Главная страница
Навигация по странице:

  • Композиционно

  • Фет. Фет_0312[1]. Теоретические аспекты лингвистического анализа поэтических текстов 4


    Скачать 174.25 Kb.
    НазваниеТеоретические аспекты лингвистического анализа поэтических текстов 4
    Дата23.03.2023
    Размер174.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФет_0312[1].docx
    ТипРеферат
    #1011184
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    2.2. Лингвистический анализ некоторых произведений А.Фета


    А. Фета часто упрекали за чрезмерную краткость и отсутствие глубокого смысла в стихотворениях. Поэт признавался, что даже проявление личных чувств считает излишним. По его мнению, произведение должно максимально точно передавать непосредственные впечатления и не навязывать позицию автора читателям. Особенно ярко эта мысль Фета проявлялась в его раннем творчестве. Характерным примером служит стихотворение «Чудная картина» (1842 г.).

    Стихотворение «Чудная картина» было написано Афанасием Фетом в 1842 году, и его относят к раннему периоду творчества.
    Произведение относится к пейзажной лирике, и показывает описание зимней ночи. Автор очень любил зиму, его очаровывал «блестящий» снег и «белые» равнины. Кажется, что сложно найти особую красоту пейзажа зимы, но автор точно передал ту красоту и чистоту, которую скрывает белоснежные края. Основным мотивом можно выделить захватывающий ночной пейзаж и удивление этой красоте героя.

    В стихотворении можно заметить тему человеческого одиночества, с помощью зимней красоты, оно приобретает особый смысл. Луна в стихотворении отражает человеческую душу. Поэтому перед нами вырисовывается картина объединения человека и природы. Основные художественные средства, которые использовал Фет были: эпитеты, олицетворения, инверсии. Композиция состоит из двух строй, с помощью перекрестной рифмовки ощутима особая легкость произведения.

    Лирика Афанасия Фета богата и многообразна. К его лирике относят многие его произведения, однако это был настолько неоднозначный писатель, что отнюдь не все его произведения можно причислить к этой самой лирике. Как правило, он очень часто писал образами, создавая для читателя некий кроссворд, который ему требовалось разгадать с помощью своей фантазии, и, конечно же, с помощью логики и ума. Создав симбиоз этих двух вещей, читатель и должен был изучать произведения, тем самым проникаясь темой автора. Однако самой чувственной и выразительной лирикой Фета является лирика пейзажей и окружающего мира. Прекрасным примером такого произведения послужит произведение ”Чудная картина”. В данном стихотворении читатель может видеть описание природы, которую автор видел в какой-то момент своей жизни, а может и видел на картине какого-то художника, которая автору очень сильно понравилась и он решил написать о ней произведение. Есть много произведений Фета, которые так или иначе были смотивированы каким-либо другим творческим деятелем, а Фет, переработав это, создавал своё произведение, основанное на своих впечатлениях. В “Чудная картина” автор показывает читателю чудесный зимний пейзаж, который автору так сильно понравился, что он решил написать о нём стихотворении. Фет очень любил зиму, и называл её самым чудесным и волшебным временем года, в которое случается самое настоящее волшебство.

    В стихотворении звучат два мотива: мотив очарованности ночным зимним пейзажем и мотив подчёркнутого на фоне холодного лика природы человеческого одиночества. Снежная равнина, одинокая луна и звёзды, отбрасывающие свет на снег, — не столько образы природы, сколько символическое обозначение состояния души. Картина Фета рождается как бы на глазах у читателя. Яркие пейзажные детали зарисованы по первому впечатлению. В «чудной картине» ночь светла и полна блеска. Неожиданно появляются одинокие сани. Переживания одинокого путника знакомы автору.

    Литературовед М.Гаспаров утверждал, что «образы и чувства в восьми строках сменяются в упорядоченной и стройной последовательности».

     «Белая равнина» — мы смотрим прямо перед собой. «Полная луна» — наш взгляд скользит вверх. «Свет небес высоких» — пространство расширяется до безоблачного неба. «И блестящий снег» — наш взгляд скользит обратно вниз. «И саней далёких одинокий бег» — поле зрения сужается, в белом пространстве взгляд останавливается на одной тёмной точке.

    Выше – шире – ниже – уже. Вот чёткий ритм, в котором мы воспринимаем пространство этого стихотворения. Все три измерения пространства заданы словами «равнина», «высоких», «далёких». Ключевое слово «бег» сводит ширь, высь и даль к движению. Неподвижный мир становится движущимся!

    По первым строкам («Чудная картина…») можно понять интонацию всего стихотворения: грусть и восхищение природой. Стихотворение – последовательность чувств.

    Начало – эмоциональное восклицание, подчёркнутое лирическими эпитетами «чудная», «родна»; затем поэт переходит к объективному описанию:

    Белая равнина, Полная луна…

    Спокойная картина, которая приобретает эмоциональную окраску уже в следующих строках:

    Свет небес высоких И блестящий снег…

    Последние строки стихотворения – картина не только живая, но и прочувствованная. «Одинокий бег» — это ощущение не стороннего зрителя, а самого ездока. Это восторг перед «чудным» миром зимней природы и грусть среди безлюдья. Наблюдаемый мир становится пережитым миром, как всегда в стихотворениях А.Фета.

    Читатель не сразу замечает, что перед ним восемь строк без единого глагола; только восемь существительных и прилагательных, передающих стремительное движение по бескрайней зимней дороге.

    Природа у Фета никогда не существует сама по себе, отдельно от человека. Душа и мир спаяны, так и в стихотворении «Чудная картина».

    Литературоведы отмечают не только живописность, но и музыкальность поэтических картин Фета.

    Фет использует в «Чудной картине» прием безглагольности, передавая настоящее время с помощью назывных предложений и употребления личного местоимения «ты» и краткого прилагательного «родна» («как ты мне родна»). Все стихотворение представляет одно сложное предложение. Оно создает ощущение, что поэт переполнен чувствами и говорит на одном дыхании, а также передает ощущение целостного восприятия природы и единения с ней. Повествовательная интонация подчеркивает спокойное внутреннее восхищение лирического героя окружающей красотой.

    Композиционно стихотворение состоит из двух строф-четверостиший. Оно написано передающем динамику и характерным для народных песен трехстопным хореем. Фет использовал в «Чудной картине» перекрестную рифмовку, придающую особую легкость произведению.

    Поэт выстраивает в стихотворении определенную последовательность образов и чувств. Внутреннее пространство произведения имеет четко заданный ри), шире («свет небес высоких»), ниже («блестящий снег»), уже («и саней далеких»). Ключевое слово «бег» объединяет все эти разнонаправленные векторы в движение. Неподвижный ранее мир становится движущимся.

    На протяжении всего стихотворения изменяются чувства лирического героя: субъективная оценка в начале стихотворения («чудная картина») сменяется объективным описанием пейзажа («белая равнина», «полная луна»), которое постепенно приобретает эмоциональную окраску («свет небес», «блестящий снег»). Первые две и последние две строки стихотворения объединяют переживания лирического героя – щемящее чувство красоты родного края, смешанное с чувством затерянности человека в этом мире, среди бескрайних русских просторов.

    Вдумчивый пейзажист, Фет сумел передать в небольшом стихотворении всю красоту и очарование зимней ночи, наполненность души лирического героя чувствами умиротворения, спокойной любви и легкой грусти, его духовное родство с родной природой.

    Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» отличается простотой фраз, ясностью изложения. Тема любви в творчестве автора сопровождается пейзажными зарисовками. В произведении нет конкретного изображения женского образа, но через настроение Фета слышится искреннее признание в любви. Описывая раннее яркое утро, автор не упускает ни одной детали. В первой строфе он описывает показавшееся небесное светило, которое будто пришло в волнение после выхода вслед за ночью. Так поэт вложил в движение этого создания свое ощущение счастья: «по листам затрепетало».

    Далее он размеренно, но торжественно повествует о пробуждении леса, который также ему дорог. Под влиянием очарования любимого человека, мысли лирического героя активны, готовы к выражению состояния его души. Ни одна деталь не упущена в природе: «лес проснулся веткой каждой, каждой птицей встрепенулся».

    Третья строфа говорит о беспредельном счастье лирического героя, которое ничем не омрачено. Страсть, любовь, желание слились в нем и вырываются наружу в виде признаний. Каждая строка является выражением детской радости, которую он не в силах сдерживать. Его страстная натура, постоянно требующая новых эмоций, с помощью этого времени суток передает истинные моменты наслаждения жизнью, гармонии.

    Неоднократное повторение глагола «рассказать» говорит о торопливости автора, невозможности сдерживать свое восхищение рассветом. Повтор союза «что» подчеркивает нескончаемую череду впечатлений, испытанных автором от увиденного на рассвете.

    Некоторые приемы такие, как повтор звуков а,о, также аллитерация (п,р) придают четкость ритму, разжигая эмоциональный рисунок стиха. Олицетворения — лес «проснулся», солнце «встало» становятся на один уровень с человеком, помогая ему выразить свои чувства. Использование метафор «проснулся «каждой веткой», «каждой птицей» встрепенулся помогает приблизиться вплотную к описанным поэтом предметам, давая полную характеристику происходящего. Эпитеты «весенней жаждой», «горячий свет» увеличивают яркость стихотворения.

    Подобное расположение духа подталкивает лирического героя на выражение каждого порыва в песне, которая уже «зреет».

    История создания – написано “Я пришел к тебе с приветом” в 1843 году и почти сразу опубликовано в журнале “Отечественные записки”.

    Тема стихотворения – любовь и природа: Фет обращается к возлюбленной с рассказом о своих чувствах и прекрасном утре.

    Композиция – двухчастная: первые две строфы поэт посвящает описанию природы, вторые две посвящены любовной теме.

    Жанр – лирическое стихотворение.

    Стихотворный размер – четырехстопный хорей.

    Эпитеты – “горячий свет”, весенняя жажда”.

    Метафоры – “лес полон весенней жаждой”, “душа служить готова”, “весельем веет”, “песня зреет”.

    Олицетворения – “солнце встало”, “солнце затрепетало”, “лес проснулся”.

    Сравнение – “с той же страстью, как вчера”.

    Начиная стихотворение местоимением «Я», автор непосредственно обращается к читателю, которому хочет «рассказать», что волнует душу и чем он хочет поделиться со всем миром, так как его существо «кричит», «требует выхода». Чувства, одолевающие поэта, как водопад, пока ещё сдерживаемый плотиной, но вот-вот готовый «прорваться» наружу.

    Что не даёт покоя? Что бередит душу? Что заставляет обратиться к читателю, о чём хочет «рассказать» поэт? – О солнце. О «листьях» и «ветках». О душе. О счастье. О веселье. О песне. Эти ключевые слова в стихотворении – ответ на поставленные вопросы.

    Однако существует и другая «сторона медали». «Я» — это и обращение лирического героя к возлюбленной. В нём онвыражает благодарность за чувства, всколыхнувшие душу, за страсть, которую она заронила в сердце, и вызвала к жизни поэтическое вдохновение.

    История создания: Афанасий Фет был ярким романтиком русской литературы. Он тонко чувствовал природу, но мог передать и любовное томление. Стихотворение “Я пришел к тебе с приветом”, написанное в 1843 году, – яркое тому подтверждение.

    Кому посвятил двадцатитрехлетний поэт трепетные строки – неизвестно до сих пор. Однако это и неважно, поскольку самое главное – это то, как он сумел передать чувство, которое он испытывает к своей возлюбленной. Двадцать три года – это возраст, когда человек любит уже сознательно, но при этом любовь его не омрачена общественными предрассудками и условностями. И хотя он тщательно скрывал имя своей дамы сердца, тот факт, что он обращается к реальной женщине, неоспорим.

    Произведение получилось прекрасным и искренним, так что неудивительно, что в журнале “Отечественные записки” оно появилось в том же году, когда и было создано.

    Анализ содержания произведения: читая строки стихотворения, можно увидеть, как автор воспринимает природу. Все явления, которые происходят независимо от воли человека, Афанасий воспринимает как нечто великое. То есть, можно сделать вывод, что для поэта и сама природа является отдельным живым существом, которое имеет свои желания, потребности, характер и особенную манеру поведения.

    Вчитываясь в строки произведения, важно заметить, какое внимание Афанасий уделяет мельчайшим деталям. Благодаря такому изображению окружающей среды, картина сразу приобретает другой вид. Столь повышенное внимание ко всем деталям, которые, на первый взгляд, абсолютно не играют никакой роли, стало не только отличительной чертой данного шедевра русской классической поэзии, но и удивительной особенностью всего творчества Афанасия Фета.

    Композиция: стихотворение состоит из двух частей. В первой Афанасий Афанасьевич рисует картину природы, которая радостно встречает утро. А поскольку описывает он эту картину для той, в которую, очевидно, нежно влюблен, то и восхищение красотой окружающего мира окрашивается в самые нежные и чувственные оттенки. Солнце, как олицетворение жизни, посылает горячий свет, который трепещет по листам, пробуждая лес. А поскольку описываемое в стихотворение “Я пришел к тебе с приветом” время года – это весна (на что Фет указывает прямо), то пробуждение природы невозможно не связать с пробуждением чувства.

    И именно о нем поэт говорит во второй части, которая так же, как и первая, состоит из двух строф. Он рассказывает о своей любви, просто и искренне, без пафоса и красивостей. Сообщая любимой, что его чувства не изменились, лирический герой напрямую связывает это счастье с творчеством – в нем уже “зреет песня”.

    Фет тонко связывает пробуждение природы и чувства юноши, который полон нежности. Он приходит к девушке даже не на свидание – просто не может не поделиться с ней тем, как прекрасна жизнь, как удивительно весеннее утро и как все вокруг полно счастьем. Молодой человек проявляет свои чувства очень бурно, но не испытывает по этому поводу смущения: в его возрасте естественно радоваться всему.

    Жанр и композиция: Интересна содержательная сторона композиции: в каждой строфе заключена отдельная «микротема». В первой строфе – наступающий в природе рассвет; во второй – приход весны и пробуждение к жизни птиц, «веточек» и «листьев» в лесу. Следующая строфа – в душе лирического героя, открывающейся навстречу счастью, «поселяется» весна.

    В заключительной строфе – Весна и Любовь рождают вдохновение. Поэт заявляет о своём поэтическом «кредо»: воспевать красоту. Форма повествования укладывается в «определённые рамки». Каждая строфа (кроме первой) начинается с глагола «рассказать». Желание быть услышанным – вот смысловая сторона композиционного построения. Этот приём позволяет привлечь внимание читателя, чтобы объяснить ему, с какой целью автор «ворвался» в мир литературы. Обращение к читателю написано в уважительной форме, располагающей к взаимной беседе. Поэтому по жанру это, скорее всего, послание, относящееся и к пейзажной лирике. Однако стихотворение Фета — не просто ответ на вопрос о предназначении творчества поэта. Это и философское рассуждение о любви, о чувствах, переполняющих душу, о счастье не только одного человека, но и всего мироздания.

    «Весеннее» стихотворение – это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, жгучим силам природы.

    Жанр: Это один из самых прекрасных образцов любовной лирики поэта. Он очень естественно передает все те чувства, которые испытывает его лирический герой. Юноша не просто восхищается красотой весенней природы или испытывает восторг от встречи с любимой – для него два эти чувства совершенно естественным образом сливаются в одно.

    Афанасий Афанасьевич использует для воплощения своей творческой идеи четырехстопный хорей, который позволяет, с одной стороны, просто и без прикрас передать настроение, а с другой делает произведение подобным разговорной речи, как если бы он действительно разговаривал с таинственной девушкой. Перекрестная рифма усиливает это впечатление.

    Содержательный анализ: основное средство выразительности, которое использует автор в этом произведении, — это олицетворение. Вся природа изображена им как некое живое существо. Читатель представляет себе картины весенней природы, то, как проснулся лес от зимнего сна. Таким образом, автор подводит читателя к самой важной для него категории — категории красоты. Красота в первую очередь заключена в природе, а потом уже в человеке, так как он тоже часть природы.

    Творчество Фета обладает одной важной особенностью — вниманием к частным деталям. Это легко можно увидеть в данном тексте. Лирический герой заметил все: каждый листик и веточку, он смог уловить даже само настроение, которым наполнен весенний лес. Как ему это удалось? Очень легко, ведь такое же настроение и в душе самого героя. Он готов к тому, чтобы жить, творить, работать и любить.

    Средства выразительности: Чтобы передать чувства, выразить эмоциональный настрой, Фет выбирает максимально насыщенные тропы:

    -Эпитеты: “горячий свет”, весенняя жажда”.

    -Метафоры: “лес полон весенней жаждой”, “душа служить готова”, “весельем веет”, “песня зреет”.

    -Олицетворения : “солнце встало”, “солнце затрепетало”, “лес проснулся”.

    -Сравнение : “с той же страстью, как вчера”.

    Их разнообразие также оживляет стихотворение, настраивает читателя на лирически-возвышенный лад. Выбранные поэтом средства выразительности идеально гармонируют со стилистикой его произведения. Светлое и яркое, оно заставляет восхищаться миром, который окружает человека, и сподвигает на то, чтобы поделиться этим восхищением с другими, разделить с кем-то счастье жизни.

    Следующим произведением, на примере которого выполнен анализ поэтического произведения, является стихотворение «О первый ландыш! Из-под снега...»

    Поэтическим посвящением весне можно назвать стихотворение Афанасия Фета «Первый ландыш», которое написано 34-летним поэтом в 1854 году. Стих через образ первого ландыша показывает пробуждение природы после долгой зимы, когда и у человека появляются новые планы и мечты.

    История создания: Фет написал этот стих после прогулки по весеннему лесу, запечатлев в голове, и после передав ощущение на бумагу, образы мартовской природы. Его поразил процесс пробуждения леса, когда овраги и лесная пуща ещё находятся во власти зимы, но по проталинам уже пробивается весна и первый её вестник – это ландыш.

    Автор восхищен перерождением природы и хочет подчеркнуть хрупкость этого момента смены времен года в образе нежного цветка.

    Анализ трех катренов: В первой строфе лирический герой в бороде Фета) обращается к первому ландышу, просящему солнечных лучей, как эликсира жизни. Автор видит в его чистоте девственную негу, словно бы мир сбросил всю грязь прошлого и перерождается с чистого листа.

    О первый ландыш!

    Из-под снега
    Ты просишь солнечных лучей…
    Во втором катрене лирический герой сравнивает ландыш с первым весенним лучом, называя его пленительным подарком весны. Он дарит природе и людям надежду, что мир ещё стоит, что очередная весна стартовала и скоро, даже в лесные чащи пробьются солнечные лучи и разбудят лес.

    Как ты пленителен, подарок
    Воспламеняющей весны…

    Сравнение ландыша продолжается и в третьей строфе, где он сравнивается с первым вздохом девы, которая ещё не понимает его причину, но уже чувствует в душе глубокое томление. А причина-то в избытке жизни, когда каждый вздох требует ответа и в нём чувствуется желание жить и цвести.

    И робкий вздох благоухает
    Избытком жизни молодой…

    Так и ландыш, который ещё не понимает всей силы своего появления, он является вестником великой весны, большого пробуждения, но видит себя сам только маленьким робким цветком.

    Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики четырехстопным ямбом в три авторские строфы и имеет двухчастную композицию, где первая часть показывает пробуждение природы через образ ландыша, а вторая сравнивает этот весенний первоцвет с девушкой.

    Рифмовка перекрестная (снега – лучей – нега – твоей), где в первых двух катренах открытая и закрытая рифмы чередуются, а в последней строфе мы видим только закрытую рифмовку.

    Из художественных средств выразительности отметим:

    Эпитеты (солнечные лучи, девственная нега, воспламеняющая весна, жизни молодой).

    Метафоры (нисходят сны, вздох благоухает).

    Сравнения (как первый луч (ландыш), сравнение с девой).

    Олицетворение (робкий вздох).

    Инверсия (жизнь молодая).

    Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано в 1854 году уже известным поэтом, признанным мастером пейзажной лирики. Автор рисует картину только зарождающейся весны, скорее, ее предощущения:
    Еще весны душистой нега

    К нам не успела низойти,

    Еще овраги полны снега,

    Еще зарей гремит телега

    На замороженном пути.

    Стихотворение невелико по объему — в нем всего три пятистрочные строфы. Две из них композиционно продолжают друг друга, подчеркивая зимние приметы окружающего пейзажа. Солнце греет «едва лишь в полдень», еще прозрачны и голы деревья, «и соловей еще не смеет занять в смородинном кусте» — не пришло еще его время. Но третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим, и в ней-то и есть главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:

    Но возрожденья весть живая

    Уж есть в пролетных журавлях,

    И, их глазами провожая,

    Стоит красавица степная

    С румянцем сизым на щеках.

    Ощущение возрождения природы витает в воздухе, оно передается человеку и проецируется автором непосредственно на человека — степную красавицу, по себе чувствующую холод, но мечтательно ожидающую весну, как ожидает ее и вся природа. Эта зарисовка живой картины передает один неуловимый миг, с помощью используемых автором художественных средств создавая яркое эмоциональное впечатление. Этой цели, как всегда у автора, служат эпитеты («душистая весна», «замороженный путь», «пролетные журавли»). Большую роль в данном случае играет синтаксический параллелизм, подчиненный, как уже было сказано, композиционному замыслу настроения произведения.

    В первых двух строфах это повторы, как отдельных слов («еще»), так и выбранной автором синтаксической модели. Третья строфа, как антитеза, начинается с союза «но» и является выразительным средством передачи авторской идеи, подчиненным общей цели. Создание напряженно-эмоциональной картины природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости, трепетной новизны ощущения — вот черты, отличающие пейзажную лирику Фета и дающие ему право называться тонким художником природы, вдохновенным мастером поэтического творчества.

    Стихотворение написано в жанре элегии, которую Афанасий Фет очень любил. Это прекрасный образец пейзажной лирики, написанный с легкой, светлой грустью. Наблюдающий за природными изменениями лирический герой несколько меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, как бы погружаясь в него.

    Автор предпочел для описания природы и связанных с ней чувств пяти- и четырехстопный ямб. Интересно, что он не только использовал чередование мужской и женской рифмы, но и сложную сплетенную рифмовку.

    Со времен студенчества и вплоть до самой смерти для Фета существовали три безусловных ценности: любовь, природа и поэзия. Именно эти темы он считал возможным раскрывать в лирике. На все остальные мотивы накладывалось негласное табу. Описания природы Афанасия Афанасиевича — это изображение момента через призму личностного восприятия. Для Фета было крайне важно зафиксировать мимолетное изменение. В его стихотворениях читателю предлагаются не просто осенние, летние, весенние, зимние пейзажи. Поэт стремился рассказать о более коротких отрезках сезонов, переходных состояниях природы. Это видно и по произведению «Ещё весны душистой нега…», впервые опубликованному в 1854 году в журнале «Современник». В нем запечатлен момент, когда весна еще полностью не вступила в свои права, но ощущением ее скорейшего прихода уже проникнуто все вокруг. Причем в природе пока нет существенных изменений: замерзшие дороги, нерастаявший снег, непокрытые листвой деревья. Тем не менее, на интуитивном уровне человек чувствует предстоящее наступление весны, радуется ей, в душе его царит светлое настроение.

    По сути, Фет описывает позднюю зиму. При этом он добавляет в пейзаж ярких весенних красок: березник желтеет, липа краснеет. Соловей, поющий в смородинном кусте, солнце, пока греющее лишь в полдень, — первые признаки приближения теплых деньков, грядущего обновления природы. Образ весны появляется из отрицания ее прихода и обобщается в заключительном пятистишии, начинающемся словами: «Но возрожденья весть живая уж есть…». В пейзажной лирике Фета предметом искусства становятся вещи, не слишком-то поэтические. Например, сизый румянец на щеках степной красавицы и упомянутый уже выше куст смородины. При помощи этих точных деталей Афанасий Афанасиевич дает понять читателям, что перед ними — не какая-то абстрактная весна, а весна в России.

    Для пейзажной лирики Фета важен образ зари. Она символизирует огонь, порожденный солнцем. На старте дня краски природы отличаются ясностью и чистотой, лучи светила одаривают землю нежностью. В отблесках зари — загадочный мир, помогающий появиться вдохновению. Неразрывна связь ее с весной. Это время года для земли, как заря для наступающего дня. Что касается людей творческих, то им весна дает возможность сердцем прикоснуться к красоте, испытать восторг от повсеместного обновления и перерождения.

    Произведение состоит из трех пятистрофных строчек. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “еще” , показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.

    В ее основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.

    При этом сюжет стиха – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причем кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намека на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придет ей на смену совсем скоро.

    Во второй части сюжет развивается так, что в нем появляется человек – женщина, наблюдающая за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.

    Таким образом, композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.

    Едва лишь в полдень солнце греет,

    Краснеет липа в высоте,

    Сквозя, березник чуть желтеет,

    И соловей еще не смеет

    Запеть в смородинном кусте.

    Но возрожденья весть живая

    Уж есть в пролетных журавлях,

    И, их глазами провожая,

    Стоит красавица степная

    С румянцем сизым на щеках.

    Со времен студенчества и вплоть до самой смерти для Фета существовали три безусловных ценности: любовь, природа и поэзия. Именно эти темы он считал возможным раскрывать в лирике. На все остальные мотивы накладывалось негласное табу. Описания природы Афанасия Афанасиевича — это изображение момента через призму личностного восприятия. Для Фета было крайне важно зафиксировать мимолетное изменение. В его стихотворениях читателю предлагаются не просто осенние, летние, весенние, зимние пейзажи. Поэт стремился рассказать о более коротких отрезках сезонов, переходных состояниях природы. Это видно и по произведению «Ещё весны душистой нега…», впервые опубликованному в 1854 году в журнале «Современник». В нем запечатлен момент, когда весна еще полностью не вступила в свои права, но ощущением ее скорейшего прихода уже проникнуто все вокруг. Причем в природе пока нет существенных изменений: замерзшие дороги, нерастаявший снег, непокрытые листвой деревья. Тем не менее, на интуитивном уровне человек чувствует предстоящее наступление весны, радуется ей, в душе его царит светлое настроение.

    По сути, Фет описывает позднюю зиму. При этом он добавляет в пейзаж ярких весенних красок: березник желтеет, липа краснеет. Соловей, поющий в смородинном кусте, солнце, пока греющее лишь в полдень, — первые признаки приближения теплых деньков, грядущего обновления природы. Образ весны появляется из отрицания ее прихода и обобщается в заключительном пятистишии, начинающемся словами: «Но возрожденья весть живая уж есть…». В пейзажной лирике Фета предметом искусства становятся вещи, не слишком-то поэтические. Например, сизый румянец на щеках степной красавицы и упомянутый уже выше куст смородины. При помощи этих точных деталей Афанасий Афанасиевич дает понять читателям, что перед ними — не какая-то абстрактная весна, а весна в России.

    Для пейзажной лирики Фета важен образ зари. Она символизирует огонь, порожденный солнцем. На старте дня краски природы отличаются ясностью и чистотой, лучи светила одаривают землю нежностью. В отблесках зари — загадочный мир, помогающий появиться вдохновению. Неразрывна связь ее с весной. Это время года для земли, как заря для наступающего дня. Что касается людей творческих, то им весна дает возможность сердцем прикоснуться к красоте, испытать восторг от повсеместного обновления и перерождения.

    Для описания природных явлений поэт использует привычные тропы:

    • Эпитеты– “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.

    • Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.

    • Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.

    К ним добавляется лексический повтор “еще”, который создает синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.

    Фет как никто умел быть наблюдательным и видеть, как в окружающей нас природе и человеческой душе готовятся и происходят изменения, будь то наступление весны или первая любовь.

    Стихотворение «Ещё весны душистой нега… » запечатлевает такой момент в природе, когда весна ещё не наступила, но ощущение весны уже возникло. Казалось бы, в природе ничего не изменилось: снег не растаял, дороги замёрзшие, деревья без листьев, но по каким-то малым приметам и просто интуитивно человек уже ждёт весны и радуется её приходу.

    Посмотрим начальную строку “Ещё весны душистой нега… ”. Фет прибегает к одному из своих любимых образных выражений — “нега”. В современном лексиконе это слово кажется устаревшим, а в поэтическом словаре XIX века оно употреблялось часто, и Фет охотно использовал его. Это существительное, однокоренное прилагательному “нежный”, глаголу “нежиться”; их смысловое значение — удовольствие с оттенком мягкости, тонкости, изящества.

    Звуковая инструментовка также обращает на себя внимание. В двух первых стихах выделяются звукосочетания со звуком [н] .

    Ещё весны душистой нега К нам не успела низойти.

    Картина уточняется некоторыми деталями, рисующими зиму: это снег, замороженный путь. Во второй строфе зарисовка продолжается, усиливается динамика благодаря использованию большого числа глаголов, три из которых, кроме того, находятся в позиции рифмующихся: “греет”, “желтеет”, “смеет”. Говоря о зиме, Фет вводит в стихотворение яркие весенние краски: “заря”, “краснеет”, “желтеет”. Отрицая то, что весна уже наступила, он как бы приближает её приход, упоминая о том, что “солнце греет”, что соловей поёт в смородинном кусте. Образ весны возникает из отрицаний и обобщается в последней строфе, которая начинается с антитезы: “Но возрожденья весть живая // Уж есть… ” Особую роль приобретают звуки, связанные со словом “жизнь”: “возрожденья”, “живая”, “провожая”.

    Стихотворение движется от отрицания к утверждению и завершается образом степной красавицы “с румянцем сизым на щеках”. Фет сделал предметом искусства в общем-то не поэтические вещи: смородинный куст, сизый румянец. Однако это точные детали, которые позволяют почувствовать и понять, что речь идёт не о весне вообще, а о весне в России, которую Фет знает и, несомненно, любит, несмотря на все упрёки современников в безыдейности.

    «Еще весны душистой нега…» — стихотворение, которое относится к пейзажной лирике и написано в начале второй половины 19 века. Тут рассматривается период, когда только ощущается приход весны. Практически каждый чувствовал такое ощущение и оно действительно удивительно, оно заслуживает выражения на бумаге, заслуживает того чтобы быть отраженным в стихах.

    Внешне весна далека, существует только в собственной потенции. Например, дороги замерзшие, деревья голые. Тем не менее, настроение, несмотря на все эти обстоятельства, является радостным, так как есть понимание приближения весны.

    Для того чтобы подчеркнуть процесс перехода, Фет использует некоторые детали, которые как бы намекают: краснеющая липа, желтеющий березник. Теплые дни только приближаются, но днем есть какое-то тепло, которое ощущается. Все эти детали резюмируются в заключительной части и сформулированы в строке: «Но возрожденья весть живая уж есть…».

    Также в заключительном стихотворении следует отметить образ степной красавицы, которая может трактоваться и как метафора и как юная дева, которая в том числе и олицетворяет собой начало весны. Поэт ярко выделяет «сизый румянец» на щеках, который говорит о холоде, но также является признаком жизненности, активности. Со временем действительно зимние дни отступят и мы увидим весну, признаки которой только начинают проявляться в природе.

    Выводы по главе 2:

    -в творчестве А. Фета можно выявить следующие особенности:

    -ритмические эксперименты;

    -выражение смысла с помощью синтаксиса и грамматики;

    -музыкальность;

    - уникальным качеством является создание « безглагольных стихотворений».

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта