Дизайн для НЕдизайнеров. Робин Вильямс. The NonDesigners The NonDesigners
Скачать 6.88 Mb.
|
The Non-Designer’s The Non-Designer’s The Non-Designer’s The Non-Designer’s The Non-Designer’s Design Books Design Books Design Books Design Books Design Books 2nd edition Robin Williams Дизайн Дизайн Дизайн Дизайн Дизайн для для для для для НЕ НЕ НЕ НЕ НЕ дизайнеров дизайнеров дизайнеров дизайнеров дизайнеров Робин Вильямс Санкт-Петербург – Москва 2008 Серия «Библиотека дизайнера» Робин Вильямс Дизайн для НЕдизайнеров Перевод В. Овчинникова Главный редактор А. Галунов Выпускающий редактор Л. Пискунова Редактор Е. Бекназарова Корректор Е. Тульсанова Верстка Н. Пискунова Вильямс Р. Дизайн для НЕдизайнеров. – Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, 2008 – 192 с., ил. ISBN13: 978-5-93286-116-5 ISBN10: 5-93286-116-9 Вы держите в руках замечательное пособие для тех, кто не является профессио- нальным дизайнером, но вынужден время от времени заниматься созданием раз- личных образцов «дизайнерского искусства». Речь идет о визитных карточках, фирменных бланках и конвертах, флаерах, буклетах, информационных бюллете- нях, открытках, рекламных модулях и многом другом. Здесь вы найдете множе- ство примеров хорошего и плохого дизайна, а также четыре основных правила, со- блюдая которые, вы преуспеете в создании привлекательных документов. Автор приводит базовую классификацию шрифтов, популярно объясняя их главные от- личия и принципы совместного использования. Материал книги снабжен тесто- выми заданиями, выполняя которые вы сможете закрепить полученные знания. Как правильно расположить текст? Как выбрать шрифт, чтобы ваше объявле- ние заметили? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответ в этой книге. ISBN13: 978-5-93286-116-5 ISBN10: 5-93286-116-9 ISBN 0-321-19385-7 (англ) © Издательство Символ-Плюс, 2008 Authorized translation from the English language edition, entitled NON-DESIGNER’S DESIGH BOOK, THE, 2nd Edition, ISBN 0321193857, by WILLIAMS, ROBIN, pub- lished by Pearson Education, Inc, publishing as Peachpit Press, Copyright © 2004 by Robin Williams. All rights reserved. No part of this book may be reproduced or transmitted in any form or by any means, electronic, mechanical, including photocopying, recording or by any information storage retrieval system, without permition permission from Pearson Edu- cation, Inc. Russian language edition published by SYMBOL-PLUS PUBLISHING LTD, Copyright © 2008. Все права на данное издание защищены Законодательством РФ, включая право на полное или частич- ное воспроизведение в любой форме. Все товарные знаки или зарегистрированные товарные знаки, упоминаемые в настоящем издании, являются собственностью соответствующих фирм. Издательство «Символ-Плюс». 199034, Санкт-Петербург, 16 линия, 7, тел. (812) 3245353, www.symbol.ru. Лицензия ЛП N 000054 от 25.12.98. Подписано в печать 27.04.2008. Формат 70х100 1 / 16 . Печать офсетная. Объем 12 печ. л. Тираж 3000 экз. Заказ N Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП «Типография «Наука» 199034, Санкт-Петербург, 9 линия, 12. Посвящается Кармен Шелдон (Sheldon, Carmen), моей коллеге и подруге. – С любовью, Р. По договору между издательством «Символ-Плюс» и Интернет-магазином «Books.Ru – Книги Рос- сии» единственный легальный способ получения данного файла с книгой ISBN 978-5-93286-116-5, название «Дизайн для НЕдизайнеров» – покупка в Интернет-магазине «Books.Ru – Книги России». Если Вы получили данный файл каким-либо другим образом, Вы нарушили международное законо- дательство и законодательство Российской Федерации об охране авторского права. Вам необходимо удалить данный файл, а также сообщить издательству «Символ-Плюс» (piracy@symbol.ru), где имен- но Вы получили данный файл. 6 Ì û íàáëþäàåì áåñïðåöåäåíòíûé ðîñò êîëè÷åñòâà ïå÷àòíûõ ìàòåðèàëîâ, è àâòîð êàæäîé êíèãè, ñòàòüè, áóêëåòà èëè ðåêëàìíîãî îáúÿâëåíèÿ ðàññ÷èòûâàåò íà ñâîþ äîëþ ÷èòàòåëüñêîãî èíòåðåñà. Âñå, ÷òî èìååò çíà÷åíèå, äîëæíî áûòü ïðåäñòàâëåíî ñ î÷åâèäíîé ÿñíîñòüþ – ýòîãî õîòÿò èçäàòåëè è, ÷òî åùå âàæíåå, ÷èòàòåëè. Îíè íå ñòàíóò òðàòèòü âðåìÿ íà ÷òåíèå, åñëè ìàòåðèàë ïëîõî íàïå÷àòàí èëè ñêâåðíî ñâåðñòàí, – îò ïå÷àòíûõ ðàáîò òðåáóåòñÿ ÿñíîñòü è ãàðìîíè÷íîñòü, òàê êàê ýòî îáëåã÷àåò èõ ïîíèìàíèå. Âîò ïî÷åìó âàæíàÿ ÷àñòü ñîîáùåíèÿ äîëæíà âûäåëÿòüñÿ, à âñå âòîðîñòåïåííîå – ñëóæèòü åé ôîíîì… Íåîáõîäèìî àäàïòèðîâàòü ñîâðåìåííûå òåõíîëîãèè èçãîòîâëåíèÿ øðèôòîâ ê óñêîðåíèþ ðèòìà æèçíè. Ìû íå ìîæåì òðàòèòü íà îôîðìëåíèå ïèñüìà èëè äðóãóþ ìåëêóþ ðàáîòó ñòîëüêî æå âðåìåíè, ñêîëüêî òðàòèëè ñîðîê ëåò íàçàä. – ßí ×èõîëüä (Tschichold, Jan), 1935 7 Оглавление Оглавление Оглавление Оглавление Оглавление ÏÐÀÂÈËÀ ÄÈÇÀÉÍÀ 1 2 Для вас ли эта книга .................................................................................. 11 Мини-словарь ............................................................................................. 12 Прозрение под деревом Иисуса 13 Четыре основных принципа ................................................................... 15 Контраст Повтор Выравнивание Приближенность Приближение 17 В заключение о приближенности ......................................................... 32 Главная цель Как применять принцип приближенности Чего следует избегать Выравнивание 33 В заключение о выравнивании .............................................................. 50 Главная цель Как применять выравнивание Чего избегать Повтор 51 В заключение о повторе ........................................................................... 64 Главная цель Как применять повтор Чего избегать 3 4 8 Оглавление Контраст 65 В заключение о контрасте ....................................................................... 80 Главная цель Как реализовать контраст Чего следует избегать Обзор 81 Приближенность ........................................................................................ 82 Выравнивание .............................................................................................. 83 Повтор ........................................................................................................... 84 Контраст ........................................................................................................ 85 Короткий тест №1. Принципы дизайна Короткий тест №2. Редизайн рекламы Заключение ................................................................................................... 88 Секреты и хитрости 89 Разработка фирменного стиля .............................................................. 90 Визитные карточки .................................................................................... 91 Фирменный бланк и конверты .............................................................. 95 Флаеры ........................................................................................................... 99 Информационные бюллетени .............................................................. 103 Буклеты ........................................................................................................ 107 Открытки .................................................................................................... 111 Газетная реклама ...................................................................................... 115 Веб-сайты .................................................................................................... 119 5 6 7 9 О Г Л А В Л Е Н И Е Øðèôòîâîé äèçàéí Шрифт 125 Гармония ..................................................................................................... 126 Конфликт .................................................................................................... 128 Контраст ...................................................................................................... 130 В заключение ............................................................................................. 132 Категории шрифтов 133 Старый стиль ............................................................................................. 134 Современный шрифт .............................................................................. 135 Брусковый шрифт .................................................................................... 136 Рубленый шрифт ...................................................................................... 137 Рукописный шрифт ................................................................................. 139 Декоративный шрифт ............................................................................. 140 Будьте осторожны ................................................................................... 141 Короткий тест №3. Типы шрифтов Короткий тест №4. Переход от основной линии штриха к соединительной Короткий тест №5 Заключение ................................................................................................. 144 Шрифтовой контраст 145 Размер .......................................................................................................... 146 Насыщенность .......................................................................................... 150 Структура .................................................................................................... 154 Форма ........................................................................................................... 158 Направление .............................................................................................. 162 Цвет .............................................................................................................. 166 Комбинирование типов контраста ..................................................... 172 Резюме ......................................................................................................... 173 Короткий тест №6. Контраст или конфликт Короткий тест №7. Советы и запреты Сочетание контрастов 8 9 10 10 Ну как, Ну как, Ну как, Ну как, Ну как, подойдет? – Эдвард Готтшаль (Edward Gottschall) Это омерзительно. Это омерзительно. Это омерзительно. Это омерзительно. Это омерзительно. – Герб Любалин (Herb Lubalin) Все ли вы поняли 177 Процесс ....................................................................................................... 178 Упражнение ................................................................................................ 179 Отлично – переоформите-ка это! ....................................................... 180 Ответы к тестам 181 Ресурсы 185 Журналы Сайты Дизайн Типографика Концептуальные книги Шрифты в этой книге 187 Алфавитный указатель 191 Ïðèëîæåíèÿ 11 Оглавление 12 13 14 11 Я адресую эту книгу тем, кто по роду своей деятельности занимается оформлением текста, но не имеет соответствующего опыта и специаль- ного образования. Я говорю не о создателях красивых упаковок или бук- летов, а о секретарях, которых просят «сваять» информационный бюл- летень; небольших фирмах, изготавливающих рекламные материалы сво- ими силами; студентах, осознавших, что хорошее оформление работы нередко позволяет получить более высокую оценку; специалистах, по- нявших, что красивая презентация вызывает большее уважение; учите- лях, знающих, что правильно поданный материал лучше усваивается; спе- циалистах по статистике, для которых не секрет, что числа и графики можно оформить так, чтобы они располагали к чтению, а не усыпляли, и т. д. и т. п. Предполагается, что у вас нет времени или желания изучать дизайн и типографику, но вы хотите научиться создавать более привлекатель- ные документы. Весь секрет в старом как мир тезисе: знание – сила! Боль- шинство из нас способны увидеть, что страница оформлена плохо, но не знают, как это исправить. Я сформулирую четыре главных правила, ко- торым соответствует практически каждый красиво оформленный доку- мент. Эти правила точны и понятны. Зная их, нетрудно понять, применя- лись ли они при создании документа. Если задача поставлена, то най- дется и решение Эта книга не заменит вам четырехгодичный курс обучения дизайну в спе- циализированном учебном заведении. И я не утверждаю, что после ее прочтения вы автоматически станете блестящим дизайнером. Но вы ни- когда уже не посмотрите на страницу прежним взглядом. И я гаранти- рую, что выполнение этих главных правил сделает ваши работы более профессиональными, аккуратными, цельными и интересными, а грани- цы ваших возможностей расширятся. С улыбкой, 12 Часть 1. Правила дизайна Мини-словарь Базовая линия Базовая линия Базовая линия Базовая линия Базовая линия, или линия шрифта линия шрифта линия шрифта линия шрифта линия шрифта (baseline) – это невидимая линия, на которой лежат литеры (см. с. 144). Основной текст Основной текст Основной текст Основной текст Основной текст (body copy, body text), иногда называемый обычным обычным обычным обычным обычным текстом текстом текстом текстом текстом, или просто текстом текстом текстом текстом текстом, – обозначает основной блок текста на стра- нице, в отличие от заголовков, подзаголовков, рубрик и т. д. Основной текст обычно набирается шрифтом высотой от 9 до 12 пунктов. Маркер абзаца Маркер абзаца Маркер абзаца Маркер абзаца Маркер абзаца (bullet), называемый также «буллитом буллитом буллитом буллитом буллитом», – представляет собою символ, употребляемый для обозначения элемента маркирован- ного списка (аналогично числам в нумерованных списках) или для раз- деления слов. Стандартный маркер абзаца выглядит так: •. Декоративные символы Декоративные символы Декоративные символы Декоративные символы Декоративные символы (dingbats), например ■, ❖, ✓, ✍, ❤, – предна- значаются для украшения публикации. Из таких символов состоят, в част- ности, шрифты ZapfDingbats и Wingdings. Элементы Элементы Элементы Элементы Элементы – отдельные объекты, размещенные на странице. Элементом может быть строка текста, иллюстрация или группа объектов, располо- женных настолько тесно, что они воспринимаются как одно целое. Про- бегитесь взглядом по странице и сосчитайте, сколько раз вы останови- тесь, чтобы рассмотреть отдельные объекты, – это и будет количество элементов. Сплошной текст Сплошной текст Сплошной текст Сплошной текст Сплошной текст (extended text) – это основной текст (см. выше), но в больших количествах, например в книге или длинном отчете. Взгляд Взгляд Взгляд Взгляд Взгляд (направление взгляда) – говоря о взгляде, я имею в виду глаза читающего как самостоятельный орган. Вы можете определить путь гла- за по странице (направление взгляда), поэтому должны лучше понимать, как именно глаза осматривают страницу. Если сказано, что текст выровнен по ширине выровнен по ширине выровнен по ширине выровнен по ширине выровнен по ширине (justif ied), это означает его одновременное выравнивание по левому и правому краям. Линейка Линейка Линейка Линейка Линейка (rule) – прямая линия, например та, что подчеркивает заголо- вок «Мини-словарь». Белое пространство Белое пространство Белое пространство Белое пространство Белое пространство (white space) – часть страницы, не занятая текстом или графикой. Его можно назвать и «пустым» пространством. Новички побаиваются таких пустот, а профессионалы применяют щедро. Замкнутое белое пространство Замкнутое белое пространство Замкнутое белое пространство Замкнутое белое пространство Замкнутое белое пространство (trapped white space) – это белое (пус- тое) пространство, со всех сторон окруженное элементами страницы (тек- стом или фотографиями). 13 1 1 Юкка коротколистная (Joshua tree). Лис- тья представляют собой острые колючки длиной 10–15 см. Название Joshua tree (дерево Иисуса), вероятно, пошло от мормонов, переселявшихся из Юты в Калифорнию, которым казалось, что сам Иисус указывает им дорогу в благословенный край. – Примеч. перев. В этой короткой главе четыре базовых принципа дизайна рассмотрены с общих позиций, а в следующих главах мы разберем каждый из них под- робно. Но сначала я расскажу небольшую историю, благодаря которой поняла, как важно уметь придумывать имена тому, что видишь вокруг. Ведь ключ к подчинению этих принципов состоит именно в том, чтобы их сформулировать. Много лет назад мне подарили на Рождество книгу с описаниями пород деревьев. В тот вечер, открыв все подарки, я решила прогуляться и по- смотреть, какие деревья растут в окрестностях родительского дома. Прежде чем выйти, немного полистала кни- гу. Первым в ней было дерево Иисуса 1 , потому что узнать его проще простого. Надо сказать, что дерево Иисуса имеет весьма причудливый вид, и, посмотрев на картинку, я подума- ла: «В Северной Калифорнии та- кие деревья не растут. Оно очень странное. Я бы узнала его сразу, хоть никогда раньше и не видела». Итак, я вышла на улицу. И во дво- рах четырех соседних домов росли деревья Иисуса. Я прожила здесь 30 лет, но ни разу не обратила на них 14 Часть 1. Правила дизайна внимания. И не только в нашем тупике, но и по всему кварталу у процен- тов восьмидесяти домов были посажены деревья Иисуса, – не иначе как в питомнике была распродажа, когда местные жители украшали свои дворы зелеными насаждениями. А я их до этого вообще не замечала! Но когда я узнала о существовании этого дерева, то стала замечать его всю- ду. Это и есть моя главная мысль: мы осознаем, что нечто существует, если знаем, как оно называется. У нас появляется власть над этим нечто. Оно наше и подчиняется нам. Сейчас вы узнаете, как формулируются некоторые принципы дизайна, и полyчите власть над страницами своих публикаций. |