ТГП. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА. Теория государства учебнопрактическое пособие Авторский коллектив
Скачать 1.55 Mb.
|
§ 4. Теории происхождения праваПроисхождение права, так же как и происхождение государства является дискуссионным в науке, но протяжении длительного времени сформировались различные теории, характеризующие данный процесс. Теологическая теория (Фома Аквинский, Аврелий Августин). В ее основу положен тезис о существовании божественного закона, который составляет основу действующего права. В своей аргументации теория ссылается на положения Библии, где утверждается, что основные законы – заповеди Моисея – были даны человечеству Богом. В основе системы права находится вечный закон, Божественный разум, управляющий миром, его нельзя ставить под сомнение. Вторым по значению идет естественный закон, который отражает вечный закон в людях и находит выражение в позитивном праве. Оценить данную теорию довольно сложно, поскольку она опирается на вопросы веры, тем не менее, теологическая теория распространена и по сей день среди ученых западных католических университетов, мусульманских правоведов. Естественно-правовая теория (Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье и т.п.) гласит, что кроме установленного государством права существует и естественное, присущее человеку от рождения, социально-оправданное и дарованное природой (Богом). Естественные права личности неотчуждаемы, неприкосновенные, являются основным условием жизни индивида. Естественные права приоритетны по отношению к позитивному, задачей государства является их обеспечение и защита. Теория естественного права не объясняет происхождение права, указывая, что естественные права личности, определяющие позитивное правовое регулирование есть у человека с рождения, снимает, по существу, проблему происхождения права. Однако значение данной концепции сложно переоценить, ее идеи легли в основу теории современного правого государства. Историческая школа права (Ф.К. Савиньи, Г. Гуго и др.) сложилась в XIX веке в противовес естественно-правовой теории, ее представители утверждали, что право не создается законодателем и появляется самопроизвольно в результате развития народного духа. Задача правоведов состоит в том, чтоб уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель – переработать их в законодательство. Право первоначально существует в форме обычаев, за тем в деятельности юристов и нормативных актах, никогда не теряя связи с народным сознанием. Именно народный дух и отражающие его правовые обычаи способствовали различиям между правовыми системами государств. Указанная концепция имеет как достоинства, так и недостатки. Несомненным достоинством является указание на объективную природу права, на правовой обычай как исторически первую форму права, на особенности менталитета как фактор становления права. Меж тем, историческая школа права гиперболизирует значение народного духа, игнорирует правовую рецепцию, восприятие правовых норм посредством завоевания, насаждения, например, в колониях, недооценивают эволюцию права. Марксистская теория происхождения права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, советские теоретики). Согласно данной концепции право неразрывно связано с государством, и, так же как и государство, зависит от экономического базиса общества. Право возникает с появлением государства, и также как и оно носит классовый характер, то есть выражает волю экономически господствующего класса. Право есть возведенная в закон воля господствующего класса, орудие подавления эксплуатируемых, утверждали сторонники данной теории. Необходимость в праве обусловлена переходом к производящей экономики, появлением частной собственности и процессом классообразования, именно тогда появляются правила, регламентирующие порядок экономических и вслед за ними политических отношений, обеспеченные государственным принуждением. Долгое время в отечественной юридической науке данная теория считалась единственно верной. Теория имеет ряд достоинств: во-первых, нельзя отрицать роль экономических отношений в правогенезе, регулирование обмена между людьми – одна из сфера, которая требует появления права; во-вторых, верна мысль о том, что усложнение общественных структур требует более совершенных нормативных регуляторов, первобытные обычаи перестают справляться с задачей упорядочения общественных отношений; в-третьих, во многих ранних памятниках права мы видим признаки отражения воли одного класса (приравнивание рабов к вещам, различный штраф за убийство смерда и боярина и т.п.). Однако теория имеет и ряд существенных недостатков: она гиперболизирует роль экономических факторов, недооценивает внешнеполитическое влияние, особенности культуры, религии и т.п. Кроме того, теория в большей степени отражает правогенез западной цивилизации, но Востоке появление и развитие правовых норм не имело столь непосредственной корреляции с типом экономических отношений. Недооценивает теория и роль общесоциальных интересов в формировании социальных норм. Примирительная теория (Г. Берман, Э. Аннерс и др.). По мнению представителей данной концепции, право зарождается не для упорядочения отношений внутри родовой общины, а для регулирования конфликтов между родами. Внутри родовой общины ее члены не нуждались в праве, конфликты разрешались старейшинами, каждый отдельный индивид не осознавал себя самостоятельным субъектом права (не выделял себя из общества), а, следовательно, не имел частных, отличных от общих, интересов. Родовая община обеспечивала ему пропитание и защиту. Между родовыми же группами в рамках племени случались конфликты, и их урегулирование было в интересах племени. Именно из договоров о примирении между родовыми группами, заключаемых при помощи народного собрания, старейшин, возникает первое примирительное право. Постепенно повторяющиеся типичные ситуации и их примирительное разрешение становятся правилом. Несомненные достоинства теории заключаются в том, что она основана на многочисленных исторических фактах. Примирительные устные договоры имели место быть, о чем свидетельствует анализ памятников обычного права, более того в их содержании достаточно большое количество норм уголовно-правового характера, с указанием санкция за правонарушения, что свидетельствует в пользу данной теории. Однако представители теории недооценивают регулятивную роль права. Примирительная теория сформировалась и получила распространения на западе, где социальные институты, в том числе право, развивались эволюционным путем преимущественно «снизу», образование подобных институтов на востоке могло существенно отличатся. Следовательно, теория имеет право на существование, но характеризует отдельные аспекты правогенеза и не является универсальной. Регулятивная теория распространена в азиатских странах, что обусловлено обращением к особенностям возникновения государства и права в странах Азии, где жесткие климатические и географические условия обусловили высокую роль государства на ранних этапах его становления. Суть теории заключается в том, что право возникает для установления и поддержания единого порядка в масштабах всей страны. На любом этапе человеческого развития есть вопросы, требующие регулирования. На ранних этапах необходимо было регулировать территориальные споры, порядок природопользования, половые отношения, порядок охоты и т.п. С развитием производства возникает необходимость в регулировании землепользования, сельскохозяйственного производства, товарообмена, строительства крупных сооружений (ирригационных, фортификационных). Одним словом, по мере развития общественных отношений все большие сферы жизни вовлекаются в правовое регулирование. Несомненным достоинством теории является то, что она согласуется с историческими фактами, ходом исторического развития. Первые памятники права содержат регулирование основных вопросов, актуальных для развития общества и государства на тот исторический момент. Несомненна и роль государства в разрешении конфликтов, установлении общих правил поведения. Однако регулятивная теория имеет и недостатки: она излишне максимизирует регулятивные возможности права, очень долгое время право практически не регулировало, например, компетенцию главы государства, государственного аппарата. Длительное время и экономика развивалась по законам саморегулирования, государства с помощью права устанавливало лишь общие правила мер и весов, товарообмена и защищало от экономических правонарушений. Кроме того, помимо права есть и иные социальные регуляторы, которые упорядочивали более значимые для человека общественные отношения (мораль, религия). Контрольные вопросы:1. Какими признаками характеризуется власть в первобытном обществе? Чем отличается от государственной власти? 2. В чем особенности социальной организации первобытного общества? Чем отличаются различные формы социальной организации? 3. Какие институты управления существовали в первобытном обществе? Можно ли их называть «аппаратом управления» на подобие «государственного аппарата»? 4. Что представляет собой протогосударство? В чем особенности организации власти на этапе разложения первобытнообщинного строя? 5. В чем особенности социального нормативного регулирования в первобытном обществе? 6. Какие пути происхождения права выделяются в юридической науке? Охарактеризуйте на примере Российского государства? 7. В чем особенности восточного, западного и синтезного пути возникновения государства? 8. В чем своеобразие афинской и римской форм возникновения государства? 9. Каковы предпосылки для возникновения государства? 10. В чем причины многообразия теорий происхождения государства и права? 11. Каковы основные закономерности возникновения государств выделяются в современной науке? 12. Каковы основные теории происхождения права? Темы докладов, рефератов:Типичные и уникальные формы возникновения государства. Причины многообразия теорий происхождения государства. Социальная структура и институты публичной власти в догосударственом обществе. Причины возникновения государства. «Восточный» и «западный» путь возникновения государства. Теоретические проблемы происхождения древнерусского государства. 7. Нормативная система первобытного общества. 8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права. Рекомендуемая дополнительная литература1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 2001. 2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1989. 3. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. 4. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учебное пособие. М., 2008. 5.Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России // Государство и право. 2003. № 5. С.5-34. 6. Думанов Х.М., Першиц А.И. Мононорматика и начальное право // Государство и право. 2001. № 9. С. 85-91. 7. Звонарева О.С. О цивилизационном подходе в теории государства и права // Правоведение. 2003. № 4. С.173-180. 8. Иванников И.А. Леон Петражицкий о роли психики в становлении права // Журнал российского права. 2011. № 8. 9. Клочков В. В. Диалектика как методология изучения теории государства и права: риторические проблемы и неопровержимые теории // Философия права. 2005. № 2. С. 18-22. 10. Мамут Л.С. Государство как публичновластным образом организованный народ // Журнал российского права. 2000. № 3. С. 88-100. 11. Мещерякова М.А., Нанба С. Б. Проведение сравнительно-правовых исследований: проблемы методологии // Журнал российского права. 2012. № 2. 12. Павликов С. Г. К вопросу о происхождении российского государства // Государство и право. 2012. № 2. С. 102-109. 13. Поляков А.В. В поисках интегрального типа правопонимания // История государства и права. 2003. № 6. С.7-8. 14. Поляков А.В. Правогенез // Правоведение. 2001. № 5. С.216-234. 15. Протасов В. Н. К вопросу о "специальной" теории государства и права // Журнал российского права. 2007. N 11. С. 28-33. 16. Сигалов К.Е. Синергетическая организация права: теория и реальность // История государства и права. 2011. № 19. 17. Стрельников К. А. Моделирование как новое направление государственно-правовых исследований // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 24. С. 2-4. ПРАКТИКУМI. Задания для систематизации и повторения изученного материала 1. Составьте сводную таблицу основных теорий происхождения государства и теорий происхождений права, в которой отразите авторов, исторический период возникновения, краткое содержание, плюсы и минусы теории.
2. Составь схемы: «Происхождение государства согласно марксистской теории». «Происхождение государства согласно патриархальной теории». «Происхождение государства согласно ирригационной теории». «Происхождение государства согласно теории насилия». «Происхождение государства согласно психологической теории». «Теории происхождения государства», используя хронологический принцип. 3. Охарактеризуйте происхождение русского государства и права? Какие из названных теорий происхождения государства и права в большей степени отражают особенности этого процесса в нашей стране? II. Задания для рассуждения Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании. Спенсер трактовал государство «как часть природы, которое развивается подобно зародышу животного, причем во всей истории человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим)». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании. Гуго Гроций считал, что: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы. К взаимному общению и заключению такого договора, побуждает людей их разумная природа – «мать естественного права». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании. «Государство – продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены... И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы». (В.И. Ленин). Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании. Л. Петражицкий полагал, что: «Государство и официальное законодательство следует рассматривать как «проекции» правовых переживаний, как «фантазмы» психики». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании. По утверждению Аристотеля: «Государство – наилучшая, завершенная форма общения (развития по схеме семья-селение-государство), в целях достижения общего блага». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании. В Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых...». Объясните суть теории происхождения права, которая нашла отражение в данном документе. Ученый-юрист начала XX века Н.И. Лазаревский писал: "Некоторыми исследованиями этот вопрос о самом происхождении государства считается с научной точки зрения праздным: самого процесса возникновения государственного состояния никто никогда не мог наблюдать, все теории, высказываемые по этому вопросу, не более как догадки. Однако эти теории существуют, имеют своих сторонников, и в этих теориях отражается – и признанием данной теории в значительной мере предопределяется – тот или иной взгляд на самое первооснову государства и на его юридическую природу». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании. С.М. Соловьев считал, что «Каждое государство в процессе своего развития для увеличения своей территории использует два основных способа – насильственный (завоевание) и эволюционно-поступательный (колонизация). Если во внешней политике превалирует первый, насильственный, метод, то это должно говорить об ошибочном пути развитии такого государства. И в этом случае подобные государства, какова бы ни была в других отношениях разница между ними, можно назвать образованием неорганическим, ибо они обыкновенно составляются нарастанием извне, внешним присоединением частей посредством завоевания. Идеал развития государства – когда "государства при самом рождении своем вследствие племенных и преимущественно географических условий являются уже в тех же почти границах, в каких им предназначено действовать впоследствии; потом наступает для всех государств долгий, тяжкий, болезненный процесс внутреннего возрастания и укрепления, в начале которого государства эти являются обыкновенно в видимом разделении, потом это разделение мало-помалу исчезает, уступая место единству: государство образуется. Такое образование мы имеем право назвать высшим, органическим». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании. Н.М. Коркунов: «Все приводит нас к признанию основной причиной, порождающей образования государств, международной борьбы, приводящей к большей сплоченности племенных общин и возникновению в них объединенной власти, первоначально только на время войны, но затем устанавливающейся постоянно и в мирное время и обеспечивающей принудительно мирный порядок». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании. Ф.Ф. Кокошкин: «…государство появляется не с целью «...держать в узде противоположность классов", а для обеспечения согласной деятельности во имя общих интересов: защиты от внешних посягательств и обеспечения внутреннего порядка». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании. Жак Маритен: «…христианин знает, что существует сверхприродный порядок и что высшая цель – абсолютная высшая цель – человека есть Бог, определяющий свою собственную личностную жизнь и вечное блаженство, к которому человек должен быть причастен. Непосредственное подчинение человека Богу превосходит всякое общее благо – как общее благо политического общества (государства), так и внутреннее общее благо Космоса. Косвенное подчинение политического общества (не просто как средства, но как цели, самой по себе достойной, но все же меньшего достоинства) вневременным ценностям, к которым причастна человеческая жизнь, – такое подчинение относится, разумеется, во-первых и главным образом, к сверхприродной цели, которой непосредственно подчинена человек. Чтобы подвести итог всему сказанному в одном выражении, скажем, что закон, с которым мы здесь встретились, – это закон первичности духовного». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании. Ж.Боден: «Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства подобно новому пчелиному рою или подобно ветви, отделенной от дерева и посаженной в почву, ветви, которая, пустив корни, более способна плодоносить, чем саженец, выросший из семени. Но и те и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях. Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании. И.Кант: «Акт, через который народ сам конституируется в государство, собственно говоря, лишь идея государства, единственно благодаря которой можно мыслить его правомерность, – это первоначальный договор, согласно которому все (omnes et singuli) в составе народа отказываются от своей внешней свободы, с тем чтобы снова тотчас же принять эту свободу как члены общности, т.е. народа, рассматриваемого как государство (universi); и нельзя утверждать, что государство или человек в государстве пожертвовал ради какой-то цели частью своей прирожденной внешней свободы; он совершенно оставил дикую, не основанную на законе свободу, для того чтобы вновь в полной мере обрести свою свободу вообще в основанной на законе зависимости, т.е. в правовом состоянии, потому что зависимость эта возникает из его собственной законодательствующей воли». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании. Ильин И.А.: «Государства возникают и упрочиваются с переходом от охотничьего и пастушески-кочевого быта к земледельческому. Община, осевшая на месте со всем своим добром и стадами, связавшая свою участь с засеянным полем и ожидаемым урожаем, естественно, вынуждена отстаивать и защищать свои владения от пришлой орды завоевателей, подвергающей все опустошению. Опасность нашествий рано заставляет провести в жизнь разделение труда между земледельцем, ведущим свое хозяйство, и воином, который сам не обрабатывает землю, но обороняет хозяйство своей общины. Судья, законодатель и жрец получает новое звание – военачальника, и власть его получает новую опору в силе постоянного войска. Защита жизни, очага и хозяйства от набегов кочевников настолько важна, что удачное отражение их естественно создает из общины центр, слывущий защищенным и безопасным. Малые и слабые общины видят свой прямой интерес в том, чтобы отдаться под власть удачно обороняющегося союза и купить себе тем защиту, а купцы, ищущие безопасности для верных оборотов, начинают тяготеть к тому же центру. Государственная власть слагается тем быстрее и прочнее, чем скорее и вернее ей удается обеспечить порядок внутри союза и безопасность от внешних нападений. … государство возникло и упрочилось в поисках внутреннего порядка и внешней безопасности». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании. Т. Гоббс: «Государство есть одно лицо, воля которого в силу соглашения многих людей признается волей их всех, с тем чтобы оно могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов общества ради мира и защиты общих интересов». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании. К. Каутский: «Племя-победитель подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побежденными, превращается в государство». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании. Ж. Гобино: «…род человеческий подчиняется двум законам – отторжению и притяжению, – которые в разной мере воздействуют на все расы, причем первый закон соблюдают только те расы, которым никогда не дано подняться выше элементарного объединения на уровне племени, между тем как второй действует с такой силой, что соблюдающие его этнические группы более способны к прогрессу. …г Самые сильные будут играть в трагедии этого мира роли царей и властителей. Слабые утешатся меньшим». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании. Энгельс Ф.: «Государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы усмиряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании. Ф. Энгельс: «Так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самых столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании. III. Здания для самоконтроля 1. Автором фундаментального исследования «Древнее общество» является: а. Ф.Энгельс б. Л.Морган в. Н.Макиавелли г. К.Маркс 2. Афинскую форму возникновения государства характеризует следующее положение: а. государство возникает в результате завоевания обширных территорий б. государство возникает из классовых противоречий внутри государства в. государство возникает в результате имущественного разделения общества естественным путём г. государство возникает, исходя из потребностей человека 3. В первобытном обществе отношения между людьми регулировали: а. прецеденты б. нормы права в. мононормы г. законы 4. В соответствии с марксистской теорией генезис права означает: а. право возникает как регулятор общественных отношений на смену обычаям и вводит в ранг «закона» появившееся экономическое и социальное неравенство б. право возникает, как необходимость людей упорядочить нормы поведения в. право появляется как воля большинства людей над сравнительно небольшим меньшинством г. право возникает, исходя из потребностей каждого индивида общества 5. Государственная власть отличается от общественной власти родового строя тем, что она: а. не имеет особого аппарата управления б. носит классовый характер в. не имеет материальных средств на содержания госаппарата г. в качестве способа принуждения прибегает только к общественному мнению 6. К социальным причинам возникновения государства относятся: а. изменение климатических условий б. рост численности населения и оседлый образ жизни в. завоевание больших территорий г. переход от присваивающей экономики к производящей 7. К. Витфогель связывает возникновение государства с одним из следующих явлений: а. запрет инцеста б. заключение общественного договора в. руководство ирригационными сооружениями г. разрастание родовой общины 8. Марксистская теория возникновения государства основывается на следующем положении: а. в основу теории положено изменение религиозных и общественных нравов общества б. государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое приводит к социальным изменениям общества, делению на классы, возникновению антагонистических противоречий в. государство возникает в результате завоевания одним народом другого г. государство возникает в силу естественных потребностей людей 9. Не являются формами выражения социальных норм догосударственнного общества (два правильных ответа): а. правовой обычай б. правосознание в. обычай г. миф д. обряд 10. Особенность социальных норм догосударственного общества: а. нерасчлененный характер б. логическая структура в. классовый характер г. наличие санкций 11. Практически все древние восточные государства были: а. военными демократиями б. республиками в. представительными монархиями г. деспотиями 12. Соответствие между территориями и формами происхождения государства: а. Восток б. Афины в. Рим 1. «азиатский способ производства» 2. борьба патрициев и плебеев, завоевание обширных территорий 3. «чистая», классическая форма возникновения государства 13. Соответствие представителей и теорий происхождения права: а. Джон Локк б. Георг Фридрих Пухта в. Ханс Кельзен г. Лев Иосифович Петражицкий 1. нормативистская теория права 2. психологическая теория права 3. естественно-правовая теория 4. историческая школа права 14. Соответствие представителей и теорий происхождения права: а. Рудольф Штаммлер б. Сергей Андреевич Муромцев в. Томас Гоббс г. Лев Иосифович Петражицкий 1. нормативистская теория права 2. психологическая теория права 3. естественно-правовая теория 4. историческая школа права 15. Соответствие представителей и теорий происхождения государства: а. теологическая б. патриархальная в. марксистская г. договорная д. ирригационная 1. Гуго Гроций 2. Фома Аквинский 3. Карл Виттфогель 4. Роберт Филмер 5. Фридрих Энгельс |