ТГП. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА. Теория государства учебнопрактическое пособие Авторский коллектив
Скачать 1.55 Mb.
|
§4. Типология государстваРазвитие общества и государства носит непрерывный характер. Познание сущности современного государства не возможно без анализа особенностей его исторического пути развития определение последних становится возможным лишь в рамках типологии. Типология является одним из приемов научного познания, содержание которого в юридической науке определяется не одинаково. Ряд ученых отождествляют типологию и классификацию (И.А. Ракитов124, Л.П. Рожкова125). Более верной представляется позиция юристов (В.М. Сырых126, Н.В. Сильченко127) разграничивающих эти приемы. В наиболее общем виде различие между типологией и классификацией заключается в следующем: - объектом типологии могут быть лишь наиболее сложные политико-правовые явления – государство и право как тотальные целостности; объектом классификации могут выступать любые явления; - типология должна выявить закономерности развития государства в рамках определенного исторического типа и механизма перехода от одного исторического типа государства к другому; классификация эти задачи не решает, она показывает лишь видовое разнообразие явления. Типология как процедура научного познания призвана установить: 1) какие компоненты социального бытия могут быть взяты основанием типологии; 2) каким образом эти компоненты менялись на протяжении всей истории государства; 3) какие эпохи в истории государства можно выделить с учетом качественных изменений оснований типологии.128 Результатом применения типологии является учение о типе государства. Под типом государства понимают взятые в единстве общие черты различных государств, обусловленные конкретной исторической эпохой. Значение типологии состоит в том, что она позволяет понять сущность государства, внутреннюю логику исторического процесса его развития, а также причины и закономерности изменения формы, функций и роли государства в политической системе. В настоящее время приходиться констатировать, что проблема типологии государства относится к кругу тех проблем, которые изучены явно не в достаточной степени. Во многом это связано с трудностями понимания природы процесса развития государства. Многие вопросы не имеют однозначного ответа. Скажем, существует ли всеобщая история человечества? Имеет ли эта история направление развития? Могут ли быть процессы развития обратимыми? Всегда ли развитие приводит к прогрессу? Эти вопросы приходиться оставить без ответов. Перейдем непосредственно к характеристике основных подходов к типологии. В настоящее время выделяют два основных подхода: формационный и цивилизационный. Формационный подход к типологии государства. Одна из основополагающих идей – это естественно-исторический процесс смены одной общественной формации другой. Каждая последующая формация логически и исторически вытекает из предыдущей, в которой подготавливаются все необходимые предпосылки (экономические, политические, духовные и т.д.). Общественная формация отражает определенный способ производства, соотношение базиса и надстройки, классовую сущность государства, его цели, задачи и функции. Каждая формация проходит три этапа развития: 1) производственные отношения опережают уровень развития производительных сил; 2) уровень производственных отношений соответствует уровню развития производительных сил, общество (государство) достигает своего расцвета; 3) уровень развития производительных сил выше «старых» производственных отношений, формируются «новые» производственные отношения (появляются новые формы собственности и классы), происходит революционные изменения в государственном устройстве. Выделяются три большие формации: первичная (архаичная, период первобытнообщинного строя), вторичная (экономическая), третичная (коммунизм). Основной критерий для их выделения – это наличие либо отсутствие: частной собственности, антогонистических классов, товарного производства. В период первичной и третичной формации государство не существует. В архаичной формации государство еще не возникло, а в период коммунизма государство должно было отмереть. Таким образом, развитие государства происходит в рамках вторичной (экономической) формации. В экономической формации выделяются следующие типы государства: - рабовладельческое; - феодальное; - буржуазное; - социалистическое. Краткая характеристика исторических типов государства. Рабовладельческое государство является исторически первым типом государства, возникающем на рубеже IV и III в.в. д.н.э. (Месопотамия, Египет и др.). Сущность рабовладельческого государства – орудие диктатуры класса рабовладельцев. Экономическая основа – частная собственность рабовладельцев на орудия и средства производства, а также рабов. Основные функции: подавление сопротивления рабов; охрана частной собственности; идеологическое воздействие (физический труд – это удел только рабов и трудового народа); захват и порабощение других народов. Классические три стадии развития прослеживаются на примере Древнего Рима, в истории которого выделяют: 1) царский (VIII-V вв. д.н.э.); 2) республиканский (V-I вв. д.н.э.); 3) императорский (I в. д.н.э.-V). Феодальное государство возникает либо в результате постепенного разложения рабовладельческого строя (во всех рабовладельческих государствах), либо постепенного разложения первобытнообщинного строя (восточные и западные славяне). Сущность феодального государства – орудие диктатуры феодалов. Экономическая основа: собственность феодала на землю при частичной собственности лично зависимых от него крестьян на орудия труда и скот; безвозмездный труд крестьян на феодала. Функции государства: охрана феодальной собственности; подавление сопротивления крестьян; защита страны от внешних врагов; захват чужих территорий. Способ присвоения феодалом прибавочного продукта является земельная рента. Известно три ее вида: отработная, продуктовая, денежная. В целом они соответствуют основным стадиям развития феодального государства: 1) раннефеодальние монархии (конец V – сер. XI в.); 2) сословно-представительные монархии (сер. XI в. – кон. XV в.); 3) абсолютные монархии (кон. XV – XVII в.). Буржуазное государство возникает в результате революций (Нидерланды - 1599; Англия – 1640-1660; Франция – 1789-1799). Сущность буржуазного государства – орудие диктатуры буржуазии. Экономическая основа: частная собственность на средства производства при личной свободе пролетариата. Функции государства: охрана частной собственности буржуазии; подавление сопротивления пролетариата; сглаживание внутриклассовых противоречий между разными частями господствующего класса; определение приоритетных стратегических целей развития буржуазии; борьба за рынки сбыта; защита от внешних угроз. Выделяют три этапа развития буржуазного государства: 1) период свободной конкуренции (XVIII - кон. XIX в.); 2) период монополистического капитализма (кон. XIX - начале XX в.); 3) период социального капитализма (с 30-х гг XX в.) Социалистическое государство возникает в результате социалистической революции (Россия, 1917 г.). Сущность – на первом этапе (1917-1936 гг.) диктатура пролетариата и беднейших слоев крестьянства; на втором (1936-1977 г..) – общенародное государство; на третьем (1977-1991 гг.) – период развитого (зрелого) социализма.. Экономическая основа: общественная собственность на средства производства. Функции государства: подавление сопротивления эксплуататорских классов; ликвидация частной собственности; создание основ социалистической экономики; идеологическое воздействие; защита государства от интервентов; «экспорт» революции зарубеж; создание социалистической системы. Социалистическое государство – это государство переходного типа. Форма правления – социалистическая республика; политическая основа государства – Советы народных представителей на всех уровнях государственного устройства, ведущая роль коммунистической партии; экономическая основа – общая социалистическая собственность. Недостатки формационного подхода: - преувеличение роли экономических факторов; - однолинейная трактовка развития истории, каждый последующий тип государства является более совершенным; - представление о социалистическом государстве как антиэксплуататорском; - ограниченная территория применения (выявленные закономерности типичны в основном лишь для региона Западной Европы). Цивилизационный подход к типологии государства. В основе подходе лежит идея исследования развития государства с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде. Главными факторами оказываются культура, религия, нравы, а не экономика. Государство – это не только институт политического господства, но и фактор социально-экономического и духовного развития общества. Важное значение в типологии имеет понятие цивилизации, под которой следует понимать целостную систему материальных и духовных ценностей, обеспечивающих устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека. Понятие весьма емкое и неоднозначное. Это и синоним культуры, и уровень, ступень развития материальной и духовной культуры, и даже эпоха деградации и упадка культуры в противовес ее целостности, органичности. А поскольку культура, как известно, имеет несколько сотен определений, то в результате появляется возможность говорить о самых разных вариантах цивилизационной типологии. В частности, основываясь на различных подходах к понятию цивилизации, можно выделить, например, следующие виды цивилизаций и соответствующих им типов государства: - восточные, западные и смешанные (промежуточные); - древние, средневековые и современные; - крестьянские, промышленные и научно-технические; - доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; - локальные, особенные и современные.129 В современной литературе можно встретить различные подходы к типологии. Приведем некоторые из них. А.Б. Венгеров выделяет130: - первичные цивилизации (древнеегипетская, шумерская, ассиро-вавилонская, иранская, бирманская, японская и др.). Характерные черты: огромная роль государства как объединяющей и организующей силы, определяющей социальную и экономическую структуры; соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе; - вторичные цивилизации (западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская, буддийская, латиноамериканская и др.). Характерные черты: различие между государственной властью и культурно-религиозном комплексе; двойственное положение правителя – с одной стороны, он достоин всяческого повиновения, с другой – его власть должна соответствовать сакральным принципам и законам. Широкое распространение получил подход Уолта Ростоу131. Все общества по экономическому развитию ученый относит к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления. К первой стадии У. Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия – это период трансформации «традиционного общества» в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия – «сдвиг», «взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости», когда на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. Пятая стадия – это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия». По-мнению А. Тойнби единое общественно-экономическое развитие общества отсутствует. История человечества есть процесс развития локальных цивилизаций, которые А.Тойнби сравнивает с ветвями дерева, вырастающими из единого ствола. Всего ученый выделял 21 цивилизацию (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т.д.). О. Шпенглер также считал, что общечеловеческой культуры не существует, а были и есть только отдельные культуры. Каждая культура имеет «волю к жизни», которая воплощается в ней по-разному. Каждая культура проходит стадии роста: детство, зрелость, старостью. Умирая культура перерождается в цивилизацию. В истории человечества О. Шпенглер выделял 7 мертвых культур (египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, майя), одну культуру он считал умирающей (западноевропейская), одна культура – зарождающаяся (русско-сибирская). Недостатками цивилизационного подхода, как правило, признают следующие: - отсутствие однозначного определения цивилизации и соответственно размытость основания типологии, варианты которой могут быть самыми разными; - недостаточное внимание экономическим факторам; - зачастую игнорирование всеобщей истории человечества, а следовательно не объясняется механизм перехода от одного исторического типа государства к другому. Контрольные вопросы:1. В чем причины многообразия подходов к понятию государства? 2. Какие признаки отличают государство от первобытного общества? 3. Какие признаки отличают государство от других политических организаций в обществе? 4. Как соотносятся понятия «легальность власти» и «легитимность власти»? Может ли легальная власть быть не легитимной и наоборот? Приведите примеры 5. Как соотносятся понятия «государственный суверенитет» и «народный суверенитет»? 6. Как соотносится классовое и общесоциальное в сущности государства? Охарактеризуйте на примерах 7. В чем причины многообразия подходов к типологии государства? 8. Назовите плюсы и минусы цивилизационного и формационного подхода к типологии государства? 9. Какие существуют современные подходы к типологии государства? Темы докладов, рефератов:Соотношение государства и общества. Плюрализм в понимании и определении государства. 3. Роль и место понятия «типология» в понятийном аппарате общей теории государства. 4. Государство и национальные отношения в обществе. 5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов государств. 6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств. 7. Основные признаки присущие современному государству. 8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире. 9. Государство и религия, государство и церковь: вопросы взаимоотношений. 10. Понятие и основные свойства государственной власти. Рекомендуемая дополнительная литератураГринин Л.Е. Государство и исторический процесс: Политический срез исторического процесса. М., 2009. Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс: эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. М., 2010. Затонский В.А. Эффективная государственность / Под ред. А.В. Малько. М., 2006. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. М., 2007. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М., 2009. Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1984. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М., 1998. Честнов И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права: диалогическая природа государства и его место в политической системе общества. СПб., 2007. Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. Чиркин В.Е. Публичная власть. М., Юристъ, 2005. Яковлев А.И. Государственная идеология. М. 2001. Андреева И.А. Современное государство» как исторический тип // История государства и права. 2011. № 22. Баев В.Г. и др. Социальное государство: понятие, содержание, конституционное закрепление // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 17. С. 7-11. Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение. 2002. № 3. с.4-16. Быстрова Д.А. Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации: проблемы соотношения // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 4. С. 9-11. Габрелян Э.В. О правовом и социальном государстве // Российская юстиция. 2011. № 5. Гринин Л.Е. Национальный суверенитет и глобализация // Полис. 2008. № 1. С. 123-133. Дашдамиров З.М. Сущностные признаки суверенитета как правовой категории // История государства и права. 2012. № 2. Жуков В.Н. Государство как ценность // Государство и право. 2009. № 9. С. 14-26. Звонарева О.С. О цивилизационном подходе в теории государства и права // Правоведение. 2003. № 4. С.173-180. Карнаушенко Л.В. «Политическая власть» и «государственная власть»: к вопросу о соотносимости понятий и смысловом наполнении дефиниций // Философия права. 2008. № 1. С.23-26. Крылов Б.С. Государственный суверенитет: современные проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 6. С. 2-6. Лукашук И.И. Глобализация и государство // Журнал российского права. 2001. № 4. С.64-75. Маликова А.Х. Эволюция теории и практики правового и социального государств и их соотношение в историческом развитии // Государство и право. 2009. № 10. С. 36-41. Магомедов Ш. Б. Теоретические основы социального государства на современном этапе // Российский юридический журнал. 2012. № 1 (январь-февраль). С. 7-17. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7. С.5-14. Мартышин О. В. Идея социального государства и ее противники // Государство и право. 2011. № 12. С. 5-15. Марченко Е.И. Государственный суверенитет в XXI веке: стратегия развития и концептуальные версии // Философия права. 2009. № 4. С. 124-126. Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. 2003. № 1. С.186-196. Панфилова Т.В. Формационный и цивилизационный подходы: возможности и ограниченность // Общественные науки и современность. 1993. № 6. С. 3-10. Пономарева И.П. К новейшему решению проблемы суверенитета // Российский юридический журнал. 2008. № 6. С. 33-38. Постников В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики // Журнал российского права. 2005. № 1. С.98-105. Солодухин К.А. Власть как предмет юридико-политической науки // Государство и право. 2009. № 12. С. 96-100. Столяров И.В. Введение к системной морфологии государства // Государство и право. 2003. № 8. С. 10-18. Тихомиров Ю.А. Государство: развитие теории и общественная практика // Правоведение. 1999. № 3. С.3-14. Тихомиров Ю.А. О модернизации государства // Журнал российского права. 2004. № 4. С.3-16. Троицкая А.А. Пределы публичной власти: конституционно-правовое осмысление // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2009. № 5. С. 43-61. Чепунов О.И. Концептуальные подходы к государственной власти // «Черные дыры» российского законодательства. 2008. № 1. С. 79-81. Чиркин В.Е. О публичной власти // Государство и право. 2003. № 10. С.8-15. ПРАКТИКУМI. Задания для повторения и обобщения изученного материала 1. Заполните обобщающую таблицу «Основные подходы к сущности государства»
II. Задания для рассуждения Проанализируйте представленное ниже определение государства, выскажите свое мнение по поводу того, насколько оно отражает сущность современного государства, назовите существенные признаки государства, которые выделяет автор данного определения: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим» (В.И. Ленин). Проанализируйте представленное ниже определение государства, выскажите свое мнение по поводу того, насколько оно отражает сущность современного государства, назовите существенные признаки государства, которые выделяет автор данного определения: «Государство – это организованный народ, живущий на определенной территории и объединенный верховной независимой властью» (П.А. Сорокин). Жан Боден, автор теории суверенитета государства (XVI в), полагал, что государственный суверенитет – «это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными». Проанализируйте данное определение, сравните его с современными подходами к понятию государственного суверенитета. Проанализируйте представленное ниже определение государства, выскажите свое мнение по поводу того, насколько оно отражает сущность современного государства, назовите существенные признаки государства, которые выделяет автор данного определения: «Государство – это одна из форм человеческого общения, один из видов общественных союзов» (А.М. Хвостов). Проанализируйте представленное ниже определение государства, выскажите свое мнение по поводу того, насколько оно отражает сущность современного государства, назовите существенные признаки государства, которые выделяет автор данного определения: «Государство есть правовая организация народа, обладающая во всей полноте своей собственной, самостоятельной и первичной, т.е. ни от кого не зависимой властью» (Б.А. Кистяковский). Проанализируйте представленное ниже определение государства, выскажите свое мнение по поводу того, насколько оно отражает сущность современного государства, назовите существенные признаки государства, которые выделяет автор данного определения: «Государство – это общественный союз, представляющий собой самостоятельное принудительное властвование над свободными людьми» (Н.М. Коркунов). По мнению С. Авакьяна государственный суверенитет «производен от народного суверенитета и является его логическим продолжением» Проанализируйте данное высказывание, обоснуйте свою точку зрения по поводу соотношения понятий народный суверенитет и государственный суверенитет. М. Вебер выделял три формы легитимности государственной власти: традиционная; харизматическая; рациональная. В чем суть такой классификации? Выявите отличительные черты каждого вида легитимности власти. Б.Я. Кистяковский: «Только государство обладает всей полнотой власти и располагает всеми ее формами. Все остальные социальные организации обладают лишь частичной властью или какою-нибудь одной из ее форм. Притом власть всех остальных социальных организаций нуждается для своего осуществления в санкции и в поддержке со стороны государственной власти». Проанализируйте данное высказывание, сформулируйте свою точку зрения по поводу предназначения государственной власти, способах и пределах ее осуществления. Н.М. Коркунов так оценивал роль государства: «История человечества творится главным образом государственною деятельностью». Проанализируйте изложенную точку зрения, сформулируйте свое мнение по поводу значения государственной организации в истории общества. Л.И. Петражицкий считал, что предназначение государственной власти состоит в следующем: «Государственная власть есть власть служебная, прежде всего и преимущественно по отношению к правам граждан и праву вообще». Проанализируйте данное высказывание, продумайте аргументы за и против данной точки зрения. В.И. Ленин писал: «Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства». Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения. «Винтовка рождает власть»,– гласит известный афоризм Мао Цзэдуна. Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения. «Государственным благом является справедливость» (Аристотель).Проанализируйте данное высказывание, обоснуйте Ваше понятие справедливости в деятельности государства. «Самое ценное в стране – народ, затем уж следует власть, а наименьшую ценность имеет правитель» (Мэн-Цзы). Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения. «Государство – не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, для придания ему отчасти травоядного характера» (Артур Шопенгауэр). Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения. «Чтобы управлять государством, нужно поменьше говорить и побольше слушать» (Кардинал Ришелье). Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения. «Отмирание государства придет не через ослабление государственной власти, а через ее максимальное усиление» (Иосиф Сталин). Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения. «Существование государства, – это – шествие бога в мире; его основанием служит сила разума, осуществляющего себя как волю» (Гегель). Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения. «Любое государство есть угнетение. Рабочие обязаны бороться даже против советского государства – и в то же время беречь его, как зеницу ока» (В.И.Ленин). Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения. «Если какое-либо государство не в состоянии защищать своего нейтралитета, то бесполезно говорить об этом нейтралитете» (Г. Трейтшке). Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения. «В государстве общество обязано жертвовать частью собственного эгоизма ради благополучия большинства. Непосредственной целью государства является стабильность, достижение спокойствия» (Рихард Вагнер). Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения. «Сущность государства есть бездушный автоматизм. Оно руководствуется материальными интересами больших или меньших человеческих массивов, понимаемых как целое. К интересам личности как таковой оно безучастно». Д.Андреев «Роза Мира». Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения. «Держава может удерживаться на неверии, но не удержится на несправедливости» (Аль-Маварди). Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения. «Большая империя, как и большой пирог, легче всего объедается с краев» (Франклин Б.). Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения. «Основой власти во всех государствах – как унаследованных, так и смешанных и новых – служат хорошие законы и хорошее войско» (Макиавелли Н.) Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения. «Идеальное правительство невозможно, потому что люди наделены страстями; а не будь они наделены страстями, не было бы нужды в правительстве» (Вольтер). Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения. «Самые лучшие вожди те, существование которых народ не замечает» (Лао-Цзы). Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения. Стремление к власти так же присуще человеку, как и преклонение перед властью над собой. Первое свойство делает из нас тиранов, второе – рабов (Уильям Хэзлитт). Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения. Хотите подчинить себе других – начинайте с себя (Люк де Клапье Вовенарг). Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения. III. Задания для подготовки эссе Проанализируйте предложенные высказывания (афоризмы), поддержите или опровергните позицию автора в форме эссе-рассуждения, аргументируйте свою точку зрения. 1. Пословица говорит, что волка за уши не удержишь, но граждан и государство только за уши и следует вести, не подражая тем, кто, по невежеству и неспособности в искусстве слова, прибегает к приемам пошлым и низменным, обращается вместо слуха к утробам и кошелькам. Плутарх 2. Не существует естественных границ государства. Карл Раймунд Поппер 3. Качество государства зависит от качества людей, поэтому задача политики - обучение и изучение их нужд. Платон 4. Государство, которое неспособно видоизменяться, неспособно и сохраниться. Эдмунд Бёрк (Берк) 5. Если государство могущественно, оно нас расплющивает. Если государство слабо, мы погибли. Поль Валери 6. Легко народом править, если он Одною общей страстью увлечен. Михаил Юрьевич Лермонтов 7. Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению. Аристотель 8. Самое ценное в стране - народ, затем уж следует власть, а наименьшую ценность имеет правитель. Мэн-Цзы 9. Каждая цивилизация начинается с теократии и заканчивается демократией. Виктор Мари Гюго 10.Когда государством руководит правитель, то государство прочное. Когда государством руководит самоуправствующая личность, то обоим долго не продержаться. Лууле Виилма 11. Государство делает слабым недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях. Неизвестный автор 12. Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести. Конфуций (Кун-Цзы) 13. Чтобы управлять государством, нужно поменьше говорить и побольше слушать. Ришелье 14. Несчастна та страна, которая нуждается в героях. Бертольт Брехт 15. Правителей лучше иметь ленивых, чем беспокойных. Эзоп (Эсоп) 16. Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше. Булат Шалвович Окуджава 17. В каждом творце конституции прячется утопист. Фрэнк Маньюэл 18. Наиболее свободные страны те, в которых граждане менее всего зависят от государства. Константин Кушнер 19. Большая империя, как большой пирог, легче всего объедается с краев. Бенджамин Франклин 20. Кто рассчитывает только на попечение государства, пусть подумает о судьбе американских индейцев. Американская поговорка III. Здания для самоконтроля 1. В основе формационного подхода к типологии государства лежит: а. общественно-экономическая формация б. общественно-полезная деятельность в. общественно-полезный труд г. совокупность культурных ценностей 2. Государство, которое не относится к историческому типу государств с точки зрения формационного подхода: а. рабовладельческое государство б. правовое государство в. буржуазное государство г. социалистическое государство 3.Идеальное представление о результатах деятельности государства – это его а. принципы б. функции в. задачи г. цель 4. К социалистическому типу государства относится: а. Вьетнам б. Россия в. Австралия г. Франция 5. К признакам государства относится наличие: а. государственной идеологии б. аппарата управления в. развитой инфраструктуры г. правовой культуры 6. Концепция социального государства предполагает усиление регулирующего воздействия государства на: а. президента б. общество в. аппарат государства г. парламент 7. Культурные, религиозные, национальные, психологические и прочие духовные признаки лежат в основе подхода к типологии государства: а. классового б. общесоциального в. формационного г. цивилизационного 8. На создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, направлена политика государства: а. правового б. социалистического в. классового г. утопического 9. Носители государственной власти, те, кому может принадлежать государственная власть именуются: а. объекты власти б. ресурсы власти в. субъекты власти г. методы власти 10. Общесоциальные концепции сущности государства считают основным назначением государства: а. социальный арбитраж б. выполнение общественных дел в. осуществление организованного насилия г. защиту интересов правящего класса 11. Один из признаков государства: а. олигархия б. демократия в. взимание налогов и пошлин г. метод правового регулирования 12. Определение государства как машины для поддержания «господства одного класса над другим» сформулировал: а. В.Ленин б. Г.Гегель в. Т.Гоббс г. Ж.-Ж. Руссо 13. Основа типологии государства в рамках цивилизационного подхода: а. материально-производственные факторы б. психологические факторы в. формально-юридические средства г. социокультурные факторы 14. Понятие исторического типа государства по формационному критерию: а. совокупность общих признаков всех государств с соответствующим типом собственности; б. совокупность общих признаков государств имеющих соответствующий политический режим, государственное устройство; в. совокупность общих признаков всех государств определённой общественно-экономической формации, выражающих их классовую сущность; г. совокупность основных важнейших черт государства в соответствии с их классовой сущностью 15. Признак, по которому организуется население в государстве: а. территориальный б. родоплеменной в. индивидуальный г. кровного родства |