Главная страница

Дизайн для НЕдизайнеров. Робин Вильямс. The NonDesigners The NonDesigners


Скачать 6.88 Mb.
НазваниеThe NonDesigners The NonDesigners
АнкорДизайн для НЕдизайнеров. Робин Вильямс.pdf
Дата04.05.2017
Размер6.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДизайн для НЕдизайнеров. Робин Вильямс.pdf
ТипДокументы
#7035
страница10 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
153
Д Е С Я Т Ь : Ш Р И Ф Т О В О Й К О Н Т Р А С Т
Если на странице, заполненной текстом, нет места для графики или вре- зок, которые взяли бы на себя роль графики, попробуйте выделить жир- ным шрифтом ключевые фразы. Они поведут читателя внутрь страницы.
Если для основного текста выбран шрифт с засечками, а для ключевых фраз – рубленый шрифт, то кегль последнего лучше уменьшить на один пункт, чтобы основной текст визуально не отличался по высоте от клю- чевых фраз.
Унылая серая страница способна отпугнуть читателя.
А благодаря контрастному жирному шрифту он быстро просмотрит главные мысли и с большей вероятностью прочтет остальной текст.

154
Часть 1. Правила дизайна
Структура
Под структурой шрифта понимают особенности его построения. В неко- торых шрифтах толщина штриха практически постоянна, переходы от толстых линий к тонким почти незаметны, и буквы кажутся сделанными из труб (это относится к большинству рубленых шрифтов). В других пе- реходы от толстых штрихов к тонким выражены заметно, как в обилии шрифтов нового стиля. Есть и шрифты, занимающие промежуточное положение. Комбинируя два шрифта из разных гарнитур, выбирайте такие, структуры которых явно различны.
Все это мы обсуждали, когда говорили о разных типах шрифтов, и сейчас пора вспомнить этот разговор. Шрифты каждого типа основаны на по- хожих структурах. Поэтому выберите два или более шрифта из двух или более типов.
К какой категории принадлежит эта гарнитура?
Небо
Небо
Небо
Небо
Небольшой тест льшой тест льшой тест льшой тест льшой тест
Назовите типы шрифтов, представленных в этом примере
(в каждой строке свой тип).
Если вы не можете этого сделать, перечитайте данный раздел,
потому что эти простые понятия очень важны.
Структура – это особенности строения буквы, и внутри каждого типа структуры, как видно в примерах, она выражена очень четко.
ГГГГГлавное правило: нико лавное правило: нико лавное правило: нико лавное правило: нико лавное правило: никогда не размещайте на странице два гда не размещайте на странице два гда не размещайте на странице два гда не размещайте на странице два гда не размещайте на странице два разных шрифта одно разных шрифта одно разных шрифта одно разных шрифта одно разных шрифта одного типа.
го типа.
го типа.
го типа.
го типа.
Они похожи, и вам никак не удастся обойти это обстоятельство. Кроме того, зачем усложнять себе жизнь, когда выбор так богат?

155
Д Е С Я Т Ь : Ш Р И Ф Т О В О Й К О Н Т Р А С Т
Никогда не помещайте на одну страницу два рубленых шрифта (как и два шрифта с засечками) – во всяком случае, пока не приобретете опреде- ленный навык работы со шрифтами
. Впрочем, читая эту книгу, вы их уже приобретаете, и ваша квалификация уже позволяет вам нарушать эту рекомендацию.
Однако по правилам следует выбирать шрифты из двух разных групп. То есть два шрифта с засечками могут находиться на одной странице, толь- ко если один из них – из группы старого стиля, а другой – из группы новой антиквы или брускового стиля. Но и в этом случае необходимо проявлять осторожность и подчеркивать контраст.
Аналогично старайтесь не располагать на одной странице два шрифта старого стиля: у них слишком много похожих черт, и они будут конфлик- товать, что бы вы ни делали. То же самое касается и двух шрифтов ново- го стиля и двух рукописных шрифтов.
Пять разных шрифтов в одном коротком предложении неплохо смотрятся вместе только потому, что каждый имеет свою структуру, и все принадлежат к разным группам.

156
Часть 1. Правила дизайна
На первый взгляд все шрифты одинаковые, как тигры в зоопарке. И если вы еще не свыклись с мыслью, что все они разные, то выберите для со- здания контраста с помощью структуры самый простой способ: возьми- те один рубленый шрифт и один шрифт с засечками. В последних, как правило, имеет место контрастный переход от основного штриха к со- единительному, а в рубленых шрифтах толщина штрихов обычно одина- кова. Сочетание шрифтов с засечками и без – прием, проверенный вре- менем, и возможности при этом открываются бесконечные. Онако один лишь структурный контраст недостаточно силен, поэтому надо подчерк- нуть разницу, сочетая его с другими видами контраста, например кон- трастом размеров или насыщенности.
Одинаковая ширина штриха, 20 pt
Контрастный переход, 20 pt
Одинаковая ширина штриха, 8 pt
Контрастный переход, 50 pt
Вы видите, что структурного контраста недостаточно, чтобы как следует противопоставить шрифты.
Но увеличьте размер – и пожалуйста!
Есть контраст!
Сочетание шрифтов, имеющих разную структуру, создает слишком слабый контраст,
который необходимо подчеркнуть.
Ну вот, теперь намного лучше!
Утяжеление заголовка подчеркнуло разницу между структурами двух гарнитур и усилило контраст между ними.

157
Д Е С Я Т Ь : Ш Р И Ф Т О В О Й К О Н Т Р А С Т
Добиться гармоничного сочетания двух рубленых шрифтов на одной странице всегда непросто, так как все они имеют неконтрастную струк- туру (одинаковую ширину штриха). Проявив особую изобретательность,
можно скомбинировать два рубленых шрифта, если к тому же вам посча- стливится найти редкие рубленые шрифты, в которых переходы от ос- новных штрихов к соединительным все же заметны. Однако я бы не со- ветовала даже пробовать. Лучше создавать контраст, взяв два рубленых шрифта из одной гарнитуры. Каждая рубленая гарнитура обычно содер- жит варианты начертаний от тонких до очень жирных, в том числе уплотненные и разреженные варианты.
Соседство двух шрифтов с засечками. Обратите внимание, что у каждого своя структура: один –
из группы новых шрифтов,
а другой – из группы брусковых. Здесь добавлены и другие виды контраста –
можете назвать их?
А это два рубленых шрифта. Один –
неконтрастный, а другой – как раз такой, у которого переход от основного штриха к соединительному четко выражен, что и дает иную структуру.
Контраст усиливается благодаря прописным буквам, увеличенному кеглю и жирному прямому начертанию.
Здесь сразу три рубленых шрифта. Но они принадле- жат к одной гарнитуре,
Universe: Ultra Condensed, Bold и Extra Black. Вот почему желательно иметь в своем распоряжении хотя бы одну рубленую гарнитуру,
включающую много разных шрифтов. Контраст между ними следует подчеркнуть!

158
Часть 1. Правила дизайна
Форма
Форма
Форма
Форма
Форма
Под формой буквы понимают ее внешние очертания. У символов может быть одинаковая структура, но различные формы. Так, структуры про- писной буквы «G» и строчной буквы «g» из одной гарнитуры могут быть одинаковыми. Но их реальные очертания, или контуры, – различными.
Контраст формы проще всего создать, противопоставляя прописные бук- вы строчным.
К какой категории принадлежит эта гарнитура?
Формы каждой прописной буквы и соответствующей ей строчной разительно отличаются, что позволяет создавать контраст,
противопоставляя прописные буквы строчным. Очень может быть, что вы уже применяли в своей работе этот прием, но теперь вы знаете об этом больше и сможете использовать его с бoльшим эффектом.

159
Д Е С Я Т Ь : Ш Р И Ф Т О В О Й К О Н Т Р А С Т
Каждая отдельная прописная буква сильно отличается от строчной, кро- ме того, слово в целом, набранное одними прописными буквами, имеет специфичную форму. Вот почему так трудно читать текст, набранный прописными буквами. Читая, мы распознаем слова не только по соста- вляющим их буквам, но и по очертаниям самих букв и слов в целом. Лю- бое слово, набранное прописными буквами, имеет прямоугольную фор- му, как на примере, приведенном ниже, и нам не остается ничего друго- го, как читать его буква за буквой.
Я могла уже утомить вас, повторяя свою настойчивую рекомендацию не набирать текст только прописными буквами. Однако я не говорю, что этого нельзя делать вообще. И уж конечно нельзя утвеждать, что читать такие тексты невозможно. Надо лишь помнить об их пониженной удобо- читаемости. Иногда дизайн работы оправдывает употребление только прописных букв. Но слова все же читаются хуже. Если вы сознательно приносите удобочитаемость текста в жертву внешнему виду, то имеете на это полное право.
Все слова, набранные только прописными буквами,
имеют одинаковую прямоугольную форму.
Контраст формы (противопоставление прописных букв строчным),
как правило, необходимо дополнять другими видами контраста.
В данном примере добавлен только контраст размеров.

160
Часть 1. Правила дизайна
Контраст формы создается также путем противопоставления прямого начертания курсивному. В курсивном или рукописном начертаниях,
в отличие от прямого, буквы наклонены или как бы написаны от руки. Этот прием, позволяющий мягко выделить текст, вам, конечно, уже знаком.
В первой строчке шрифт прямой, а во второй –
курсивный. Обе набраны шрифтом гарнитуры Nofret;
их структуры совершенно одинаковы, но формы
(очертания) различны.
Обратите особое внимание,
что настоящий курсив
(в первой строчке) – это не просто наклонненные буквы прямого начертания (как во второй строчке). Буквы были перерисованы и приобрели другую форму. Внимательно посмотрите на буквы fffff, a a
a a
a, g g
g g
g, yyyyy и eeeee (шрифт в обеих строчках один и тот же).
Как правило (но не всегда)
рубленые шрифты содержат варианты с наклонным начертанием. В них прямые и наклонные буквы отличают- ся друг от друга совсем чуть- чуть.
В каком из этих двух предложений курсив ненастоящий?

161
Д Е С Я Т Ь : Ш Р И Ф Т О В О Й К О Н Т Р А С Т
Поскольку все рукописные и курсивные шрифты имеют наклонную фор- му, нельзя комбинировать два разных шрифта курсивного начертания,
два рукописных шрифта или курсивный с рукописным. Это создаст не- избежное несоответствие: у них слишком много общего.
Хорошо ли смотрятся рядом эти шрифты? Что-нибудь не так?
Дело в том, что оба шрифта имеют одинаковую форму:
оба наклонные, буквы в словах как будто текут. Один из шриф- тов надо заменить. Каким? Подумайте.
Да. Один из них надо заменить шрифтом прямого начертания.
При этом мы могли бы подобрать шрифт, имеющий радикально отличную стру стру стру стру структуру ктуру ктуру ктуру ктуру, без контрастных переходов от основного штриха к соединительному (и более насыщенный).

162
Часть 1. Правила дизайна
Направление
Что такое «направление шрифта»? Ну конечно, это наклон строки. А раз это так очевидно, мне остается только сказать вам, чтобы вы не распола- гали текст таким образом! Да, иногда вполне может захотеться изменить наклон строки, но это можно делать, только если вы способны четко сформулировать, как именно это поможет улучшить дизайн. Например:
«Объявление о начале лодочной регаты лучше расположить наклонно,
нацелив строку в правый верхний угол, потому что именно такое напра- вление текста позволяет ассоциировать его с позитивностью и движени- ем вперед». Или: «Повторяющаяся наклонная надпись, выполненная этим шрифтом, создает эффект четкого прерывистого ритма, подчеркиваю- щего бодрость анонсируемой композиции Бартока». Кстати, не распола- гайте наклонные надписи в углах страницы.
Надпись, «взбирающаяся»
в правый верхний угол, создает бодрое настроение. А «сползаю- щая» несет отрицательную энергию. Из последнего эффек- та тоже можно извлечь выгоду.
Резко изменив направление надписи, можно оказывать сильнейшее воздействие или создавать оригинальное форматирование, и это лучшее подтверждение необходимости применения данного приема.
К какой категории принадлежит эта гарнитура?

163
Д Е С Я Т Ь : Ш Р И Ф Т О В О Й К О Н Т Р А С Т
Однако направление надписи можно интерпретировать и по-другому.
Каждый элемент текста имеет свое направление, даже если он располо- жен на странице прямо. Линия шрифта направлена горизонтально, а вы- сокая узкая колонка текста – вертикально. Очень увлекательно и инте- ресно противопоставлять именно эти, менее очевидные, «движения»
шрифта. Как, например, занятен контраст направлений на двухстранич- ном развороте, через который перекинут заголовок, набранный жирным шрифтом и нависающий над основным текстом, заверстанным в узкие высокие колонки.
Если макет позволяет эксперимен- тировать с направлением,
делайте это. Для горизонтального текста выберите широкую гарнитуру, а для вертикального –
высокую. Подчеркните вертикаль,
увеличив интерлиньяж (если,
конечно, это уместно) и уменьшите ширину колонок – сделайте их чуть уже, чем планировали изначально.
Experience teaches you to recognize a mistake –
when you’ve made it again

164
Часть 1. Правила дизайна
Создавая контраст направлений, можно задействовать и другие элемен- ты макета, например рисунки или линии, способные дополнительно под- черкнуть это вид контраста.
Сочетания длинных горизонтальных строчек и высоких узких колонок могут быть бесконечно разнообразными и очень изящными.
Главный элемент в данном выравнивании – жесткая линия,
которая подчеркивает контраст направлений.
Здесь направление текста создает противовес большой картинке, хотя гарнитура сама по себе слишком легковесна, чтобы поддерживать такое равновесие.

165
Д Е С Я Т Ь : Ш Р И Ф Т О В О Й К О Н Т Р А С Т
На этой странице приведен пример удачного сильного контраста напра- влений. А какие еще виды контраста здесь применены, чтобы улучшить внешний вид? В оформлении задействуется три разных шрифта – почему здесь они хорошо сочетаются?
Также обратите внимание на текстуру, которая образовалась из струк- тур различных гарнитур благодаря удачно подобранному интерлиньяжу,
расстояню между словами, насыщенности шрифтов, их размеру и фор- ме. Если бы буквы были выпуклыми, и по ним можно было бы пробежать пальцами, то каждый контраст в отдельности дал бы вам ощущение об- щей контрастности всей текстуры. Вы же можете почувствовать тексту- ру зрительно. Это тонкий и очень важный момент в организации шриф- та. Добавление других видов контраста как бы проявляет различные тек- стуры автоматически, но лучше, конечно, если вы сознательно контро- лируете этот процесс.
Подумайте и скажите,
почему эти три шрифта так удачно сочетаются.
Если для заголовка,
набранного прописными буквами, задан шрифт нового стиля, какой шрифт следует выбрать для основного текста?
А если шрифт нового стиля выбран для короткой цитаты, какой шрифт лучше задать для заголовка?

166
Часть 1. Правила дизайна
Öâåò
Определить, что такое цвет текста, примерно так же просто, как осознать,
что такое его направление. О применении цвета я бы только добавила,
что теплые цвета (красный, оранжевый) выделяются на странице и притягивают к себе внимание. Нашему взгляду очень приятны теплые цвета, поэтому для создания контраста их требуется совсем немного.
А прохладные цвета (синий, зеленый) ускользают от нас – ими можно без- боязненно заполнять большие пространства. Фактически для создания за- метного контраста холодные цвета необходимы в большем количестве.
(Это черно-белая книга, так что цвет на этой странице придется во- образить. Впрочем, «настоящий» в данном разделе и не обсуждается.)
Закрасьте слово «Scarlett» красным цветом. Оно набрано более мелким кеглем, но доминирует именно благодаря теплому цвету.
Теперь обведите красным слово
«Florence». Более крупное красное слово подавляет более мелкое шрифтом. Такого сочетания лучше избегать.
Теперь закрасьте слово «Scarlett»
голубым цветом. Обратите внимание, что слово почти раство- рилось.
Обведите голубым слово «Florence».
Для создания контраста с помощью прохладных цветов их должно быть много.
К какой категории принадлежит эта гарнитура?

167
Д Е С Я Т Ь : Ш Р И Ф Т О В О Й К О Н Т Р А С Т
Типографы, однако, трактуют черно-белую страницу как имеющую цвет.
Создать контраст с помощью настоящих «цветных» цветов легко, а спо- собность увидеть и создать цветовой контраст, имея в распоряжении только черный и белый, требует большего мастерства.
В этом тексте нетрудно заметить разные оттенки черного и белого.
«Цвет» здесь создан с помощью изменения насыщенности буквенной формы, структуры,
пробелов внутри самой буквы, просветов между буквами, расстояний между строк, кегля шрифта и высоты строчной буквы. Цвета можно создавать даже в рамках одного шрифта.

168
Часть 1. Правила дизайна
В легком, воздушном шрифте с обилием межбуквенных и междустроч- ных пробелов появляются очень светлые тона (и текстура). Жирный руб- леный, плотно сжатый шрифт создает темный цвет (конечно, с другой текстурой). Это очень выгодный контраст, который следует создавать на страницах, плотно заполненных текстом без рисунков.
Серая страница, заполненная текстом, выглядит уныло и не располагает к чтению. Кроме того, в ней нелегко ориентироваться. Так, непонятно,
имеют ли отношение друг к другу два текста на примере внизу.
Так выглядит типичная страница из информационного бюллетеня или другой публикации. Безрадостная серость не привлекает.

169
Д Е С Я Т Ь : Ш Р И Ф Т О В О Й К О Н Т Р А С Т
Если добавить «цвет» в заголовки и подзаголовки, увеличив насыщен- ность букв, или создать для цитаты, отрывка или короткого текста со- вершенно другой «цвет», то читатель с большей вероятностью задержится на странице и, может быть, даже прочтет ее. Именно эту цель мы пресле- дуем, не так ли?
Изменение цвета не только делает страницу привлекательнее, но и по- могает структурировать информацию. На этой странице, несомненно, два разных текста.
Макет не изменился, но добавлен «цвет». Вернитесь к примеру на стр. 168 и внимательно посмотрите на него. Контрастирующие гарнитуры способствуют цветовому разнообразию страницы.

170
Часть 1. Правила дизайна
Обратите внимание, как на приведенных ниже примерах минимальные поправки позволяют изменить «цвет» шрифта, при этом ни гарнитура,
ни кегль не изменяются.
Warnock Light, 9 пунктов,
интерлиньяж 10,6.
Warnock Light, 9 пунктов,
интерлиньяж 13, очень большое расстояние между символами.
Обратите внимание, что текст в целом выглядит намного более светлым, чем в верхнем примере,
из-за увеличенного интерлиньяжа и межсимвольного расстояния.
Warnock Light Italic, 9 пунктов,
интерлиньяж 13, сильная разрядка.
В точности то же самое, что и наверху, но текст набран курсивом.
Цвет и текстура другие.
Warnock Regular, 9 пунктов,
интерлиньяж 10,6. В точности повторяет первый пример за исключением того, что это нормальное начертание, а не светлое.
Warnock Bold, 9 пунктов, интерлиньяж
10,6. То же самое, что и в первом примере, но жирное начертание.

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта