Главная страница

Курсовая работа. Курсовая работа по творчеству В.Набокова. Теоретические основы изучения творчества в. Набокова в 1011 классах 5


Скачать 109.35 Kb.
НазваниеТеоретические основы изучения творчества в. Набокова в 1011 классах 5
АнкорКурсовая работа
Дата15.03.2023
Размер109.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая работа по творчеству В.Набокова.docx
ТипУрок
#991052
страница2 из 5
1   2   3   4   5

1.2. Анализ современных УМК по изучению В. Набокова в старших классах


В программе В.Г. Маранцмана реализация освоения литературного курса представлена на двух уровнях: на базовом, не рассматривающем творчество В. Набокова, и профильном, поурочное планирование которого выделяет 5 часов на изучение писателя. «Диалог культур», «диалог искусств» - ключевые понятие, на которых строится методическая разработка программы В.Г. Маранцмана, исходя из этого, изучение В. Набокова происходит посредством глубокого контекстуального погружения в творчество писателя: биографического контекста, контекста творчества писателя, широкого историко-культурный контекста. Детальное знакомство с личностью писателя реализуется по «Другим берегам», а также последующей экскурсией в дом- музей В. Набокова в Рождествено и на Большой морской улице в Санкт- Петербурге. Программа предлагает проведение опережающего внеклассного чтения по группам (берлинские романы), их обсуждение, а также ознакомление со статьей В. Ерофеева (метароман). Так как «Дар» у В.Г. Маранцмана выводится как обязательная литература, в учебнике для старшеклассников предусмотрена система заданий и включена тема дискуссии для урока, посвященная культурному диалогу в романе «Дар». Стоит отметить, что программа предполагает просмотр фильмов по романам В. Набокова («Машенька», «Защита Лужина», «Лолита») с последующим обсуждением режиссерских интерпретаций.13

Следовательно, программа В.Г. Маранцмана для профильного уровня направлена на всестороннее изучение творчества В. Набокова при помощи контекстуального подхода.

В программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой перед изучением В. Набокова 2 часа отводится на лекцию учителя о литературе русского зарубежья, в которой рассматриваются причины трех волн русской эмиграции; судьбы деятелей искусства и культуры, которые покинули страну, и т.д. На изучение творчества В. Набокова программа Т. Ф. Курдюмовой выделяет 5 часов. На выбор учителя предлагается несколько романов: «Другие берега», «Дар», «Защита Лужина».14

Программа под ред. Т.Ф. Курдюмовой в курсе литературы для старшеклассников во главу угла ставит историко-литературный процесс. Проследив за изучением В. Набокова, мы можем сделать вывод о том, что программа под ред. Т.Ф. Курдюмовой обеспечивает учеников глубокими сведениями об исторической эпохе, о литературе русского зарубежья, а на основе лекционного материала дает детальный обзор жизни и творчества В. Набокова.15

Программа под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лыссого для профильного уровня также базируется на историко-литературном процессе. В разделе «Литература русского зарубежья» главное место отводится изучению личности и творчества В. Набокова как одного из самых влиятельных авторов XX в. Предлагается изучение романа «Машенька». На этот раздел авторы программы выделяют 4 часа.16

В соответствии с программой для углубленного изучения литературы под ред. М.Б. Ладыгина творчество В. Набокова осваивается в разделе «Русское литературное зарубежье». Изучение исторической эпохи представлено обзорной лекцией с последующим проведением читательской конференции на тему: «Судьбы писателей русского зарубежья». Для изучения В. Набокова программа предлагает проведение урока по роману «Приглашение на казнь», рекомендованного для обязательного чтения. Для самостоятельного осмысления указан роман «Защита Лужина».17

Заслуживает внимания программа углубленного уровня под редакцией В.В. Агеносова и А.Н. Архангельского: «Русская литература XIX-XX веков» (10-11 классы). Изучение творчества писателей представлено на фоне историко-культурного обозрения литературного процесса. Главной целью курса обозначено умение прочитывать произведение в его исторической эпохе, учитывая культурные идеалы времени создания текста и сопоставляя с современной читателю действительностью. Творчество В. Набокова представлено романом «Приглашение на казнь» с обзорным изучением личности и творческого пути писателя, проблематики произведений, стилистики и других художественных особенностей. Авторы предлагают дополнительный урок, касающийся виртуозности словесной техники В. Набокова и рассмотрения множества интерпретаций романа «Приглашение на казнь». Базовый уровень не включает изучение творчества В. Набокова.18

Рабочая программа под ред. А.Г. Кутузова в курсе литературы 10-11 классов в рамках профильного уровня ставит целью изучение творчества писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах. Преодоление временной и культурной дистанции между произведением и современностью позволяет старшеклассникам вступить в диалог с автором, приблизиться к его эпохе. Программа делится на профильный и базовый уровни, в обоих авторы предлагают раздел «Русская литература в изгнании», который включает изучение основных имен зарубежья (И.А. Бунин, И.С. Шмелев (только профильный), М.И. Цветаева, В.В. Набоков). Творчество В. Набокова на профильном уровне представлено романом «Приглашение на казнь» и рассказом-спутником «Облако, озеро, башня». Раздел «Советы библиотеки» предлагает для чтения романы «Защита Лужина», «Машенька», «Дар», рассказ «Гроза». Базовый уровень включает только рассказ «Облако, озеро, башня». В «Советы библиотеки» входят романы «Машенька», «Приглашение на казнь», рассказ «Гроза».19

В программе под ред. В.Ф. Чертова, в 10 классе предлагается изучать произведение с использованием широкого историко-культурного контекста, а в 11 классе - делать основной упор на интертекстуальность художественного произведения. В. Набоков стоит в перечне авторов для урока-обзора по «Русской литературе 1920-1930-х годов». Уроки-обзоры у В.Ф. Чертова служат систематизации представления учащихся о литературном процессе, исследованию интертекстуальных связей.20

В соответствии с программой для углубленного изучения С.А. Зинина и Г.С. Меркина курс литературы строится на историко-литературной основе. В 10-11 классах предусмотрен специальный раздел - «Внутрипредметные связи». Для изучения В.В. Набокова предлагается роман «Машенька». В качестве внутрипредметных связей представлены отголоски А.С. Пушкина, А.П. Чехова, И.А. Бунина в романе В. Набокова «Машенька». Для свободного чтения предлагается рассказ «Облако, озеро, башня» и роман «Защита Лужина» [11].

Программа В.Я. Коровиной предполагает обзорное изучение литературы русского зарубежья, отдельного урока по творчеству В. Набокова не выделяется.

Для полноты исследования методических аспектов изучения творчества В. Набокова обратимся обзору учебников и методических пособий.

Учебник под редакцией В.В. Агеносова «Русская литература ХХ века» считается очень интересным в аспекте изучения творчества В. Набокова. В начале параграфа приводится статья с краткими биографическими сведениями о писателе, затем статья, характеризующая художественный мир В. Набокова, чтобы подготовить к восприятию старшеклассниками его произведений (вводятся и растолковываются термины: гносеологическая проблематика, метаконструкция, многослойная реальность, аллюзия, ирония, пародия и т. д.). Для облегчения понимания героев В. Набокова авторы поясняют, что своеобразие персонажей писателя заключается в их способности видеть мир, и в связи с этим разделяют их на два типа: пошляки и люди, «наделённые счастливой способностью к творчеству и одарённые моментами вдохновенных прозрений». Авторы учебника предупреждают учеников, что произведения В. Набокова отличаются множеством трактовок, авторской игрой с читателем, аллюзиями и реминисценциями.21

В учебнике А.Г. Кутузова «В мире литературы» для 11 класса в раздел «Литература в изгнании» входит параграф о В. Набокове, который начинается с описания жизни и творчества писателя. С помощью цитат отмечены мнения современников-эмигрантов (И. Бунина, Г. Адамовича, В. Варшавского, Н. Берберовой) о творческом методе писателя. В связи с этим авторы учебника поместили статью В. Набокова «О хороших читателях и хороших писателях», чтобы ученики могли узнать точку зрения В. Набокова на творчество и назначение художника. Так как, по В. Набокову, «большой художник - великий маг», подзаголовок следующей заметки называется «Магия «Грозы»« - своеобразное напутствие читателю перед прочтением рассказа «Гроза», где автор предупреждает о том, что произведение имеет множество трактовок. В вопросах к рассказу предлагается дать свою интерпретацию заглавию, придумать вопросы для одноклассников по тексту.22

В учебнике С.А. Зинина и В.А. Чалмаева представлен объемный параграф, посвященный изучению В. Набокова, состоящий из иллюстрированного биографического материала, сведений, касающихся творческого пути автора. Особое внимание уделяется лирике, наполненной воспоминаниями В. Набокова о Родине. Много места в параграфе уделено роману «Машенька»: сюжету, системе образов, проблематике (вводятся и объясняются на примерах термины «метафорический аллегоризм», «роман- ребус», «элитарная проза», «литературное двуязычие»), характеризующие особенности писательской манеры В. Набокова). Ученикам предлагается задуматься над смыслом заглавия романа: «Почему Набоков предпочел его первоначальному названию - «Счастье»? Далее приводится анализ романа «Защита Лужина» и сопоставление его с «Машенькой». В параграфе есть раздел «Самостоятельный анализ текста», который предусматривает самостоятельное чтение рассказа «Облако, озеро, башня» и анализ по вопросам, представленным здесь же. Следующий раздел «Вопросы и задания» направлен на проверку прочитанного параграфа и произведений: «Машеньки», «Защиты Лужина», лирики В. Набокова. Ученикам предлагаются сочинения: «Облик русской эмиграции в романе В. Набокова «Машенька»«, «Человек и его дар» (на примере «Защиты Лужина»), доклады и рефераты. Для любознательных и желающих познакомиться ближе с творчеством писателя в конце параграфа дан список рекомендуемой авторами учебника литературы: статьи, монографии критиков и литературоведов о жизни и творчестве В. Набокова.

Изучая программы и учебники (обзор и анализ были приведены в предыдущих параграфах), мы пришли к выводу, что наиболее целесообразно не сосредотачивать изучение творчества выдающихся писателей 20 века только в одном классе, а использовать опыт изучения классики русской литературы, при котором ученики неоднократно обращаются к творчеству писателя. Поэтому нам представляется целесообразным постепенное введение учеников в мир набоковской прозы (с 5-го по 11-й класс). Наиболее оптимальным, на наш взгляд, является вариант такого знакомства, предложенный в программе Т.Ф.Курдюмовой. Практика изучения произведений В.Набокова в школах и гимназии показала, что в этот вариант можно внести некоторые коррективы, в том числе и в плане подбора произведений для текстуального изучения.23

В 5 классе происходит погружение в мир Алисы Льюиса Кэрролла, оригинально представленный в авторизованном переводе пересказе В.Набокова. Его Аня не только путешествует в зеркальных мирах, но и помогает нашим ученикам почувствовать интерес к игре слов, к обыгрыванию английских и русских идиом, знакомит с фольклором двух народов. Для учителя же это возможность чуть-чуть приоткрыть занавес над набоковским Зазеркальем. Нецелесообразно, на наш взгляд, в 5 классе говорить подробно о писателе, рассказывать его биографию. Достаточно и того, что дети услышат новую фамилию, узнают, что перевод В.Набокова признан одним из лучших в мире. Позже, в старших классах, ученикам специализированного класса предлагается научно-исследовательская работа по сравнению различных переводов «Алисы» и определению степени влияния личности переводчика на стилистику переведённого произведения. Как правило, такая работа вызывает активный интерес, позволяет ученикам выйти на совершенно иной уровень восприятия иноязычного текста и попробовать хоть ненадолго встать на один уровень с гениальными писателями и переводчиками, открыть для себя тайны их мастерства.

Следующий этап знакомства предполагается по программе в 7 классе. Однако практика показала, что целесообразнее перенести рассказ «Гроза» в 9 класс. Это связано, прежде всего, с более широкими возможностями в плане интеграции знаний из различных областей, в частности, из мифологии и культурологии. На этом этапе появляется необходимость очень краткого знакомства с биографией писателя. В 9 классе Набоков может выступать и в новой для детей роли: роли комментатора и литературоведа. Его комментарии к роману А.Пушкина «Евгений Онегин» и статья, посвященная творчеству Гоголя, расширяют возможности знакомства с русской классикой, позволяют учителю дать широкую панораму мнений критиков. Немаловажно при этом и то, что Набоков предстаёт перед нашими учениками в новом свете, открываются необычные грани его личности.

В 10 классе продолжить знакомство с Набоковым можно на материале рассказов «Рождество» и «Сказка». Наши коллеги успешно организовали изучение этих и других произведений, и мы учли этот опыт публикаций ряда словесников. Учителя-практики и учёные-методисты предлагают изучение таких рассказов, как «Обида» (М.Амфилохиева), «Гроза» (И.Мотеюнайте); «Возвращение Чорба»; повестей «Отчаяние» (Л.И.Косивцова, Л.А.Тропкина), «Машенька»; романов «Дар» (Т.Ф.Курдюмова,), «Приглашение на казнь» (Брыкова), «Другие берега» (Т.Ф.Курдюмова), «Защита Лужина» (Т.Ф.Курдюмова, Л.Н.Целкова, С.Р.Федякин).

Предлагаются разнообразные формы проведения уроков, как традиционные, так и новаторские. Так, знакомство с повестью «Отчаяние» учителя Л.И.Косивцова и Л.А.Тропкина предлагают предварить своеобразным погружением в мир поэтики В.Набокова. Этой цели служит формат урока «урок-лекция с элементами беседы». Лекции предшествует «краткая летопись жизни и творчества В.Набокова», подготовленная учениками в качестве домашнего задания. Этот момент кажется нам спорным. Знакомство с биографией такого писателя, как В.Набоков, на наш взгляд, всё-таки должен осуществлять учитель. В процессе лекции проводятся параллели с произведениями русской литературы 19 века (Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Лескова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина), с помощью которых учитель пытается доказать, что В.Набоков-продолжатель русских классических традиций, а «линии Пушкина, Гоголя и Достоевского, сложно и прихотливо сплетаясь, организуют внутреннюю композицию «Отчаяния»«. Авторы разработки предлагают обязательное проведение теоретической пятиминутки, включающей новые для старшеклассников термины (реминисценция, аллюзия, перифраза). Проведение такой пятиминутки целесообразно, если знакомство с Набоковым происходит впервые. Все эти термины уместно ввести в лексикон учеников уже при чтении и анализе рассказа «Гроза» в 9 классе. Учителя-методисты в своей лекции уделяют особое внимание игре слов в «игровой» прозе Набокова, основанной на каламбурах и двуязычии автора.24

На наш взгляд, нельзя согласиться с авторами данной методической разработки и ограничить знакомство с творчеством Набокова лишь повестью «Отчаяние». Школьные программы, как говорилось выше, предлагают более широкие возможности.25

Интересны, на наш взгляд, темы уроков по монографической теме «В.В.Набоков», предлагаемые в учебнике В.Г.Маранцмана. Учёный-методист для знакомства с писателем и его романом «Дар» так формулирует темы уроков: «Потерянный рай» В.Набокова; Болезни эмиграции и юность Годунова-Чердынцева; Жалкий и великий человек; Роман о Чернышевском в романе «Дар». Подобная формулировка тем должна, по замыслу автора-составителя программы, помочь старшеклассникам разобраться в проблеме «Самосознание человека и жизнь общества», обозначенной как центральная при изучении одного из разделов учебника.

Таким образом, из приведенных выше примеров построения структуры отдельных уроков в рамках монографической темы становится понятно, что основным аргументом в стремлении к созданию модифицированной структуры изучения монографической темы является поиск оптимального пути знакомства с творчеством и творческими судьбами отдельных русских писателей XX века. Далеко не все трафаретные, традиционные варианты изучения применимы к необычной литературе XX столетия. Поиски новых путей осложняются и тем, что в настоящее время идет процесс переоценки старых ценностей, составления своеобразной иерархической лестницы русских писателей, даже само право писателя русского зарубежья называться классиком русской литературы не является аксиомой для всех литературоведов и методистов. В таких обстоятельствах особенно важна попытка ввести в круг чтения, в круг знакомства старшеклассников новые имена и новые книги, причем это одинаково важно и для ученика, и для учителя. Результаты анкетирования позволяют констатировать очень осторожное отношение учителей и учащихся к творчеству В.Набокова. Настоящее исследование призвано постараться найти новые методические приемы изучения литературы XX века, дать учителям аргументы, доказывающие, что В.Набоков действительно по праву считается классиком русской литературы, что его творчество – это неотъемлемая часть мировой культуры, а на его стилистически блестящих текстах можно учиться быть хорошим читателем.

Каждый шаг в изучении монографической темы - стремление воссоздать целое при использовании частей этого целого. И если на изучение творчества классиков 19 века выделяется достаточное количество часов, что дает возможность вести разговор о жизни и творчестве писателя, а потом очень подробно – анализировать произведения разных жанров, то в 11 классе, при изучении литературы XX века, такой возможности нет, и это требует своего методического решения.

В поисках оптимального решения вопроса об изучении новой темы мы прежде всего обратились к хорошо отработанным классическим методическим структурам. Сохраняя принципиально важные элементы этой структуры, мы пришли к выводу, что авторы талантливых художественных произведений русского зарубежья имеют право как на методически апробированные решения, утвердившие себя в школьной практике, так и на экспериментальные разработки в рамках существующих школьных программ.

Знакомство со школьными программами и учебниками позволило увидеть, насколько применимы к изучению творчества В.Набокова традиционные подходы и методические приёмы, что нового находят авторы на пути открытия и привлечения к личности писателя внимания и заинтересованности учеников. В результате сопоставительного анализа подходов к изучению конкретной обзорной темы «Русское зарубежье» и монографической темы «В.Набоков» в авторских программах Т.Г.Браже, В.Г.Маранцмана, Т.Ф.Курдюмовой, А.Г.Кутузова выявилось много интересного и важного для внедрения в школьную практику. В то же время многие методические советы и приёмы авторов вызывают не только желание использовать их на уроках, но и поспорить, предложить свои варианты и формы работы. В связи с этим возник вариант изучения произведений В.Набокова с точки зрения «игровой» поэтики текста.

Игровое мироощущение В.Набокова, способы создания особой «игровой» поэтики находятся в зоне пристального внимания литературоведов достаточно давно. Однако столь обширный и очень интересный литературоведческий материал до настоящего времени не нашёл широкого применения в школьной методике преподавания литературы и оставляет огромное поле для опытно-экспериментальной работы учителей-практиков.

Настоящее исследование призвано постараться найти новые методические приемы на пути изучения литературы XX века, дать учителям аргументы, доказывающие, что В.Набоков действительно по праву считается классиком русской литературы, что его творчество - это неотъемлемая часть мировой культуры, а на его стилистически блестящих текстах можно учиться быть хорошим читателем.

Таким образом, в поисках оптимального решения вопроса об изучении монографической темы на материале русской литературы XX века мы прежде всего обратились к хорошо отработанным классическим методическим структурам. Сохраняя принципиально важные элементы этой структуры, мы пришли к выводу, что авторы талантливых художественных произведений русского зарубежья имеют право как на методически апробированные решения, утвердившие себя в школьной практике, так и на экспериментальные разработки в рамках существующих школьных программ.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта