Джуринский_История образования и педагогической мысли_2003. Учебник для студентов высших учебных заведений
Скачать 2.9 Mb.
|
Глава 4. Школа и педагогика России XIX в.1. Общий взглядРазвитие школы и педагогики России в XIX столетии вступает в важный этап. Формируется национальная секуляризированная система образования, педагогическая мысль, которые должны были отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Основным препятствием развития школы и педагогики в таком направлении являлись самодержавный режим, крепостнические отношения, традиции сословного обучения и воспитания. Самодержавие плохо уживалось с просвещением, хотя и не могло без него обойтись. Царизм искал способы содействовать прогрессу в образовании в виде подготовки научно-технических специалистов и одновременно пытался избежать непременных спутников такого прогресса — светского гражданского мышления, вольнодумства. Эволюция школы и педагогики в первой половине века происходила в условиях нараставшего общественного кризиса. Система государственного образования отразила этот кризис, сохранив традиции сословности, стоявшие на пути движения общества. Школа продвинулось вперед скорее в качестве, чем в количестве. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие европейской и мировой культуры. Но основная масса народа оставалась бесправной, находилась вне этой культуры, живя в нужде, без сколько-нибудь систематического образования. Глубину подобного противоречия осознали декабристы, вышедшие на Сенатскую площадь в декабре 1825 г. С 1830-х гг. происходит оформление новой социальной группы — разночинцев, которые становятся носителями идей переустройства общества, в том числе образования и воспитания. К 1860-х гг. находится и слово для характеристики этой группы — интеллигенция. В 1830-1850-х гг. в сфере образования и педагогической мысли определились две основные тенденции развития. Одна была проявлением официальной политики, пронизанной идеями авторитарности, национализма, клерикализма, другая отразила демократические устремления общества. Наиболее значимые события в развитии школы и педагогической мысли России Нового времени пришлись на вторую половину XIX столетия — эпоху важных социальных реформ, предпринятых в ходе отмены крепостной зависимости крестьянства. Это была пора расцвета национальной русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли. В этот период правительство всерьез занялось перестройкой школьной системы. На российской почве произрастали те же педагогические идеи, что и в Западной Европе Нового времени, — национальное и общечеловеческое воспитание и образование, научность обучения и воспитания, переход от классической к современной школе. Эти идеи получили специфическую направленность из-за особых условий российской жизни. Так, продолжалась выработка идей народности школы и педагогики, которые оказались в центре внимания общественной мысли. В обществе широко распространяется взгляд на просвещение как способ изменения существовавших условий жизни. В педагогике нарастало внимание к отдельной личности. Одновременно изучение характера, быта, потребностей народных низов рассматривалось как необходимое условие выработки принципов воспитания и обучения. Показателем роста интереса к воспитанию и образованию было формирование педагогической журналистики, создание научных педагогических центров. В конце 1850 — начале 1860-х гг. появилось несколько специальных педагогических журналов, возникли Санкт-Петербургское педагогическое собрание (общество) (1859 г.), Комитет грамотности при Вольном экономическом обществе (1861 г.). 2. Развитие образования в первой четверти XIX в.В первой четверти XIX в. развитие образования прошло два разных этапа. На первом этапе (до 1815 г.) правительство намеревалось провести реформы в духе Просвещения. Планы в известной степени оказались следствием либерализма молодого царя Александра I(1777-1825), один из воспитателей которого был убежденный сторонник просветительских идей. К началу XIX в. в России существовали двух- и четырехклассные училища и три гимназии — в Петербурге, Москве и Казани. Кроме них действовали специальные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, духовные училища. Высшее образование представлено было прежде всего Московским университетом. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, которое на протяжении 1802-1804 гг. осуществило реформу народного образования. В ее подготовке участвовал один из главных разработчиков предшествующей реформы 1786 г., Ф.И. Янкович де Мириево. Документы по реформе подтверждали передовые идеи светского образования, преемственности в системе обучения, гуманистические задачи воспитания (приучение учащихся к трудолюбию, возбуждение у них охоты к учению, воспитание честности и благонравия, исправление дурных наклонностей и пр.). Реорганизация национальной системы образования началась с принятия Предварительных, правил народного просвещения (1803 г.) и Устава учебных заведений, подведомственных университетам (1804 г.). Устав 1804 г. предусматривал постепенное преобразование главных и малых народных училищ. Новая система предусматривала 4 ступени образования: университеты (высшая ступень), гимназии (средняя ступень), уездные училища (промежуточная ступень), приходские школы (низшая ступень). Между ступенями должна была существовать преемственность. Создавались 6 округов, в каждом из которых должен был быть университет и примыкавшие к нему средние учебные заведения. Обучение в приходских училищах было рассчитано на один год, в уездных училищах — на два года. В программу последних вошли 15 учебных дисциплин: грамматика русского языка (в национальных школах — и грамматика родного языка), география, история, арифметика, геометрия, физика, естествознание, начала технологии и др. Курс гимназического образования составлял 4 года, программа включала латынь и живые западные языки, географию, историю, статистику, логику, поэзию, русскую словесность, математику и естественно-исторические дисциплины (минералогия, ботаника, зоология, коммерция, технология), рисование; не было в программе богословия и русского языка. Первым объектом реформ оказалась высшая школа. К уже существовавшим университетам в Москве, Вильно и Дерпте прибавились новые — Харьковский, Казанский и Петербургский. Преобразование прежних гимназий, главных народных училищ в гимназии нового типа, а малых народных училищ — в уездные растянулось почти на два десятилетия. Менее всего удалась реформа приходских школ. Их число росло медленно, прежде всего из-за нехватки средств. Не все идеи реформы получили воплощение на практике. Так, уже в 1808 г. в гимназиях был введен в качестве обязательного предмета Закон Божий, хотя изначально он в учебном плане отсутствовал. Все более заметную роль в школьном деле приобретала частная инициатива. Возникли частные учебные заведения, которые успешно конкурировали с государственными: Ришельевский лицей в Одессе (в дальнейшем преобразован в университет), Ярославский лицей, Лазаревский институт восточных языков в Москве, подмосковный пансион В.В. Измайлова, школа А.А. Ширинского-Шихматова для крестьянских детей под Смоленском и др. Заметную роль в становлении частных начальных учебных заведений сыграли декабристы. Объединившись в Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения (Белл-Ланкастерская система), они открыли в течение 1818-1822 гг. в Петербурге 4 таких училища. Тогда же в квартировавших в северной столице полках декабристами были учреждены солдатские школы обучения грамоте. Подобные школы создавали ссыльные участники декабрьского восстания 1825 г. Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах. Обычно пансионное воспитание осуществляли иностранцы. Во многих пансионах обучение было поставлено крайне неудовлетворительно. Роль частного пансионного воспитания была несколько ослаблена вследствие учреждения лицеев — государственных закрытых учебных заведений для дворянства. Особую роль в их создании, в частности Царскосельского лицея, сыграл блестящий администратор М.М. Сперанский (1772-1839). Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. Первым директором Царскосельского лицея был назначен известный просветитель В.Ф. Малиновский (1765-1814). Из стен лицея вышел великий поэт А.С Пушкин. В дворянской среде по-прежнему распространено было домашнее воспитание. Гувернерами нанимали по большей части французов-эмигрантов. Результаты такого воспитания становились все более нетерпимыми. Как замечал А.С. Пушкин, в России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное: ребенок окружен одними холопами, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем. В последнее десятилетие царствования Александра I в правительстве усиливаются консервативные настроения. Значительным влиянием при определении школьной политики в этот период пользовался князь Александр Николаевич Голицын (1773-1844). В 1816 г. он возглавил Министерство народного просвещения. Еще до прихода на пост министра Голицын показал себя завзятым клерикалом. Возглавив Русское библейское общество, он инициировал создание нескольких школ для бедных, где применялась Белл-Ланкастерская система, особенно та часть, что поощряла изучении Библии. При Голицыне усилилась клерикализация образования. В поддержку такой линии император издал манифест о создании Министерства народного просвещения и духовных дел, что по сути означало удар по светскому образованию. Университеты получили предписание готовить для средних школ преподавателей богословия. Сподвижник министра М.Л. Магницкий (1778-1844) подготовил инструкции для университетов, где доказывалось, что истины, основанные на одном разуме, суть лишь эгоизм и скрытая гордыня. Магницкий учинил ревизию Казанского университета, насадив в нем дух обскурантизма. Например, одному из преподавателей было запрещено преподавать в любых учебных заведениях России на том основании, что тот утверждал в лекциях, что законы природы могут быть выведены из разумных принципов. Подобный же разгром светского образования произведен был в Петербургском университете. При министре просвещения Александре Семеновиче Шишкове в 1824-1828 гг. в школьной политике от теософических пристрастий Голицына возвратились к национальному православию. Соответственно обскурантизм приобрел иные формы. «Истинное просвещение, — писал Шишков, — состоит в страхе Божием, который есть начало премудрости... И хотя русский народ верен церкви, престолу и отечеству, но [необходимо]... войти в строгое наблюдение — не преподаются ли где в университетах, гимназиях, народных училищах и пансионах под видом наук какие-либо вредные учения». Определяя задачи ограничить научное образование, Шишков заявлял: «Науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру». |