Главная страница

Учебный план для образовательных учреждений Владимирской области отводит 140 часов для изучения


Скачать 0.56 Mb.
НазваниеУчебный план для образовательных учреждений Владимирской области отводит 140 часов для изучения
Дата12.11.2021
Размер0.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаrab_program_.doc
ТипУчебный план
#270040
страница2 из 7
1   2   3   4   5   6   7

8 КЛАСС - 30 (35) часов

Общечеловеческие нормы нравственности. Этические учения христианства, ислама, буддизма, конфуцианства. Освоение правил вежливости, приемов самоконтроля и самовоспитания. Представле­ние об имидже. Основы этики насилия. Добро и зло. Представление о милосердии и справедливости. Жизненный путь и нравственные принципы Д.С.Лихачева. Представление о необходимости и возмож­ности осуществления понимания Другого человека как представителя иной культуры.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Правильное поведение - залог успеха. Этикет как особая техника общения и особый стиль поведения, формирующий требовательное отношение к себе и другим. Обращение к текстам (Н.Носов «Приклю­чения Незнайки и его друзей», А.Волков «Волшебник изумрудного го­рода») в поисках позитивных и негативных примеров. Неречевой эти­кет, как визуальное средство общения. Жест. Мимика Их роль и зна­чение в общении людей. «О чем говорят лица» (А.Дюма «Три мушке­тера»). Составление памятки «Этикет беседы».

  2. Почему мы так себя ведем? Обычаи и традиции. Обычаи и тра­диции как основа этикета. Истоки этикетных норм и история этикета(почему мужчины снимают шляпу при встрече? в чем истоки рукопо­жатия? и т.д.). Устойчивость этикетных норм и их историческая из­менчивость. Диалогичность и сословность этикетных норм. Обраще­ние к текстам («Домострой» Сильверста, «Притчи человечества»,сост. В.В. Лавским).

  3. Правила хорошего тона. Моральные требования, относящиеся к культуре взаимоотношений: вежливость, тактичность, скромность и точность. Оттенки вежливости: корректность, учтивость, любезность,
    деликатность. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку? Предназначение правил хорошего тона.

  4. «Позвони мне, позвони!» - речевой этикет. Этикет приветствия,знакомства, беседы. Правила беседы. Жаргон и просторечие, устой­чивые обороты. Письмо (SMS сообщение) как источник изучения и об­щей культуры эпохи. Разговор по телефону. Культура телефонной беседы как особая культура общения. Этикет телефонного разговора.Требования к телефонному разговору. Ролевая игра «Звонок друга».

  5. Каким я хочу быть. Понятие самовоспитания. Проблема самовос­питания. Обращение к тексту («Приключения Дениски Кораблвва» В,Драгунского). Примеры самовоспитания. Условия самовоспитания.
    Тест: «Мои личные качества». Составление памятки по самовоспитанию.

6. Правила поведения в различных ситуациях. Понятие этикетных ситуаций. Типы этикетных ситуаций: повседневный этикет, окказиционный этикет (этикетная ситуация, носящая единичный характер), праздничный этикет, церемониал.

  1. Гостевой этикет. Этикет подарков. Правила поведения в гостях иискусство приема гостей. Понятие гостеприимства. История приема гостей на Руси (например, во времена Ивана Грозного, Петра !...).
    Правила поведения за столом. Представление гостей друг другу. Эти­кет подарков. Проблема выбора подарков. Правила выбора и препод­несения подарков. Искусство дарить цветы. Смысл и значение цветов,

  2. Великодушный и благородный человек. Благородство как соот­ношение этического, этикетного и эстетического. Основные поведен­ческие критерии: как себя вести правильно в соответствии с принятым в обществе порядком поведения, как себя вести в соответствии с нравственными нормами, как себя вести красиво. Идеал великодуш­ного и благородного человека в различных культурах и на разных эта­пах развития человечества на основании рассказа: О.Генри «Дары волхвов».

  3. А.В.Суворов - пример самовоспитания. Знакомство с биографи­ей А.В. Суворова. Самосотворение себя Суворовым: задатки, способ­ствующие и мешающие достижению цели, работа над собой. Крыла­тые выражения Суворова (Письма к дочери. «Каким быть солдату»).Замечательные и забавные случаи, рассказанные современниками Суворова.




  1. «Конец - делу венец». Воспитание целенаправленной деятель­ности. Целеполагание и его роль в развитии личности. Составлениеплана перспективных дел («Конец каждого дела обдумай перед его началом»). Игра в «Хочу» и «Надо».

  2. Каким должен быть хороший человек? Общее о понятии «мо­ральные качества личности» (терпение, долг, совесть). Любого ли че­ловека можно назвать личностью? Творческая работа: «Хороший че­ловек - кто он?». Размышление: «Каким я хочу стать?» Самоанализ:«Мои хорошие качества». Тренинг «Как усилить свои хорошие качест­ва». Обсуждение проблемы хорошего человека на основе произведе­ния В.Г. Распутина «Уроки французского».

  3. Что я делаю, чтобы быть хорошим человеком? Итоговая твор­ческая работа. Путь нравственного самосовершенствования. Тести­рование: «Формирование навыков самоанализа».

  4. Источники нравственности. Понятие нравственности и нравст­венной регуляции. Путь нравственного развития человечества. Рабо­та с терминами: «заповеди», «Ветхий Завет», «жизненный опыт чело­вечества».

Кому нужна благодарность? Благодарность как выражение внут­реннего благородства. Круглый стол «За что я благодарен людям (ро­дителям, друзьям...)- Благородство и благодарность. Знакомство с
золотым правилом морали: «поступай по отношению к другому так, как бы хотел, чтобы другой поступил по отношению к тебе».

  1. Значение доброты в жизни человека. Понятие добра как аль­тернативы зла. «Добрый» и «добренький»: принципиальные различия. Доброта и ее смысловые эквиваленты. Значение доброго слова и егоцена. Добрый поступок - легко ли его совершить? В.А. Сухомлинский«Обыкновенный человек». Бескорыстие добрых дел. Размышления«Мой добрый поступок». Цветок добра.

  2. Зачем человеку щедрость? Щедрость как устойчивое внутреннее качество личности. Его соотношение с добротой. Щедрость и расточи­тельность: принципиальные различия. Щедрость и выгода (добро и зло). Бескорыстие щедрого поступка. Альтруизм и эгоизм.

  3. Нравственные качества любимых героев. Анализ качеств лю­бимых литературных героев. Интегрированный урок.

  4. Нужны ли воля и долг? Понятие качеств личности: долг и воля. Их взаимосочетания. Что выше долг или воля? Сила долга и волевые регуляторы личности. «Могу» и «Должен» или «Не хочу» и «Не буду». Идеал волевых качеств. Образец долга.

  5. Отношения в коллективе. Понятие коллектив. Признаки коллек­тива. Моральные качества личности: коллективизм. Что объединяет иразделяет людей в коллективе. Коллективизм и коммуникативность. Тренинг по взаимодействию в коллективе. Игра «Комплименты». Рас­сказы о дружбе (по выбору учителя).

  6. Взаимоотношение в семье. Понятие семьи как ячейки общества. Важность нравственных качеств членов семьи. Проблемы взаимоот­ношений членов семьи. Соблюдение правил морали, требующих поч­тительного отношения детей к своим родителям. «Почитай мать и от­ца своих». Как об этом говорится в разных источниках, принадлежа­щих разным конфессиям? Семья в прошлом и настоящем. Понятие«нравственных устоев семьи». Кризис семьи. Причины кризиса семьи. Одиночество в семье.

  7. Повторительно-обобщающий урок. Творческая работа.




  1. Чему учат мифы? Мифология как основа формирования этиче­ского сознания. Выраженность представлений о нравственности в мифах древности (египетская, древнегреческая мифология, месопотамские эпические сказания и др.). Определение мифологического мировоззрения. Сказания и сказки народов мира - выраженность эти­ческого аспекта. Чему нас учат герои? Понятие памяти предков, пере­данной в форме народного предания.

  2. Чему учит народная мудрость? Примеры народной мудрости -пословицы и поговорки. Общее и отличное в пословицах разных на­родов. Выраженность этических представлений в образцах народной мудрости. Временное и вечное в ценностных представлениях народа.

24. Образы героев мифов в искусстве. Мифологические сюжеты в мировом изобразительном искусстве. Герои сказаний, былин и сказок в изобразительном искусстве. Воспитание нравственности на примере образов мифических и былинных героев. Богатырь как совокупность физических и нравственных качеств. Русский фольклор: поиск этиче­ского идеала.

  1. Какие лица у добра и зла? Добро как способ продолжения жизни.
    Добрые герои сказок. Добро - способы выражения в искусстве и во­площение в жизни. Лики добра. Признаки добра. Зло как физическое несовершенство, психическое страдание, нравственный проступок, социальное насилие. Зло - способы выражения в искусстве и вопло­щение в жизни. Знакомство с мифологическими образами добра и зла у разных народов. Добро и зло в мировом изобразительном искусстве.
    «Перевёрнутость» образов добра и зла в современном изобразитель­ном искусстве.

  2. Какие качества воспевает искусство? Воспитательное значение искусства. Анализ образов русских и зарубежных художников: В.М.Васнецов: «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером
    волке», «Ковер-самолет», «Богатыри», «Царевна-лягушка»; Н.К. Ре­рих: «Снегурочка», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (и другие художники и произведения по выбору учи­теля). Нравственность искусства. Ценностные ориентиры искусства европейского и русского (сравнительный анализ). Нравственное очи­щение как одна из целей искусства. Определение понятия катарсиса.




  1. Что я теперь знаю? Повторительно-обобщающий урок. Тестиро­вание, викторина.

  2. Сущность и значение этикета в современном обществе. Зна­чение этикета в жизни человека. Этикетные ситуации. Адекватность поведения человека конкретной социальной ситуации (кругу обще­ния). Как чувствовал бы себя в высшем свете современной Англии древний египтянин (или пещерный человек)? А как английский лорд повел бы себя в первобытном племени?

  3. История этикета. Причины возникновения этикетных правил. Эти­кет в различных эпохах: античность, средневековье, новое время. Ры­царский этикет и его отражение в современных этикетных нормах.
    Особенности европейского и восточного этикетов.




  1. История этикета в России. История этикета на Руси. Введение светских манер Петром I. Сравнение правил «Домостроя» и «Юности честного зерцала» - изменилась ли за 300 лет культура общения?
    Этикет бытовой. Тестирование «Какой я дома?»

  2. Терпение, терпимость и толерантность. Работа с понятиями «терпение», «терпимость», «толерантность». Обращение к тексту: отрывок из повести Л.Н.Толстого «Детство». Толерантность как спо­собность видеть лучшее в человеке. «Д.С.Лихачев. Умение в челове­ке искать лучшее». Проблема заслоненной красоты. Практикум: учим­ся видеть в Другом хорошее.

  3. Культура спора. Работа с понятиями: «спор», «дискуссия», «дис­пут». Вежливость, концентрация на предмете спора, аргументирован­ность позиции - основа правильного ведения спора. Обсуждение па­мятки по ведению спора. Обращение к тексту (отрывок из книги М.Твена «Приключения Тома Сойера») - практикум по анализу веде­ния спора. Речевые формулы корректного поведения в споре.

  4. Культура внешнего вида. Внешний вид как одна из характери­стик личности. Чистота, аккуратность, опрятность - основа уважи­тельного отношения к человеку. Мода и этикет. Национальный жен­ский костюм Владимирской губернии. Обращение к тексту (М.Твен«Приключения Тома Сойера»).

  5. В мире мудрых мыслей. Работа в группе - обсуждение мудрых мыслей (афоризмов) о ведении спора, терпимости, традициях и т.д.Возможность прояснить позиции.

  6. Я и мои поступки. Слово и дело. Понятие поступка как единицы нравственности. Нравственный идеал. Соответствие нравственного идеала определенной эпохе и народу. Соответствие нравственных идеалов общечеловеческим нормам нравственности. Соответствие идеала общечеловеческим представлениям. Беседа о нравственных идеалах: Иисус Христос, Будда, Мать Тереза.

  7. Воспитай в себе человека. Трудолюбие, настойчивость, систе­матичность - необходимые качества в деле самовоспитания. Привыч­ка к самоконтролю и самокритичность. Цель и смысл самовоспитания. Философы о направлениях самовоспитания.

  8. Целенаправленность самовоспитания. Цель и смысл самовос­питания. Психологический тренинг. Практическая работа.

  9. Нравственный смысл прощения. Понятия греха и раскаяния. Прощение и его нравственный смысл. Народная мудрость и религи­озные источники о прощении. Прощение грехов в мировых религиях. Ю.М.Орлов о патогенном и саногенном мышлении. Прогнозирование последствий своих поступков. Практикум по формированию навыков саногенного общения. Прощение в мировой литературе (Л.Н.Толстой «Отрочество», гл. «Старший брат»). Составление памятки по саногенному общению.

  10. Итоговая творческая работа. Сочинение-рассуждение «Душа обязана трудиться...» - необходимость работы по самоанализу и её направленность на самовоспитание.

  11. Источники нравственных знаний. Моральные ценности, обу­словленные мировыми религиями. Поиск общего и отличного: Дека­лог, (Второзаконие, 5:6-7, Библия), Нагорная проповедь (Евангелие от
    Матфея, 5:33-37), сура «аль-Исра» (Коран, 17:22-37), Панча Шила (5 заповедей). Актуальность ценностной системы мировых религий.

  12. Народная нравственность. Национальные системы морали. Уважение к старшим. Семейная мораль. Трудолюбие. Отношение к богатству. Щедрость. Знакомство с понятиями нравственности. Сене­ка, Эпикур, Цицерон о скупости и щедрости. Душевная щедрость -качества нравственной личности. Народная нравственность и обще­человеческие ценности. Национальное и общечеловеческое в нацио­нальных системах морали.

  1. Честь и достоинство. Честь и достоинство - общее и особенное в понятиях. Честность (В.Высоцкий «Я не люблю...»). Представление о чести на Востоке. Обращение к тексту: Кодекс чести средневекового
    рыцаря и Кодекс чести самурая - сравнительный анализ. Дискуссия: современны ли честь и достоинство?

  2. Нравственные качества любимых героев. Обращение к тексту (по желанию учащихся1). Беседа: какие чувства и человеческие каче­ства проявляются в разные моменты у любимых героев? (Благодар­ность, доброта, достоинство, благородство).

  3. Сила долга и волевые регуляторы личности. Долг, воля, воль­ность - работа над понятиями. Свобода воли и долговые обязатель­ства человека. «Хочу» и «должен». Многозначность понятия «долг»,
    Опыт человечества в отношении следования долгу (на примере исто­рии жен декабристов и др.).

  4. Творческая работа. Творческая работа «Сознавать долг и не ис­полнять его - трусость» (Конфуций). Мой нравственный идеал в сле­довании долгу. (Работа состоит из двух частей, определение и описа­ние идеала, и выстраивание траектории по достижению этого идеала, кроме того - соотнесенность данной траектории с личностью уч-ся).

  5. Повторительно-обобщающий урок. Тестирование.

  6. Эмпатия и рефлексия - основа понимания Другого. Понима­ние, эмпатия, рефлексия - работа над понятиями. Книга Вл.Леви «Ис­кусство быть Другим». Упражнения по развитию внимания к Другому.
    Невербальные способы общения - тренинг. Пантомимы к рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Пантомима к стихотворению И. Абдулаевой «Просьба подснежника». Портрет Александра Маке­донского по «Избранным жизнеописаниям» Плутарха. Что можно уз­нать по словам и поступкам человека? Диалог Диогена и Александра Македонского.

48. Развитие представления о Другом. Портретная живопись как возможность узнать Другого. Ганс Гольбейн Младший, А.Дюрер, И.П.Аргунов, В.Л. Боровиковский, О. А. Кипренский, А.Г.Венецианов,
И.Н.Крамской, В.Серов - вершины портретного искусства. Совместная попытка составить представление об изображенных людях (с после­дующими комментариями учителя). Красота внешняя и внутренняя как фактор восприятия человека.

  1. Искусство слушать Другого. Талант слушателя - знакомство с рекомендациями психологов по развитию в себе этого дара. Обраще­ние к тексту (А.П.Чехов «Тоска»). Проблема одиночества, соотноше­ние таланта слушателя и сострадательности, милосердия. Сочувст­вие и сопереживание - неотъемлемые качества нравственного чело­века.
  2. 1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта