Главная страница
Навигация по странице:

  • Надклассового

  • Современные трактовки сущности права.

  • Сущность естественного права

  • Соотношение права и государства.

  • Этатистский (государственный) подход

  • Естественно-правовой подход

  • Взаимосвязь государства и позитивного права.

  • Функции права: понятие и классификация.

  • Классификация функций позитивного права.

  • Основные

  • Внутренние

  • Экономические

  • Общесоциальные

  • Регулятивная

  • Социальная ценность права. Свойства позитивного права, обуславливающие его социальную ценность.

  • Теория государства и права как наука понятие и основные черты. Теория государства и права как учебная


    Скачать 1.13 Mb.
    НазваниеТеория государства и права как наука понятие и основные черты. Теория государства и права как учебная
    Дата24.02.2018
    Размер1.13 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаTGP.doc
    ТипДокументы
    #37132
    страница15 из 23
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   23

    Основные подходы к пониманию сущности права. Вопрос о сущности права тесно связан с вопросом о его понятии и происхождении, но вместе с тем имеет самостоятельное значение. Если понятие права отражает основные, наиболее существенные признаки права, а происхождение – причины его возникновения, то сущность говорит о том, что есть право само по себе и в чем его смысл. Сущность – это как бы скрытая, невидимая сторона права, его суть, без которой нет права как такового.

    Уяснение вопроса о сущности права, как и уяснение вопроса о его понятии, тоже представляет определенную сложность, поскольку в литературе отсутствует его единообразное решение. Кроме того, в ряде современных учебников по теории государства и права этот вопрос или вообще не рассматривается, или подменяется вопросом о понятии права. В этой связи хотелось бы обратить внимание на узловые моменты, связанные с уяснением данного вопроса, и предложить некоторые варианты его решения.

    Прежде всего, нужно отметить, что вопрос о сущности права, так же как и вопрос о сущности государства, рассматривается в юридической науке либо с классовых, либо с надклассовых, общесоциальных позиций.

    Классовый подход к пониманию сущности права характерен для марксистско-ленинской теории права. Определяя право как возведенную в закон волю экономически господствующих классов, она прямо подчеркивает классовый характер права, и сущность права видит именно в этой воле. С точки зрения марксистко-ленинской теории право по своей сути и есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов.

    Надклассового,общесоциального подхода к пониманию сущности права придерживаются различные немарксистские теории, к которым относятся и теория естественного права, и юридический позитивизм, и нормативизм, и социологическая юриспруденция, и многие другие. Они по-разному определяют сущность права – как политическую справедливость, как божественную волю, как общую волю, как меру свободы, как защищенный интерес и т. д., – но ни одна из них не рассматривает право с классовых позиций и не сводит его к возведенной в закон воле того или иного класса.

    Современные трактовки сущности права. Преимущественно с общесоциальных позиций характеризует сущность права и современная отечественная теория государства и права, хотя единое понимание сущности права здесь тоже отсутствует. В частности, одни исследователи сущность права видят в том, что право – это обеспеченный государственным принуждением мощный социально-нормативный регулятор, определитель возможного и обязательного поведения. По мнению других, право по своей сущности – это охраняемая государственным принуждением нормативная форма упорядочения и стабилизации общественных отношений. С точки зрения третьих сущностью права является обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества общая воля, которая выражена в законе и вследствие этого выступает в качестве общего масштаба, меры поведения и деятельности людей. Наконец, четвертые сущность права видят в том, что право – это мера свободы (а также справедливости), гарантированная государством. Встречаются и другие высказывания относительно сущности права.

    Опять же не вдаваясь в анализ тех или иных взглядов на сущность права, обратим внимание на то, что не бывает сущности права вообще, а есть сущность права в общесоциальном смысле (сущность естественного права) и сущность права в юридическом смысле (сущность позитивного права), есть сущность объективного права и сущность субъективного права. Это разные сущности, поскольку естественное и позитивное право, объективное и субъективное право – явления не совпадающие.

    Сущность естественного права, как представляется, непосредственно выражена в его понятии. Это социально оправданная, обусловленная общественными потребностями, признанная сообществом людей свобода, возможность определенного поведения. Иными словами, право в общесоциальном смысле с точки зрения его сущности есть свобода поведения. Но это свобода не любого поведения, а поведения, которое оправданно с точки зрения социальных условий жизни людей, признается и одобряется обществом.

    Близкой к сущности естественного права, но все же не тождественной ей, можно считать сущность субъективного права. Субъективное право – это основанная на нормах объективного права, дозволенная ими возможность, свобода определенного поведения конкретных участников общественных отношений. Поэтому сущность субъективного права тоже составляет свобода, но в отличие от естественного права это не столько социально оправданная свобода, сколько признанная или установленная государством свобода. Государство, регулируя общественные отношения, определяет в своих нормах меру, границы свободы участников этих отношений. Даже тогда, когда государство признает естественные права человека и закрепляет их в своих нормах, оно превращает эти права в субъективные, и социально оправданная свобода, составляющая сущность этих естественных прав, превращается в признанную государством свободу.

    Следовательно, сущность субъективного права будет составлять установленная или признанная государством в нормах объективного права свобода (мера свободы) поведения участников соответствующих общественных отношений.

    Что же касается сущности объективного права, то едва ли правильно видеть ее в свободе или мере свободы. Регулируя общественные отношения при помощи норм объективного права, государство, разумеется, определяет в этих нормах свободу поведения участников общественных отношений, устанавливая меру, границы этой свободы. Но это совсем не означает, что данная свобода составляет сущность объективного права. Дело в том, что государство, определяя в нормах объективного права свободу поведения участников общественных отношений, не всегда ее гарантирует, что характерно для государств с псевдодемократическими режимами. Более того, в государствах с собственно антидемократическими режимами в исходящих от государства нормах зачастую закрепляется произвол, который не совместим с правом. Такое объективное право может только условно считаться правом, фактически им не являясь. Однако независимо от того, содержит объективное право подлинное право (свободу) или не содержит его, гарантирует его или не гарантирует, оно во всех случаях выступает в качестве государственного регулятора общественных отношений, создающего в обществе определенный порядок. Этот порядок может создаваться как в интересах всего общества, так и в интересах какой-либо его части. Поэтому сущность объективного права состоит, как представляется, в том, что оно есть государственный регулятор общественных отношений, при помощи которого государство создает и поддерживает в обществе определенный порядок.


    1. Соотношение права и государства.

    Основные подходы к соотношению права и государства. Соотношение права и государства выражается главным образом в их единстве и взаимодействии. Хотя это совершенно разные социальные явления, они, тем не менее, тесно связаны между собой, находятся в неразрывном единстве и определенным образом взаимодействуют друг с другом.

    В научной литературе в вопросе о соотношении права и государства сложилось два основных подхода: этатистский и естественно-правовой. Их именуют также концепциями – соответственно этатистски-тоталитарной и либеральной.

    Этатистский (государственный) подход исходит из приоритета (примата) государства над правом. С точки зрения этого подхода право есть продукт, результат деятельности государства. Оно всецело зависит от государства, поскольку им устанавливается или санкционируется.

    Естественно-правовой подход в отличие от этатистского, наоборот, исходит из приоритета (примата) права над государством. Согласно этому подходу право возникает раньше, чем государство, и государственной властью не устанавливается. Более того, государство в своей деятельности должно быть связано правом и подчиняться ему.

    Несложно заметить, что каждый из этих подходов базируется на определенном понимании права. Поэтому вопрос о соотношении права и государства связан с вопросом о понятии права и решается в зависимости от того, какой смысл вкладывается в это понятие. Если право рассматривать в общесоциальном смысле, как естественное право, то в соотношении с государством оно, безусловно, должно обладать приоритетом. Во-первых, оно возникает до и независимо от государства и, во-вторых, государство в принципе должно его учитывать. Трудно себе представить, чтобы государство вообще не признавало естественного права и никак не учитывало его в своих нормах. Желает оно того или нет, но как организация, управляющая обществом, государство вынуждено, хотя бы в минимальной степени, считаться с требованиями естественного права.

    Иначе будет выглядеть соотношение государства с позитивным правом, т. е. с правом в юридическом смысле. Здесь уже бесспорен примат государства над правом, ибо позитивное право – продукт деятельности государства. Вместе с тем едва ли правильно абсолютизировать этот примат. Несмотря на то, что нормы позитивного права устанавливаются или санкционируются государством и в них выражается государственная воля, позитивное право, как правило, не является произвольным творением государства. Государство, так или иначе, вынуждено считаться с тем, что уже созрело в обществе в качестве объективных потребностей, с признанной обществом свободой поведения участников общественных отношений, хотя, разумеется, не следует отрицать и того, что в позитивном праве могут закрепляться также волюнтаристские установления государства.

    Взаимосвязь государства и позитивного права. Рассматривая соотношение государства и позитивного права, важнее обратить внимание на их взаимосвязь и невозможность существования друг без друга, поскольку как государство не может обойтись без позитивного права, так и позитивное право не может обойтись без государства. Государство не может обойтись без позитивного права, прежде всего, потому, что при помощи позитивного права оно себя юридически закрепляет и оформляет, так сказать, конституирует. В нормах позитивного права закрепляются форма правления, форма государственного устройства, политический режим, система государственных органов и другие атрибуты государственной власти. Кроме того, государство использует позитивное право в качестве регулятора общественных отношений. С помощью юридических норм государство упорядочивает многие общественные отношения, направляя их развитие в нужное русло и создавая в обществе необходимый порядок.

    С другой стороны, позитивное право не может обойтись без государства. Без него оно не может ни возникнуть, ни нормально функционировать. Нормы позитивного права либо устанавливаются, либо санкционируются государством. Следовательно, без государства, без государственного участия позитивное право просто не способно возникнуть. Вместе с тем без государства оно не способно и нормально функционировать, так как государство не только обеспечивает нормы позитивного права, поддерживая их силой своего принуждения, но и в необходимых случаях организует их реализацию.


    1. Функции права: понятие и классификация.

    Функции позитивного праваэто определенные направления воздействия позитивного права на общественные отношения, в которых выражаются его сущность, назначение и в целом роль в общественной жизни. Функциям позитивного права присущи следующие основные признаки.

    Во-первых, функции позитивного права – это определенные направления его воздействия на общественные отношения. То есть функции права – это не просто воздействие права на общественные отношения, а определенные направления этого воздействия. Само по себе воздействие позитивного права на общественные отношения может быть различным. Оно может быть, например, эффективным или неэффективным, непосредственным или опосредствованным. Функции же права – это не вообще воздействие на общественные отношения, а именно определенные направления этого воздействия. Причем функции позитивного права – это не только основные направления воздействия права на общественные отношения, на чем настаивают многие российские исследователи. К функциям права следует относить также и неосновные направления воздействия права на общественные отношения. Например, одной из функций позитивного права является информационная функция. Однако едва ли правильно считать эту функцию одним из основных направлений воздействия позитивного права на общественную жизнь.

    Во-вторых, функции позитивного права – это такие направления его воздействия на общественные отношения, в которых выражается сущность позитивного права. Сущность позитивного права как бы является в его функциях, выходит через них из глубины на поверхность. Особенно это характерно для основных функций позитивного права, в которых выражена его роль как государственного регулятора общественных отношений.

    В-третьих, функции позитивного права – это такие направления его воздействия на общественные отношения, в которых выражается социальное назначение позитивного права и в целом его роль в общественной жизни. То есть функции позитивного права позволяют в развернутом виде раскрыть и охарактеризовать как социальное назначение права, его основную, служебную роль, так и в целом его роль в общественной жизни. При этом роль позитивного права в целом характеризуют все его функции, а служебную роль – только основные.

    Классификация функций позитивного права. Рассматривая вопрос о функциях позитивного права, следует обратить внимание и на их классификацию. В учебниках по теории государства и права функции позитивного права (их именуют просто функциями права) чаще всего подразделяют на общесоциальные и собственно правовые. К первым относят экономическую, политическую, воспитательную и некоторые другие функции, подчеркивая при этом их совпадение с аналогичными функциями государства. Ко вторым относят регулятивную статическую, регулятивную динамическую и охранительную функции, которые, как принято считать, выражают специфику права как регулятора общественных отношений.

    Несмотря на достаточно широкое распространение и почти всеобщее признание, данная классификация представляется все же не совсем удачной и не вполне приемлемой. В этой связи представляется необходимым предложить иную классификацию функций позитивного права, которая будет проведена с учетом различных оснований.

    Прежде всего, функции позитивного права можно классифицировать по тем же основаниям, что и функции государства. Это обусловлено тем, что позитивное право и государство находятся в неразрывном единстве, и позитивное право, претворяя в жизнь политику государства, практически дублирует все его функции. Функции позитивного права, как и функции государства, можно классифицировать по значимости, по направленности (или сфере распространения), по сферам общественной жизни, по характеру и по продолжительности осуществления.

    По значимости функции позитивного права могут быть подразделены на основные и неосновные. Основные – это функции, характеризующие социальное назначение права, его роль как регулятора общественных отношений. Неосновные – остальные его функции.

    По направленности (сфере распространения) функции позитивного права могут быть подразделены на внутренние и внешние. Внутренние – это функции, которые право выполняет внутри страны, внешние – за ее пределами. Позитивное право выполняет свои функции в основном внутри страны, поскольку является внутренним регулятором общественных отношений. Вместе с тем известно и так называемое экстерриториальное действие права, т. е. его действие за пределами территории страны. Кроме того, нередко международные договоры государства входят в состав его правовой системы (см., например, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), в связи с чем правовые нормы, содержащиеся в этих договорах, действуют как внутри страны, так и за ее пределами.

    По сферам общественной жизни можно выделить экономические, политические, социальные и идеологические функции. Экономические – это функции, осуществляемые позитивным правом в сфере экономики (например, правовое регулирование предпринимательской деятельности), политические – функции, осуществляемые в сфере политики (например, правовое регулирование отношений государства с политическими партиями), социальные – функции, осуществляемые в социальной сфере (например, правовое регулирование вопросов пенсионного обеспечения), идеологические – это функции, осуществляемые позитивным правом в духовной сфере (например, правовое регулирование образовательной деятельности).

    Нередко, кроме названных, выделяют также экологические функции. Это функции, которые осуществляются позитивным правом в области охраны окружающей среды.

    Кстати, данная классификация позволяет увидеть, насколько широка сфера правового регулирования. Она охватывает практически все основные области общественной жизни.

    По характеру функции позитивного права могут быть разделены на общесоциальные и сословно-классовые. Общесоциальные – это функции, связанные с обеспечением интересов всего общества, сословно-классовые – с обеспечением интересов каких-либо классов, сословий, социальных групп.

    По продолжительности осуществления функции позитивного права можно разделить на постоянные и временные. Постоянные – это функции, осуществляемые правом неопределенно длительное время, временные – в течение определенного времени. Подавляющее большинство общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, регулируется позитивным правом неопределенно длительное время, но есть и такие, которые регулируются правом в течение строго определенного времени.

    Рассмотренные классификации позволяют получить известное представление о многообразии функций позитивного права. Но они все-таки не раскрывают главного – социальной роли и назначения позитивного права. Поэтому классификацию функций позитивного права необходимо дополнить с учетом его социальной роли и социального назначения.

    С учетом социальной роли, т. е. роли в общественной жизни, можно выделить следующие функции позитивного права: регулятивную, оценочную, воспитательную, информационную и трансляционную. Регулятивная функция проявляется в том, что позитивное право регулирует, упорядочивает общественные отношения, приводя их в определенную систему. Оценочная функция выражена в оценке поведения участников общественных отношений. Позитивное право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает поведение участников этих отношений как правомерное или неправомерное, как желательное или нежелательное и т. д. Суть воспитательной функции состоит в том, что позитивное право, регулируя общественные отношения, выступает одновременно в качестве образца, эталона поведения, воспитывая у людей привычку совершать одни действия и воздерживаться от других. Обладая формальной определенностью, позитивное право способно выполнять также информационную функцию. Правовые нормы, будучи закрепленными в официальных документах, становятся источником информации, информируя о том, как регулируются те или иные общественные отношения, и каким может или должно быть поведение участников этих отношений. Наконец, трансляционная функция характеризуется тем, что позитивное право, накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру человеческого общения, достижения в области правового регулирования, передает, транслирует все это как участникам существующих общественных отношений, так и будущим поколениям людей.

    Выделяя регулятивную, оценочную, воспитательную, информационную и трансляционную функции позитивного права, следует заметить, что такого рода функции выполняют и другие социальные нормы (мораль, обычаи, корпоративные нормы и т. д.). И в этом плане позитивное право мало чем отличается от других социальных норм. Вместе с тем выделение данных функций у позитивного права позволяет наглядно продемонстрировать, что его роль в жизни общества не сводится только к регулированию общественных отношений, а имеет и некоторые другие аспекты.

    С учетом социального назначения можно выделить три функции позитивного права: конститутивную, собственно регулятивную и охранительную. Суть конститутивной функции заключается в том, что позитивное право, регулируя общественные отношения, закрепляет в своих нормах как сами общественные отношения, так и весь порядок их регулирования. По-другому эту функцию можно назвать закрепительной. Собственно регулятивная функция проявляется в непосредственном регулирующем воздействии позитивного права на общественные отношения, в упорядочении конкретных общественных отношений. Охранительная функция состоит в обеспечении, охране общественных отношений, регулируемых позитивным правом. Перечисленные функции позитивного права (конститутивная, собственно регулятивная и охранительная) – это в сущности подфункции рассмотренной в предыдущей классификации регулятивной функции. Они являются различными направлениями регулирующей роли позитивного права. В отечественной науке их определяют обычно как собственно правовые или собственно юридические функции права и именуют соответственно регулятивной статической, регулятивной динамической и охранительной.

    1. Социальная ценность права. Свойства позитивного права, обуславливающие его социальную ценность.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   23


    написать администратору сайта