Главная страница
Навигация по странице:

  • Рекомендации по выполнению задания

  • Глава 5. Категория читателя в современном литерату

  • Задания к разделу 2. Художественный мир литературного произведения

  • Тесты для самопроверки, рекомендации по выполнению аналитических работ, глоссарий, список литературы


    Скачать 1.55 Mb.
    НазваниеТесты для самопроверки, рекомендации по выполнению аналитических работ, глоссарий, список литературы
    Дата19.10.2018
    Размер1.55 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла!!!Rogacheva_371_UP_2014.pdf
    ТипТесты
    #53879
    страница13 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    Глава 3. Поэзия и проза. Основы стиховедения
    Задание Метрической схеме Д соответствует стих МЮ. Лермонтова:
    А.
    Дубовый листок оторвался от ветки родимой
    Б
    . В море царевич купает коня
    В.
    Русалка плыла по реке голубой
    Г
    . И скучно и грустно, и некому руку подать…
    Д.
    Как часто, пестрою толпою окружен...
    Задание Метрической схеме Х соответствует:
    А
    . Русалка плыла по реке голубой…
    Б.
    Не в лесу мы, довольно аукать…
    В
    . С дымом улетать с костра Дидоны…
    Г
    . Я получил блаженное наследство…
    Д
    . Гляжу, как безумный, на черную шаль…
    Задание Какие стихи в приведенном отрывке из стихотворения В. В. Мая- ковского написаны ямбом Как связано обращение к ямбу с упоминанием в тексте стихотворения имени Евгения Онегина и поэмы АС. Пушкина «Полтава»?
    А.
    Были б живы стали бы по Лефу соредактор.
    Б
    . Я бы и агитки вам доверить мог.
    В.
    Раз бы показал:
    вот так-то моли так-то…
    Г. Вы б смогли у вас хороший слог.
    Д
    . Я дал бы вам жиркость и сукна,
    Е.
    в рекламу б выдал гумских дам.
    Ж.
    (Я даже ямбом подсюсюкнул,
    З
    . чтоб только быть приятней вам.)
    И
    . Вам теперь пришлось бы бросить ямб картавый.
    К
    . Нынче наши перья штык да зубья вил, битвы революций посерьезнее «Полтавы»,
    и любовь пограндиознее онегинской любви.
    Задание Определите стихотворный размер в отрывках из произведений ФИ. Тютчева, применив два способа установления метра (скандовка и графический рисунок. Отметьте все отступления от метрической схемы.
    А
    . Месяц слушал, волны пели,
    И, навесясь с гор крутых,
    Замки рыцарей глядели
    С сладким ужасом на них.
    Б.
    Зима недаром злится,
    Прошла ее пора Весна в окно стучится
    И гонит со двора
    В. Слезы людские, о слезы людские,
    Льетесь вы ранней и поздней порой…
    Г.
    Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
    Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!
    Над вами светила молчат в вышине,
    Под вами могилы — молчат и оне.
    Д.
    Дума за думой, волна за волной Два проявленья стихии одной:
    В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
    Здесь — в заключении, там — на просторе,
    Тот же все вечный прибой и отбой,
    Тот же все призрак тревожно-пустой.
    Задание Какое из приведенных четверостиший А. Ахматовой написано дольником?
    А. От странной лирики, где каждый шаг — секрет,
    Где пропасти налево и направо,
    Где под ногой, как лист увядший, слава,
    По-видимому, мне спасенья нет.
    Б.
    И осталось от всего земного
    Только хлеб насущный твой,
    Человека ласковое слово,
    Чистый голос полевой.
    В. А там, где сочиняют сны,
    Обоим — разных не хватило,
    Мы видели один, носила Была в нем как приход весны.
    Г.
    И вовсе я не пророчица,
    Жизнь светла, как горный ручей,
    А просто мне петь не хочется
    Под звон тюремных ключей.
    Задание Охарактеризуйте стиховую композицию стихотворения Д. Са- мойлова Перед снегом (метрика, ритмика, рифма, звуковой строй, строфика). Текст стихотворения приведен в предыдущем разделе Практикума
    Глава 4. Категория автора в художественном произведении
    Задание Чем различаются синонимичные литературоведческие термины автор — повествователь — рассказчик — лирический герой Напишите по одному предложению, в которых употреблялся бы соответствующий термин.
    Задание Прочитайте письмо, в котором один из крупнейших русских филологов �� в. Виктор Владимирович Виноградов размышляет о различии биографического автора (поэта) и лирического образа лирического я. Выделите в тексте основные параметры противопоставления автора и лирического субъекта февраля 1926 г.
    Ленинград
    >
    Дорогая-дорогая!
    Письмо будет мудрым. Среди занятий пишется. И вопрос для меня сейчас больной. С Вами болезнью поделюсь. Для речи о Есенине она явилась. Тема — о лирическом лице. Неправда, что художник лично себя в лирике воплощает. Но неправда и то, что поэт кажет не лицо, а маску. Художник должен создать какой-то сложный, глубокий и впечатлительный образ. Этот образ делается центром, откуда рассыпаются лучи лирических эмоций. Можно, конечно, каждое лирическое стихотворение рассматривать как чисто словесный мелодический рисунок, безотносительно к тому я, которое в нем названо. Но если стихотворения собираются в циклы ив них есть, рядом с именем одного автора, какая-то общая тональная направленность, то возникает мысль о психологическом субстрате. Начинает казаться, что художник все эти лирические признания и откровения прикрепляет к одному як одному образу. Средством его художественного оформления, раскрытием его внутренней динамики — сходной и противоречивой, как в музыкальном романе (да, романе, а не романсе, — и являются стихотворения. Создается иллюзия единства лирического романа — и стихотворения как главы. И герой чудится в нем. И, конечно, это не автор (не Лермонтов, не Пушкин, не Фет, не Ахматова, не Есенин и т. п, хотя в герое и может быть кое-что от психологических свойств автора, но только художественно преобразованное. Я лирического стихотворения не соответствует той фамилии, тому имени, которое
    написано под стихотворением. Лирика — это как бы параллельный мир миру автора, и между ними — грани, у одних писателей более широкие, у других — узкие. Утеху кого эти границы тесны, создается образ лирического двойника. Но все же черта всегда отделяет автора от героя. Герой почти всегда интереснее автора — у таланта. Но представьте автор сливает себя с героем. Лирическое я превращается в Сергея Есенина. Получается не лирика, а автобиографическая драма. Уже не слова волнуют, нестоящий за ними художественный образа сам живой человек. Он ведь не художественно творит, а в стихах начинает свои печали и муки рассказывать. Чтобы волновали его слова, слов недостаточно. Словесное мастерство даже ненужно. Оно не замечается должна быть живая драма. Публика смотрит не на стихи, а на автора. И вот лирическую драму делает художник не из слова из своей жизни. Он утерял параллельный ряд творчества, а в публику лишь посылает письма, монологи о себе. И чтобы эти монологи волновали, были динамичны, замыкали лирический круг романа, надо свою жизнь сделать сложной и трагичной. И торопиться с ней. И все-таки сознавать, что художник умер раньше, и кончить необычно, как человеку. Пока все туманно. Но это — путь Серг. Есенина.
    Люблю, люблю. Поймите, оцените и напишите обо всем этом.
    Ваш В. В.
    Надежда Матвеевна Виноградова-Малышева (1897-1990), жена В. В. Виноградова с 1926 г.
    http://e-heritage.ru/ras/view/publicati�n/general.html?id=43626744
    Задание Расположите тексты (стихотворения или фрагменты стихотворений) в соответствии с последовательностью субъектных форм в лирике от полюса автора к полюсу героя автор-повествователь, собственно автор, лирическое я, лирический герой, ролевой герой) А. А. Фет

    Печальная береза
    У моего окна,
    И прихотью мороза
    Разубрана она.
    Как гроздья винограда,
    Ветвей концы висят, —
    И радостен для взгляда
    Весь траурный наряд.
    Люблю игру денницы
    Я замечать на ней,
    И жаль мне, если птицы
    Стряхнут красу ветвей) НА. Некрасов. Огородник
    Не гулял с кистенем я в дремучем лесу,
    Не лежал я во рву в непроглядную ночь, Я свой век загубил за девицу-красу,
    За девицу-красу, за дворянскую дочь) ФИ. Тютчев
    Когда пробьет последний час природы,
    Состав частей разрушится земных;
    Все зримое опять покроют воды,
    И Божий лик изобразится в них) Е. А. Баратынский
    Весна, весна как воздух чист!
    Как ясен небосклон!
    Своей лазурию живой
    Слепит мне очи он.
    Весна, весна как высоко
    На крыльях ветерка,
    Ласкаясь к солнечным лучам,
    Летают облака!
    <…>
    Что с нею, что с моей душой?
    С ручьем она ручей
    И с птичкой птичка с ним журчит,
    Летает в небес ней!
    Зачем так радует ее
    И солнце и весна!
    Ликует ли, как дочь стихий,
    На пире их она
    Что нужды счастлив, кто на нем
    Забвенье мысли пьет,
    Кого далёко от нее
    Он, дивный, унесет) А. А. Ахматова
    Да, я любила их, те сборища ночные, На маленьком столе стаканы ледяные,
    Над черным кофеем пахучий, тонкий пар,
    Камина красного тяжелый, зимний жар,
    Веселость едкую литературной шутки
    И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.
    Рекомендации по выполнению задания
    Важно не угадать, к какому типу относится лирический субъекта показать возможности выражения лирического переживания, темы текста через субъектную организацию. Примеры характеристики субъектной структуры поэтического текста вы найдете в теоретическом разделе пособия.
    Задание Определите тип повествователя в приведенных фрагментах художественных произведений. Покажите, как в тексте выражается оценка, которую автор дает повествователю (носителю речи) Борис Шергин. Волшебное кольцо.
    Собачка бела да кошка сера кусочков насушили ив дорогу переправились через реку быстру и побрели лесами темныма, пошли полями чистыма, полезли горами высокима.
    Сказывать скоро, а идти долго. Вот и город Париж. Ванькин дом искать недолго. Стоит середи города и мост хрустальной, как колечко. Собака у ворот спреталась, а кошка зацарапалась в спальну. Ведь устройство знакомо.
    Ванькина молодуха со своим прихохотьем на кровати лежит и волшебно кольцо в губах держит. Кошка поймала мыша и свистнула царевне в губы. Царевна заплевалась, кольцо выронила. Кошка кольцо схватила дав окно да по крышам, по заборам вон из города
    Бежат с собачкой домой, радехоньки. Не спят, не едят, торопятся. Горы высоки перелезли, чисты поля перебежали, через часты дебри перебрались

    232 2) Константин Паустовский. Растрепанный воробей.
    А потому себя в доме, когда погасили свети поздняя ночь вошла в комнату и приказала всем спать, Маша сквозь сон спросила маму Когда ты прикалывала букет, ты вспомнила о папе Да, — ответила, помолчав, мама А почему ты плачешь Потому что радуюсь, что такие люди, как твой папа, бывают на свете Вот и неправда — пробормотала Маша. — От радости смеются От маленькой радости смеются, — ответила мама, — а от большой — плачут. А теперь спи!
    Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла кокну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и крупный снег, что падали падал с неба, все прибавлял тишины. Имама подумала, что вот также, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки) Виктор Драгунский. Англичанин Павля.
    И мы все опять занялись делом и опять долго молчали. И когда мама стала убирать корки, папа сказал А ты чего, Павля, так давно не был у нас Да, — сказал я. — Где ты пропадал Что ты делал?
    И тут Павля напыжился, покраснел, поглядел по сторонами вдруг небрежно так обронил, словно нехотя Что делал, что делал. Английский изучал, вот что делал.
    Я прямо опешил. Я сразу понял, что я все лето зря прочепушил. С ежами возился, в лапту играл, пустяками занимался. А вот Павля, он времени не терял, нет, шалишь, он работал над собой, он повышал свой уровень образования.
    Он изучал английский языки теперь небось сможет переписываться с английскими пионерами и читать английские книжки!
    Я сразу почувствовал, что умираю от зависти, а тут еще мама добавила Вот, Дениска, учись. Это тебе не лапта!
    Глава 5. Категория читателя в современном литерату-
    роведении
    Задание Прочитайте отрывок из работы В. Ф. Асмуса Чтение как труд и творчество (1962) и письменно ответьте на вопросы

    233 1. Почему только второе чтение текста соответствует требованию творческого понимания. Чем обусловлена множественность интерпретаций одного произведения Чтобы чтение оказалось плодотворным, читатель должен сам потрудиться, и от этого труда его не может освободить никакое чудо. Кроме труда, необходимого для простого воспроизведения последовательности фраз и слов, из которых состоит произведение, читатель должен затратить особый, сложный ипритом действительно творческий труд. Поэтому первое условие, необходимое для того, чтобы чтение протекало как чтение именно художественного произведения, состоит в особой установке ума читателя, действующей вовсе время чтения. В силу этой установки читатель относится к читаемому или к видимому посредством чтения не как к сплошному вымыслу или небылице, а как к своеобразной действительности.
    Второе условие чтения вещи как вещи художественной может показаться противоположным первому. Чтобы читать произведение как произведение искусства, читатель должен вовсе время чтения сознавать, что показанный автором посредством искусства кусок жизни не есть все же непосредственная жизнь, а только ее образ. Автор может изобразить жизнь с предельным реализмом и правдивостью. Но ив этом случае читатель не должен принимать изображенный в произведении отрезок жизни за непосредственную жизнь. Веря в то, что нарисованная художником картина есть воспроизведение самой жизни, читатель понимает вместе стем, что эта картина все жене сама доподлинная жизнь, а только ее изображение.
    И первая и вторая установка не пассивное состояние, в которое ввергает читателя автор и его произведение. И первая и вторая установка особая деятельность сознания читателя, особая работа его воображения, сочувствующего внимания и понимания. Кадры изображенной жизни проходят в сознании читателя в определенной и необратимой последовательности. В них все движется. Герои действуют, борются, спорят. Одни появляются, другие исчезают — на время или навсегда. Характеры, как бы ни было целостно и определенно впечатление от них уже при первом их появлении, не даны читателю сразу, целиком. Они раскрываются перед читателем в своих поступках, мыслях, чувствах, письмах, во впечатлениях и суждениях о них других действующих лиц и т. д.
    Больше того. Характеры эти не только узнаются, раскрываются. Они, кроме того, оцениваются читателем, вызывают в нем чувство любви, восхищения, участия или ненависти, презрения. Содержание художественного произведения не переходит — как вода, переливающаяся из кувшина в другой, — из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем по ориентирам, данным в самом произведении, нос конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя.
    Деятельность эта есть творчество. Никакое произведение не может быть понято, как бы оно ни было ярко, как бы велика ни была наличная в нем сила внушения или запечатления, если читатель сам, самостоятельно, на свой страхи риск не пройдет в собственном сознании по пути, намеченному в произведении автором. Начиная идти поэтому пути, читатель еще не знает, куда его приведет проделанная работа. В конце пути оказывается, что воспринятое, воссозданное, осмысленное у каждого читателя будет в сравнении с воссозданными осмысленным другими, вообще говоря, несколько иным, своеобразным. Иногда разность результата становится резко ощутимой, даже поразительной. Частью эта разность может быть обусловлена многообразием путей воспроизведения и осознания, порожденными порождаемым самим произведением — его богатством, содержательностью и глубиной. Существуют произведения многогранные, как мири, как он, неисчерпаемые.
    Частью разность результатов чтения может быть обусловлена и множеством уровней способности воспроизведения, доступных различным читателям. Наконец, эта разность может определяться и развитием одного итого же читателя. Отсюда следует, что творческий результат чтения в каждом отдельном случае зависит не только от состояния и достояния читателя в тот момент, когда он приступает к чтению вещи, но и от всей духовной биографии меня, читателя. Он зависит от всего моего читательского прошлого оттого, какие произведения, каких авторов, в каком контексте событий личной и общественной жизни я читал в прошлом. Он зависит не только оттого, какие литературные произведения я читал, но и оттого, какие музыкальные произведения я знаю, какие я видел картины, статуи, здания, а также оттого, с какой степенью внимания, интереса и понимания я их слушали рассматривал. Моя способность понять трудное произведение зависит не только от барьера, который поставил передо мной в этом произведении
    автор, но и от меня самого, от уровня моей читательской культуры, от степени моего уважения к автору, потрудившемуся над произведением, от уважения к искусству, в котором этому произведению, может быть, суждено сиять в веках, как сияет алмаз. До тех пор пока не прочитана последняя страница или строка произведения, в читателе не прекращается сложная работа, обусловленная необходимостью воспринимать вещь во времени. Эта работа воображения, памяти и связывания, благодаря которой читаемое не рассыпается в сознании на механическую кучу отдельных независимых, тут же забываемых кадров и впечатлений, но прочно спаивается, сплавляется в органическую и длящуюся целостную картину жизни.
    До прочтения последней страницы не прекращается также работа соотнесения каждой отдельной детали произведения сего целым.
    Задание В чем, помысли ГА. Гуковского, заключена недостаточность наивно-реалистического восприятия произведения?
    Воспринимая героев как людей, воспринимая книгу как подлинные события, юные читатели должны приучиться воспринимать её одновременно как идейную сущность. В простейшей формуле это значит, что они должны привыкнуть видеть в книге не только людей (и события, изображенных в ней, но и отношение к ним, заключённое в книге, содержащееся в ней и предстающее читателю как бы в представлении об авторе книги, его понимании событий и героев и суде над ними. В самом деле, сами люди и даже события, изображенные в произведении и воспринятые наивно-реалистически, не заключают в себе ни суда над собой, ни оценки себя и суди оценка для наивно-реалистического чтения возникают только в сознании самого читателя мне нравится или мне не нравится Базаров, я восхищен
    Лопуховым, или я презираю Элен Безухову, — таково отношение к образу со стороны наивно-реалистического читателя. Оно законно, но недостаточно. Ибо необходимо понимать не только мое отношение к данному действующему лицу, но и отношение к нему же автора, и, что, пожалуй, важнее всего, мое отношение к отношению автора. Иными словами, автор вложил в созданный им образ некую идею, данное отражение действительности, понимание ее и оценку ее. И вот к этой-то идеек этому пониманию, к этой оценке читатель должен
    приучиться находить в себе самом тоже активное отношение — сочувствия, несочувствия, спора, презрения, восхищения и др. Вопрос о наивно-реалистическом чтении может быть сформулирован еще так читатель, привычный к такому чтению, видит и воспринимает вообще в книге только объект изображения, ноне само изображение. Между тем в книге есть и то и другое и, следовательно, полный смысл книги обнаруживается только в восприятии итого и другого более того, без изображения мы ничего бы не знали о существовании объекта, ив тоже время именно изображение несет в себе истолкование и оценку объекта. Следует самым серьезным образом задуматься над тем, не укрепляем ли мы нередко нашим преподаванием подобные навыки чтения, видящего объект и как бы не замечающего изображения его.
    Задание Перечитайте сказку АН. Толстого Золотой ключики напишите эссе на тему Модели (образы) читателя в тексте литературной сказки. Отвечая на вопрос, можно ориентироваться наследующие аспекты темы. Авторская адресация текста (предисловие, жанровое определение. История создания сказки. Обращения к читателю в тексте сказки Золотой ключик. Соотношение сюжетов сказки Толстого и Коллоди.
    5. Литературные реминисценции в сказке АН. Толстого.
    При подготовке задания рекомендуем обратиться к материалам статьи М. Петровского Что отпирает Золотой ключик (Петровский М. Книги нашего детства. М Книга, 1986. С. Задание Прочитайте фрагмент статьи Р. Д. Тименчика Монолог оком- ментарии» (Тименчик Р. Что вдруг Статьи о русской литературе прошлого века. Иерусалим Гешарим; М Мосты культуры, 2008. Си ответьте на вопросы. В чем отличие деятельности читателя и профессионального комментатора текста. Как комментарий зависит от позиции интерпретатора текста. Что является основной целью комментирования
    Он комментатор, само собой, комментирует то, что должен был понимать в тексте исторический читатель (и что входе культурных эво- люций исчезает для читателей последующих поколений, но также и то, что исторический читатель мог — а то и должен был — недопонимать в случае авторской установки на красоту непонятности (и понимание чего для читателей последующих поколений облегчено работой тех же эволюций). Здесь надо отдавать себе отчет в ответственности за власть сноски. Она, как выше было сказано, феномен временный, отсюда — характерные для всякого временщика черты ее поведения.
    «Возмущающая воду сноска
    <…> властно темперирует текст.
    Астериск или нумерок — насилие над текстом уже потому, что заставляет остановиться, отвести взгляд, выйти из текста, перечитать его. Порция текста заливается светом внесенного нами ��tabene. Есть сноски, в которых императив паузы важнее подвешенной для мотивировки подстрочной информации.
    Внося нумерки или астериски в массив чужого сочинения, мы его подвергаем то расширению, то сужению, сообщая ли, что Париж — столица Франции, предваряя ли объяснение ограничительным здесь. При достройке этого нижнего этажа к тексту, а вернее, что и подполья, с присущими этой зоне инверсиями благочестия по отношению к тексту, вопрос заключается в пределах распространения и усекновения семантического запаса комментируемого текста. В каждой нашей глоссе присутствуют оба встречных процесса — расширения текста и сужения его. Комментаторские выноски — произвол, на осуществление которого подписывается каждый, принимающий присягу комментатора. Несносный наблюдатель оглашает всеми буквами намеки автора, разрушая порой тщательно создававшуюся семантическую атмосферу умолчания, либо несказуемости, либо взаимопонимания с полуслова.
    Профессиональная проблема комментатора заключается в том, чтобы его агрессивные акции приближали читателя препарированного текста к исторической рецепции и, таким образом, к гипотетическому авторскому замыслу».
    Задание Прочитайте стихотворение ФИ. Тютчева. Используя технологию медленного чтения, покажите, как изменяется пространственный образ мира. При работе с текстом обратите внимание на выделенные курсивом слова
    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора Весь день стоит как бы хрустальный,
    и лучезарны вечера...
    Где
    бодрый серп гуляли падал колос,
    Теперь уж пусто все — простор везде, Лишь паутины тонкий волос
    Блестит
    на праздной борозде.
    Пустеет воздух, птиц неслышно боле,
    Но далеко еще до первых зимних бурь и льется чистая и теплая лазурь
    На отдыхающее поле...
    Задания к разделу 2. Художественный мир литературного произведения
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта