Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальная психология как наука

  • Психология социальных классов.

  • Психология этнических групп.

  • Особенности общения и взаимодействия в стихийных группах.

  • Психическое заражение

  • Массовые социальные движения

  • Сидоров Введение в клиническую психологию. Том 2 Учебник. Учебник для студентов медицинских вузов. М. Академический Проект


    Скачать 2.36 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов медицинских вузов. М. Академический Проект
    Дата03.11.2022
    Размер2.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСидоров Введение в клиническую психологию. Том 2 Учебник.doc
    ТипУчебник
    #768534
    страница15 из 33
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   33
    Раздел 6

    ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО:

    ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

    ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

    Г лава 25

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ

    БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

    Социальная психология как наука

    Вся сознательная жизнь человека проходит среди других людей. Еще на самых ранних этапах развития человечества люди собирались в группы, которые способствовали выживанию и развитию. Ученые считают, что многие особенности людей, такие как речь или рефлек­сивное мышление, являются результатом групповой, общественной жизни человека. Закономерности поведения, общения и деятельнос­ти людей, обусловленные включенностью их в социальные (челове­ческие, общественные) группы, а также психологические характери­стики самих социальных групп изучает специальная отрасль психологии — социальная психология. Ее главная задача состоит в том, чтобы исследовать и объяснять, как устанавливаются и функци­онируют межличностные отношения в группе, а также связи между группами и обществом в целом.

    Знание основ социальной психологии особенно необходимо современному врачу, т.к. медицина нашего времени все больше насыщается различными техническими средствами диагностики и лечения, идет закономерный процесс специализации, дифферен­циации и технизации лечебного процесса. Особенно важным в этих условиях является сохранение и углубление непосредственного, "лицом к лицу" общения врача с больным человеком, использова­ние положительного терапевтического потенциала их взаимоотно­шений, взаимоотношений больного со своим социальным окру­жением. Для выполнения этого требования врач должен хорошо разбираться в тех межличностных отношениях, которые складыва-

    153

    ются у него как с пациентами и их родственниками, так и с коллега­ми по лечебному процессу.

    Уже давно замечено, что микросоциальные группы (семья, производственный коллектив), в которых протекает наша повсед­невная жизнь, существенно влияют на наше психическое самочув­ствие и здоровье в целом. Постепенно накапливались примеры оказания группой положительного влияния на психическое и сома­тическое здоровье человека. В частности, получили известность гипнотические опыты массового лечения больных с различными заболеваниями австрийским психиатром Францем Антоном Мес­мером (1734-1815). Его теория излечивающего влияния "животного магнетизма", распространяющегося среди людей во время гипно­тического сеанса, в конце концов была забыта и заменена другими гипотезами. Сейчас мы уже знаем, что люди в группах ведут себя по предсказуемым психологическим законам и что группа сама может оказывать целебное воздействие. Развитие и использование групп в терапевтических целях было в большей степени делом вре­мени и возрастания значения всех проблем, связанных с человеком (РудестамК., 1993).

    Понятие "группа" является основным, исходным понятием в со­циальной психологии. В обыденном языке это слово используется для обозначения довольно устойчивой и имеющей нечто общее со­вокупности индивидов. Социальные группы обычно подразделяют на условные (или статистические) и реальные.

    Условные группы людей выделяются исследователем по опреде­ленному признаку — пол, возраст, профессия, материальное поло­жение, наличие определенного заболевания и т.д. Хотя реальные личности в таких группах и не имеют прямых межличностных отно­шений, но их общие поведенческо-психологические характеристики все-таки можно выделить.

    Реальные группы — это группы людей, которые реально суще­ствуют как общности в определенном пространстве и времени, они связаны между собой определенными объективными взаимоотно­шениями и межличностными отношениями. Наибольшей реаль­ной группой является все человечество (класс или нация), а наи­меньшей — группа, состоящая из двух человек (начальник и подчиненный, муж и жена, врач и больной). Все остальные группы по своим размерам расположены в интервале между наибольши­ми и наименьшими группами.

    По степени контактности между лицами, входящими в группу, можно выделить группы контактные и неконтактные. Контактная группа — это обычно группа небольших размеров, объединенная

    154

    общением ("лицом к лицу") на одной территории — бригада, учеб­ная группа, спортивная команда и т.п.

    Другим важным критерием оценки всего многообразия групп является их функциональное назначение, которое и определяет коли­чественный состав и структуру группы.

    Когда в основе создания группы лежат официальные докумен­ты, говорят об официальной группе — это штат учреждения, боль­ницы или отделения. Деловые (официальные) связи между ее чле­нами образуют внешнюю структуру группы. Внутренняя структура группы отражает процесс неофициальной ее организа­ции, который происходит вследствие психологического, а не право­вого взаимоотношения людей. Высшей формой организованной группы является коллектив, т.е. группа людей, являющаяся частью общества, объединенная общими целями совместной деятельнос­ти, подчиненной целям этого общества.

    Неофициальные группы возникают на основе единой направлен­ности психологической мотивации ее членов — симпатии, близости взглядов, убеждений, общности увлечений и т.п. Если исчезают мо­тивации, которые цементируют такую группу, то она непременно распадается.

    Социология и социальная психология. Закономерности становле­ния, функционирования и развития социальных общностей и соци­альных отношений в них, а также общества в целом являются предметом социологии (от лат. societas—общество и logos—учение). В настоящее время социология является чрезвычайно разветвленной наукой. На­пример, одной из ее областей является социология медицины, возник­шая на стыке социологии и медицинских наук (организация здравоохра­нения, социальная гигиена, эпидемиология и др.) и изучающая социальную обусловленность здоровья населения. Социальная психо­логия возникла на стыке психологии с социологией. До сих пор дискути­руется вопрос о допустимости ее одновременного существования в рамках каждой из двух "родительских" дисциплин.

    Как в социологии, так и в социальной психологии группой обычно принято называть довольно устойчивую совокупность людей, выделя­емую на основе определенного объективного признака — этнических, политических, религиозных или иных реальных различий между людь­ми. Однако в социальной психологии главное значение придается факту осознания человеком своей принадлежности к тем или иным общностям. В сущности, его формирование и осознание себя как личности является результатом пересечения различных групповых влияний. Для индиви­да, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществля­ется прежде всего через осознание факта некоторой психической общно­сти с другими членами данной группы. В социально-психологической литературе этот феномен иногда называют "Мы-чувством", в отличие

    155

    от другого образования — "Они" (Поршнев Б.Ф., 1966; Андреева-Г.М., 1994). Таким образом, социальная психология, в отличие от соци­ологии, прежде всего изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в различных общественных группах.

    Социальная психология и идеология. Как две формы обществен­ного сознания социальная психология и идеология имеют и общее, и особенное. Общее состоит в том, что эти формы являются отражением общественного бытия. Здесь мы находим общие психологические и идеологические мотивы, свойственные эпохе и классу. Идеология (гр. idea — понятие, идея и logos—учение) — система политических, пра­вовых, философских, нравственных, религиозных, художественных взглядов, отражающих интересы определенного класса. Нередко иде­ологию противопоставляют общественной психологии как рациональ­ное к иррациональному. В действительности социальная психология шире идеологии. Она включает не только рациональное, но и эмоцио­нальное и волевое начало. По сути она вплетена в саму жизнь и форми­руется ею, а не создается идеологами, преследующими при этом опре­деленные цели — объяснить общественно-исторический процесс и указать пути его дальнейшего развития. Взаимодействие между обще­ственной психологией и идеологией также имеет место и при изучении массовидных явлений психики — нельзя не учитывать господствую­щей в обществе идеологии и ее влияния на ум, чувство и волю масс.

    Большие в количественном отношении образования людей раз­деляются на два вида: устойчивые социальные группы, которые сло­жились в ходе исторического развития (нации, классы, профессио­нальные группы) и стихийные группы, которые возникают случайно и существуют кратковременно (толпа, публика, аудитория и другие).

    Устойчивые большие социальные группы

    В таких группах существуют специфические регуляторы соци­ального поведения, отсутствующие в малых группах. Это нравы, обычаи и традиции, которые создают основу такой важной группо­вой характеристики, как образ жизни членов группы. Определен­ную роль в консолидации больших социальных групп, особенно эт­нических, занимает наличие специфического языка. Влияние сходных социально-экономических условий жизни группы на созна­ние ее представителей осуществляется через личный жизненный опыт каждого члена группы и через общение.

    Психологические характеристики группы представляют собой то типическое, что характерно всем индивидам, а не сумму черт, свой­ственных каждой отдельно взятой личности. Ясно, что это типичное

    156

    не есть одинаковое для всех, но именно общее. В психологической структуре больших социальных групп наибольшее внимание уделя­ется двум параметрам: 1) психическому складу как образованию более устойчивому, включающему социальный или национальный характер, а также нравы, обычаи, традиции и другие уникальные вку­сы и ценности; 2) эмоциональной сфере как более подвижному об­разованию, включающему потребности, интересы и настроения.

    Типичные черты психологии представителей больших соци­альных групп фиксированы в нравах, традициях и обычаях, что при­водит к использованию при их изучении методов этнографии. Од­ним из современных форм применения таких методов являются так называемые "межкультурные" (транскультуральные) сравнитель­ные исследования, причем сравниваются не обязательно различные культуры, но и вообще различные социальные группы. При изуче­нии психологии больших социальных групп применяются также ме­тоды, традиционные для социологии и языкознания, включая различ­ные приемы статистического анализа.

    Существенный вклад в исследование психологии больших соци­альных групп внесла разработка французской психологической шко­лой концепции "социальных представлений" (С. Московией). Под со­циальным представлением здесь понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. это спо­соб интерпретации и осмысления повседневной реальности. Социаль­ное представление используется в выработке отношения к нему и спо­собствует своеобразной интеграции группы, как бы "воспитывая" сознание ее членов и формируя у них групповую идентичность. Соци­альные представления, порожденные группой, достаточно долговре-менны, они могут передаваться из поколения в поколение, хотя при определенных обстоятельствах могут, конечно, и меняться со време­нем. Концепция социальных представлений по существу предлагает и метод исследования больших групп — через их анализ познается пси­хологический облик группы.

    Концепция социальных представлений помогает более точно опреде­лить и такое понятие, как менталитет. Обычно под менталитетом пони­мают интегральную характеристику некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных "ответов" на картину мира. Типичный набор социальных представлений и определяет менталитет той или иной социальной груп­пы, ее психологию и соответствующее поведение.

    Психология социальных классов. Термин "класс" имеет разное содержание в американской и европейской социально-психологи­ческой литературе. В рамках европейской культуры понятие "класс" чаще всего сопряжено с определением политической принадлежио-

    157

    сти ("рабочий класс", "буржуазия"), а для американской гораздо привычнее термины "средний класс", "низший класс" и т.п. Это свя­зано с тем, что в их социологических теориях социальная структура общества описывается с помощью такого понятия, как "социоэконо-мический статус", а не "социальный класс". Тем не менее при лю­бом пути анализа структуры психологии больших социальных групп значимым элементом их эмоциональной сферы являются классо­вые потребности и интересы. В ряде случаев к психологии класса относят и так называемые социальные чувства, хотя это понятие общепризнанным в социально-психологической литературе не явля­ется. Наиболее активно социальные "чувства и эмоции" исследуют­ся в рамках гуманистической психологии.

    Понятие "социальный характер " более широко представлено в работах неофрейдистского направления. В частности, Э. Фромм (1993) соотносит социальный характер с различными исторически­ми типами самоотчуждения человека — "накопительский" тип эпо­хи раннего капитализма, "рыночный" тип эпохи 20-х годов и т.п. Чаще социальный характер определяется описательно не в терминах научной теории, а в художественных образах (произведения Бальза­ка, Драйзера, Горького). Кроме социального характера, психический склад раскрывается в привычках, обрядах и традициях класса или социальной группы. Все они формируют комплексный признак класса — его образ жизни. Методы исследования этих проблем бо­лее близки к традиционным психологическим методам, поскольку здесь возможно использование методик наблюдения.

    Психология этнических групп. В отличие от психологии классов, психологические особенности разных этнических групп изучены более основательно, и выделилась специальная отрасль знаний на стыке социальной психологии и этнографии—этнопсихология. Тра­диция исследования психологии этнических групп восходит в соци­альной психологии к работам В. Бунда по "психологии народов", им предлагалось исследовать этнические группы методом анализа ми­фов, обычаев и языка.

    Аналогично, как и в психологии больших групп, в структуре пси­хологии этнических общностей различают устойчивый психический склад (национальные, или этнические, характер, темперамент, тради­ции и обычаи) и эмоциональную сферу (национальные, или этни­ческие, чувства). Кроме того, в этнических группах иногда фиксиру­ются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Когда говорят о национальном темпераменте, то речь обычно идет лишь о специфических сочетаниях преобладающих ти­пов темперамента в популяции, а не о жестком "привязывании" оп-

    158

    ределенного темперамента к определенной этнической группе. Еще сложнее стоит вопрос о способностях. Возможность занижения ре­зультатов тестовых испытаний способностей небезосновательно ча­сто считается результатом неадаптированное™ теста к специфичес­ким условиям определенной культуры.

    Многими исследователями подчеркивается, что игнорирование этнического контекста в научных исследованиях может давать тенден­циозный материал, который легко используется в различных полити­ческих доктринах. Обычно на уровне обыденного сознания людям свойственны тенденции к стереотипизации при восприятии соци­альных объектов. Возникновение этнических стереотипов исходит из осознания у людей "мы—чувства" и отличий от других групп ("они" — другие). Образ других групп при этом часто упрощается и исходит из прошлого, иногда негативного, опыта общения с ними. Складывающи­еся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникнове­ние этнических симпатий и антипатий. Конечно, сам факт осознания особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеж­дения против других групп. Но так дело обстоит до тех пор, пока осуществляется констатация этнических различий. Очень легко от та­кой констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то возмож­ны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление этноцентризма — склонности воспринимать все жизненные явления с позиции "своей" группы.

    Стихийные группы

    Стихийные группы — это кратковременные объединения боль­шого числа людей, собравшихся вместе по какому-либо поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такая "группа" может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Важным фактором формирования стихийных групп является общественное мнение. Общественное мнение воз­никает по поводу определенных, отдельных событий и часто доста­точно мобильно. Оценки могут быстро измениться под влиянием каких-то новых временных обстоятельств. Исследование обществен­ного мнения — важный ключ к пониманию состояния общества.

    В западной социальной психологии характеристики стихийных групп часто описываются как формы коллективного поведения. Учиты­вая, что термин "коллектив" в русском языке имеет весьма специфичес-

    159

    кое значение, целесообразнее определять этот тип поведения как массо­вое поведение (Андреева Г.М., 1994).

    Толпа — образуется на улице по поводу самых различных собы­тий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонаруши­теля и т.п. Длительность ее существования определяется лишь значи­мостью инцидента. В случаях выражения недовольства каким-либо социальным явлением толпа может возбуждаться и переходить к ка­ким-либо действиям, иногда агрессивным. В толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. В любом случае элементы организации очень нестабиль­ны и стихия остается основным фоном поведения толпы.

    Масса — описывается как более стабильное образование, но с нечеткими границами. Это манифестации, демонстрации и митин­ги. Здесь более высока роль организаторов, которые известны как лидеры тех организованных групп, которые приняли участие в дан­ном массовом действии. Вместе с тем масса, как и толпа, достаточно разнородна, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

    Публика — кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения на стадионе, в большом зрительном зале или на площади перед динамиком при прослушивании важного сообще­ния. В более замкнутых помещениях публику часто именуют аудито­рией. Публика и аудитория собирается ради общей определенной цели, и они более управляемы, но в случае каких-либо инцидентов возможны случаи выхода ситуации из-под контроля организаторов.

    Особенности общения и взаимодействия в стихийных группах. Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах процессов коммуникации и взаимодействия в них. Общественное мнение здесь дополняется из других, и не только официальных, источников информации. Определенную роль игра­ют слухи и сплетни. У последних свои законы распространения и циркулирования, что также является предметом специальных иссле­дований в социальной психологии. Образовавшийся таким образом сплав суждений начинает функционировать в массе или толпе, играя роль побудителя к действиям. При этом возникает особый эффект доверия именно к той информации, которая получена "здесь и те­перь" без всякой потребности проверки ее достоверности. Именно это и порождает специфические формы общения и взаимодействия.

    Психическое заражение — в самом общем виде определяется как бессознательная невольная подверженность индивида опреде­ленным психическим состояниям. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, то действует механизм много­кратного взаимного усиления эмоциональных воздействий. Осо-

    160

    бой ситуацией, где усиливается воздействие через психическое за­ражение, является ситуация паники. Своевременному прекраще­нию паники способствуют силы, способные внести элемент рацио­нальности в ситуацию и определенным образом захватить "руководство" в ней.

    Внушение — представляет собой особый вид воздействия, свя­занный с целенаправленным, но неаргументированным воздействи­ем одного человека на другого или на группу. Кроме внушения, к способам сообщения относятся информация и убеждение. Только при внушении передача информации основана на некритическом ее восприятии. Многочисленные исследования показывают, что вну­шение в бодрствующем состоянии не менее эффективно, чем в гип­нотическом сне. Человек, осуществляющий внушение, называется сугтестор, а объект внушения—суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействию называют контрсуггестией. Решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, создающий особый, дополнительный фактор воздействия — дове­рие к источнику информации.

    В прикладном плане исследования внушения имеют большое значение для таких сфер, как пропаганда, реклама. Хотя основная черта пропаганды — апелляция к логике и сознанию, однако это не исключает присутствия элементов суггестии. Метод внушения выс­тупает здесь как метод своеобразного психопрограммирования, т.е. относится к методам манипулятивного воздействия.

    В области рекламы разработана и особая концепция "имиджа", когда создается специфический "образ" воспринимаемого объекта, когда ра­курс восприятия умышленно смещен и акцентуируются лишь опреде­ленные стороны объекта. Поэтому достигается иллюзорное отображе­ние: между имиджем и реальным объектом существует так называемый "разрыв в достоверности". Имидж, таким образом, выполняет суггес­тивную роль и строится на включении эмоциональных апелляций. Практика создания имиджа используется не только в рекламе, но и в политике, например, в период избирательных компаний.

    Подражание—заключается не просто в принятии внешних черт поведения и психических состояний других людей, а в их воспроизве­дении. Подражание является наиболее характерным способом по­знания действительности ребенком, а подражательность — основ­ным свойством его развивающейся личности. На различных этапах жизни ребенка подражание играет различную роль: от слепого копи­рования в младшем возрасте до избирательного и сознательного принятия определенных черт поведения других людей в период взрослости. Именно в детской психологии проводится в настоящее

    6 Сидоров П И и др Т. II J51

    время основная масса экспериментальных исследований подража­ния, научения через наблюдение. Так, исследования подражания ста­ли предметом специальной теории, разработанной в рамках необи­хевиористской ориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой. Описанные ими способы подражания могут прояв­ляться и в ситуации массового поведения. В данных случаях меха­низм подражания выступает в тесной связи с механизмами психи­ческого заражения и внушения.

    В "теории подражания" Г. Тарда (1892) подражание абсолютизи­руется и признается фундаментальным принципом развития и суще­ствования общества. Если в животном мире "закон повторения" реа­лизуется через наследственность, то в человеческом обществе через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти изобретения впоследствии входят в структуру общества и вновь ос­ваиваются путем подражания, которое непроизвольно и может быть рассмотрено как род "гипнотизма", когда осуществляется "воспроиз­ведение одного мозгового клише чувствительной пластинкой другого мозга". Социальные конфликты в теории объясняются противоречия­ми между возможными направлениями подражания. Поэтому природа их подобна природе конфликтов в индивидуальном сознании при вы­боре новых образцов поведения.

    Подражание можно подразделять на логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, под­ражание внутри одного социального класса и подражание одного клас­са другому. Обычно подражание закономерно осуществляется от внутреннего к внешнему (внутренним образцам начинают подражать раньше: духу религии подражают раньше, чем обрядам), и низшие подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королевс­кому двору и т.п.).

    Массовые социальные движения

    Массовые социальные движения — особый класс социальных явлений, обладающий различными уровнями. Это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, против ядерных испытаний и за охрану окружающей среды), локальные движения, ограниченные определенной территорией или опреде­ленной социальной группой (против использования ядерного по­лигона в конкретной местности или движение за равноправие женщин) и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов адми­нистрации муниципалитета).

    162

    Любое социальное движение всегда базируется на определен­ном общественном мнении, хотя впоследствии оно само укрепля­ется и формируется по мере развития движения. Всякое социаль­ное движение имеет в качестве цели изменение ситуации и формирует программу. Движение обычно отдает себе отчет в тех средствах, которые могут использоваться для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средств. Всякое социальное движение также реализуется в той или иной степени на различных проявлениях массового поведения — демонстрациях, митингах, съездах и пр.

    В социальной психологии важными являются три вопроса: механиз­мы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства и характеристика лидеров.

    Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников движения. Они подразделяются на фундаментальные (определяются условиями существования, статусом конкретной социальной группы и ее отношением к политическому ре­шению или акту законодательства) и сиюминутные (порождены про­блемной ситуацией и основаны чисто эмоциональными реакциями). Их соотношение определяет основательность и прочность движения.

    В современной литературе предложены две теории, объясняющие причины присоединения индивида к социальному движению: теория относительной депривации и теория мобилизации ресурсов. В первой утверждается, что человек испытывает потребность достижения цели не в том случае, когда он абсолютно лишен каюого-то блага (права, ценнос­ти), а только тогда, когда он этого лишен частично и может сравнить свое положение с положением других. Вторая теория делает акцент на более "психологические" основания присоединения к движению, утверждая, что человек испытывает потребности идентифицироваться с группой, ощутить себя ее частью и тем самым почувствовать свою силу, мобили­зовать ресурсы. Обе теории страдают односторонностью, переоцени­вая значение лишь одного фактора, и, по-видимому, вопрос о рекрута-ции сторонников социальных движений еще ждет своих исследователей.

    Проблема соотношения большинства и меньшинства в любом массовом движении является одной из центральных в концепции фран­цузского социального психолога С. Московией (1984). В любом соци­альном движении, поскольку оно объединяет разнородные группы лю­дей, легко обозначается меньшинство, которое не соглашается с мнением большинства о способах достижения цели или по иным вопросам. Это может ослабить движение и, следовательно, необходим диалог, обеспе­чивающий права меньшинства, перспективы для торжества его точки зрения. Автором предлагаются характеристики условий, при которых меньшинство может рассчитывать на влияние в движении: они должны действовать синхронно, т.е. демонстрировать единодушие участников в каждый данный момент; а их позиции и поведение должно быть стабиль-

    6* 163

    ными во времени. Только при соблюдении этих условий переговоры меньшинства с большинством могут быть успешными. Необходима проработка и самого стиля переговоров: умение достигать компромис­са, снимать излишнюю категоричность и др.

    Лидер массового движения должен обладать особыми чертами: кроме умения наиболее полно выражать и отстаивать цели движения, он должен и чисто внешне импонировать большинству членов дви­жения. Имидж лидера социального движения должен быть предме­том его повседневного внимания. Прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения. Эти же качества лидера способствуют удержанию движения в принятых рамках поведения, не допускающих легкости изменения избранной тактики и стратегии действий.

    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   33


    написать администратору сайта