Дизайн для НЕдизайнеров. Робин Вильямс. The NonDesigners The NonDesigners
Скачать 6.88 Mb.
|
Хороший дизайн – это так же просто, как 1–2–3 1. Выучите правила. Они проще, чем можно подумать. 2. Если вы их не соблюдаете, отдайте себе в этом отчет. Сформулируйте их, чтобы обозначить проблему. 3. Примените правила. Результаты вас поразят. Хороший дизайн – это так же просто, как … … … … … 1 1 1 1 1 Выучите правила. Îíè ïðîùå, ÷åì ìîæíî ïîäóìàòü. 2 2 2 2 2 Если вы их не соблюдаете, отдайте себе в этом отчет. Ñôîðìóëèðóéòå èõ, ÷òîáû îáîçíà÷èòü ïðîáëåìó. 3 3 3 3 3 Примените правила. Ðåçóëüòàòû âàñ ïîðàçÿò. 15 О Д И Н : П Р О З Р Е Н И Е П О Д Д Е Р Е В О М И И С У С А Четыре основных принципа Ниже представлены краткие описания основных принципов дизайна, которые видны в каждом образце успешного дизайна. Каждый из этих принципов я рассматриваю отдельно, но помните, что они взаимосвя- заны. Вам редко доведется применить какой-то один из них. Контраст Смысл этого принципа состоит в том, чтобы не располагать ря- дом друг с другом похожие элементы. Если элементы просто нео- динаковы (отличаются гарнитурой, цветом, размером, толщиной линий, формой и т. д.), необходимо сделать их очень разными очень разными очень разными очень разными очень разными. Контраст нередко является самым сильным визуальным средством привлечения внимания – именно он заставляет читателя посмо- треть на страницу. Повтор Визуальные элементы дизайна (цвета, фигуры, текстуры, простран- ственные пропорции, толщина линий, концептуальные решения) должны повторяться. Это структурирует работу и усиливает ее стилистическую целостность. Выравнивание Ни один элемент страницы не должен занимать случайное место. Каждый нуждается в визуальной связи с соседними. Благодаря этому страница выглядит ясно, утонченно и свежо. Приближенность Связанные между собой элементы следует группировать. Тогда они образуют один визуальный элемент, а не рассеиваются по стра- нице. Это помогает организовать информацию, уменьшая беспо- рядок и помогая читателю увидеть структуру документа. М-да… Выбирая четыре главных принципа в бесконечном лабиринте теории дизайна, я надеялась найти для их обозначения подходящий и запоми- нающийся акроним, который был бы созвучен их сути. Акроним обнару- жился, хотя и запоминающийся, но совсем неподходящий. CRAP – Contrast, Repetition, Alignment, Proximity – Контраст, Повтор, Выравни- вание, Приближенность. Извините… 16 Часть 1. Правила дизайна Хорошо поданное сообщение Хорошо поданное сообщение Хорошо поданное сообщение Хорошо поданное сообщение Хорошо поданное сообщение так же так же так же так же так же âîçáóæäàåò, как черный кофе… как черный кофе… как черный кофе… как черный кофе… как черный кофе… и точно так же и точно так же и точно так же и точно так же и точно так же еще долго еще долго еще долго еще долго еще долго не дает не дает не дает не дает не дает заснуть. заснуть. заснуть. заснуть. заснуть. Энн Морроу Линдберг (ANNE MORROW LINDBERGH) Энн Морроу Линдберг (ANNE MORROW LINDBERGH) Энн Морроу Линдберг (ANNE MORROW LINDBERGH) Энн Морроу Линдберг (ANNE MORROW LINDBERGH) Энн Морроу Линдберг (ANNE MORROW LINDBERGH) 17 2 В работах малоопытных дизайнеров страницы очень часто затянуты сплошной пеленой текста и рисунков, не оставляющей ни одного сво- бодного уголка или просвета. Такое ощущение, что они боятся белого пространства. Элементы дизайна разбросаны, страница выглядит неряш- ливо, и читателю нелегко добраться до полезной информации. Принцип приближенности (приближения) гласит: связанные элементы не- обходимо объединять в группы , физически располагать по соседству друг с другом, чтобы они воспринимались как единое целое, а не как скопление артефактов. Элементы или их группы, не имеющие отношения друг к другу, не долж- ны находиться рядом, т. к. взаимное расположение элементов формиру- ет у читателя представление о структуре страницы и ее содержимом. Этот принцип иллюстрируется очень простым примером. Что можно сказать о цветах, перечисленных в списке слева? Вероятно, у них есть что-то общее, правда? А о цветах в списке справа? Судя по расположе- нию элементов, четыре последних чем-то отличаются. Это вы понимае- те сразу. Причем на подсознательном уровне. Вы знаете, что последние четыре цветка чем-то отличаются, потому что от остального списка они отделены физически . Это и есть принцип приближенности – на стра- нице (как и в жизни) физическая близость подразумевает отношения. Мои любимые цветы Ноготки Анютины глазки Рута Жимолость Ромашки Первоцвет Садовая гвоздика Примула Фиалки Полевая гвоздика Мои любимые цветы Ноготки Анютины глазки Рута Жимолость Ромашки Первоцвет Садовая гвоздика Примула Фиалки Полевая гвоздика 18 Часть 1. Правила дизайна А теперь взгляните на визитку. Сколько отдельных элементов вы видите на этом небольшом пространстве? Сколько раз ваш взгляд остановился, когда вы ее рассматривали? Пять? Конечно – ведь на визитке пять элементов. Откуда вы начали читать? Надо полагать, с середины, потому что слова в центре набраны жирным шрифтом. Что вы читаете потом, – то, что расположено справа? Куда направляете взгляд, дойдя до правого нижнего угла? По кругу – смoтрите, не пропущены ли какие-нибудь углы? Теперь уже две фразы выделены жирным – откуда же вы начали? С центра или с левого верхнего угла? А к чему перешли после этих двух элементов? Так и смoтрите на них по очереди, судорожно пытаясь разглядеть, что же там за слова в углах. Знаете ли вы, когда это закончится? А ваши знакомые читают в таком же порядке? Или нет? А что если перемешать все еще больше: 19 Несколько элементов, расположенных в непосредственной близости друг от друга, образуют один визуальный блок, они перестают быть независи- мыми . Как и в жизни, близость рождает отношения. Когда несколько похожих элементов объединяются, происходит сразу несколько событий: страница обретает структуру; вы знаете, где начать чтение и где оно заканчивается; более организованным становится и бе- лое пространство (пространство, окружающее буквы). В предыдущей визитке плохо то, что ни один из ее элементов не имеет видимой связи с соседними. Нельзя понять, ни откуда начинать чтение, ни где оно будет закончено. Вот что получится, если я всего лишь сгруппирую взаимосвязан- ные элементы, расположив их ближе друг к другу : Остались ли какие-то вопросы по поводу того, где начинать чтение? Что читать потом? И когда заканчивается этот процесс? Применение такого простого принципа упорядочило визитку как по смыслу по смыслу по смыслу по смыслу по смыслу так, и визуально визуально визуально визуально визуально. И сообщение, передаваемое ею, стало более внятным. Д В А : П Р И Б Л И Ж Е Н И Е 20 Часть 1. Правила дизайна Ниже показан типичный заголовок информационного бюллетеня. Сколь- ко в нем отдельных элементов? Можно ли по их размещению сказать, что они имеют отношение друг к другу? Попробуйте определить, какие элементы заголовка следует сгруппировать, сдвинув плотнее, а какие, наоборот, отделить друг от друга. Два элемента в левой верхней части стоят рядом, что наводит на мысль об их взаимосвязанности. Но должны ли они быть взаимосвязаны? Что можно сказать о дате и номере выпуска? Они определяют именно этот номер бюллетеня, поэтому их следует сгруппиро- вать. Правильный пример взаимосвязи элементов показан ниже. Обратите внимание, что заодно я внесла и еще кое-какие изменения: везде заменила капитель строчными буквами, благодаря чему освободилось пространство, позволившее мне усилить заголовок и сделать его более заметным; заострила скругленные углы, придав всей странице более четкий и серьезный вид; увеличила самолет, позволив ему выйти за рамки страницы (это обычный прием, позволяющий расширить белое пространство). 21 Когда вы создаете рекламную листовку, буклет, информационный бюл- летень и т. п. документ, логические связи между элементами вам извест- ны , вы знаете, какую информацию следует выделить, а какую, наоборот, приглушить. Объединение элементов в группы – это способ графичес- кого выражения информации. Очевидно, что этот список надо сделать понятнее при помощи форматирования. Однако самый главный его недостаток в том, что все элементы находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, из-за чего не видны взаимо- связи между ними, а список никак не структурирован. Тот же самый список, визуально разбитый на группы. Не сомнева- юсь, что вы делаете это автоматически. Я лишь предла- гаю вам усилить акценты. Обратите внимание, что заголовки я сделала немного контрастнее, причем оформила их в одном стиле. Мультимедийные диски Компакт-диски для детей Компакт-диски с учебными курсами Развлекательные компакт-диски DVD -диски Образовательные Раннее обучение Обучение чтению, письму, словесности Наука Математика Для учителей Книги Рабочие журналы для учителей Видео Оборудование и комплектующие Кабели Устройства ввода Накопители Память Модемы Принтеры и расходные материалы Фильмы и музыка Мультимедийные диски Компакт-диски для детей Образовательные компакт-диски Развлекательные компакт-диски Образовательные Раннее обучение Обучение чтению, письму, словесности Наука Математика Для учителей Книги Рабочие журналы для учителей Видеокурсы Оборудование и комплектующие Кабели Устройства ввода Накопители Память Диски Принтеры и расходные материалы Фильмы и музыка Д В А : П Р И Б Л И Ж Е Н И Е 22 Часть 1. Правила дизайна Располагая подобные элементы (как текстовые, так и графические) ближе друг к другу, иногда приходится менять их, увеличивая или уменьшая, вы- двигая вперед или, наоборот, ставя на второй план. Не обязательно наби- рать текст кеглем 12 пунктов! Размер таких второстепенных элементов, как номер и год выпуска бюллетеня, может не превышать 7–8 пунктов. Во-первых, на эту страницу тяжело смотреть, во-вторых, на ней трудно что-либо найти – невозможно понять, что, где и когда вообще происходит. Скажите, например, сколько всего концертов планируется дать? 23 Принцип приближенности не требует, чтобы все элементы располага- лись близко друг к другу. Он подразумевает, что элементы, между кото- рыми существует смысловая (информационная) связь, должны быть свя- заны и визуально. Необходимо, чтобы остальные элементы или их груп- пы не находились в непосредственной близости друг от друга. Прибли- женность элементов или ее отсутствие указывает на наличие отношений. Сколько концертов в цикле? В первую очередь я сгруппировала информацию по смыслу (это можно сделать мысленно, а можно набросать эскиз), после чего физически разместила текстовые фрагменты на странице. Обратите внимание, что объявления обо всех трех представлени- ях расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, и это указывает на смысловую связь между элементами. Вспомогательный блок находится на некотором удалении, и поэтому сразу понятно, что он не содержит сведений о концертах. Д В А : П Р И Б Л И Ж Е Н И Е 24 Часть 1. Правила дизайна То же пример, что на предыдущей странице. Скажите, что вы думаете об этих трех концертах? А почему вы думаете, что один концерт не похож на другие? Дело в том, что он от них отделен. Вы мгновенно видите, что он чем-то отличается, – это следует из пространственных взаимосвязей. Удивительно, как много информации мы получаем, просто мельком взглянув на страницу. Именно поэтому ваша главная задача – донести до читателя нужную информацию. 25 На этом рекламном листке («флаере»), возвещающем о распродаже, ди- зайнер, надо полагать, намеревался изобразить нечто забавное и энер- гичное. Однако можно ли с первого взгляда понять, где и когда эта рас- продажа состоится? Структурируя информацию в соответствии с принципом приближенности, мы очень легко можем показать, что, где, когда и кто будет делать. Ни один потенциальный покупатель не пропустит распродажу из-за того, что отчаялся узнать что- либо путное в косых нагромождениях текста. Д В А : П Р И Б Л И Ж Е Н И Е 26 Часть 1. Правила дизайна Наверное, принцип приближенности уже нашел применение в ваших ра- ботах, но вы должны научиться извлекать из него максимальный эффект. Посмотрите внимательно на эти страницы и скажите, какие элементы следует объединить в группы. Тот, кто создал эту мини-афишу, после каждого заголовка и и и и и каждого абзаца по два раза нажимал клавишу Enter ( Return ). Поэтому заголовки находятся на одинаковом расстоянии и от основного текста, и друг от друга. Выглядят они, таким образом, отдельными, никак не связанными элементами. Поскольку все расстояния одинаковые, нельзя определить, к какому блоку основного текста относится заголовок – верхнему или нижнему. Белого пространства здесь более чем достаточно, но все оно беспорядочно разорвано. А некоторые участки смотрятся как чужеродные элементы (это можно сказать, например, о пространстве между заголовками и соответствующими им фрагментами основного текста). Когда белое пространство так вот «окружено», оно визуально отдаляет элементы. 27 Если отдельных элементов слишком много, объединять надо лишь те из них, между которыми есть связь. Если структура некоторых областей на странице не вполне ясна, проверьте: может быть, сближены неподходящие элементы. Простой дизайнерский инструмент, пространство, поможет вам не только упорядочить страницу, но и сделать ее более привлекательной. Если в этом объявлении заголовки всего лишь поставить поближе к связанным с ними абзацам, произойдет сразу несколько изменений: структура объявления станет четче; белое пространство освободится из окружения элементов страницы; на странице станет больше места, и объявление уже не будет выглядеть загроможденным. Кроме того, я поместила телефон и e-mail в разные строки, но они образуют отдельную группу, поэтому стразу видно, что в них содержится важная информация. И еще я заменила выравнивание по центру выравниванием по левому краю (подробно см. в следующей главе), благодаря чему для рисунка освободилось дополнительное место. Д В А : П Р И Б Л И Ж Е Н И Е 28 Часть 1. Правила дизайна Чтобы реализовать принцип приближенности, достаточно лишь немно- го более осознанно делать то, что вы делаете интуитивно, пойти, так ска- зать, чуть дальше. Осознав важность взаимосвязей меду строчками тек- ста, вы начнете замечать, как действует этот принцип. А заметив, как он действует, вы получите над ним власть, сможете им управлять. Это объявление я нашла в газете. Нет, правда. Кроме всего прочего (оно набрано капителью), плохо в нем то, что вся информация сбита в один блок. Прежде чем приступать к дизайну, разбейте информацию на группы. Тут нет ничего сложного – достаточно руководство- ваться здравым смыслом. После этого можно проверить различные варианты расположения получившихся групп на странице. Компьютер у вас есть, так что количество вариантов можно не ограничивать. 29 Если страница непростая, то один принцип приближенности редко по- могает. Остальные принципы тоже относятся к основополагающим, и дизайнер, как правило, руководствуется всеми четырьмя. Но беритесь за них по одному и начните с приближенности. На примере, приведенном внизу, я сначала сгруппировала элементы, а уже потом экспериментиро- вала с другими принципами (и шрифтами). На исходном варианте объявления хуже всего то, что информа- ция никак не разбита. Кроме того, капитель, собранная в один блок, поглотила все свободное пространство (то самое про- странство, на котором должен отдыхать глаз читателя). Можете мне поверить: нет ничего страшного в том, чтобы задать кегль меньше 12 пунктов! Это лишь один и десятков вариантов расположения смысловых групп информации. Еще я руководствовалась принципами выравнивания и контраста, о которых вы вскоре прочтете. Д В А : П Р И Б Л И Ж Е Н И Е 30 Часть 1. Правила дизайна Нехитрый принцип приближенности позволяет упростить навигацию по веб-страницам за счет разбиения информационного блока на логичес- кие группы. Проверьте это на любом сайте, по которому вам легко пере- мещаться. Как на этой странице все запутано! Посмотрите на ссылки под заголовком. Все ли они равнозначны? Кажется, что да. Однако на самом деле нет. 31 Я должна повториться: вы уже знаете, как применять принцип прибли- женности. Вы уже умеете правильно группировать информацию. Оста- лось только воплотить эти знания в печатную страницу. Все ссылки на сайты я собрала в одну колонку, чтобы показать их связь друг с другом (и поставила «ботаника» с другой стороны). Цитату я поместила немного поодаль от основного текста, поскольку она не относится к нему непосредственно. Еще здесь применен принцип выравнивания (см. главу 3): текст выровнен по левому краю. Д В А : П Р И Б Л И Ж Е Н И Е 32 Часть 1. Правила дизайна В заключение о приближенности Несколько элементов, расположенных в непосредственной близости друг от друга, перестают быть изолированными и становятся единым визу- альным блоком. Связанные элементы необходимо объединять в группы. Замечайте, откуда вы начинаете читать, по какой траектории движется ваш взгляд, где чтение заканчивается, и куда вы смотрите после того, как все прочитаете. В работе должна просматриваться логическая последо- вательность: от четкого начала до недвусмысленного завершения. Главная цель Главная цель, преследуемая при использовании принципа приближен- ности, – упорядочить материал. Для других принципов работа тоже на- ходится, но применение первого автоматически создает структуру. Упо- рядоченную структурированную информацию легче воспринять и запом- нить. При этом образуется и побочный продукт, появляется более при- влекательное белое пространство (любимый термин дизайнеров). Как применять принцип приближенности Посмотрите на страницу и сосчитайте, сколько на ней визуальных эле- ментов (столько же, сколько раз ваш взгляд остановится). Если элемен- тов больше трех или пяти (конечно, это зависит от характера работы), подумайте, какие можно объединить. Чего следует избегать На странице не должно быть слишком много отдельных элементов. Не ставьте элементы по углам и в центре. Старайтесь оставлять между элементами разные по величине просветы, если только эти элементы не принадлежат одной группе. Не оставляйте ни малейших сомнений в том, что заголовок, подрисуноч- ная подпись, графический элемент и т. д. связаны с материалом, к кото- рому они имеют отношение. Взаимосвязи между элементами создаются с помощью принципа приближенности. Не создавайте взаимосвязей между элементами, которые не относятся друг к другу! Если связь отсутствует, отодвиньте элементы друг от друга. |