ТГП. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА. Теория государства учебнопрактическое пособие Авторский коллектив
Скачать 1.55 Mb.
|
Глава 2. Происхождение государства§ 1. Организация власти и социальные нормыв первобытном обществеПервые государства возникают в IV – III тысячелетии до нашей эры, человек же разумный, как биологический вид, существует гораздо дольше. Первобытнообщинный строй был самым длительным – более миллиона лет – этапом истории человечества. В настоящее время ученые считают, что древнейший человек появился 1,5-1 млн. (по другим оценкам 2,5 мл.) лет назад80. Следовательно, государственная история человечества представляет лишь очень небольшой период человеческой истории, большую часть своего существования человек жил в первобытном обществе. Что же собой представляло это догосударственное общество? Общественный строй догосударственного период принято называть первобытным, изучение общественного устройства в данный период важно в связи с уяснением вопроса о происхождении государства и его признаках. Этап первобытного общества не был однородным, в научной литературе предлагаются различные подходы к выделению периодов его развития. В современной науке существуют так называемые специальные периодизации, которые выделяют периоды развития первобытного общества исходя из изучения какого-то аспекта его бытия81. Так, археологическая периодизация, основывающаяся на изучении материалов и орудий труда, выделяет три века – каменный, бронзовый и железный. Палеоантропологическая периодизация, основанная на изучении человека как биологического вида, выделяет эпохи существования древнейшего (архантропа), древнего (палеоантропа) и ископаемого современного человека (неоантропа). При всей значимости специальных периодизаций они не могут заменить общей (исторической) периодизации первобытного общества. Так, в XVIII в. получило распространение членение человеческой истории на периоды дикости, варварства и цивилизации. В XIX веке. Ф. Энгельсом, который основывался на трудах Л. Моргана, было предложено деление на два значимых этапа: период присваивающей экономики и период производящей экономики. Еще одной известной периодизацией является деление на матриархат (материнский род, период становления и расцвета первобытного общества) и патриархат (отцовский род, период разложения первобытнообщинного строя). Данная периодизация в целом подвергается сомнению, хотя современные исследования выявили наличие матрицентрированных обществ на ранних этапах эры земледелия. Наиболее распространенной в современной науке является позиция, согласно которой первобытное общество делится на три периода82: 1. Период раннего первобытного общества (эпоха праобщины, первобытнообщинного человеческого стада). Эпоха начинается с появлением целенаправленной орудийной деятельности, основным ее содержанием является преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, упрочение социальных связей, формирование основ социальной организации первобытного общества. 2. Период зрелого первобытного общества (эпоха первобытной общины) начинается с появлением первых упорядоченных форм социальной организации – рода или родовой общины. Здесь получают полное выражение основные черты первобытного строя: коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность, уравнительное распределение. 3. Период разложения первобытного общества обычно датируют началом неолита (приблизительно 10 тыс. лет до н.э.). Для этого периода характерно прогрессирующее развитие отраслей хозяйства, появлением избыточного продукта, собственности отдельных домохозяйств, общинно-родовые связи сменяются общинно-соседскими. Усложняются формы социальной организации, в конце данного периода появляются первые протогосударства. Говоря об общественном устройстве первобытного общества, следует иметь в виду, прежде всего, этап зрелого первобытного общества, поскольку в предшествующий период социальная организация находилась еще в стадии становления, а в период позднего первобытного общества власть и управление обществом существенно меняются. Охарактеризуем основные формы социальной организации: 1. Род (родовая община) – союз кровных и предполагаемых кровных родственников, основанный на совместном труде и потреблении, социальном равенстве. Родовая община не имела специального аппарат управления и принуждения, отсутствовал слой людей, освобожденных в связи с управленческими функциями от участия в трудовой деятельности. Основным органом управления было собрание взрослых членов рода (в некоторых общинах – воинов), которое решало основные вопросы жизни племени, осуществляло меры принуждения. Следует отметить, что собрание взрослых членов рода было характерно не для всех регионов и собиралось не так уж часто. Текущее управление осуществлялось старейшинами - предводителями семей или родовых общин, обладавших жизненным опытом, мудростью, организаторскими способностями. В родовых общинах существовали также жрецы (колдуны, шаманы, знахари), которые осуществляли функции организации сознания людей, совершали культовые обряды, жертвоприношения, выступали хранителями обычаев группы. 2. Фратрии (поселки) - исходные разветвленные родовые общины или искусственное объединение нескольких общин. Исследователи полагают, что одной из основных функций фратрии было снижение конфликтности внутри родов, связанной с половыми отношениями. Они имели также общие органы управления и собственность. Фратрии существовали лишь у некоторых народов (например, греков) и являлись промежуточной формой организации между родом и племенем. 3. Племя – объединение нескольких родовых общин или фратрий с целью защиты и/или нападения, имеющее общий язык, верования и обычаи. Основными органами управления уже являются совету старейшин и военные предводители. Советы старейшин появляются тогда, когда возникают общие для нескольких родов проблемы (во фратриях, племенах). Совет старейшин решал споры между родами, согласовывал действия общин в проведении хозяйственных работ, в решении санитарно-гигиенических и брачно-половых проблем. Военные предводители (вожди) выступают первоначально в качестве руководителей оборонительных или наступательных мероприятий, а затем приобретают функции глав племен. Как правило, вождями становились лица, обладающие выдающимися физическими качествами и организаторскими талантами. В кочевых племенах роль военного предводителя была высокой, его окружали хорошо обученные воины, в земледельческих районах роль вождя повышалась лишь на период войн. 4. Союзы племен появляются уже на этапе позднего первобытного общества, создаются в основном с целью обороны и нападения. Союзы земледельческих племен уже привязываются к определенной территории. Данная форма была сравнительно небольшой по сравнению с государствами, однако ее можно считать прообразом народности и основой для формирования протогосударств. В союзах племен появляется такой орган управления как совет военных предводителей, который решал ключевые тактические вопросы. Организация власти в первобытном обществе в отличие от государственной обладала некоторыми существенными чертами: - не отделялась от общества и не стояла над ним; - осуществлялась самим обществом в форме собрания взрослых членов рода или признания за отдельными лицами способности и возможности решать определенные вопросы; - не имела специального аппарата управления и принуждения, содержащегося за счет общества; - опиралась на традиции, обычаи, общественное мнение и авторитет лидеров. Применительно к публичной власти первобытного общества используется термин «потестарная власть» (от лат. potestas – сила, мощь). Роды, фратрии, племена, союзы племен являюсь однотипными формами социальной организации, принципиально отличавшимися лишь размером и, следовательно, более сложной структурой и системой управления. Социально-экономическая дифференциация общества, развитие производительных сил, общественного сознания на этапе позднего первобытного общества приводит постепенно к появлению и более сложных форм социальной организации, которые предшествовали государствам 9протогосударств). Однако относительно характера подобных образований в науке нет единого мнения. Л. Морган, Ф. Энгельс, а вслед за ним советские и некоторые современные российские исследователи полагали, что непосредственно появлению государств предшествовала так называемая военная демократия, для которой характерны военная организация племен, систематическое ведение грабительских войн, усиление в результате этих войн власти военного вождя и подчиненных ему военачальников, зарождение наследственной королевской власти и наследственной знати. Другие исследователи утверждают, что появлению государства предшествовал период вождества83. Вождество – тип социально-политической организации, состоящей из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному, более крупному, в котором проживает вождь. Для вождества характерны следующие черты: - народ отстраняется от непосредственного управления обществом; - четко прослеживается иерархия поселений, ярче выражена стратификация общества; - расслоение аристократии на управленческую, военную и жреческую; - тенденция к сакрализации персоны правителя. Вождь выполнял организационные, перераспределительные, военные функции, осуществлял контроль над ресурсами, обменом и торговлей. Вследствие данной нагрузки участие вождя в общественном производстве было затруднительно. Постепенно он обрастает штатом услуг, формируются основы бюрократической структуры, содержания аппарата управления за счет общества. Впрочем, тип протогосударственной организации общества вполне вероятно различался в регионах. Так, А.И. Першиц и Х.М. Думанов указывают на три варианта предгосударственных организаций общества (политий): вождества, элитархии (протополитархии) и бигменства. Вождества, т.е. раннеполитические образования, руководимые вождями (в западной литературе преобладает взгляд, что так можно называть только наследственных военных предводителей), возникали преимущественно там, где власть захватывали эти предводители, например, у всех кочевников аридного пояса Евразии. Вождества жили главным образом грабежом соседей. Хуже изучены так называемые элитархии или протополитархии (термин не устоялся), в которых властвовала старинная родоплеменная знать. Здесь упор делался не столько на грабеж соседей (хотя, конечно, не обходилось и без него), сколько на эксплуатацию родоплеменной аристократией своих же общинников. При этом продукцию отбирал глава общины или нескольких общин, но не только в свою пользу, но и в пользу других подчиненных ему протополитархов. Родина их Полинезия, Гавайские острова, многие народы Африки, Америки и др. Пожалуй, протополитархии - самый распространенный тип ранних политий. Наконец, в бигменствах к власти приходили "большие люди", имя которых, как говорили на Новой Гвинее, звучало "на все четыре стороны света". Они славились богатством, умом, красноречием, ловкостью, храбростью (Меланезия, Юго-Восточная Азия, в меньшей мере Северная Америка и Африка) Атрибутика бигменств как ранних политий остается спорной. Но, так или иначе, в современной этнологии говорят о трех путях классополитогенеза: военном (милитарном), аристократическом и плутократическом, имея в виду три вида названных древнейших политий.84. Социальные нормы в первобытном обществе Любая форма социальной организации предполагает наличие социального регулирования, осуществляющегося при помощи различных норм. Первобытное общество не является исключением, уже с этапа раннего первобытного общества формируются социальные нормы. Нормы первобытного общества использовали три основных способа регулирования: дозволение, обязывание, запрет. Запреты были одной исторически первых форм регулирования, существовали в виде табу, т.е. виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки. Формула табу: нельзя, потому что нельзя никогда. Первые табу казались запрета нарушать разделение функций в общине между мужчинами и женщинам, взрослыми и детьми, общение с иноплеменниками, запретов на убийство, кровосмешение, каннибализм, колдовство и т.д. Дозволения (разрешения) указывали на возможность совершать те или иные действия, первые дозволения касались в основном хозяйственной деятельности: указывал и на виды животных и время охоты на них, виды съедобных растений, на пользование той или иной территорией, источниками воды. Обязывания закрепляли меру должного поведения и так же касались в основном хозяйственной деятельности: приготовление пищи, строительство жилища, поддержание огня, изготовление орудий и т.п. 85 Правила поведения в первобытном обществе касались наиболее важных сфер деятельности, при этом в них сложно выделить отдельно нормы правового (протоправового), религиозного или морального характера. Одно и то же правило поведения может иметь и моральную, и религиозную, и правовую, и эстетическую составляющие. Следовательно, нормы первобытного общества имеют характер мононорм. Мононорма (от греч. monos – один, единый и лат. norma - правило) – обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета86. Основными функциями мононорм были следующие87: - освобождение психической энергии от страха перед окружающим миром, тревожности и направление ее на производительную деятельность; - установление в обществе стабильных отношений, исключающих влияние случайных, субъективных мотивов и обстоятельств. Социальные нормы первобытного общества не были статичными и менялись в зависимости от прочих условий. В научной литературе выделяют два этапа эволюции первобытной мононорматики. Первый этап начинается со становлением табуитета (совокупности табу) и представляет собой классическую систему мононорм, существующих в различных формах. Второй этап связывают с социальной дифференциацией общества, которая привела и к усложнению нормативной системы. Среди сформировавшихся на этапе позднего первобытного общества социальных можно выделить уже протоправовые. Так, А.И. Першиц и Х.М. Думанов утверждают, что нормы, в которых выражалась воля общества (или политии) и которые предполагали соответствующие санкции, можно считать зачаточноправовыми88. Впрочем, не все исследователи поддерживают концепцию мононорм, некоторые полагают, что первобытный человек мог и не дифференцировать для себя социальные нормы, так же как и современный человек не задумывается иногда, какую именно он норму выполняет, однако это не повод для исследователя отказываться от дифференцированного изучения социальных норм первобытного общества89. Социальные нормы первобытного общества чаще всего не имели какой-либо материальной формы выражения. Выделяют следующие внешние формы социальных норм первобытного общества: табу – строгий запрет совершения тех или иных действий, подкрепленный религиозными верованиями; ритуал – правило поведения, в котором акцент делается на внешнюю строго канонизированную форму его исполнения (например, ритуал проводов на охоту, ритуал преподнесения даров вождям и т.д.); обряды – это правила поведения, которые также заключаются в символических действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека и преследуют идеологические (воспитательные) цели (например, обряд инициации) 90; миф – иносказательное повествование о взаимоотношениях в обществе, происхождении мира, природных явлениях, которые также содержали представления о должном и запретном; обычай – правило поведения, сложившееся в обществе путем многократного повторения, как правило, на протяжении жизней нескольких поколений. С появлением первых государств социальные нормы первобытного общества еще долгое время сохраняют свою значимость, часть из них (протоправовые обычаи) признаются, поддерживаются государством, фиксируются в первых памятников права. Анализируя процесс возникновения права, следует заметить, что также был постепенным, как и возникновение государства, как уже говорилось, непосредственно возникновению права (в позитивном смысле) предшествовал период протоправа. С появлением государства право формируется следующими путями: 1) Санкционирование обычаев – государство признает подходящие для целей правого регулирования обычаи догосударственного периода и зачастую фиксирует их в памятниках обычного права. Санкционирование обычаев является исторически первой формой возникновения права, следы догосударственных обычаев мы видим в памятниках обычного права – Законах Ману, Законах Хаммурапи, Законах XII таблиц и т.п. При этом государство не только признает обычаи, соответствующие целям его правого регулирования, но и пытается ограничить «невыгодные», так например, во многих первых правовых актах государств содержатся нормы, направленные на ограничение использования принципа кровной мести. 2) Создание прецедентов – также довольно ранний способ образования права. В некоторых государствах (например, в Англии) выносимые на основе правовых обычаев судебные решения постепенно становились образцами, своеобразными эталонами для решения аналогичных дел – прецедентами (судебными, административными). Анализ Русской правды, в том числе казуистичность ряда норм, позволяет предположить, что одним из ее источников являлась княжеская судебная практика. 3) Собственно нормотворческая деятельность государства представляет собой более поздний способ образования права, к которому государства прибегает, когда существующая нормативная система уже не отвечает ни реально сложившимся общественным отношениям, ни целям правового регулирования. Результатом правотворческой деятельности государства являются нормативно-правовые акты. Этот способ правотворчества сохраняется в качестве основного и по сей день и играет ведущую роль странах романо-германской правовой системы. |