Главная страница
Навигация по странице:

  • 28. Теологическая теория происхождения государства и права.

  • 29. Патриархальная теория происхождения государства.

  • 30. Теория естественного права: происхождение и содержание. 38. Толкование норм права: понятие, виды, способы.

  • Толкование-разъяснение

  • Способы толкования права В теории права выделяют следующие основные способы толкования:Филологический способ толкования

  • Систематический способ толкования

  • Логический способ толкования

  • Исторический способ толкования

  • Виды толкования Официальное толкование-разъяснение

  • Неофициальное толкование

  • По типу официального толкования

  • 40. Правовая культура: определение, виды, значение в гражданском обществе.

  • Документ Microsoft Word. Теория государства и права в системе общественных наук. Её соотношение с другими науками, изучающими право и государство


    Скачать 92.23 Kb.
    НазваниеТеория государства и права в системе общественных наук. Её соотношение с другими науками, изучающими право и государство
    Дата20.01.2019
    Размер92.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word.docx
    ТипДокументы
    #64498
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    27. Договорная теория происхождения государства. Основоположниками этой концепции были Г. Гроций, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо и др. Они считали, что государство возникло в результате общественного договора между людьми, которые находясь в естественном состоянии, вынуждены были вести «войну всех против всех». В силу договора люди часть своих прав передали государству в обмен на его защиту и покровительство. Гоббс различал: догосударственное (естественное) состояние рода человеческого (естественное состояние – это состояние войны всех против всех, состояние при котором «человек человеку – волк») и государственное, т.е. гражданское состояние. В догосударственном состоянии все люди были равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них руководствовался естественным правом. Поскольку Гоббс понимал естественные законы, как моральные, то для того чтобы эти законы выполнялись всеми, а не только высоконравственными людьми, необходима общая для всех власть, а для установления такой власти необходимо, чтобы «люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы представителями их лица». Гоббс также отрицал право индивидов на сопротивление государству, так как индивиды заключили договор друг с другом о подчинении государственной власти, а не отдельные договоры с правителем, поэтому чтобы правитель «ни делал, не может быть неправомерным актом по отношению к кому-либо из своих подданных, и он не должен кем либо из последних быть обвинен в несправедливости».
    28. Теологическая теория происхождения государства и права.

    известным еѐ представителем был Фома Аквинский. Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от Бога. Фома Аквинский предложил различать три элемента государственной власти: сущность (государственная власть установлена Богом); происхождение (государственная власть может быть и незаконной (например, установленная путем насилия); использование (часто пользование государственной властью ведет к злоупотреблению ею). На этом основании Фома Аквинский считал, что церковь не может посягать на государственную власть, в силу ее божественной сущности, но церковь оставляет за собой право судить о законности ее происхождения, а также использовании ее тем или иным правителем. Фома Аквинский высказывал идею автономии властей, т.е. светская власть должна управлять внешними действиями подданных Вместе с тем, эти власти должны взаимодействовать друг с другом, например, государство должно помогать церкви в борьбе с ересью

    29. Патриархальная теория происхождения государства. Основателями данной концепции многие предлагают считать Платона и Аристотеля. Согласно учению Аристотеля государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. Человек по природе своей существо политическое, поэтому государство для него является высшей формой общения.В своей работе «Государство» Платон формулирует идею об идеальном государстве - полисе. Платон уподобляет идеальное государство человеческой душе. В душе человека есть три начала: разумное, яростное, вожделеющее. Поэтому в идеальном государстве разумному началу соответствует совещательное (сословие правителей), яростному – защитное (сословие воинов), а вожделеющему – деловое (сословие производителей (ремесленники земледельцы). Справедливость заключается в том, чтобы каждое из сословий занималось своим делом. По мнению Платона, править должны философы, т.е. те, кто не стремится к занятию государственных должностей. Платон утверждал, что только философы способны постигать истинное добро и справедливость. Поэтому в идеальном государстве законов не требуется. Воины должны защищать полис и в свою очередь подчиняются философам. Философы и воины вместе управляют третьим сословием – производителями, т.е. ремесленники и земледельцы не участвуют в делах управления. Одна из основных задач третьего сословия обеспечивать существование философов и воинов. Платон при этом выступает за жесткую иерархию сословий, а также за их наследственный характер. В таком идеальном государстве - полисе Платон не предусматривал действие писаных законов

    30. Теория естественного права: происхождение и содержание.
    38. Толкование норм права: понятие, виды, способы. Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте.Обязательными элементами правового толкования являются уяснение смысла правовых норм и разъяснение их смыслового содержания.

    Толкование-уяснение - это внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора.

    Толкование-разъяснение - это деятельность, которая следует за уяснением и состоит в объяснении и изложении смысла государственной воли другим участникам отношений.

    Таким образом, уяснение — это толкование «для себя». В том случае, когда субъект толкования в той или иной форме выражает результаты уяснения для других лиц, имеет место разъяснение. Толкование может ограничиться одним лишь уяснением, однако в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, процесс уяснения выступает как первая стадия общего процесса толкования нормативного правового акта.

    Способы толкования права

    В теории права выделяют следующие основные способы толкования:

    Филологический способ толкования иногда называют грамматическим. Он включает в себя морфологическое (основанное на внутренней структуре слова) и синтаксическое (основанное на правилах сочетания слов в предложении) толкование. Особое внимание при данном способе толкования уделяется употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий. Систематический способ толкования основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов. Ссылочные и бланкетные статьи также не могут быть поняты без обращения к тем статьям, на которые они ссылаются.

    Систематический способ толкования используется при сравнении общих и специальных норм. Логический способ толкования - использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др.

    Исторический способ толкования помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения. При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызывавших принятие толкуемого акта, для того, чтобы уточнить его смысл. Наибольшее значение имеют обстоятельства, относящиеся к правотворческому процессу: проекты нормативных правовых актов, пояснительные записки к ним, стенограммы обсуждения их в законодательных органах, статьи в печати.

    Виды толкования

    Официальное толкование-разъяснение: дается уполномоченным на то органом; формулируется в специальном акте; формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.

    оно может быть нормативным и казуальным (индивидуальным).

    Нормативное толкование-разъяснение распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение разъясняет смысл уже действующих нормативных норм.: его отмена или изменение должны, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.

    Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативного правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.

    Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется:

    · на обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни);

    · профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами: прокурорами, адвокатами, юрисконсультами и др.);

    · доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях, учебниках и т. п.

    Разъяснение смысла юридических норм содержится в актах толкования права — интерпретационных актах.

    Под интерпретационными актами понимаются правовые акты, которые содержат разъяснение юридических норм.

    По типу официального толкования можно выделить акты нормативного и казуального толкования.

    Актами нормативного толкования являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и акты разъяснения Конституционного Суда РФ.

    Актами казуального толкования являются разъяснения судов и административных органов по конкретным делам.

    По юридической силе различают акты официального и неофициального толкования.

    Актами официального толкования являются указы, постановления, разъяснения государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.

    Актами неофициального толкования являются юридические учебники, монографии, комментарии к кодексам и другие акты доктринального толкования. Все виды актов неофициального толкования не имеют юридической силы.
    40. Правовая культура: определение, виды, значение в гражданском обществе.
    Правовая культура - качественное правовое состояние общества, обусловленное социальным, политическим, экономическим, духовным строем; выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, степени гарантированности прав и свобод человека. Правовая культура -образ мышления, норма и стандарт поведения, а в целом - правовой менталитет общества. Характеристики правовой культуры:

    включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности общества -характеризует правовые ценности общества;

    является высшей формой осознания правовой жизни страны;

    составляет часть общей культуры, занимая в то же время самостоятельное место в социокультурном пространстве;

    зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

    служит предпосылкой формирования правового государства. Элементы правовой культуры:

    ^ уровень развития правосознания населения;

    ^ развитие правовой деятельности;

    ^ степень совершенства системы юридических актов, в которых закрепляется право данного общества.

    Уровни правовой культуры:

    обыденный - ограничивается рамками повседневной жизни людей

    профессиональный - свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне

    теоретический - включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.

    Формы правовой культуры:

    правовая культура личности - единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения; характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения.

    правовая культура социальных групп - свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества);

    правовая культура общества - охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений; непосредственно связана с общим культурным уровнем населения, зависит от уровня общественного правосознания, от состояния и характера законодательства.

    Функции правовой культуры:

    познавательно-преобразовательная - направлена на согласование различных интересов общества, создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства;

    праворегулятивная - обеспечение устойчивого, эффективно действующего механизма развития правовой системы;

    Ценностно-нормативная проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фактов, имеющих ценностное значение

    Правосоциализаторская направлена на формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно;

    Коммуникативная обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других народов и стран.

    прогностическая - предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы.

    Правовое воспитание - целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.

    Роль правовой культуры в формировании гражданского общества и правового государства.

    Государство и общество заинтересованы в формировании высокой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, используя в этих целях правовое просвещение. Последнее включает в себя:

    а) правовое обучение (обучение основам права в школе, профессиональная правовая подготовка в юридических вузах и др.);

    б) правовую пропаганду через средства массовой информации,

    в) выпуск разнообразной юридической литературы,

    г) создание компьютерных баз данных («Гарант», « Консультант-плюс», «Кодекс»), распространение правовой информации через Интернет.

    Чаще всего в структуре правовой культуры вычленяют три составляющие:

    знания о праве;

    отношение к праву;

    навыки правом го поведения.
    41. Правосознание: определение, структура, виды.

    Правосознание— это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.

    Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм.

    Таким образом, правосознаниеи участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

    Структура правосознания

    - Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

    - Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

    - Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

    - Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

    - Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

    Виды правосознания

    - Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

    - Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

    - Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

    - Массовое — правосознание обширных масс людей.

    - Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

    Структура правосознания:

    Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.

    Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

    Третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

    Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

    - Обыденное правосознание — правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.

    - Теоретическое (научное) правосознание — формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.

    - Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

    Функции правосознания

    - Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

    - Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

    - Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

    - Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта