Главная страница

Дизайн для НЕдизайнеров. Робин Вильямс. The NonDesigners The NonDesigners


Скачать 6.88 Mb.
НазваниеThe NonDesigners The NonDesigners
АнкорДизайн для НЕдизайнеров. Робин Вильямс.pdf
Дата04.05.2017
Размер6.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДизайн для НЕдизайнеров. Робин Вильямс.pdf
ТипДокументы
#7035
страница9 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
135
Д Е В Я Т Ь : К А Т Е Г О Р И И Ш Р И Ф Т О В
Современный шрифт
По мере того как разворачивалась мировая история, менялись и шриф- ты. Шрифты имеют свои модные направления и подпадают под влияние стиля жизни и культурных изменений, как прически, одежда, архитекту- ра или язык. В 1700-х годах производство более гладкой бумаги, появле- ние высоких технологий печати и общий рост методических приемов привели к тому, что стиль шрифта стал механистическим. Новые шриф- ты уже не подражали рукописной манере. В современных шрифтах тоже есть засечки, но они выполнены горизонтально, без наклона, и очень тон- ко. Подобно изящному мосту из стали, каркас буквы жесткий, с четко выраженным переходом от толстой линии к тонкой. Нет никаких следов наклона невидимого пера, нажим абсолютно вертикальный. Внешний вид шрифтов современного стиля отличается элегантностью и некоторой холодностью.
Вертикальный нажим
Засечки строчных букв очень тонкие и горизонтальные
Резкий переход от толстой линии к тонкой
Современные шрифты очень эффектны, особенно если они выполнены крупным кеглем. Однако из-за резкого контрастного перехода от тол- стой линии к тонкой шрифты современного стиля – не самый лучший вариант для набора длинных текстов. Тонкие линии, как правило, почти растворяются, а толстые, наоборот, слишком сильно проступают – в ре- зультате возникает так называемый «слепящий» эффект.

136
Часть 1. Правила дизайна
Брусковый шрифт
Вместе с индустриальной революцией в историю вошло новое понятие –
реклама. Сначала рекламодатели использовали шрифты современного сти- ля, просто утолщая и без того толстые штрихи. Вы наверняка встречали рекламные плакаты, выполненные таким шрифтом: издалека они смотрят- ся, как вертикальные палки забора. Затем было принято совершенно оче- видное решение этой проблемы – увеличить толщину всей формы букв.
Кроме того, брусковый шрифт с засечками отличается очень слабым пе- реходом от толстой линии к тонкой или полным его отсутствием.
Эту группу шрифтов иногда называют Claderon, поскольку шрифты были составлены на основе шрифта Claderon. Кроме того, подобные шрифты называют и египетскими, так как они стали популярны в период египтома- нии в Европе; многим шрифтам данной группы были даны египетские на- зывания, чтобы они лучше продавались (например, Memphis, Cairo, Scarab).
Засечки строчных букв толстые и горизонтальные
Вертикальный нажим
Очень слабый контрастный переход от толстой линии к тонкой или полное его отсутствие
Многие брусковые шрифты, которые имеют очень слабый контрастный переход от толстой линии к тонкой, занимают ведущее место по шкале читабельности, то есть идеально подходят для набора длинных текстов.
Вместе с тем, страница, набранная таким шрифтом, выглядит значитель- но темнее страницы, набранной шрифтом старого стиля, поскольку штри- хи брускового шрифта плотнее и более единообразны по толщине. Бла- годаря понятному и незатейливому внешнему виду брусковый шрифт ча- сто используется при наборе детских книг.

137
Д Е В Я Т Ь : К А Т Е Г О Р И И Ш Р И Ф Т О В
Рубленый шрифт
Слово «sans» означает «без» (по-французски), таким образом, легко дога- даться, что рубленые шрифты – это шрифты, у которых на конце штрихов букв нет засечек. Удаление засечек – один из поздних шагов в эволюции шрифтов – не пользовалось популярностью вплоть до начала XX века.
Рубленые шрифты почти единообразны по толщине, то есть в них прак- тически отсутствует заметный переход от толстой линии к тонкой; бук- вы имеют одинаковую толщину по всему объему.
На следующей странице вы прочитаете важную информацию о рубленом шрифте!
Если в вашем комплекте шрифтов есть только два рубленых шрифта –
Helvetica и Avant Garde, то для улучшения оформления проектов лучше пополнить группу рубленых шрифтов более четкими, весомыми и насы- щенно черными. Каждая подгруппа рубленых шрифтов, представленных выше, различна по толщине: от тонких до сверхтолстых. Отыскав такие шрифты, вы увидите, насколько расширятся ваши возможности по со- зданию страниц, приковывающих внимание.
Полное отсутствие засечек
Отсутствие заметного перехода от толстой линии к тонкой
Отсутствие нажима
(из-за одинаковой толщины линий)

138
Часть 1. Правила дизайна
Как показано на предыдущей странице, рубленые шрифты, как правило,
единообразны по толщине. Однако несколько (лишь два или три из всего разнообразия) имеют легкий переход от основного штриха к соединитель- ному. Ниже приведен пример такого рубленого шрифта с нажимом –
Optima. Шрифты, подобные Optima, плохо сочетаются на одной страни- це с другими шрифтами: из-за наличия перехода от толстой линии к тон- кой они похожи на шрифты с засечками, а из-за отсутствия засечек – на рубленые шрифты. Поэтому, работая с таким типом рубленых шрифтов,
будьте очень осторожны.
Шрифт Optima исключительно красив, но вы должны быть очень осторожны, пытаясь сочетать его с другими шрифтами.
Обратите внимание на основные и соединительные штрихи.
Этот шрифт обладает классическим изяществом шрифтов старого стиля, но не имеет засечек.
Optima в сочетании с гарнитурой Spumoni.
Отважная непосредственность Spumoni хорошо контрастирует с классической грацией Optima.

139
Д Е В Я Т Ь : К А Т Е Г О Р И И Ш Р И Ф Т О В
Рукописный шрифт
В группу рукописных шрифтов входят шрифты, которые были выполне- ны вручную специальной ручкой или кисточкой для каллиграфии, каран- дашом или технической ручкой. Эта группа подразделяется на следую- щие подгруппы: рукописные шрифты с соединительными штрихами; ру- кописные шрифты без соединительных штрихов; рукописные шрифты,
имитирующие ручной почерк; рукописные шрифты, напоминающие тра- диционные каллиграфические стили, и т. д. В нашем обзоре мы рассмо- трим их в целом.
Рукописные шрифты, как классический чизкейк, следует «поглощать»,
смакуя. Я имею в виду использовать, смакуя. Конечно, длинные тексты не стоит набирать замысловатыми рукописными шрифтами с обилием закорючек, и, разумеется, нельзя использовать эти шрифты в тексте, со- стоящем из одних прописных букв. Но вместе с тем, подобные шрифты,
набранные крупным кеглем, могут быть особенно эффектными. Так что,
не робейте!

140
Часть 1. Правила дизайна
Декоративный шрифт
Декоративные шрифты очень легко узнать: если сама идея прочитать целую книжку, набранную таким шрифтом, вызывает у вас головокруже- ние и легкое недомогание, то вы, абсолютно точно, видите перед собой декоративный шрифт. Однако декоративные шрифты по-своему велико- лепны: они забавны, заметны, легки в применении. И именно с их помо- щью вы сможете выразить любую свою причуду. Естественно, именно в силу перечисленных причин диапазон их использования крайне огра- ничен.
Используя декоративный шрифт, постарайтесь избавиться от впечатле- ния, которое этот шрифт способен произвести. Например, если шрифт
Improv потрясает вас как исключительно неформальный, попробуйте применить его в официальном документе и посмотрите, что получится.
Если вам кажется, что шрифт Juniper примечателен особым ароматом
Дикого Запада, используйте его при оформлении офиса или цветочного магазина. В зависимости от того, как вы их применяете, декоративные шрифты могут совершенно ясно передавать определенное настроение.
Или вы можете использовать их для некоторых комментариев, значи- тельно отличающихся от первоначального замысла. Но это тема для от- дельной книги.
Здравый смысл иногда выигрывает от применения декоративного шрифта.

141
Д Е В Я Т Ь : К А Т Е Г О Р И И Ш Р И Ф Т О В
Будьте осторожны
Чтобы эффективно использовать шрифт, вы должны быть очень осто- рожны. Я имею в виду, что надо держать ушки на макушке – вы должны замечать детали, пытаться сформулировать возникшую проблему слова- ми. Или уметь объяснить словами, почему вас привлекло то или иное решение.
Потратьте несколько минут на просмотр какого-нибудь журнала. Попы- тайтесь классифицировать шрифты, которые вы видите. Конечно, вы не сможете абсолютно правильно определить, к какой именно группе при- надлежит определенный шрифт, но это нормально. В таком случае выбе- рите ту группу, которая кажется вам наиболее близкой. Главное – вы на- учились пристально вглядываться в формы букв, что абсолютно необхо- димо для грамотного комбинирования шрифтов.
Короткий тест №3. Типы шрифтов
Соедините линией тип шрифта с его названием!
Старый стиль
Современный стиль
Брусковый шрифт
Рубленый шрифт
Рукописный шрифт
Декоративный шрифт

142
Часть 1. Правила дизайна
Короткий тест №4.
Переход от основной линии штриха к соединительной
Имеют ли приведенные ниже шрифты:
А
– умеренный переход от толстой линии к тонкой;
В
– контрастный переход от толстой линии к тонкой;
С
– отсутствие перехода (или едва заметный переход) от толстой линии к тонкой.

143
Д Е В Я Т Ь : К А Т Е Г О Р И И Ш Р И Ф Т О В
Короткий тест №5
Имеют ли строчные буквы в приведенных ниже примерах:
А
– тонкие горизонтальные засечки;
В
– толстые прямоугольные горизонтальные засечки;
С
– отсутствие засечек;
D
– засечки с наклоном.
Обратите внимание на принципиальное различие в начертании буквы «g». Забавно!

144
Часть 2. Шрифтовой дизайн
Заключение
Самое простое упражнение на оттачивание вашей зрительной чуткости –
коллекционирование примеров шрифтов. Вырезайте их из любого печат- ного материала, который вам попадается. Заметили ли вы некоторые осо- бенности того или иного типа шрифтов? Выделяйте подтипы, например шрифты старого стиля с маленькой высотой строчной буквы и высоки- ми надстрочными элементами (см. пример, приведенный ниже). Или ру- кописные шрифты, более похожие на ручную печать, чем на курсивное ручное письмо. Или разреженные и плотные шрифты (см. ниже). Имен- но зрительное знакомство с формами букв наделит вас исключительной властью над шрифтами, необходимой для создания интересных, соблаз- нительных и эффектных комбинаций.
Верхние выносные элементы – это части букв, которые выше высоты строчных знаков (x-height).
Высота строчных знаков (х-height) –
это величина строчного знака без выносных элементов.
Нижние выносные элементы – это части букв, опущенные ниже линии шрифта (воображаемой линии,
проходящей по нижнему краю прямых знаков).
Сравните высоту букв шрифтов гарнитуры Bernhard и гарнитуры
Eurostile. Оцените высоту буквы по отношению к размерам верхних выносных элементов. У шрифта гарнитуры Bernhard буквы имеют необычно маленькую высоту и длинные верхние выносные элементы. Большинство рубленых шрифтов отличаются высокими буквами. Обращайте внимание на такие детали.
Разреженные шрифты выглядят вытянутыми, а плотные –
довольно «неаккуратными». Все они уместны в различных ситуациях.

145
В этой главе мы поговорим о комбинировании шрифтов. Я опишу раз- личные способы создания контраста средствами шрифта. Каждая стра- ница содержит примеры, иллюстрирующие конкретные положения,
а в заключение приводятся примеры применения базовых принципов со- здания контраста при помощи шрифтов, при этом шрифты выступают не только в качестве эстетического средства, но и как средство улучше- ния удобочитаемости материала. Не заставляйте читателя напряженно думать о том, что происходит на странице: как организован материал,
какова цель, манера изложения информации. Все это должно быть по- нятно сразу, с первого взгляда. И кстати, данное требование не мешает сделать документ красивым!
Мы рассмотрим следующие виды контраста:

146
Часть 1. Правила дизайна
Ðàçìåð
Способ создания контраста с помощью размера очевиден: крупный шрифт надо противопоставить мелкому. Однако контраст должен быть заметным,
а для этого необходимо действовать смелее. Никакого контраста не по- лучится, если противопоставить шрифт кегля 12 и 14 – в большинстве слу- чаев они будут конфликтовать друг с другом. Нельзя противопоставить и шрифт кегля 65 шрифту кегля 72. Решив создать контраст посредством размера, не останавливайтесь на полпути. Сделайте противопоставле- ние очевидным – пусть никто не подумает, что это всего лишь ошибка.
К какой категории принадле- жит эта гарнитура?
Выберите элемент, на котором будет сосредоточен фокус внимания, и выделите его, создав контраст.
Если в тексте необходимо присутствие других типографских элементов, не имеющих особого значения для читателя, сделайте их маленькими. Так ли уж надо знать номер тома книги? Ничего страшного не случится, если он не будет набран 12 кеглем!

147
Д Е С Я Т Ь : Ш Р И Ф Т О В О Й К О Н Т Р А С Т
Создавая контраст при помощи кегля, вовсе не обязательно делать шрифт крупным, необходимо лишь, чтобы размеры контрастирующих элемен- тов отличались заметно. Ведь притягивает же взгляд тоненькая строчка текста на широком пространстве свободной газетной полосы. И притя- гивает в данном случае именно резкий контраст между очень мелким шрифтом и широким свободным пространством.
Прочитали бы вы этот мелкий текст, увидев такую газетную страницу? Да, причем именно из-за контраста.
Контраст между крупным и мелким способен подавлять мелкие элементы. Из этого можно извлечь выгоду. Кому, например,
интересно слово «incorporated»? Оно набрано мелким кеглем,
но его вполне можно прочитать, и те, кто захочет, это сделают.

148
Часть 1. Правила дизайна
Я не устаю повторять, что не надо набирать текст только прописными буквами. Но вы, наверное, иногда прибегаете к этому приему, чтобы сде- лать надпись крупнее. Однако забавно, что при этом длина слова удваи- вается, и приходится уменьшать кегль. То есть, набрав текст строчными буквами, можно сильно увеличить кегль, а удобочитаемость от этого толь- ко выиграет.
Этот заголовок набран прописными буквами, а высота шрифта составляет 18 пунктов. Надпись, сделанная более крупным шрифтом, на таком пространстве не помещается.
Замена прописных букв строчными позволила увеличить кегль до 24 пунктов, при этом осталось достаточно свободного места, чтобы сделать заголовок жирным.

149
Д Е С Я Т Ь : Ш Р И Ф Т О В О Й К О Н Т Р А С Т
Применение контраста размеров требует изобретательности и выдумки.
Многие типографские символы, например цифры, амперсанд или кавыч- ки, исключительно красивы, будучи набраны очень крупным кеглем. Они могут выступать в качестве декоративных элементов в заглавиях, врез- ках или играть роль повторяющихся элементов, обеспечивающих стиле- вую целостность публикации.
Необычный контраст размеров может выступать в качестве самосоятельного графического элемента, что весьма удобно,
если в данном проекте вы ограничены в графических средствах.
Вводя элемент необычного размера, подумайте, нельзя ли задействовать эту находку в публикации для создания привлекательного и полезного повтора.

150
Часть 1. Правила дизайна
Íàñûùåííîñòü
Насыщенность шрифта означает ни что иное, как толщину штриха. Для большинства шрифтов разработаны различные варианты насыщенности:
обычный, жирный, полужирный, сверхжирный, тонкий или сверхтонкий.
Комбинируя шрифты разной насыщенности, помните, что ваш девиз –
действовать смело
. Никакого контраста не получится, если вы противо- поставите шрифт обычной насыщенности полужирному; в этом случае лучше взять более насыщенный. Если публикация оформляется с применением двух разных гарнитур, одна из них, как правило, насы- щеннее другой, и эту разницу необходимо подчеркнуть.
Ни один шрифт, установленный на компьютере вместе с операционной системой, не имеет очень жирного начертания. Я очень вам советую доба- вить в свою коллекцию шрифтов хотя бы один очень насыщенный жир- ный шрифт. Поищите в каталогах. Контраст насыщенности – один из са- мых простых и эффективных способов сделать публикацию зрительно бо- лее интересной, не переоформляя ее полностью. Однако красивый, силь- ный контраст недостижим без шрифта с крупными твердыми штрихами.
К какой категории принадлежит эта гарнитура?
Это примеры разных вариантов насыщенности, обычно встречающихся в одной гарнитуре. Обратите внимание, что между начертанием
Light (Светлое) и тем, что следует за ним (обычное, среднее или книжное)
нет особого контраста.
Нет его и между начертаниями Bold
(Жирное) и Semibold (Полужирное).
Создавая контраст при помощи насыщенности, действуйте смело.
Слабо выраженный контраст выглядит как ошибка.

151
Д Е С Я Т Ь : Ш Р И Ф Т О В О Й К О Н Т Р А С Т
Помните эти примеры, которые были приведены в начале книги? На примере слева шрифты стандартные: в заголовках –
Helvetica, в основном тексте – Times обычной насыщенности.
На примере справа основной текст тоже набран гарнитурой
Times, а вот для заголовков я выбрала более насыщенную гарнитуру Aachen Bold. И даже такое незначительное измене- ние, как замена шрифта более насыщенным, сделало страницу намного ярче и привлекательнее (для названия тоже выбран более насыщенный шрифт, а для усиления контраста оно напечатано вывороткой).
А этот пример мы видели на стр. 148. Заменив прописные буквы в названии строчными, я смогла увеличить не только кегль,
но и толщину штрихов. В результате визитка стала более контрастной и визуально более интересной, а жирный шрифт выделяет смысловой центр.

152
Часть 1. Правила дизайна
Применение контраста насыщенности не только делает страницу более привлекательной, но и позволяет эффективно структурировать инфор- мацию. Это достигается уже тем, что заголовки и подзаголовки набира- ются более жирным шрифтом. Возьмите такую идею на вооружение и усильте ее. Посмотрите, как на примере внизу заголовки, набранные очень жирным шрифтом, образуют четкую понятную структуру. Этот же способ очень эффективен в алфавитных указателях, так как позволяет читателю сразу отличить друг от друга вхождения элементов первого и второго уровней.
Выделив заголовки жирным шрифтом, вы сделали важную информацию заметной и притягивающей взгляд. А еще здесь применен повтор (один из четырех основных принципов дизайна).
Я также добавила чуть-чуть свободного пространства над каждым заголовком, чтобы объединить заголовки и соответ- ствующие им подзаголовки (принцип приближенности).

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта