Педагогика.Хмель. Учебник Алматы Prints 2005 ббк 74. 00 П24 Учебник рекомендован для студентов высших учебных заведений
Скачать 4.31 Mb.
|
Вопросы для самоконтроля 1) Раскройте сущность цели воспитания. 2) Дайте характеристику методологических основ формирования цели воспитания. 3) Уточните понятия «воспитание», «цель воспитания», «социализация», «персонализация». 105 Литература 1. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания опыт педагогической антропологии. Пед соч. В 2 т. т. Т. 1. М., 1974. 2. Фромле Э. Иметь или быть / Пер. с англ.-М. Прогресс, 1989, с.29. 3. Муканова Б.И. Педагогическое руководство формированием социальной активности подростков. Алма-Ата, 1990, с. 69. 4. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. Алматы, 1998, с. 27. Задания для самостоятельной работы 1) Составьте схему взаимосвязи общих и индивидуальных целей воспитания. 2) По характеристике классного коллектива назовите основные факторы, влияющие на цели воспитания. 3) Опишите примеры социализации личности с двух разных подходов. Темы для рефератов 1.Развитие понятия «цель воспитания» в теории и истории педагогической мысли. 2. Роль социализации в адаптации молодежи к деятельности. 3. Социальная обусловленность цели воспитания в обществе. 2.3.2. Содержание воспитания Цель: Формирование представления об основных видах воспитания и их специфике в современной школе. Задачи: а) Раскрыть сущность понятия "содержание воспитания". Раскрыть взаимосвязь, соотношение цели, задач и содержания воспитания. б) Дать представление о гармоническом развитии личности. в) Ознакомить с классификацией видов воспитания. г) Раскрыть роль самовоспитания в формировании личности и охарактеризовать его основные приемы. План 1. Сущность содержания воспитания. Диалектическая взаимосвязь цели, задач, содержания воспитания. 2. Всесторонность личности как содержательная характеристика ее развития, связанная с освоением человеческой культуры. 3. Виды воспитания и их специфические характеристики. 4. Понятие о самовоспитании, приемы самовоспитания. Основные понятия: содержание воспитания, связь содержания воспитания с жизнью, виды воспитания, этические и национальные аспекты содержания воспитания, самовоспитание, приемы самовоспитания. Межпредметные связи: философия, культурология, социология, социальная психология, история педагогики. Сущность содержания воспитания. Диалектическая взаимосвязь цели, задач, содержания воспитания. В педагогической теории и практике содержание воспитания является одним из самых важных и актуальных понятий. Существующее содержание воспитания формировалось в течение многих столетий и совершенствовалось на определенном историческом этапе в зависимости от особенностей развития общественного сознания, идейных и ценностных установок. Естественная смена поколений во все времена требовала пристального внимания общества к системе образования, где происходит реализация важнейшей общественной функции - воспитания, передача накопленного социального опыта предшествующих поколений последующим поколениям. Новое осмысление содержания воспитания, личностно- ориентированный и деятельностный подход в его реализации побуждают ученых и педагогов изыскивать наиболее эффективные средства решения задач формирования личности с позиции целостного педагогического процесса. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу представление о том, какого собственно человека он должен формировать, что придает его деятельности осмысленность, четкую направленность, логичность. В свою очередь, дальнейшая конкретизация цели воспитания приводит к формулированию ее задач. Знание целей и задач воспитания имеет непосредственное отношение к определению содержания воспитательной работы. Содержание воспитания - один из показателей экономического и социального прогресса общества, ориентированный на обеспечение самоопределения каждой личности, создание условий для ее самореализации. При этом обеспечивается интеграция личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Усвоение социального опыта должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, а также учитывать разнообразие мировоззренческих подходов. В теории целостного педагогического процесса особое внимание уделяется тому, что сущность педагогического процесса в полной мере согласуется с целями воспитания в современном мире - формировать 107 гармонически развитую личность, способную активно участвовать в творческой созидательной деятельности общества. И не случайно основные воспитательные механизмы педагогического процесса находятся в плоскости тех отношений, которые складываются у школьников во всех характерных для них видах деятельности. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Еще К.Д.Ушинский определил данное понятие ярко и эмоционально: "Деятельность должна быть моя, исходить из души моей". Поэтому педагогам при организации воспитательного процесса необходимо наполнять содержанием любой вид деятельности воспитуемых, опираясь на внутренние мотивы деятельности детей. Вопрос содержания воспитания неразрывно связан с программой воспитания. Содержание воспитания в конкретном образовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми этим образовательным учреждением самостоятельно. Программа воспитания обозначает круг основных целей и задач воспитания, раскрывает основные направления, особенности, характеристику содержания воспитания. Стратегическим ориентиром воспитания молодежи современного общества является формирование поликультурной личности, конкурентоспособной, владеющей навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, с развитым национальным самосознанием. Эти мысли нашли отражение в "Концепции воспитания детей дошкольного и школьного возраста" (1995 г.), ''Концепции государственной политики в системе образования" (1996 г.), "Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан" (1996 г.), "Комплексной программе воспитания в организациях образования в Республике Казахстан" (2000 г.)," Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005- 2010 гг" (2004 г.),"Концепции образования Республики Казахстан до 2015 года (2004 г.)" и других документах Министерства образования и науки Республики Казахстан по организации целостного педагогического процесса школы. Воспитание молодого поколения должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы современного воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма. Гуманизм прежде всего означает человечность человека: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете понятие "гуманизм" оформляется как система ценностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. 108 В современном понимании гуманизма больше внимания уделяется целостному, универсальному становлению человеческой личности. Эта универсальность осмысливается как гармоничное развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и эстетических способностей. Таким образом, с позиции гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободной, самостоятельной личностью, ответственной за все происходящее в мире. Всесторонность личности как содержательная характеристика ее развития, связанная с освоением человеческой культуры. Понятие о всестороннем гармоническом развитии личности встречается уже в античных философских учениях, у педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Свою актуальность не теряет это понятие и в наше время. В разные исторические периоды в понятие всестороннего гармонического развития вкладывался различный смысл. Одинаковым было только стремление человека к совершенству. Идея всестороннего совершенствования человеческой личности живет во всех народных сказках и былинах, в образах положительных героев. Представление о совершенном человеке развивается в произведениях литературы и искусства, народном творчестве. Главная цель воспитания — формирование всесторонней гармонически развитой личности. Но следует отметить, что в любом обществе цель воспитания имеет двоякое значение, то есть существуют два педагогических идеала личности. Первый идеал является очень возвышенным, целью-идеалом, он похож на мечту, выражающую наивысшее предназначение воспитания - обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, возможности самореализации. Он служит ярким образцом, ориентиром, к которому нужно как можно ближе подвести воспитуемых. Другой идеал достаточно реальный. Он, как правило, имеет реальное воплощение в жизни. Для воспитанников реальным идеалом могут служить яркие личности, герои своего времени, кумиры, на месте которых каждый хотел бы оказаться. Трудности в реализации общей цели воспитания требуют пересмотра и конкретизации задач общеобразовательной школы. Школа как социальный институт будет стремиться к созданию условий для самореализации и жизненного самоопределения всех участников педагогического процесса. В основе реализации идеи всестороннего развития личности лежат требования закона гармоничного развития личности сущностных сил ребенка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учетом возрастных особенностей и возможностей. В настоящее время в научно-педагогической литературе мнения педагогов о содержании воспитания не совсем однозначны. С процессами гуманизации и демократизации школы широко обсуждаются вопросы, решение 109 которых должно привести к новому качеству воспитания. Но все изыскания педагогов-исследователей вокруг проблемы содержания воспитания основываются на таких важных идеях, как: 1) постановка реальной цели воспитания; 2) сотрудничество детей и взрослых в педагогическом процессе школы, семьи; 3) культура жизненного самоопределения человека; 4) личностная направленность воспитания. В центре внимания должен быть сам ребенок, а не выполнение программ и мероприятий; 5) добровольное участие ребенка в воспитании с учетом интересов, склонностей ребенка; 6) коллективистская направленность. Сейчас воспитание рассматривается многими авторами как процесс введения личности в контекст общечеловеческой культуры, обретение ею способности жить в условиях гармоничного единства с окружающей действительностью на основе высших ценностей. Наряду с общей целью воспитания, целью-идеалом должна существовать в воспитании еще и индивидуальная цель для каждого воспитанника, своя собственная траектория развития. Ведь каждый человек оригинален, индивидуален, неповторим. У каждого человека свой внутренний мир, свои устремления, свои жизненные позиции. Если личность есть целостное образование, то проблема формирования личности школьника решается как при изучении учебного материала, так и во внеучебной работе, где для учащихся есть простор выбора и содержания, и форм, и видов деятельности. Более четкие позиции в стратегии воспитания определены "Комплексной программой воспитания в организациях образования Республики Казахстан". Организуя воспитание в целостном педагогическом процессе школы, учителя должны быть способны реализовать: - принцип гуманистической направленности воспитания, предполагающий отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития; - принцип природосообразности воспитания, предполагающий научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; - принцип культуросообразности, предполагающий воспитание, базирующееся на общечеловеческих ценностях, в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональных традиций; - принцип эффективности социального взаимодействия, обеспечивающий навыки социальной адаптации, самореализации; - принцип концепции воспитания на развитие социальной и культурной компетентности личности. 110 Содержание воспитания реализуется через деятельность в различных формах, что обеспечивает всестороннее развитие личности. Оно включает: формирование мировоззрения, нравственное, трудовое, идейно-политическое, эстетическое, физическое развитие личности, создание условий для многообразной деятельности школьников, внеклассной и внешкольной работы. Виды воспитания и их специфические характеристики. Социальный опыт, общечеловеческая культура имеют большое значение в развитии, формировании и становлении личности человека. Культура в широком смысле рассматривается как комплексное выражение активно-созидательного характера человеческой деятельности. Каждому человеку, находящемуся в социуме, необходимо усвоить три основных пласта культуры таких, как материальный, духовный, соционормативный. Каждый из пластов общечеловеческой культуры представляет собой одну из сторон подготовки каждого человека. С развитием какой-то области культуры, какого-то вида деятельности в обществе назревала необходимость подготовки подрастающего поколения к этому виду деятельности. Следовательно, организация подготовки к определенному виду деятельности и определяет вид воспитания. Например, с развитием искусства появилась необходимость эстетического воспитания. С развитием социально-экономических тенденций переходного периода общества к рыночной экономике, рыночных отношений появилась необходимость экономического воспитания подрастающего поколения. То есть все процессы в обществе тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Все виды воспитания осуществляются в процессе изучения основ наук в целостном педагогическом процессе школы, а также в семье. Учащиеся на протяжении всех лет обучения и воспитания знакомятся с теми ценностями жизни и культуры, что созданы человеческим трудом. Анализ педагогической литературы показывает, что виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя такие основные виды воспитания, как умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание, которые берут свое начало еще в учениях философов древнего мира. В соответствии с социально-экономическими изменениями в обществе и многообразием направлений воспитательной работы выделяют гражданское, политическое, интернациональное, правовое, экологическое, экономическое воспитание, которые в той или иной мере основываются на вышеперечисленных основных видах воспитания. По принадлежности к разным социальным институтам выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное) воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание. 111 В зависимости от той или иной философской концепции выделяют прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое воспитание. Вкратце остановимся на каждом виде воспитания по отдельности. Умственное воспитание - это целенаправленное и планомерное воздействие на процесс овладения детьми системой научных знаний об обществе, природе, человеке через развитие умственных сил и способностей, освоение умственных действий. Цель умственного воспитания - развитие умственных сил и интеллектуальных способностей детей. В процессе вхождения личности в мир человеческой культуры актуальны базовая роль знаний, научное мировоззрение как компонент умственной культуры личности. При умственном воспитании развиваются познавательные интересы, логическое мышление, память, внимание, воображение, умственные способности, склонности и дарования. Задачи умственного воспитания: - развитие познавательных интересов; - формирование познавательной активности; - усвоение определенного объема знаний; - формирование научного мировоззрения; - развитие умственных сил, способностей; - развитие стремления к самообразованию в потоке научной информации. Умственное воспитание предполагает изучение основ наук, научных принципов производства. Умственное воспитание способствует закреплению и углублению знаний, пониманию их практического значения. В процессе умственного воспитания учителю необходимо учитывать индивидуальные различия детей. У одних детей наиболее ярко проявляются дарования в одной области, у других - в другой. Среди детей одного возраста есть и быстро работающие, и медленно работающие, с различным типом мышления, с различным типом запоминания, с различными способностями воспроизведения усвоенного теоретического материала. Нравственное воспитание - формирование у детей устойчивых моральных качеств и осознания ими норм и нравственных идеалов общества, общечеловеческих ценностей, востребованных обществом и необходимых для существования личности в социуме. Цель нравственного воспитания - формирование нравственно- целостной личности, основой чего являются общечеловеческие ценности. Задачи и содержание нравственного воспитания неразрывно связаны с такими понятиями, как мораль, этика, нравственность, нравственные понятия, суждения, чувства, культура поведения. Специфическая особенность нравственного воспитания в том, что она связана с любым видом деятельности учащихся. 112 Задачи нравственного воспитания: - формирование нравственного сознания; - воспитание и развитие нравственных чувств; - выработка умений и привычек нравственного поведения; - формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; - ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; - формирование стремления к самовоспитанию и самосовершенствованию. Нравственность является личностной характеристикой человека и объединяет такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Не случайно в творчестве великого Абая большое место занимает тема нравственности, где он обращается к совести человека, к его мудрости и призывает каждого из нас: "Будь человеком", "Береги в себе человечность". Нравственность является также системой отношений, в которую вступает личность с другими "Я" в процессе взаимодействия. Эти отношения и ведут к усвоению нравственных норм и механизмов поведения (Н.Д. Хмель). Особенности механизма и логики усвоения личностью моральных норм и требований тесно связаны с созданием эмоциально-положитель- ного фона нравственного воспитания, оценки нравственной стороны поступков и результатов деятельности человека. Однако полнота нравственного воспитания связана с пониманием роли законов, охраняющих нормы жизни общества. |