Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. Роль учителя в проектной деятельности учащихся

  • Энтузиаст

  • Консультант

  • «Человек, который задает вопросы»

  • Координатор

  • 2.2. Пути совмещения классно-урочной системы и метода проекта

  • Проектно-групповая модель.

  • Модель индивидуальной деятельности.

  • 2.3. Место предмета информатики и информационных технологий в учебном процессе

  • Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем

  • Считаю целесообразно следовать по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок.

  • Данная деятельность направлена на достижение следующих целей при обучении старшеклассников

  • Таким образом, общая идея организации проектной деятельности на уроках информатики следующая

  • 2.4. Примеры мини-проектов

  • Тип проекта

  • Предметно-содержательная область

  • Проект «Кроссворд - проверь свои знания»

  • Длительность

  • Пример выполнения задания (Приложение 4). Проект «Выбери ПК» (

  • Учебно-педагогическая задача

  • Описанные выше проекты дают представление о возможности включения элементов проектной деятельности в преподавание информатики и позволяют сделать следующие выводы

  • Творческая квалификационная работа Метод проектов на уроках информатики и икт содержание


    Скачать 461.5 Kb.
    НазваниеТворческая квалификационная работа Метод проектов на уроках информатики и икт содержание
    Дата06.02.2023
    Размер461.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаmetod_proektov.doc
    ТипУрок
    #921966
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Применение метода проектов на уроках информатики


    2.1. Роль учителя в проектной деятельности учащихся

    Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

    Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

    Роль учителя состоит в создании условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.

    Именно поэтому учитель-предметник, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала. Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.

    В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

    Как учитель может создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности? К ответу на этот вопрос, может подвести перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом.

    1. Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

    2. Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

    3. Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

    4. Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

    5. «Человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту), который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

    6. Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

    7. Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

    В плане создания условий для развития учащихся в ходе проектной деятельности наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, какие разрешимы при сотрудничестве учащихся и учителя? Готового ответа на эти вопросы нет. Понятно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности проблемы, которую призван разрешить проект, от характера взаимоотношений в группе и др.

    2.2. Пути совмещения классно-урочной системы и метода проекта

    Вопрос о том, совместима ли проектная деятельность с классно-урочной системой, по-прежнему остается дискуссионным.

    Современные ученые-педагоги различают проектную форму организации образовательного процесса, альтернативную классно-урочной системе, и метод проектов, который может быть использован на уроках наряду с другими методами обучения.

    При этом рекомендуется использовать следующие модели (способы) организации учебного взаимодействия учащихся с информационными технологиями:

    Классно-урочная модель. Эта модель характеризуется тем, что компьютерами оборудованы все рабочие места учащихся, а также рабочее место учителя. Предполагается также, что все компьютеры объединены локальной сетью и дополнены сервером. Взаимодействие с компьютером организовано во время уроков таким образом, что все учащиеся выполняют однотипные или просто одинаковые действия. Задача учителя упрощается. Он ставит проблемы, показывает как их решать и контролирует процесс. Контроль за одинаковыми заданиями весьма прост, также как и сравнительная оценка результатов. В наилучшей степени эта организационная модель реализует модель изучения, являющуюся вспомогательной для всех остальных. Кроме этого, модель просмотра также может вписаться в компьютерный класс в случае, когда перед учащимися не ставится никаких конкретных целей, а происходит как бы освоение процедуры просмотра. Все остальные модели требуют индивидуализированных действий учащихся и, тем самым, в классно-урочную систему не вписываются.

    Проектно-групповая модель. В основу этой модели положен хорошо известный в педагогике метод проектов. Одним из основных противоречий современной школы является несовпадение педагогических целей, стоящих перед учителями, и целей, к которым стремятся учащиеся. Низкая значимость педагогических целей для учащихся не способствует повышению их мотивации и приводит к общему уменьшению интереса к учебе и, как следствие - к снижению успеваемости.

    Одним из эффективных методов повышения мотивации является создание значимых для учащихся целей, достижение которых осуществляется через овладение определенными знаниями. В этом случае достижение собственно педагогических целей становится средством достижения целей, искусственно поставленных перед учащимися. Представляется достаточно вероятным, что это известное в педагогике положение может обрести новую жизнь в связи с появлением возможности использования в школе информационных технологий на основе вычислительной техники.

    Овладевая методом проектов, учитель сосредотачивает свое внимание на педагогических вопросах, на планировании изменений учебно-воспитательного процесса. Использование информационных технологий здесь приобретает вспомогательную роль обеспечения планируемых изменений. Поскольку проектная деятельность подразумевает наличие различных ролей у участников, использование компьютера становится эпизодическим, осуществляемым по мере необходимости в соответствии с распределением ролей между учащимися. При наличии в классной комнате нескольких, шести-восьми, проектных групп вполне может оказаться, что достаточно одного-двух компьютеров для обеспечения всей работы. При этом каждая группа может использовать компьютер иначе, чем другие группы. Работа учителя в таком классе становится сложнее.

    Однако из-за высокой мотивации учащихся, можно, по крайней мере, быть уверенным, что все они заняты делом. Соответственно усложняется оценка учебных достижений каждого ученика. Чтобы избежать этой сложности, планирование оценочных процедур должно осуществляться при проработке проекта. Очевидно, что в зависимости от содержательного наполнения проекта может быть реализована любая из методологических моделей использования информационных технологий, кроме модели изучения.

    Проектно-групповая модель может быть реализована при использовании одиночных компьютеров, возможно даже при одном компьютере в школе. Некоторые из проектов могут вообще не требовать наличия компьютера в классной комнате. При этом оказывается информатизированным именно учебный процесс, а не вспомогательная операция изучения самого компьютера. Практическая реализация проектно-групповой модели требует наличия новых знаний у преподавателей и следования ими специальной процедуре.

    Модель индивидуальной деятельности. Эта модель наилучшим образом реализуется при использовании домашнего компьютера, однако в качестве его аналога могут использоваться единичные компьютеры, размещенные, например, в школьной библиотеке. Эта организационная модель позволяет реализовать любую из методологических моделей использования информационных технологий, включая модель изучения. Для ее реализации может использоваться как урочное, так и внеурочное время. При наличии у учащихся домашних компьютеров акцент может быть перенесен на работу на дому.

    В условиях модернизации образования проектирование рассматривается как основной вид познавательной деятельности обучающихся. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания — это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, адаптироваться в социуме, самореализоваться как личность.

    Способы деятельности, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения, формируют осмысленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетентности учащихся: трудовая, коммуникативная, социальная, информационная.

    Таким образом, можно сделать вывод, что проведение учебных проектов можно и нужно проводить в рамках классно-урочной системы, особенно в старших классах. Такие проекты показывают свою эффективность во многих школах и в нашей в том числе.

    2.3. Место предмета информатики и информационных технологий в учебном процессе

    Место предмета информатики и информационных технологий в учебном процессе – особое. С одной стороны, до сих пор в современной школе существует мнение, что информатика не столь важный и приоритетный предмет по сравнению, например, с математикой или русским языком. С другой стороны, в реальной профессиональной деятельности современный человек очень часто должен обладать высоким уровнем определенных информационных умений и навыков. Из выше сказанного вытекает главная задача обучения информатике в школе – сформировать у школьника общие умения и навыки использования информационных технологий.

    Для формирования общих умений и навыков овладения информационно-коммуникационных технологий учениками современный учитель должен использовать не только традиционный, объяснительно-иллюстративный метод, но и технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. Используя метод проектов, проблемное обучение, дифференцированный подход. Притом, что информационные технологии в широком смысле, не являются педагогическими технологиями, в учебном процессе современной школы они должны использоваться в первую очередь, как технологии, позволяющие школьнику систематизировать, интегрировать и применять полученные в школе знания.

    Формирование информационных умений и навыков в учебном процессе происходит эффективнее, если учитель информатики использует современные педагогические технологии.

    Информатика – предмет, где традиционная составляющая (книга) и электронная составляющая (компьютер) позволяют учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся, это означает, что от объяснительно-иллюстративных технологий необходимо перейти на личностно-ориентированные технологии.

    Здесь важно отметить, что информатика и информационные технологии интегрируются с любым учебным предметом, показывают связь, изученных свойств и явлений с реальной жизнью. Таким образом, умения и навыки при использовании программного обеспечения, полученные на уроках информатики, ученик может и должен использовать в своей учебной деятельности.

    Информационные технологии должны помогать ученику, особенно старших классов, при изучении всех предметов в школе при систематизации знаний; при оформлении творческих, индивидуальных работ, проектов и для получения новых знаний.

    При таком подходе желательно, чтобы каждый современный учитель обладал необходимым уровнем использования информационно-коммуникационных технологий, был профессионально компетентен.

    Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем:

    • недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;

    • низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);

    • динамичность развития содержания курса информатики.

    Решение многих задач на уроках информатики трудно назвать проблемными. Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, часто решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Получается, что задача одна (допустим, выполнение рисунка при изучении компьютерной графики), а варианты ее решения зависят от особенностей мышления, видения мира, степени информационной компетентности учащихся, использования совокупности разнообразных методов и средств обучения, интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Именно поэтому на уроках информатики полезно вводить метод проектов.

    Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.

    Считаю целесообразно следовать по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Проекты при этом могут быть небольшие ‑ на один урок (как правило, это уроки обобщающие знания) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.

    На уроках информатики в рамках предмета учащиеся осваивают следующие прикладные программы: текстовой  и графический редакторы, электронные таблицы и базы данных. В рамках базового курса информатики метод проектов чаще всего используется на уроках контроля и обобщения знаний. Необходимо отметить, что на таких уроках ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания, а при работе традиционным способом ученику зачастую остается неясным для чего и почему ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи. При работе над проектом ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.
    Использование метода проектов в старших классах, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов т.к. большинство учащихся уже имеют навыки работы на ПК. Изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности. Формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой. В силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности, им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.
    Все эти причины определяют необходимость формирования новой среды обучения и общения. И, конечно, опять незаменимым помощником для организации подобной среды является метод проектов.

    Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность, на мой взгляд, можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале. И самым сложным становится именно процесс проявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта. Проект может помочь решению личностной проблемы или оказаться способом проникновения в новую заинтересовавшую сферу, к которой до этого было непонятно, с какой стороны подойти. В старших классах  проекты по информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.

    Данная деятельность направлена на достижение следующих целей при обучении старшеклассников:

    • формирование основ научного мировоззрения;

    • формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;

    • подготовкой учащихся к последующей профессиональной деятельности;

    • овладение информационными технологиями, как необходимым условием перехода к системе непрерывного образования.

    На мой взгляд, приемлемой является следующая система. Сначала даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем следует переходить к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по предмету. После этого переходить к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

    Таким образом, общая идея организации проектной деятельности на уроках информатики следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической информатики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.

    2.4. Примеры мини-проектов

    Проект «Социологический опрос» (приложение 1)


    При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социологический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.

    Тип проекта: исследовательский.

    Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.

    Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.

    Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.

    Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.

    Так как данный проект предполагает проведение исследования определённых социальных процессов, то для работы в нём привлекаются такие школьные специалисты, как психолог, социальный педагог и врач. Заранее обозначается проблема, в решении которой ученики могли бы оказать им реальную помощь. Для того, чтобы поставленные проблемы не были  совсем узкими, учащихся рекомендуется компновать по 3 человека в группе.

    При работе в малых группах ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости все вместе обращаются ко мне за помощью. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний, данных учителем, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных ситуациях.

    Темы исследований могут быть различными, это и  отношения – учитель-ученик, асоциальные семьи, твоё свободное время, распорядок дня, наркотики и молодёжь, занятия спортом и так далее.

    Учащиеся проходят все этапы проектирования, отвечая каждый за своё направление и постоянно обучая своих товарищей полученным навыкам. Защита проектов проводится на уроке, обязательно с конкретными выводами и рекомендациями. Для представления результатов возможна демонстрация подготовленной презентации.

    Проект «Кроссворд - проверь свои знания»

    Название проекта выбрано не случайно. В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.

    Тип проекта: практико - ориентированный

    Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.

    Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.

    Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет или любая тема информатики, изучаемая на уроках.

    Длительность: два урока

    Ход проекта:

    • определение темы вопросов для кроссворда;

    • отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;

    • создание макета кроссворда на бумаге;

    • создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур;

    • запись вопросов и ответов к кроссворду;

    • представление результатов работы учителю.

    Перед проведением проекта целесообразно попросить учителей предметников принести кроссворды, которые бы они хотели использовать на своих уроках. Заготовки можно использовать в качестве исходного материала. Таким образом, проект приобретает межпредметный характер и является практико-ориентированным.

    В ходе выполнения проекта роль учителя состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках. (приложения 2, 3) Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.

    Проект «Собери фразу»

    Данный проект рекомендуется для 10-х классов, в рамках изучения темы «Файловая структура». Для его проведения учащиеся делятся на пары. Длительность – два урока.

    Данный проект позволяет приобрести навыки навигации в ОС Windows, изучить порядок работы с ярлыками объектов, текстовой редактор Word, уяснить, в каких форматах можно сохранять файлы.

    Первая часть работы заключается в том, что каждый ученик задумывает свою ключевую фразу и создает в редакторе Word пять файлов, содержащих часть ключевой фразы и указание на то, в каком файле содержится следующая часть. Для первого файла создается ярлык и помещается на рабочий стол. Заранее обговаривается, что должны быть использованы все критерии поиска файлов в среде Windows: по имени, типу, символу и имени, размеру, дате, содержащемуся в файле тексту. Какой-то из пяти файлов можно заархивировать – таким образом, отрабатываются навыки работы с архиваторами.

    Вторая часть работы состоит в том, что после создания пяти файлов учащиеся меняются рабочими местами: каждый переходит на другой компьютер, где щелчком на ярлыке открывает файл с началом фазы и указанием пути ко второму файлу, а затем последовательно ищет остальные файлы и собирает ключевую фазу.

    В этом проекте содержится и элемент игры, и элемент соревнования: кто разработает наиболее интересное задание для поиска, кто быстрее найдет все нужные файлы. Учащиеся оценивают работу своего товарища по следующим критериям: сложность поиска, правильность организации. Здесь же каждый проводит самооценку своих умений работы с файловой структурой. Пример выполнения задания (Приложение 4).

    Проект «Выбери ПК»

    (рекомендуется для учащихся 7-9-х классов)

    Тип проекта: ролевая игра, мини проект.

    Планируемый результат: осознанный выбор учениками модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям.

    Цели: проверить качество знаний учащихся по теме «Устройство ПК», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики, научить культуре поведения в ситуации продавец-покупатель.

    Учебно-педагогическая задача: используя рекламные объявления из газет, прайс-листы компьютерных фирм, определить, исходя из своих интересов, наиболее подходящую  конфигурацию ПК. Обосновать свой выбор.

    Предметно-содержательная область: информатика

    Длительность: один урок.

    Ход проекта:

    Данный проект является итоговым уроком по теме «Устройство ПК». Учащиеся предварительно разделены на две группы. Участники одной являются представителями компьютерных фирм. Они приносят на урок заготовленные рекламные объявления, прайс-листы компьютерных фирм, рекламные буклеты. Другая группа учащихся представляет собой покупателей. Каждый участник этой группы хочет купить  ПК с определённой целью и на «имеющуюся» у него сумму. Со звонком продавцы занимают своё место за рабочими столами, а покупатели стараются сделать оптимальный выбор, исходя из определённых ограничений. Когда выбор сделан, между двумя сторонами подписывается договор о «продаже» компьютера. После заключения таких договоров всеми покупателями переходим к обсуждению разыгранных ситуаций. Первыми представляют свои результаты покупатели. Каждый из них объявляет с какой целью он пришёл покупать компьютер, какой суммой он располагал и какую комплектацию он выбрал. Характеристики выбранного компьютера записаны в договоре и выбор каждой комплектующей должен быть обоснован, от этого зависит оценка учащегося. Затем выступают учащиеся из группы продавцов. Они представляют свои наборы комплектующих для сделанных заказов, обосновывая их выбор.

    Подводя итоги проекта, следует обращать внимание учащихся на их культуру поведения в моделируемых ситуациях купли-продажи, указывая на необходимость вежливого отношения друг к другу.

    Описанные выше проекты дают представление о возможности включения элементов проектной деятельности в преподавание информатики и позволяют сделать следующие выводы:

    • проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;

    • оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;

    • появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии;

    • метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата;

    • освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта