Тропическая и южная африка в колониальный период
Скачать 186.5 Kb.
|
Из отчета генерал-губернатора Анголы Ж.-Ф. Феррейры ду Амарала министру заморских территорий Португалии Бакдейре об инспекционной поездке на юг Анголы. 1884 г. (...) Контракты с туземными работниками заключаются в "Нову Редонду" без каких-либо сложностей или препятствий; как я уже имел случай указать Вашему Превосходительству, негры, захваченные в дальних саваннах в качестве добычи, что спасает их от смерти, за немногие дни пребывания в Нову Редонду видят изобилие и правильную жизнь по законам цивилизованного общества, а также получают некоторые трудовые и культурные навыки, отчего они добровольно решаются эмигрировать на плантации Сан-Томе или в округ Моссамедиш, где они продолжают честную и достойную жизнь, начатую здесь. Конечно, потом, когда они сталкиваются со своими контрактными обязательствами, предусматривающими методичный и регулярный труд, в них иногда возникает тоска по прошлой жизни, наполненной цельным праздношатанием по саванне, но, как только первые признаки сопротивления бывают подавлены властями путем убеждения, из них формируются люди, преданные труду и любящие землю и своего хозяина, который их кормит и одевает. И если хозяин справедлив и его работника не преследуют бдительные власти, в конечном счете он перевоспитывает (африканца) и улучшает его натуру. Несомненно, что закон, регулирующий трудовые отношения в Африке, нуждается в исправлениях, которые бы дали больше прав хозяевам, ибо сегодня он не имеет никаких гарантий; но если власти обладают здравым смыслом, недостатки законодательства в практической жизни легко могут быть исправлены, так что если и не удастся внести поправки по соображениям политическим, связанным с несправедливыми обвинениями нас в работорговле, более строгие правила могут быть обеспечены. № 236 О положении рабочих-африканцев на шахтах Южной Африки. Письмо английского шахтера, адресованное парламенту Великобритании и опубликованное в еженедельнике "Джастис" в Лондоне. 1910 г. Я работал на шахте Экштейнов (Робинсон майн) с 4 мая по 22 июля 1908 г. и ушел оттуда, пораженный теми жестокостями, которым я ежедневно был свидетелем. Я видел, как сменный мастер кидал в туземцев породой так, что ломал им пальцы. Я видел кафров, брошенных под землей в состоянии бесчувствия. Я видел, как их хлестали кожаными ремнями до тех пор, пока кровь не выступала на их спинах. "Бойс" работают на шахте Робинсон по 10 часов в день с 7 утра до 5 вечера, часто в опасных местах, и интересно отметить, что пока я работал, не видел ни одного правительственного инспектора. На шахтах Экштейнов повсеместной практикой является то, что когда кафр жалуется на мастера, тот приводит своих приятелей в качестве свидетелей, которые подтверждают, что "обвиняемый" был в совершенно ином месте, когда было совершено нападение на "боя". К 21 июля я был настолько "сыт" этими жестокостями, что решил оставить шахту. Примерно 13-14 "бойс", работавших под моим началом, попросили помочь им добиться удовлетворения их жалоб, и поскольку я ежедневно, в течение двух месяцев был свидетелем нападений на них, я отвел их в контору "Защитника туземцев" в Йоханнесбурге. Они разделись, показали свои раны чиновнику, который все подробно записал и послал результаты в полицейский участок в Фордсбурге. Чиновник обещал мне полное расследование, однако как только полиция занялась этим делом, все так и осталось. Дело в том, что полиция боится проводить расследование из страха выявить истинных правителей Трансвааля - господ Экштейнов и компании, хозяев Ранда. Эта же фирма контролирует и прессу Южной Африки через Лайонеля Филлипса из "Вернер, Бейт энд К°". Вы должны представить себе, что как бы тяжело не был ранен "бой", он должен оставаться в забое до 5 часов вечера, прежде чем он сможет пойти в полицейский участок. Другой пример, который я видел не раз: надсмотрщик наносит оскорбление кафру, и тот угрожает пожаловаться, как только поднимется на поверхность. Тогда белый выходит наверх, сообщает о том, что кафр напал на него, и когда тот в 5 часов вечера поднимается, полиция забирает его и отводит к судье, так как белый шахтер первым подал жалобу. "Бой" за свою работу получает от 1 до 3 шил. в день, хотя некоторые молотобойцы - до 7 ф. в месяц. Учтя смертность кафров за последние 10-16 лет и грубо вычислив среднюю зарплату, скажем за 15-20 дней, вы увидите, что капиталисты кладут в свои карманы десятки тысяч фунтов. Капиталист не только практикует систему рабства, которая заслоняет собой ужасы "Хижины дяди Тома", но когда его несчастные цветные рабочие не выдерживают жестокостей и умирают, он говорит, что стоимость похорон кафра ложится на баланс заработной платы. Но я сам видел мертвые тела кафров-шахтеров, которых везли через Фордсбург в телеге наполовину укрытых куском дерюги и сбрасывали в могилы без разбору. Если вы можете каким-либо образом провести законы, которые облегчили бы страдания и нищету десятков тысяч несчастных созданий, работающих под землей на Ранде, сознание того, что вы приняли меры, чтобы улучшить положение, само по себе будет наградой! Мы должны добиться этих уступок у либералов, раздувающихся сейчас от гордости за ту роль, которую они сыграли в предоставлении конституции группе продажных людей в Претории, конституции, которая лишает сотни тысяч цветных людей в Южной Африке их права иметь представителей в парламенте. Кафр не просит подачки, но требует справедливости по отношению к себе, а британское правительство поддерживает этих тиранов и разбойников Трансвааля. |