктуры самосознания», которые, актуализируясь в определенных ситуациях в виде одновременно воспринимаемых Я-образов, создают внутренний конфликт. Борьба между различными образами «Я» как считает Налчаджян, по существу, означает мотивационный конфликт. Он пишет: «поскольку, как мы знаем, актуализированные Я-образы являются комплексными мотивами и регуляторами психической активности личности, то конкуренция между двумя различными Я-образами означает борьбу между двумя мотивами поведения, соответссвующими различным социальным ролям». Я-концепция подкрепляется повторяющимися социальными взаимоотношениями: только воспринимаемый как определенное человеческое существо, каждый индивид получает статус внутри сообщества людей. Т.Шибутани пишет о том, что в любом обществе существует «дифференциация участников по рангу». Чтобы обозначить положение личности в обществе, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей, привилегий и свобод, которые она получает благодаря своему положению, он применил термин «социальный статус», понимая его как процесс. Человек может иметь статус только в отношении к другим, которые признают его место и обращаются с ним определенным образом. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей. Но проблема может заключаться в том, что в течение жизни человек вступает во множество отношений, вынужден играть несколько ролей, которые могут оказаться и внутренне несовместимыми. Иначе говоря, у него возникают различные Я-образы. Степень интеграции этих образов в Я-концепцию в значительной мере зависит согласованности ожиданий других людей относительно исполняемых индивидом ролей. Когда различия слишком велики, человек может страдать от внутренних конфликтов, и иногда эти страдания достигают такой степени, что могут привести к распаду личности. Я-концепция формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. Только воспринимаемый как определенное человеческое существо, исполняющее определенную роль, человек получает возможность укрепиться и осознать себя в этой роли (Я-образе). Дж. Мид считал, что, то, как человек рассматривает сам себя, должно быть отражением того, что, по его мнению, думают о нем другие (хотя совершенно не обязательно, чтобы они действительно так думали). Следовательно, общий образ Я (Я - концепция) состоит из множества других образов Я, представляющих собой установки личности, связанные с актуальной, выполняемой в данный момент деятельностью, ролью. Образ Я (Я-концепция) - это существующая в сознании человека система представлений, образов, оценок, относящихся к нему самому. Она включает представления о том, как он выглядит в глазах других людей, а также то, каким бы он хотел быть и как он должен себя вести. Согласно этому определению Я-концепция - это реальный, идеальный образы Я и образ Я как результат отраженного самоотношения: Я в представлениях других людей, или зеркальное Я. Все три составляющие образа Я являются ее модальностями. Кроме модальностей, Я-концепция представлена когнитивным (образ Я), эмоциональным (самооценка) и поведенческим (стратегии самоутверждения личности) компонентами. Содержание самосознания зависит не только от воздействия контактов с другими людьми, но и от уровня знаний о себе и отношения к себе - самооценки. То есть самосознание имеет сложную структуру, может изменяться под влиянием внешних и внутренних факторов, но при этом сохраняя необходимую для безопасности личности устойчивость, обеспечивая адекватность личности. Степень адекватности образа Я выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности, то есть «оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей». С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Человек, включаясь в общение и деятельность, черпает там некоторые существенные ориентиры для своего поведения, сверяя то, что он делает, с тем, чего от него ожидают окружающие. То есть уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Самооценка - отношение человека к себе, выражающееся в принятии или непринятии своей личности. Согласно У. Джемсу, самооценка складывается из двух составляющих - уровня притязаний и уровня реальных достижений. Уровень притязаний - это уровень трудности достигаемых целей. Если уровень притязаний будет очень высоким, а уровень реальных достижений - низким, то самооценка тоже будет низкой. При сочетании уровня притязаний и уровня достижений самооценка становится высокой и адекватной. Повышения самооценки, соответственно, добиваются двумя способами - путем снижения уровня притязаний или посредством улучшения реальных достижений. Самооценка - один из тщательно изученных психических феноменов. Самоутверждение - поведенческий аспект Я-концепции. Е.П.Никитин, Н.Е.Харламенкова указывают, что самоутверждение представляет собой одну из стратегий эго, это способ усиления Я, придания ему или поддержания силы, значимости. Для любого человека в большей или меньшей мере свойственна некоторая уязвимость в отношении того, кем он является и насколько ценным себя чувствует. Люди прибегают к разным способам поддержания значимости себя для того, чтобы чувствовать удовлетворение от собственной личности. Это могут быть идеализация и идентификация, в одном случае, проекция и обесценивание - в другом, самореализация - в третьем. В целом самоутверждение - это стремление к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение. Таким образом, в целом можно сделать следующие выводы. Самосознание состоит из отдельных образов Я, которые интегрированы в целостный Образ Я. Они (образы Я) существуют во взаимосвязи и могут быть иерархизованы так, что способны оказывать влияние (подавлять или накладываться) друг на друга. Между образами Я могут существовать противоречия, ведущие к напряжению в личности и внутриличностному конфликту, снижению или повышению самооценки личности. Самооценка - это компонент самосознания, отношение человека к себе, выражающееся в оценке себя, своих качеств и поведения, обусловливающее принятие или непринятие своей личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. |