Джуринский_История образования и педагогической мысли_2003. Учебник для студентов высших учебных заведений
Скачать 2.9 Mb.
|
3. Классики педагогики XIX столетияЭпоха Нового времени отмечена творчеством педагогов, вошедших в число классиков науки о воспитании и образовании. Среди них следует назвать И.-Г Песталоцци (Швейцария), И.-Ф. Гербарта, Ф. Фрёбеля, Ф.А.В. Дистервега (Германия). В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)известен как один из благородных подвижников воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя подлинно народной школы. И.-Г Песталоцци родился в Цюрихе в семье врача. Рано лишившись отца, он вместе с двумя сестрами был воспитан в дружной семье, постоянно терпевшей жизненные невзгоды. Как многие талантливые люди, Песталоцци был доверчив до наивности. Но вместе с тем это был человек несгибаемой воли, не пасовавший перед преследовавшими его неудачами. Будучи пропагандистом народного образования, он поднял голос против школьной рутины, сформулировал по-новому идеи домашнего обучения и семейного воспитания. В 1774 г. Песталоцци учредил свой первый приют для бедных детей в Нейгофе. Воспитательной деятельностью он занялся под сильным влиянием идей Руссо, после прочтения «Эмиля...». В планы Песталоцци входило научить крестьянских детей рациональным приемам сельскохозяйственного труда. Педагог надеялся посредством связанного с производительным трудом воспитания дать сиротам и беспризорным надежду на независимую и активную жизнь. Он исходил из того, что разумная школа должна обучать порядку, который необходим для собственного благосостояния и благосостояния близких. «Я убедился на опыте, что дети при непривычном для нux, но регулярном труде очень быстро приобретают бодрое настроение. Из темной глубины своей нищеты они подымаются к ощущению своего человеческого достоинства, к доверию, к дружбе», — пишет Песталоцци о своих наблюдениях в Нейгофе. Воспитанники Нейгофа работали в поле и прядильно-ткацких мастерских. Они приобретали минимум общего образования (письмо, счет, чтение, пение). В сущности это была попытка соединения обучения с производственной деятельностью. В 1780 г. школа в Нейгофе разорилась и была закрыта. Надежды обеспечить материально приют за счет производительного детского труда потерпели крах. Сам Песталоцци лишился средств к существованию. Отойдя на время от практической деятельности, Песталоцци пишет педагогический роман «Лингард и Гертруда», который принес ему некоторые средства и громкую славу. Так, Законодательное собрание Французской республики объявило Песталоцци почетным гражданином Франции. В 1789 г. для Песталоцци открылась возможность возвратиться к излюбленным занятиям. Он открывает воспитательное учреждение для сирот и нищих в Станце, где с особой тщательностью организует и исследует воспитывающий труд и развивающее обучение. У него рождается идея элементного воспитания. Приют в Станце просуществовал недолго. Детей и воспитателя выгоняют на улицу. Но и это не сломило Песталоцци. Он вновь и вновь возобновлял педагогическую работу — поначалу в Бургдорфе (1800-1804), затем в приюте для бедных в Ивердоне (1805-1826). На закате жизни Песталоцци пишет ряд сочинений, в которых обобщал свой опыт. Среди наиболее знаменитых — «Лебединая песня». Песталоцци немало сделал для того, чтобы педагогика отвечала требованиям времени. Актуален в этой связи его взгляд на опытные школы как генераторы научных педагогических идей. Песталоцци предлагал при определении основ образования опереться на знание человеческой психологии. В поисках общего психологического источника приемов воспитания и обучения он пришел к убеждению, что таковыми являются элементы — простейшие составные части человеческого знания. У Песталоцци познание начинается не с чувственного наблюдения, а с активного созерцания идеальных объектов подобных элементов. Песталоцци призывал вслед за Руссо вернуться в воспитании к высокой и простой сообразности с природой. Однако в своем тезисе «Жизнь формирует» он расставил иные акценты в соотношении биологических и социальных факторов воспитания. Воспитание рассматривалось как богатый общественный процесс и утверждалось, что обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него. Для реализации своей педагогической теории Песталоцци разработал метод элементного воспитания. Суть метода заключалась в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Педагогический процесс делился на простейшие элементы. Число, форма, язык определялись первичными элементами умственного воспитания; отношения ребенка с матерью, чувство гармонии, упорядоченности, красоты — элементами нравственного воспитания; череда взаимосвязанных простых телодвижений, умения ударить, кинуть и пр. — элементами физического и трудового воспитания; и т.д. Указанные элементы предлагалось сделать первоосновой разностороннего развития личности. Элементы — своеобразные «кирпичики», из которых, по Песталоцци, складывается воспитание. Число «кирпичиков» постепенно увеличивается. Так, при нравственном воспитании происходит расширение круга детской любви: родители, братья и сестры, учитель, школьные товарищи и т.д. Говоря об элементном нравственном воспитании, Песталоцци писал: «Все элементарное нравственное воспитание покоится вообще на трех основаниях: выработать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, превозмогая себя и прилагая усилия; и, наконец, сформировать нравственные воззрения через размышления и сопоставление правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится...». В качестве «кирпичиков» элементного физического и трудового воспитания предлагались гимнастические упражнения по развитию суставов, в ходе естественных движений (ходьба, бег, поднятие тяжестей и пр.). Метод элементного воспитания — это определенная система развития способностей и упражнений. Предполагался взгляд на обыденное как нечто неизведанное и любопытное, т. е. намечалось поощрять детское свойство удивляться миру и познавать его. Поощрялась самостоятельность воспитанников. Учащиеся сначала вместе с учителем, а затем сами должны развивать свои силы и способности. Цели и средства педагогических воздействий раскрывались Песталоцци прежде всего в содержании элементных понятий. Так, программа воспитания бедняков, направленная на то, чтобы обеспечить физическую тренировку вкупе с умственным развитием и формированием нравственных ценностей в самых неблагоприятных социальных условиях, включала несколько пунктов: ум (склонность к самостоятельным суждениям), достоинство (способность к самозащите и самопомощи): нравственность (деятельная любовь и доброта к ближним); физическое здоровье; профессия и культура (труда; система мировоззренческих ценностей. Фридрих Фрёбель (1782-1852) — наиболее яркая фигура движения педагогического романтизма, получившего развитие в Германии в первой половине XIX в. Ему была присуща вера в душевные силы ребенка и воспитание, которое должно оживлять связь личности с беспредельным бытием. Фрёбель — основоположник современных учений дошкольного воспитания в детских садах. Проблему создания детских садов Фрёбель поставил в тесную связь с необходимостью расширения не только верхних, но и нижних границ общего образования. В педагогических воззрениях он исходил из всеобщности законов бытия: «Во всем присутствует, действует и царит вечный закон... и во внешнем мире, в природе, и во внутренним мире, духе...». Назначение человека, по Фрёбелю, — включиться в осеняемый этим законом божественный порядок, развивать свою сущность и свое божественное начало. Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов. В основном педагогическом сочинении Фрёбеля «Воспитание человека» (1826 г.) подчеркнуто, что человек по своей сути творец. Воспитание предназначено для выявления и развития в человеке соответствующих творческих задатков. Фрёбель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в душе человека, поступательное развитие человека и закон природосообразности. В своем развитии, полагал Фрёбель, ребенок творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания. Центром фрёбелевской педагогической системы является теория игры. По Фрёбелю, детская игра — зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира, мост от внутреннего мира к природе. Природа представлялась в виде единой и многообразной сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы, — средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром малыша и внешним — окружающей средой. Для развития ребенка в раннем возрасте предлагался игровой дидактический материал — так называемые дары Фрёбеля. Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841) — философ, психолог, математик — один из выдающихся педагогов XIX в., теоретиков воспитывающего обучения. Первый педагогический труд Гербарта посвящен творчеству Песталоцци. Основные педагогические сочинения Гербарта — «Первые лекции по педагогике» (1835 г.), капитальная «Общая педагогика» (1806 г.). Гербарт видел в педагогике как науке в первую очередь методологический инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению тезисов и основоположений и фундаментальных условий результативности учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности эмпирической и философской педагогики, представители которых исходили из фактов либо из отвлеченных суждений. Он настаивал на суверенности педагогической науки: «Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разрабатывала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук». Гербарт видел в педагогике не только науку, но и искусство, владея которым, педагог в каждом конкретном случае поступает в соответствии с тем, что предоставил ему практический опыт. Овладение педагогикой как наукой и искусством принципиально необходимо, поскольку, как замечал Гербарт, наставник всегда, даже против своей воли... влияет в хорошую или дурную сторону. Педагогика, по Гербарту, будучи самостоятельной наукой, опирается на практическую философию (этику и психологию). С помощью этики намечаются педагогические цели, с помощью психологии — способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствовать пяти главным критериям: внутренней свободы, совершенства, благожелательности, законности и справедливости. Центральный тезис рассуждений Гербарта — формирование нравственного человека. Это — ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии — управление, обучение и нравственное воспитание. Гербарт замечал, что управление должно решать задачу поддержания порядка. Он указывал, что управление само по себе не воспитывает, а лишь создает предпосылки для воспитания. Предложена была система приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение в деятельность и пр. Гербартианская дидактика охватывает проблематику обучения в узком смысле слова и вопросы воспитания: «Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование... без обучения есть цель, лишенная средств». Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса. Интерес определен как интеллектуальная самодеятельность, вызванная обучением и приводящая к возникновению у детей собственных свободных душевных состояний. Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую естественную последовательность учебного процесса в виде формальных ступеней. Были определены четыре такие ступени: две — по углублению обучения, две — по осмыслению обучения. Под углублением подразумевался выход на новые знания, под осмыслением — соединение этих знаний с уже имеющимися. На первых двух ступенях особенно важны такие методы обучения, как наглядность и беседа, на двух других — самостоятельная работа ученика и слово учителя. Гербартом определены три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический. Главенствующее место отдавалось аналитическому методу, при котором надлежало систематизировать знания учащихся. Все три метода следовало применять в совокупности. Нравственное воспитание как часть триединого педагогического процесса должно было прежде всего формировать волю и характер будущего члена общества. Предлагался свод рекомендаций по нравственному воспитанию. Гербарт полагал, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него. Им предложены шесть практических способов нравственного воспитания: сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенноясный, морализаторский, увещевающий. Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) сосредоточил свои исследования в сфере народной массовой школы. Достоинство педагогических воззрений Дистервега прежде всего в блестящей интерпретации и популяризации идей Руссо, Песталоцци, немецкого Просвещения и немецкой классической философии. Основной педагогический труд Дистервега — «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природосообразности и кулътуросообразности. Дистервег в воспитании ставил во главу угла развивающе-воспитателъное и образовательное обучение. В воспитании и обучении предлагалось следовать природе, персональным свойствам ребенка. (Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. Это главный, высший закон всякого обучения.) Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы морали, быта, потребления; внутренняя культура — духовная жизнь человека; общественная культура — социальные отношения и национальная культура. Как дидакт, Дистервег особенно настаивал на расширении естественнонаучного образования, в обучении отдавалось предпочтение индуктивному методу (элементарный метод). Полезными для школы оказались дидактические правила, сформулированные Дистервегом, — ясность, четкость, последовательность, наглядность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика и пр. Дистервег рассматривал преподавателя как основную фигуру в воспитании: «Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании». |