Главная страница

Курсовая работа. Курсовая работа по творчеству В.Набокова. Теоретические основы изучения творчества в. Набокова в 1011 классах 5


Скачать 109.35 Kb.
НазваниеТеоретические основы изучения творчества в. Набокова в 1011 классах 5
АнкорКурсовая работа
Дата15.03.2023
Размер109.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая работа по творчеству В.Набокова.docx
ТипУрок
#991052
страница4 из 5
1   2   3   4   5

2.2. Работа по знакомству с творчеством В.Набокова в старших классах


Принципы отбора лекционного материала на втором этапе изучения монографической темы «Жизнь и творчество В.Набокова», когда происходит первое знакомство с некоторыми фактами биографии, необходимыми для дальнейшего восприятия произведений, были следующими. Прежде всего мы обратили внимание учеников на то, что детство и ранняя юность В.Набокова - очень светлый период, это радостное и незабываемое время, проведённое ребёнком в любящей, аристократической и очень обеспеченной семье. Зачитывая фрагменты мемуарной прозы, мы фиксировали внимание учеников на том, как необыкновенно чуток В.Набоков к смене времён. Именно его умение показать в кратких репликах, в попутных замечаниях время, когда создавалась автобиография, позволяет читателю вольно чувствовать себя одновременно в двух таких разных эпохах. При этом мы вовсе не стремились рисовать на фоне благополучного существования идеализированный образ спортсмена-супермена. В те годы, как и у любого ребёнка, у Володи были и проблемы со здоровьем, и психологические барьеры, понятные нашим современным ученикам. Поэтому нам было важнее показать, как юноша смог пережить резкое крушение всего этого благополучного мира, как, переходя к нищете, потом вновь к богатству, он сохранил свой внутренний мир, не озлобился, смог не просто выжить, а стать великим писателем. Мы не найдём на страницах его книг (даже подчёркнуто автобиографических) жалоб на тяготы жизни: он только рассказывает нам, как приспосабливал жизнь к своим возможностям, как писал свои произведения до четырёх часов утра, а затем, проснувшись после обеда, вновь писал в кровати, используя как стол собственные колени.

Рассказ «Гроза» выбран из большого количества набоковских рассказов не случайно. В нём, как в зеркале, отражены почти все основные особенности авторской манеры писателя. Читая этот рассказ, мы словно получаем возможность заглянуть в любимое набоковское Зазеркалье и увидеть в нём святая святых любого Мастера – его мастерскую, прикоснуться к тайнам творчества. На материале небольшого по объёму и доступного восприятию подростков рассказа мы можем показать ученикам основные особенности стилистики Набокова, некоторые закономерности построения структуры его произведений и принципы создания художественных образов. В процессе подготовки к урокам нами были выделены и сформулированы следующие аргументы как доказательство того, что рассказ «Гроза» - это своеобразное «зеркало» всего набоковского творчества:

• Излюбленная геометрическая фигура В.Набокова- круг присутствует в большинстве его произведений. В данном рассказе это не только колесо, но и щит, работающий маятником, и само Солнце. Кольцевая композиция рассказа (тоже круг!) заставляет нас, пройдя вместе с героем испытания грозовой ночи, вернуться к началу пути.

• Мир, изображенный В.Набоковым, полон аллюзий, писатель очень вольно обращается со временем. Перенося героя из яви в сон и обратно, походя знакомя нас с жизнью двора, писатель так и оставляет нас в неведении – что же всё-таки перед нами: реальные воспоминания или яркий сон?

• Герой данного рассказа романтичен, не похож на других людей. Как правило, герои набоковской прозы - необычные люди в необычных обстоятельствах. В более поздних произведениях герои В.Набокова будут теми же необычными героями в необычных обстоятельствах, но уже не романтиками и будут страдать именно из-за своей непохожести на других, на толпу.

• В большинстве произведений В.Набокова мы найдём образы Зеркала и Зазеркалья (особого мира, создаваемого автором). В «Грозе» роль Зазеркалья выполняют антитезы (тайные и явные): противопоставлены ночь и день, свет и тьма, грохот и тишина, громовержец и обычный старик, земное и небесное. Возможно, и сами мы побывали именно в Зазеркалье и путешествовали там с героем. Иначе как объяснить его странный путь – откуда и куда он бежал после встречи с пророком?

• Автор рассказа - мастер детали, умело использующий ее для передачи важнейшей информации. Для В.Набокова не существовало второстепенных деталей: малейшая деталь, каждый образ играют в структуре произведения свою неповторимую роль. В качестве примера можно привести образ нищей певицы, позволивший почувствовать и увидеть приметы времени, узнать место действия и характеры жителей двора.

• Неповторимый стиль писателя создаётся за счёт активного использования тропов (эпитетов, метафор, сравнений), фигур речи (инверсии, оксюморона, аллитерации), цветописи и звукописи. Все произведения В.Набокова очень живописны и кинематографичны. Яркие, эмоциональные образы людей и природы, приём «смены кадров» делают их доступными для людей самых разных возрастов, в том числе и для старшеклассников.

• Одно из чувств, пронизывающих все творчество В.Набокова,- ностальгия по утраченной России. В «Грозе» оно проявляется по-особому, в форме обращения к языческим славянским мифам.

В экспериментальном классе были апробированы различные варианты уроков, посвященных изучению рассказа «Гроза». Наиболее доказательными для реализации разработанной системы пропедевтической подготовки нам представляются следующие:

• Урок-исследование.»Гроза» как отражение основных особенностей творчества Набокова;

• Урок-прелюдия к драматизации рассказа.

Поскольку мы считаем, что основная цель уроков, посвященных анализу произведений Набокова в 11 классе, - удивить, заинтересовать, вовлечь в разгадывание тайны его «игровой» поэтики, испытать радость открытия, победы в увлекательной игре, придуманной автором, в которую каждый раз невольно втягиваешься, насладиться выдающимся словесным талантом писателя, то комментированному чтению с элементами беседы рассказа «Гроза» предшествовало эмоционально насыщенное слово учителя:

Сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком, Личностью. Знакомство не традиционное: знакомиться с биографией, с необычной судьбой мы с вами будем позже, при следующих встречах с автором. Сегодня же у нас есть возможность заглянуть в мастерскую талантливого писателя и поэта, постараться понять некоторые его секреты, читая и комментируя текст рассказа «Гроза».

Владимир Набоков любил придумывать загадки, его книги -своеобразная «игровая мозаика». Он не только создаёт свой удивительный мир, своё Зазеркалье, но и заставляет читателей, путешествуя по этому миру, совершать открытия. Иногда Набоков подсказывает нам ложные ходы, заводит в тупик, и понимать его книги (или думать, что понимаешь) могут только очень внимательные и вдумчивые читатели, которыми мы с вами стремимся стать.

На двух сегодняшних уроках мы должны будем не только получить удовольствие от своеобразной «игры», проникнуть в тайны текста, но и постараться выделить специфические особенности манеры писателя, сделать первый шаг к постижению тайн его лаборатории. В дальнейшем эти записи помогут вам при анализе других рассказов Набокова (в 10 классе) и романа «Защита Лужина» (в 11 классе) (записи, которые необходимо внести в конспект, в дальнейшем будут выделены курсивом).

Первая запись в конспекте была сформулирована так: Любовь к загадкам, к игре.

Поскольку знакомство с текстом происходило дома, мы дали ученикам возможность поделиться первыми впечатлениями от рассказа. Большинство подростков прежде всего отметило очень подробные и красочные описания, умение создать напряжённую атмосферу, динамичность повествования. (Запись: Живописность повествования). Художественно одарённые дети предварительно создали иллюстрации к рассказу, отмечая обилие цветов и оттенков в описании природы и эпитетов и сравнений при описании героев. Писатель активно пользуется приёмами цветописи и звукописи. При обсуждении созданных иллюстраций ученики отмечали, что цветопись словом помогает полнее и красочнее воспринять описание. Один из наших «художников» заметил, что «автор избрал практически лишь три цвета из всей богатой палитры -это тёмно-лиловый (небо), фиолетовый (пожар), синеватый (содрогания) и лиловый (бездна)». Гроза приходит ночью – отсюда так ярка контрастность света небесного огня и тьмы. Ночью нет чётких облаков -они «туманные громады» /здесь и далее цитаты по книге В.В.Набоков. Круг. Рассказы. С.35-36/, заполняющие «последний звёздный просвет» на небе, как бы подготовившие один общий тёмный фон, на котором будет разыгрываться готовящееся на небесах действо. Мы обратили внимание учеников на то, что уже в этих начальных сценах – контрастность, олицетворяющая соединение тёмных и светлых сил во взаимодействии природы и человека (города!): «тусклая темнота» и «золотое блюдо», «чёрная стена» и «янтарные провалы окон». Не привычное «чёрное-белое», а чёрное (тёмное) и золотое (янтарное).

Некоторые ученики вспомнили уже известный им и используемый В.Набоковым приём «смены кадров», что позволило поставить перед классом вопрос: можно ли из этих кадров выстроить чёткий сюжет? (Приближение грозы - Гроза - После грозы). В результате обсуждения мы пришли к выводу, что текст очень легко «ложится» в кинематографический формат. Ведь здесь происходит показ постепенного рождения, нарастания напряжения и кульминации двигавшейся грозы. Очередная запись в тетради: Динамизм повествования – иллюстрировалась примерами из текста. Центральный образ рассказа – Гроза как природное явление и символ очищения. Но В.Набоков потому и необычен для нас, читателей, что он не использует привычные образы и слова. Внимательные читатели заметили, что само слово «гроза» и обычно идущее с ним в паре слово «гром» употреблены всего по одному разу, а слово «молния» вообще отсутствует. Как же удается писателю создать образ грозы? На помощь приходят другие понятия: ветер, дождь, воздух, облака. Ветер – «слепой». Как назвала его одна из учениц, Оксана М., «он как посланник, вестник, посланный на Землю предупредить о надвигающемся». Удивительное воссоздание живого образа ветра достигается за счёт использования глаголов действия: пронёсся, хлопнул, отхлынул, сполз, потянулся, прозрел, взмыл, веял. На уроках было отмечено, что он не просто «слеп», а еще и «закрыл лицо руками» (!), вероятно, не желая видеть, что творит, проносясь вдоль опустевшей улицы, и врывается непрошеным в дом, во двор, в жизнь людей. Устав от одинокого господства на земле, где он пустил в ход свой маятник - новый отсчёт времени – «висящий щит, золотое блюдо» - рекламу парикмахерской, а ведь это символ-зеркало, в котором будет отражаться всё дальнейшее (вестником чего он был послан на Землю), ветер «беспомощно сполз в глубину». И вдруг - прозрел, взмыл.. .Обсуждение этого «вдруг» в классе получилось очень интересным. Ветру душно в «колодце» городского двора, его душит мгла жизни, зажатой «чёрными стенами», защищающейся от него «крепко запертыми окнами»? Сила и скорость взмывшего вверх ветра (вдруг!) были велики: люди «ловили улетающие рамы»...

Многие ученики заметили использование в тексте звукописи. Мы намеренно обратили их внимание на приём контраста, примененный писателем. Контрастность – и в резкой смене звуков. Вдруг прозревший, оживший ветер, разбудивший спящих людей на какое-то мгновение, чтобы они могли защитить себя от надвигающихся дождя и молнии. Звук от звонко запирающихся окон сменился глухим отдалённым громом – и сразу «стало необыкновенно тихо» (Запись в тетради: Контрастность цветов, звуков, действии).

Здесь мы прервали дальнейшее наблюдение над явлениями природы для завершения удивительного и увлекательного сотворчества с автором в восприятии ощущения (буквально физического) ночной грозы, чтобы показать, как талантливо умеет соединять автор в своём восприятии мира стихийные явления могущественной природы с бытописанием безрадостной жизни простых людей.

В.Набоков вновь применяет здесь особый композиционный приём «сменяющихся кадров», которые в конечном итоге создадут из своей мозаики целостную картину восприятия рисуемой художником картины (Запись в тетради: Использование особого композиционного приёма сменяющихся кадров). В описание предгрозовой атмосферы вклинивается совершенно неожиданно (это только так кажется при первом чтении!) образ двора. Он возникает для того, чтобы показать (опять же для контраста!) «прозу» жизни городских низов, этих обитателей петербургских (одесских? берлинских?) дворов-колодцев «с печальным лаем голосов старьевщиков», «рыданием искалеченной скрипки» бродячего музыканта и хорошей, неожиданно заставившей всех замолчать, а кого и заплакать, песни нищенки, и величественной, бурной, ничем не сдерживаемой стихии небесной.

На уроке мы посчитали методически целесообразным прочитать это описание вслух, обратив внимание на то, что писатель сумел сделать этот «кадр» как одно предложение (очень сложная синтаксическая конструкция!). На одном выдохе рассказано об особенностях жизни дневного города, населённого и горничными, и «неопрятной вдовой», сдающей комнаты, и старьёвщиками, и бродячими музыкантами...

Как сформулировала одна из учениц, Елена Л., «. ..всё это сделано для того, чтобы показать, отчего может хотя бы на краткий миг замирать сердце человека, что может вырвать его из суровой обыденности и объединить с другими – это ощущение потрясения от встречи с необъяснимым чудом - будь то, вероятно, потрясшее всех пение женщины или отдалённый гром, предвещающий начало грозы». (Запись в тетради: Умение сконцентрировать большой объём информации в одной фразе).

Как точно заметил Игорь Т., «не нашлось у автора другого сравнения для тишины, наступившей перед грозой, как напоминание о том, что было «необыкновенно тихо...как тогда, когда замолкла нищая, прижав руки к полной груди». А следующая фраза даёт определение этой тишине -умиротворённая, светлая! Потому что в этой тишине засыпают, «ослабев от счастья «, и видят во сне любимых».

Образ двора ещё раз возникает в рассказе, но это уже будет место действия других сил и персонажей, где за «тонким, тающим туманом» постепенно вырисовываются его детали: сырой газон, куча сору, кусты сирени, забор, собачья конура. И среди этого привычного, житейского – свергнутый с небес пророк! Опять контраст - возвышенное, божественное и земное, неприглядное, человеческое! Описание разразившейся грозы даётся в восприятии рассказчика. Оно не только насыщено потрясающе выразительными эпитетами и сравнениями, порой неожиданными и труднообъяснимыми, но и ясно выявляет «игровую» поэтику Набокова. Автор заставляет читателя постоянно разгадывать свои поэтические загадки, включать ассоциативное мышление. Словам «гром» и «молния» были найдены альтернативные описания: «грохот за грохотом ломал небо», «прокатилась глухая груда», «дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц» (это уже подготовка к появлению описания Громовержца), «синеватые содрогания», и, наконец» все ближе, всё великолепнее гремела по облакам колесница пророка (отсюда начинаются аллюзии, перенос в иную сферу ощущений происходящего – в мистическую).

Следующий этап нашего урока был, естественно, посвящен образу Громовержца. Здесь нам понадобилось интегративное включение знаний из области культурологии и мифологии, Ученики прежде всего отметили, насколько живописна, колоритна фигура Громовержца, явившегося на огненной колеснице, «великолепно гремевшей по облакам». Мы же обратили их внимание на то, что такое зримо воспринимаемое описание получилось прежде всего благодаря активному использованию тропов, прежде всего эпитетов. Основную смысловую нагрузку здесь несут прилагательные: «Громовержец, седой исполин, с бурной бородой, закинутой ветром за плечо, в ослепительном летучем облачении, стоял, подавшись назад, на огненной колеснице и напряжёнными руками сдерживал гигантских коней своих: вороная масть, гривы - фиолетовый пожар». Ученики - художники, конечно же, отметили колористическую насыщенность описания: «Можно брать краски и писать портрет – настолько выразительно здесь каждое слово». Но прежде чем мы продолжили следить за действиями Громовержца, мы вернулись к строке, предваряющей это приближение пророка: «Светом сумасшествия, пронзительных видений, озарён был ночной мир, железные склоны крыш, бегущие кусты сирени». (Этот возврат был методически оправдан как этап подготовки к написанию домашнего сочинения). Так значит, это было видение, озарённое «светом сумасшествия» ночного мира»?!.. Кратковременный обмен мнениями по этому вопросу не привёл к какому-то общему выводу. Вопрос пока остался открытым.

Конечно, все ученики обратили внимание на то, что сильно гиперболизированный образ пророка-громовержца Ильи (ни разу не употреблено вместе привычное для народного традиционного определения грома «Илья-пророк») на наших глазах очень быстро утрачивает свою величественную осанку, превратившись в «сутулого, тощего старика в рясе» со «смуглой лысиной». Здесь - неприкрытая ирония, которую мы учимся видеть и чувствовать в художественном тексте. (Запись в тетради: Ироническое отношение к реальному и фантастическому в обыденной жизни).

Однако пока не все наши ученики заметили, что ирония сквозит и в описании трансформации колеса, ещё одного очень интересного образа -столь любимого Набоковым круга (Запись в тетради: Один из любимых образов – круг. Отсюда и кольцевая композиция рассказа). Он начинает свою жизнь тогда, когда «колесо отшибло» и пророк был сброшен. В восприятии героя рассказа, увидевшего это падающее на землю колесо, оно было «громадным огненным ободом». И, как обычное колесо, он, «покачнувшись на краю крыши, прыгнул в сумрак». Видение исчезло. Это мгновенные преображения: колесо – огненный обод – и (как обычный обод-колесо) - прыгнувший вниз, в сумрак. И вместе с исчезнувшим в сумраке земли огненным ободом исчез и «грозовой огонь в лиловых безднах» неба. Именно колесо, «соскочившее с золотой оси» ищет еле удержавшийся при падении на крышу громовержец. «Тощий старик в промокшей рясе» озабочен только одним - вернуться на небо, хотя знает, что его «кони, волоча за собой опрокинутую, прыгающую колесницу, уже улетели». Как объяснение его присутствия на Земле звучит оправдание Ильи перед первым встреченным человеком: «Колесо потерял. Отыщи-ка,» - звучит просьба-приказ. Колесо находится, но начинаются снова превращения-метаморфозы: «тонкое железное колесо, видимо, от детской коляски», найденное в куче мусора, поспешно было схвачено стариком. Держа в руках этот «ржавый круг», он радостно подмигнул своему случайному помощнику и внушительно сказал: «Отвернись, Елисей».

Здесь Андрей И. высказал предположение, что набоковская ирония заключается прежде всего в том, что автор, рассказывая всю эту историю, практически показывает, как просто может стать обычный человек (в данном случае он) пророком, приобщиться к делам божественным. На этом этапе урока было реализовано одно из индивидуальных домашних заданий: ученица рассказала о библейских героях Илие и Елисее и о языческом Илье-пророке (по преданию, Елисей - тоже пророк, ученик Илии. Он видел вознесение Илии на небо на огненной колеснице, после чего приобрел способность творить чудеса). Девушка сделала вывод: «По версии Набокова, стать пророком (конечно, при определённых обстоятельствах!) очень легко. Для этого надо только отвернуться и зажмуриться...и через минуту ты увидишь два этапа вознесения пророка: карабкание по крыше с железным ободом, «поблескивающим у него за спиной», и спокойный, неторопливый переход с гребня крыши на облако, «тяжело ступая по рыхлому огню» - гряде освещенных солнцем, «прорвавшимся сквозь тучи», грозовых облаков». Здесь логически продолжается разговор о царствовании Солнца (от него идет объяснение определения «огненная колесница» - это игра света, а не какое-то чудо. И как вечный спутник Солнца появляется огонь: облака – «рыхлый огонь», колесо «сразу стало золотым», когда «Солнце стрельнуло в него», «сам Илья казался теперь облаченным в пламя», исчез из поля зрения «в пылающем воздушном ущелье». (Запись в тетради: Активное использование тропов и фигур речи). Круг замкнулся. Всё вернулось «на круги своя» -опять ветер (только теперь не слепой и не смущенный, «проносящийся по пустой улице», а «легкий», колыхнув пунцовую герань (опять цвет огня!) на балконах, возвестил о начале нового дня. А «яркая гладь дождевой лужи»- это отражение восхода Солнца.

На этом этапе урока мы отметили, что всё повествование - это «игра», в которую нас незаметно, но очень умело, вовлек автор, а суть ее – разгадать загадки природы, разбудив любопытство необычным преображением громовержца в «тощего старика» и затронув сидящую генетически в каждом русском человеке память о языческих временах. Эта «игра» началась еще с описания колесницы и впряженных в нее «гигантских коней». Колесница – «огненная», гривы коней – «фиолетовый пожар», кони брызгали «трескучей искристой лентой», гривы – «пылающие». На уроках в психологическом и искусствоведческом классах мы отмечали, что очень похож набоковский оксюморон «громовым шепотом» (кони промчались по крышам) на футуристический образ города у Маяковского – «ноктюрн...на флейтах водосточных труб».

Следующий этап урока был посвящен главному герою. Для того чтобы перейти к разговору о нём, мы отметили, что все, что мы увидели, услышали, узнали о грозе, Илье-пророке-громовержце, летней грозовой ночи в Петербурге, на конкретной улице, в конкретном дворе, было не чем иным, как ночным воздушным крушением, и, самое главное, знакомством со «старым сердитым пророком, упавшим... во двор». Так, во всяком случае, намерен представить все произошедшее главный герой этого произведения - рассказчик, втянувший всех нас, читателей, в свой мир ощущений, переживаний, восприятий окружающего мира. Гроза ему помогла открыться нам, и запутать, и удивить, и оставить в недоумении: что было явью, а что - игрой его воображения.

Так кто же этот герой? Павел К. сформулировал это так: «Молодой человек, влюбленный, остро ощущающий все запахи и краски теплой перед грозой, душной летней ночи, поэт в душе. Ведь не просто липа росла на углу улицы, ведущей к его дому, а он прошел под «шатром цветущей липы», и он ощутил ее «буйное благоухание». На протяжении всего повествования совершенно неожиданно и вроде бы ни к чему возникают кусты сирени (уже отцветшей, раз липа цветет). Именно «сквозь кусты сирени» воспринимает наш герой убогость двора-колодца. «Светом сумасшествия и пронзительных видений озарен был ночной мир, железные склоны крыш» (контраст - весь мир и железная крыша), и ... для него это предощущение чего-то необычного опять же выражено четко, при помощи знакомых предметов: он увидел, как этот свет озарил «бегущие (куда?) кусты сирени». После окончания дождя эти кусты «плавали...в синеватом, сонном воздухе», и, наконец, «отодвинув низкую ветку сирени», он нашел потерянное колесо.

Для лучшего понимания образа героя мы использовали такой методический прием, как воображаемая совместная прогулка с героем. Мы вместе с ним проходим под шатром благоухающей липы, подгоняемые слепым ветром, опередившим нас, возвращаясь (откуда? Скорее всего, со свидания...) в комнату, которую снимает наш герой «у неопрятной вдовы». Оказавшись отгороженными ото всех закрытой дверью, мы смотрим вниз, под окно, «в глубокий двор». «Там, внизу, набухала душная мгла», слышался шум закрывающихся оконных рам, и вдруг – обрушившаяся тишина...(Запись в тетради: Насыщенность образами природы, зачастую олицетворенными). Сколько длилось это время от тишины до «грохота», ломающего небо? Вероятно, недолго, но для «ослабевшего от счастья» молодого человека этого было достаточно, чтобы заснуть и увидеть счастливый сон о любимой. Ученица Елена К. отметила, что «рассказчик-герой все время держит нас в курсе своих ощущений, идущих от восприятия происходящего. Он очень чуткая, тонкая, восприимчивая, поэтическая натура. Это можно доказать тем, как он реагирует на малейшие изменения бурной грозовой ночи».

На данном этапе урока мы обратили внимание учеников на то, что умение в столь небольшом по объему рассказе создать достаточно выразительный, наполненный эмоциями образ героя свидетельствует о том, что Набоков был не просто очень наблюдательным человеком, но и блестящим психологом, разбирающимся даже в подсознательных предпосылках человеческого поведения. Особенно интересным разговор на эту тему получился в специализированном психологическом классе гимназии. (Запись в конспекте: Психологизм прозы В.Набокова).

Итоговый конспект мы вместе с учениками трансформировали в информационный лист, который хранился в кабинете литературы и использовался нами при дальнейшем знакомстве с особенностями стилистики В.Набокова в 10-11 классах. Основу конспекта составляли ключевые фразы:

1. Любовь к загадкам, к игре.

2. Живописность повествования.

3. Активное использование тропов и фигур речи.

4. Использование цветописи, светописи и звукописи.

5. Контрастность цветов, звуков, действий.

6. Динамизм повествования.

7. Насыщенность образами природы, зачастую олицетворенными.

8. Умение сконцентрировать большой объём информации в одной фразе.

9. Пристальное внимание к деталям.

10. Один из любимых образов – круг. Отсюда и кольцевая композиция рассказа.

11. Использование особого композиционного приёма сменяющихся кадров.

12. Ироническое отношение к реальному и фантастическому в обыденной жизни.

13.Психологизм прозы В.Набокова. 14. Отличие героя от остальных людей.

Примеры из текста, подтверждающие правильность выделенных нами особенностей стилистики В.Набокова, ученики вносили в свои конспекты как в процессе общего обсуждения в классе, так и при выполнении домашнего задания.

Данный вариант комментированного чтения с элементами анализа является важнейшей составной частью урока-исследования, так как позволяет нам использовать и расширять имеющиеся у учащихся представления о славянской мифологии, русском фольклоре и библейских сказаниях. Этот методический приём дает направление не только для дальнейшей работы с текстом «Грозы» и со справочным материалом (при выполнении домашнего задания), но и для анализа и интерпретации других произведений Владимира Набокова.

Все комментированное чтение и анализ рассказа послужили основой для выполнения домашнего задания, в качестве которого было предложено написание эссе на одну из тем:

1. Цветопись и звукопись в рассказе В.Набокова «Гроза».

2. Мифологические мотивы в рассказе В.Набокова «Гроза».

В специализированном психологическом классе (где изучаются курсы «Психология личности» и «Христианская психология и этика») ученики успешно справлялись со следующими дополнительными темами:

3. Психологический портрет героя рассказа В.Набокова «Гроза».


4. Можно ли назвать героя рассказа «Гроза» сумасшедшим?

5. Интерпретация библейской притчи в рассказе В.Набокова.

Результаты написания эссе оказались достаточно интересными. За раскрытие темы № 3 («Психологический портрет героя рассказа В.Набокова «Гроза»«) взялись 65,5% (19 из 29) учащихся психологического класса. Это обусловлено знаниями из области психологии и их уверенностью в собственных силах (полным отсутствием внутренних барьеров и лёгкостью преодоления барьера внешнего). Тема №4 («Можно ли назвать героя рассказа 'Троза» сумасшедшим?») оказалась доступна очень небольшому числу учеников (2 человека – 6,9%). Порассуждать о сумасшествии героя решились только два человека. По мнению психолога, работающего в этом классе, «заинтересовались данной темой учащиеся, находящиеся в настоящее время в состоянии конфликта с самим собой. Они попытались определить границы нормы и патологии с позиции начинающего психолога». С точки зрения барьерной педагогики, у этих подростков проявилось стремление в преодолении более сложного внешнего барьера посредством письменного изложения собственных оригинальных мыслей. Преодолевая таким образом свои внутренние противоречия, они, на наш взгляд, реализовали возможность блеснуть эрудицией не только перед одноклассниками, но и перед учителем литературы.

Как мы и предполагали, за раскрытие темы №5 («Интерпретация библейской притчи в рассказе В.Набокова») взялись только три человека (10,3%). Это связано с их более глубокими по сравнению с одноклассниками знаниями из области христианской психологии.

Тайны цветописи и звукописи в рассказе В.Набокова заинтересовали наиболее гуманитарно одарённых детей, таких в классе оказалось пять человек– 17,3%.

Таким образом, чтение и анализ произведения малой формы помогли нам не только познакомиться с основными особенностями поэтики В.Набокова, но и раскрыть внутренний мир ребёнка, помочь каждому проявить свою индивидуальность.

Рассказ В.Набокова «Рождество» открывает широкие возможности для дальнейшего знакомства с особенностями поэтики писателя. Включение этого произведения в курс русской литературы. Тема звучала так: «Экологические аспекты барьерной педагогики». Нами были разработаны и апробированы несколько вариантов проведения уроков, посвященных анализу рассказа «Рождество». Наиболее удачным с методической точки зрения, на наш взгляд, получился урок с экологической составляющей, на котором мы постарались не только использовать нравственный потенциал рассказа для разговора на «вечные» темы, но и смогли продолжить разговор об основных особенностях художественной прозы В.Набокова.

«Экология души» - понятие многогранное, включающее и осознание себя частью Природы. Поскольку один из самых продуктивных путей обучения - формирование устойчивой положительной внутренней мотивации, перед учителем стоит очень важная задача - научить подростков не просто читать художественный текст, а пропускать его через сердце и душу, быть очень наблюдательным читателем, включать своё творческое воображение. Помочь в этом на уроках литературы могут пейзажные зарисовки, которые, в силу психологических особенностей подросткового возраста, зачастую остаются вне сферы внимания наших учеников.

Увлечь детей, показать многообразие средств и приемов, используемых при описании природы и внутреннего мира человека в художественной литературе, на наш взгляд, может прежде всего комментированное чтение небольших по объему произведений художников слова... Ведь только талант гениального писателя может плотно спрессовать в одном небольшом рассказе размышления о вечном: смысле жизни, её быстротечности и трагичности, о преданной и глубокой любви к родной земле, ее просторам, природе, традициям, об одиночестве и душевной опустошённости. И при этом очень тонко, тактично и ненавязчиво в самых последних строках повествования заставить нас поверить в обыкновенное чудо. Примером такого рассказа в курсе литературы 10 – 11 класса для наших детей и стал рассказ «Рождество». С точки зрения методики продуктивным и интересным было его чтение и обсуждение после изучения романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Такая последовательность в изучении дала нам возможность продолжить разговор о проблеме нравственного выбора, стоящей перед героями, и о роли пейзажных зарисовок в создании художественных образов. Помимо этого мы показали ученикам, как писатель XX века сохраняет и развивает традиции русской классической литературы века ХIХ-го.

Приступая к изучению этого рассказа В.Набокова, мы учитывали, что в нем, так же, как в других произведениях писателя, нет гиперморализма русской литературной традиции, то есть прямолинейного нравственного пафоса. Но «Рождество», бесспорно, обладает огромным нравственным воздействием; здесь есть достаточно художественного материала для развития у юных читателей внимательного отношения к Природе и открытия для себя одного из важнейших вопросов бытия: в чем смысл жизни? А главное — чисто литературоведческий анализ роли пейзажа в раскрытии характеров героев повествования должен помочь учащимся не только увидеть множество художественных приемов, благодаря которым строится мир произведения, но и пустить в ход все свое воображение, оживить воспоминания, проявить творческие способности. В процессе работы мы не забывали и о продолжении работы с информационными листами, составленными в 9 классе при изучении рассказа «Гроза». Они помогли нам проверить правильность выделения основных особенностей прозы В.Набокова и углубить навыки литературоведческого анализа.

Разговор в классе мы начали с эмоционально насыщенного слова учителя, стараясь создать в классе особую атмосферу для серьёзного и интересного разговора. «И тогда простёртые крылья, загнутые на концах, тёмно-бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья, « - так заканчивается рассказ Владимира Набокова «Рождество'Уздесь и далее цитаты по сборнику рассказов «Круг», 160, с.239/. По одной этой фразе можно написать эссе о бабочке или смело рисовать её портрет. Всего одно предложение — и готова картина. Каким же нужно быть тонко чувствующим человеком, насколько остро ощущать кровную связь с Природой и со всем Космосом, чтобы так описать маленькое живое существо! Где находятся залежи красочных эпитетов, метких сравнений, неповторимых метафор? Прежде всего, конечно же, в тех литературных произведениях, которые можно по праву назвать классикой. Как же удается писателю пробудить в читателях любовь к образному, метафорическому слову? Как он учит нас трудиться при чтении, обращая внимание на мельчайшие детали и нюансы повествования? Какие пути анализа текста будут самыми эффективными для постижения поэтики художественного текста? Экология, экологическое сознание, экологическое воспитание... На первый взгляд, все эти слова не имеют никакого отношения к литературе. А если продолжить синонимический ряд словосочетанием «экология души»? Тогда можно сказать, что основные цели образования экологического и филологического совпадают - это прежде всего формирование определенного типа мышления. Но формировать можно только то, что уже есть. Извне в человека ничего не привносится. Что же мы можем, условно говоря, «формировать», «совершенствовать» в себе? Наверное, внутренние силы, душевные качества человека: физические, эмоциональные, интеллектуальные, волевые, а также память, эстетические эмоции (прежде всего чувство красоты), воображение. Мы вместе с писателем должны постараться научиться не просто читать художественный текст, а пропускать его через сердце и душу, быть очень наблюдательным читателем, включать свое творческое воображение.

После вступительного слова учителя и обсуждения первых впечатлений от прочитанного рассказа нам удалось реализовать одно из домашних заданий. Учащимся предлагалось заранее выписать набоковские описания зимы, при этом выявить роль детали, особенность видения писателем «составляющих», из которых складывается наше представление о зиме (мороз, снег, лед, сугробы, сосульки, иней...) Аргументировали мы это задание постановкой проблемного вопроса: могут ли заледеневшие от горя душа и сердце человека оттаивать от зимней сказки тихого морозного дня?

Особое внимание при анализе уделялось наблюдению над теми деталями, которые «разбросаны» по повествованию. Мы вместе с учениками вновь попытались приоткрыть завесу над тайнами набоковских текстов, попробовали сложить из мозаичных кусочков целостную картину. В этой работе, как уже было сказано выше, нам помогали информационные листы. Анализ рассказа не был подчинен логике этих вспомогательных информационных листов, но они очень помогли нашим ученикам и при подготовке к уроку, и при выполнении домашнего задания.

Ученики прежде всего обращали внимание на роль снега в рассказе. Снег - первая примета зимы. К этому слову, смысл которого, в общем-то, однозначен, В.Набоковым найдено столько синонимов и эпитетов, что только прикосновение к этому словесному богатству заставило нас смотреть на привычное понятие по-другому, удивляться тому, как мы бываем невнимательны, а чаще просто безразличны к окружающей природе в нашей спешке и суете. «... вечереющий снег» /с.234/, по которому возвращается Слепцов в одинокую мызу после похорон своего сына («между пальцев к тонкой складке кожи прилипла застывшая капля воска» /с.234/), - неожиданный эпитет, несущий важную информацию о времени действия и возбуждающий воображение читателя, старающегося представить цвет этого снежного покрова - он не искрящийся, а сероватый, тусклый, соответствующий настроению героя.

Домашняя работа по данной теме состояла из двух видов заданий. Первое — завершение начатого на уроке конспекта на основе информационного листа «Особенности художественного мастерства В.Набокова» с самостоятельно подобранными примерами из текста рассказа «Рождество». Второе задание - традиционное сочинение или эссе на одну из предложенных тем:

1. Роль художественной детали в рассказе «Рождество».

2. Человек между Жизнью и Смертью в рассказе «Рождество».

3. Смысл названия рассказа «Рождество».

4. Психологический портрет героя рассказа «Рождество».

Анализ выполненных домашних заданий показал, что из четырнадцати пунктов информационного листа в рассказе «Рождество» большинство наших учеников смогли подтвердить примерами из текста десять. По их общему мнению, в рассказе отсутствует кольцевая композиция и круг как таковой, повествование не динамичное, а очень спокойное, сам характер повествования не допускает проявления иронии, а герой ничем не выделяется из толпы (хотя по поводу последнего пункта было и особое мнение одной из учениц, Насти П.: «Слепцов особенный человек хотя бы потому, что он совершенно по-особому видит мир вокруг себя. Я думаю, что в этом отношении он очень похож на самого Набокова. Разве мог обычный человек так чувствовать малейшие изменения в природе?»).

Выбор тем сочинений был обоснован прежде всего спецификой класса. Как мы и предполагали, продумывая темы сочинений, почти половина учеников психологического класса (14 человек - 46,7%) выбрали тему №4 «Психологический портрет героя рассказа «Рождество», поскольку в этой области они чувствуют себя наиболее уверенно и имеют возможность «блеснуть» своими знаниями. Вероятно, свою роль сыграла при выборе темы и возможность получения оценки за это сочинение сразу по двум предметам: по литературе и психологии.

Поэтапное изучение в курсе русской литературы биографии и произведений В.Набокова показало эффективность такого подхода к освоению монографической темы в выпускном классе, дало возможность постепенного более глубокого постижения особенностей художественного мира писателя, расширило круг чтения подростков. Одним из удачных методических приемов явилось введение так называемые информационных листов, работа над которыми продолжалась на протяжении нескольких учебных лет и позволила подойти к выпускному классу уже с определенным уровнем готовности к восприятию и анализу романов В. Набокова.

1   2   3   4   5


написать администратору сайта