Курсовая. Теоретические основы развития творческих способностей 6
Скачать 232.92 Kb.
|
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ1.1. Психолого-педагогические основы развития способностей младших школьниковВ данном разделе рассматриваются взгляды различных ученых в сфере философии, педагогики и психологии к проблеме развития творческой активности у детей, в частности младших школьников. Приводятся различные подходы к определению понятий «творчество», «творческая активность», раскрывается сущность понятия «творческий процесс». Определяются уровни развития активности детей, особенности детского творчества. Проблема творчества издавна вызывала большой интерес у ведущих деятелей науки и является предметом острых дискуссий и споров до сих пор. В эпоху античной философии творчество рассматривали как деятельность, присущую богу - акт творения космоса, и человеку - искусство, ремесло. По мнению Платона «источником творческого порыва является одержимость, безумие, божественное наитие» [1]. Античный философ также отметил «особое действие искусства на человека, раскрывающееся в его способности вторгаться в его внутренний мир и не только временно подчинять своему влиянию, но и менять его характер, душевное состояние». А. Шопенгауэр и З. Фрейд в основу теории творчества положили бессознательную деятельность человека. Искусство, по мнению А. Шопенгауэра, «заключается в преодолении рациональности и является синонимом подлинного отношения художника к миру». С его позиции участие ума (в процессе художественного творчества) на самом высоком уровне его проявления - не допускалось: «Умный, поскольку и покуда он умён, не может быть гениальным, а гений, поскольку он гениален, не может быть умным» [16]. Таким образом А. Шопенгауэр, по большому счету отрицал какое-либо участие в творческой деятельности чувственного опыта человека и считал его бесполезным. З. Фрейд рассматривал художественное творчество как «свободную игру психических сил», как проявление бессознательного, которое необходимо было осознать. Согласно его мнению художественное творчество - это деятельность, компенсирующая индивидуальную неудовлетворенность [16]. Знаменитый немецкий философ И. Кант положил в основу концепции творчества «гениальность самого творца и его врожденные особенности». По его мнению, «гений - это талант, который дает искусству правило и проявляется в образцовой оригинальности природного дарования человека, имеющего возможность применять свои познавательные способности». [7]. В отличие от И. Канта, А. Шопенгауэр не считал умственные способности признаком гениальности творческого человека. Как писал Х. Гутман: «Для понимания творческой деятельности необходимо принимать во внимание не только мыслительные процессы, но и динамические силы, приводящие эти процессы в действие для производства чего-то нового». Он занимался вопросами изучения творчества как спонтанного процесса стимульно-реактивными методами [10]. Широкий диапазон взглядов на понимание творчества в философии (Г.А. Давыдова, А.М. Коршунов, Н.А. Бердяев и др.) [11, 12, 13], психологии (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев, А.М. Матюшкин, Я.А. Понамарёв и др.) [7,8,16, 29] и педагогике (Т.И. Шамова, В.И. Андреев) [3, 18, 20] осложняет задачу обобщения и приведения различных подходов к согласованности. Согласно толковому словарю С.И Ожегова, «творчество - создание новых по замыслу материальных и культурных ценностей». В Российской педагогической энциклопедии применительно к процессу обучения творчество определено как «форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение». Основу творческого процесса составляет личностное начало, а творчество является признаком определенного этапа сформированности личности. В творчестве человек изменяется, создает самого себя. В этом проявляется истинная ценность творчества - способность стимулировать развитие и воспитание личности. Л.М. Матюшкин [29] выдвинул концепцию творчества как совокупности мотивационных, интеллектуальных и творческих факторов. Ученый выделил в ней пять структурных компонентов: 1. Познавательная мотивацию (доминирующую роль); 2. Творческую и исследовательскую активность (выявление нового, постановка и решении проблем); 3. Возможность нахождения и достижения оригинальности решений; 4. Возможности предвосхищения, прогнозирования; 5. Способность к созданию «идеальных эталонов», обеспечивающих высокую интеллектуальную, эстетическую, нравственные оценки. Следовательно, отечественные и зарубежные психологи в творческом процессе выделяют главные компоненты творчества, взаимосвязь которых обеспечивает творческое развитие учащегося ребенка в той или иной деятельности. Согласно В.И. Андрееву, «творчество - один из видов деятельности человека, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которого требуются объективные (материальные, социальные) и субъективные личностные условия (умения, творческие способности, знания), результат которой обладает оригинальностью и новизной, социальной и личной значимостью, прогрессивностью [3]. Также творчество имеет два вектора: один направлен на предметную деятельность, а другой - на саму личность (самосозидание)». Основными признаками творчества В.И. Андреев называет: - имеющиеся противоречия, творческая задача, проблемная ситуация; -личная и социальная значимость, прогрессивность (вложение в развитие личности и общества); -наличие объективных (материальных, социальных), условий, предпосылок для творчества; -наличие субъективных качеств личности - умений, знаний и положительной мотивации, творческих способностей человека; - оригинальность и новизна процессов, результатов [18]. Г.И. Щукина определяет процесс становления личности с сопровождением развития творческой активности школьника. Определенные изменения в активности ребенка оставляют свой след на его деятельности, а развитие личности выражается в «состоянии ее активности». В своей концепции [26] Г.И. Щукина, руководствуется традиционной классификацией методов обучения и определяет такие уровни активности как: «репродуктивно-подражательную активность, при помощи которой опыт деятельности наполняются через опыт другого, а усвоение определенных образцов сопровождает человека на протяжении его дальнейшей жизни, однако уровень собственной активности человека здесь недостаточен; поисково-исполнительскую активность при которой имеет место весьма большая степень самостоятельности, выраженная в принятии задачи и нахождении решения, средств для ее реализации и последующего выполнения; творческую активность, являясь высшим уровнем, поэтому и сама задача может ставиться учеником, и пути ее решения или выполнения избираются и выбираются совершенно новые, отличные от прошлых нешаблонные, оригинальные. По мнению многих современных исследователей (В.С. Безруковой, В.Г. Ивановой, Л.Н. Шульпиной и др.) творческая активность представляет собой высший уровень активности, для развития которой необходимо использовать новые педагогические технологии в форме поисковой деятельности школьников, предполагающих совместную творческую деятельность с педагогом. Творческая активность учащихся выявляет предпосылку, а также условие творческого преобразования усвоенных и закрепленных знаний, саморазвития и самореализации школьника, его дальнейшего личностного роста и проявляется в самых различных видах деятельности [17]. Важным условием в формировании и развитии творческой активности является создание в образовательном учреждении инновационно- исследовательской среды, которая, стимулируя детей к творческому поиску, обеспечит творческую самореализацию школьников. [12] Н.Е. Воробьев, определяя творческую активность как интегративную черту личности, выделил в её структуре два основных компонента: мотивационный как стремление к творческой деятельности, и операционный как умение самостоятельно осуществлять творческую деятельность [6]. При этом эмоциональная сфера не является основным структурным компонентом творческой активности. По мнению И.П. Волкова, там, где имеет место хоть малейшее отклонение от образца, это можно считать за детское творчество. Изделие, созданное путём комбинирования известных ранее способов можно признать оригинальным творческим продуктом, если при его создании учащимся самостоятельно применены знания, умения и навыки. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет рассматривать детское творчество как особую область, в которой ребенок активно совершает открытия чего-то нового, ранее неизвестного для себя. В процессе активной творческой деятельности ребенок открывается с новой стороны и для окружающих. |