Главная страница
Навигация по странице:

  • Рекомендации по выполнению задания

  • Задание Составьте библиографическое описание, аннотацию, тезисы, конспект статьи В. А. Скибы, Л. В. Чернец Образ художественный Чернец 2011 . С. Рекомендации по выполнению задания

  • Задание Составьте краткий конспект статьи Л. В. Чернец Литературное произведение как художественное единство (Чернец 2011 . С. Рекомендации по выполнению задания

  • Задание Составьте карточки на основные виды тропов и фигур речи, подобрав примеры из произведений одного автора. Рекомендации по выполнению задания

  • Образец выполнения задания

  • Тесты для самопроверки, рекомендации по выполнению аналитических работ, глоссарий, список литературы


    Скачать 1.55 Mb.
    НазваниеТесты для самопроверки, рекомендации по выполнению аналитических работ, глоссарий, список литературы
    Дата19.10.2018
    Размер1.55 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла!!!Rogacheva_371_UP_2014.pdf
    ТипТесты
    #53879
    страница12 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    Глава 1. Особенности эстетической коммуникации
    Задание 1
    1. Прочитайте и законспектируйте статью В. И. Тюпы Художественность («Модусы художественности) по изданию Введение в литературоведение учеб. для студентов вузов по спец. и напр. Филология ред. Л. В. Чернеце изд, испр. и доп. М Академия,
    2011. С. 54–70. Далее ссылки на это издание Чернец 2011.
    2. Подберите примеры литературных произведений к одному из модусов художественности.
    Рекомендации по выполнению задания
    При конспектировании можно придерживаться следующих вопросов. Художественность как род целостности литературного произведения. Предпосылки художественности. Законы художественности. Определение категории модус художественности, различие понятий модус и пафос. Характеристика одного из модусов художественности (на выбор).
    Задание Составьте библиографическое описание, аннотацию, тезисы, конспект статьи В. А. Скибы, Л. В. Чернец Образ художественный Чернец 2011
    . С. Рекомендации по выполнению задания

    При конспектировании можно ориентироваться наследующие вопросы. Образ как основная форма познания. Виды образности. Различие понятия и художественного образа.
    Задание Составьте краткий конспект статьи Л. В. Чернец Литературное произведение как художественное единство (Чернец 2011. С. Рекомендации по выполнению задания

    При составлении конспекта можно ориентироваться наследующие вопросы
    (см.: Чернец 2011
    . С. 85
    ):
    1. Онтология художественного произведения компоненты заглавия и их функции название произведения имя автора жанровый подзаголовок связь произведения с другими произведениями типологические свойства произведения чужое (готовое) слово двойная рамка (внешняя и внутренняя единство произведения, его обусловленность личностью автора. Аксиологический подход к проблеме единства художественного произведения. Что определяет оценку художественности (целостности) произведения на протяжении истории литературы Историческая изменчивость представления о целостности литературного произведения.
    Рекомендации по выполнению заданий Основной формой самостоятельной работы является конспектирование научного текста. Конспект (лат. C�nspectus — обзор) —
    краткое письменное изложение содержания чего-либо (лекции, речи, научного текста и др.).
    Типы конспектов различаются:
    по характеру конспектируемого текста — а) проблемно) аналитический б) общеинформативный; в) сочетающий элементы обоих;
    по типу изложения — а) цитатный б) обзорный — цепь последовательных тезисов, передающих содержание текста своими словами в) смешанный (охватный);
    по полноте изложения — а) полный (оформляется при начальном знакомстве с материалом или/и при трудности возвращения к исходному тексту б) конспект-извлечение (касается одной проблемы, поднимающейся в тексте, используется при четком осознании границ научной проблемы);
    по способу изложения — а) связный (сокращенный вариант
    4) авторского текста б) конспект-схема;
    по типу оформления записи — а) цельный (оформленный последовательно на форматных листах или в тетради б) рассыпной оформлен на отдельных карточках, позволяет при необходимости свободно тасовать записи в необходимой последовательности).
    Принципы конспектирования
    Сначала прочитать статью целиком, отметив в ней основные термины, уточнить значение незнакомых слов по словарям. Второй этап работы начинается с формулировки тех вопросов, которые рассматриваются в статье. В соответствии сними членим текст статьи на композиционные части. Затем можно приступать к записи, обязательно отмечая в конспекте вопросы. Очень продуктивным является комментированное конспектирование комментарии могут включать в себя примеры для приведенных тезисов, толкование терминов, сопоставление отдельных суждений с материалом других статей, прочитанных в процессе подготовки.
    Примерный конспект приведен в следующем разделе Практикума описание

    При составлении библиографического описания ориентироваться на ГОСТ Р 7.0.11–2011.
    Книга
    Зубова, Л. В. Языки современной поэзии / Л. В. Зубова. — М Новое литературное обозрение, 2010. — 384 с

    216
    Статья
    Гаспаров, МЛ. Композиция лирических стихотворений / МЛ. Гаспаров // Теория литературы. Т. 2: Произведение. — М
    ИМЛИ, 2011. — С. 160–183.
    Аннотация
    Аннотация (от лат. �n — n�tati�n — наставление, нравоучение или обозначение, замечание) — в современном употреблении — краткая характеристика книги, статьи, рукописи, которая (всегда) излагает их содержание в виде перечня главных вопросов и (иногда) дает их оценку.
    Структура аннотации
    библиографическое описание;
    —
    текст аннотации, состоящий из следующих аспектов содержания первичного документа:
    сведения об авторе;
    —
    сведения о форме (жанре) первичного документа;
    —
    предмет, объект или тема первичного документа;
    —
    время и место исследования;
    —
    характеристика содержания первичного документа;
    —
    причины переиздания и отличительные особенности данного
    —
    издания;
    целевое и читательское назначение первичного документа.
    —
    Задание Сопоставьте фрагменты художественного и научного текстов.
    Текст Иерусалим, устроенный, как одно здание — вспоминаю я восклицание Давида. И правда как одно здание лежит он подомною, весь в каменных купольчиках, опрокинутыми чашами раскиданных по уступам его сплошной кровли, озаренной низким солнцем.
    Первобытно-простой по цвету, первобытно-грубый по кладке, без единого деревца, — только одна старая высокая пальма на южной стороне, — он весь заключен в зубчатую толщу стен и кажется несокрушимым. Он, воспетый Давидом и Соломоном, некогда блиставший золотом и мрамором, окруженный садами Песни Песней, ныне возвратился к аравийской патриархальной нищете. Уступами сходящий к кремнистой ложбине Кедрона, к переполненной несметными могилами Иосафатовой долине, окруженный пустырями и оврагами,
    он кажется тяжкими грубым вретищем, одевшим славный прах бы- лого.
    Над ним высятся редкие минареты, католические колокольни и рубчатый черно-синий купол приземистой мечети Омара, занявшей место храма Соломона. За стеной домов, над водоемом, лежащим подомною, два тоже рубчатых черно-синих купола. Это главы тяжких, вросших в землю храмов над Гробом и Голгофой. В чистом воздухе необыкновенно близка кажется мечеть. А до купола Гроба просто хочется дотронуться. Тысячи черных стрижей верезжат и носятся над этой каменной стариною. Солнце опускается, в темных норах и переходах, скрытых кровлею города, в грязных базарных рядах замирает шуми говор торга. Боже, неужели это правда, что вот именно здесь был распят Иисус И неужели это над его Гробом блещет теперь в полумраке византийских сводов и подземелий жуткое великолепие несметных лампад, огромных погребальных свечей, золота и драгоценных камней, стоит бальзамический дым ладана, запах воска, кипариса, розовой воды!
    Вот с какой-то католической башни одинокий звонкий колокол бьет семь. Когда замирает его последний звук, издалека раздается грустный сильный альт, призывающий к смиренному прославлению Аллы за мирно угасший день. Ветер с запада, холодный. Солнце скрылось. Нагороди на всю Иудею пала легкая пепельная тень. Моавитские горы — как южное море в тумане. Блекнет серо- сиреневая пустыня Иордана. Пепел, павший на город, становится розово-сизым. Ветер колеблет перья одинокой пальмы, возвышающейся над ним...
    И. Бунин. Иудея
    Текст Иерусалим (еврейск. �eruschala�im, жилище мира, гл. город древней Палестины, на склонах трех отрогов Иудейских гор в древности назывался Иевусей (город Иевусеев), взят Давидом, сделан главным городом, украшен Соломоном, построившим дворец и знаменитый храм, 586 до Р. Хр. И. взят и разрушен Навуходоносором,
    320 — Птолемеем, 169 — Антиохом Епифаном, 70 — по Р. Хр. сожжен Титом. Древний И. состоял из след. частей а) Верхний город на горе Сион (укрепление, цитадель б) Нижний город на горе Акра, ив) храмовая гора Мория. В маккав. и рим. эпоху к ним присоедин. части к северу от Мории и Акры (гора Антония). Адриан 150 построил на развалинах древнего И. римскую колонию (�eliaCapit�lina), Константин В. сделал ее местопребыванием христианских патриархов И. взят персидским царем Хозроем ��, 637 — Омаром,
    1099 — крестоносцами сделан главным городом королевства Иерусалимского взят Саладином, с 1244 беспрерывно во владении мусульман, с 1517 — турок. Соврем. И. (арабск. Эль-Кудс), главный город мутесарифлика (17 т. кв. км, 341 тыс. жителей) в турец. ви- лайете Сирия, священный г. христиан, евреев и мусульман, 60 тыс. жителей (12 т. христ., 41 т. евреев и 7 т. мусульман. Старый город, окружен. стенами, делится на 4 квартала 1) мусульманск. (на В. с мечетью Омара на месте Соломонова храма 2) христианский (на
    СЗ, с храмом Гроба Господня на Голгофе 3) армянский (на юго- западе, около горы Сиона с крепостью, с монаст. св. Иакова); 4) еврейский (между Сионом и горой Мория). За стенами старого города к западу от иаффских ворот за последние 25 лет вырос новый квартал с улицами европейского характера. Ежегодно большой приток паломников и туристов.
    Иерусалим. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и
    Ефрона
    Рекомендации по выполнению задания
    При сопоставлении текстов ориентируйтесь наследующие параметры. Преобладающая коммуникативная задача текста дидактическая, информационная, эстетическая. Аудитория, которой адресован текст. Сфера функционирования текста область науки, политики, искусства и др. Форма передачи информации (устная, письменная, жанр. Преобладающие типы речи (повествование, описание, рассуждение. Основная тема текста. Соотношение явной и неявной (прямой и непрямой) информации. Область референции текста фактуальность/фикциональность.
    7. Композиция. Стилевые приемы с учетом всех текстовых уровней (фонетика, грамматика, лексика, синтаксис.
    9. Специфика использования в тексте терминологической лексики. Выражение авторской оценки
    Глава 2. Слово как материал художественного творчества
    Задание Составьте карточки на основные виды тропов и фигур речи, подобрав примеры из произведений одного автора.
    Рекомендации по выполнению задания
    При составлении карточек для запоминания тропов не стоит стремиться исчерпать весь набор приемов иносказания. Важнее дать хотя бы небольшие комментарии к приведенным примерам.
    Допустим, вы намереваетесь выбрать примеры из произведений Владимира Маяковского.
    Карточка 1
    . Метафора — (определение)
    Пример с выделенными в тексте метафорами глупая вобла воображения уподобление мечты медлительной рыбе может быть основано на фонетическом сходстве слова вобла и словосочетания витать вобла iках. Вряд ли В. Маяковский исходил из этимологии, в соответствии с которой вобла — слово, однокоренное с круглый или валить. Тем не менее этимологические связи побуждают читателя расширительно толковать содержание метафоры.
    Карточка 2
    . Эпитет — (определение)
    Тот же пример глупая вобла воображения»
    Комментарий
    : оценочный эпитет, который можно отнести и к метафорическому образу воблы, и к мечте, то есть — лирическому субъекту.
    Этот же пример в более широком контексте (А оказывается

    — // прежде чем начнет петься, // долго ходят, размозо-
    лев от брожения, // и тихо барахтается в тине сердца // глупая вобла воображения) может служить материалом для характеристики развернутой метафоры
    .
    Если отметить звуковые повторы, то стих станет примером эвфонии — аллитерации и ассонанса. На звуковом подобии построена одна из ключевых метафор текста, приведенная выше.
    Найдите перекличку образа с предшествующей традицией (например, сказкой М. Е. Салтыкова-Щедрина Высушенная вобла, а также с последующими интерпретациями — и те же стихи станут примером для характеристики чужого слова
    ».
    Подчеркнем, что цель работы заключается не в формальном перечислении приемов, а в освоении функций стилевого приема в поэтическом тексте
    Задание Охарактеризуйте приемы иносказательности (тропы и фигуры речи) в стихотворении А. Фета. Обратите внимание на основной композиционный прием текста — параллелизм состояния мира и человека.
    Какая ночь Как воздух чист,
    Как серебристый дремлет лист,
    Как тень черна прибрежных ив,
    Как безмятежно спит залив,
    Как не вздохнет нигде волна,
    Как тишиною грудь полна!
    Как приемы иносказательности связаны с тематикой и основным эмоциональным тоном стихотворения?
    Задание Сопоставьте структуру и семантику близких иносказательных образов (выделены курсивом) в стихотворениях И. Ф. Анненского и НС. Гумилева:
    И. Анненский. Сонет
    Я ночи знал. Мечта и труд
    Их наполняли трепетаньем, Туда, к надлунным очертаньям,
    Бывало, мысль они зовут.
    Томя и нежа ожиданьем,
    Они, бывало, промелькнут,
    Как цепи розовых минут
    Между запиской и свиданьем.
    Но мая белого ночей
    Давно страницы пожелтели…
    Теперь я слышу у постели
    Веретено, — и, как ручей,
    Задавлен камнями обвала,
    Оно уж лепет обрывало…
    Н. Гумилев. Канцона вторая
    И совсем не в мире мы, а где-то
    На задворках мира средь теней
    Сонно перелистывает лето
    Синие страницы ясных дней.
    Маятник старательный и грубый,
    Времени непризнанный жених,
    Заговорщицам секундам рубит
    Головы хорошенькие их.
    Так пыльна здесь каждая дорога,
    Каждый куст так хочет быть сухим,
    Что не приведет единорога
    Под уздцы к нам белый серафим.
    И в твоей лишь сокровенной грусти,
    Милая, есть огненный дурман,
    Что в проклятом этом захолустьи
    Точно ветер из далеких стран.
    Там, где всё сверканье, всё движенье,
    Пенье всё, — мы там с тобой живем.
    Здесь же только наше отраженье
    Полонил гниющий водоем.
    Образец выполнения задания
    Определите вид тропа:
    И холодно цветам ночами в хрустале (И. Анненский. Пре- людия).
    В приведенной цитате два тропа, построенных на различных принципах переноса значения — метонимия в хрустале вместо вазы из хрусталя один из наиболее частых видов переноса — замена названия изделия на название материала.
    2 — олицетворяющая метафора холодно цветам, приписывание цветам ощущений, которые способен испытывать человек.
    Сочетание тропов создает эффект расширения значения слова хрусталь в стихотворении И. Анненского может пониматься не только как сосуд, где находятся срезанные цветы, но и как символическое обозначение ночного прозрачного воздуха, кристаллическая
    текстура которого вызывает ассоциации со льдом, в который закован весь мир, все живое (цветы).
    Сравним прием метонимии в стихотворении А. Ахматовой Время прочь, близкий по способу организации, но радикально отличный от приведенного стихотворения И. Анненского по смыслу Я все разглядела сквозь белую ночь // И тюльпан в хрустале у тебя на столе. Как метонимия хрусталь обозначает вазу, стакан — любую емкость из хрусталя, в которой находится тюльпан перенос значения по смежности — материал назван вместо изделия. Но очевидно, что метонимический образ включен в систему поэтических деталей, где важно значение прозрачности прозрачна ночь, сквозь которую можно увидеть пространство, зеркало, отражающее отсутствующего собеседника, вода, с которой сравнивается зеркальная поверхность. Так возникает мир зазеркалья, мир страшных гаданий, возможного будущего. Тюльпан скрыт хрусталем, видится сквозь хрусталь, символически входит вряд зеркальных отражений.
    Как видим, смысловые функции тропов в стихотворениях И. Ан- ненского и А. Ахматовой далеко не тождественны. Поэтому цель нашего анализа поэтических тропов не может ограничиваться только установлением приема, ее определяет понимание смысла всего высказывания. Путь к такому пониманию лежит через микроанализ отдельных элементов структуры художественного текста в их отношении к другим элементам.
    Задание Охарактеризуйте систему тропов (образов) в отрывке поэмы Андрея Вознесенского Мастера. Объясните, чем мотивированы неточности его перевода, основываясь на тексте обратного перевода.
    Бросьте, дети бисовы,
    кельмы и резцы.
    Не мечите бисером изразцы…
    Обратный перевод (с английского):
    Бросьте, ребята, выходящие на «бис!».
    Кельмы и резцы — ваши.
    Не мечите жемчуг
    Перед изразцами.
    Герберт Маршалл. Мастера
    Ключ к заданию
    В авторском тексте А. Вознесенского основным композиционным приемом служит игра разными значениями одного словообраза. Эпитет «бисовы» совмещает этимологически разнородные смыслы
    1) от бес — дьявольские дети (устойчивое словосочетание, основано на метафоре 2) от бис — вызывать на поклон, художники — дети восторженных поклонений (основано на метонимии. В переводе учтено только второе значение.
    Метать бисер — часть фразеологизма Метать бисер перед свиньями, которому возвращено прямое значение. На его основе построен новый образ 1) сравнение (творительный падеж) — метать изразцы как бисер (перед свиньями — царями, перед теми, кто неспособен оценить искусства 2) метать — кидать и шить, покрывать. Во втором случае реализовано не сравнение, а прямое значение украшать бисером изразцы. В тексте присутствует прямой и иносказательный смысл фразеологизма. В переводе видим и сокращение, и искажение значения поэтического образа.
    Задание Охарактеризуйте систему средств выразительности в каждом из отрывков поэмы АС. Пушкина Медный всадник. Какие тропы преобладают в первом отрывке и во втором Чем обусловлен выбор тропов и фигур речи?
    И думал он:
    Отсель грозить мы будем шведу.
    Здесь будет город заложен
    Назло надменному соседу.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно
    ,
    Ногою
    твердой стать на море.
    Сюда по новым им волнам
    Все флаги в гости будут к нам.
    ***
    Над омраченным Петроградом
    Дышал
    ноябрь осенним хладом.
    Плеская шумною волной
    В края своей ограды стройной
    Нева металась, как больной
    В своей постеле беспокойной
    Уж было поздно и темно;
    Сердито
    бился дождь в окно,
    И ветер дул, печально воя.
    Рекомендации по выполнению задания
    Обратите внимание на преобладание метонимии или метафоры в каждом из отрывков. Вспомните, что поэма связывает события начала ив. Метонимия — излюбленный троп в системе поэти-
    �V��� и в. Метонимия — излюбленный троп в системе поэти- ив. Метонимия — излюбленный троп в системе поэти-
    ��� в. Метонимия — излюбленный троп в системе поэти- в. Метонимия — излюбленный троп в системе поэтики классицизма, метафора и олицетворение — романтизма. Два века по-разному понимают отношения человека и природы, по-разному оценивают возможности человеческого разума.
    Задание Охарактеризуйте поэтические фигуры и тропы в стихотворении Д. Самойлова Перед снегом».
    И начинает уставать вода.
    И это означает близость снега.
    Вода устала быть ручьями, быть дождем,
    По корню подниматься, падать с неба.
    Вода устала петь, устала течь,
    Сиять, струиться и переливаться.
    Ей хочется утратить речь, залечь
    И там, где залегла, там оставаться.
    Под низким небом, тяжелей свинца,
    Усталая
    вода сияет тускло.
    Она устала быть самой собой,
    Но предстоит еще утратить чувства,
    Но предстоит еще заледенеть
    И уж не петь, а, как броня, звенеть.
    Ну а покуда — в мире тишина.
    Торчат кустов безлиственные прутья.
    Распутица кончается. Распутья
    Подмерзли. Но земля еще черна.
    Вот-вот повалит первый снег
    Рекомендации по выполнению задания
    Необходимо показать связь системы образов поэтического текста с тематикой, отметить семантику образа, композицию. При выполнении задания можно ограничиться характеристикой значения глагола устать (и его форм) в зависимости от контекста стихот- ворения.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта