Главная страница

Тесты для самопроверки, рекомендации по выполнению аналитических работ, глоссарий, список литературы


Скачать 1.55 Mb.
НазваниеТесты для самопроверки, рекомендации по выполнению аналитических работ, глоссарий, список литературы
Дата19.10.2018
Размер1.55 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла!!!Rogacheva_371_UP_2014.pdf
ТипТесты
#53879
страница15 из 16
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
РаЗДел 1. КОММУниКаТивнаЯ ПРиРОДа
ХУДОЖеСТвеннОЙ СлОвеСнОСТи
Эстетическое отношение — один из способов ценностного освоения действительности в свете идеала универсальной гармонизации отношений между человеком и миром (природой, другим человеком, обществом, определяемых критериями красоты (Н. Л. Лей- дерман, Н. В. Барковская).
Вкус литературный — разновидность эстетического вкуса, система литературно-художественных предпочтений, основанная на читательской культуре личности.
Модус художественности — типологическая форма завершения эмоциональной оценки художественного мира произведения, закрепленная в жанре.
Пафос — доминирующая индивидуально-авторская оценка художественного мира в литературном произведении.
Троп — стилистический прием, употребление слова в переносном, иносказательном значении.
Сравнение — уподобление изображаемого явления другому по какому-либо общему для них признаку. В сравнении присутствует сравниваемый предмет (явление, предмет (явление, с которым его сопоставляют, а также их общий признак.
Метафора — скрытое сравнение, троп, в основе которого лежит неназванное в тексте сопоставление предметов, признаков, действий, основанное на сходстве.
Олицетворение — обычно разновидность метафоры, построенная на переносе свойств живого существа на неживой объект.
Метонимия — иносказание, построенное на замене одного предмета другим на основании принципа смежности, соположен- ности в пространстве или во времени.
Синекдоха — вид метонимии, троп, основанный на количественном принципе переноса значения.
Эпитет — образное определение
Гипербола — преувеличение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Литота — троп, основанный на преуменьшении размеров или свойств предмета, человека, явления.
Ирония — троп, образованный с помощью интонации, когда подвидом похвалы скрывается насмешка.
Аллегория — олицетворенный образ абстрактного понятия.
Эмблема — троп, в составе которого присутствуют три компонента изображение (в литературном тексте воссозданное с помощью слова, надпись, содержащая указание назначение образов, и подпись, в которой раскрывается смысл всей эмблемы.
Символ — предметный образ, значение которого формируется на пересечении множества контекстов — внутритекстовых ассоциативных связей, перекличек между текстами, мифологических и историко-культурных ассоциаций.
Метр — мера стиха, урегулированная последовательность сильных и слабых слогов в стихотворной строке.
Ритм — основной организующий принцип стихотворной речи, следствие взаимодействия метрического задания с природными качествами языкого материала (В. М. Жирмунский). Помимо метрической схемы, ритм создается звуковыми повторами (в том числе рифмой, чередованием словоразделов, чередованием стиховых и синтаксических пауз, строфической организацией речи.
Стопа — повторяющаяся группа из ударного и безударных сильного и слабых) слогов в силлабо-тонической метрике.
Стих — тип речи, определяемый конструктивной функцией ритма в противоположность прозе ритмическая строка в стихотворении.
Анафора — единоначатие, повтор слова или словосочетания вначале синтаксических или ритмических единиц, в частности — вначале стихотворных строк.
Стиховой перенос (от en�amber — переступать, перепрыгнуть) — выразительное несовпадение синтаксического членения стихотворной строки с ее метрическим членением.
Народное стихосложение — стихотворные формы фольклора, подразделяются на песенный народный стих, обусловленный музыкальным ритмом, и говорной народный стих.
Силлабическое стихосложение — система стихосложения, где основной мерой является слог, повторяющееся, упорядоченное число слогов в стихах

263
Силлабо-тоническое стихосложение — система, где основной мерой является стопа, повторяющееся, упорядоченное чередование сильных (ударных) и слабых (безударных) слогов в стиху.
Икт — сильный, то есть ударный или потенциально ударный, интонационно выделенный слог в стопе.
Хорей — стихотворный размер в силлабо-тонике, двусложная стопа с иктом на первом слоге.
Ямб — стихотворный размер в силлабо-тонике, двусложная стопа с иктом на втором слоге.
Дактиль — стихотворный размер в силлабо-тонике, трехсложная стопа с иктом на первом слоге.
Амфибрахий — стихотворный размер в силлабо-тонике, трехсложная стопа с иктом на втором слоге.
Анапест — стихотворный размер в силлабо-тонике, трехсложная стопа с иктом на третьем слоге.
Тоническое стихосложение — система стихосложения, основанная на повторяющемся, упорядоченном числе ударных (сильных) слогов в стихотворных строках.
Дольник — тип тонического стиха, где междуиктные интервалы колеблются от одного до двух слогов.
Тактовик — тип тонического стиха, где междуиктные интервалы колеблются от одного до трех или от нуля до двух слогов.
Акцентный стих — тип тонического стиха, где междуикные интервалы различаются более чем на два слога.
Верлибр — свободный стих, стих, построенный на системе минус-приемов: в нем отсутствует обязательная рифма, строфа, дис- метрический, разноударный, разносложный стих. Основной ритмической мерой верлибра является стихотворная строфа, отмеченная графически.
Пеон (пэон)четырехсложный размер в силлабо-тонике, где ударение (икт) приходится на первый (пеон первый, второй (пеон второй, третий (пеон третий, четвертый (пеон четвертый) слог.
Пиррихий — двусложная стопа, состоящая из двух слабых безударных) слогов.
Спондей — двусложная стопа, состоящая из двух сильных ударных) слогов.
Клаузула — окончание стиха, группа слабых слогов, следующая за последним ударным (сильным) слогом в стихе

264
Анакруза — ритмический зачин, группа слогов вначале стиха до первого ударного (сильного) слога.
Рифма — регулярное созвучие слогов в конце ритмических групп, обычно в конце стиха. Рифма может быть также внутренней и начальной, если созвучные слоги располагаются вначале или середине стихотворной строки.
Эвфония грече хорошо + phōnē звук) — благозвучие, гармоническое сочетание гласных и согласных звуков, применяемое с художественной целью.
Аллитерация — повтор одинаковых согласных звуков в стихе или в стихотворении в целом.
Ассонанс — повтор одинаковых гласных звуков в стихе или в стихотворении в целом.
Строфа — ритмически и графически обособленная группа из нескольких стихов, обладающая структурным единством.
Катрен — четверостишие, связанное рифмовкой.
Терцет — строфа, состоящая из трех стихов с разными типами рифмовки.
Терцины — каноническая строфа из трехстиший с рифмовкой ababcbcdc и т. д, завершающаяся отдельным стихом, который риф- и т. д, завершающаяся отдельным стихом, который рифмуется со вторым стихом последней строфы.
Сонет — твердая строфическая форма, состоящая из четырех строф, 14 стихов, связанных урегулированной рифмовкой. Чаще всего сонет состоит из двух катренов и двух терцетов.
Цезура — постоянный словораздел внутри строки, повторяющийся из стиха в стих.
Биографический автор — создатель литературных произведений, реальный человек определенной исторической эпохи, психологического склада, субъект авторского права.
Художественный автор — условный образ создателя литературного произведения, носитель концепции, выражением которой служит все произведение.
Нарратология — теория повествования, наука о построении повествовательных текстов в свете коммуникативного взаимодействия автора — текста — читателя.
Субъект речи — в литературном произведении любое говорящее лицо, тот, кому принадлежит высказывание
Субъектная организация — соотнесенность всех фрагментов повествования с субъектами речи, а также с субъектами сознания — персонажами, чья точка зрения выражена в речи повествователя или иного персонажа.
Повествователь — условный образ (маска, роль, голос, от лица которого ведется повествование в литературном произведении.
Рассказчик — одна из форм повествователя, резко отличного от автора стилистически и идеологически безличный рассказчик в сказе либо персонифицированный повествователь, противопоставленный автору.
Лирический субъект — условная форма, субъект лирического переживания в поэтическом тексте, в большей или меньшей степени близкий художественному автору.
Автор-повествователь в лирике — форма лирического субъекта, для которого характерны внеличные формы выражения пере- живания.
Собственно автор в лирике — форма лирического субъекта, позиция которого выражена преимущественно через поэтический мирно в тексте присутствует грамматическая форма я, указывающая на точку зрения лирического субъекта.
Лирические я — форма лирического субъекта, при которой основным сюжетом стихотворения является прямо выраженное пере- живание.
Лирический герой — лирический субъект, обладающий относительной внешней завершенностью — элементами биографии, характера, портрета.
Ролевой герой в лирике — тип лирического субъекта, очевидно не совпадающего с автором, наделен резко характерной речевой манерой, своеобразие которой выступает на фоне литературной нормы и позволяет соотнести образ я с определенной социально-бытовой и культурно-исторической средой (Н. В. Барковская, Н. Л. Лейдер- ман).
Реальный читатель — участник литературного процесса, эмпирически реальный человек, субъект восприятия литературного произведения.
Эксплицитный читатель — образ читателя в художественном мире литературного произведения, явный или подразумеваемый собеседник, к которому обращена речь повествователя
Имплицитный читатель — читатель, предполагаемый всей структурой произведения как целостно воспринимающий ее субъ- ект.
Воображаемый читатель — идеальный адресат, существующий в воображении биографического автора.
Герменевтика — наука о понимании смысла, в литературоведении методологическая основа теории интерпретации (истолкования) литературного произведения.
Комментарий — вид читательской деятельности и филологического анализа текста, направленный на истолкование отдельных фрагментов текста, требующих пояснения в силу утраты историко- культурной, языковой или предметно-вещной среды, объединяющей автора и читателя. Предметом комментария служит лексика, историко-литературные факты, биография автора, художественная образность, воспроизводящая мир исторической повседневности.
Ключевое слово слово или словосочетание, позволяющее определить тематику текста. В художественном тексте в качестве тематических единиц выступают мотивы и словообразы, закрепленные в словесной ткани произведения.
Медленное чтение — методика анализа и интерпретации художественного текста, в основе которой лежит герменевтический принцип возвратного чтения, многократного перечитывания и перетолкования текста в свете вновь открываемых внутритекстовых и внетекстовых связей.
Анализ текста — вид филологической деятельности, направленный на установление и систематизацию формальных и смысловых элементов текста и их связей.
Метод анализа текста — система научных установок, правил, регламентаций, предназначенных для исследования и истолкования литературного произведения.
Код (культуры — динамическая система употребления знаков в культуре, язык произведения — некоторая данность, которая существует до создания конкретного текста и одинакова для обоих полюсов коммуникации (Ю. М. Лотман) (автора — адресанта и читателя — адресата).
Контекст — тесная связь, соединение, окружение литературного произведения

267
Интертекст — межтекстовые связи, явление скрещивания, наложения разных текстов в пределах одного литературного образа, мотива, сюжета или текста в целом.
РаЗДел 2. ХУДОЖеСТвенныЙ МиР
лиТеРаТУРнОгО ПРОиЗвеДениЯ
Персонаж — всякое лицо (человек, животное, растение, вещь, изображенное в литературном произведении и выступающее как автономный субъект действия, речи, переживания.
Литературный герой — в системе персонажей обычно центральная фигура, носитель положительных моральных свойств, активной, инициативной позиции в развитии действия. Первоначально, в героическом эпосе, человек, чьи исключительные способности возводят его в ранг полубога.
Действующее лицо — термин, применяемый для обозначения персонажа, который является субъектом действия по преимуществу. Обычно — персонаж драмы, реже — эпоса, термин не употребляется по отношению к субъекту лирического произведения.
Номинация персонажа — весь комплекс словесных наименований персонажа в тексте произведения, включающий не только имя собственное, но и другие виды указания на изображенного че- ловека.
Портрет — изображение в художественном произведении всей внешности человека, включая сюда и лицо, и телосложение, и одежду, и манеру поведения, и жестикуляцию, и мимику (Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения учеб. пособие. МС. Речь персонажа
— вся совокупность речевых проявлений персонажа в художественном тексте, в том числе формы речи и ее структура внешняя
— речь персонажа, зафиксированная в прямых монологических и диалогических, устных и письменных) формах внутренняя — вербализованная, ноне произнесенная вслух, адресованная себе речь персонажа в форме внутренних (мысленных) монологов, косвенной или непрямой речи
Психологизм — способ изображения человека в литературе, направленный на воссоздание внутренней жизни человека в ее нюансах, деталях с помощью системы внешних проявлений и закрепленный в системе средств и приемов поэтики.
Характер — внутреннее содержание, ядро личности, которое реализуется во всей системе проявлений персонажа — в его поступках, высказываниях, жестах, реакции на других персонажей произведения. По словам ММ. Бахтина, характером мы называем такую форму взаимодействия героя и автора, которая осуществляет задание создать целое героя как определенной личности».
Литературный тип — готовая форма личности, сложившаяся в культуре и постоянно возобновляемая в ней, а также персонаж, в структуре которого доминирует обобщенное представление о характере человека.
Система персонажей — структурное единство всех изображенных в произведении лиц, связанных единым конфликтом включает персонажей как элементы системы, их иерархию, а также художественные отношения (сюжетные, характерологические, стилевые) связи между персонажами.
Конфликт — внешнее или внутреннее противоречие, выполняющее в произведении сюжетообразующую функцию и связывающее персонажей в единую систему.
Протагонист — в современной литературе центральный персонаж произведения, зачастую воплощающий положительные идеалы автора и читателя, активный участник конфликта.
Антагонист — в современной литературе персонаж, противопоставленный протагонисту, антагонистом может выступать как один из центральных персонажей (антигерой, таки второстепенное лицо.
Персонаж-функция — персонаж (преимущественно — народной волшебной сказки, поведение которого подчиняется основной задаче сюжета, логике развертывания события.
Сюжет — цепь взаимосвязанных событий в литературном произведении, жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах В. Е. Хализев).
Фабула — условная схема, где события, показанные в произведении, располагаются в их естественной хронологической последовательности, во внутренних связях, так, как они могли бы происходить в жизни.
Завязка — момент действия, с которого начинается развертывание основных событий сюжета.
Ход действия — ряд эпизодов, в которых действующие лица стараются активно разрешать конфликт.
Перипетия — внезапные и резкие сдвиги в судьбе персонажей всевозможные повороты от счастья к несчастью и наоборот. Кульминация — момент сюжетного действия, когда конфликт достигает высшего напряжения, противоречия требуют немедленного разрешения.
Развязка — момент сюжетного действия, когда конфликт исчерпывает себя.
Экспозиция — часть произведения, как правило начальная, которая знакомит нас с действующими лицами, обстоятельствами, местом и временем действия.
Вставные эпизоды — относительно законченные фрагменты действия, в которых участвуют персонажи, прямо несвязанные с основным ходом событий, действие переносится в иное время, место и др.
Динамический сюжет — тип сюжета, в котором действие развивается стремительно, в событиях заключается основной смысли интерес для читателя, сюжетные элементы четко выдержаны.
Адинамический сюжет — тип сюжета, в котором действие замедлено и не стремится к развязке, события не заключают в себе особого интереса.
Умолчание — прием, с помощью которого о событии, случившемся раньше других, мы узнаем в самом конце.
Ретроспекция — прием, когда походу действия автор делает отступления в прошлое.
Экзистенциальный конфликт — тип конфликта, в котором рисуется устойчиво конфликтное бытие, причем немыслимы никакие действия, способные разрешить этот конфликт.
Локальный конфликт — тип принципиально разрешимого конфликта.
Хроникальные сюжеты — сюжеты, где преобладают временные связи между изображенными событиями
Концентрические сюжеты — сюжеты, где преобладают причинно-следственные связи между изображенными событиями.
Мотив — минимальная единица сюжета, функция действующего лица в литературном произведении или минимальная тематическая единица, закрепленная в тексте произведения как ключевое слово, выражающее отношение.
Перцептивный образ — вербальный и невербальный образ, который опирается на данные органов чувств зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
Деталь — выделенный автором элемент художественного образа или целый образ, несущий значительную эмоциональную и смысловую нагрузку.
Подробность — предметно-вещный образ, направленный на создание эффекта жизнеподобия художественного мира.
Пейзаж — словесно-образное изображение природы в литературном произведении, обладающее композиционной законченностью, смысловой и эмоциональной выразительностью.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


написать администратору сайта