Документ Microsoft Word. Теория государства и права в системе общественных наук. Её соотношение с другими науками, изучающими право и государство
Скачать 92.23 Kb.
|
17. Правовое государство и гражданское общество. Правовое государство – чрезвычайно широкое понятие, его понимание и трактовка полностью зависят от применяемого подхода. Правовое государство определяется как демократическое государство, т.е. в таком государстве в основу заложены демократические принципы и приоритеты, такие как равенство, гуманизм, справедливость, выборность властей и т.п. Признаки правового государства: 1. Верховенство закона. это означает: а) Законы, как акты высшей юридической силы, содержат исходные, первичные нормы, имеющие обязательное значение для всех субъектов права; б) Органы исполнительной власти, в соответствии с законом, осуществляют контроль за реализацией нормативных предписаний и принимают меры к устранению всех нарушений действующего законодательства; в) Подзаконные акты не могут противоречить законам. 2. Реальность и гарантированность прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с данным признаком законодательно закрепляется правовой статус личности (права и обязанности личности), а также гарантии осуществления таких прав. Существует определенная разница между понятием права и свободы человека и права и свободы гражданина. К первой категории прав принадлежат так называемые естественные права человека (право на жизнь, свобода передвижения и др.), т.е. принадлежащие ему в силу рождения. Ко второй категории относятся только те права, которые связаны с фактом гражданства (избирательные права, право на охрану здоровья и др.). В Конституциях современных государств, как правило, закрепляются следующие виды прав и свобод: личные права и свободы (категория естественных прав – неприкосновенность частной жизни, право на физическую и психическую свободу и личную неприкосновенность и т.п.); политические права и свободы (право на объединения, избирательные права и др.); а также социально-экономические права и свободы (свобода труда и право на труд, право частной собственности и др.). Демократические государства помимо закрепления прав и свобод в законодательных актах, обеспечивают их непосредственное осуществление и реализацию. Этому способствуют экономические, политические, а также юридические гарантии со стороны государства. Наиболее общей гарантией является существование правового государства, поскольку наличие последнего обеспечивает функционирование гражданского общества и демократических институтов. 3. Принцип разделения властей. власть в демократическом государстве делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Суть принципа состоит в том, чтобы не допустить сосредоточение власти в руках одного лица либо определенной социальной группы и тем самым предотвратить злостное пользование властью в интересах отдельных категорий лиц. Последовательное проведение данного принципа в жизнь обеспечивает согласованное взаимодействие всех государственных органов, а также гарантирует гражданское общество от любых попыток органов взять на себя всю полноту власти. 4. Гражданское общество. Наличие гражданского общества – есть обязательное условие формирования правового государства. Гражданское общество - это гарант существования и развития демократического государства, поскольку в определенной степени оно является противовесом государству. В таком качестве гражданское общество имеет своей основной задачей взаимодействовать в правовом поле с органами государственной власти, отслеживать и не допускать всевозможные нарушения действующего законодательства. Гражданское общество (в широком смысле) – это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений. 2. Гражданское общество (в узком смысле) – это цивилизованное (культурное) состояние общества, характерной чертой которого является равноправие личности, общества и государства. Становлению и развитию современного гражданского общества способствуют следующие факторы: 1. Экономические (экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночная экономика).2 Социальная направленность политики государства. социальное страхование (например, обязательное медицинское страхование) и социальное обеспечение (выплата пособий, пенсий, предоставление льгот отдельным категориям лиц и т.п.).3. Демократический режим. государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Структура гражданского общества. Элементами гражданского общества являются: 1. Физические лица; 2. Добровольные, спонтанно сформировавшиеся общности людей (например, семья; общественные объединения и т.п.); 3. Совокупность негосударственных экономических, социальных и иных общественных отношений; 4. Традиции, нравственные и духовные начала; 5. Средства массовой информации 18. Принцип разделения властей. Принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. При этом Президент РФ не входит ни в одну из трех указанных ветвей государственной власти являясь главой государства, образуя (вместе с Администрацией Президента РФ, Советом Безопасности РФ и прочими подобными структурами) особую «президентскую власть». Конкретное содержание принципа разделения властей в российских условиях включает: - законы обладают высшей юридической силой, принимается только законодательными (представительными) органами (Федеральным Собранием РФ и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ); - исполнением законов занимаются органы исполнительной власти, подотчетные главе государства и в некотором отношении парламенту; - между законодательными и исполнительными органами обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра принятия государственно-властных решений, а тем более всей полноты государственной власти на одну из указанных ветвей государственной власти в РФ; - судебные органы независимы, действуют самостоятельно, в пределах своей компетенции; - ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой ветви, а тем более сливаться с ней; - споры о компетенции разрешаются в рамках соответствующей правовой процедуры Конституционным Судом РФ. Надо отметить, что разделение государственной власти и, соответственно, органов государственной власти в России проводится не только по горизонтали, но и по вертикали, - на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. 19. Общественная власть и социальные нормы в родовом обществе. 20. Политическая система общества: определение, структура, характеристика ее элементов. политическая система общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняемых государственных, общественных и иных организаций, призванных развивать политическую активность субъектов в политическом процессе. Виды политических систем. 1. Тоталитарные политические системы – это политические системы закрытого характера. характерно: наличие, как правило, одной политической партии; огосударствление всех общественных организаций; приоритет коллективных интересов над частными; государство в таких системах стремится затруднить обмен взглядами, идеями, мнениями как внутри страны, так и за ее пределами; наличие государственной цензуры, государственной идеологии, плановой экономики и т.п.2. Либерально-демократические политические системы – это е системы открытого характера. Для них характерно: государство в таких системах выполняет роль организатора всех общественных отношений; наличие частной собственности; приоритет права над всеми государственными и общественными институтами; многопартийность; права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью; социальная направленность государства; идеологический плюрализм и т.п. 3. Переходные политические системы. Смешанная социальная среда формирует переходные политические системы. Для них характерно: конвергенция (смешение) противоречивых социально-политических явлений и процессов – с одной стороны, политический и идеологический плюрализм с другой – политическая нетерпимость и наличие государственной цензуры; реформы соседствуют с консервативными порядками и т.п. Элементы политической системы общества :1)Государство – это политическая организация общества, члены которого объединены в единое целое публично-властными отношениями. Место и роль государства в политической системе общества можно отразить следующими чертами:1. Государство представляет общество в целом; 2. Государство – это суверенный субъект; 3. Государство обладает аппаратом управления и аппаратом принуждения; 4. Государство участвует в создании национальной правовой системы; 5. Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций Государство; 7. Государственные органы принимают властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для исполнения каждым. 2) Политическая партия – это объединение людей, которое выражает волю определенной социальной группы, действует в соответствии со своей программой и стремится завоевать и (или) удержать государственную власть. Партии, можно классифицировать: 1. По целям деятельности: политические, религиозные и др. 2. По методам выполнения своей программы: революционные; реформаторские; консервативные; либеральные и др. 3. По представительству в высших органах государственной власти: правящие и оппозиционные Партии в своей совокупности образуют партийную систему. Можно выделить две модели партийных систем: многопартийная и однопартийная системы. Политические партии выполняют следующие функции: 1. Программная. Партии разрабатывают и реализуют политические программы развития общества. 2. Идеологическая. Партии формируют и внедряют в общественное сознание свою идеологию. 4. Властно-конкурентная. Партии участвуют в политической борьбе за власть и за ее удержание. 5. Властно-кадровая. Партии подготавливают и выдвигают кадры государственного аппарата. 6. Властно-практическая. Партии реализуют и защищают через государственную политику интересы определенной социальной группы. 3) Общественное объединение – это в идеале добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе жителей, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. признаки: 1. Самоуправление, т.е. члены общественного объединения управляют его делами самостоятельно, без вмешательства государственных органов 2. Некоммерческий характер, т.е. извлечение прибыли не является основной целью общественного объединения 3. Подчинение уставным целям. 4) Религиозное объединение – это добровольное объединение субъектов, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. 5) Местное самоуправление – это право и способность населения разных территориальных единиц контролировать и управлять в рамках закона и в своих интересах значительной частью общественных дел. Местным самоуправлением осуществляется решение вопросов местного значения. Органы местного самоуправления избираются населением соответствующего территориального образования. 6) Трудовой коллектив – это объединение всех работников, осуществляющих трудовую деятельность на конкретном предприятии, в учреждении, организации. 21. Место и роль государства в политической системе общества. 22. Формационный подход к типологии государств. 1. Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Например,экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ.Каждой формации (кроме первобытно-общинной) соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и типов государств. Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций: первобытно-общинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая. Каждая из них (кроме первобытно-общинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и исторически последний тип – социалистическое государство. Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества. 23. Цивилизационный подход к типологии государств. Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторыобразуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию. Следовательно, экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя развитие друг друга. Цивилизационный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантностьисторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу. В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например: а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.); б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.); в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации. В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Классификация по цивилизационному признаку страдает схематизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностью. Помимо социокультурного направления цивилизационной типологии выделяют второй ее вид –универсалистский. Суть его в том, что развитие государственности рассматривается как единый для всех стран и всего человечества путь развития политико-правовой жизни общества исключительно по восходящей линии. И в этом близость этого направления формационному подходу. Универсалистский вид цивилизационного подхода различает две основные цивилизации:традиционалистскую (аграрную) и техногенную. Первая из названных цивилизаций характеризуется нерасчлененностью общественной жизни на экономическую, политическую, социальную и духовную, слитностью общества и государства, последнее же отличается определенной стагнацией (медленным развитием, неизменностью форм). В типологии государств выделяют государства переходного состояния, так называемые переходные государства. В отличие от стабильно функционирующих государств, они характеризуются промежуточным состоянием, в рамках которого закладываются основы дальнейшего развития государственности. 24. Марксистская теория происхождения государства и права. Основоположниками данной концепции были К. Маркс и Ф. Энгельс. Они выделяли несколько причин возникновения государства: экономические причины – неолитическая революция (т.е. переход от присваивающей экономики к производящей); разделение труда (отделилось скотоводство от земледелия; отделилось ремесло и появились торговцы); с усложнением орудий и средств производства произошел рост производительности труда и появились излишки, которые, очевидно, стали принадлежать определенным индивидам. Появляется частная собственность. Необходимость охраны собственности от посягательств, а также защита собственников обусловили возникновение государства; социальные причины – разложение рода и возникновение семьи повлекло за собой появление антагонизма (непреодолимых противоречий), как итог – раскол общества на классы и появление государства. Исходя из научных и исторических данных, данная теория является утопической и недостоверной, хотя, к сожалению, продолжает господствовать в теории государства. 25. Ирригационная теория происхождения государства. В юридической литературе ее еще называют водной или гидравлической. Основоположник этой теории К. Витфогель. Суть концепции состоит в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем использования их водных ресурсов. Один крестьянин, либо небольшая группа крестьян не могли самостоятельно осуществлять ирригационные работы (например, строительство дамб, плотин, рытье каналов и т.п.), необходима была мобилизация усилий большинства из них. Руководство строительством осуществлялось людьми, которые имели специальные познания и навыки в возведении ирригационных сооружений, а также способности к организационной деятельности, последствии именно они образовали управленческий аппарат государства. Поэтому на создание таких государств оказывает влияние именно ирригационный фактор. 26. 26.Теория насилия. Приверженцами данной концепции были Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Причину происхождения государства они видели в завоевании, порабощении одних племен другими. Борьба за существование является, по Гумпловичу, главным фактором социальной жизни. Государство полностью находится в сфере действия данного фактора.Истоки постоянной борьбы Гумплович объясняет неоднозначно, с одной стороны, он указывает расовые различия, с другой стороны причину социальных конфликтов он усматривает в стремлении людей к удовлетворению своих материальных потребностей.Полагая, что государство формируется в результате подчинения одной человеческой группы (слабейших, побежденных) другой группе (сильнейших, победителей), Гумплович выступает против того, чтобы характеризовать государство как орган умиротворения, примирения противоречивых интересов. Государство, по Гумпловичу, есть орган принуждения, насилия. Гумплович выделяет догосударственное состояние человечества, где не было никакого права и государственное состояние. Государство и только оно создает право, поэтому право целиком обязано своим рождением и последующим существованием государству. Гумплович отрицает наличие «неотчуждаемых прав человека». С его точки зрения, данные права иллюзия, плод самообожествления индивида |