Главная страница
Навигация по странице:

  • Остранение

  • Концептуальное

  • Художественная топонимия

  • Рассказ

  • Род литературный — исторически сложившийся обобщенный тип литературных произведений.эпос

  • Лирика

  • Идиллия

  • Собственно изобразительная лирика — тематическая группа лирических произведений, где переживание выражено опосредованно через картины внешнего мира или лирико-повествовательный сюжет.Трагедия

  • Комедия

  • Кумулятивное построение сюжета — нанизывание однотипных эпизодов, зачастую с дословным повторением предшествующих эпизодов в последующих 274СПиСОК лиТеРаТУРы

  • Дополнительная литература

  • Тесты для самопроверки, рекомендации по выполнению аналитических работ, глоссарий, список литературы


    Скачать 1.55 Mb.
    НазваниеТесты для самопроверки, рекомендации по выполнению аналитических работ, глоссарий, список литературы
    Дата19.10.2018
    Размер1.55 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла!!!Rogacheva_371_UP_2014.pdf
    ТипТесты
    #53879
    страница16 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    Интерьер словесное описание бытовой обстановки, предметно- вещной среды обитания литературных персонажей.
    Художественный предмет — в составе изображенного мира литературного произведения мыслимый вещный образ, который располагается в художественном пространстве и существует в художественном времени.
    Остранение — термин В. Б. Шкловского, означающий создание особого восприятия предмета, создание видения его, а не
    “узнавания”».
    Хронотоп — нерасторжимое единство пространственно- временных параметров художественного мира литературного произведения, а также художественный (зачастую символический) образ, в котором наглядно воплощена нераздельная смысловая связь пространства и времени.
    Художественное пространство — одна из конструктивных характеристик художественного мира литературного произведения, позволяющая представить изображенный мир в его горизонтальной и вертикальной протяженности а также одна из основных форм художественного завершения авторского видения реальности.
    Перцептивное пространство — пространственный образ мира, основанный на словесном воссоздании данных чувственного восприятия зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обо- нятельного.
    Концептуальное пространство
    — абстрактная модель пространства, которая выступает как средство научного или художественного описания перцептуального и реального пространства.
    Литературный ландшафт — условно-географическое пространство, изображенное в литературном произведении и обладающее свойствами знаковой системы, в рамках которой географические объекты выступают в качестве носителей универсальных смыслов культуры.
    Художественная топонимия — система географических названий в литературном произведении, с помощью которой создается условно географический образ мира.
    Художественная топография — условная система простран- ственно-географических объектов и их взаимной соотнесенности в художественном мире.
    Художественное время — одна из основных, наряду с художественным пространством, характеристик мира, изображенного в литературном произведении, представляющая условную реальность в ее длительности, в ритмической смене состояний и событий, во временной протяженности повествования.
    Жанр — исторически сложившийся тип литературных произведений в рамках литературного рода, внутренне организованная формально-тематическая система, основанная на типологическом сходстве образа мира.
    Повестьэпический жанр среднего объема, содержанием которого является жизнеописание героя в процессе становления личности, испытание, нравственный выбор.
    Роман — жанр эпоса, произведение большого объема. Жанровое содержание романа связано с жизнью человека в ее многогранности. Роман нового времени — неканонический жанр, который осваивает обыденную жизнь в ее разнообразных проявлениях, наследует традиции многих жанров, открыт в современность.
    Рассказ — жанр эпоса, неканонический жанр малой прозы, содержание которого ориентировано на открытую в современность проблематичность бытия.
    Новелла — жанр малой прозы, в основе которого лежит кумулятивная сюжетная схема с неожиданной, парадоксальной развязкой,
    повествование носит динамический, преимущественно нейтральный или юмористический характер.
    Сказкаэпический жанр в фольклоре, который характеризуется установкой на заведомую вымышленность повествования, когда ни рассказчик ни слушатель не верят в достоверность изображенных событий.
    Литературная сказка — эпический жанр авторской словесности, совмещающий два относительно самостоятельных событийных плана чудесные события сказочной истории и событие повествования. Центром повествовательного сюжета чаще всего служит мораль, авторское поучение, по отношению к которому волшебный сюжет выступает как своего рода аллегория или развернутая мета- фора.
    Жанровая система — в рамках историко-литературного периода, литературного направления, творчества автора взаимодействие и взаимосвязь жанров, жанровая иерархия.
    Род литературный — исторически сложившийся обобщенный тип литературных произведений.
    эпос — род литературы, основным содержанием которого является освоение объективной стороны жизни в форме условно- объективного повествования.
    Лирика — род литературы, основным содержанием которого является освоение внутренней жизни человека в его отношении к миру.
    Драма — род литературы, основным содержанием которого является эстетическое освоение столкновения между субъективной волей человека и объективным ходом жизни.
    Ода — лирический жанр, который характеризуется ораторской установкой на убеждение читателя (слушателя) в истинности поэтической идеи. Основная тональность оды — патетика.
    Элегия — лирический жанр, содержанием которого являются нюансы душевных состояний лирического субъекта. Элегическая тональность чаще всего обусловлена состоянием легкой грусти об утраченном мире, времени.
    Идиллия — лирический жанр, содержанием которого служит состояние внутренней гармонии человека и мира.
    Баллада — в фольклоре эпический, в литературе лироэпический или лирический жанр, содержанием которого служит крайне напряженное отношение человека и мира, страсти. Мир баллады полон таинственных сил, чрезвычайных событий, тональность баллады — драматизм и трагизм жизни.
    Сонет — лирический жанр, где осваивается динамика чувства, преимущественно любовного. Сонет также — устойчивая (каноническая) строфическая форма.
    Медитативная лирика — тематическая группа лирических произведений, сюжетом которых является непосредственно процесс самоанализа, рефлексии.
    Собственно изобразительная лирика — тематическая группа лирических произведений, где переживание выражено опосредованно через картины внешнего мира или лирико-повествовательный сюжет.
    Трагедия — канонический жанр драмы, в основе конфликта которого лежит неодолимое противоречие между судьбой и волей человека.
    Комедия — жанр драмы, в котором поступки действующих лиц подвергаются осмеянию, конфликты разрешаются в смеховом ключе.
    Драма (жанр) неклассический жанр драматического рода, целью которого является не столько разрешение конфликта, сколько выявление конфликтности жизни как таковой.
    Кумулятивное построение сюжета — нанизывание однотипных эпизодов, зачастую с дословным повторением предшествующих эпизодов в последующих

    274
    СПиСОК лиТеРаТУРы
    Основная литература. Введение в литературоведение учеб. для студ. вузов по спец. и напр. Филология / ред. Л. В. Чернеце изд, испр. и доп. М Академия, 2011.
    720 с. Плешкова О. И. Теория литературы и практика читательской деятельности учеб. пособие / О. И. Плешкова. М Флинта: Наука, 2012. 156 с.
    URL: http://www.bibli�r�ssica.c�m/b��k.html?currB��k�d=7431&ln=ru
    3. Прозоров В. В. Введение в литературоведение учеб. пособие по напр.
    032700 Филология / В. В. Прозоров, Е. Г. Елина. М Флинта: Наука,
    2012. 224 с.
    Дополнительная литература
    Арзамасцева И. Н. Детская литература учеб. для студ. вузов, обуч. по
    1. спец. Педагогика и методика начального образования и напр. подготовки Педагогика / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. е изд, перераб и доп. М Академия, 2005. 576 с.
    Гиршман ММ. Литературное произведение Теория художественной целостности ММ. Гиршман. М Языки славянских культур, 2007. 560 с.
    Горшков АИ. Русская словесность От словак словесности /
    3. АИ. Горшков. М Просвещение, 1995. 336 с.
    Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения
    4. учеб. пособие / А. Б. Есин. е изд. М Флинта: Наука, 2000. 248 с.
    Жирмунский В. М. Введение в литературоведение курс лекций /
    5. В. М. Жирмунский. е изд. М URSS, 2009. 464 с.
    Лейдерман Н. Л. Теория литературы (вводный курс учеб.-метод. пособие для студ. фак. русск. язи лит. / Н. Л. Лейдерман, Н. В. Барковская. Екатеринбург Изд-во АМБ, 2002. 73 с.
    Рыбникова МА. Очерки по методике литературного чтения пособие для
    7. учителя / МА. Рыбникова. е изд. М Просвещение, 1985. 287 с.
    Светловская Н. Н. Введение в науку о читателе лекц.-практ. курс
    8. учеб. пособие для студ. пед. унтов и пед. ин-тов по спец. Педагогика и методика начального обучения / Н. Н. Светловская. е изд. М МГПУ,
    2003. 144 с

    275
    Сосновская О. В. Теория литературы и практика читательской деятельности учеб. / О. В. Сосновская. М Академия, 2008. 112 с.
    Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика хрестоматия-практикум:
    10. учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 021700 Филология / Н. Д. Та- марченко. М Академия, 2004. 400 с.
    Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика учеб. пособие /
    11. Б. В. Томашевский. М Аспект Пресс, 1999. 334 с.
    Тюпа В. И. Анализ художественного текста учеб. пособие для студ.
    12. филол. фак. высш. учеб. заведений / В. И. Тюпа. е изд. М Академия,
    2008. 336 с.
    Фарино Е. Введение в литературоведение / Е. Фарино. СПб.: Изд-во
    13.
    РГПУ им. АИ. Герцена, 2004. 639 с.
    Хализев В. Е. Теория литературы учеб. для студ. вузов / В. Е. Ха. лизев. е изд, испр. и доп. М Высшая школа, 2005. 405 с.
    Эсалнек А. Я. Основы литературоведения анализ художественного
    15. произведения учеб. пособие / А. Я. Эсалнек. М Флинта: Наука, 2001.
    112 с.
    Эсалнек А. Я. Основы литературоведения анализ художественного произведения практикум для школьников старших классов, учителей- словесников, абитуриентов и студентов-филологов / А. Я. Эсалнек. М
    Флинта: Наука, 2003. 216 с.
    Справочная литература
    Иванюк Б. П. Поэтическая речь словарь терминов / Б. П. Иванюк.
    1. М Флинта: Наука, 2007. 312 с.
    Краткая литературная энциклопедия в 9 т. М Советская энциклопедия. (КЛЭ).
    Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Ко. жевникова и ПА. Николаева. М Советская энциклопедия, 1987. 751 с.
    (ЛЭС).
    Словарь поэтических терминов / авт.-сост. А. П. Квятковский; ред.
    4. СМ. Бонди. е изд. М URSS, 2010. 240 с.
    Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США концепции, школы, термины энциклопедический справочник / науч. ред. и сост. И. П. Ильин, Е. А. Цурганов. М Интрада-ИНИОН, 1996.
    320 с.
    Тимофеев ЛИ. Словарь литературоведческих терминов / ЛИ. Тимофеев, СВ. Тураев. М Просвещение, 1974. 509 с
    Учебное издание
    Наталья Александровна РОГАЧЕВА
    Теория лиТераТуры и пракТика чиТаТельской деяТельносТи
    Учебное пособие
    Редактор
    Л. А. Шмакова

    Технический редактор
    Н. Г. Яковенко

    Компьютерная верстка
    И. А. Штоль
    Печать электрографическая иофсетная
    C. Г. Выходцева, В. В. Торопов
    Подписано в печать 01.07.2014. Тираж 105 экз.
    Объем 17,25 усл. печ. л. Формат 6084/16. Заказ Издательство Тюменского государственного университета, г. Тюмень, ул. Семакова, 10
    Тел./факс: (3452) 45-56-60, 46-27-32
    E-mail: izdatelstv�@utmn.ru
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта