Главная страница

Дизайн для НЕдизайнеров. Робин Вильямс. The NonDesigners The NonDesigners


Скачать 6.88 Mb.
НазваниеThe NonDesigners The NonDesigners
АнкорДизайн для НЕдизайнеров. Робин Вильямс.pdf
Дата04.05.2017
Размер6.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДизайн для НЕдизайнеров. Робин Вильямс.pdf
ТипДокументы
#7035
страница3 из 12
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
33
3
Малоопытные дизайнеры часто размещают текст и графику, не обращая внимания на остальные элементы страницы. Получается что-то вроде всем известного легкого беспорядка на кухне: тут – чашка, там – тарелка,
в раковине – кастрюля, а на полу – салфетка. Такой беспорядок ликви- дировать достаточно просто – не труднее, чем поправить неряшливый дизайн страницы, элементам которой не достает выравнивания.
Принцип выравнивания гласит: никакой элемент страницы не должен располагаться случайным образом. Каждый из них необходимо визуаль- но связать с каким-то другим.
Данный принцип принуждает дизайнера действовать осознанно – нельзя расположить элемент где-либо только потому, что там нашлось свободное место.
Выровненные элементы образуют единое целое. Невидимая линия свя- зывает их в вашем сознании, даже если эти элементы находятся на неко- тором удалении друг от друга. Дизайнер может разделить какие-то со- ставляющие, чтобы показать взаимоотношения между ними (применяя принцип приближенности), но именно по выравниванию элементов чи- татель понимает, что они принадлежат к одному произведению. Эта мысль иллюстрируется на следующих страницах.

34
Часть 1. Правила дизайна
Посмотрите на эту визитку – нашу старую знакомую из главы 2. Ее эле- менты не выровнены. На довольно ограниченном пространстве можно заметить три типа выравнивания: по левому краю, по правому краю и по центру. Текстовые фрагменты в верхних углах лежат на разных базовых линиях и никак не выровнены относительно фрагментов в ниж- них углах визитки (текстовые фрагменты внизу тоже лежат на разных базовых линиях).
Подумайте, какие элементы можно сгруппировать, а какие,
наоборот, отдалить друг от друга.
Элементы оформле- ния как будто просто разбросаны по поверхности.
Взаимосвязи между ними отсутствуют.
Если все элементы сдвинуть вправо и выровнять одинаково,
они упорядочатся,
а визитка сразу обретет структуру (конечно,
положительную роль сыграет и сближение связанных элементов).
У текстовых фрагмен- тов теперь есть общая граница, связывающая их воедино.

35
В примере ниже (мы уже рассматривали его, говоря о принципе прибли- женности) текст тоже выровнен, но по центру. Дело в том, что если текст выровнен по левому или правому краю, то невидимая линия, связываю- щая строчки, обладает намного большей силой, поскольку создает четкую вертикальную направляющую для взгляда читателя. Поэтому текст, вы- ровненный влево или вправо, выглядит намного аккуратнее и выразитель- нее. Сравните два примера, и мы обсудим их на следующих страницах.
Невидимая линия,
соединяющая текст,
проходит здесь.
Текст разбит на логичес- кие группы, и визитка в целом выглядит удачно.
Текст выровнен по центру как относительно границ абзацев, так и относи- тельно самой визитки.
Такой способ выравнива- ния имеет полное право на жизнь, но он делает края визитки «мягкими»,
сила линий не ощущается.
Логическое разбиение аналогично предыду- щему, но вместо выравнивания по центру применена выключка вправо.
Вы видите справа
«жесткую» линию?
Прочная невидимая линия связывает края групп текста.
Читатель видит границу. Выразитель-
Выразитель-
Выразитель-
Выразитель-
Выразитель- ность этой границы ность этой границы ность этой границы ность этой границы ность этой границы придает вырази- придает вырази- придает вырази- придает вырази- придает вырази- тельность и всей тельность и всей тельность и всей тельность и всей тельность и всей визитке визитке визитке визитке визитке.
Т Р И
:
В Ы Р А В Н И В А Н И Е

36
Часть 1. Правила дизайна
Вас так и тянет выровнять все по центру? Именно так чаще всего посту- пают новички – это надежный и очень удобный способ. Выключка по центру придает документу более официальный, спокойный, стандартный и очень часто посредственный вид. Обратите внимание на дизайнерские работы, которые вам нравятся. Ручаюсь, что в них выравнивания по цен- тру не окажется. Я знаю, как нелегко новичку отказаться от этого, пона- чалу придется себя заставлять. Но если вы объедините в своих работах принцип приближенности с выключкой вправо или влево, результат вас приятно удивит.
Так выглядит типичная обложка типичного отчета. Результат стандартного подхода – безликая посредственность, имеющая вид любительской поделки, способная произвести на читателя небла- гоприятное впечатление.
Выраженная выключка влево создает более утонченное впечатление. Имя автора далеко отстоит от заголовка, но невидимая линия, создаваемая выровненным текстом, связыва- ет два текстовых блока.

37
У дизайнера, занимающегося разработкой фирменных бланков, конвер- тов и других носителей фирменного стиля, богатый выбор возможностей!
Однако слишком часто все это богатство кончается банальным выравни- ванием по центру. Расположение элементов на фирменном бланке может быть весьма произвольным, но с выравниванием надо быть аккуратнее.
Нельзя сказать, что это плохо,
но выравнивание по центру лишает бланк выразительно- сти, а рамка закрывает пространство, создавая ощущение замкнутости.
Выключка влево делает его немного более утонченным.
Пунктирная линия теперь проходит только по левому краю,
что подчеркивает выравнивание и открывает страницу
А это выключка вправо. Текст набран несколько иначе.
Здесь вы видите выключку вправо в сочетании со смелостью и уверенностью!
Т Р И
:
В Ы Р А В Н И В А Н И Е

38
Часть 1. Правила дизайна
Я не утверждаю, что выравнивать по центру нельзя. Просто надо понимать,
какое действие оно оказывает, и знать, что вы добиваетесь именно такого эффекта. Иногда такая выключка вполне уместна – например, церемонии бракосочетания в большинстве случаев протекают официально и довольно спокойно, так что если вы захотите выровнять по центру приглашение на подобную церемонию, можете смело сделать это с легким сердцем.
Выровнено по центру. Действи- тельно довольно скучно.
Если уж вы собрались выровнять текст по центру, то, по крайней мере, подчеркните это!
Поэкспериментируйте, смещая центрированный текст.
Центрируя текст, постарай- тесь найти способ сделать его более выразительным.

39
Странице с текстом, выровненным по центру, можно придать некоторую оригинальность, сместив текстовый блок от центра влево или вправо.
Можно также расположить текст ближе к верхнему краю страницы, чтобы нарушить идиллическую симметричность, или выбрать совсем необычный шрифт. Но ни в коем случае не Times в 12 пунктов! Предостерегу вас и от разделения строк при помощи двойного нажатия клавиши
Enter
(
Return
)!
Именно такое выравнивание по центру и снискало этому способу оформления дурную славу: набивший оскомину шрифт, слишком большой кегль, стиснутый текст,
двойные нажатия Enter и никому не нужная рамка.
Выравнивание по центру требует особого подхода, иначе оно неэффективно. В данном случае выбрана классическая гарнитура, правильно подобран- ный небольшой (относительно)
кегль, расстояние между строка- ми увеличено, текст щедро окружен белым пространством,
рамки нет.
Подчеркните выравнивание по центру в изящном вертикальном макете. Лист бумаги тоже должен быть ориентирован вертикально.
Если текст, выровненный по центру,
вытянут в ширину, то и лист бумаги должен быть ориентирован горизонтально.
Т Р И
:
В Ы Р А В Н И В А Н И Е

40
Часть 1. Правила дизайна
Чтобы научиться выравнивать текст, нужен навык. Пока не наберетесь опыта, не применяйте более одного типа выравнивания на одной стра- нице: либо влево, либо вправо, либо по центру.
К этому тексту применена выключка влево
(flush left).
Этот способ называется также выравниванием влево.
Этот текст выключен вправо
(flush right).
Говорят также
«выровнен вправо».
А этот текст выровнен,
или выключен, по центру (centered).
Если текст выравнивается по центру,
это необходимо подчеркнуть.
Например, про этот абзац сразу и не скажешь,
специально он выровнен по центру или, может быть, случайно. Строки имеют неодинаковую длину, но разница заметна слабо. Если сразу нельзя определить, что текст центрирован,
зачем вообще его так выравнивать?
Этот абзац выровнен по ширине (justif ied). Иногда говорят, что текст выключен, или набран с полной выключкой. В общем,
называть его можно по-разному, а вот применять не стоит, раз- ве что строки текста достаточно длинные, и между словами не образуются нелепые прорехи.

41
На одной странице можно применять выключку вправо и влево к раз- ным абзацам одновременно. Только убедитесь, что вы точно выровняли текст!
В данном примере заголовок и подзаголовок выровнены влево,
а текст с описанием – по центру.
Но эти два текстовых элемента не выровнены друг относительно друга, поэтому и зрительная связь между ними отсутствует.
Здесь фрагменты текста тоже выровнены по-разному (верхний –
влево, а нижний – вправо), но левый край абзаца с описанием выровнен по правому краю заголовка, что связывает верхний и нижний элементы невидимой линией.
Следовательно, текст расположен именно так неслучайно!
Т Р И
:
В Ы Р А В Н И В А Н И Е

42
Часть 1. Правила дизайна
Элементы страницы необходимо визуально выравнивать друг относи- тельно друга. Если строчки текста расположены друг напротив друга по горизонтали, выровняйте их базовые линии. Если на странице присут- ствует несколько текстовых блоков, выровняйте их левые или правые края. Точно так же необходимо выравнивать края графических элемен- тов. Нельзя помещать на страницу элементы как попало!
На этом рисунке видно сразу два недостатка, правда? Во-первых,
не соблюден принцип приближенности, а во-вторых, далеко не все выровнено.
Конечно, такая схема всем уже давно надоела, но это не значит,
что мы не можем оформить эту страницу наилучшим образом и представить информацию максимально понятным способом.
Ведь четкое и структурированное представление важнее всего именно тогда, когда информация сама по себе трудна для понимания.

43
Недостаточное выравнивание, наверное, сильнее всего определяет не- ряшливый вид документа. Нам нравится видеть порядок; он сообщает спокойствие и чувство безопасности, а, кроме того, помогает передать информацию.
В каждой удачной работе можно провести линии, по которым выровне- на информация, даже если она совершенно стихийна и представляет со- бою бессвязный набор странных объектов.
Достаточно всего лишь выстроить элементы, и страница приобретает другой вид. Обратите внимание, что ни один элемент не расположен на примере случайным образом –
каждый визуально связан с соседним.
Если бы я имела представление о смысле этой схемы, то могла бы отодвинуть рамку с текстом вправо, подальше от схемы, оста- вляя верхние границы выровненными, либо отодвинуть нижнюю рамку с текстом. Я бы подобрала расстояния между тремя элементами в соответствии с их смысловыми взаимосвязями.
Т Р И
:
В Ы Р А В Н И В А Н И Е

44
Часть 1. Правила дизайна
Работы начинающих дизайнеров часто страдают от небольшого недостат- ка выравнивания (например, заголовки выровнены по центру, а абзацы,
расположенные под ними, начинаются с красной строки). Как вы считае- те, какой из примеров, приведенных ниже, оформлен четче и аккуратнее?
Обычное дело: заголовки выровнены по центру, текст – вправо,
абзацный отступ – «машинописный» (то есть, как учили в школе, равен пяти пробелам), иллюстрация выровнена по центру колонки.
Никогда не выравнивайте по центру заголовки, если к нижележа- щим абзацам применяется выключка влево, и они начинаются с красной строки. Если у текста нет четко выраженной левой или правой границы, практически невозможно заметить, что заголовок выровнен по центру. Создается впечатление, что он просто болтается сам по себе.
Все эти неровности: широкие абзацные отступы, рваный правый край текста, заголовки по центру, окруженные с обеих сторон открытым пространством, да еще и картинка по центру –
придают странице беспорядочный вид.

45
Перечисленные незначительные ошибки выравнивания вносят свой вклад в создание неприятно выглядящей страницы. Найдите четкую линию и ориентируйтесь на нее. Страница, изображенная ниже, более изыскан- на, и надо придерживаться именно такого подхода, даже если ваш на- чальник не видит разницы между этим примером и предыдущим.
Найдите выразительный способ выравнивания и реализуйте его последовательно
. Если к тексту применяется выключка влево,
то и заголовки надо оформить так же.
Первые абзацы обычно не имеют красной строки, что и понятно,
поскольку красная строка для того и нужна, чтобы обозначить начало нового абзаца, но мы и так хорошо видим, где он начина- ется.
Когда тексты набирались при помощи пишущих машинок,
абзацный отступ составлял пять пробелов. В эпоху компьюте- ров мы имеем дело с пропорциональными шрифтами, и стандар- тный отступ равен круглой шпации, обозначаемой em (она примерно равна кеглю шрифта), а это ближе к двум пробелам.
Обратите внимание на рваный край текста. Подгоните строки так, чтобы край был максимально ровным.
Фотографии или рисунки выровняйте по краю и/или по базовой линии.
Т Р И
:
В Ы Р А В Н И В А Н И Е

46
Часть 1. Правила дизайна
Даже удачный дизайн может выиграть от тонкой настройки выравнива- ния. Нередко для придания работе профессионального вида не хватает именно подходящего выравнивания. Убедитесь, что каждый элемент стра- ницы визуально связан с другим элементом.
Найдите все элементы, которые еще не выровнены, но требуют этого. Можете даже обвести их карандашом (если это ваша книга). Должно получиться, по меньшей мере, девять!

47
Поищите иллюстрации, чуть выходящие за край листа, выровненные по центру подписи под фотографиями, заголовки, не выровненные по отношению к тексту, сочетания центрированного и выровненного вле- во текста.
Скажите, чем обусловлена разница между примерами на этой и предыдущей странице? Мысленно (или карандашом, если не жалко книгу) начертите линии, по которым выровнены элементы.
Т Р И
:
В Ы Р А В Н И В А Н И Е

48
Часть 1. Правила дизайна
Повторяю: найдите линию, способную обеспечить эффектное выравни- вание, и задействуйте ее. Если на странице есть фотография (или рису- нок) с акцентированной линией выравнивания, пристройте к ней край,
по которому выравнивается текст, как на примере, показанном ниже.
Левый край текста красиво выровнен – это первая сильная линия. Левый край «фотографии» – это вторая сильная линия.
А между текстом и иллюстрацией образовалось «замкнутое»
белое пространство, образующее неуместный контур. Это пространство отдаляет окружающие его элементы друг от друга.
«Найдите сильную линию и задействуйте ее». Теперь четкая линия, по которой выровнен текст, соседствует с краем рисунка,
благодаря чему обе они усиливаются. Белое пространство расположилось на левом крае и как бы стекает со страницы.
Подрисуночная подпись тоже выровнена по левому краю рисунка.

49
Четко выраженное эффектное выравнивание можно нарушить осознан- но
, причем и нарушение будет выглядеть осознанным. Вся штука в том,
что нельзя нарушать выравнивание робко. Либо делайте это от души,
с размахом, либо не делайте вовсе. Больше решительности!
Врезка бесцеремонно вторглась в текстовый блок, и трудно сказать, как выровнен ее левый край. Иногда можно проигнориро- вать все линии выравнивания, но это надо делать демонстра- тивно.....
В своей книге я рассказываю о правилах, но ведь известно, что правила существуют, чтобы их нарушать. Есть, однако,
и правило о нарушении правил: прежде чем нарушать правило,
необходимо его как следует выучить.
Т Р И
:
В Ы Р А В Н И В А Н И Е

50
Часть 1. Правила дизайна
В заключение о выравнивании
На странице не должно быть ни одного элемента, расположенного про- извольно. Каждый из них необходимо визуально связать с соседними.
Очень большую роль в дизайне играет гармония. Единообразие, взаимо- связанность и взаимозависимость элементов на странице можно обес- печить, связав их визуально. Даже отдельные элементы, отдаленные друг от друга, могут благодаря правильному позиционированию казаться свя- занными, созвучными. Посмотрите на образцы дизайна, которые вам нра- вятся. Удачный дизайн может казаться хаотичным и стихийным, но в нем всегда можно найти линии выравнивания.
Главная цель
Главная цель, преследуемая выравниванием, состоит в том, чтобы упоря- дочить страницу и сообщить ей гармонию. Примерно такой же резуль- тат мы получаем, собирая все детские игрушки, разбросанные по гости- ной, и складывая их в коробку.
Именно строгое выравнивание (в сочетании, конечно, с подходящей гар- нитурой) придает странице индивидуальность: утонченную, официаль- ную, забавную или серьезную.
Как применять выравнивание
Располагайте элементы осознанно. Обязательно найдите принцип, по которому можно выровнять элементы, даже если они отдалены друг от друга.
Чего избегать
Постарайтесь не применять на одной странице более одного типа вы- равнивания (не выравнивайте, например, один текстовый блок по цент- ру, а другой – по правому краю).
Кроме того, настоятельно рекомендуется избавиться от привычки вы- равнивать все по центру, если только вы осознанно не стремитесь к офи- циальности и умеренности (не они ли нередко навевают на нас тоску?).
Прежде чем выровнять что-либо по центру, подумайте хорошенько.

51
4
Принцип повтора гласит: некоторые компоненты дизайна должны по- вторяться по всей публикации
. Повторяться могут линейки, маркеры списков, шрифтовое оформление, цвет, пространственные взаимосвязи и т. п. Словом, все, что читатель может идентифицировать визуально.
Повтор вы уже применяли, набирая заголовки шрифтом одинакового кег- ля и жирности, располагая горизонтальную линию на расстоянии 1,27 см
(0,5 дюйма) от нижнего края каждой страницы, применяя один и тот же маркер в каждом списке в публикации. Все это примеры повтора. Нович- кам надо всего лишь развить этот навык, поднять его на более высокий уровень, превратив обыкновенное повторение в краеугольный камень,
на котором держится вся публикация.
Повтор можно считать воплощением согласованности и постоянства.
Посмотрите на восьмистраничный информационный бюллетень – имен- но повторяемость определенных элементов, их согласованность позво- ляет идентифицировать каждую из восьми страниц как принадлежащую одному бюллетеню. Если на с. 7 не будет повторяющихся элементов, уна- следованных от с. 6, весь бюллетень лишится связности и единства стиля.
Однако повтор – это больше чем естественная согласованность, он озна- чает необходимость прилагать осознанные усилия, направленные на со- здание цельного дизайна.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта