2021. 44.03.02.01. Долгих Валерия Юрьевна. Теоретические основы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики 8 Сущность понятий творчество, воображение, творческое воображение 8
Скачать 5.29 Mb.
|
2.2. Рекомендации по развитию творческого воображения средствами музейной педагогикиРезультаты диагностики творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента послужили основой для разработки формирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа на формирующем этапе по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с использованием музейной педагогики строилась с учетом результатов констатирующего этапа исследования и решала следующие задачи: • организация мини-музея в группе; • компетентность педагога по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. 1 задача. В Таганрогском центре помощи детям №7 решаются задачи по раннему приобщению детей к культуре, искусству. Одна из форм ознакомления детей с искусством – организация мини-музея. На базе организации был создан музейный комплекс, включающий в себя мини-музеи в каждой возрастной группе. В Таганрогские центр помощи детям №7, где дети принимали участие в опытно-экспериментальной работе, был организован мини-музей «Чудо-роспись». Целью данного музея является приобщение детей к искусству, развитие творческого воображения и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста, насыщение развивающей среды, формирование начальных представлений о музее, знакомство с декоративно-прикладным искусством. Педагоги группы разработали перспективное планирование работы с детьми родителями в мини-музее по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Педагоги на педагогическом совете защищали каждый свой собственный проект по использованию музейной педагогики в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Также было предложено посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, и т.п. В процессе проведения исследования педагогами совместно с родителями были разработаны: 1) картотеки музейных экспонатов в каждой возрастной группе; 2) дидактические игры и пособия по ознакомлению с музейным изобразительным искусством; 3) содержание познавательных экскурсий по родному городу (ознакомление с памятниками архитектуры, скульптуры и др.) 4) приглашение (детский дизайн); 5) подбор коллекций (книги, декоративно-прикладное искусство: гжель, хохлома и др.). В рамках использования музейной педагогики в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста педагогами Таганрогского центра помощи детям №7 используются музейные игры для детей старшего дошкольного возраста: Н.А. Алексеева «Разноцветные прищепки», В.А. Андреева «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что сначала, что потом», «Разрезные картинки», «Ящик ощущений», И.Е Ковязина «Бродилки», Е.Ф. Романова «Круги Луллия», Т.Н. Царева «Солнышко» (приложение 3). Таким образом, это позволило педагогам совершенствовать образовательный процесс, расширить кругозор, воспитать познавательный интерес детей-дошкольников, приобщить ребенка к миру культуры, сформировать «образ музея». 2 задача. В целях повышения уровня компетентности педагогов по развитию творческого воображения детей дошкольного возраста был разработан перспективный план повышения профессиональной компетентности педагогов по развитию творческого воображения детей дошкольного возраста (Таблица 2.5). Таблица 2.5 - План работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по развитию творческого воображения детей дошкольного возраста
Реализации представленных форм позволила: развить проектировочные умения педагогов, активизировать творческий потенциал педагогического коллектива, изучить передовой педагогический опыт в центре помощи детям по использованию музейной педагогики в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Мероприятие, проведенное по теме: «Использование музейной педагогики в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста», раскрывало следующие моменты проблемы: 1) познакомились с организацией творческой среды; 2) определили основные элементы и требования к созданию условий по реализации программных задач, разделили обязанности; 3) назначили индивидуальные консультации по конкретным вопросам каждой возрастной группы. Был проведен практикум «Использование коллекционирования в работе с детьми», позволяющий расширить теоретические знания и профессионально подготовить педагогов к предстоящей работе. Практикум содержал ряд практических заданий, направленных на совершенствование умения планировать и организовывать педагогическую деятельность с детьми в данном направлении. На практикуме предлагались следующие задания: а) спланировать на неделю, месяц непосредственно-образовательную деятельность по развитию творческого воображения детей в условиях мини-музея с использованием коллекционного материала; б) показать элемент непосредственно-образовательной деятельности с использованием коллекционного материала; в) показать самостоятельно продуманный отрывок, как в повседневной деятельности детей решают задачи развития творческого воображения через коллекционный материал. Приведем далее анализ проведения экскурсионного сопровождения посещения музеев г. Таганрог для детей старшего дошкольного возраста. Подробное описание мероприятия представлено в приложении 4. При проведении экскурсии «Чеховские места Таганрога» экскурсовод старался приобщить детей старшего дошкольного возраста к художественному наследию. Дети-экскурсоводы рассказывают о музеях: «Домик Чехова», «Гимназия им. А. П. Чехова», «Лавка Чеховых», о театре и библиотеке им. А. П. Чехова. Во время экскурсии ребята выполняют задания: «Герой рассказа», «Кто лишний», «Говорящий рисунок». Заканчивается экскурсия в сквере у памятника А. П. Чехову. Знакомясь с историей Таганрога, его достопримечательностями, расширяя свои знания о жизни и творчестве А. П. Чехова, дети приобщаются к культурным традициям родного города, к богатствам национальной культуры. Примеры включения в программу экскурсии «культуры участия» и интерактивности: • действия с «активными» руками: скульптуры, разумеется, трогать руками было нельзя, но после экскурсии во время фотосессии было разрешено подержать в руках один из предметов; • взаимодействие в игровой форме как посетителей друг с другом, так и с педагогом: это проявлялось во время всей экскурсии, так как экскурсовод подстраивался под настроение и ответы детей и добавлял короткие шутки по теме экскурсии; • усиление самостоятельной поисковой активности посетителей: так как экскурсия предназначена для детей дошкольного возраста и только с сопровождением экскурсовода, то поисковая деятельность детей была сведена к самостоятельному поиску (но с наводящими вопросами специалиста) ответов на вопросы и т.д. Таким образом, сделаем следующие выводы: процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста мы осуществили, используя следующие условия: посещение музеев г. Таганрог; организация мини-музея; для повышения компетентности педагогов по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста использовали разнообразные формы: круглый стол, семинары и т.д. В условиях систематической работы и правильной организации образовательного процесса не только возможно, но и необходимо начинать приобщение детей дошкольного возраста к музейной культуре и изобразительному искусству. При этом неоценима роль мини-музея в образовательной организации, его возможности для приобщения к миру музейных ценностей. Чтобы убедиться в эффективности организованных мероприятий, направленных на развитие творческого воображения средствами музейной педагогике у детей старшего дошкольного возраста, мы вновь провели диагностику творческого воображения у детей аналогично, как это было организовано на начальном этапе. Контрольная диагностика. Цель: проверка эффективности разработанного комплекса, направленного на развитие творческих способностей средствами музейной педагогики у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Провести диагностику уровня развития творческих воображения у детей и их заинтересованности в посещениях музеев. 2. Проанализировать уровень компетентности преподавателей в области музейной педагогики. 3. Сравнить полученные результаты с результатами исходного этапа. 4. Сделать выводы об эффективности разработанного комплекса. Контрольная диагностика проводилась по тем же методикам, по тем же параметрам, что и на констатирующем этапе (результаты представлены в таблице 2.6). Таблица 2.6 - Количественная обработка данных диагностики развития творческого воображения у детей на контрольном этапе опытно-поисковой работы
Проведя диагностическое исследование, мы выявили уровень развития творческого воображения у детей 5-7 лет на контрольном этапе (Таблица 2.7). Таблица 2.7 - Уровень развития творческого воображения на контрольном этапе
После проведения количественной обработки данных, был произведен качественный анализ диагностических заданий на контрольном этапе (приложение 5). В результате проведенного эксперимента видно, что у детей старшего дошкольного возраста в результате организованных мероприятий показатели уровня творческого воображения гораздо выше, чем были в начале эксперимента (рис. 2.2). Так, в конце эксперимента полностью отсутствуют дети с низким уровнем развития творческого воображения. В то время как в начале 30% детей имели низкий уровень развития творческого воображения. Показатели среднего уровня развития творческого воображения в конце эксперимента так же выше, чем в начале. Так в конце эксперимента таких детей – 60%, в то время как в начале – всего 55%. Это говорит о том, что дети, занимавшиеся по экспериментальной методике, стали более творчески развитыми. И, безусловно, в конце эксперимента больший процент детей с высоким уровнем развития творческого воображения – 45%, в то время как в начале таких детей всего лишь 10%. Рис. 2.2 - Показатель изменения уровня развития творческого воображения за время эксперимента Полученные результаты говорят о том, что разработанный комплекс образовательной деятельности средствами музейной педагогики, направленный на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, оказался эффективным. Проведенное повторное анкетирование педагогов с целью уровня их компетентности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста и степени заинтересованности педагогами музейной педагогикой на контрольном этапе показало следующие результаты, представленные на рисунке 2.3. Рис. 2.3 - Результаты анкетирования педагогов Таганрогского центра помощи детям №7 на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы Повторное анкетирование педагогов позволило сделать вывод, что уровень их компетентности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста и степени заинтересованности музейной педагогикой значительно повысился. На основе результатов анализа детских работ на итоговом этапе, были сделаны выводы: результаты детей после проведения цикла занятий по развитию творческих воображения средствами музейной педагогики повысились; необходимо в работе с детьми использовать похвалу, поддержку, помощь, для создания эмоционально – комфортной обстановки; результаты опытно-поисковой работы убедили нас в том, что развитие творческих воображения у детей происходит эффективнее средствами музейной педагогики. |