Курсовая работа. Курсовая работа по творчеству В.Набокова. Теоретические основы изучения творчества в. Набокова в 1011 классах 5
Скачать 109.35 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В. НАБОКОВА В 10-11 КЛАССАХ 5 1.1. Изучение творчества В. Набокова в школе 5 1.2. Анализ современных УМК по изучению В. Набокова в старших классах 9 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В.В.НАБОКОВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ 21 2.1. Анализ проблем изучения творчества В.В.Набокова на уроках литературы в старших классах 21 2.2. Работа по знакомству с творчеством В.Набокова в старших классах 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48 ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Изучение творчества Владимира Набокова в современной школе является актуальным по многим параметрам. Так, имя В. Набокова стоит в одном ряду с классиками мирового литературного процесса ΧΧ века, следовательно, знание творчества Набокова является частью общей культуры личности. Представить русскую культуру, в частности литературу, ΧΧ века без «музея творчества» Владимира Набокова трудно, ведь именно в его произведениях обобщены достижения поэтики писателей и поэтов Серебряного века и классиков русской литературы. Таким образом, отдельные страницы набоковского наследия могут быть использованы как дополнительный материал при изучении особенностей русского модернизма. В.Набоков — один из самых блестящих стилистов XX века, это художник слова, тонкий наблюдатель, не просто умеющий раскрыть характер стихии, а делающий это при помощи звукописи, цветописи и светописи. Внимательное изучение идеальных с точки зрения стилистики русского языка произведений, вероятно, будет способствовать пробуждению творческого начала у гимназистов, поможет развитию некоторых составляющих познавательного процесса, а именно: избирательного внимания, гибкого мышления и творческого воображения. Классик русской и американской литературы может выступать в роли своеобразного катализатора мыслительных процессов. Тексты русскоязычного периода творчества Набокова являются образцами искуснейшей лирической прозы, наполненной оригинальными метафорами, эпитетами, сравнениями. Поэтизация прозы В. Набокова заслуживает отдельного внимания и рассмотрения, так как преподавателю необходимо знать особенности набоковской прозы для более качественного обучения школьников. Современная школа предлагает широкое разнообразие педагогических подходов, форм и приемов учебной деятельности учащихся, с помощью которых можно не только подчеркнуть специфику изучаемого художественного текста, но и рассмотреть его в широком контексте истории и культуры. В связи с этим объектом нашего исследования стал процесс изучения литературы в 10-11 классах. Предмет исследования - изучение произведений В.В. Набокова в 10-11 классах. Цель исследования состоит в обосновании важности проблемы изучения произведений В.В. Набокова на уроках литературы в 10-11 классах в теоретическом и практическом аспектах. Для достижения цели исследования нами были поставлены и решены следующие задачи: 1. Рассмотреть особенности изучение творчества В. Набокова в школе . 2. Проанализировать особенности изучения творчества В.В. Набокова в современных УМК. 3. Изучить особенностей проблем изучения творчества В.В.Набокова на уроках литературы в старших классах . 4. Работа по знакомству с творчеством В.Набокова в старших классах. Для решения поставленных задач в работе используются теоретические методы (анализ работ по литературоведению, методике преподавания литературы, моделирование) и эмпирические методы исследования (обобщение педагогического опыта, анкетирование). Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В. НАБОКОВА В 10-11 КЛАССАХ1.1. Изучение творчества В. Набокова в школеПолное возвращение на родину В. Набокова возможно лишь тогда, когда молодое поколение россиян откроет для себя его личность и творчество. В этом немаловажная роль отводится школьному изучению набоковского наследия. В истории русской литературы ХХ века В. Набоков занимает особое место. Его писательская биография, начавшаяся на исходе серебряного века русской поэзии, охватывает почти все хронологические этапы литературы ХХ века до 70-х годов. Кроме того В. Набоков - один из самых эстетически востребованных писателей, чье творчество причастно к истории сразу двух национальных культур - русской и американской. Его русскоязычные и англоязычные произведения являются подлинными литературными шедеврами. Блистательный, особенный русский «неразоренный вульгаризмами, отгороженный от стихии улицы, кристальный, усадебный» становится еще одним веским аргументом в пользу изучения творчества В. Набокова в школе.1 Методические пособия предлагают различные варианты изучения его творчества. В программе А. Г. Кутузова изучение творчества В. Набокова возможно в выпускном классе. Оно рассматривается в обзорной лекции по литературе русского зарубежья, где помимо него представлены другие авторы. Ученикам также предлагается самостоятельное прочтение романа «Защита Лужина». Программа Т. Ф. Курдюмовой предлагает лишь самостоятельное прочтение в одиннадцатом классе рассказа В. Набокова «Облако, озеро, башня».2 По мнению М. Б. Ладыгиной знакомство с творчеством писателя нужно начать в девятом классе. Для этого ученикам советуется самостоятельно прочитать роман «Приглашение на казнь». Продолжение знакомства с творчеством писателя должно быть продолжено в одиннадцатом классе, где учащимся предлагается самостоятельно ознакомиться с другим русскоязычным романом В. Набокова «Защита Лужина».3 С точки зрения изучения творчества В. В. Набокова представляют наибольший интерес методические рекомендации учителя словесника г. Ярославля Лимоновой Е. Ф. Она считает, что в школу В. Набоков «должен прийти» в пятом классе. Изучение его творчества, по ее мнению, должно идти по пути «поэтапного выявления его дара, художественно-чувственного переживания мира».4 А знакомство нужно начать с его поэтических произведений, в дальнейшем подвергнуть пристальному изучению произведения малого жанра - рассказы. В выпускных классах она предлагает уделить пристальное внимание личности писателя, его основным произведениям русского периода. Действительно, наиболее полное изучение жизни и творчества В. Набокова возможно в выпускном классе. Ведь к этому времени школьники имеют представление о русской классической литературе, знакомятся с литературой Серебряного века и способны воспринять многослойный, многомерный, расцвеченный всеми цветами радуги мир набоковских произведений.5 Школьное изучение творчества молодого Набокова, его русского наследия, позволит в будущем наиболее полно, осознанно оценить художественную прелесть его англоязычных произведений, особенно «Лолиты», «Бледного огня», «Посмотри на арлекинов», «Ады», блестящих лекций по русской и западной литературе, модернисткого перевода «Евгения Онегина».6 Учитель-словесник при этом должен быть вдумчивым, подготовленным проводником, способным помочь школьникам проследить авторскую мысль, определить и оценить все особенности набоковской поэтики. Основным типом уроков должна стать проблемная лекция с анализом отдельных фрагментов художественного текста. Также должна быть организована индивидуальная работа с наиболее восприимчивыми школьниками. Наиболее пристальное внимание должно быть уделено изучению образной системы набоковских произведений. В центре этой системы находится особенный главный герой, «непохожий на других, талантливый, наделенный поэтическим восприятием мира, уникальностью зрения и слуха». Это и Ганин из первого романа «Машенька», и Федор Константинович Годунов-Чердынцев из романа «Дар», и гениальный шахматист из «Защиты Лужина», и Цинциннат из «Приглашения на казнь». Они все разные, но у них много общего: закрытость, непрозрачность для других, «власть памяти и дар творчества, едва осознанный, ослепительно сияющий и обрекающий на казнь, которую художник определяет сам себе».7 Любимые герои Набокова - те, в ком чувствуется искра Божья, есть какой-нибудь талант, например, Федор Константинович Годунов-Чердынцев, герой романа «Дар».8 При знакомстве с реальностью в набоковских произведениях нужно помнить, что художественный мир романов В. Набокова представляет собой причудливую смесь миров воспоминаний, воображения, повседневной жизни, которые переплетены настолько, что возникает ощущение дезорганизованности реальности вокруг героев. Нередко эти миры противопоставляются друг другу. Связующим звеном, точкой соприкосновения становится мир «очеловеченных вещей».9 В каждом произведении эта многослойная действительность проходит еще через субъективное восприятие главного героя, несет на себя отпечаток его памяти, воображения. Для тщательного анализа и близкого знакомства, предлагаем первый роман В. Набокова «Машенька». При его изучении необходимо обратить внимание на своеобразие сюжета и композиции, выделить и проследить в художественной ткани мотив воспоминания как основу миросоздания романа, проанализировать систему персонажей, выделив сюжетообразующие - Ганина и Машеньку. Подробнее следует остановиться на некоторых художественных особенностях романа. В название вынесено имя главной героини. В ней и заключена основная интрига романа. Он состоит из 17 глав. В главах события реальной жизни переплетаются с воспоминаниями. Фабула - период с 1915 по 1919. Сюжет - развивается по психологии памяти. Роман строится вокруг главного героя - Ганина. Здесь двухмерная реальность: прошлое главного героя (мир воспоминаний) и настоящее (берлинское) существование. Действие происходит весной, в Берлине, в русском пансионе. Все события четко делятся по дням недели - со вторника по субботу, всего пять дней. Время здесь становится эфемерным. В этом «настоящем» у персонажей есть богатое прошлое, но шаткое настоящее и более чем призрачное будущее. Эта скучная жизнь чудесным образом оживает благодаря миру воспоминаний, спрятанному в закоулках памяти главного героя. Он согревает и узором проходит через берлинские будни. Неожиданный переход из одного измерения в другой раскрывает чудесный роман, случившийся в жизни Ганина много лет назад. Эта история длилась три года. Однажды летом в шестнадцать лет он влюбляется в Машеньку, в соседку по усадьбе. В мире воспоминаний воплощением счастья, смысловым центром становится Машенька. Оказавшись там, Ганин заново проживает за несколько берлинских дней этот чудеснейший роман. Любовь Ганина дарит особенный образ Машеньки - девушки с нежной смуглой кожей, с румянцем темной щеки, с каштановой косой в черном банте, с татарскими глазами, с тонким изгибом ноздри, который подрагивал от смеха. Больше всего запомнились Ганину ее прелестная картавость, запах её тела, «сладковатый запах малины смешанный с запахом осеннего леса».10 Простота образа подчеркнута именем, таким непритязательным, но емким, полным тайного смысла. Ведь Машенька, Маша, Мария - это такое близкое родное, которое невозможно объяснить, но у каждого есть такая Машенька. «Имя героини приобретает значение милой простоты, теплой естественности, трогательной нежности». В романе «Машенька» не все персонажи обладают собственным голосом, могут выражать свои мысли. Нередко сказанное слово или молчание оказываются выражением способа существования. В годы гражданской войны, Ганин получает от нее письма из Полтавы, которые бережно хранит. Эти письма в романе переданы как ее обращенный монолог с «острым ощущением собеседника».11 Они полны живости, эмоций, огня, жизни. Прочитав их, Ганин заново переживает все и «её образ, внезапно осветивший невеселое существование возрождает его к новой жизни».12 Среди проблем, освещаемых в романе, мы предлагаем уделить особое внимание, таким как освещение человеческой судьбы и взаимоотношений между людьми, игра памяти, темы любви, Родины, счастья. Следует отметить, что роман достаточно легко и интересно читается, имеет небольшой объем. |