Учебный план для образовательных учреждений Владимирской области отводит 140 часов для изучения
Скачать 0.56 Mb.
|
Многоликость добродетели человеческой. И.Н.Крамской «Неизвестная» - внешняя и внутренняя красота в человеке. Добродетель как основа внутренней красоты. Обращение к тексту (К.Паустовский «Старый повар») - подвиг любви и проблема сострадания. Самоанализ и отражение своих качеств, достойных уважения, в виде лучей солнца (по А.Пружан «Мой портрет в лучах солнца»). Оптимистическая оценка Другого. Гипотеза, оптимизм и пессимизм. Три ведущие установки по отношению к миру: оптимистическая, пессимистическая и нейтральная - анализ применения установок, их последствия для поведения человека. А.С.Макаренко –деятельность на основе оптимистической гипотезы. Практикум: анализ ситуаций общения из детской жизни. Письмо другу («Расскажи мне обо мне»). Творческая работа «Расскажи мне обо мне». Анализ личности товарища (соседа по парте, друга) в контексте пройденных тем (с соблюдением требований корректности и этичности). Этикет общения. История вопроса этикета общения. «Правила ведения беседы» фон Книга, «Эрмитажный устав» Екатерины II. Советы В. Шепеля по культуре общения. Общение в современном обществе. Значение этикета общения для достижения результата общения. Практикум по этикетным формулам речевого общения. Практикум: беседы по заранее определенным темам с соблюдением этикетных формул речевого общения: «Конфликты с родителями», «Безобидна ли неряшливость?», «За что уважать стариков?», «Дома можно обойтись и без этикета» - возможна предварительная подготовка. Тестирование «Умеете ли вы слушать собеседника?» Речь человека как отражение его внутреннего мира. Обращение к тексту (И.Ильф и Е.Петров «Двенадцать стульев» - фрагмент об Эллочке Щукиной). Обсуждение проблем: речь человека как отражение его морального облика, культура речи школьников, сленг в современной речи и. рекламе как отражение «современной морали». Влияние используемого лексикона на сознание говорящего и слушающего человека. Энергетический посыл слов. В мире мудрых мыслей. Философские сентенции об искусстве общения. Обсуждение афоризмов и цитат. Самоанализ искусства общения (манеры, этикетные формулы, словарный запас, программа самовоспитания по культуре общения). 57. Характер общения и нравственные типы личности. Тип нравственной личности (вне исторического и национального контекста). Описание типов с опорой на литературные примеры. Потребительский тип личности (рассказы М.Зощенко, В.П.Астафьев «Кража»). Конформистский тип личности (В. Железников «Чучело»). Характер общения и нравственные типы личности. Описание типов личности с опорой на литературные примеры. Аристократический тип личности (Байрон (стихи), М.Ю. Лермонтов «Маскарад», А.С.Пушкин «Дубровский»). Героический тип личности (Н.В.Гоголь«Тарас Бульба», М.Горький «Старуха Изергиль»). Характер общения и нравственные типы личности. В мире мудрых мыслей. Религиозный тип личности, его описание. Сергий Радонежский - религиозный тип личности. Образ праведника, подвижника.(А.И. Солженицын «Матренин двор» и др.) Размышления над философскими сентенциями на зданную тему: сильная и нравственная личность, Атос и Гримо, Чацкий, Печорин, Наполеон и т.д. – к каким типам относятся эти литературные герои и исторические деятели? Самостоятельная творческая и исследовательская работа. Исследовательская работа: 1) классификация литературных героев по нравственным типам личности; 2) нравственные заслуги и недостатки литературного героя. С/р по проблемным вопросам. Принципы этикетных норм. Принцип гуманизма и человечности. Принцип целесообразности действии. Принцип красоты или эстетической привлекательности поведения. Принцип соблюдения народных обычаев и традиций. Принцип соответствия социальной ситуации и роли. Идеал - образ нравственно совершенной личности. Идеал -образ нравственно совершенной личности. Идеал как конечная цель нравственного воспитания. Идеалы различных исторических эпох. Сообщения учащихся на тему «Идеал эпохи». Дневник как средство самовоспитания и самоконтроля. Планирование жизни и дневник как средство самоконтроля. Примеры дневников бесполезных и важных для развития личности. Знакомство с дневниками великих людей как средство их самоанализа и самоконтроля (по выбору учителя). 64. Самовоспитание достоинства. Достоинство, ответственность, скромность и др. добродетели человека. Знакомство с национальными моделями достоинства (японская, английская, русская...). Достоинство «маленького человека» в интерпретации классиков русской литературы. Творческая работа проблемного характера «В чём достоинство юноши /девушки?». 65. Итоги самовоспитания. Творческий отчет. Самоанализ собственных ученических дневников, анализ разумности трат времени, анализ хороших привычек, появившихся в результате самовоспитания, проблемы в самовоспитании и пути их решения. 66. Происхождение и историческое развитие нравственности. Происхождение нравственности. Биологические, религиозные и социальные предпосылки нравственности. Происхождение обычаев и традиций. Ценностные представления древних обществ (ценностные ориентиры доосевого и осевого времени). Нравственная регуляция жизни общества. История нравственных отношений. Факторы влияния на нравственность: темп, ритм, развитие культуры, ценностные ориентиры, социальные отношения и т.д. История и нравы общины. Нравственность в эпоху федализма. Буржуазная мораль. Нравственный прогресс или регресс? Основные проблемы теории морали. Мораль. Центральные и основополагающие понятия морального сознания. Свойства морали. Структура морали. Функции морали. Признаки морали. Развитие морали в истории человечества. Специфические черты и идеологическая направленность морали. Трансформация ценностей в истории человечества. Высшие нравственные ценности. Понятие абсолютных моральных ценностей. Источники развития представлений об абсолютных моральных ценностях. Свобода и необходимость. Жизненные трудности как путь нравственного совершенства и мудрости человека. Биография Д.С.Лихачева - этапы трудного пути. Анализ жизненного пути. Путь как способ самосовершенствования и развития мудрости в человеке. 10 нравственных заповедей Д.С.Лихачева. «Любите врагов ваших...». Разноплановость определения врага. Диспут по проблеме - неоднозначность предложенного утверждения(две точки зрения на проблему). Мудрое отношение к врагам: ...«не ведают, что творят». Сделай выбор! Практикум: разбор и обсуждение ситуаций (нравственных коллизий) из практики жизни по всем пройденным темам. «О доблестях, о подвигах, о славе...». Подвиг, доблесть, слава как ориентир героев разных эпох. Величие души как высшая доблесть. Подвиг героический и подвиг повседневности (Монтень «Опыты», Я.Смеляков «Хорошая девочка Лида»). Опыт человечества: подвиг жизни (Н. А. Дурова), подвиг повседневности (Наталья Шереметьева).Самоотверженность и следование нравственному идеалу как высшая доблесть. «О доблестях, о подвигах, о славе...». Диспут «Столкновение философских позиций о подвиге,, славе, тщеславии. Слава и Тщеславие». «Проживи незаметно» (Эпикур) - обсуждение проблемы. Счастье и его понимание в опыте человечества. Счастье подлинное и мнимое. Мещанское счастье. Счастье как достижение цели в жизни. Практикум: анализ и обсуждение философских высказываний о счастье (Ф.М.Достоевский «Бедные люди», Н.Г.Помяловский «Мещанское счастье», А.С.Пушкин «Скупой рыцарь», Омар Хайям (поэзия)). Сочинение-рассуждение. Сочинение-рассуждение на тему «Счастье - удовольствие мудрецов» (С.Буффлер). [Проблема счастья мудрых и счастья глупых.] Проблема смысла жизни. Обсуждение философских концепций смысла жизни (Ветхий Завет «Екклесиаст», Д.С.Лихачев «В чем смысл жизни»). Опыт человечества: гражданская казнь Достоевского. Экзюпери о смысле жизни («Планета людей», отрывок о смысле жизни). Беседа по теме: «В чем нашей жизни смысл?..». «Дорогу осилит идущий». «Быть или не быть?». Опыт человечества: «Сила переносить несчастья» - жизненный путь Л. Ван Бетховена. Мудрость народов мира о целеустремленности и трудолюбии человека. Итоговый урок - ролевая игра. Ролевая командная игра «Позиция нравственного человека в современном мире». Этикет. Правила хорошего тона. Понятие субординации в формах вежливости и доброжелательности. Соблюдение субординации в формах вежливости и доброжелательности. Общение со старшим (по возрасту, по должности, по положению). Общение с младшим (по возрасту, по должности, по положению). Общение с лицами противоположного пола. Тональное построение речи как проявление уровня воспитанности человека. Понятие имиджа. Понятие имиджа. Положительный имидж как результата самовоспитания и самоконтроля. Отрицательный имидж. Неуместность и адекватность проявлений имиджа в различных средовых культурах. Культура речевого общения - важнейший элемент имиджа. Этикет делового человека. Понятие этикета делового человека. Самопрезентация - неотъемлемый признак делового человека. Способы самопрезентации. Изучение технологии самопрезентации. Практикум. Ваш имидж. В чем сущность вашего послания окружающим? Способы выражения этого послания. Выработка навыков по определению особенностей собственного имиджа. Создание собственного имиджа (проект). Культура выражения чувств. Проблема запретных для обсуждения с посторонними тем. Выражение личных чувств на публике (русская, японская, английская традиции). «Лишнее говорить - себе вредить», «Язык мой - враг мой». Обращение к тексту (И.С.Тургенев, произведения по выбору учителя). Понятия «жизненная позиция», «моральный выбор». Знакомство с понятиями «жизненная позиция», «моральный выбор». Надо ли совершать свой моральный выбор? Составление сравнительной таблицы: активная и пассивная жизненная позиция. Этика ненасилия. Противоположные аспекты в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе. Возможные линии поведения человека перед лицом насилия: пассивность, ответное насилие, ненасильственное сопротивление. Толстой Л.Н. и Ганди М.К. о не сопротивлении злу насилием. Работа в группе по выработке возможной линии поведения перед лицом насилия. Повторительно - обощающий урок. Диспут «Добро должно быть с кулаками?». Особенности воспитания характера. Способы внутренней саморегуляции. Способность самоуправления. Умение подчинить свои эмоции законам нравственности, дисциплинировать свои ум и чувства. Темперамент и его типы. Этическая характеристика современного лидера. Лидер и как им стать? Этические качества лидера. Понятие свободы волеизъявления. Проблема выбора в современном обществе. Нравственное значение личности лидера. Понятие «совесть нации». Роль совести нации. Исторический образ совести нации: монарх, поэт, философ, историк (на примерах Александра II, В.Высоцкого, Сократа, Н.М.Карамзина). Д.С.Лихачев - совесть нации. Причины несовпадения фигуры лидера и совести нации в современном обществе. Милосердие и справедливость. Милосердие - «поповское слово»? Неоднозначность справедливости как идеала. Ролевая игра «Поступок, который можно назвать справедливым». Добро как категория этики. Понятие сознательных, бескорыстных, продиктованных внутренним побуждением поступков, направленных на благо людей. Неоднозначность добра. Диспут «Хотел как лучше, получилось как всегда». Зло как этическая категория. Понятия: физическое зло, моральное зло и социальное зло (И. А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»). Камуфлирование зла в современном мире. Повторительно-обощающий урок. «Добро и зло поменялись лицами». 94. Предназначение этических учений. Понятия: «этика», «мораль»,«нравственность». Предмет и задачи этики. Мораль как специфическая характеристика человеческого существования. Противоречие между моралью и стремлением к выгоде, родовыми обязанностями и индивидуальными целями, голосом совести и логикой успеха – двумя важнейшими измерениями человеческой деятельности. Философско- зтичские и религиозно-нравственные нормативные программы как различные попытки разрешения этого противоречия. Этико-философские воззрения Д.С.Лихачева по произведениям: «Какими должны стать мы, русские, сегодня?» и «Три основы европейской культуры и русский исторический опыт». Повторительно-обощающий урок. Защита проекта, исследовательской работы и т.п. Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися. Не менее 30% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя: извлечение информации из разнообразных источников, осмыслении представленных в них различных подходов и точек зрения; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций; наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на этические и культурологические знания; оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности и морали; участие в обучающих играх (ролевых и ситуативных), тренингах, моделирующих ситуациях из реальной жизни; выполнение творческих работ; конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; участие в обсуждениях и диспутах; написание творческих самостоятельных работ (сочинений-рассуждений). СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Альшванг А. Бетховен. - М.: Молодая гвардия, 1940. Антология кинизма: философия неприятия и протеста. - М., 1996. Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. - М., 1998. Апресян Р.Г. Постижение добра. - М., 1986. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - М.,1998. Аристотель. Никомахова этика. Кн. V // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4.-М., 1984. С. 145-171. Афанасьев А. Формула любви. // Педагогический факультет. - 1993. - №2 -3. Бальзак О. Полковник Шабер. // Сочинения. В 15 т. - Т.З. - М.: Художественная литература, 1981. Барабаш Т. Бетховен. - М.: Гослитиздат, 1958. БарацА. Лики Торы.-М., 1995. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. //Антология мировой философии в 4-х т. Т. 3. - М., 1971. Библия. Издание московской патриархии. Бодина Е. Как вести себя на улице и в общественных местах. Этикет в гостях. // Воспитание школьников. - 1996. - №1. Бондарев Ю.Я. У истоков современной морали. - М.: Знание, 1991 (серия «Этика», №10). 16. Брейкин О.В. Становление нравственного идеала в культурах Древнейшего мира. - Саранск, 1996. Брюсов В. Ассаргадон. Избранные стихотворения. - М.: Художественная литература, 1945. Буддизм. Словарь. - М., 1992. Быховский Б.Э. Кьеркегор. - М.: Мысль, 1972. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. - Изд. 2-е. - М.: Педагогика,1989. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. - Изд. 3-е. - М.: Педагогика,1989. Вольтер. Философские повести. - М.: Художественная литература, 1988. Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий завет). Гл. X.-Милан-Москва, 1992. Генри О. Дороги, которые мы выбираем. // Литература XX века. 1871 -1917: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1981. Гомперц Г. Жизнеописания греческих философов и идеал нравственной свободы. - СПб., 1912. Гомперц Г. Греческие мыслители. - СПб., 1999. Т.1-2. Гончарова Т.В. Эпикур. - М., 1988. Гроссман Л. Достоевский. - М.: Молодая гвардия, 1962 (Серия «ЖЗЛ»). Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М., 1995. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987. Гусейнов А.А. Любите врагов ваших. А кто враг? // Наука и религия. 1992.№2. Гусейнов А.А. Этика ненасилия. // Вопросы философии. 1992. № 3. Гюйо Ж.М. Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями. -СПб., 1899. Державин К.Н. Сервантес. Жизнь и творчество. Десять заповедей. // Словарь по этике. Изд. 6-е. - М., 1989. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.-М., 1979. Домострой. - М.:Советская Россия, 1990. Достоевский Ф.М. Бедные люди. // Сочинения. В 10 т. - Т.1. - М.: Художественная литература, 1956. Древнекитайская философия: Собр. текстов: В 2 т. - М., 1972. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал. Справедливость. Счастье. - М., 1989. Дунцова К.Г., Станкович Г.П. Этикет за столом. - М.: Экономика, 1990. Дурова Н.А. Записки кавалер-девицы. - М.: Московский рабочий, 1983. Дхаммапада / Пер. с пали В.Н. Топорова. - М., 1960. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышление. - М., 1990. Есенин С. Стихотворения. Поэмы. - М.: Художественна литература,1965. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М.: Просвещение,1991. Закон Божий. Книга 2. - М.: ТЕРРА, 1991. Закон Божий. Книга 5. - М.: ТЕРРА, 1991. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Учебное пособие и Практикум. - М.:Тетрасистемс, 1997. Зотов А.И., Сопоцинский О.И. Русское искусство: Исторический очерк. -М.: мзд-во Академии художеств СССР, 1963. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. - М.: Просвещение, 1992. Иванов В.Г. История этики древнего мира. - М., 1980. Ильф И., Петров Е. 12 стульев. — Кишинев: Логос, 1994. Ирано-таджикская поэзия X - XV вв. - М. Худож. литература, 1985. Ислам. Энциклопедический словарь. - М., 1991. Кайдаш С. Сильнее бедствия земного. // Наука и религия. 1975. №3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М.:Прогресс - Пракситель, 1989. Кант И. Критика практического разума. // Кант И. Соч. В 6 т. - М., 1965. Т.4.4.1. Кант И. Основы метафизики нравственности. // Кант И. Соч. В 6 т. - М.,1965. Т. 4. Ч. 1. Карсавин Л.П. Добро и зло. // Карсавин Л.П. Малые сочинения. - М.,1994. Кессиди Ф.Х. Сократ. - Изд. 2-е. - М.: Мысль, 1988. Классическая поэзия Индии, Китая... Японии. - М.: Художественная литература, 1977. Козлов Н. Мудрость повседневных контактов. // Воспитание школьников.-1997. - №5. Козьма Прутков. Полное собрание сочинений. - М.-Л.: Советский писатель, 1965. Коран. Перевод Крачковского И.Ю. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. Крылов И.А. Сочинения. -Л.-М.: ГИХЛ, 1931. Лапунова Н.Ф. Иван Николаевич Крамской. - М.: Искусство, 1964. Ларошфуко Ф. Максимы и моральные размышления. - М. - Л.: Гослитиздат, 1959. Леви В. Искусство быть другим. - М.: Знание, 1981. Леви В. Искусство быть собой. - М.: Знание, 1991. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М.: Детская литература,1985. Лихачева Л.С. Школа этикета. - Екатеринбург: Средне - Уральское издательство, 1995. Лосский И.О. Бог и мировое зло. - М., 1994. Лосский И.О. Условие абсолютного добра. - М.: Изд.попит.литер-ра,1991. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия.-М., 1994. Марк Твен. Приключения Тома Сойера. - М.: Художественна литература,1988. Матвеев П.Е. Моральные ценности. - Владимир, изд-во Влад. гос. ун-та,2004. Матвеев П.Е. Этика. Основы общей теории морали. Курс лекций. Ч. 1. -Владимир, изд-во Влад. гос. ун-та, 2002. Матвеев П.Е. Этика. Моральные ценности гражданского общества. Курс лекций. Ч. 4. - Владимир, изд-во Влад. гос. ун-та, 2005. Мелешко Е.Д Понятие непротивления и способы его истолкования в истории культуры. // Зтика: новые и старые проблемы. - М., 1999. Мериме П. Матео Фальконе. //Сочинения. В 6 т. - Т.2. - М.: Правда, 1963;Художественная литература, 1958. 82. Милль Д.С. Утилитарианизм. - СПб., 1866. ПРИМЕРНОЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЭТИКА» В 5-8 КЛАССАХ 5 класс І четверть
|