Главная страница
Навигация по странице:

  • УДК 82.09(075.8) ББК Ш300.09я73 Р592 Н. А. Рогачева.

  • ISBN 978-5-400-00994-5 © ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2014© НА. Рогачева, 2014 3Оглавление

  • РаЗДел 1. КОММУниКаТивнаЯ ПРиРОДа ХУДОЖеСТвеннОЙ СлОвеСнОСТи

  • Тесты для самопроверки, рекомендации по выполнению аналитических работ, глоссарий, список литературы


    Скачать 1.55 Mb.
    НазваниеТесты для самопроверки, рекомендации по выполнению аналитических работ, глоссарий, список литературы
    Дата19.10.2018
    Размер1.55 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла!!!Rogacheva_371_UP_2014.pdf
    ТипТесты
    #53879
    страница1 из 16
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
    ФГБОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
    Н. А. РОГАчЕВА
    ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ПРАКТИКА чИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Учебное пособие
    Тюмень
    Издательство
    Тюменского государственного университета

    УДК 82.09(075.8)
    ББК
    Ш300.09я73
    Р592
    Н. А. Рогачева. Теория лиТераТуры и пракТика чиТаТель- ской деяТельносТи: учебное пособие. Тюмень Издательство Тюменского государственного университета, 2014. 276 с.
    В основу пособия положена идея коммуникативной природы художественной словесности, в свете которой оцениваются все базовые теоретико- литературные категории. Включает теоретический материал, аналитические и проверочные задания, тесты для самопроверки, рекомендации по выполнению аналитических работ, глоссарий, список литературы.
    Пособие предназначено для студентов направления Педагогическое образование всех форм обучения.
    Рабочая программа дисциплины размещена на сайте ТюмГУ: http://
    utmn.ru/ ив разделе кабинета информационной системы Института дистанционного образования https://iside.distance.ru «Учебно-методическое обеспечение».
    Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института филологии и журналистики ТюмГУ, кафедрой русской литературы.
    Рецензенты: Е. Н. Эртнер
    , доктор филологических наук, профессор, завкафедрой русской литературы Института филологии и журналистики ТюмГУ
    Т. В. Обласова
    , доктор педагогических наук, доцент кафедры филологии Тюменского областного государственного института развития регионального образования Ответственный за выпуск А. В. Трофимова
    , завотделом учебно-методических ресурсов Института дистанционного образования
    ТюмГУ
    ISBN 978-5-400-00994-5
    © ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2014
    © НА. Рогачева, 2014

    3
    Оглавление
    предислоВие ................................................................................................................. РАЗДЕЛ 1. КОММУНИКАТИВНАЯ ПРИРОДА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ слоВесносТи ................................................................................................................. Глава 1. Особенности эстетической коммуникации ............................................... Резюме ..................................................................................................................... Вопросы для самопроверки .............................................................................. Глава 2. Слово как материал художественного творчества .............................. 18
    §1. Тропы в художественном тексте. Прямое слово. Фигуры речи ..................................................................................................32
    §4. Чужое слово и интертекст Резюме Вопросы для самопроверки Глава 3. Поэзия и проза. Основы стиховедения. Зачем изучать стихотворные размеры ................................................40
    §2. Метр и ритм. Системы стихосложения ................................................43
    §3. Рифма. Эвфония ..........................................................................................................55
    §5. Строфика .........................................................................................................57
    §6. Ритм и смысл Резюме Вопросы для самопроверки Глава 4. Категория автора в художественном произведении ...........................65
    §1. Автор как категория исторической поэтики .......................................66
    §2. Биографический автор ...............................................................................68
    §3. Художественный автор ..............................................................................69
    §4. Автор и повествователь. Субъектная организация произведения ................................................................................................ Резюме Вопросы для самопроверки Глава 5. Категория читателя в современном литературоведении ...................84
    §1. Реальный читатель .......................................................................................85
    §2. Образ читателя в художественном тексте (эксплицитный читатель) .................................................................................................................88
    §3. Воображаемый читатель ............................................................................90
    §4. Имплицитный читатель ............................................................................. 91

    4
    §5. Виды читательской деятельности ...........................................................93
    §6. Методы литературоведческого анализа текста Резюме Вопросы для самопроверки РАЗДЕЛ 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРНОГО проиЗВедения .......................................................................................................... Глава 1. Персонаж ...........................................................................................................110
    §1. Имя героя в тексте литературного произведения ............................117
    §2. Портрет ..........................................................................................................120
    §3. Речь персонажа ..........................................................................................129
    §4. Типологические характеристики литературного персонажа .......131
    §5. Система персонажей Резюме Вопросы для самопроверки Глава 2. Сюжет и фабула в художественном произведении ..........................138
    §1. Сюжетообразующее событие ..................................................................138
    §2. Сюжет и фабула ........................................................................................143
    §3. Композиция сюжета Резюме Вопросы для самопроверки Глава 3. Пространственно-временная организация литературного произведения .................................................................................................................... 152
    §1. Художественное пространство ..............................................................152
    §2. Художественное время ............................................................................162
    §3. Хронотоп Резюме Вопросы для самопроверки Глава 4. Предметно-вещный мир литературного произведения .....................171
    §1. Перцептивный образ ..................................................................................171
    §2. Специфика художественной вещи .......................................................175
    §3. Деталь и подробность Резюме Вопросы для самопроверки Глава 5. Литературный роди жанр как типологические характеристики художественного произведения ................................................................................. 186
    §1. Эпос, жанры эпоса .....................................................................................187
    §2. Лирика, жанры лирики ............................................................................193
    §3. Драма, жанры драмы ...............................................................................196
    §4. Жанровые системы ...................................................................................200
    Резюме Вопросы для самопроверки ............................................................................203
    ЗаклЮчение ПРАКТИКУМ Задания для конТроля Тесты для самоконтроля Ключик тестам для самоконтроля Вопросы для подготовки к зачету ГЛОССАРИЙ ................................................................................................................... список лиТераТуры ...........................................................................................274

    6
    ПРеДиСлОвие
    Курс Теория литературы и практика читательской деятельности имеет определяющее значение в системе освоения студентом теоретико-литературных знаний и практической подготовке учителя к преподаванию курса литературного чтения в начальной школе. Содержание дисциплины нацелено на формирование представлений о месте искусства слова в истории культуры, о системно-целостном единстве художественного произведения, об исторических фазах литературного процесса, о путях понимания и методах анализа литературных явлений.
    цель курса подготовка студентов к организации читательской деятельности младших школьников освоение ключевых понятий, терминов, категорий и принципов поэтики литературного произведения, осмысление эстетической сущности искусства слова, овладение первичными навыками системно-целостного анализа художественного текста, понимание сущности читательской деятельности.
    В курсе Теория литературы и практика читательской деятельности решаются, прежде всего, учебные задачи, которые предпо- лагают:
    а) усвоение основ теоретической поэтики, общих свойств художественной литературы как вида искусства, ее роли и места в социокультурной жизни;
    б) умение студента различать жанры художественной словесности, видеть их взаимосвязанность; прослеживать генетические связи между произведениями, отдельными сюжетами и мотивами устанавливать отношения между коллективными авторским творчеством находить закономерности исторического изменения словесной культуры, характеризовать смысловую и формальную структуру литературного произведения;
    в) знание основных фаз историко-литературного процесса;
    г) владение современными методиками анализа литературного произведения.
    Методической задачей курса является подготовка студентов к преподаванию предмета в начальной школе. Задача включает в себя формирование ряда умений:
    а) составление тематического плана, рассчитанного на перспективу литературной подготовки школьника
    б) разработка разных типов урока по изучению художественного произведения;
    в) подготовка контрольных вопросов для оценки читательской компетенции школьника.
