Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРаКТиКУМ Практическое занятие № Анализ эпического произведения. Рассказ А. П. Платонова Цветок на земле»

  • Практические задания для самостоятельной подготовки Задания к разделу 1. Коммуникативная природа художественной словесности

  • Тесты для самопроверки, рекомендации по выполнению аналитических работ, глоссарий, список литературы


    Скачать 1.55 Mb.
    НазваниеТесты для самопроверки, рекомендации по выполнению аналитических работ, глоссарий, список литературы
    Дата19.10.2018
    Размер1.55 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла!!!Rogacheva_371_UP_2014.pdf
    ТипТесты
    #53879
    страница11 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    глава 5. лиТеРаТУРныЙ РОД и ЖанР
    КаК ТиПОлОгичеСКие ХаРаКТеРиСТиКи
    ХУДОЖеСТвеннОгО ПРОиЗвеДениЯ
    Программа литературного чтения в начальной школе предполагает знакомство школьников с жанрово-родовым составом художественной словесности. Роди жанр относятся к типологическим характеристикам художественной литературы. При этом ни одно литературное произведение не существует вне жанра ирода, жанрово- родовая природа текста является показателем его литературности, то есть принадлежности к сфере художественной культуры. Как подчеркивает ММ. Бахтин, конструктивное значение каждого компонента художественного произведения может быть понято лишь в связи с жанром. Следовательно, узнавание рода и жанра произведения служит важнейшей предпосылкой для эстетического восприятия текста и последующего истолкования его содержания.
    Разделение словесности натри основных литературных рода сложилось на ранних стадиях культуры, в процессе разложения синкретического (изначально нерасчлененного) обрядового действа и выделения художественного творчества в самостоятельную форму культуры. Родовое членение характеризует как устную словесность фольклор, таки письменную. Каждый из литературных родов охватывает определенную область отношений между человеком и миром, имеет специфическое, только ему присущее родовое содержание и родовую поэтику — систему художественных средств освоения этого содержания. Эпос, жанры эпоса

    Эпос
    — это род литературы, который эстетически осваивает мир как объективную данность, стремится постигнуть жизнь человека в ее органической связи с объективными процессами и законами бытия»
    1
    Центральным компонентом эпического произведения является событие, изначально имеющее надличный характер. На ранних стадиях истории словесного искусства содержание эпоса было сосредоточено на деяниях героев, истоком которых служила воля богов, позднее — интересы коллектива, нации, государства. Так, все действия героя былины связаны сего главным предназначением — быть устроителем русской земли. Отсюда происходит характерная для эпоса организация повествования, предполагающая временную дистанцию между событием и рассказом о событии чаще всего это повествование о том, что случилось ранее. Наличием такой дистанции обусловлена характерная для эпоса изобразительность стиля, индивидуализация речи героев, линейное развертывание рассказа.
    1
    Лейдерман Н. Л, Барковская Н. В. Теория литературы (вводный курс учеб.-метод. пособие. Екатеринбург, 2002. С. 38.
    Изображающую функцию в эпическом произведении выполняет речь повествователя, речь персонажей — преимущественно изображенная речь.
    Эпос воспроизводит жизнь в ее целостности, поэтому эпические произведения изначально имели большой объем, включали множество персонажей, охватывали значительные пространственно- временные отрезки. Для эпоса практически не существует ограничений в выборе аспекта изображаемой реальности — наряду с внешними событиями произведения эпического рода осваивают события внутреннего порядка, показывая мысли и чувства персонажей как объективную данность. Эпическое произведение может носить как условно-объективный, таки исповедальный характер.
    Система эпических жанров складывается первоначально в фольклоре, где эпические произведения подразделяются на стихотворные и прозаические. Причем стихотворная речь предполагает обязательное музыкальное исполнение. Поются былины, исторические песни, баллады, духовные стихи. Сказки, несказочная проза (былички, бывальщины, легенды, предания, анекдоты рассказываются. По характеру изображенного события фольклорные жанры устного народного творчества разделяются на две большие группы водной из них доминирует установка на вымышленность излагаемых событий (сказка, народный анекдот, в другой преобладает установка на достоверность рассказанной истории, какой бы фантастичной она ни казалась.
    Для разграничения литературных жанров эпоса современные теоретики литературы учитывают три аспекта жанровой структуры «во-первых, доминирующую сюжетную схему, связанную с определенным хронотопом, во-вторых, тип композиционно-речевой организации (включая проблему повествователя или рассказчика в-третьих, характер границы между миром героев и миром автора и читателя, а также тип контакта между этими действительностями»
    1
    Рассмотрим каждый из аспектов по отдельности.
    Сюжетные схемы жанров формируются исторически и восходят к фольклорно-мифологическому освоению реальности, когда
    1
    Бройтман С. Н, Магомедова ДМ, Тамарченко Н. Д. Жанр и жанровая система в русской литературе конца ��� — начала �� в. // Поэтика русской литературы конца ��� — начала �� в. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. МС каждый фрагмент действительного мира, частью которого является и жизнь человека, обозначается особой словесной формулой. Поэтому сюжетные схемы повторяются в произведениях разных времени разных народов, служа основанием для жанровой типологии. Схема представляет собой формальную сетку отношений и связей между событиями. К таким схемам относится, например, кумулятивное построение сюжета — нанизывание однотипных эпизодов, зачастую с дословным повторением предшествующих эпизодов в последующих. Самый яркий пример кумулятивной структуры — фольклорная сказка о животных, за которой закрепилось определение кумулятивной. Это сказки типа Теремок (Терем мухи, Рукавичка и другие варианты, «Кочеток и курочка, Колобок. Такие сюжеты обрываются всегда неожиданно, причем точкой поворота пуант) может оказаться как мотивированное, таки немотивированное происшествие. Например, в сказке Теремок им становится появление медведя, который не может уместиться в теремке и потому садится на него. Нов другом варианте сказки все звери, в том числе кабан и медведь, вошли в рукавичку и бросились врассыпную, вдруг испугавшись лая маленькой собачки. Кумулятивный сюжет может разворачиваться как по восходящей (от маленького к большому, таки по нисходящей градации.
    Кумулятивный тип сюжета (сюжетной схемы) лежит в основе новеллы, где цепочка однотипных событий внезапно прерывается сменой точки зрения. В качестве примера кумулятивной композиции авторы цитированной выше работы приводят рассказ А. П. Чехова Толстый и тонкий здесь в рамках одного события встречи развертывается нарастающая цепочка “микрособытий” все более откровенного и дружеского общения, пока после реплики толстого поднимай повыше сего собеседником не происходит катастрофическая метаморфоза»
    1
    Кумулятивная сюжетная схема используется во множестве прозаических произведений детской литературы. Из тех текстов, к которым мы уже обращались, назовем сказку В. П. Катаева Дудочка и кувшинчик. До определенного момента все действия Жени складываются в цепочку однотипных эпизодов растет обида на взрослых
    1
    Бройтман С. Н, Магомедова ДМ, Тамарченко Н. Д. Жанр и жанровая система в русской литературе конца ��� — начала �� в. Си на мир в целом. Лишь гнев волшебного старичка изменяет ход сюжета, определяет поворот от обиды к согласию Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью примечает, а четвёртая мерещится. Кумулятивный принцип определяет развитие сюжета сказки «Цветик-семицветик» и сказки Г. Сапгира Паровозик из Ромашково». Как видно, схематичность структуры не мешает оригинальности сюжетной композиции и не делает тексты одинаковыми. Но кумулятивная структура сюжета еще недостаточный признак для того, чтобы отнести произведения к новеллам.
    Иной тип сюжетной и пространственно-временной организации
    (хронотоп) представляет собой реализацию инвариантной модели волшебной сказки, в свою очередь восходящей к обряду инициации изображенный мир состоит из двух сфер, противопоставленных по признакам “своего–чужого”, в основе сюжета — ситуация неустойчивого равновесия противоположных мировых сила судьба героя связана сего удалением от исходной точки (места действия, а также первоначального положения и/или статуса) и последующим возвратом к ней — как в пространственно-временном, таки в ценностном планах. Исследователи полагают, что такой тип организации характерен для повести.
    В системе жанров детской литературы повесть занимает одну из ключевых позиций, поскольку связана с темой взросления ребенка, реализованной через систему мотивов испытания. Уход героя за пределы своего мира может быть мотивирован как фантастическими обстоятельствами (например, в сказках А. Волкова о приключениях Элли в Чудесной стране или сказочной повести В. Медведева
    «Баранкин, будь человеком, таки событиями, не выходящими за рамки жизнеподобия (Витя Малеев в школе и дома Н. Носова или Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семено- ва…» Л. Давыдычева). Во всех случаях возвращение героя в свой мир симметрично уходу, но при этом герой приобретает новые качества, изменяется, меняются и его ценности.
    1
    Бройтман С. Н, Магомедова ДМ, Тамарченко Н. Д. Жанр и жанровая система в русской литературе конца ��� — начала �� в. С. 19.
    Вторым жанрообразующим признаком служит соотношение повествования и мира, о котором повествуется
    , соотношение кругозоров героя и повествователя. Так, для новеллы характерно такое построение рассказа, которое выделяет, так или иначе, личность рассказчика. В ряде случаев образ рассказчика вводится в ткань повествования, рассказ может представлять собою ответ на вопросили рассказ в ответ на услышанную историю. Но даже если персонифицированной фигуры рассказчика в тексте нет, история ведется так, будто герои ему хорошо знакомы. Таково начало сказок В. П. Катаева, персонажи которых вводятся без экспозиции, сам тон рассказа выдает присутствие повествователя-наставника.
    Иначе строятся отношения повествователя и изображенного мира в повести, где предполагается временная и ценностная дистанция между событием рассказывания и событием, о котором рассказывается. Здесь повествующий и сам является носителем истины. Неслучайно многие повести для детей моралистичны: собственно, результат — обретение нового уровня нравственного отношения к людям и к жизни — здесь практически предопределен.
    Третий признак жанровой структуры — особенности разграничения мира героев и мира читателя/автора

    , ощутимость дистанции между ними. Новеллистические тексты строятся так, что читатель воспринимает их как сцены из жизни, истории, которым он сам мог бы быть свидетелем. В отличие от героев, и автор, и читатель оценивают события извне, но эта оценка не может считаться окончательно завершенной Возвыситься над путаницей и странностями жизни рассказчику и слушателю-читателю помогает не какая-то готовая истина, а юмор — адекватная реакция на парадоксальность существования и торжество своевольной жизненной стихии над человеческими целями, планами и схемами»
    2
    Повесть
    , напротив, в основном серьезна. Ее главным событием является испытание героя, выбор, который он делает, этическая оценка этого выбора. Сюжеты повестей, в отличие от сюжетов новелл, несут в себе развернутые универсальные, бытийные конфликты. Источником сюжетов служит, кроме отмеченного жанра волшеб-
    1
    Бройтман С. Н, Магомедова ДМ, Тамарченко Н. Д. Жанр и жанровая система в русской литературе конца ��� — начала �� в. С. Там же. С. 21.
    ной сказки, жанр притчи, вообще — область народного предания. Нередко сюжет повести разворачивается в соотнесенности стем или иным прецедентным сюжетом, в котором содержится авторитетная оценка поступков героя.
    Читатель видит в повести ее иносказательный смысл, здесь заметнее, чем в других жанрах, проявляется общий закон литературы ее условный характер, когда изображенный мир выполняет функцию языка для выражения позиции автора.
    Существенным жанрообразующим фактором в эпосе является объем произведения. Именно масштаб изображенных событий лежит в основе противопоставления больших прозаических жанров эпопеи и романа малым жанрам рассказа и новеллы. По объему роман близок повести, однако, в отличие от нее, роман ориентированна современность, открыт для любых ее вторжений. Романный мир противится однозначному смысловому завершению, в нем перекрещивается множество точек зрения, множество голосов — то есть происходит то, что ММ. Бахтин назвал разноречием романного повествования. Герою романа невозможно дать однозначную оценку, поскольку для этой оценки не существует авторитетной меры, как для героя повести.
    Соотносимым с романом жанром малой прозы является рассказ. Его отличие от новеллы, как подчеркивают исследователи, проявляется ив выборе основного события, ив характере дистанции, отделяющей мир героев от повествователя, а также читателя/автора: «…в рассказе, как ив романе, — установка непросто на странный случай (казус, нона исторически незавершенное настоящее. Она приводит к невозможности осветить финальное событие с такой точки зрения изображающего субъекта, которая выглядела бы пусть даже двойственным, но вполне определенным смысловым итогом сюжета. Итог рассказа
    — открытие изображающим субъектом подлинной проблематичности жизни. Рассказ не обязан решать вопросы, он их ставит, открывает проблемы жизни, находя их в потоке современности.
    Классический образец жанра рассказа — Судьба человека МА. Шолохова. Обратим внимание, что основное событие рассказа заключается, как ни парадоксально, не в судьбе персонажа, а в той встрече, которая происходит у переезда, встрече повествователя со
    1
    Бройтман С. Н, Магомедова ДМ, Тамарченко Н. Д. Жанр и жанровая система в русской литературе конца ��� — начала �� в. С. 24.
    своим героем. Победитель в великой войне, потерявший родных и преодолевший ненависть, человек, который нашел силы жить, нашел и цель жизни, вынужден скитаться по России. Почему — один из главных вопросов рассказа, ответ на который дает история.
    Таким образом, система эпических жанров современной литературы включает два разнородных жанровых типа канонические жанры, к которым относятся новелла и повесть, и жанры неканонические роман и рассказ. Лирика, жанры лирики

    Лирика
    — литературный род, основным содержанием которого являются субъективные реакции человека на окружающий его мир. Объект лирики — жизнь души во всех многообразных проявлениях. Лирика требует концентрации чувства, напряженность переживания служит основной причиной сжатости лирического текста. С другой стороны, лирические произведения обладают высокой мерой обобщенности, темами лирики являются преимущественно вечные вопросы бытия. Это свойство лирики выражать сложное универсальное содержание в лаконичной форме, концентрировать в небольшом тексте значительную информацию называют суггестией.
    Исторически лирика связана нес индивидуально-субъективным переживанием, ас областью чувств, которые носят интерсубъектив- ный (межсубъективный, межличностный) характер. Лирика служила для выражения коллективного субъективизма (АН. Веселовский), универсальных эмоций радости, печали, ликования, грусти и т. д.
    В лирике в большей мере, чем в эпосе, сказывается различие канонических и неканонических жанров. Каноническую систему жанров образуют типы произведений, которые начали складываться в античности, где жанровое содержание строго закреплено за жанровой формой (поэтикой. К таким лирическим жанрам относится ода, элегия, баллада, эпитафия, эпиграмма, идиллия, дифирамб и др. Модальность, определенность тона играет в образовании канонических жанров решающую роль. Основной эмоциональный тон строго соответствует жанровой форме. При этом система лирических жанров фиксирует реальную сложность эмоционального мира для печали
    предназначена элегия, для восхваления новобрачных — гипоталама, для ликования — дифирамб, для восторга — ода…
    Так, в системе жанров классицизма ода — патетическое произведение, целью которого является убеждение слушателя (читателя) в истинности основной идеи. Средства убеждения регламентированы жанровой установкой. Воде преобладает пластическая образность, динамическое развертывание картин, соответствующее поворотам основной темы, контрастные сочетания мотивов, применяемые для того, чтобы подчеркнуть грандиозный характер изображения. Ода требует особой лексики, преимущественно возвышенной, ее стиль отличается своего рода косноязычием, рассчитанным на остановку внимания, затруднения восприятия. Основной жанровой задаче подчинен речевой строй оды, где строго распределены сильные смысловые позиции, учтены звуковые и образные антитезы, интонационные жесты. Даже выбор ритмической и строфической формы оды (одическая строфа — десятистишие, децима) предустановлен жанровой поэтикой.
    В литературе нового времени лирические жанры обладают существенно большей свободой, границы жанров размыты. Поэтому в теории лирики вырабатываются иные принципы типологии лирических произведений. Например, определение видов лирики по тематическому сходству. На основе исторически повторяющихся тематических различий лирики Г. Н. Поспелов предложил подразделять лирику на медитативную, медитативно-изобразительную и собственно изобразительную. Помимо тематики, такая типология охватывает способы организации поэтического мира. Медитативная лирика обращена к самоанализу. Собственно изобразительная может быть описательной, в частности пейзажной, или же повествовательной, приобретая при этом нередко иносказательное — символическое или аллегорическое — значение.
    Медитативно-изобразительная лирика основана на размышлении, направленном вовне. Те же критерии тематики и сюжетной структуры лирического текста позволяют обособить философскую лирику как самостоятельный вид поэзии философская лирика представляет собой структурную содержательную общность, обнаруживающую определенную близость с философией в предмете познания 1
    Поспелов Г. Н. Лирика. МС. 64.
    2
    Спивак Р. С. Русская философская лирика учеб. пособие. МС
    195
    Тематико-видовые классификации лирики являются своеобразной альтернативой традиционному жанровому членению. Если учесть, что каждая извечных тем требует особого языка (кода) для выражения переживания и что такой язык складывается в культуре на протяжении веков, то следует различать не только философский, но и религиозный, любовный, мортальный (связанный с темой смерти, натурфилософский (отнесенный к сфере отношений человека и природы) типы лирических высказываний. В этом случае лирический текст соотносится, помимо языка, с образом носителя переживания и субъекта высказывания. Термином, определяющим речевую систему в отношении к говорящему лицу, служит дискурс. Как бы ни различались лирические тексты о любви, сам язык любовного чувства основан на повторении, на узнавании готового словаря любви Каждый может заполнить этот код в зависимости от своей личной истории поэтому скудна фигура или нет, нужно, чтобы она присутствовала, чтобы ей было зарезервировано место (ячейка существует как бы любовная Топика, местом (топосом) которой является фигура. К таким фигурам любовного дискурса Р. Барт, цитата из работы которого приведена выше, относит Тоску, Ревность, Аскетизм и др.
    Функцию жанра может принимать на себя стиховая форма, если в процессе накопления художественной информации за ней закрепляется определенная тематика и способ построения лирического переживания. Так, в качестве особого жанра выступают восьмистишия или четверостишия. В свою очередь лирический жанр, формализуясь, переходит в разряд твердых строфических форм. Например, сонет, изначально бывший лирическим жанром, со временем получил статус сложной стихотворной строфы.
    Динамика жанров в лирике — результат актуального противоречия между единичностью субъективного чувства поэта и всеобщностью языка, исторически сложившегося для выражения лирического переживания. Новое представление о человеческой природе связано с пониманием внутреннего мира как текучего, постоянно становящегося, незавершенного нив одном из моментов существования. Жанр, основанный на устойчивых правилах, канонических приемах, может сам становиться предметом поэтической рефлексии художника,
    1
    Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. URL: http://b��k-�nline.c�m.
    ua/read.php?b��k=7026&page=22
    как, например, в стихотворениях, посвященных элегии, оде, сонету. Жанровая форма, попадая в сферу лирической тематики, воспринимается как своего рода ограничение для свободного самовыражения и поэтому оказывается объектом пародии, иронии:
    Чтоб как-то структурировать любовь,
    избрал я форму строгую сонета.
    Катрена два и следом два терцета. Поэтому морковь я тру тебе опять. Не прекословь как Брюсов бы сказал. Морковка эта полезнее котлеты и конфеты abba. И вот уже свекровь какая-то (твоя, наверно) прется в злосчастный стих. ссdс. Бороться нет сил уж боле. Зря суровый Дант не презирал сонета. Остается dd, Сашура. Фант Сервант Сержант?
    А может, бант Нет, лучше бриллиант.
    Т. Кибиров. Двадцать сонетов к Саше Запоевой
    Мы назвали далеко не все тенденции, свидетельствующие об изменениях жанровой системы лирики. Но, каким бы активным ни был этот процесс, он не отменяет отчетливого тяготения лирического высказывания к тому или иному жанровому полюсу — элегии, оде, балладе. При этом память жанра (ММ. Бахтин) выступает как условие художественной природы лирического текста, как своего рода сигнал принадлежности стихотворения к литературе. Драма, жанры драмы
    Драма
    — литературный род, произведения которого предназначены для постановки на сцене. Театральностью, как отмечает В. Е. Хализев, обусловлены основополагающие свойства поэтики драматургических произведений
    их относительно небольшой объем, связанный с необходимостью развернуть весь сюжет драмы в рамках одного театрального представления;
    концентрированность, напряженность сюжетного движения;
    —
    доминирование словесных действий персонажей, поскольку в диалогической речи героев и формируется основной конфликт драмы, определяется характер конфликта;
    направленность диалогической речи героев на воссоздание событий, на изображение мира Речь, составляющая текст драматического произведения, являет собою форму воссоздаваемого действия. Речь персонажей драмы — это изображающая речь, поскольку в драме отсутствует фигура повествователя — посредника между зрителем и актерами.
    Диалогический текст драмы сопровождается авторскими ремарками, которые обычно предваряют основное действие или завершают его. Ремарки адресованы читателю, если драма воспринимается вне сцены, или режиссеру и актеру, если драма получает сценическое воплощение. При этом ремарка может включаться в диалог, который развертывается на протяжении пьесы.
    Ключевым понятием в определении поэтики драмы служит категория действия. Сам термин драма происходит от глагола «дран», который обозначает действие как проблему, охватывает такой отрезок во времени, когда человек решается на действие, выбирает линию поведения и вместе стем принимает на себя всю ответственность за сделанный выбор. Специфика драматического действия определяет поэтику драмы — членение на отрезки (акты, сцены, аффектированный, то есть подчеркнуто, чрезмерно эмоциональный характер поступков и высказываний персонажей, своего рода приподнятость героев над обыденностью. Образность драмы В. Е. Хали- зев называет гиперболической, броской, театрально-яркой». События драмы разворачиваются здесь и сейчас, так что зритель становится непосредственным свидетелем как прошлого, таки настоящего. Длительность восприятия действия максимально приближена к длительности самого события.
    1
    Хализев В. Е. Драма как явление искусства. МС. 7.
    2
    Ярхо В. Н. Образ человека в классической греческой литературе и история реализма // Вопросы литературы. 1957. № 5. СВ архаической драме роль повествователя как носителя определенной публицистической позиции, выразителя авторской идеи или общего мнения выполнял хор. Но уже в поздней античности функции хора перешли в зал — именно зрителю предлагается самому вынести приговор выбору персонажей. С этой особенностью драмы связана важнейшая эстетическая категория катарсиса. Содержание термина было обосновано Аристотелем в применении к античной трагедии. Катарсис означает очищение души от страстей подвоз- действием произведения искусства. Театральный зритель вовлечен в мир драмы своими непосредственными реакциями на поступки персонажей, которых видит перед собой. Вся организация сцены (не только диалоги, сюжет, но и сценография, пластика актеров, музыка) активно влияет на восприятие драмы. По силе эмоциональности этот литературный родне имеет себе равных.
    Канонические жанры драмы — трагедия и комедия — сложились в античности. Основу трагедии как жанра составляет неразрешимый конфликт, требующий гибели героя в финале пьесы. Для сюжета трагедии характерно катастрофическое развитие событий. Трагедия занимает высшее положение в иерархии жанров классицизма, где ее основным содержанием становится столкновение воли человека, мира его страстей с общественным долгом.
    Комедия — жанр драмы, в котором поступки действующих лиц подвергаются осмеянию, конфликты разрешаются в смеховом ключе. Комедия может носить как сатирический (серьезный, идеологический, таки комедийно-смеховой характер, причем изначальная природа комедии связана с народной смеховой культурой, с площадным смехом. Смех в народной культуре не сатиричен, носит ритуальный характер. Ритуальный смех восходит к мифам о творении мира, к образу трикстера (образ животного, комический двойник бога-устроителя, источник всех ошибок в процессе сотворения мира, обусловлен сферой сакрального. Источником смешного в комедии могут служить как ситуации (комедия положений, таки характеры действующих лиц (комедия характеров).
    В литературе нового времени жанровая система драмы существенно изменяется. Центральное место в ней занимает драма как жанр, восходящий к мещанской драме в. Основной конфликт драмы разворачивается в сфере частной, социальной жизни, представляет собой столкновение интересов обычных людей, разрешается
    в результате их действий. Эмоциональная тональность драмы колеблется между полюсом трагического и комического. Именно в жанре драмы происходит смещение с внешней конфликтности действия к внутренней. Основное столкновение разворачивается в границах душевной жизни одного персонажа. При видимом отсутствии внешних событий субстанциальный, то есть практически неразрешимый, конфликт разворачивается в подтексте произведения, создавая подводное течение действия. Таковы драмы А. П. Чехова, во многом определившие поэтику драматургии �� в.
    В детской литературе драматический род представлен театральной комедией (например, Сказка о потерянном времени В. Губаре- ва) и драмой (Двенадцать месяцев С. Маршака). Но театральность, драматургичность свойственна многим произведениям для детей. Причина этого заключается в установке на выраженность действия, зримость конфликта, обусловленной адресатом. Детская литература в целом носит игровой характер, рассчитана на активное вхождение читателя в мир персонажей. Театральные постановки для детей зачастую ориентированы на эстетику народного театра, одной из отличительных особенностей которого является прямая адресация к зрителю, физическое вовлечение публики вход действия, разрушение четвертой стены — условной границы, отделяющей зрительный зал от сцены.
    Важное место в системе жанров детской словесности занимает мультипликационная и кинодраматургия, где авторами сценариев нередко выступают сами писатели, перелагающие эпические или- рические тексты на язык драмы. Книжный текст может возникать и на основе мультипликационного фильма, как это происходит, например, со сказками В. Сутеева, а в современной литературе — муль- тсериалом о Маше и Медведе.
    Жанры драмы, как и другие жанры современной литературы, находятся в процессе постоянного обновления возникают авторские жанровые образования, жанры контаминируются, под воздействием процессов, происходящих в системе культуры в целом, изменяется О поэтике кино- и мульттекстов см Плешкова О. И. Теория литературы и практика читательской деятельности. Барнаул, 2011. С. 92-94; 94-
    109; Ее же. Теория литературы и практика читательской деятельности. М,
    2012. URL: http://www.bibli�r�ssica.c�m/b��k.html?currB��k�d=7431&ln=ru
    как жанровое содержание, таки структура жанра. Носам принцип жанрового членения литературы остается значимой формой ее существования. Жанровые системы
    Терминологическое содержание понятия жанровая система было обосновано Д. С. Лихачевым применительно к древнерусской литературе. Исследователь сравнил все жанры литературной эпохи с образом леса — органической системой, все компоненты которой связаны между собой. Лишь через соотношение друг с другом такие компоненты получают собственное содержание, их значение выявляется только через систему связей. Системность предполагает существование определенной упорядоченности, иерархии, согласного взаимодействия и внутреннего конфликта. Система жанров, представляя собой внутренне связанную иерархию, обусловлена также и внешними по отношению к ней закономерностями.
    Системообразующую функцию может выполнять творческая индивидуальность писателя, эстетические установки литературного направления или школы, национальная литературная традиция, весь строй историко-литературной эпохи. Понятие системы жанров может охватывать как относительно узкую, таки предельно широкую сферу словесного искусства.
    Жанровая система детской литературы обусловлена в первую очередь характером аудитории, которой адресованы произведения. Напомним, что исследователи связывают саму специфику детской литературы с образом адресата, полагая, что он является наиболее активным компонентом поэтики литературы для детей. По словам И. Н. Арзамасцевой, воображаемый читатель-ребенок» входит ив
    «надтекстовые элементы, одним из которых является определение жанра (роман для детей, нравоучительный рассказ, святочная сказка и т. п, иллюстрации и прочее оформление, авторский комментарий к тексту 1
    Арзамасцева И. Н, Николаева С. А. Детская литература учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. МС В ряду классификаций, предлагаемых для характеристики всего массива произведений, составляющих круг детского чтения, жанрово- родовой подход играет существенную роль При такой классификации следует помнить о трансформациях обычных жанров — романа, повести, рассказа, поэмы, комедии, драмы и т. д, — когда они попадают в сферу литературы для детей. Влияние сказки на жанровую систему приводит к появлению различных жанровых модификаций повесть-сказка, новелла-сказка, поэма-сказка и т. д.»
    1
    С законом адресации детской книги связаны и иные системообразующие принципы. К ним относится связь детской литературы с фольклором. Круг детского чтения включает в себя произведения устной словесности в первую очередь жанры, составляющие особую видовую группу детского фольклора, которая в свою очередь подразделяется на произведения взрослых для детей, произведения взрослых, перешедшие в детскую аудиторию, произведения, возникающие и бытующие в детской среде. Первую группу составляют колыбельные песни, потешки, пестушки. Вторую — обрядовые песни, заклички, сказки, страшилки и др. Третью — игровой фольклор словесные игры, считалки, жеребьевки и др.
    Фольклорная традиция играет существенную роль в формировании жанровой поэтики авторских произведений для детей. Она сказывается в структуре не только эпических, но и лирических произведений, например стихотворений, построенных на игровом сюжете или языковой игре Лирическая поэзия и лироэпические жанры явно тяготеют к фольклоризму».
    Собственно литературная традиция во многом определяет поэтику эпических и драматических произведений Эпические жанры исторической и нравственно-социальной тематики испытывают влияние со стороны классической повести о детстве. Рассказы и новеллы для детей считаются формами краткими, для них характерны отчетливо прорисованные персонажи, ясная мысль, развитая
    1
    Арзамасцева И. Н, Николаева С. А. Детская литература учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. МС. О жанровом составе детского фольклора см Мельников МН. Русский детский фольклор учеб. пособие. М, 1987; Новицкая МЮ, Райко- ва И. Н. Детский фольклор и мир детства // Детский фольклор / сост, вступ. ст, подгот. текстов и коммент. МЮ. Новицкой и И. Н. Райковой. МС в простой фабуле с напряженно-острым конфликтом. Детская система драматических жанров практически не знает трагедии, так как сознание ребенка отторгает печальные развязки конфликтов со смертью положительного героя, да еще взаправду представленные на сцене. Вкус маленьких читателей накладывает отпечаток на всю систему жанров в литературе для детей»
    1
    В заключение отметим, что вопрос о жанровой системе детской литературы относится к области теории литературы, которая требует дальнейшего осмысления с учетом исторической динамики жанра.
    Резюме
    Различие родов и жанров литературы в истории эстетики. Литературный род как естественный тип литературных произведений. Историческая конкретность категории жанра. Жанровое содержание и жанровая форма. Жанрообразующие признаки литературного произведения. Историческое содержание категории жанра и историческая изменчивость литературных жанров. Жанровые системы в истории литературы. Индивидуальные жанровые системы и авторские жанровые определения.
    Эпос, его специфика предмет изображения, соотношение изображения и повествования, характер событийности. Система эпических жанров в литературе Нового времени. Роман как особый жанр, романизация литературных жанров, роль романа в развитии неканонических жанров.
    Лирика как род литературы соотношение изображенной и изображающей речи, лирическое событие. Субъективный и интерсубъ- ективный характер лирического текста. Субъектная организация лирического текста. Слово в лирике. Жанровые формы лирики. Драма как род литературы понятие театральности. Основные жанры драмы трагедия, комедия, драма, мелодрама.
    1
    Арзамасцева И. Н, Николаева С. А. Детская литература учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. МС Вопросы для самопроверки
    В чем проявляется различие канонических и неканонических
    1. литературных жанров?
    Какие параметры лежат в основе разделения литературных
    2. родов?
    В чем специфика эпической, лирической и драматической
    3. жанровой системы?
    Какие задачи решает жанровый анализ литературного произведения Какие жанры присутствуют в детской литературе. Что отличает жанровую систему детской литературы от литературы для взрослых

    204
    ЗаКлючение
    Во всех разделах пособия последовательно решается задача применения теоретико-литературных знаний в процессе понимания и интерпретации художественного произведения. Теория литературы, особенно в практике школьного изучения художественной словесности, нив коем случае не является абстрактно-логической дисциплиной. У нее вполне конкретная цель — создать аппарат понимания текста и сформировать язык для выражения мнения о прочитанном произведении. Следовательно, и дисциплина, которая читается для студентов педагогической специальности, носит как теоретический, таки практико-ориентированный характер.
    Основными персонажами пособия во всех его разделах являются участники художественной коммуникации — автор, читатель, литературное произведение (литературный текст) и слово как материал и цель художественной словесности. Естественно, в соответствующих разделах на первый план выступает одна из этих базовых категорий автор, читатель, слово или художественный мир. Но размышления о проблеме автора не могут миновать вопроса о роли читателя в литературном процессе или о способах репрезентации автора в художественном тексте. В равной мере разговор о таком, на первый взгляд, формальном компоненте текста, как поэтические фигуры и тропы, приводит нас к проблеме индивидуально-авторского значения словак вопросу о роли языка в создании художественной модели мира и тематики литературного произведения.
    Задания раздела Практикум носят не столько контролирующий, сколько обучающий характер. С помощью этих заданий студент может проверить, насколько точно усвоены теоретические понятия и какие аспекты содержания литературного произведения или его фрагмента раскрываются в процессе последовательного применения того или иного теоретико-литературного термина. Той же цели подчинен материал итоговых тестов. Теория литературы — необходимая основа всех литературоведческих курсов, которые осваиваются студентами педагогических специальностей методики преподавания литературного чтения в школе, детской литературы, истории русской литературы

    205
    ПРаКТиКУМ
    Практическое занятие № Анализ эпического произведения. Рассказ А. П. Платонова Цветок на земле»
    Примерный план анализа эпического произведения. Тема произведения (отметьте детали, которые помогли вам определить тему ключевые слова, мотивы (Б. В. Томашевский), образы, авторские рассуждения. Прокомментируйте значение рамочных компонентов текста, укажите их функции. Особенности построения сюжета компоненты сюжета (завязка, ход действия, кульминация, развязка — если они есть, последовательность основных компонентов. Соотношение сюжета и фабулы. Покажите, какое из событий является сюжетообразующим, то есть изменяет картину мира в произведении, определяет ход действия. Какое значение имеет событие для понимания позиции автора Назовите основные сюжетные мотивы. Как они соотносятся друг с другом (система мотивов. Пространственные особенности текста. Отметьте, где происходит действие, как изменяется образ мира. Укажите, с какой физической точки зрения изображен мир (пространственные планы панорамное изображение, крупный план, подвижная — неподвижная картина мира, внешнее — внутреннее пространство и др. Охарактеризуйте особенности пейзажа (интерьера, покажите, как пространственные образы связаны с действием, состоянием героев, повествователем. Типы пространства. Ценностное значение пространственных образов (пространственные образы как выражение непространственных отношений. Предметные детали в произведении. Отметьте наиболее важные предметные образы. Покажите, какое они имеют значение, как связаны с героями и повествователем. Временные особенности текста. Покажите, как соотносятся время действия и время рассказывания. Как выражено в тексте движение времени Типы художественного времени, значение временных образов. Охарактеризуйте лексику с временным значением. Основные хронотопы текста

    206 6. Система персонажей и основной конфликт. Найдите главного героя, покажите, из чего складывается его образ, статическая иди- намическая характеристика (имя, портрет, жесты, речевая характеристика, восприятие героя другими персонажами. Как соотносится образ главного героя с другими персонажами произведения Как выражено отношение к нему автора. Повествователь в тексте. Определите тип повествователя, покажите, как изменяется его точка зрения. Повествование как сообщение о событиях и повествование как способ связи речевых компонентов текста. Соотношение физической, идеологической, психологической и ценностной точек зрения повествователя (можно показать на одном фрагменте текста. Охарактеризуйте речь повествователя, найдите в ней приемы художественной изобразительности. Покажите значение тропов (метафор, символов, эпитетов и др. Отметьте особенности построения предложений. Если есть, покажите ритмическую организацию текста. Чужое слово в речи повествователя и героев, его функции. Соотношение повествователя и автора в тексте. Попробуйте логически определить специфику структуры данного текста.
    Литература
    1. Тюпа В. И. Технология семиоэстетического анализа (Фаталист МЮ. Лермонтова) // Тюпа В. И. Анализ художественного текста. МС. Практическое занятие № Анализ лирического произведения. Б. Л. Пастернак. Золотая осень Примерный план анализа лирического текста

    Тема
    произведения (отметьте детали, которые помогли вам определить тему ключевые слова, мотивы (Б. В. Томашевский), образы. Прокомментируйте значение рамочных компонентов текста, укажите их функции.
    Композиция стихотворения
    Принципы членения текста метрико-ритмическое членение, синтаксическое, тематическое. Покажите, как соотносятся части текста.
    Особенности стиховой композиции метр и ритм, строфа, рифма, соотношение стиха и синтаксиса, ритмические курсивы, перебои ритма
    Звуковая организация текста эвфония, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы как способ формирования поэтического мотива.
    Грамматический уровень поэтического текста особенности мор- фемики и морфологии, распределение лексики стихотворного текста по частям речи, повторы грамматических единиц и др.
    Лексический уровень тематическая группировка поэтической лексики, словарное и поэтическое значение слова, тропы, их функция в поэтическом тексте.
    Поэтический синтаксис фигуры речи, их значение для понимания текста.
    Образ мира в поэтическом тексте
    Пространственные особенности текста. Отметьте, где происходит действие, как изменяется образ мира. Укажите, с какой физической точки зрения изображен мир (пространственные планы панорамное изображение, крупный план, подвижная — неподвижная картина мира, внешнее — внутреннее пространство и др. Охарактеризуйте особенности пейзажа (интерьера, покажите, как пространственные образы связаны с действием, состоянием героев, повествователем. Типы пространства. Ценностное значение пространственных образов (пространственные образы как выражение непространственных отношений).
    Временные особенности текста. Покажите, как соотносятся время действия и время рассказывания. Как выражено в тексте движение времени Типы художественного времени, значение временных образов. Охарактеризуйте лексику с временным значением. Основные хронотопы текста.
    Лирический субъект в поэтическом тексте. Определите тип лирического субъекта. Покажите, как изменяется его состояние. Стихотворение как метафора состояния лирического субъекта.
    Литература
    1. Хализев В. Е. Лирика // Введение в литературоведение учеб.
    для вузов / под ред. Л. В. Чернец. МС. Бройтман С. Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение учеб. для вузов / под ред. Л. В. Чернец. МС (конспект развернутый и краткий. Гаспаров МЛ. Фет безглагольный. Композиция пространства, чувства и слова // Анализ художественного текста. Лирическое
    произведение хрестоматия / сост. и примеч. ДМ. Магомедовой, С. Н. Бройтмана. МС. Пример выполнения задания А. Ахматова Последняя роза
    Вы напишете о нас наискосок.
    И. Б.
    Мне с Морозовою класть поклоны,
    С падчерицей Ирода плясать,
    С дымом улетать с костра Дидоны,
    Чтобы с Жанной на костер опять.
    Господи! Ты видишь, я устала
    Воскресать, и умирать, и жить.
    Все возьми, но этой розы алой
    Дай мне свежесть снова ощутить августа 1962

    Комарово
    1. Тема произведения. Отметьте детали, которые помогли вам определить тему ключевые слова, мотивы (Б. В. Томашевский), образы. Прокомментируйте значение рамочных компонентов текста, укажите их функции.
    Стихотворение относится к жанру послания, обращено к Иосифу
    Бродскому. По замыслу Ахматовой, должно входить в цикл роз наряду с посвящениями Дмитрию Бобышеву и Анатолию Найману, то есть молодым поэтам (поколениях гг.) из литературного круга, близкого Ахматовой.
    Тема бесконечного повторения чужих судеб, вечного возвращения выражена в тексте стихотворения (первые четыре стиха, мотив усталости в пятом стихе, наречия опять, снова. Менее очевидно присутствие в тексте темы творчества, письма, заданной в эпиграфе. Композиция стихотворения. Принципы членения текста метрико-ритмическое членение, синтаксическое, тематическое. Покажите, как соотносятся части текста.
    А. Особенности стиховой композиции.
    Х5 с известным семантическим ореолом (МЛ. Гаспаров) размера темы пути и смерти (у МЮ. Лермонтова, ФИ. Тютчева и др.
    Перекличка с размером эпиграфа — Х. Преобладание точной рифмы, в том числе — глагольной (6-7 стих, то есть подчеркнуто традиционной. Неточная рифма устала — алой с усечением относится к типично ахматовскому типу рифмовки (МЛ. Гаспаров).
    Стихотворение астрофично, то есть графически строфы не отделены друг от друга. Перекрестная рифма позволяет расчленить текст на 2 катрена, представляющие собой синтаксически завершенные отрезки речи. В первом четверостишии сообщается о системе действий лирического субъекта, второе построено как молитва (Господи. Первое четверостишие на стиховом и синтаксическом уровне представляет четыре самостоятельных отрезка речи. Во втором четверостишии синтаксические и ритмические (межстиховые) паузы не совпадают.
    Б. Звуковая организация текста.
    Основной принцип звуковой организации первого четверостишия анаграмматическое повторение имени в стихе. Звуковой повтор РС (РЗ) связывает первые четыре стиха, подчеркивая ключевое значение образа костра. Возвращение к звукописи первого четверостишия происходит в финале стихотворения.
    В. Грамматический уровень поэтического текста.
    Выделенность имен собственных в первом четверостишии, каждый стих строится вокруг имении судьбы четырех «персонажей».
    Глаголы несовершенного вида (класть, плясать, улетать) указывают на непредельность действия, форма инфинитива обозначает будущее время, хотя речь идет о событиях прошлого. В четвертом стихе место глагола занимает наречие опять со значением возобновления действия.
    Смена видовых форм во втором четверостишии (7-8 стих глаголы совершенного вида указывают не на завершение события, а на возвращение к началу (в прошлое. Желаемое будущее оказывается прошлым. Парадоксальность обновления через возвращение к уже бывшему (снова — корневая морфема с семантикой новизны, но слово обозначает повторение однажды случившегося).
    Г. Лексический уровень.
    Имена собственные. Ключевые мотивы первого четверостишия определяются образом женщины, чье имя названо в стихе. Семантический ореол имени создается с помощью реальных (исторических, фонетических, грамматических, интертекстуальных ассоциаций. Мо-

    210
    розова — русская раскольница �V�� в, символ святости (верности истинному Богу) и ереси. Актуализация звукового комплекса имени с помощью внутренней рифмы роза — Морозовою, отсылка к Евгению Онегину».
    Падчерица Ирода — евангельский персонаж, Саломея — одна из излюбленных героинь литературы рубежа ���–�� вв. (см. посвя-
    ���–�� вв. (см. посвя-
    –�� вв. (см. посвя-
    �� вв. (см. посвя- вв. (см. посвященные ей стихотворения О. Мандельштама, В. Пяста, М. Лозинско- го и др, в том числе Ахматовой — Надпись на портрете и Поэма без героя. В образе сочетаются мотивы невинности (в Евангелии говорится спросила у материи греховности (виновница казни Иоанна Крестителя, вводит в соблазн своим чарующим танцем, язычница. Сочетание Падчерица Ирода образует единый звуковой комплекс, указывая на имя царя Ирода, известного по евангельскому сюжету об избиении младенцев».
    Дидона — царица Карфагена, героиня античного мифа об Энее. Отсылка к поэме Вергилия «Энеида». Звуковые повторы дым —
    «Дидона», установление контекстуальной синонимии, опоясывающая рифма (начало — конец стиха. Образ биографически значимый для
    Ахматовой, это один из ее постоянных двойников (см. стихотворение Не пугайся — я еще похожей, первоначально имевшее заголовок Говорит Дидона»). Мотив костра — казни за любовную страсть и нежелание оставить Родину.
    Жанна д`Арк — еретичка и святая, канонизированная в 1913 г. Не встречается в других стихотворениях Ахматовой, но образ глубоко связан с биографией поэта темой предательства.
    Ключевой образ первого четверостишия роза — костер является обратимой метафорой (мифологический мотив превращения костра, на котором сжигают святого, в куст роз. Четыре судьбы могут рассматриваться как четыре варианта метафоры.
    Заглавный символ — роза. Значимость символа подчеркнута эпитетом последняя. Акцентированы цвет и запах цветка, усиление признака вещественности образа, без иносказания. Отсылка к манифестам акмеизма (роза хороша… своим цветом, запахом. В контексте стихотворения и актуальных для него отсылок к чужим текстам роза обнаруживает многозначность, то есть становится символом.
    Д. Синтаксический уровень.
    Синтаксис лежит в основе семантического членения текста. 1-4 стихи — простое предложение, осложненное однородными сказуе-

    211
    мыми, 5-6 — сложное, содержит указание на состояние лирического субъекта, 7-8 стихи — простое предложение, сообщающее о желаемом будущем.
    Первое — инфинитивное предложение, подчеркивает принуждение к действию, его невольность (Мне с. Второе сложноподчиненное обращение, лаконизм (оба предложения состоят только из главных членов. Третье — определенно-личное, где отсутствующее подлежащее может быть представлено как Богом (Господи, таки адресатом стихотворения (см. далее).
    Личное местоимение дважды употреблено в страдательной конструкции мне сдай мне в Им. п. я сочетается со сказуемым составное глагольное, указывающим на состояние усталости как мотивировку прекращения действия. Образ мира в поэтическом тексте. А. Пространственно-временные особенности текста. Укажите, с какой физической точки зрения изображен мир (пространственные планы панорамное изображение, крупный план, подвижная — неподвижная картина мира, внешнее — внутреннее пространство и др. Ценностное значение пространственных образов (пространственные образы как выражение непространственных отношений. Как выражено в тексте движение времени Значение временных образов. Охарактеризуйте лексику с временным значением. Основные хронотопы текста.
    Третий вариант членения текста обусловлен модальностью хро- нотопа: в 1-6 стихах говорится о реальном действии и состоянии лирической героини, в 7-8 — об ирреальном, возможном, желаемом возвращении в прошлое.
    Хронотоп первого четверостишия охватывает все мировое пространство Морозова — север, Саломея — восток, Дидона — юг, Жанна — запад. Кольцевая пространственная композиция. Воссозданное в стихотворении время движется от близкой истории к началу христианского летоисчисления, уходит в мифологическую древность и возвращается в историческую реальность. Кольцевая временная композиция.
    Вид основных женских образов повторяет тоже кольцевое движение низ (поклоны) — развертывание вверх (плясать) — движение вверх (улетать) и возвращение на костер
    Б. Образная композиция текста как изменяется образ мира Принципы связи образных планов текста.
    Относительно завершенный образ мира в первом четверостишии создается с помощью кольцевой композиции. 5-6 стихи служат обобщением, по отношению к которому 1-4 выступают как мотивировка усталости лирической героини.
    Фигура хиазма в 6 стихе повторение действий персонажей в обратном порядке сначала воскресение, затем смерть и жизнь (естественный порядок — жизнь, смерть, воскресение. Значение непредельности, неопределенной длительности действия лирического субъекта. Мотив тягостного дара, творчества как повторения чужих судеб, чужих страданий. Слово как наказание и обуза — лейтмотив ахматовской поэзии. Мотив связан с пониманием Ахматовой своего предназначения — быть плакальщицей, оплакивать чужую гибель, рассказывать о смерти. В новом контексте роза должна служить символом тишины, начала творчества, когда чужие пути еще не стали своими. Парадоксальное желание повторить путь, вернувшись к его началу. Интертекстуальные связи текста.
    Все основные мотивы стихотворения развертываются поверх чужих текстов, в перекличке с ними.
    Реминисценции живописи Боярыня Морозова» В. Сурикова.
    Театральные ассоциации — с античной трагедией, пьесой О. Уайльда «Саломея», оперой Р. Штрауса «Саломея», балетом Ф. Шмита.
    Обширное автоцитирование (см. приведенные ранее отсылки к стихам А. Ахматовой). Литературные реминисценции (см. в других разделах).
    Чужое слово выполняет две функции 1) установления параллели между поколением поэтов Серебряного века и молодыми поэтами посвящение Бродскому); 2) между судьбами исторических персонажей и судьбой лирического субъекта. Субъектная организация. Лирический субъект в поэтическом тексте. Определите тип лирического субъекта. Покажите, как изменяется его состояние. Как выражено чувство (мысль Как связаны изобразительный и смысловой планы текста Стихотворение как метафора состояния лирического субъекта.
    В каждом стихе первого четверостишия два субъекта события — автор и персонаж. Персонажи совершают действие однократно и
    по собственной воле, автор (лирический субъект) — многократно и невольно. Отождествление судьбы лирического субъекта с судьбой героинь стихотворения подчеркнуто приемом автоцитации. Моро- зова — О, если бы вдруг откинуться. Одно и тоже событие отнесено к историческому и биографическому контекстам. Двойная позиция лирического субъекта он субъект истории, ее участники автор описания события (сумасшедший Суриков», Анна — сестра
    Дидоны, поэт начала �� в, увлеченный мотивами «Саломеиной пля-
    �� в, увлеченный мотивами «Саломеиной пля- в, увлеченный мотивами «Саломеиной пляски. Автоцитация — Не пугайся, я еще похожей вряд исторических персонажей включается и лирическая героиня стихотворения, субъект события и субъект описания.
    Характер таланта лирической героини — говорить о трагедии, о метаморфозах греха в святость — по-новому высвечивает обращение к молодым поэтам написать о них — значит обеспечить им трагическую судьбу. Отсюда интонация возможного диалога между эпиграфом и текстом (интертекст): напишете — устала, дай ощутить свежесть еще живого цветка. Тогда обращение Господи может быть прочитано как междометие (морфология, а сюжет стихотворения как просьба об отсрочке неизбежно предстоящего лирической героине письма (пророчества).
    Практические задания для самостоятельной подготовки
    Задания к разделу 1. Коммуникативная природа художественной словесности
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта