Главная страница
Навигация по странице:

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  • 2021. 44.03.02.01. Долгих Валерия Юрьевна. Теоретические основы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики 8 Сущность понятий творчество, воображение, творческое воображение 8


    Скачать 5.29 Mb.
    НазваниеТеоретические основы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики 8 Сущность понятий творчество, воображение, творческое воображение 8
    Дата09.11.2022
    Размер5.29 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2021. 44.03.02.01. Долгих Валерия Юрьевна.docx
    ТипДокументы
    #780002
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
    Результаты диагностики художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе показали, что большинство детей имеют средний уровень развития творческого воображения. Анкетирование педагогов на констатирующем этапе также выявило достаточно низкий уровень компетентности педагогов по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста. Приходим к выводу, что для повышения уровня развития творческого воображения с использованием музейной педагогики необходимо создавать определенные педагогические условия.

    С целью повышения уровня творческого развития детей старшего дошкольного возраста, были реализованы необходимые педагогические условия:

    1. Процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с использованием музейной педагогики мы осуществили через организацию мини-музея в группе;

    2. Для повышения компетентности педагогов по решаемой проблеме использовали разнообразные формы: беседы, круглые столы и т.д.

    Многие педагоги признали необходимость данной работы в образовательном учреждении, некоторые определили её, как приоритетное направление в развитии детей дошкольного возраста. Педагоги центра стали интересоваться информацией, необходимой в работе с использование музейной педагогики, они стали собирать статьи, материалы из различных журналов и активно обмениваться между собой информацией. В группах произошло обогащение педагогами творческой среды в данном направлении.

    В условиях систематической работы и правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль мини-музея в образовательной организации, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей, развитию эстетических чувств и творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста.

    Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в творческом развитии детей старшего дошкольного возраста. Эти различия дают нам основания сделать необходимый вывод о том, что разработанные педагогические условия позволяют эффективно использовать музейную педагогику в творческом развитии детей старшего дошкольного возраста. Данная работа по использованию музейной педагогики при соблюдении определенных педагогических условий эффективно влияет на творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Подводя итог всей работы, хочется отметить, что в современных условиях российского образования выдвигаются все больше требований к образовательному процессу. В связи с этим, важное место в формировании творческих качеств личности в образовательном процессе отводится музейной педагогике, позволяющей не только узнавать окружающую действительность через визуальную культуру, но и развить ребенка.

    Постановкой новых задач и методов их достижения в области развития творческого воображения детей стала интенсивно развивать образовательное направление в работе музеев XXI века, как в нашей стране, так и за рубежом. В настоящем происходит повышение значения образовательной способности музейного дела. Активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми и педагогами. Для реализации задач творческого развития необходимо грамотно организовать образовательный процесс. Условием эффективного образовательного процесса в развитии творческих способностей является создание развивающей творческой среды. Мини-музей позволяет не только разнообразить среду, но и приобщить детей к музейной культуре, искусству, повысить уровень эстетического и творческого развития детей старшего дошкольного возраста.

    При создании мини-музея необходимо участие всех участников образования. Процесс творческого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием музейной педагогики будет эффективным при соблюдении определенных педагогических условий. Использование музейной педагогики в образовательных учреждениях может реализовываться через создание мини-музея в группах дошкольной организации, целью которого является творческое развитие детей старшего дошкольного возраста. Для использования музейной педагогики в работе по творческому развитию детей необходимо наличие профессиональной компетентности у педагогов (профессионального опыта в рамках круга вопросов). Можно предположить, что педагогические условия: организация мини-музея в группе, компетентность педагога-психолога образовательного учреждения по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста позволят повысить уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

    Таким образом, результаты диагностики творческого развития детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе показали, что большинство детей имеют низкий уровень развития творческого воображения. Анкетирование педагогов на констатирующем этапе также выявило достаточно низкий уровень компетентности педагогов по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Приходим к выводу, что для повышения уровня развития творческого воображения с использованием музейной педагогики необходимо создавать определенные педагогические условия.

    С целью повышения уровня творческого развития детей старшего дошкольного возраста были реализованы необходимые педагогические условия:

    1. Процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с использованием музейной педагогики мы осуществили через организацию мини-музея в группе;

    2. Для повышения компетентности педагогов по решаемой проблеме использовали разнообразные формы: беседы, круглые столы и т.д.

    Диагностика на контрольном этапе выявила повышение уровня творческого развития детей. Изменились качественные характеристики педагогов в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием музейной педагогики, повысилась мотивация к работе по реализации программных задач. Возрос статус самой исследуемой проблемы через организацию мини-музея. Многие педагоги признали необходимость данной работы в дошкольном образовательном учреждении, некоторые определили её, как приоритетное направление в развитии детей дошкольного возраста.

    При условии правильной организации педагогического процесса необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом роль мини-музея в образовательной организации старших дошкольников, возможность их приобщения к миру музейных ценностей, развитию воображения – огромна. Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в творческом развитии детей старшего дошкольного возраста. Дети активно участвовали в творческом процессе подбора и создания экспонатов для мини-музея, проявляли творческую активность, креативность, воображение и познавательную активность.

    Это даёт основания сделать необходимый вывод о том, что разработанные психолого-педагогические условия, позволяют эффективно использовать музейную педагогику в развитии у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения. Данная работа по использованию музейной педагогики при соблюдении определенных педагогических условий эффективно влияет на развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения. Таким образом, гипотеза подтверждена, цель достигнута.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», утвержден приказом МО и Н РФ№273-ФЗ от 29.12.2012.

    2. Андреева, И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / И.Н. Андреева. Т.С. Буторина, З.И. Васильева. Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.

    3. Ахунов, В.М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления / В.М. Ахунов // Вестник Московского университета. -2008.- Сер.20: Педагогическое образование. № 4. - 44 с.

    4. Белякова, Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. - N 5. - С. 17-21.

    5. Багаутдинова, С.Ф. Особенности методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении / С.Ф. Багаутдинова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. – №3. 66

    6. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2000. – 1456 с.

    7. Бутенко, Н.В. Образовательное пространство музея изобразительных искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста: учеб. пособие для педагогов / Н.В. Бутенко. – Москва: Изд. дом Акад. Естествознания, 2013. – 172 с.

    8. Бутенко, Н.В. Организационно-методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста как фактор повышения качества образовательного процесса / Н.В. Бутенко // Образовательное пространство школы и вуза: кол. моногр. / под ред. проф. Е.Ю. Никитиной. – Москва, 2014. – С. 22-43.

    9. Бутенко, Н.В. Понятийно-терминологический словарь по художественно-эстетическому образованию / авт.-сост. Н.В. Бутенко. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 44 с.

    10. Буре, Р.С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности / Р.С.Буре // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. С. 9–11.

    11. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества// Дошкольное воспитание. – 1982 - №11. - С. 32-38.

    12. Веракса, Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход// «Перемены». Педагогический журнал. 2000. - №1. - С. 21-39.

    13. Вербенец, А.М. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. / А.М. Вербенец- СПб.:Адва Пресс, 2017. - 324с.

    14. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие / В. И. Волынкин. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 441 с. 67

    15. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения с педагогами / Л.М. Волобуева. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 210 с.

    16. Воронович, В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.

    17. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. – 92 с.

    18. Выготский, Л.С. Психология/ Л. С. Выготский. - М.: Апрель Пресс, 2000. - 1007 с.

    19. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. - М.: Академический проект, 2005. – 256 с.

    20. Гетманская, Е.В. Воспитательный потенциал музейной педагогики // Внешкольник. – 2007. - N 1. - С. 45-46.

    21. Добрынина, Н.Е. Первый в жизни музей // Дошкольное воспитание. – 2000. - N 6. - С. 73-77.

    22. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 60–68.

    23. Ендовицкая, Т.О. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. – 1997, №12. - С. 73-75.

    24. Загвязинский, В.И. Педагогический словарь: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М. Издательский центр «Академия», 2008. – 352с.

    25. Золотова, Н.О. Музей и дети. Взаимосвязь эстетического и этического воспитания //Искусство в школе. - 2009. - N 4. - С. 58-59.

    26. Зурабова, К.И. Воспитать уважение к культуре // Дошкольное воспитание. – 2005. - N 4. - С. 82-90.

    27. Казанцева, В.В. Музейная педагогика как технология в дошкольном историческом образовании // Теория и практика образования в современном мире. — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 193-196. 68

    28. Котова, Е.В. Кузнецова СВ., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.

    29. Кирьянова, Р.А., Полякова М.Н. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации / Р.А. Кирьянова, М.Н. Полякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 75 с.

    30. Кутузова, И.А. Повышение квалификации педагогов ДОУ в современном педагогическом пространстве / И. Кутузова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 9. – С.10–19.

    31. Логинова, В.И. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина: 3-е изд., перераб, СПб: Детство-Пресс, 2005. – 244 с.

    32. Марецкая, Н.И. Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях / Н.И.Марецкая // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 3. С. 60–64.

    33. Малюшова, М.Н. Здравствуй, музей / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

    34. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. – М.: Олма-Пресс, 2004. – 672 с.

    35. Морозова, А.Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под редакцией, О.В. Мельниковой,- М.: ТЦ Сфера, 2006. - 416 с.

    36. Музяева, Н.А. Предметно–развивающая среда дошкольного образовательного учреждения / Н.А.Музяева, Л.А.Пенькова. – Тольятти: ТГУС, 2006. – 198 с.

    37. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических заведений, кн. 3 / Под ред. Р.С. Немова. – 4-е изд. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2005. – 631с.

    38. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ. - науч. фонд; председатель научно-ред. совета В. С. Степин. – М.: Мысль, 2000–2001. – 734 с.

    39. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / Под ред. Л.В. Трубайчук, Н.Н. Тулькибаевой. – М.: Издательский дом «Восток», 2003. – 274 с.

    40. Рыжова, Н.А, Логинова Л.В., Данюкова А.И., «Мини-музей в детском саду». - М: Линка-Пресс, 2008г.- 245с.

    41. Родина, Т.А. Алгоритмы музейной педагогики / Татьяна Родина // Лицейское и гимназическое образование. – 2010. - № 1. – С. 16-19.

    42. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство», 2008. - 669 с.

    43. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами / В.П. Симонов. – М.: Российское педагогическое агентство, 2000. – 427 с.

    44. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений / В.А. Сластенин. В.П. Каширин. -8-е изд. стер. - М.: Издательский центр «академия». 2010. – 480 с.

    45. Скоролупова, О.А. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении / О.А. Скоролупова – М.: Издательство Скрипторий, 2006. – 112 с.

    46. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.И. Ерофеевой. – 2-е изд. – М.: – издательский центр «Академия», 2000. – 344 с.

    47. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/06/08vospitanie – dok.html.

    48. Смирнова, П.В. Художественно-эстетическая среда детского сада глазами дошкольника / П.В. Смирнова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. — 2011. — №3. — С. 49 — 57.

    49. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004. / Б.А. Столяров - М.: Высшая школа, 2014. - 375 с.

    50. Столяров, Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования: учебное пособие / Б. А. Столяров. – СПб., 2007. – 340 с.

    51. Тарханова, Т.А. Музеи - неисчерпаемый национальный ресурс // Профессиональное образование. - 2008. - N 2. - С. 18-20. 70

    52. Тулинова, О.В. Музейная педагогика в условиях малого города / О. В. Тулинова // Педагогика. – 2012. - № 9. – - 386 с

    53. Трунова, М.Г. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

    54. Троян, А.Н. Управление дошкольным образовательным учреждением: учебное пособие / А.Н. Троян. – Магнитогорск, МаГУ, 2001. – 180 с.

    55. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. – Екатеринбург, Издательский центр «Академия», 2000. – 335 с.

    56. Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Ценностные аспекты психологии интеллекта, и их реализация в образовательной практике // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – с. 236–261.

    57. Чернецкая, Г.А. Юным посетителям Фонтанного дома / Г. Чернецкая Г. // Музей. – 2008. - № 3. – С. 63-69. 2014.

    58. Чумалова, Т.Д. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2017. - N 10

    59. Чумичева, Р.М. Ребёнок в мире культуры / Р.М. Чумичева. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. – 610 с.

    60. Шевкунова, Е.А. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С. 59-65.

    61. Шилина, Н.В. Самое главное – вызвать интерес / Н. Шилина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 11. – С.11–17.

    62. Широкова, Г.А. Детская психология: сл.-справ. / Г. А. Широкова. – Ростов н /Дону: Феникс, 2009. – 204 с.

    63. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – Москва: Изд. центр «Академия», 2004. – 384 с.

    64. Эстетическое образование в период детства: Монография / Отв. ред. А.Ф. Яфальян. Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003. - 282

    Приложение 1

    Качественный анализ диагностических заданий на исходном этапе

    Имя ребенка

    Качественный результат

    Александра Б.

    Александра выполняла задания очень быстро, перескакивая с одного элемента в рисунке на другой. Задание выполнено, но очень поверхностно. Александра воплощает первые попавшиеся идеи. Её рисунок – это схемы отдельных предметов, причем повторяющиеся. Получила средний балл.

    Никита Б.

    Никита неуверенно пытался проявить творческий подход к выполнению задания, рисуя героев из мультфильмов в виде экспонатов. Получил средний балл.

    Роман Б.

    Роман при выполнении заданий постоянно обращался за поддержкой, сложности возникали при оформлении образов, не проработаны детали. Ребенок не активен. Получил низкий балл.

    Евгения Д.

    Евгения с интересом выполняла задания, образы оформляла при поддержке взрослого. Старалась самостоятельно проработать детали рисунка, но интерес быстро пропал, так как стала отвлекаться и копировать. Получила средний балл.

    Ярослав Д.


    Ярослав в ходе выполнения заданий, неуверенно пытался проявить творческий подход к выполнению задания, в рисунке просматриваются отличительные черты образа, но детали проработаны слабо, периодически обращался к помощи взрослого. Получил средний балл.

    Катя Д.

    Катя выполняла задание с желанием, свободно переходя от одного элемента к другому, пыталась самостоятельно выдвигать новые идеи, но все время требовалась поддержка взрослого. Отличительные черты просматриваются слабо. Получила средний балл.

    Кирилл И.

    Кирилл практически не справился с заданием, постоянно отвлекался и требовал поддержки взрослого. Не выдвигал никаких новых идей, образы однообразны, не доработаны. Задания выполнял не до конца. Получил низкий балл.

    Дарья И.

    Дарья проявила весьма, творческий и самостоятельный подход. Уверенно и самостоятельно оформляла яркие, красочные образы. Получила высокий балл.

    Матвей М.

    Матвей за выполнение заданий получил высокий балл, так как активно выдвигал новые идеи, самостоятельно оформлял яркие образы, не похожие друг на друга, детально их прорабатывал. Получил высокий балл.

    София М.

    София в ходе выполнения заданий, неуверенно пыталась проявить творческий подход к выполнению задания, в рисунке просматриваются отличительные черты образа, но детали проработаны слабо, периодически обращалась к помощи взрослого. Получила средний балл.

    Кирилл М.

    Кирилл затруднялся в выполнении заданий, испытывал трудности в оформлении образов, не доводил задания до конца. Постоянно требовал поддержки взрослого. Получил низкий балл.


    Продолжение приложения 1

    Максим М.

    Максим был активен, самостоятельно оформлял образы, но рисунок был однообразным, детали проработаны поверхностно. Получил средний балл.

    Соня К.

    Соня практически не справилась с заданием, постоянно отвлекалась и требовала поддержки взрослого. Не выдвигала никаких новых идей, образы однообразны, не доработаны. Задания выполняла не до конца. Получила низкий балл.

    Лиза М.

    Лиза в ходе выполнения заданий, неуверенно пыталась проявить творческий подход к выполнению задания, в рисунке просматриваются отличительные черты образа, но детали проработаны слабо, периодически обращалась к помощи взрослого. Получила средний балл.

    Костя М.

    У Кости отличительные черты героев рисунка были выражены слабо, детали не проработаны, описывая рисунок, Костя рассказывал о характерах своих героев, опираясь на истории из мультфильмов. Был активен, но не доделал задание до конца. Получил низкий балл.

    Максим О.

    Максим выполняет задания с удовольствием, выдвигает новые идеи, при этом часто перескакивая с одной фигуры, на другую. При анализе рисунка, можно сделать вывод, что задание выполнено, но очень поверхностно. Все задания выполнены, но рисунок не проработан. Активен. Получил средний балл.

    Ксюша П.

    Ксюша, отказываясь рисовать: «Я не умею», рисунки выполнила с помощью взрослого. Наблюдались скованность движений, неуверенность. Образы однообразны, похожи друг на друга. Ребенок пассивен. Получила низкий балл.

    Марина Р.

    Марина выполняла задание охотно, свободно переходя от одного элемента к другому, но неуверенно пыталась выдвигать новые идеи, все время требовалась поддержка взрослого. Отличительные черты просматриваются слабо. Получила средний балл.

    Лера Т.

    Лера выполняла задания с желанием, свободно переходя от одного элемента к другому, пыталась самостоятельно выдвигать новые идеи, но все время требовалась поддержка взрослого. Детали не проработаны. Получила средний балл.

    Юлиана Т.

    Юлиана с интересом выполняла задания, образы оформляла при поддержке взрослого. Старалась самостоятельно проработать детали рисунка, периодически требовалась помощь взрослого. Получила средний балл.

    Приложение 2
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта