2021. 44.03.02.01. Долгих Валерия Юрьевна. Теоретические основы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики 8 Сущность понятий творчество, воображение, творческое воображение 8
Скачать 5.29 Mb.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ 8 1.1.Сущность понятий «творчество», «воображение», «творческое воображение» 8 1.2.Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 17 1.3. «Музейная педагогика» и её значение в развитии творческого воображения у старших дошкольников 22 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ 32 2.1. Диагностика уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики 32 2.2. Рекомендации по развитию творческого воображения средствами музейной педагогики 39 ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 53 ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ 6 1.1. Сущность понятий «творчество», «воображение», «творческое воображение» 6 1.2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 15 1.3. «Музейная педагогика» и её значение в развитии творческого воображения у старших дошкольников 20 ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 28 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ 30 2.1. Диагностика уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики 30 2.2. Рекомендации по развитию твоческого воображения средствами музейной педагогики 37 ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 52 ПРИЛОЖЕНИЯ 58 ВВЕДЕНИЕ В исполнении ФГОС дошкольного образования перед педагогами стоит главная цель: способствовать развитию каждой личности. Отечественные психологи и педагоги: Выготский, В. Давыдов, А. Запорожец, Н. Ветлугина, Н. Сакулина, Е. Флерина доказали, что творческие способности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Изучению условий формирования творческого воображения у старших дошкольников посвящены работы Л. Выготского, А. Веракса, Е. Кравцовой, Д. Эльконина, охарактеризованы этапы развития (О. Дьяченко, Д. Эльконин), выявлены способы и приёмы развития воображения (О. Дьяченко, И. Глебова, В. Долгова, Н. Но вместе с тем, большинство результатов исследований были получены до внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Одним из инновационных педагогических течений последних десятилетий является образовательно-воспитательная деятельность в музее. Активизация этого вида деятельности объединена с поиском образовательных технологий, позволяющих ликвидировать существующий разрыв между образованием и культурой. О роли перспективного направления в современном образовательном пространстве уже много рассказывали и писали, как преподаватели, так и сотрудники музеев. Впрочем, некоторые из наиболее значительных аспектов данной музейной образовательной деятельности, известной как музейная педагогика, раскрыты ещё не достаточно глубоко, что позволяет рассмотреть их более подробно. Как говорил Анатолий Александрович Гин: «Большой плюс – ФГОСы идеологически даже требуют развитие креативности: умение выбрать, умение вести диалог, умение формулировать свои мысли, умение искать решения жизненных задач – во ФГОСах это все прописано. Огромный минус ФГОСов – они никак не проработаны методически». Это все определило актуальность темы исследования – возможно ли применение этих данных в работе дошкольной образовательной организации, после введения ФГОС ДО. Развитие творческого воображения старших дошкольников, является современной проблемой педагогики и психологии, и представляет собой основную цель образовательной системы – воспитание у молодого поколения творческого подхода к решению проблем, творческого и независимого мышления, культурного и бережного отношения к историческому наследию, способности к достижению положительных изменений в жизни общества. Проблема исследования: определить качество развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: формы и методы, используемые педагогом-организатором по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить серию занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста используя музейную педагогику. Гипотеза исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики будет эффективным, если: – выбранные формы и методы работы педагога-психолога будут иметь интерес у старших дошкольников; – проводимая работа будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; – музейный материал будет иметь насыщенный интересный информативный материал; – будет активное вовлечение детей в музейно-образовательный процесс. Задачи исследования: – рассмотреть сущность понятий «творчество», «воображение», «творческое воображение», «музейная педагогика»»; – рассмотреть возрастные особенности старших дошкольников; – рассмотреть музейную педагогику и ее значение в развитии творческого воображения у старших дошкольников; – провести диагностику развития творческого воображения старших дошкольников средствами музейной педагогики; – разработать рекомендации по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами музейной педагогики. Методологической основой исследования являются: – концепции развития творческого воображения, разработанные психологами Л.Н. Выготским, С.Л Рубинштейном, Е.И. Игнатьевой, О.М. Дьяченко, и др.; – работы А.В. Бакушинского, Д.Б. Богоявленской, А.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, А.В. Рождественской, Л.Ю. Субботиной, Н.П. Саккулиной, Г.А. Урунтаевой в развитии творческого воображения ребенка; – методические разработки по развитию детского воображения средствами музейной педагогики в работах А.В. Бакушинского, А.У. Зеленко, М.М. Бахтина, В.С. Библера, Е.Г. Вансловой и др. Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: – анализ психолого-педагогической литературы; – систематическое наблюдение за детьми во всех видах деятельности; – педагогический эксперимент, методы диагностики; – анализ результатов деятельности. База исследования: ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям №7. Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ Сущность понятий «творчество», «воображение», «творческое воображение» Наше время – это время перемен. Происходящие в России изменения выдвигают новые условия к системе российского образования. На современном этапе в условиях реализации ФГОС ДО учитывается переход к проектированию современного образовательного пространства, ориентированного на сохранение и поддержку индивидуальности ребенка, развитие его творческих способностей. Дошкольное детство, с точки зрения психологии, является самым благоприятным для развития творческого воображения, так как в этом возрасте дети любознательны, что проявляется в стремлении узнавать окружающий мир. Это обусловлено тем, что именно в старшем дошкольном возрасте закладывается психологическая база для дальнейшей творческой активности. Ребенок начинает создавать новые уникальные образы, конструкции, оживленно и вариативно фантазирует. В будущем формирование этой творческой активности снижается. Выготский, С. Рубенштейн, Д. Эльконин считают, что условием творческой модификации, имеющихся у личности знаний, является целенаправленная педагогическая деятельность. Учеными доказывается, что для эффективного развития творческого воображения нужно целенаправленное педагогическое руководство. Для того, чтобы выявить особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики, рассмотрим смысл понятий: «творчество», «воображение», «творческое воображение», «музейная педагогика», и виды творчества, которые является источником формирования творческого воображения, исходя из высказываний разных точек зрения. Для того, чтобы определить суть понятия «творческое воображение» нужно выделить и проанализировать такие понятия как «творчество» и «воображение». В философской и психолого-педагогической литературе имеются всевозможные трактовки феномена творчества, высказываются разные мнения о природе, структуре творческого процесса, формах творческого синтеза, формирования творческого воображения у детей. Будет уместным отметить многоплановость применения определения «творчество»: оно понимается, как деятельность, процесс, познание, средство совершенствования жизни, самореализации. В Новой философской энциклопедии Института философии РАН указано: «Творчество – присущее индивиду иерархически структурированное единство способностей, которые определяют уровень и качество мыслительных процессов, направленных на приспособление к изменяющимся и неизвестным условиям в сенсомоторных, наглядных, оперативно-деятельностных и логико-теоретических формах. Творчество представляет собой также определенный аспект развития личности, относящийся к переходу на высокий интеллектуальный уровень» [38, с. 22]. В психологическом словаре данное понятие рассматривается как «практическая или теоретическая деятельность, в которой для субъекта деятельности возникают новые результаты» [33]. В педагогической энциклопедии понятие «творчество» представлено, как «Высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» [42, с. 13]. Ученые (Д. Богоявленская, Л. Выготский, А. Леонтьев и другие) рассматривают творчество в качестве человеческой деятельности высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего естественного и общественного мира. В ходе творческой деятельности, модифицируется сам человек (формы и способы его мышления, индивидуальные качества): он становится творческой личностью. Понятие «творчество» свободно используется в повседневной жизни и научной литературе. Проанализировав многочисленные источники, можно сделать вывод, что творчество – это человеческая деятельность, в ходе которой личность, удовлетворяя потребности в реализации своих способностей, создает новые знания, объекты, схемы поведения, делает личные «открытия». Творчество во многом характеризуется мастерством по-разному выражать свои ощущения и представления об окружающем мире. Чтобы достичь желаемого результата следует обучить ребенка видеть предмет с различных сторон, уметь, выделять различные признаки предмета, создавать образ. В процессе творчества необходимо уметь гибко изменять стратегию и тактику творческого поиска, переключаться с одной идеи на другую, уметь переносить идеи с одного предмета на другой и быть готовым к получению парадоксального решения. Необходимо, чтобы ребенок не столько свободно фантазировал, как подталкивал свою фантазию, творческое воображение, для решения разнородных задач, выражал оригинальность – способность формировать новые, спонтанные идеи, отличающиеся от общепринятых; смелость – способность воспринимать решение в ситуациях неопределенности; любознательность – открытость и энтузиазм к более глубокому исследованию отдельных видов детской деятельности: изобразительной, музыкальной, театральной, литературной и тому подобное. Старший дошкольный возраст – самый интенсивный период развития человека, когда происходит активное формирование его познавательных процессов и творческих задатков. Особенная роль их в формировании отводится воображению (Л. Выготский, В. Давыдов, О. Дьяченко, В. Кудрявцев, Э. Ильенков, и др.). Шестилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка выявляется в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем вообразить что-то намеренно, включая волю детям данного возраста нелегко. В своих трудах ученые В. Штерн и Д. Дьюи говорили, что воображение детей заметно богаче воображения взрослых, а другие – С. Рубинштейн и Л. Выготский объясняли относительность детского воображения, которое исключительно в сравнении с темпом развития прочих психических процессов можно оценивать. Глубоко отметил данную особенность К. Ушинский, который утверждал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и совсем не разнообразно, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается поздней других, но дело в том, что и слабое детское воображение обладает такой властью над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой». A.Г. Маклаков говорит нам о том, что воображение– это процесс создания нового [41]. В своем учебнике по общей психологии он пишет, что воображение изучали Д.Б. Богоявленская А.В. Брушлинский, Р.М. Верггеймер, Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, А.Я. Дудецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие [37]. B.В. Долгова и Н.В. Крыжановская в своей книге «Развитие воображения у дошкольников» пишут о том, что: 1) Развитие воображения изучали П.П. Блонский, Н.К. Крупская, З. Фрейд и др.; 2) Процесс воображения рассматривали Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.Г. Маклаков и др.; 3) Как формируется и изучается воображение изучали А. Жатсель, Г.Д. Посевина, П.М. Якобсон и др. [24]. О.М. Дьяченко изучая воображение утверждала, что воображение есть способность выразить один предмет за счёт другого [15]. B.И. Долгова и Н.В. Крыжановская в своей книге приводят следующие высказывания известных учёных о понятии «воображение»: 1) Исследуя работы А. Жатсель, под воображением мы понимаем, что это способность человека создавать определённые представления [24]. 2) В.А. Крутецкий в трудах о воображении утверждал, что воображением можно считать лишь создание таких предметов, которые раньше не принимались [24]. 3) Э.В. Ильенков говорил о сущности воображения, он определял, что человек должен стремиться создать целостный образ [24]. 4) С.Л. Рубинштейн пишет о воображении, что оно имеется только у человека и лишь только он способен творить новое [24]. «Воображение – это тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от детей, чтобы они могли находить и исполнять свои собственные замыслы и желания» –утверждала психолог О.М. Дьяченко [21, с. 8]. Воображение является психическим процессом, который участвует в создании нового в форме образов, представлений или идей. Воображение постоянно целеустремленно воздействует на практическую деятельность человека. До того, как что-либо сделать, люди представляют, что необходимо делать и, как они будут это делать. Развитие данной психической функции характерно только человеку и ложится в основу школьного образования, так как в ходе изучения некоторые материалы не представлены наглядно и их придётся воображать самостоятельно. Все-таки какие функции имеет воображение, с поддержкой которых человек становится особенным? – познавательная функция заключается в расширении кругозора детей, обучении, определении порядка поведения в неопределенных ситуациях, используя догадки и личные соображения; – функция прогнозирования заключается в свойствах воображения, используя которые человек может представить исход действий. С помощью данной функции формируются мечтания и грезы; – функция понимания заключается в возможности человека предположить переживания и эмоции другого; – функция защиты заключается в способности прогнозирования будущих событий, размышления над возможными действиями, возможность предупредить неприятности; – функция саморазвития заключается в способности к фантазированию, творению, придумыванию; – функция воспоминания помогает вспоминать события прошлого, создавать в голове минувшие сюжеты. Рассмотренные функции в разной степени выражаются в личности, одни больше выявлены, другие меньше, однако от них зависит поведение и характер. Процессы воображения непосредственно объединены со всеми сторонами жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, они обрабатывают и преобразовывают данные, которые хранятся в памяти и оперативно внедряется в восприятие, тем самым, обогащая воспринимаемые образы. Классификация видов воображения, которая была предложена Л.М. Веккером, соответствует основным уровням представления познавательных процессов по своей структуре: – сенсорно-перцептивное воображение; – словесно-логическое, выступающее, как элемент мышления; – эмоциональное. Возникновение и развитие воображения является социально обусловленным процессом. Именно взрослые прививают детям механизмы воображения и, разговаривая со взрослыми, дети осваивают общественно–коллективные выработанные и зафиксированные в культуре средства по созданию новых образов: сначала действия, поступки, а впоследствии – речевые возможности. Ильенков рассматривает воображение, как универсальную функцию, свойственную человеку самостоятельно проявляться в различных видах деятельности, в зависимости от того, на каком содержании оно было сформировано. Давыдов, развивая эту идею, указывает на то, что перенесенное качество выступает, как отдельная главенствующая часть, влияющая на изменение остальных частей, что фактически и позволяет приобрести новейшие целостности. Процесс воображения носит глубоко самостоятельный характер, и его результатом считается создание особой внутренней позиции (Е. Кравцова), искусство видеть «глазами другого человека» (Э. Ильенков) и формирование индивидуальных новообразований: тяга изменить наличную ситуацию, умение искать новое в известном, игровое отношение к действительности (Н.Н. Палагина). В зависимости от процесса происхождения представлений, виды воображения разделяют на две группы. Непроизвольное – пассивное. Особенность непроизвольного — пассивного воображения – это создание различных новейших или объединенных образов, которые происходят без контроля человека. Наиболее типичен данный вид воображения для дошкольников. Сны малышей, грезы в полусонном состоянии – это яркие примеры, когда дети путают реальность и возникающие картинки фантазий. В состоянии полного бодрствования, когда нет зависимости от волевых усилий детей в дошкольном возрасте, также могут появляться различные представления: дети фантазируют легко, без каких-либо критических отношений к тому, что у них получается. Данный процесс воображения приходит в норму и подчиняется сознанию детей со временем. Произвольное – активное. Это целенаправленное создание образов, которое зависит от конкретной задачи, что ставят перед дошкольниками. Произвольное – активное воображение создается в процессе ролевой игровой деятельности, при которой дети представляют себя парикмахерами, учеными. Произвольное – активное воображение максимально активизируется, так как детям требуется продемонстрировать выбранную роль более точно и корректно. Далее способность целенаправленно фантазировать развивается уже в процессе творческого труда [6, с. 12]. Еще один признак, по которому можно классифицировать воображение – особенности возникающих у человека представлений. На основании этого параметра выделяют следующие виды воображения: 1. воссоздающее воображение – дошкольники, используя в основе одни только описания, представляют себе то, чего они никогда не видели; 2. творческое воображение – характеризуется способностью в создании новых образов, в которых отображается действительность, проведенная через сущность личного восприятия ребенка дошкольного возраста; 3. мечты – представления о будущем, которые связаны с реальной жизнью, в противном случае эти мечты могут превратиться в пустоту, которая снижает активность детей [34, с. 8]. В оображение служит человеку не только для окружающего познания, но и для его преобразования, создания новых механизмов, знаний, произведений искусства, то есть для творчества в разных областях жизни и деятельности [35, с. 54]. Так как воображение внедряется в восприятие, обогащая воспринимаемые образы, восприятие средств музейной педагогики становится наиболее полным по содержанию, эмоциям, когда в нем присутствует воображение. Подводя итоги сущности воображения, рассмотренную информацию можно свести в такую структурною диаграмму (рис. 1) Рис. 1.1 Типы воображения Следовательно, можно сделать выводы, что «творчество» в широком смысле является особенной деятельностью личности, которая ориентирована на получение чего-то нового, неповторимого. «Воображение» – это психический процесс, в ходе которого создается новое в форме образов, представлений или идей. Процесс воображения присущ исключительно человеку, а также – это необходимое условие для деятельности. «Творческое воображение» – это вид воображения, в процессе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, основанные на прошлом опыте. Творческое воображение – это часть сознания личности, один из познавательных процессов, который характеризуется высокой степенью конкретности и наглядности. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что творческое воображение – это необходимый компонент, основа всех видов творческой деятельности. Образы творческого воображения рождаются посредством различных методов интеллектуальных операций. Т. Рибо выделил два основных этапа творческого воображения: а)диссоциация - является первым этапом творческого воображения, этапом подготовки материала, когда образ исходный делится на отдельные элементы. Существенным препятствием к творческому воображению является невозможность диссоциации; б) ассоциация - является вторым этапом творческого воображения, когда происходит составление из отдельных элементов образов полного образа. Новым сочетаниям дает начало ассоциация, а именно, персонажам, новым образам [25, с. 15]. Воображение развивается с помощью «детских» видов деятельности –игры, конструирования, восприятия сказок, многообразных разновидностей художественного творчества, самостоятельного сочинительства и, конечно, необходимо отдельно обозначить важность роли музейной педагогики в процессе развития творческого воображения старших дошкольников, рассматривая музей как модель многомерного мира, в которой рациональный опыт познания непосредственно взаимодействует с чувственным. Способности к творческому воображению, представлены индивидуальными качествами личности, которые представляют собой субъективные условия успешного исполнения определённого рода деятельности. К концу старшего дошкольного возраста огромную значимость играет психологическая подготовленность к школьному обучению. В.В. Долгова и Н.В. Крыжановская в своей книге «Развитие воображения у дошкольников» пишут, что проблемой готовности ребенка к школьному обучению занимались такие ученые как: Б. Жамсрандоржийн и Т. Кузнецова, А. Запорожец, Л. Выготский, Г. Кравцова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и другие [23]. Согласно Д. Эльконину, оценивая уровень готовности к школе следует обращать внимание на игру ребёнка, какие роли предпочитает. К шести годам определяются базовые элементы волевого действия: ребенок устанавливает цель, принимает решение, вырабатывает план действий, осуществляет его, побеждает трудности, путем проявления настойчивости, а также может оценить результат своего труда. Из этого следует вывод о том, что задачу формирования воображения в этот период развития можно успешно ставить, и она будет решена. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л. Венгер, Н. Ветлугина, Л. Выготский, А. Запорожец, Т. Комарова, Д. Эльконин и др.) неоднократно отмечали, что дошкольный возраст является преимущественно сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Каждый период дошкольного детства обладает своими отличительными чертами. В условиях ДОУ традиционно выделяют три возрастных этапа: младший, средний и старший дошкольные возраста. Старший дошкольный возраст – это микропериод в периодизации Д. Эльконина, в возрастных границах от 5-ти до 7-ми лет. В старшем дошкольном возрасте происходит перестройка всех систем организма ребёнка. Происходят немаловажные изменения высшей нервной деятельности. Происходят главные предпосылки к развитию творческих способностей: развивается высшая нервная деятельность; расширяются умственные способности детей; увеличиваются возможности памяти; улучшается речь; развивается продуктивное воображение. Мозг шестилетнего ребенка по своим характеристикам близится к показателям мозга взрослого человека [53]. Происходит постановка причинно-следственных связей, расширяются представления об основных признаках предметов и явлений, дети смело осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости. Происходит формирование всех познавательных психических процессов (мышление, восприятие, внимание, память, воображение). Ребенок способен воспринимать и представлять на основе вербального описания всевозможные миры (космос, волшебный дворец и т.д.), что является признаком развития продуктивного воображения. Эти все преимущества находят воплощение в творческой деятельности дошкольников. В области развития речи в старшем дошкольном возрасте расширяется активный словарный запас и развивается способность применения в активной речи разнообразных сложно-грамматических конструкций. Для деятельности ребенка этого возраста характерна эмоциональность и огромная значимость эмоциональных реакций. Психологическое развитие и становление личности к концу дошкольного возраста непосредственно связаны с развитием самосознания. У ребенка 5–7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, поощрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осмысливать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. У детей старшего дошкольного возраста формируется рефлексия, т.е. осознание своего общественного «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве главного новообразования в развитии ребенка 5–7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» понемногу начинает доминировать над мотивом «я хочу». Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В конечном итоге игра, которая является основной деятельностью во время дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него возникает потребность выйти за границы своего детского образа жизни, взять доступное ему пространство в общественно-значимой деятельности, ребенок желает самоутвердиться в таких видах деятельности, которые подлежат социальной оценке и охватывают всевозможные сферы. К концу дошкольного возраста идет формирование творческого воображения – это выражается в способности ребёнка к созданию новых образов. Развитию творческого воображения содействуют всевозможные игры, спонтанные ассоциации, убедительность и конкретность представляемых образов и впечатлений. Как показывают научные исследования и опыт педагогов-практиков, творческое воображение выражается с пятого года жизни, но это совершенно не означает, что к этому моменту его не стоит развивать. Наоборот, чем раньше ребенка научат наблюдать, разъяснять необычное, удивляться окружающим явлениям, предметам, экспериментировать, тем основательнее подготовят его к проявлению собственно творческого воображения. В игре у ребёнка происходит формирование тех качеств (новообразований), которые становятся базой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте: 1) Произвольное внимание, память – если игра интересна ребенку, то он сосредотачивается на сюжете и содержании, на предметах, необходимых для игры. Приходится быть внимательным и запоминать правила игры и действовать по ним. 2) Умственные способности – при использовании предмета–заместителя, необходимо придумывать ему название и действовать в соответствии с этим названием. 3) Мышление – происходит переход от мыслей о реальном предмете при помощи предметов-заместителей к действиям с реальными предметами. 4) Рефлексивное мышление – в игре дошкольник имеет возможность контролировать свои действия в процессе общения. 5) Воображение – от замещения одних предметов другими, ребенок переходит к отождествлению предметов и действий с ними в своем воображении. Урунтаева утверждает, что процесс воображения является основным новообразованием дошкольного детства. Данный возрастной период – это наиболее благоприятное время для развития воображения. В работах Э. Меймана рассказывается о том, что практически все дети дошкольного возраста проводят в мире фантазий, а Дж. Селли дал описание душевной жизни детей в качестве «комнаты сновидений». Рибо полагал, что дошкольный период – это возраст преимущественно быстрого развития воображения. Но у детей не на много богаче воображение, чем у взрослых, а исключительно по темпу развития мышления опережает его. Создается вывод о главной задаче педагога-психолога, которая заключается в создании благоприятных условий для развития дошкольника в симбиозе с различными вариантами деятельности, особенно условий, которые опираются на те психические процессы, без которых не сумеют существовать дети [47, с. 58]. Чем выше профессионализм учителей и преподавателей и чем выше их отношение к своей деятельности, и насколько правильнее и увлекательнее для детей разработаны программы образования, тем больше возможностей в наилучшем развитии отдельно взятого ребёнка и, в конечном итоге, всего человеческого потенциала. Решить проблему путем облегчения доступа детей к внутренним творческим ресурсам, возможно, если опираться на работы Л.С. Выготского. Его научная разработка заключается в том, что процесс творческого воображения является не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но также это важное условие творческого преобразования уже имеющихся у детей знаний, что способствует саморазвитию личности и в значительной степени описывает результативность учебно-воспитательной деятельности в детском образовательном учреждении. Как известно, при оказании поддержки любой ребенок способен делать значительно больше, чем может делать в самостоятельной деятельности [3, с. 18]. Стимулировать творческие проявления особенно важно в дошкольном возрасте. особенно у детей дошкольного возраста вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получая соответствующего развития в этом возрасте, творческие способности не всегда смогут дать о себе знать в будущем. В старшем дошкольном возрасте для развития дошкольника от образовательной организации требуется создание определённых условий: 1) Наличие предметной среды, которая позволяла что-то домысливать и воображать. Под предметно-развивающей средой понимается непосредственно пространство, которое соответствующим образом оформлено, и соответствует потребностям ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом [55]. 2) Следует уважительно относиться к личности дошкольника. Необходимо позволить ребенку личный опыт, с помощью которого он сможет перейти к следующему этапу развития воображения. 3) Наличие определённой внутренней роли или позиции, которая позволяет ребёнку самостоятельно задавать предметные отношения и их смысл в зависимости от целостного сюжета или замысла. Таким образом, развитие в дошкольном возрасте можно представить, как движение от необходимости предметной ситуации к возникновению у ребёнка особой внутренней позиции. При этом нужно учитывать два условия: 1) Постепенное изменение соотношения воображения и реальной действительности – если на начальных этапах ребёнок осмысливает уже готовое, т.е. логика идёт от предмета к замыслу, то самый высокий уровень развития воображения характеризуется уже обратной направленностью: замысел – предметная реализация; 2) Организация такой деятельности, которая не была бы жестко задана и нормирована, которая представляла бы независимость и инициативу, отвечала бы всем требованиям самостоятельности ребёнка [32]. 1.3. «Музейная педагогика» и её значение в развитии творческого воображения у старших дошкольников «Мой идеал в том, чтобы буквально каждый ребёнок увидел прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал прекрасное частицей своей духовной жизни, почувствовал красоту слова и образа… Мир красоты вокруг нас неисчерпаем и безграничен. Сумейте раскрыть этот мир…» Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970) На современном этапе развития человечества, формирование духовной культуры становится главной задачей формирования личности. Необходимую значимость в этом может сыграть музей, который в отличии от других образовательных центров более демократичен и обладает способностью к воспитательному влиянию на все возрастные категории населения. Понятие «музей» – это научное, научно-просветительское учреждение, которое осуществляет комплектование, хранение, исследование и популяризацию монументов естественной истории, материальной и духовной культуры - первоисточников знаний о развитии натуры и человечества. [24, с. 305] Ведущими учеными, специалистами-музееведами был выделен педагогический потенциал музея как компонента социокультурной среды (Н.Ф. Федоров, Н.Б. Крылова, Н.Г. Макарова и др.), обусловлены направления педагогической работы в условиях музея (А.Г. Бойко, Е.Г. Ванслова, Н.Л. Кульчинская, Б.А. Столяров), разработаны вопросы содержания образования ребенка в музейной среде (Е.Г. Ванслова, М.А. Волчкова, Т.Н. Панкратова, Т.В. Чумалова). Как писал Р. Маркузе в своей статье «Меняющиеся музеи в меняющемся мире»: «Целью посещения музеев перестало быть запоминание имен, дат, событий; экскурсия представляет собой развитие умения видеть и понимать те особенные черты, которые различают искусство одной эпохи, страны от другой, и это становится уникальным вкладом музея в систему образования и может быть применено к любой возрастной группе и любому исходному уровню образования» [56, с. 45]. Музейная педагогика как отрасль научного социально-гуманитарного знания и как вид деятельности школьных педагогов и музейных работников осмысливается в Европе с начала XX века, а в России — с 70-х гг. XX века. В силу процессов гуманизации и гуманитаризации общества и системы образования, непрерывно увеличивается внимание и к музейной педагогике, как к особому явлению культурно-образовательного пространства. В одной из целей своей деятельности музеи сходятся с целью педагогики — формирование всесторонне развитой, свободной, креативной личности. Задачи музейной педагогики различаются от общепедагогических задач практически только по их решению через особый контент, представляющий собой оригинальные объекты культурного наследия. Музейная педагогика в последние десятилетия завоевывает большую известность в системе дошкольного образования и воспитания – организовываются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Коваль, О.В. Дыбиной). Сейчас музей является партнером по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, посредством установления музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда мира вокруг нас играет роль учителя и воспитателя. Рассматривая музей как модель многомерного мира, в которой рациональный опыт познания непосредственно взаимодействует с чувственным, возникает потребность в существовании музейной педагогики. Главным методологическим способом прогрессивного музея является интерактивность. Поэтому перед образованием устанавливаются новые задачи, главной из которых становится расширение возможностей музейной педагогики в дошкольном воспитании. Так как в данном исследовании рассматривается работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики, определим содержание понятия «музейная педагогика». Музейная педагогика, определяемая учеными как научная дисциплина, возникшая на границе музееведения, педагогики и психологии. Б. Столяров определил понятие как «раздел педагогической науки и выдвинутая на его базе специфичная научно-практическая деятельность, обращенная на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Данное направление может дать оценку культурному наследию, которое в течение множества веков накапливалось человеком» [49, с. 37] Крупнейшим профессионалом в области формирования личности дошкольника средствами музея считается выдающийся педагог A. B. Бакушинский. Рассматривая образовательную работу музея в педагогике, он считал необходимым строго соблюдать возрастную специфику посетителя, который является не «объектом воздействия», а, прежде всего, партнером [49, с. 39]. Вследствие выдвинутых идей он считал, что педагог оказывает большое значение в развитии личности дошкольника. В связи с этим были установлены три неотъемлемых условия в работе специалиста дошкольного образования: – суметь лично прочувствовать произведение искусства; – знать историко-искусствоведческую основу произведения; – психологически подходить к каждому ребенку. При создании образовательной концепции основанием стала мысль о преимуществе в чувственно-эмоциональном формировании личности, в выработке «чувственной грамотности», которую подчеркнул А.У. Зеленко. Он полагал, что необходимо организовать такую систему в сфере отечественного художественного воспитания, которая сформирует творческую личность, способную к преобразовательной деятельности. Им были выделены условия формирования такой личности: – основываясь на особенностях развития ребенка, опираться на его потребности; совместная работа с педагогом; – первостепенным в осмыслении произведения искусства не знания, а чувствование и проживание художественного образа. Рассмотрим музейную педагогику на современном этапе её развития. Она ориентирована на приобщение подрастающего поколения к музейному пространству и его культуре с самого раннего возраста, активизацию творческих способностей личности, установление многоступенчатой системы музейного образования. М.В. Соколова описывает музейную педагогику как фактор развития общественного опыта дошкольников: искусство дает возможность для обогащения жизненного опыта, музей в свою очередь способствует формированию данного опыта и умений у обучаемых. Т.В. Чумалова исследует развитие ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у дошкольников средствами музейной педагогики [55, с. 94]. Современная музейная педагогика является инновационной технологией в среде личностного воспитания детей, которая создает условия для погружения личности в сознательно созданное предметно-пространственное окружение. За прошедшее десятилетие музейная педагогика приобретает огромную известность в дошкольном воспитании. Все больше организовываются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические пособия и рекомендации. Одной из первых концепций стала работа А.Г. Бойко по педагогическому взаимодействию художественного музея и образовательной системы от детского учреждения до высшего учебного заведения. Автор рассматривает музей как просветительную среду, содействующую полному формированию личности, систематизирует направления и формы образовательной деятельности художественного музея, смысл которых обусловливается взаимодействием двух социокультурных институтов. Данная концепция определяет следующие направления образовательной работы: – художественно-педагогическое – формирование и развитие художественного восприятия и творческой основы личности; – познавательное – овладение историей художественной культуры как одного из главных звеньев всемирной художественной культуры; – гуманитарно-междисциплинарное искусство по отношению к другим дисциплинам и технологиям. Использование современных технологий, основанных на ИКТ технологиях, которые стимулируют восприятие, понимание и использование музейных ценностей в широком историко-художественном и гуманитарном контексте; – социально-ориентационное – искусство как способ социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья [2, с. 67]. В рамках данной концепции основным понятием становится музейная культура, которая определяется как степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации - понимание ценности подлинника и особенности музейного языка, умение разбираться в музейном пространстве. В глубоком значении музейная культура - это ценностное отношение человека к действительности, подлинное уважение к истории, умение обнаружить в реальной жизни объекты музейного значения. Непосредственное влияние на музейную педагогику оказала концепция диалога культур М. Бахтина, В.С. Библера. По их мнению, музей является местом воплощения культурно-исторического диалога, исследования новых форм общения с культурными ценностями. Педагогика музея основывается на идее погружения личности в сознательно созданную предметно-пространственную среду, сохраняющую произведения искусства и памятники природы, экзотические объекты и исторические реликвии. Рассматривая выставленные коллекции и получая информацию о них, посетитель музея присоединяется к истории и культуре, узнает разнообразие предметного мира, учится понимать определенные проявления всеобщего. Е.Г. Вансловой было отмечено, что музейная педагогика может оказать неоценимую поддержку в процессе воспитания, посодействовать человеку стать творческой личностью, организовать такую систему ценностей, при которой ключевым становятся не материальные ценности, а личностные отношения. Движение целевых педагогических задач от просветительства к системному многоуровневому образованию музейными средствами включает в себя формирование визуального мышления, художественного восприятия, музейной культуры и творческих начинаний. Ребёнок будет вовлечён в сферу культуры, в связи с этим усиливается роль педагога [13, с. 68]. Основываясь на проведенных исследованиях, можно сказать, что посещение музея дошкольниками в настоящее время зависит, непосредственно, от желания педагога, уровня его специальной художественно-эстетической подготовки. Как не прискорбно, для большинства, дошкольников поход в музеи носит спонтанный, плохо организованный характер. При долгосрочном использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы: – наглядность; – доступность; – динамичность; – содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность); – обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; – последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе); – гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей); – поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии; – активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй); – подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации). Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление - применение. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея. Задачи музейной педагогики: – формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире; – развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; – формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики; – освоение нового типа непосредственно образовательной деятельности, формирование профессиональной компетентности музейного педагога; – формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики; – обогащение предметно-развивающей среды ДОУ; – формирование у дошкольников представления о музее; – развитие познавательных способностей и познавательной деятельности; – формирование проектно-исследовательских умений и навыков; – развитие речи и расширения словарного запаса; – воспитание культуры поведения. На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. открыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам. Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом зафиксировать приобретенные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога-психолога складывается в том, чтобы помочь ребёнку в данной непростой и очень необходимой познавательной деятельности. Правило второе. Необходимо ясно обдумывать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной увлеченно принимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за увеличение и передачу этого наследия другим поколениям. На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что музейная педагогика является междисциплинарной сферой научного знания, которая вырабатывается на пересечении педагогики, психологии, искусствоведения и музееведения. На основе этого создаются знания особой практической деятельности, направленной на передачу художественного опыта в условиях музейной среды. нынешняя музейная педагогика помимо классических форм выделяет новые инновационные технологии работы с детьми старшего дошкольного возраста. Одной из самых значительных проблем нынешнего музея считается его просветительское образовательно-воспитательное воздействие на самые обширные массы, больше всего на молодежь, и в частности на дошкольников. Поэтому, разрабатывая систему мероприятий в рамках музейной педагогики, необходимо обратить внимание на тему взаимосвязи музея с системой художественного образования и, в частности, на музее как средстве формирования творческого воображения и эстетической культуры дошкольников. ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ На основе анализа научной литературы были установлены следующие выводы: современные условия российского образования выдвигают всё больше требований к образовательному процессу. В связи с этим необходимое место в формировании художественно-эстетических качеств личности в образовательном процессе отводится музейной педагогике, позволяющей не столько узнавать окружающую действительность посредством визуальной культуры, сколько развить ребенка. В области художественно-эстетического развития детей стала сильно развиваться образовательное направление в работе музеев XXI как в нашей стране, так и за рубежом. В настоящем происходит продвижение значения образовательной способности музеев. Активно ведется поиск новых форм и способов работы с детьми и педагогами. Для реализации задач художественно-эстетического развития необходимо правильно организовать просветительский процесс. Условием эффективного образовательного процесса в художественно-эстетическом развитии является создание развивающей образовательной среды. Одним из творческих центров активности детских садов является мини-музей, позволяющий не только разнообразить среду, но также приобщить детей к музейной культуре, искусству, увеличить уровень художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. При создании мини-музея необходимо участие всех участников образования (педагоги, дети, родители). Процесс художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста с использованием музейной педагогики будет успешным при соблюдении определенных педагогических условий. Применение музейной педагогики в ДОО может осуществляться посредством создания мини-музея в группах ДОО, целью которого является художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Для использования музейной педагогики в работе по художественно-эстетическому развитию детей необходимо наличие высококлассной компетентности у педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию. Следовательно, можно выделить такие педагогические условия: организация мини-музея в группе и компетентность педагога ДОО по художественно-эстетическому развитию детей. |