    Эвристические и исследовательские задачи курса связаны с дальнейшей подготовкой филолога. Знание основ теории литературы, умение пользоваться системой приемов анализа литературного текста должно послужить базой для исследовательской работы в рамках избранной студентом специализации.
    «Теория литературы и практика читательской деятельности (Б3.
    Вариативная часть) входит в группу дисциплин по выбору профессионального цикла. Изучение данной дисциплины строится на знаниях студента, полученных входе освоения им историко-литературных курсов Детская литература, История русской литературы. В курсе Детская литература формируется представление о специфике детской литературы, что дает основание вести разговор о выборе методики анализа произведения для детей, в отличие от текстов, предназначенных исключительно взрослой аудитории. Курс История русской литературы обеспечивает знание контекста, в рамках которого создается и функционирует детская литература.
    Содержательная и методическая направленность курса Теория литературы и практика читательской деятельности обусловлена двумя взаимосвязанными аспектами. Первый из них — необходимость овладеть языком литературоведения, той системой понятий, которая позволяет перейти от уровня эмоционального восприятия литературного произведения к его аналитическому чтению, к пониманию. В таком случае не имеет принципиального значения, на каком литературном материале показаны те или иные стороны поэтики произведения. Более того, сложные классические тексты русской литературы дают возможность увидеть, какую роль играет поэтика и литературоведческий инструментарий, предназначенный для анализа поэтики) в понимании далеко не очевидной мысли автора. Второй аспект, напротив, подчинен практической направленности предмета на подготовку учителя младших классов. Применение общетеоретических знаний к анализу детской литературы или произведений, написанных не для детей, но перешедших в детскую аудиторию, безусловно, требует особых навыков, знания методик, учитывающих специфику объекта исследования. Исходя из этих
    аспектов содержания курса, в пособии приводятся примеры анализа произведений русской классики и произведений, включенных в программу литературного чтения для младшей школы.
    Материал пособия рассчитан преимущественно на самостоятельную подготовку студента. Содержание лекций излагается тезисно, темы для самостоятельного изучения представлены в более пространном изложении. Планы практических занятий, а также практические задания по основным разделам курса и рекомендации по их выполнению приведены в разделе Практикум. Пособие рассчитано на то, что в процессе изучения предмета слушатели будут обращаться к другим источникам, список которых приведен в издании. В разделе Практикум размещены рекомендации по изучению литературоведческих материалов, необходимых для полного усвоения программы курса.
    Работа с пособием включает 1) знакомство с теоретическими материалами по изучаемой теме 2) выполнение заданий раздела Практикум по каждой теме 3) ответы на вопросы для самопроверки) выполнение итоговых тестов

    9
    РаЗДел 1. КОММУниКаТивнаЯ ПРиРОДа
    ХУДОЖеСТвеннОЙ СлОвеСнОСТи
    цели и задачи раздела
    Основное содержание раздела направлено на формирование представления об эстетической природе литературного творчества. Задачи — показать специфику эстетической коммуникации, раскрыть содержание категорий автор, литературный текст, читатель. Материал раздела рассчитан на практическое применение в процессе анализа литературного произведения на занятиях по истории литературы, входе методической разработки уроков литературного чтения в начальных классах.
    Рекомендации для самостоятельной подготовки
    Для успешного усвоения тем необходимо ознакомиться с теоретическим разделом пособия, дополнив знания с помощью рекомендованной литературы ответить на вопросы для самопроверки и выполнить практическую работу из раздела Практикум соотнести полученные знания с перечнем основных понятий в разделе Глоссарий. При выполнении заданий раздела Практикум постараться учесть разные аспекты теории эстетической коммуникации.
    глава 1. ОСОБеннОСТи эСТеТичеСКОЙ
    КОММУниКации
    Основным предметом теории литературы служит коммуникативная природа литературного творчества. Всякое художественное произведение является компонентом коммуникативной системы уже потому, что оно кем-то создано с определенной целью, оформлено как самостоятельное высказывание и кому-то адресовано. В этом смысле оно не отличается от других высказываний, например сообщений бытового или научного характера. И тем не менее художественная коммуникация носит принципиально иной характер по сравнению с другими информационными системами. В чем заключается ее специфика Чем художественный текст отличается от научного, повседневного, религиозного текстов
    Художественная словесность входит в сферу искусства и обладает качествами, которые присущи произведению любого из его видов. Главным специфическим свойством художественной коммуникации является ее эстетический характер. Объясняя значение данного понятия по отношению к литературным текстам, немецкий исследователь В. Шмид пишет Эстетическое восприятие текста подразумевает напряжение разных воспринимающих сил, как познавательных, таки чувственных, и оно не ограничивается ни тематической информацией текста, ни средствами ее выражения. Это восприятие целостное, восприятие структуры, включающей взаимодействия содержательных и формальных элементов. В эстетической установке на текст действует презумпция семантичности всех его элементов, как тематических, таки формальных…»
    1
    Как видим, эстетическая коммуникация характеризуется установкой на целостность восприятия художественного объекта. Понятие целостности подразумевает ряд параметров. Во-первых, это эстетическая целесообразность предмета искусства. Содержание и значение художественного предмета заключено в нем самом. Огрубляя, можно сказать, что назначение романа Война и мир не в том, чтобы реконструировать историю наполеоновских войн, не в том, чтобы воспитывать любовь к Родине, не в том, чтобы служить учебником русского языка, давать примеры для правил орфографии и пунктуации. Все эти функции великий роман Л. Н. Толстого может успешно выполнять, но тогда он утратит свое собственное назначение — быть творением гениального воображения и разума, волновать читателей тем, как он построен, как созданы его образы, целый мир, пробуждать ответное творческое воображение аудитории. Цель искусства — сотворение прекрасного, порождение отклика на прекрасное творение в душе человека, воспринимающего художественное произведение.
    Во-вторых, целостность предполагает нерасчлененность содержания и формы. Отсюда следует важнейший вывод данное художественное содержание существует только в данной форме. Нельзя выразить одну и туже художественную мысль двумя разными произведениями, в отличие от мысли научной теорему можно сформулировать словами, зафиксировать графически или алгебраической
    1
    Шмид В. Нарратология. МС формулой, не исказив ее содержания. Содержание Евгения Оне- гина» можно проинтерпретировать в кино, в опере, в литературоведческом исследовании, но это будет именно интерпретация, в большей или меньшей степени близкая роману АС. Пушкина, ноне тождественная ему.
    Над вопросом о неразрывности содержания и формы в произведении художественной словесности размышляют многие теоретики искусства. Приведем толкование этого тезиса, данное Е. Г. Эткин- дом в работе о путях интерпретации поэтического текста Единство содержания и формы — как часто мы пользуемся этой формулой, звучащей вроде заклинания, пользуемся ею, не задумываясь над ее реальным смыслом Между тем по отношению к поэзии это единство имеет особо важное значение. В поэзии все без исключения оказывается содержанием — каждый, даже самый ничтожный элемент формы строит смысл, выражает его размер, расположение и характер рифм, соотношение фразы и строки, соотношение гласных и согласных звуков, длина слови предложений и многое-многое другое. По-настоящему понимать поэзию значит понимать ее содержание не в узком, привычно-бытовом, а в подлинном, глубоком, всеобъемлющем смысле этого слова. Понимать форму, ставшую содержанием. Понимать содержание, воплотившееся в единственно возможной, им порожденной, им обусловленной форме. Понимать, что всякое, даже малое изменение формы неминуемо влечет за собой изменение поэтического содержания»
    1
    В-третьих, целостность произведения основана на единстве эмоционального тона всего высказывания, тона, служащего основным способом выражения авторского отношения к реальности. Белая береза С. Есенина пронизана легкой грустью, связанной с ощущением проходящего времени. Элегическая тональность, окутывающая этот поэтический образ, — признак художественности. Вне человеческого взгляда ни одна береза в природе не печальна, нерадостна. Таковой ее делает эмоциональная реакция наблюдателя. Искусство отличается от наших бытовых и сиюминутных реакций тем, что воплощает их в слова, способные рождать в читателе ответные чув- ства.
    1
    Эткинд Е. Г. Проза о стихах. МС Вторым специфическим свойством художественной коммуникации является особое соотношение содержания художественного высказывания с реальностью. Этот вопрос входит в область актуальных проблем современной теории литературы. В. Шмид подчеркивает, что одним из основных признаков художественного текста является его фикциональность, то есть то обстоятельство, что изображенный в тексте мир является фиктивным, вымышленным.
    <…> Термин фиктивный, производный от лат. fingere (образовывать, изображать, представлять себе, вымышлять, создавать видимость, обозначает объекты, которые, будучи вымышленными, выдаются за действительные, притязают на реальность. Современное представление о фикциональности художественного мира восходит к античной теории мимесиса: Вымысел (ficti�), понимаемый вари, понимаемый вари, понимаемый вари- стотелевском смысле как мимесис — это художественная конструкция возможной действительности»
    1
    Фикциональность не является синонимом обмана, выдумки, которая вводит кого-либо в заблуждение. Более того, художественные тексты относятся к тому типу высказываний, которые невозможно проверить на истинность — ложность (К. Тарановский). Фикциональ- ный мир реален для персонажей произведения. Но он реален и для автора как способ суждения о действительности. Отечественная война
    1812 г, изображенная Л. Н. Толстым в романе Война и мир, несет в себе представление писателя об истинном событии. Читатель романа не делит героев Толстого напридуманных и реальных, так как в действительности Войны и мира все они в равной мере реальны. С другой стороны, Кутузов и Наполеон — в такой же мере вымышленные, возможные лица, как и другие персонажи романа.
    Фикциональная, возможная реальность художественного произведения требует от читателя полного доверия. Автор не говорит читателю Я думаю, что это было так. Он представляет мир в его определенной данности, не вводя никого в заблуждение. Показателями фикциональности служат все специфические признаки художественного высказывания:
    его отнесенность к литературному роду и жанру;
    —
    рамочные компоненты — имя автора, наличие заглавия, посвящения, предисловия, даты создания;
    1
    Шмид В. Нарратология. С. 23, 24.
    определенный модус высказывания — проявленная в тексте произведения эмоциональная оценка всех показанных событий и персонажей, например патетическая, идиллическая, сатирическая и др.;
    отсылки к другим литературным текстам;
    —
    особая ритмическая организация речи, использование языка в целях создания возможной реальности, структура которой в свою очередь обусловлена законами речевой структуры.
    Прокомментируем последний из приведенных тезисов. Читая рассказ В. Драгунского Девочка на шаре, мы соотносим по меньшей мере четыре образа цирка первый, в котором герой ничего не понял, так как был слишком мал, второй, где произошла встреча с девочкой на шаре, третий — цирк из воспоминаний о детстве папы
    Дениски, четвертый — цирк без чуда, без девочки. Эти образы связаны, помимо прочего, ритмически первый и третий образ безличны, второй и четвертый наполнены конкретными событиями, эмоционально насыщены. Почему это происходит — вопрос, относящийся к содержанию рассказа, которое предопределено композицией.
    Третьим специфическим свойством художественной коммуникации является знаковый характер художественного текста. Причем знаковая природа художественного высказывания создается в результате наложения разных структурных уровней — графического, фонетического, грамматического, лексического, синтаксического, образно-тематического. Слово, речь служит материалом для создания образно-тематического уровня мы видим за словами (знаками) целый мир, созданный воображением автора и развернутый в нашем воображении. В самом показанном мире ищем смысла, относясь к изображенной реальности как к знаковой системе, как к языку, оформляющему мысль художника. Наложение различных уровней, каждый из которых обладает собственной семантикой (значением) и одновременно участвует в построении значения других уровней художественной структуры, а также высказывания в целом, обусловливает многомерность мысли литературного произведения.
    Вновь обратимся к размышлениям В. Шмида о соотношении содержания и формы в литературном тексте А для того чтобы произведение вызвало у читателя эстетическую установку, автор должен организовать повествование таким образом, чтобы оно не было носителем лишь тематической информации, чтобы содержательной стала сама манера повествования. Преобладание эстетической функции
    требует, чтобы тематические и формальные элементы друг друга мотивировали и оправдывали, способствуя в познавательном и чувственном взаимодействии образованию сложного эстетического содержания»
    1
    Специфика эстетической коммуникации проявляется не только в позиции автора по отношению к высказыванию, не только в характере самого высказывания, но ив реакции на сообщение воспринимающего сознания. Понятие эстетических эмоций было обосновано немецким философом И. Кантом. В соответствии сего учением эстетические эмоции неутилитарны (бескорыстны, созерцательны, внерациональны (их нельзя обосновать с помощью логических процедур, общезначимы, носят игровой характер. Произведение искусства привлекает зрителя (читателя, слушателя) совершенством художественной формы, вызывая при этом игру душевных сил, пробуждая разум, чувства, заставляя переживать чужой опыт как собственный, узнавать в чужой судьбе отголоски пережитого. Проявление эстетического отношения характеризуется такими эстетическими категориями, как прекрасное — безобразное, возвышенное — низменное. Искусство гармонизирует мир, придавая ему целостный смысл, оформляя текучую реальность в художественную систему. Но искусство может высвечивать и хаотические основания мироздания, выпускать хаос на свободу, снимая видимый покров внешней целесообразности.
    Область эстетики включает не только артефакты, но и любые предметы, если они предполагают эстетическое отношение, рассматриваются с эстетической точки зрения. Так, простое полено, если оно выведено из сферы утилитарного употребления (не предназначено для печки, для столярных работ, становится искусной и живой игрушкой, то есть художественным образом, когда находится человек, способный увидеть в полене человеческий образ и воплотить свое видение, оформить его.
    Автор термина эстетика А. Баумгартен определял эстетическое как чувственную форму познания мира, противопоставив его логическому знанию. Этот аспект внешней воплощенности идеи, по словам А. Ф. Лосева, относится к ключевым признакам искусства Эстетический предмет теми отличается от других, что он есть объективная,
    1
    Шмид В. Нарратология. С. 42.

    15
    внешне-вещественная, воспринимаемая чувственным зрением и слухом внутренняя жизнь, иной раз даже необозримые глубины чувств и ощущений. Он всегда есть некая выраженность живого трепета жизни, того или иного трепета и при этом какой угодно жизни, большой или малой, глубокой или мелкой, широкой или узкой»
    1
    Специфической чертой художественной словесности является ее образная природа. Образность присуща не только искусству каковы бы ни были
    <…> смыслы, чтобы войти в наш опыт (притом социальный опыт, они должны принять какое-либо временно- пространственное выражение, то есть принять знаковую форму, слышимую и видимую нами. Художественный образ отличается от других типов образности комплексом признаков. Он обладает уникальностью, единичностью, пронизан ценностными, эмоциональными реакциями автора на изображенный мир. В тоже время художественный образ представляет собой обобщение, воплощает типические свойства явления. Символическая природа художественного образа обусловливает потенциальную множественность его последующих интерпретаций. Художественный образ создан воображением автора и рассчитан на ответное читательское воображение.
    Художественный образ обращен в первую очередь к эстетическим чувствам — зрению и слуху. Однако словесность, в отличие от других видов искусства, способна воссоздавать весь спектр ощущений реальности — в том числе запахи, вкус, осязание. При этом собственно материалом словесного искусства выступает язык, оформленный как текст. Произведение разворачивается в двух планах как последовательность языковых единиц отзвука до синтаксической конструкции и как целый мир, завершенный в пространстве и времени. Эстетическое восприятие предполагает, что читатель связывает эти планы, видит их взаимообусловленность Текст как таковой не является мертвым от любого текста, иногда пройдя через длинный ряд посредствующих звеньев, мы в конечном счете всегда придем к человеческому голосу, так сказать упремся в человека
    1
    Лосев А. Ф. История античной эстетики. М, 1969. Т. 2. С. 325.
    2
    Бахтин ММ. Формы времени и хронотопа в романе // Бах- тин ММ. Вопросы литературы и эстетики. МС. См Скиба В. А, Чернец Л. В. Образ художественный // Введение в литературоведение учеб. для вузов / под ред. Л. В. Чернец. МС но текст всегда закреплен в каком-нибудь мертвом материале на ранних стадиях развития литературы в физическом звучании, на письменной стадии — в рукописях (на камне, на кирпичах, на коже, на папирусе, на бумаге в дальнейшем рукопись может принять форму книги…»
    1
    В центре курса литературного чтения находится слово художника, слово как материал искусства и слово как само искусство. Все иные задачи, которые литература решает с помощью художественной речи, имеют все же вторичное, хотя, без сомнения, исключительно большое значение. Художественная словесность является одним из ключевых путей познания мира, особенно в области душевной и духовной жизни, чувств, отношений между людьми, мотивов поведения. Литература обладает неисчерпаемым нравственным потенциалом и дает наглядные уроки этики. Литература позволяет проникнуть в прошлое, моделировать будущее, порой выступает как пророчество. Писатели как никто чувствуют перемены в общественной жизни, практически незаметные для обычного человека. Но как бы ни были обширны возможности применения литературы в опыте повседневного и исторического существования, они могут осуществиться только при одном условии сама литература должна быть интересна читателю. Ив первую очередь интересна своей эстетической сущностью — как произведение искусства. Именно этот аспект литературного образования составляет ядро литературного чтения.
    Эстетическая функция не отменяет других функций, которые при ином подходе может выполнять произведение искусства. Более того, когда речь идет о детской литературе, именно вторичные функции художественной словесности выступают на первый план. Так, авторы учебника по детской литературе И. Н. Арзамас- цева и С. Н. Николаева классифицируют произведения для детей именно на основе вторичных функций, подчеркивая, что категория читателя-ребенка» служит наиболее объективным критерием вычленения детской литературы Виды детской литературы определяются функцией книги.
    Научно-познавательная литература подразделяется на учебно- познавательную (школьные учебники и пособия, словари, справочни-
    1
    Бахтин ММ. Формы времени и хронотопа в романе. С. 401.

    17
    ки, энциклопедии и т. пи художественно-познавательную (очерки, рассказы, сказки, в образах раскрывающие объективное содержание явлений природы. Так называемая этическая литература — повести, рассказы, стихотворения, поэмы, утверждающие систему моральных ценностей. Она в свою очередь делится на сказочно-фантастическую, приключенческую, художественно-историческую, публицистическую литературы, а также на их производные. Кроме того, существует развлекательная литература, — обычно она не в чести у взрослых, например популярная в в. книга “Степка-растрепка”. Развлекатель-
    ��� в. книга “Степка-растрепка”. Развлекатель- в. книга “Степка-растрепка”. Развлекательная литература находится в оппозиции по отношению к другим видам детской литературы и ближе всего стоит к детскому фольклору»
    1
    Тем не менее, когда к детской литературе обращается взрослый читатель, его привлекает именно эстетическая сторона детской книги. Можно сказать, что эстетическое восприятие является условием всех иных функций, которые способно выполнять произведение искусства.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта