Ответы по источниковедению. Теоретические проблемы источниковедения
Скачать 374 Kb.
|
Формирование научных знаний об источниках обусловлено общим процессом эволюции исторической науки и совпадает с основными этапами ее истории. Развитие и обобщение научных представлений об источниках и методах их анализа происходило первоначально в ходе исследовательской практики установления подлинности источника, определения степени достоверности обобщаемых им фактов. Только к концу 19 – началу 20в.в. относится появление в зарубежной и русской историографии специальных работ, содержащих теоретическое осмысление накопленного опыта изучения источников. Исторический источник – все памятники прошлого, созданные в процессе деятельности человека, вовлеченные в исторические исследования и свидетельствующие об истории общества. Источниковедение – специальная историческая наука, разрабатывающая теорию и методику выявления и анализа исторических источников. Предметом источниковедения являются закономерности возникновения исторических источников и объективного отражения в них исторического процесса. Задачами источниковедения является разработка на основе его теоретико-методологических принципов изучения степени адекватности источников в отношении исторической действительности, а также выработка методов выявления, отбора и последующей обработки содержащейся в нем информации. Существуют различные подходы к классификации источников:
К основным методологическим принципам исторического познания относятся:
Можно выделить следующие основные стадии работы с источником:
Древнейшие письменные источники представляют собой, с одной стороны, эпиграфические памятники, а с другой – труды греческих, римских, западноевропейских, восточных авторов. Наиболее ранние эпиграфические источники, имеющие отношение к восточным славянам – ассирийские клинописные записи, восходящие к 13в. до н.э. В них описываются походы ассирийцев против соседних стран, упоминаются народы, населявшие территорию будущего государства Урарту. Одним из древнейших исторических трудов со сведениями по истории Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии является «История» Геродота, которая не была им завершена. Этот труд впоследствии был разделен александрийскими учеными на 9 книг по числу муз, покровительниц искусств и наук, именами которых и были названы книги. Первые четыре книги «Истории» дают исторический и географический обзор стран, входивших в Персидское государство или соседствовавших с ним. Вопрос о достоверности исторических известий, приводимых Геродотом, является одним из сложных. Помимо личных наблюдений, полученных во время путешествий, Геродот использовал письменные источники по географии и этнографии, а также устные рассказы. Римский писатель, географ, историк Плиний Старший в труде «Естественная история» приводит некоторые сведения об экономической, политической жизни, быте народов Восточной Европы и Кавказа. Под именем венедов к востоку от Вислы и к северу от Дуная он упоминает племена восточных славян. Некритическое использование известных Плинию источников привело к тому, что его сочинение изобилует многими неточностями. В «Географии» Птолемея Клавдия много материалов по территории так называемой Сарматии, которую он делит на две части: «европейскую» между Вислой и Доном и «азиатскую» между Доном и Волгой. В перечне племен, населявших Сарматию, много заимствований из «Истории» Геродота. Сведения о Восточной Европе и Кавказе имеются в «Анналах» Корнелия Тацита. Рассматривая римскую историю от смерти Августа до смерти Нерона, Тацит рассказывает о борьбе Рима с Парфией за обладание Арменией в 63-66г., о вторжении роксоланов в римскую провинцию Мезию, а также о сарматах и венедах.
Расширение круга письменных исторических источников по истории восточных славян отмечается примерно с 6в. Византийская империя с 6в. входит в тесные контакты со славянами, активно заселяющими Балканский полуостров. В связи с этим в трудах византийских писателей появляются наиболее точные сведения о славянах, а также о народах Причерноморья, Кавказа, отчасти Средней Азии. На рубеже 6-7в.в. возникло важное для изучения ранней истории славян анонимное сочинение – «Стратегикон». Т.к. «Стратегикон» посвящен прежде всего военным вопросам, то в нем большое внимание уделено методам борьбы с наступающими на Византию народами, среди которых выделяются славяне. «Стратегикон» сообщает, что в ту пору многочисленные славянские племена были еще разрознены и враждовали между собой. К 9-10в.в. относится ряд произведений византийских авторов, в которых имеются известия о Киевской Руси. Большинство их касается внешнеполитических событий, в частности походов руссов на Византию. Наиболее ранние известия такого характера приводятся в беседах и посланиях константинопольского патриарха Фотия и в житиях византийских святых. О начальной истории Киевской Руси свидетельствует произведение неизвестного автора 9в. «Житие Георгия Амастридского», повествующее о нападении руссов на южное Черноморское побережье и о крещении вождя руссов. Византийскому императору Константину Богрянородному приписывается несколько сочинений, среди которых труд «Об управлении империей». В нем приводится огромный материал как о Византии, так и соседних с ней странах. Первостепенное значение для историков имеют сведения о Киевском государстве, печенегах, болгарах, хазарах. В другом его сочинении – «О церемониях византийского двора» отмечены поездка киевской княгини Ольги в Константинополь в 957г. для укрепления торговых и политических отношений и ее прием при византийском дворе. Из западноевропейских источников по истории Восточной Европы раннего периода важнейшим является сочинение готского историка 6в. Иордана «О происхождении и деяниях гетов». В основе этого труда лежит «Хроника», составленная в 5-6в.в. придворным историком готских королей Кассиодором. В сочинениях Иордана имеются историко-географические описания, которые делятся на три части: краткие и недостаточно достоверные сведения о древней эпохе, более подробные географические описания 4-5в.в. и современные автору сведения (6в.). О славянах (склавинах) сообщается, что они занимали земли от Дуная до Карпат и Бескидов, за которыми начинались земли венедов, тянувшихся на восток до Днестра, далее жили анты, т.е. практически Иордан выделяет три основные славянские группы. О времени Владимира Святославовича сохранились известия в письме архиепископа Бруно германскому императору Генриху 2 в 1008г. Бруно совершил поездку через Киев в печенежские степи, причем до границы, лежавшей в двух днях пути от Киева и представлявшей собой укрепления из валов и засек, его сопровождал сам Владимир. Значительную группу источников по истории восточных славян древнего периода представляют сочинения восточных авторов. Среди этих источников выделяются своей значимостью географические сочинения, которые явились результатом большого внимания к вопросам географии и истории среди арабских ученых. Важное значение источника по истории народов Поволжья и славян имеет сочинение Ибн-Фадлана, который в 920-921г.г. как посол халифа Мухтадира из Багдада через Среднюю Азию и башкирские земли совершил путешествие в Волжско-Камскую Болгарию. Ему принадлежит одно из самых интересных описаний руссов, с которыми он встретился на Волге, их внешнего вида, одежды, оружия, украшений женщин, верований, торговых обычаев и т.д. К историко-географическим сочинениям относится написанный в 10в. труд арабского географа Ибн-Русте «Книга драгоценных ожерелий», в котором есть описания Черного и Каспийского морей. Ибн-Русте рассказывает о хазарах, буртасах, славянах, о Волжско-Камской Болгарии.
Летописи – корпус важнейших источников по истории Древней Руси, объединяемых спецификой изложения материала в виде погодных записей событий. Летописью обычно называют реально сохранившийся летописный памятник, представленный одним или несколькими списками. Реально сохранившиеся летописи являются летописными сводами, соединившими в себе целый ряд предшествующих летописей. Летописи и летописные своды – памятники большого временного и пространственного охвата и соответственно внушительного объема. От них отличают летописцы – произведения более локального характера, посвященные истории отдельного княжества, города, монастыря, княжеского рода. Летописный текст, послуживший источником дошедшего до нас списка или группы списков, называют протографом. Оценить значение летописей как исторического источника, понять, какого рода историческую информацию они содержат, можно, лишь проследив, с одной стороны, историю летописания в целом, с другой – историю конкретных летописных текстов. Был разработан метод комплексного сравнительно-исторического, текстологического исследования летописей с постепенным восхождением от известных летописных памятников к неизвестным, от реальных к реконструируемым, от позднейших слоев к более древним. Этот метод предполагает сравнительное изучение, сличение всех сохранившихся сходных летописных текстов с целью выявления их протографов, определения состава последних, времени и обстоятельств возникновения, идейной направленности, последовательного восстановления всех звеньев той или иной летописной традиции. Он рассматривает летописание как составную часть культурно-исторического процесса. Стремится объяснить создание летописи требованиями исторической действительности, запросами и интересами феодальных групп. Большое значение для определения времени составления отдельных записей и, следовательно, для определения времени ведения летописи имеют так называемые полные или точные даты (год, месяц, число, а то и день недели и даже время суток) описываемых событий. Существенное значение для датировки летописных известий имеют также характер упоминания в тексте исторических лиц, сведения об их возрасте, потомках и т.д. Важно выяснить происхождение летописной информации. Это возможно через выявление политических тенденций и специфических интересов летописца, характера фактического материала. Выявляя источники, которыми пользовался летописец, нужно обращать внимание на дублировку известий, появлявшуюся в процессе механического соединения разных текстов. Определение места и времени создания летописного свода, датировки и происхождения отдельных известий, выявление источников летописей, ее политической направленности, симпатий и антипатий летописца, интерпретация им фактов – все это очень важные проблемы, без решения которых невозможно оценить и использовать летопись как исторический источник. Центральным памятником древнего русского летописания является Повесть временных лет. Она легла в основу подавляющего большинства русских летописей. Существует 3 редакции ПВЛ:
Лаврентьевская редакция представлена:
Ипатьевская редакция представлена:
Предшественниками ПВЛ были:
Начало русского летописания следует относить к 1007г., когда в связи с перенесением в Десятинную церковь мощей княгини Ольги – основательницы русского христианства – было создано сказание о русских князьях, составившие историческую основу летописания. Источники ПВЛ многочисленны и разнообразны. По происхождению их можно разделить на отечественные и иностранные (византийские, инославянские и т.д.), по способу передачи информации- на письменные и устные.
Общей чертой областного летописания 12-15в.в. является сужение политического горизонта летописцев, их сосредоточенность на нуждах и интересах «своего» княжества, а не всей Русской земли. Новгородское летописание 12-15в.в. в основном дошло до нас в текстах Новгородской первой летописи старшего извода (доведен до 1352г.) и младшего извода (последнее известие – в 1442г.). Анализ их текстов показывает, что в 12в. В новгородском летописании в целом прослеживаются два центра – архиепископская кафедра и церковь св. Иакова. Начало архиепископского летописания нужно связывать с 1136г., когда в Новгороде произошел политический переворот, завершивший длительный процесс становления боярской республики с архиепископом во главе. В это время местная княжеская летопись была коренным образом переработана по указанию архиепископа Нифонта. В основу ее был положен киевский Начальный свод 1090г. В начале 13в. Был составлен новый архиепископский свод, доводивший изложение до 1204г. И завершавшийся рассказом о взятии Константинополя крестоносцами. Летописцы церкви св. Иакова, ведя собственные записи, неоднократно обращались к архиепископскому летописанию и использовали его. Прочно встав на ноги в 12в., новгородское летописание продолжало развиваться. Ряд летописных сводов был создан в Новгороде в начале 15в. Активизацию летописной работы связывают с именем архиепископа Евфимия 2 Брадатого (1429-1459), яростного борца за независимость боярской республики; его инициативе приписывают составление в 30-40-х годах двух новгородско-софийских сводов, тексты которых, доходившие до 1418г., сохранились в Новгородской 4, Софийской 1 летописях и в некоторых других. Из поздних новгородских летописей особенно интересна относящаяся к концу 17в. Новгородская 3 летопись, богатая сведениями по архитектуре и искусству. Подобно летописанию других феодальных центров 12-15в.в. местное летописание замкнуто в основном внутри новгородской «околицы». Много внимания уделяли летописцы военной теме, отражению немецко-шведской, а затем литовско-польской экспансии. В 15в. Четко видны тенденции к возвеличиванию Новгорода. Новгородские летописи лишаются локального характера и стремятся превратиться в общерусские своды. В позднем новгородском летописании отразилась борьба сторонников и противников Москвы. Во многом близко к новгородскому по своим основным характеристикам псковское летописание. Оно дошло до нас в составе 3 групп списков: первые две доведены до конца 15в., а третья – до 650-х годов 16в. Они получили в литературе название Псковских 1, 2 и 3 летописей. Все три летописи восходят к единому источнику, отражающему официальное псковское летописание. |