Главная страница
Навигация по странице:

  • Московское летописание 14-15в.в.

  • Общероссийское летописание 16-17в.в.

  • «Летописец начала царства»

  • «Написание, како придоша в Сибирь…». На основе «Написания» Киприан составил первую официальную Сибирскую летопись

  • Общая характеристика законодательных актов 12-17в.в. Анализ «Русской Правды».

  • Судные и уставные грамоты, судебники и Соборное уложение. Псковская судная грамота

  • Новгородская судная грамота

  • Соборное Уложение 1649г.

  • Литературные, публицистические и житийные произведения 12-15в.в.

  • Ответы по источниковедению. Теоретические проблемы источниковедения


    Скачать 374 Kb.
    НазваниеТеоретические проблемы источниковедения
    АнкорОтветы по источниковедению.doc
    Дата15.05.2017
    Размер374 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы по источниковедению.doc
    ТипДокументы
    #7656
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Летописание Владимиро-Суздальской Руси сохранилось в составе Лаврентьевской, Радзивиловской, Троицкой летописей, Летописца Переяславля Сусдальского, а также частично в Ипатьевской и ряде более поздних летописных источников.

    Первый Владимирский летописный свод датируется 1177-1178г.г. Победу Владимирцев над враждебным ростово-суздальским боярством, дружиной и союзными им полками Ростиславовичей прославляет составитель первого Владимирского свода, создававшегося в правление Михаила Юрьевича, но законченного уже при Всеволоде Большое Гнездо. Среди источников первого Владимирского летописного свода помимо южнорусского летописания были «старый летописец ростовский», княжеский летописец Андрея Боголюбского, «Сказание о чудесах пресвятыя богородица Володимерьской иконы», проложная статья 1164г. Об установлении праздника Спасу 1 августа.

    Основной тенденцией последующих сводов 1189 и 1212г.г. становится демонстрация политической консолидации на северо-востоке Руси и возросшего авторитета Владимирского княжества, поддержка завоевательных походов Всеволода Большое Гнездо.

    В начале второго десятилетия 13в. Заметно оживает политическая и общественная жизнь других центров северо-востока Руси. Помимо Владимира летопись снова начинают вести в Ростове и Суздале, что отражало соперничество сыновей Всеволода Большое Гнездо в борьбе за старейшинство.

    С точки зрения содержания и идейной направленности во владимирском великокняжеском летописании в большей степени, чем в летописании какого-либо другого русского центра этого времени, проявились общерусские тенденции. Владимирские летописные своды легли в основу летописания будущих «собирателей Руси» - тверских и московских князей.

    1. Московское летописание 14-15в.в.


    В нач. 14в. На политической арене появляется Москва. В 1328г. Московские князья отобрали у тверских великое княжение Владимирское. Именно в это время и зарождается московское летописание, ориентированное на княжеский двор и митрополичью кафедру.

    Первым известным памятником московского летописания был «Летописец Великий Русский». Об этом летописном своде мы узнаем из Троицкой летописи. Летописец мог возникнуть между 1389 и 1392г.г. (не сохранился до нашего времени).

    Летописание 15в. В значительной степени реконструируется на основе не дошедшей до нас Троицкой летописи и других, более поздних летописных сводов. Реальным является лишь летописный свод, дошедший до нас в списке пер. пол. 16в. И условно названный Московским летописным сводом конца 15в.

    В 15в. Продолжается ведение летописного дела при великокняжеском дворе, начатое составление «Летописца Великого Русского». Методом текстологического анализа устанавливается существование свода 1472г. Этот свод продолжил изложение предшествовавшей великокняжеской летописи, доведя его до знаменательного события – победы московских войск на Шелони, после которой с самостоятельностью Новгорода было покончено.

    Летописание 15в. Многолико. Это не только обширные общерусские своды, составлявшиеся при дворе великих князей, митрополичье и епископской кафедрах, но и краткие монастырские летописчики, не только произведения, отражающие официальную точку зрения, но и оппозиционные ей «независимые». Вт. пол. 15в. – время расцвета летописного дела.

    1. Общероссийское летописание 16-17в.в.


    С кон. 15в. летописание все более жестко контролируется государственной властью. Летописи 16в. становятся проводниками государственных политических концепций, послушными выразителями официальной идеологии. В летопись начинают проникать вымысел, политическая легенда, использованные летописцами для пропаганды идей, возвеличивающих Московскую Русь и ее правителей. Характерной чертой летописания этого периода является тяготение к созданию монументальных по объему сводов, насыщенных материалами нелетописного характера (делопроизводственная документация, литературные произведения).

    Московский летописный свод конца 15в. послужил основой для развития последующего официального московского летописания. Одним из его важнейших этапов было создание в начале 40-х годов Воскресенской летописи, доведенной до 1541г. В описаниях битв, посольских приемов и других событий видно стремление прославить великокняжескую власть. Той же цели служили и включенные в Воскресенскую летопись статья по истории Византии, в которых проводилась идея о преемственности власти московских князей от византийских императоров.

    Важнейшие идеи, заложенные в Воскресенской летописи, были продолжены и развиты в царствование Ивана 4. Ряд грандиозных сводов, составленных при нем, открывает «Летописец начала царства», охватывающий 1534-1556г.г. Он начинался вступлением на престол Ивана 4 и завершался развернутым описанием триумфа победы над Казанью.

    Самым обширным общерусским сводом 16в. является Никоновская летопись. Первоначальная редакция Никоновской летописи, доводившая изложение до 1520г., была составлена в конце 20-х годов 16в. Затем работа над летописью продолжалась в 1550-1560г.г. При составлении Никоновской летописи было привлечено множество разнообразных источников. В основу свода были положены Новгородская 5 летопись, а также значительное число местных летописей, сказаний и повестей, большинство из которых в самостоятельном виде не дошли до нас.

    Никоновская летопись имеет два основных списка: Оболенского и Патриарший. Можно считать, что список Оболенского в части до 1510г. является не только древнейшим списком, но и оригиналом Никоновской летописи, с которого скопирован Патриарший список. Остальные части списка Оболенского, сделанные в более позднее время, не повлияли на патриарший список, имевший свой собственный протограф.

    События времени царствования Ивана Грозного нашли отражение не только в официальном летописании, но и в одном из летописцев частного происхождения, известном под названием Пискаревского (по фамилии его владельца в 19в.). Пискаревский летописец завершается описанием событий 1615г. В основе летописца лежат своеобразные воспоминания двух москвичей, ярко и непосредственно передающих события тех лет.

    В 17в. официальное общегосударственное летописание прекращается. Правда продолжают создаваться исторические сочинения, сохраняющие название летописи или летописца и некоторые внешние формы летописного повествования, но, по существу, эти произведения далеки от летописей. Характерным примером таких летописей может служить «Новый летописец», посвященный событиям Смутного времени.

    Летописная форма исторического повествования сохраняется в России 17в. в виде областного, местного летописания. Особенно интенсивно она развивается в Сибири. Возможно, что уже в конце 16в. одним из полковых казацких писарей было составлено «Написание, како придоша в Сибирь…».

    На основе «Написания» Киприан составил первую официальную Сибирскую летопись. Этот свод Киприана выявляется как общий источник Есипоской, Кунгурской и Строгановской летописей. Сама же Киприановская летопись прославляла заслуги и героизм Ермака.

    1. Общая характеристика законодательных актов 12-17в.в. Анализ «Русской Правды».


    Отражая историю феодального общества, законодательные акты 11-17в.в. дают материал для изучения социально-экономических, политических и правовых отношений этого периода. Законодательные акты представляют собой правовые документы, исходящие из верховной государственной власти, и имеют высшую юридическую силу в пределах определенной территории, государства. Все акты принято делить на две основные группы: публичноправовые (правительственного происхождения), и частноправовые (заключенные между частными лицами).

    Развитие законодательных актов в 11-17в.в. можно рассматривать по трем периодам:

    1. Охватывает время существования Древнерусского государства, когда нормы обычного права постепенно заменяются нормами государственного права, часто возникавшими на основе судебного решения, принятого по конкретному делу, и впоследствии сводившимися в общие законодательные установления.

    2. Связан с феодальной раздробленностью. Ему присущи законодательные акты с более ограниченными функциями.

    3. Характерен кодификацией норм русского права в условиях складывающегося и развивающегося Российского государства.

    Старейшим законодательным актов Древней Руси является Русская Правда. До нашего времени дошло более 100 списков 13-18в.в. По своему содержанию они делятся на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную.

    Краткая Русская Правда сохранилась в двух основных списках 15в. – Академическом и Археографическом – в Новгородской 1 летописи младшего извода. По своему составу Краткая Правда делится на 4 части: Правда Ярослава, Правда (Устав) Ярославичей, Покон вирный, Урок мостникам.

    К Правде Ярослава относятся первые 17 статей. В ней предполагается существование двух слоев: древнего и более позднего. Вторая часть Краткой Правды получила название Правды Ярославичей, которая возникла в непосредственной связи с восстаниями в Киевском государстве 1068-1071г.г. Особое место в Краткой Правде занимают Покон врный (устав для вирников – сборщиков пошлин в пользу князя) и Урок мостникам (правила для мостовщиков, строителей и ремонтников деревянных мостовых). Местом возникновения Краткой Правды указывают Киев и Новгород.

    Пространная Правда дошла до нашего времени более чем в 100 списках. Она больше Краткой по объему и составу. Во всех древнейших списках Пространная Правда разделена заглавиями на две части – «Суд Ярославль Володимиричь. Правда Русская» и «Устав Володимерь Всеволодича».

    Источниками Пространной Правды были: Краткая правда; Устав Владимира Мономаха; ряд статей возникли первоначально как самостоятельные акты, включенные затем в общий текст.

    Русская Правда отражает изменения правовых норм и освещает ряд вопросов социальной, экономической, политической жизни 11-15в.в. Источниковедческое изучение редакции и списков Русской Правды позволяет проследить процесс оформления этого законодательного памятника как свода постановлений и судебных обычаев, которым пользовались в различных русских землях.


    1. Судные и уставные грамоты, судебники и Соборное уложение.


    Псковская судная грамота сохранилась в двух списках. Один из них – Синодальный начала 40-х годов 16в. – имеет только 12 последних статей. Наиболее полный известный текст памятника (Воронцовский список) открыт в сборнике летописных статей 16в. В тексте Псковской судной грамоты речь идет о своде отдельных законов, выписанных из каких-то грамот великого князя Александра и князя Константина и из приписанных к ним псковских обычаев, которые были утверждены духовенством и псковски вечем.

    Псковская судная грамота охватывает значительный круг вопросов, больше внимания уделяет разработке норм гражданско-правовых отношений. Много места отведено судебным тяжбам по земельным делам, статьям о торговле, праве собственности, положению феодально зависимого населения, по наследственному праву и т.д.

    Новгородская судная грамота дошла до нас в единственном списке в сборнике 70-х годов 15в. Первоначальная редакция Новгородской судной грамоты была составлена в 1385г. Затем грамота прошла через несколько переработок, пока в 1471г. не получила вида той редакции, которая сейчас имеется и представляет свод судебных установлений.

    В Судной грамоте сохранились в основном статьи по судоустройству и судопроизводству. Грамота фиксирует непосредственное вмешательство московского великого князя в новгородские дела, что отразилось в ограничении боярского самоуправления.

    Образование Российского государства вызвало потребность в выработке правовых норм, обязательных для всей страны. Судебник 1497г. был первым кодексом Российского государства. Текст судебника сохранился в единственном списке, обнаруженном в 1819г. и тогда же опубликованном. Сохранившийся список по палеографическим признакам можно отнести к концу 15 – началу 16в. Текст Судебника в списке имеет внутреннее деление.

    Определенного источниковедческого анализа требует вопрос об авторстве. В самом Судебнике об авторе ничего не говорится. В судебнике имеется прямое указание на время его составления – 1497г. Вопрос об источниках, которые использовали составители Судебника 1497г., еще не решен полностью. Из 68 статей 25 статей восходят к Русской Правде, Псковской судебной грамоте, к уставным грамотам. Большинство же статей возникло, возможно, из норм судебной практики, обычного права того времени или были составлены заново.

    Содержание Судебника охватывает все наиболее важные вопросы защиты феодального правопорядка в условиях создания единого Российского государства. Одна из главных тенденций Судебника – установление центрального (боярского) и местного (наместничьего) суда и определение круга вопросов, подлежащих их рассмотрению. Другим важным вопросом, рассмотренным в Судебнике, была защита основ феодальных отношений – права земельной собственности. Ряд статей ограничивал интересы крестьянской общины в пользу феодалов, санкционировал правовую защиту захваченных феодалами земель, вводил тяжелые наказания за нарушение прав земельной собственности.

    Судебник 1550г. в отличие от великокняжеского Судебника 1497г. в исторической литературе иногда называют Царским. Подлинник Судебника не сохранился. Всего сохранилось 40 списков Судебника, из них 13 относятся к 16в. Особенностью многих списков является оглавление, предшествующее основному тексту. Обычно указываются 99 или 100 статей.

    Тенденции дальнейшей централизации управления и судопроизводства в стране, намеченные Судебником 1497г., получили свое развитие в статьях нового Судебника. При сохранении системы кормлений вводилось ограничение власти наместников. Для ограничения прав наместников большое значение имела передача дел «о ведомых разбойниках» в ведение губных старост. Тем самым губная реформа, проведенная ранее в ряде северных уездов, получила общегосударственное распространение. Немаловажным фактором было введение приказной системы. Стремление оградить интересы дворянства зафиксировано в запрещении перехода служилых людей в кабальное холопство, что мотивировалось необходимостью сохранения их для государевой службы.

    Развитие законодательства после Судебника 1550г. нашло свое отражение в многочисленных указах, грамотах, постановлениях, уложениях, фиксировавшихся в специальных указных книгах, которые велись при центральных учреждениях.

    Крупнейшим законодательным памятником 17в. явилось Соборное Уложение 1649г. Земский собор 16 июля 1648г. рассмотрел челобитье служилых и торговых людей о составлении нового судебника – Уложенной книги. Для выработки Уложения была создана специальная комиссия (приказ). 1 сентября 1648г. новый Земский Собор начал слушать проект Уложения. Как полагают, Уложение было утверждено Земским Собором 29 января 1649г.

    Оригинал Соборного Уложения представляет столбец длиной в 309м из 959 отдельных ставов. По лицевой стороне столбца написан несколькими писцами текст Судебного Уложения. На обороте – 315 подписей участников Собора. Специальные пометы на столбце указывают источники той или иной статьи. В то же время в судебной практике этим столбцом не пользовались. С подлинного столбца была сделана рукописная книга-копия с которой были отпечатаны экземпляры Соборного Уложения (1200 книг).

    В отличие от предшествовавших законодательных актов Соборное Уложение отличается не только большим объемом (25 глав, разделенных на 967 статей), но и большей целенаправленностью и сложной структурой. Главы построены не по отраслям права, а по рассматриваемому объекту правонарушения, со своеобразным тематическим их выделением специальными заголовками («О богохульниках и церковных мятежниках», «О проезжих грамотах в иные государства», «О суде», «О стрельцах» и т.д.).

    Соборное Уложение 1649г. было завершающим этапом в процессе становления законодательства единого Российского государства. Этим определяется значение его как исторического источника в изучении сложных проблем социально-экономической и политической истории России 17в.

    1. Литературные, публицистические и житийные произведения 12-15в.в.


    Наиболее ярким произведением русской эпической поэзии является «Слово о полку Игореве», посвященное описанию неудачного похода 1185г. на половцев чернигово-северских князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославовичем. «Слово» могло быть создано между 1185-1187г. Характеристики русских князей 11-12в.в., данные автором «Слова», профессиональное описание дружинной стихии (боя, соколиной охоты), четкое понимание политической обстановки на Руси 12в. – все это говорит о том, что «Слово» было создано поэтом 12в., человеком близким воинскому окружению русского князя. «Слово о полку Игореве» - памятник идеологии своего времени. Значение его как источника состоит в достоверном отражении взаимоотношений сил русских князей 12в. Будучи создано в период феодальной раздробленности Руси, «Слово» страстно призывало к ее государственному единству и сплочению князей в борьбе с внешними врагами.

    По своей идейной направленности и высокому эмоциональному настрою «Слово о полку Игореве» перекликается с другим произведением древнерусской литературы – «Словом о погибели Русской земли». «Слово по погибели» известно по двум рукописям 15-16в.в. Величественная панорама могучей Руси омрачается началом рассказа о бывших и настоящих усобицах князей, о набегах иноземцев. Автор «Слова о погибели» как бы предчувствует, что эти раздоры навлекут на его родную землю новые напасти, новую «погибель» от нашествия врагов. Обращаясь к примерам прошлого, он зовет Русь к единству действий.

    Публицистика. Большое историческое значение имеют произведения 11-13в.в., известные под названием «Послание», «Слово», «Поучение». Среди этих памятников есть сочинения светские и церковные. Сохранившееся в ряде списков «Слово Даниила Заточника» представляет послание с просьбой о милости. Оно составлено неким Даниилом и обращено к новгородскому князю Ярославу Владимировичу. Свое «Слово», включавшее множество социальных и бытовых описаний, Даниил составил в форме притч и изречений, что делало его произведение очень популярным на Руси.

    К другой разновидности гражданской литературы относится «Поучение Владимира Мономаха». Оно известно в одном списке, помещенном как вставка в Лаврентьевскую летопись под 1096г. Однако «Поучение» написано значительно позднее (около 1117г.). Под общим названием «Поучение» объединены три различных сочинения: поучение к детям, воспоминания и послание к своему противнику Олегу Черниговскому. Большое место в этом произведении занимают описание военных походов и княжеских охот, наставления по ведению хозяйства. События жизни автора «Поучения» являются и фактами политической истории Руси конца 11 – начала 12в., его взгляды отражают мировоззрение дальновидного государственного правителя. Этим определяется место и значение «Поучения Владимира Мономаха» как исторического источника.

    Значительный историко-философский материал содержится в церковных «Словах», «Поучениях», «Хождениях». Наиболее ранним произведением такого характера является «Слово о законе и благодати и похвала кагану нашему Владимиру», составленное митрополитом Илларионом между 1037-1050г.г. В «Слове», отражающем борьбу религиозных и политических идей в Киеве 11в., превозносятся государственная мощь Руси и христианство (благодать) в противоположность иудаизму (закону), который был религией враждебного Руси Хазарского каганата.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта