Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание Прочитайте главу Структура литературного героя в книге Гинзбург ЛЯ. О литературном герое. Л, 1979. С. 89-149. Сделайте краткий конспект. Рекомендации по выполнению задания

  • Задание Прочитайте и законспектируйте статью А. Б. Есина Психологизм (Чернец 2011. С. Рекомендации по выполнению задания

  • Глава 2. Сюжет и фабула в художественном произведе

  • Рекомендации по выполнению задания

  • Глава 3. Пространственно-временная организация литературного произведения

  • Глава 4. Предметно-вещный мир литературного произ

  • ЗаДаниЯ ДлЯ КОнТРОлЯ ТеСТы ДлЯ СаМОКОнТРОлЯ Впишите пропущенные термины «________

  • 2. Ю. М. Лотман): событие;1) превращение) сюжет) фабула) Момент, когда конфликт достигает высшего напряжения, 3. противоречия требуют немедленного разрешения

  • 6. высказывания, переживания: лирический герой) персонаж) действующее лицо) повествователь) Тип (жанр) художественного произведения, для которого свойствен «персонаж-функция»

  • 8. в структуре персонажа доминирует жанровое задание

  • 14. понятие авторства: художественная публицистика) фольклор) драматургия) художественная документалистика) Субъектом нравственно-правового поля искусства явля- 15.

  • 18. Иль дней былых немая речь) Ты втайне поняла души смешную муку) Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне) Как весел мелких туч поход) Сравнением является образное выражение в лирике

  • 26. вообще и карамзинский особенно теми характерен, что, как будто приближаясь к людям, он от них, в сущности

  • Тесты для самопроверки, рекомендации по выполнению аналитических работ, глоссарий, список литературы


    Скачать 1.55 Mb.
    НазваниеТесты для самопроверки, рекомендации по выполнению аналитических работ, глоссарий, список литературы
    Дата19.10.2018
    Размер1.55 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла!!!Rogacheva_371_UP_2014.pdf
    ТипТесты
    #53879
    страница14 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    Глава 1. Персонаж
    Задание Прочитайте фрагмент статьи Д. С. Лихачева Внутренний мир художественного произведения и ответьте на вопросы. Какие признаки позволяют обособить художественный мир от мира повседневности. В чем художественный мир беднее мира реального. В каких отношениях художественный мир богаче и разнообразнее мира действительности. Что служит материалом для построения внутреннего мира произведения. Какие моменты художественного мира позволяют читателю находить позицию автора по отношению к своему созданию?
    Каждое художественное произведение (если оно только художественное) отражает мир действительности в своих творческих ракурсах. И эти ракурсы подлежат всестороннему изучению в связи со спецификой художественного произведения и прежде всего в их художественном целом. Изучая отражение действительности в художественном произведении, мы не должны ограничиваться вопросом
    верно или неверно — и восхищаться только верностью, точностью, правильностью. Внутренний мир художественного произведения имеет еще свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл, как система.
    Конечно, и это очень важно, внутренний мир художественного произведения существует не сам по себе и не для самого себя. Он не автономен. Он зависит от реальности, отражает мир действительности, но то преобразование этого мира, которое допускает художественное произведение, имеет целостный и целенаправленный характер. Преобразование действительности связано с идеей произведения, с теми задачами, которые художник ставит перед собой. Мир художественного произведения — результат и верного отображения, и активного преобразования действительности своем произведении писатель создает определенное пространство, в котором происходит действие. Это пространство может быть большим, охватывать ряд стран (романе путешествий) или даже выходить за пределы земной планеты (в романах фантастических и принадлежащих к романтическому направлению, но оно может также сужаться до тесных границ одной комнаты. Пространство, создаваемое автором в его произведении, может обладать своеобразными географическими свойствами быть реальным (как в летописи или историческом романе) или воображаемым (как в сказке).
    Писатель в своем произведении творит и время, в котором протекает действие произведения. Произведение может охватывать столетия или только часы. Время в произведении может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно, интенсивно наполняться событиями или течь лениво и оставаться пустым, редко населенным событиями. В произведениях может быть и свой психологический мир не психология отдельных действующих лица общие законы психологии, подчиняющие себе всех действующих лиц, создающие психологическую среду, в которой развертывается сюжет. Эти законы могут быть отличны от законов психологии, существующих в действительности, и им бесполезно искать точные соответствия в учебниках психологии или учебниках психиатрии. Так, свою психологию имеют герои сказки люди и звери, а также фантастические существа. Им свойствен особый тип реакции на внешние события, особая аргументация и особые ответные действия на аргументы антагонистов. Одна
    психология свойственна героям Гончарова, другая — действующим лицам Пруста, еще иная — Кафки, совсем особая — действующим лицам летописи или житий святых. Психология исторических персонажей Карамзина или романтических героев Лермонтова — также особая. Все эти психологические миры должны изучаться как целое.
    То же следует сказать о социальном устройстве мира художественных произведений, и это социальное устройство художественного мира произведения следует отличать от взглядов автора по социальным вопросами не смешивать изучение этого мира с разрозненными сопоставлениями его с миром действительности. Мир социальных отношений в художественном произведении также требует изучения в своей цельности и независимости.
    Можно также изучать мир истории в некоторых литературных произведениях в летописи, в трагедии классицизма, в исторических романах реалистического направления и т. д. Ив этой сфере обнаружатся не только точные или неточные воспроизведения событий реальной истории, но и свои законы, по которым совершаются исторические события, своя система причинности или беспричинности событий, — одним словом, свой внутренний мир истории. Задача изучения этого мира истории произведения также отлична от изучения писательских воззрений на историю, как отлично изучение художественного времени от изучения воззрений художника на время. Можно изучать исторические воззрения Толстого, как они выражены в известных исторических отступлениях его романа Война и мирно можно изучать и то, как протекают события в Войне и мире. Это две разные задачи, хотя и взаимосвязанные. Впрочем, думаю, что последняя задача важнее, а первая служит лишь пособием далеко не первостепенным) для второй. Если бы Лев Толстой был историком, а не романистом, может быть, по своему значению эти две задачи и поменялись бы местами. Нравственная сторона мира художественного произведения тоже очень важна и имеет, как и все остальное в этом мире, непосредственное конструирующее значение. Так, например, мир средневековых произведений знает абсолютное добро, но зло в нем относительно. Поэтому святой не может не только стать злодеем, но даже совершить дурного поступка. Если бы он это сделал, тогда бы они не был святым со средневековой точки зрения, тогда бы он только
    притворялся, лицемерил, до времени выжидали при пр. Но любой злодей в мире средневековых произведений может резко перемениться и стать святым. Отсюда своего рода асимметрия и однонаправленность нравственного мира художественных произведений средневековья. Этим определяется своеобразие действия, построения сюжетов (в частности, житий святых, заинтересованное ожидание читателя средневековых произведений и пр. (психология читательского интереса — читательского ожидания продолжения).
    Нравственный мир художественных произведений все время меняется с развитием литературы. Строительные материалы для построения внутреннего мира художественного произведения берутся из действительности, окружающей художника, но создает он свой мир в соответствии со своими представлениями о том, каким этот мир был, есть или должен быть.
    Мир художественного произведения отражает действительность одновременно косвенно и прямо косвенно — через видение художника, через его художественные представления, и прямо, непосредственно в тех случаях, когда художник бессознательно, не придавая этому художественного значения, переносит в создаваемый им мир явления действительности или представления и понятия своей эпохи. Мир художественного произведения воспроизводит действительность в некоем сокращенном, условном варианте. Художник, строя свой мир, не может, разумеется, воспроизвести действительность стой же свойственной действительности степенью сложности. В мире литературного произведения нет многого из того, что есть в реальном мире. Это мир по-своему ограниченный. Литература берет только некоторые явления реальности и затем их условно сокращает или расширяет, делает их более красочными или более блеклыми, стилистически их организует, но при этом, как уже было сказано, создает собственную систему, систему внутренне замкнутую и обладающую собственными закономерностями.
    Литература переигрывает действительность. Это переигрывание происходит в связи с теми «стилеобразующими» тенденциями, которые характеризуют творчество того или иного автора, того или иного литературного направления или стиля эпохи. Эти стиле- образующие тенденции делают мир художественного произведения в некоторых отношениях разнообразнее и богаче, чем мир действительности, несмотря на всю его условную сокращенность.
    Составьте конспект статьи, основываясь на приведенном ниже примере смешанного конспекта-извлечения
    1
    Тезис, цитата
    Примечание
    Часть �. Определение художественного мира по отношению к реальному миру. Внутренний мир словесного искусства
    <…> обладает известной художественной ценностью. Цельное произведение трансформирует действительность в силу определенных целей автора, его мировоозрения, его эстетических взглядов и др. Определенной трансформацией мира интересно каждое произведение и отлично от других. Каждое художественное произведение (если оно только художественное) отражает мир действительности в своих творческих ракурсах.
    �B Следовательно, нельзя ста Следовательно, нельзя ставить вопрос, верно — неверно отражение и восхищаться его верностью. Необходимо понять, почему произведение таково. Внутренний мир художественного произведения имеет
    <…> свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл, как система. внутренний мир художественного произведения существует не сам по себе и не для себя самого. Он не автономен. Он зависит от реальности».
    Внутренний мир художественного произведения а) отражает мир действительности, б) преобразует этот мир целостно и целенаправленно. Мир художественного произведения есть результат и верного отображения, и активного преобразования действительности Д. С. Внутренний мир художественного произведения (Вопросы литературы. 1968. № 8) // Введение в литературоведение хрестоматия. МС Часть ��. Элементы внутреннего мира ху-
    ��. Элементы внутреннего мира ху-
    . Элементы внутреннего мира художественного произведения
    Элементы внутреннего мира меняются с развитием литературы. Пространство, в котором происходит действие а) большое, вселенское и/или суженное до определенного предела,
    б) географическое, реальное и/или воображаемое. Время а) охватывает столетия и/или часы,
    б) идет быстро и/или идет медленно,
    в) прерывисто и/или непрерывно,
    г) интенсивно, наполнено событиями и или лениво, бессобытийно.
    3. Психологический мир. Социальное устройство мира. Нравственная сторона художественного мира.
    Часть ���. Отличия художественного мира от реального. Внутренний мир художественного произведения воспроизводит действительность в некоем условном, сокращенном варианте».
    Всякий художник строит свой мири художественный мир всегда менее сложен, чем реальный. Литература переигрывает действительность в зависимости от эпохи, литературного направления, авторского стиля. В силу этого внутренний мир художественного произведения в некоторых отношениях разнообразнее и богаче, чем мир действительности, несмотря на всю его условную сокращенность…».
    Художественный мир богаче мира реального.
    Задание Составьте библиографическое описание и аннотацию статьи Персонаж (ЛЭС — Литературный энциклопедический словарь. МС Персонаж (франц. pers�nnage, от лат. pers�na — лицо, маска, обычно — тоже, что и литературный герой. В лит-ведении термин П употребляется в более узком, ноне всегда одинаковом смысле, к-рый нередко выявляется лишь в контексте.
    Чаще всего под П. понимают действующее лицо. Однако и здесь различаются два толкования 1) лицо, представленное и характеризующееся в действии, а не в описаниях (ему соответствуют более всего герои драматургии, образы-роли), — такое ограничит. понимание термина П воспринимается уже как устарелое 2) любое действующее лицо, субъект действия вообще, представлен ли он непосредственно или о нем рассказывается, — это понимание термина самое распространенное, применяется к разл. лит. героям (кроме лирического героя нельзя сказать «лирич. персонаж. Часто под П. понимают лишь второстепенное лицо, не влияющее существенно на события в произв. («эпизодич. П, ноне «эпизодич. герой»).
    Пример аннотации статьи В. И. Масловского Литературный герой (ЛЭС. МС. Словарная статья В. И. Масловского посвящена литературному герою как центральному средству выражения авторской концепции человека. ЛГ рассматривается как центральное понятие творчества одного художника и целого направления, школы, стилевого течения. Дается дефиниция ЛГ, раскрывается двоякий смысл понятия близость понятиям персонажи характер. Выявляются возможные крайние) степени связи героя и автора, рассмытриваемые на примерах полифонического романа Ф. М. Достоевского и монологического романа Л. Н. Толстого. Кратко излагается история эволюции понятия
    ЛГ, подчеркивается разное отношение к понятию ЛГ в литературной критике и теории литературы. Статья сопровождается кратким списком литературы по проблеме.
    Задание Прочитайте главу Структура литературного героя в книге
    Гинзбург ЛЯ. О литературном герое. Л, 1979. С. 89-149. Сделайте краткий конспект.
    Рекомендации по выполнению задания
    Обязательно обратить внимание наследующие положения работы. Герой как наращиваемое единство (серия последовательных
    появлений одного лица в пределах данного текста. Форма обнаружения героя (упоминание о нем в речах других действующих лиц повествование о событиях, связанных с персонажем анализ его характера изображение его переживаний, мыслей, речей, наружности, сцен, в которых он участвует словами, жестами, действиями. Свойства персонажа как повторяющиеся, устойчивые качества персонажа герой однокачественный — многокачественный, однонаправленный разнонаправленный. Поведение героя (поступки, действия, включенность в события, смена душевных состояний, речевое поведение. Способы достижения целостности героя. Историческая трансформация литературного героя (ролевая маска, рационалистический тип, психологический характер. Тенденции литературы
    �� в. в изображении героя.
    Задание Прочитайте и законспектируйте статью А. Б. Есина Психологизм (Чернец 2011. С. Рекомендации по выполнению задания

    При чтении статьи обратите внимание наследующие положения. Определение психологизма историчность категории психологизма условия появления феномена психологизма в литературе четыре формы психологического изображения прямой психологизм, косвенный психологизм, суммарный психологизм, тайный психологизм подтекст. Приемы психологического изображения 1) повествование от первого и от третьего лица 2) психологический анализ от первого и от третьего лица 3) внутренний монолог 4) поток сознания
    5) диалектика души 6) художественная деталь 7) умолчание.
    Задание В приведенных ниже описаниях внешности персонажей поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души отметьте портретные детали. Как они помогают составить представление о характере персонажа Как через детали выражается авторская оценка героя. Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком здоровье, казалось, таки прыскало с лица его (Ноздрев).

    246 2. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины (Плюшкин).
    Задание Прочитайте рассказ А. П. Чехова Мальчики и ответьте наследующие вопросы. Как автор обыгрывает фамилию одного из главных героев рассказа Чечевицина? Обратите внимание, кто и как называет героя, у кого и какие ассоциации вызывает его имя Почему один из главных героев называется преимущественно по фамилии (Чечевицын), а другой (Володя) — по имени. Сопоставьте портреты двух главных персонажей рассказа. На какие черты внешности героев повествователь обращает внимание, какие признаки внешности повторяются в описании героев. Каким видит себя Чечевицын и как он представлен сточки зрения других персонажей и повествователя. Как меняется поведение героя в зависимости от ситуации. На какие литературные тексты проецируются образы мальчиков Задание Прочитайте сказку В. П. Катаева «Цветик-семицветик» ивы- делите в тексте случаи прямой характеристики, оценки главной героини. Покажите, как прямые авторские оценки соотносятся с художественным (условно-объективным) образом литературного героя.
    Глава 2. Сюжет и фабула в художественном произведе-
    нии
    Задание Из приведенных ниже литературоведческих терминов выберите те, которые относятся к характеристике сюжета) портрет, 2) дактиль, 3) экспозиция, 4) персонаж, 5) конфликт,
    6) фабула, 7) кульминация, 8) метафора, 9) завязка, 10) монолог,
    11) синекдоха, 12) развязка
    Задание Прочитайте статью Л. В. Чернец Аспекты композиции (Чернец
    2011. С. 338-357
    ). Выпишите термины, помогающие охарактеризовать сюжетную структуру литературного произведения, дайте устное или письменное объяснение терминам.
    Рекомендации по выполнению задания
    Например, в тексте статьи выделяем терминологическое сочетание открытый финал. Выписываем его и даем пояснение — завершение сюжета без развязки, без окончательного разрешения конфликта. Приводим примеры текстов с открытым финалом, в частности роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание заканчивается сообщением о начале другой истории, которая могла бы послужить логическим завершением сюжета романа.
    Глава 3. Пространственно-временная организация литературного произведения
    Задание Прочитайте и законспектируйте статью А. Б. Есина Время и пространство (Чернец 2011. С. 200-216). Та же статья опубликована в издании Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения учеб. пособие. МС. Рекомендуем сделать два конспекта одной статьи, разделив материал на две части 1) художественное пространство 2) художественное время.
    Дополнительным источником по теме послужит работа Ю. М. Лотмана Художественное пространство в прозе Гоголя
    (Лотман Ю. МВ школе поэтического слова Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М, Задание Проверьте, насколько понята тема, с помощью литературоведческого диктанта. Модель реального пространства в художественном произведении (Ю. М. Лотман) __________________
    2. Художественное пространство/время, которое описывается не во всех подробностях, а обозначается лишь в отмеченных деталях, наделенных особым, небытовым смыслом ___________

    248 3. Художественное пространство/время, обладающее наивысшей степенью условности, соотносится с координатами везде и нигде, всегда, не влияет на поведение героя, не связано непосредственно с действием. Художественное пространство, привязанное к топографическим реалиями историческим событиям, ориентирам, активно вовлеченное в действие. Основное качество, которое позволяет противопоставить художественное пространство/время реальному _________
    6. Неполнота, раздробленность художественного пространства времени, которая позволяет динамизировать сюжет. Какой род художественной литературы наиболее свободно обращается с художественным пространством/време- нем. Сочетание художественного пространства и художественного времени в образах особо значимой для автора смысловой нагрузки Ключ к диктанту) Художественное пространство/время; 2) символическое пространство время 3) абстрактное пространство/время; 4) конкретное пространство/время; 5) условность 6) дискретность 7) эпос 8) хро- нотоп.
    Задание Сравните панорамные описания Москвы в романе Л. Н. Толстого Война и мири повести НМ. Карамзина Бедная Лиза. Отметьте в тексте предметные детали. В чем принципиальное различие этих описаний Как в образе города проявляется точка зрения наблюдателя. Блеск утра был волшебный. Москва с Поклонной горы расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звезды, своими куполами в лучах солнца.
    При виде странного города с невиданными формами необыкновенной архитектуры
    <…> испытывал то несколько завистливое и беспокойное любопытство, которые испытывают люди при виде форм
    незнающей о них, чуждой жизни. Очевидно, город этот жил всеми силами своей жизни. По тем неопределимым признакам, по которым на дальнем расстоянии безошибочно узнается живое тело от мертвого с Поклонной горы видел трепетание жизни в городе и чувствовал как бы дыхание этого большого и красивого тела. Стояна сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, аза ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим.
    Задание Выявите композиционные приемы, использованные в описании Москвы из романа АС. Пушкина Евгений Онегин». Чем обусловлена точка зрения наблюдателя, как она влияет на образ города?
    Мелькают мимо будки, бабы,
    Мальчишки, лавки, фонари,
    Дворцы, сады, монастыри,
    Бухарцы, сани, огороды,
    Купцы, лачужки, мужики,
    Бульвары, башни, казаки,
    Аптеки, магазины моды,
    Балконы, львы наворотах И стаи галок на крестах
    Задание Прочитайте отрывок из повести Б. Пастернака Детство Лю- верс» и покажите, какими художественными средствами создается представление о цикличности и конфликтности пространственно- временной картины мира.
    А мело уже, и не на шутку, и сейчас. Небо тряслось и с него валились белые царства и края, им не было счета, и они были таинственны и ужасны. Было ясно, что эти неведомо откуда падавшие страны никогда не слышали про жизнь и про землю, и полуночные, слепые, засыпали ее, ее не видя и не зная. Они были упоительно ужасны, эти царства совершенно сатанински восхитительны. Женя захлебывалась, глядя на них. А воздух шатался, хватаясь за что попадет, и далеко-далеко больно-пребольно взвывали будто плетьми огретые поля. Все смешалось. Ночь ринулась на них, свирепея от низко сбившегося седого волоса, засекавшего и слепившего ее. Все поехало врозь, с визгом, не разбирая дороги. Окрики отклик пропадали не встретясь, гибли, занесенные вихрем на разные крыши. Мело.
    Глава 4. Предметно-вещный мир литературного произ-
    ведения
    Задание Охарактеризуйте систему художественных деталей в рассказе ММ. Пришвина «Гаечки».
    Рекомендации по выполнению задания
    Напомним, что анализ семантики предметно-вещного образа а это может быть портретный, пейзажный образ или деталь интерьера) не сводится к каталогу всех предметных деталей. Обратите внимание на повторяющиеся предметные символы и признаковые определения, поскольку повтор является активным композиционным приемом. Повторы могут быть различными, они основываются не только на сопоставлении, но и на противопоставлении деталей и подробностей. Другой способ выделения детали — пристальное внимание к предмету, приостановка действия описанием, когда называются различные признаки вещи. Зачастую предметом такого описания становится единичная вещь. Третий возможный композиционный ход — изменение тональности описания, например привнесение эмоциональных определений в характеристику предмета. Кроме того, при обособлении предметного символа имеет значение точка зрения, определение ее субъекта.
    Главное, о чем стоит задуматься при анализе предметно-вещных образов произведения, — функции деталей, их место не только в структуре изображенного мира, но ив структуре мысли об этом мире.
    Задание Покажите, с помощью каких признаков формируется представление о художественном предмете в стихотворениях разных поэтов ниже приведены фрагменты текстов и целые тексты. Обратившись к полному тексту одного из стихотворений, покажите, как признаки вещных образов связаны сего тематикой) МЮ. Лермонтов. Ветка Палестины (отрывок)
    Скажи мне, ветка Палестины:
    Где ты росла, где ты цвела?
    Каких холмов, какой долины
    Ты украшением была?
    У вод ли чистых Иордана
    Востока луч тебя ласкал,
    Ночной ли ветр в горах Ливана
    Тебя сердито колыхал) АС. Пушкин. Цветок (отрывок)
    Цветок засохший, безуханный,
    Забытый в книге вижу я;
    И вот уже мечтою странной
    Душа наполнилась моя:
    Где цвел когда какой весною?
    И долго ль цвели сорван кем,
    Чужой, знакомой ли рукою?
    И положен сюда зачем) НС. Гумилев. В библиотеке (отрывок)
    Мне нынче труден мой урок,
    Куда от странной грезы деться
    Я отыскал сейчас цветок
    В процессе древнем Жиль де Реца.
    Изрезан сетью бледных жил,
    Сухой, но тайно благовонный…
    Его, наверно, положил
    Сюда какой-нибудь влюбленный) ФИ. Тютчев
    Как этого посмертного альбома
    Мне дороги заветные листы,
    Как все на них так родственно-знакомо,
    Как полно все душевной теплоты!
    Как этих строк сочувственная сила
    Всего меня обвеяла былым!
    Храм опустел, потух огонь кадила,
    Но жертвенный еще курится дым

    253
    ЗаДаниЯ ДлЯ КОнТРОлЯ
    ТеСТы ДлЯ СаМОКОнТРОлЯ
    Впишите пропущенные термины «________ —
    1. это статическая цепь отношений, связей, вещей, отвлеченная от словесной динамики произведения. _________ — это те же связи в словесной динамике (ЮН. Тынянов):
    повествование, композиция) фабула, сюжет) история, рассказ) прототип, персонаж) Переход персонажа через границу семантического поля

    2. Ю. М. Лотман):
    событие;
    1) превращение) сюжет) фабула) Момент, когда конфликт достигает высшего напряжения,

    3. противоречия требуют немедленного разрешения:
    завязка;
    1) ход действия) кульминация) развязка) Символическое единство пространства/времени в литературном произведении (ММ. Бахтин):
    мотив;
    1) пейзаж) хронотоп;
    3) символ)
    Минимальная тематическая единица художественного текста (Б. В. Томашевский), минимальная единица сюжета АН. Веселовский):
    микротема;
    1) мотив) завязка) фабула) Изображенное в произведении лицо, субъект действия,
    6. высказывания, переживания:
    лирический герой) персонаж) действующее лицо) повествователь) Тип (жанр) художественного произведения, для которого свойствен «персонаж-функция»:
    сказка;
    1) былина) роман) рассказ) Литературная система (литературное направление, где
    8. в структуре персонажа доминирует жанровое задание:
    классицизм;
    1) романтизм) модернизм) реализм) Жизненный характер (реальное лицо, послуживший источником для создания того или иного персонажа:
    автор;
    1) герой) рассказчик) прототип) Лишний элемент в ряду. завязка) кульминация) портрет) экспозиция Содержательная основа системы персонажей. сюжет) конфликт) тема) характер)
    Аукториальный тип повествователя. личный повествователь) рассказчик — персонаж) рассказчик — речевая маска) неличный повествователь) Тип речи в художественном произведении, обеспечивающий композиционную связь всех частей текста:
    описание;
    1) повествование) рассуждение) диалог) Вид художественной словесности, в котором отсутствует
    14. понятие авторства:
    художественная публицистика) фольклор) драматургия) художественная документалистика) Субъектом нравственно-правового поля искусства явля-
    15.
    ется:
    литературный персонаж) биографический автор) читатель) литературный критик) Выразитель эмоционально-смысловой целостности всего
    16. произведения, носитель концепции, выражением которой является все произведение:
    биографический автор) художественный автор) повествователь) герой)
    Повтор гласных звуков, осуществленный в тексте с художественной целью:
    аллитерация;
    1) диссонанс) эвфония) ассонанс) На оксюмороне построен лирический образ А. А. Фета:
    18. Иль дней былых немая речь) Ты втайне поняла души смешную муку) Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне) Как весел мелких туч поход) Сравнением является образное выражение в лирике
    19. А. А. Фета:
    Пруд как блестящая сталь) Как беден наш язык) Лентой бархатной чернеет)
    Глыба взрезанной земли;
    Какая ночь Как воздух чист)
    Как серебристый дремлет лист…
    Лишний элемент в системе терминов. ямб) хорей) дактиль) секстина.
    4) Русский эквивалент термина верлибр. вольный стих) свободный стих) разностопный стих) народный стих) Теория ритма как конструктивного фактора стиха раз.

    работана:
    А. А. Потебней;
    1) ЮН. Тыняновым;
    2) Ю. М. Лотманом;
    3) А. Белым)
    Каким стихотворным размером написаны следующие
    23. стихи К. Бальмонта:
    Привет тебе, пламя творческого мира,
    Вечного знанья пылающий язык,
    Чистый зачаток, исход обильный пира,
    Призрак смертельный к ногам твоим поник.
    дольник;
    1) тактовик;
    2) акцентный стих) верлибр) Лишний элемент в системе терминов. метафора) метонимия) синекдоха) анакруза.
    4) Рамочные компоненты текста. заглавие) вставной эпизод) эпиграф) дата) Впишите пропущенное слово «___________
    26. вообще и карамзинский особенно теми характерен, что, как будто приближаясь к людям, он от них, в сущности,
    уходит… Суровый реализм именно оттого, что ему нужна именно реальность, более филантропичен, нежели романтизм) реализм) сентиментализм) натурализм) Хронологическая последовательность направлений в русской литературе:
    романтизм;
    1) реализм) сентиментализм) классицизм)
    Какому литературному жанру посвящены стихи
    28. АС. Пушкина:
    Критик строгий Кричит Да перестаньте плакать,
    И все одно и тоже квакать,
    Жалеть о прежнем, о былом…»
    ода;
    1) элегия) сонет) басня) Литературный жанр, которому соответствует определение есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы
    человеку»:
    сказка;
    1) басня) притча) афоризм) Термин, применяемый для определения читателя — персонажа литературного произведения:
    воображаемый читатель) имплицитный читатель) реальный читатель) эксплицитный читатель) Ключи К ТеСТаМ ДлЯ СаМОКОнТРОлЯ
    № задания Ответ задания Ответ задания Ответ 2
    11 2
    21 1
    2 1
    12 2, 4 22 2
    3 3
    13 2
    23 2
    4 3
    14 2
    24 4
    5 2
    15 2
    25 2
    6 2
    16 1
    26 3

    259 7
    1 17 4
    27 4, 3, 1, 2 8
    1 18 1, 2 28 2
    9 4
    19 1, 3 29 2
    10 3
    20 4
    30 4
    вОПРОСы ДлЯ ПОДгОТОвКи К ЗачеТУ
    Место художественной литературы в ряду других видов ис-
    1. кусства.
    Художественный образ. Особенности его оформления и представления. Виды словесных образов.
    Функции искусства. Специфика литературы как искусства
    3. слова.
    Поэтика. Ее основные категории. Художественное произведение как эстетическое целое. Художественное содержание и художественная форма. Их взаимосвязь. Пафос литературного произведения и его разновидности. Мо-
    6. дусы художественности.
    Литературные роды. Принципы их выделения. Жанр как литературоведческая категория. Эпическое произведение. Эпос как литературный род. Эстетика эпических жанров. Эпопея. Роман. Повесть. Рассказ. Новелла.
    Очерк.
    Объектный и субъектный уровни эпического произведения.
    10. Автор и субъект речи. Формы речи в эпическом произведении. Их функции.
    Персонаж. Характер. Тип и характер. Принципы создания характера. Система персонажей.
    Сюжет. Фабула. Композиция сюжета. Сюжет и конфликт.
    12. Типы сюжета. Виды конфликта. Сюжетообразующее событие.
    Художественное пространство и художественное время. Хро-
    13. нотоп в трудах ММ. Бахтина.
    Предметно-вещный мир в литературном произведении. Психологизм и его формы в литературном произведении. Мотив. Лейтмотив. Мотивная структура. Теория мотива.
    Категория автора в литературоведении. Автор биографический и художественный.
    Повествователь в эпическом произведении. Аукториальный и
    18. неаукториальный повествователь.
    Лирика как литературный род. Лирические жанры, их историческое изменение.
    Субъектная организация лирического произведения. Автор,
    20. лирическое Я, лирический герой, герой ролевой лирики.
    Композиция. Ее элементы. Типы композиционных связей.
    21.
    Стиховая композиция.
    Стих и проза как формы художественной речи. Ритм в стихе
    22. и прозе. Ритм и метр.
    Системы стихосложения. Рифма и ее типы.
    24. Строфа и ее разновидности. Особенности звуковой организации стиха. Эвфония. Ассонанс. Аллитерация. Консонанс и диссонанс.
    Драма как литературный род. Жанры драмы. Поэтика драматургического произведения.
    Стиль как лингвистическое и литературоведческое понятие. Система выразительных средств (тропы. Метафора. Метонимия. Олицетворение. Эпитет и сравнение. Эмблема. Символ. Аллегория. Гипербола. Литота. Гротеск. Ирония.
    Фигуры речи. Антитеза. Оксюморон. Катахреза. Анафора.
    30.
    Эпифора. Эллипсис. Инверсия.
    Жизнь литературного произведения в большом времени.
    31.
    Историко-функциональное изучение литературы.
    Литературные направления и течения. Их внутренняя структура и место в литературном процессе.
    Читатель как литературоведческая категория. История читателя. Программы литературного чтения для младших школьников. Организация читательской деятельности на уроках литературного чтения

    261
    глОССаРиЙ
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта