Главная страница

Курсовая работа. Курсовая работа по творчеству В.Набокова. Теоретические основы изучения творчества в. Набокова в 1011 классах 5


Скачать 109.35 Kb.
НазваниеТеоретические основы изучения творчества в. Набокова в 1011 классах 5
АнкорКурсовая работа
Дата15.03.2023
Размер109.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая работа по творчеству В.Набокова.docx
ТипУрок
#991052
страница3 из 5
1   2   3   4   5

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В.В.НАБОКОВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ




2.1. Анализ проблем изучения творчества В.В.Набокова на уроках литературы в старших классах


С целью выявления проблем и пробелов, касающихся восприятия старшеклассниками творчества В. Набокова в историко-культурном контексте, нами был проведен констатирующий эксперимент, который позволил определить отношение учеников к В. Набокову, его творчеству, а также уровень осмысления и понимания старшими классами исторических и культурных событий первой половины XX в.

Для проведения констатирующего эксперимента мы использовали метод анкетирования. Анкета включает 10 вопросов, на которые необходимо дать краткий ответ. (Анкета прилагается).

В опросе участвовало два 11-х класса, состоящих из 11-ти человек.

В результате проведенного письменного опроса, мы получили следующие ответы учащихся:

На первый вопрос («Что вы знаете о литературе русского зарубежья?») из 11 человек - 5 смогли верно определить, что обозначает термин «литература русского зарубежья»; 4 человек ответили ошибочно; остальные 2 - затруднились с ответом.

Второй вопрос о том, знаком ли им В. Набоков, большинство опрошенных - 7 человека ответили, что слышали о писателе, но не читали; 2 учеников дали положительный ответ и указали, что знакомы с творчеством В. Набокова; 1 человек - никогда не слышали о нем.

В ответе на третий вопрос («С какими произведениями В. Набокова вы знакомились в школе?») все 11 учеников отметили, что в школьной программе творчество В. Набокова не изучали. Из всех 11 школьников 3 человека читали роман «Лолита»; 2 учеников - рассказы; 1 девушка читала поэзию В. Набокова; 3 человека - роман «Защита Лужина»; 1 ученик читал «Приглашение на казнь»; 2 учеников ответили отрицательно; 2 - допустили фактические ошибки, указав произведения, которые написал не В. Набоков.

Четвертый вопрос («Что вам понравилось или не понравилось в творчестве писателя?») показал, что девушек - 5 человек - больше всего в творчестве В. Набокова привлекает эстетическая сторона лирики и прозы: метафоричность, образность, красота слога; 4 человека отметили интересный сюжет; 1 - указал, что ему было трудно читать, не понравилось обилие изобразительно-выразительных средств; остальные поставили прочерк, так как не читали.

В пятом вопросе о том, есть ли в произведениях В. Набокова исторические факты, 4 человека ответил положительно; 3 - отрицательно; 4 человека не смогли ответить на вопрос.

Исходя из ответов респондентов на шестой вопрос («Отражены ли исторические и культурные факты в произведениях В. Набокова?»), только 4 человека смогли безошибочно указать на исторические и культурные события первой половины прошлого столетия; 5 - ответили, но допустили фактические ошибки; 2 человека затруднились с ответом.

На седьмой вопрос 3 человека ответили, что им близки герои В. Набокова; 6 - ответили отрицательно; 2 - поставил прочерк.

В ответе на 8 вопрос большинство участников - 6 старшеклассников - ответили, что их интересуют проблемы героев; 3 - ответили «нет»; остальные поставили прочерк в графе.

Девятый вопрос («Похожи ли герои произведений В. Набокова на наших современников?») показал следующее: из 11 человек - 4 ученика отметили сходство героев В. Набокова с современниками; 7 - поставили прочерк.

Исходя из ответов на десятый вопрос, 3 человека смотрели спектакли и фильмы по произведениям В. Набокова; всего лишь 2 - посетили дом-музей В. Набокова в Санкт-Петербурге.

Опираясь на данные проведенного анкетирования, мы можем подвести итоги: большинство респондентов, принимавших участие в эксперименте, - 45% - слышали о В. Набокове, но ничего не читали. Меньше половины - 41% учеников знают, кто такой В. Набоков и знакомы с его творчеством (читали поэзию, рассказы, романы «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Лолита»), но, нельзя не отметить, что 14% старшеклассников вообще никогда не слышали имя В. Набокова.

Несмотря на общую осведомленность старшеклассников о таком писателе, как В. Набоков, в ходе констатирующего эксперимента были выявлены проблемы в их понимании историко-культурного контекста. Большинство учеников не имеют представления о культурных ценностях эпохи, не находят связи между произведением и временем создания, не знают творческую биографию В. Набокова. Прочтение текста без внимания к его историко-культурному контексту не является эффективным и носит поверхностный характер, скрывает от читателя авторскую идею, смысл, послание, обусловленные контекстом эпохи.

Таким образом, на основании изученной нами теоретической и методической литературы, нашей задачей является составление методической разработки для изучения произведений В. Набокова в историко-культурном контексте в 11 классе, благодаря которой учащиеся смогут взглянуть на произведение как на изображение определенной культурной эпохи со своими ценностями, идеалами, оказавшими влияние на автора; вступить в диалог с другой культурой и открыть для себя новые смыслы.

1   2   3   4   5


написать администратору сайта