Джуринский_История образования и педагогической мысли_2003. Учебник для студентов высших учебных заведений
Скачать 2.9 Mb.
|
4. Педагогические идеи и проекты Французской революцииПросвещение предложило программу прогрессивных реформ воспитания и образования, провозгласив всеобщее право на обучение, формирование полезного человека, который способен отдать полуценные знания на благо гражданского общества. Чтобы осуществить такую программу, надлежало преобразовать все общество. Это была призвана свершить Французская революция (1789-1793). Деятели революции подхватили педагогические идеи Просвещения. Эти идеи нашли отзвук уже накануне революционной бури, во время созыва представителей всех сословий — Генеральных штатов. Почти во всех адресах, которые направлялись населением в Генеральные штаты, звучало требование создать внесословную общенациональную школьную систему. Участники Французской революции видели в идеях Просвещения основу воспитания членов нового общества. Школьные проекты эпохи Французской революции несут печать этих идей. Ее радикальные представители особо выделяли руссоистскую программу обновления общества и воспитания, считая ее автора теоретиком наилучшей системы воспитания. Автор педагогического проекта Луи Мишель Лепелетье (1763-1793) организовал в честь Руссо торжественную манифестацию. Лидер якобинцев Максимилиан Робеспьер (1758-1794) усматривал в числе достоинств руссоизма идею внеконфессионального религиозного воспитания масс, которую явно использовал при введении культа высшего существа. Почитатели Руссо давали имена героев «Эмиля...» собственным детям и применяли рекомендации своего кумира при их воспитании и обучении. Вопросы образования с самого начала оказались в поле зрения участников Французской революции. В «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.) провозглашалась задача организации общественного образования, доступного всем гражданам, бесплатного в тех частях обучения, которые необходимы всем людям без изъятия. В педагогических планах и проектах ставились прежде всего вопросы взаимоотношений государства и школы, создания новой системы учебных заведений, реформы содержания образования, подготовки учителей, женского образования. С особым вниманием рассматривались принципы свободы, светскости образования, языкового единства обучения. В 1791 г. Учредительное собрание рассматривало план организации системы народного образования. Его автором был Шарль Морис Талейран (1754-1838). Проект предусматривал создание четырех ступеней школы. Первая — начальные учебные заведения, где должны были учить чтению, письму, началам французской грамматики и литературы, математике в пределах четырех арифметических действий, географии того департамента, где находилась школа. В больших городах эту программу предусматривалось дополнить черчением и геометрией. Вторая ступень — 7-летние учебные заведения в центральных городах. Их программа предполагала расширение полученных ранее знаний, а также включала логику и математику, латынь, греческий, физику, естествознание. Третья ступень — специальные учебные заведения в главных городах департаментов (медицинские, военные, юридические, богословские). Вершиной системы становился институт. Первая ступень бесплатная, остальные платные. Учащиеся должны были самостоятельно поддерживать дисциплину. Целью школы провозглашалось пробуждение в юных питомцах инициативы, свободы, любознательности. Учебные заведения планировались как светские, но преподавание «принципов религии» объявлялось обязательным. План Талейрана для того времени выглядел внушительно. Он не был созданием одного автора. При составлении проекта использовались советы самых образованных людей и ученых Франции. Но документ уже не отвечал духу времени. Некоторые его пункты оказались консервативными: ограничение начальным женского образования, немногочисленность школ второй ступени, обязательность религиозного обучения. Проект не был принят. Учредительное собрание ограничилось включением почерпнутого из него пункта в Конституцию 1791 г., который гласил: «Будет создано и организовано народное образование, общее для всех граждан, бесплатное в отношении тех этапов образования, которые необходимы для всех людей». В октябре 1791 г. Законодательное собрание вернулось к обсуждению проблемы народного образования. В Комитете по образованию в 1792 г. был разработан проект, автором которого явился видный представитель Просвещения Жан Антуан Никола Кондорсе (1743-1794). Проект предусматривал для детей из народа две ступени элементарного обучения: начальную и повышенную. Четырехлетние начальные школы планировалось организовать в населенных пунктах или группе коммун с числом жителей не менее 400, элементарные школы второй ступени — в каждом городе или округе с 4-5 тыс. жителей. Сверх того предусматривалось создать систему среднего образования — лицеи, а также учреждения высшего образования — институты. Все типы учебных заведений объявлялись бесплатными. Однако образование не являлось обязательным. Доклад Кондорсе для своего времени оказался выдающимся демократическим документом. Он не оставлял места религиозному обучению, намечал принцип преемственности всех ступеней школы, провозглашал равенство образования мужчин и женщин. Проект Кондорсе оказался более всеобъемлющим, гуманным, носящим более народный характер, нежели план Талейрана. Комитет образования не согласился с предложениями Кондорсе, однако поддержал другой документ, где интерпретировались идеи Кондорсе и намечались определенные меры по созданию светской школы и ликвидации конфессионального обучения. В августе 1792 г. в соответствии с этим Законодательное собрание приняло декрет о закрытии школ религиозных конгрегации. Противоречивую позицию в вопросах образования заняли якобинцы. В июне 1793 г. по их инициативе был принят новый текст «Декларации прав», где провозглашалось и право общего образования. В этот период были закрыты и подвергнуты реорганизации в соответствии с принципами светскости начальные школы, ранее находившиеся в ведении церкви. Из помещений оставшихся школ выносили изображения святых, уроки катехизиса заменялись «уроками революции», на которых читали «Декларацию прав человека». Но те же якобинцы не поддержали законодательных инициатив по созданию общедоступных школ в виде интернатов — «Домов национального воспитания», а также по организации преемственной системы образования. После принятия декрета «О культе верховного существа» якобинцы ослабили антирелигиозные мероприятия в школе. Больше того, якобинский Конвент принял план, который допускал участие духовенства в организации учебных заведений и оставлял без изменений систему дореволюционных коллежей. Поражение революции перекрыло путь планам демократизации школы. В 1795 г. в качестве закона во Франции был принят проект, который предлагал весьма умеренные реформы: создание немногочисленных начальных школ для обучения счету, письму и чтению; три четверти учеников этих школ должны были оплачивать обучение. 5. Тенденции развития образованияВ XVII-XVIII вв. принцип сословности, в соответствии с которым наилучшие школы предназначались для дворянства и духовенства, все более ощутимо влиял на снижение интеллектуального потенциала наций. Попытки реформировать образование на светских началах наталкивались на оппозицию церкви, оставшейся духовным и организационным центром школьного дела. С начала Нового времени расширялись масштабы образования первого и второго сословий, а также верхов третьего сословия. В результате соперничества католической и протестантской церквей усложняются задачи и программы, повышается эффективность деятельности учебных заведений. Основным видом учебного заведения в системе повышенного образования стала школа классического типа, все больше отличавшаяся от прежних учебных заведений. Ее приоритетом постепенно сделался пересмотр содержания образования в пользу предметов реального цикла. Устои феодальной школы уже начинали разрушаться. Увеличивался приток в учебные заведения детей третьего сословия (крестьян и горожан). Во Франции, например, такая категория составила к середине XVII в. половину учеников общеобразовательных заведений. Усилилось влияние светского образования, что выразилось в расширении программ «мирских дисциплин», успешном соперничестве общинных школ с церковными. Так, в 1672 г. в Париже насчитывалось свыше 160 муниципальных начальных (малых) школ и только 40 приходских заведений элементарного обучения. Развитие элементарных школ Развитие учреждений начального обучения в Западной Европе и Северной Америке представляло сложную картину борьбы нового со старым. В целом начальная школа не справлялась со своими задачами. Основная масса населения, и прежде всего крестьяне, оставалась неграмотной. Правящие классы пренебрегали просвещением народа. В Германии, где судьба начальных школ фактически полностью зависела от покровительства местных крупных землевладельцев и церковных властей, вопрос о сколько-нибудь систематической подготовке учителей и ликвидации неграмотности даже не ставился. В результате к концу XVIII в. чтением и письмом владело чуть больше трети населения Германии. Несмотря на эдикты, предписывающие отдавать детей в школу, в действительности в лучшем случае ее посещал лишь каждый второй ребенок. В застое оказалось и образование в Англии, где в конце XVIII в. на 1712 жителей в среднем приходился лишь один учащийся. Не лучше выглядела ситуация во Франции. Королевские власти не выделяли ни одного су на школы для низших слоев населения. В большинстве провинций не хватало начальных учебных заведений. Даже в сравнительно благополучном Орлеанском округе в 1750 г. на 106 коммун приходилось лишь 50 учреждений элементарного образования. Не хватало профессиональных преподавателей. Количество учебных заведений для подготовки преподавателей элементарной школы исчислялось единицами. Число выпускников было крайне незначительным. Так, единственная на всю Францию семинария св. Шарля в конце XVII в. выпускала ежегодно 2-3 десятка учителей, что было каплей в море. Однако при всем этом масштабы и эффективность начального обучения неуклонно повышались. Обратимся для примера к данным по Франции. В ряде провинций количество начальных учебных заведений увеличилось в течение 1600-х гг. почти в пять раз. В некоторых местностях в конце XVII в. произошел резкий прирост таких заведений. Так, в округе Монпелье в 1677 г. начальные школы имелись в 40% коммун, а спустя 10 лет — уже в 73%. В конце XVII в. грамотность мужского городского населения колебалась в пределах 40-80%. Особенно высок был ее уровень в первом и втором сословиях: у мужчин до 100%, у женщин — до 70%. Распространялась грамотность и среди городской части третьего сословия. Еще большая часть населения была охвачена элементарным обучением в 1700-х гг. Так, в Руанском округе в 1790 г. начальные школы имелись почти во всех коммунах. Росла грамотность в городах. В итоге к концу XVIII в. 47% мужчин и 26% женщин во Франции были грамотными. Живительную струю в организацию школ начального обучения внесли представители движения Реформации в Германии, Англии и Северной Америке. Яркий образец программы элементарных школ, создававшихся деятелями Реформации, — Готский школьный устав (1642 г.). Он сделался каноном для многих учебных заведений в Германии. Документ был выработан под заметным воздействием идей Я.-А. Коменского и В. Ратке. Уставом планировалось обучение в трех классах: низшем, среднем и старшем. В первых двух классах по катехизису обучали родному языку (чтение, письмо), счету, церковному пению. В старшем классе к этому добавляли «мирские предметы»: изучение обычаев, начала естествознания, местной географии. Последние содержали знания о природе (почему молния видна раньше, чем слышится гром, и т.п.), о ведении хозяйства (советы земледельцу), первые сведения о судопроизводстве и собственности (что такое межа между частными владениями и др.). Преподавать «мирские предметы» надлежало, опираясь на наглядность и наблюдения; учитель должен был добиваться достижения учениками определенного уровня подготовки. Начальный возраст ученика определялся Готским уставом в 5 лет; учиться школьник мог до тех пор, пока не сдавал экзамен (но не дольше, чем до 14 лет). Занятия шли круглый год, 5 дней в неделю (за исключением среды и субботы), по 6 часов ежедневно. В деревенских школах предусматривались 6-недельные летние каникулы, в городских — 4-недельные. Всем предметам, кроме мирских, обучал один учитель — шульмейстер. «Мирские предметы» преподавали специальные учителя. Предполагалось поднять социальный статус учителя путем создания специальных учреждений подготовки шульмейстеров, введения постоянной оплаты учительского труда. В Англии на протяжении XVII-XVIII вв. под эгидой англиканской церкви создавались благотворительные и воскресные школы для бедняков. Уровень подготовки в этих учебных заведениях элементарного образования был крайне низким: лишь некоторые выпускники могли с трудом читать религиозные тексты на родном языке. В Северной Америке первые школы начального образования появились в общинах пуритан в XVII в. В 1647 г. в колонии Массачусетс был принят первый закон, регламентировавший программу и деятельность таких школ в духе Реформации. В 1600-1700 гг. католические монархии и римская церковь заметно активизировали свою деятельность в сфере элементарного образования. В значительной степени это было вызвано стремлением противостоять влиянию Реформации. Пример такой политики — начальная школа Франции. Под нажимом католиков во Франции было сорвано соблюдение Нантского эдикта 1508 г. (отменен в 1685 г.), вследствие чего гугеноты лишились возможности создавать свои учебные заведения. Одновременно королевские власти и католический клир насаждали католические начальные школы. Была основана упомянутая выше семинария св. Шарля, которая готовила преподавателей для школ бедняков. Появились и первые руководства, адресованные этим преподавателям: «Христианские нравственные мысли для образования детей», «Приходская школа, или Способ обучать в малых школах» и др. В конце XVII в. появились первые уставы католических начальных школ. Эти документы пронизаны авторитарным и консервативным духом: запрещаются смешанные школы, подчеркивается необходимость телесных наказаний. (Розга необходима, ибо рождает мудрость.) Но в них чувствуется и влияние новых дидактических идей. (Дети усвоят хорошо текст лишь тогда, когда прочтут его самостоятельно.) Руководство католической церкви во Франции подхватило идею распространения образованности. В одном из кардинальских посланий (1698 г.) провозглашалась необходимость обучения для всех французов (для знати — обязательно). В документе регламентировались подотчетность церковных школ элементарного обучения, ежегодные суммы вознаграждения учителям — женщинам и мужчинам. Французский епископат, заботясь о своем влиянии на воспитание и обучение, призывал верующих укреплять в детях религиозные чувства. Активную деятельность в сфере элементарного образования Франции развернула католическая конгрегация «Братья христианских школ». Первая школа конгрегации появилась во Франции в 1679 г. Спустя 40 лет подобные школы действовали в 22 городах. К 1789 г. в учебных заведениях «Братьев...» насчитывалось до 36 тыс. учащихся в 116 городах. Обучение было бесплатным. В классах занималось до 100 учеников. Вместо индивидуального применялся метод фронтального обучения. Ученики овладевали началами чтения и письма на французском языке, правилами арифметики, заучивали псалмы, иногда учились читать по-латыни. Впрочем, далеко не все осваивали подобную программу, поэтому тех школяров, которые овладевали искусством выводить буквы, награждали громким титулом «писателя». Состояние полного общего образования Существенные изменения претерпело в Западной Европе и Северной Америке в XVII-XVIII вв. полное общее образование. Главным видом такого образования становится учебное заведение классического типа: в Германии — городская (латинская) школа и гимназия, в Англии и Северной Америке — грамматическая школа, во Франции — коллеж. Эти учреждения впитали идеи Возрождения, Реформации и Просвещения. Вместе с тем в их деятельности получила отражение и консервативная традиция. Они предназначались для имущих слоев общества и нередко находились на содержании государства. В Германии на протяжении 1600 гг. было учреждено свыше 100 городских школ. Многие из них впоследствии были преобразованы в гимназии. В конце XVIII в. в одной лишь Пруссии насчитывалось до 380 городских школ и гимназий. В программах этих заведений происходили заметные перемены. На первых порах основная часть учебного времени отводилась изучению античных языков и литературы. Но уже в первые десятилетия XVIII в. эти предметы занимали лишь половину учебных часов. Одновременно (хотя бегло и в малом объеме) преподавались история, география, математика и естественные науки. Воспитание в городских школах было пропитано религией. Учащиеся тщательно и систематически изучали катехизис. Городские школы и гимназии нередко оказывались инструментом воспитания малоинициативного, законопослушного, богобоязненного поколения. Заявляя об этих задачах, представители церкви подчеркивали: «Тот лучший подданный, кто больше верует, и тот наихудший, кто больше рассуждает». Постепенно в городских школах и гимназиях расширялось светское современное образование. В результате реформы в Пруссии (1787 г.) произошли изменения программ городских школ и гимназий, приведшие к заметному возрастанию доли естественнонаучных дисциплин. Управление учебных заведений перешло от консистории в ведение светской королевской власти. Важный вклад в развитие современного образования в Германии внесли сторонники неогуманизма. Их усилиями в программах ряда городских школ и гимназий стало предусматриваться расширение преподавания немецкого языка и литературы. Особая заслуга в создании учебно-воспитательных учреждений нового типа принадлежала педагогам-филантропинистам. Их деятельность протекала под заметным влиянием руссоизма. Первое учебное заведение — филантропин — основано в Дессау И.-Б. Базедовым (1774 г). Принципиальным отличием учреждения была конфессиональная терпимость. В учебный план входили немецкий, французский, латинский и греческий языки, философия, мораль, математика, естествознание, история, география, рисование, музыка, верховая езда; заметное место занимал ручной труд. Использовались активные методы, ориентирующие учащихся на самостоятельную деятельность. По образцу филантропина возникло несколько других учебно-воспитательных учреждений. В Англии среди грамматических школ особо выделялись большие публичные школы, которые предназначались для аристократической элиты. Эти учебные заведения в общем насчитывали не более 3 тыс. учащихся. По составу учеников, программам, предназначению публичные школы отличались друг от друга. Итонская школа, например, поддерживала традиционные связи с монархией, Вестминстерская — с государственными торговыми учреждениями Лондона и юристами. В относительно новой публичной школе Харроу (создана в XVIII в.) жил дух либерализма и симпатий к идеям Французской революции. В классах публичных школ господствовала жесткая дисциплина. Зато после окончания занятий юноши пользовались полной свободой. Им разрешалось выбирать из своей среды лидеров, общаться с местным населением. Бытовые условия и нравы питомцев публичных школ были столь непритязательны, что приводили в ужас некоторых чувствительных родителей. Считалось, однако, что подобная обстановка учит аристократов искусству выживания, умению постоять за себя. Грамматическая школа являлась учебным заведением классического образования, основанного на программе древних языков и литературы. Но на исходе 1700-х гг. такая традиция была нарушена. Во второй половине XVII в. «Незримой коллегией» (позже «Королевское общество») были созданы учебные заведения, где давали практически полезные знания и умения. Появляются так называемые новые школы (endowed] В этих учебных заведениях, а также в ряде частных грамматических школ, где учились дети торговцев, банкиров, духовенства, мелкопоместных дворян, было введено более обширное преподавание дисциплин естественнонаучного цикла, современных языков, истории, географии. Больше внимания стало уделяться изучению необходимых в коммерции знаний по математике и бухгалтерии. Публичных школ эта реформа не коснулась. Во Франции основным типом общеобразовательного учреждения на рубеже XVII-XVIII вв. становится коллеж. В конце 1700 гг. в стране насчитывалось 562 коллежа с 73 тыс. учащихся. Интересный педагогический опыт оставили коллежи двух подтипов: Пор-Рояля и «Оратории». В создании и деятельности школ Пор-Рояля приняли участие гугеноты и католическая конгрегация янсенистов. Конгреганисты проявляли особый интерес к воспитанию, считая его абсолютно необходимым. Школы были учреждены группой педагогов, получившей наименование «кружок Пор-Рояля». При реорганизации обучения использовались мысли Р. Декарта. Первая школа Пор-Рояля была открыта в 1637 г. в предместье Парижа, носившем такое же название. Школы просуществовали до 1661 г., а затем были закрыты королевским указом в результате интриг иезуитов, видевших в этих учреждениях опасных конкурентов. Учениками школ были ставшие затем известными всему миру ученые и писатели (Б. Паскаль, Ж. Расин и другие). Классы в учебных заведениях Пор-Рояля были небольшими — 5-6 учеников на одного-двух учителей. Педагоги отрицательно относились к оценкам, полагая, что они побуждают школяров к нездоровому соперничеству. Особое внимание уделялось религиозному воспитанию: «Мало говорить, много терпеть, еще больше молиться». Школы размещали в стороне от городской суеты, ближе к природе. Педагоги Пор-Рояля ставили цель формирования прежде всего рассудочного мышления. Считалось необходимым большую часть занятий направлять на развитие способности к суждениям. Это не значило, что учителя пренебрегали упражнениями памяти. Школяры заучивали значительный объем учебного материала, но нагрузки были посильными, т.е. соответствовали умственным возможностям каждого. Школы давали элементарное, общее и частично высшее образование. В курс входили французский язык, древние и новые языки, история, география, математика, риторика, философия. Программа была шагом в модернизации образования. Родной язык оценивался как первооснова обучения, что выглядело новшеством на фоне тогдашней практики образования. Учащиеся писали сочинения и письма на французском языке, используя собственный житейский опыт. Античных классиков часто изучали во французском переводе. Ученики делали самостоятельные переводы, заботясь о передаче смысла, а не формы. До 12-летнего возраста школьники приобретали элементарное образование: овладевали письмом, счетом, изучали географию, получали начальные знания по богословию. Затем осваивали дальнейшую программу. Занятия языками были упрощены. Например, преподавали родной язык фонетическим способом, что при архаичности французского письма оказалось более эффективным. По-новому обучали латыни. Сначала упражнялись в переводах с латинского на французский, затем делали переводы французских текстов на латинский язык. На занятиях по истории, географии, математике давались знания об окружающем мире. Использовались географические карты, изображения орудий труда, предметов быта и пр. Помимо арифметики в программу входили элементы алгебры и геометрии. Полная программа предназначалась мальчикам и юношам. Девочек обучали катехизису, чтению, письму В женских школах Пор-Рояля царил аскетический режим. Коллежи «Оратории» возникли одновременно с основанный в 1611 г. орденом того же названия. В 1719 г. насчитывалось уже свыше 20 школ «Оратории». Особым влиянием они пользовались в 60-е гг. Позже конгрегация была распущена, а ее школы влились в разряд остальных коллежей. Ораторианцы готовили, главным образом, приходских кюре. В центре программы было изучение религиозных догматов, античные литература и языки. Давались некоторые сведения из естественных наук. Не поощрялось схоластика — пустопорожние рассуждения. Коллежи шли по пути реформы содержания образования. Отечественные язык, литература и история являлись основой обучения. Французский язык и литература были обязательными дисциплинами. Более заметное место, чем в других коллежах, занимали дисциплины современного цикла: естественные науки, математика, история и география. В коллежах изучали труды Декарта и французского Просвещения. Одним из лучших учебных заведений считался созданный «Ораторией» коллеж Жюйи, где помимо указанных новшеств практиковались более короткие поурочные и ежедневные занятия. Циклу дисциплин обучал один преподаватель. Устраивались дополнительные занятия, вести которые приглашали специалистов. Опыт школ Пор-Рояля и «Оратории» оставил заметный след и в дальнейшем был осмыслен и использован во Франции при реформировании национальной системы образования. В Северной Америке в XVII-XVIII вв. школа развивалась (особенно вначале) под сильным воздействием европейского опыта, прежде всего английского. Первая городская школа была создана в Бостоне в 1635 г. Из появившихся аналогичных учебных заведений вырастают грамматические школы, которые к середине 1700-х гг. становятся ведущими среди общеобразовательных учреждений. Во второй половине 1700-х гг. в североамериканских колониях возникают общеобразовательные заведения нового типа — академии. Первое такое заведение основал в Пенсильвании в 1749 г. Б. Франклин. Академия Франклина предлагала учебную программу современного образования. Помимо предметов классического цикла предусматривалось изучение политической и экономической истории, естествознания, ряда иных научных дисциплин. Академия Франклина была образцом для подражания, и в конце 1700-х гг. академии стали наиболее распространенным видом полной общеобразовательной школы. Эволюция высшего образования Университеты и другие высшие школы Запада вступают в очередной важный этап. Постепенно меняются приоритеты высшей школы: от классического (греко-латинского) образования к образованию, основанному на новом научном знании. Во Франции перемены проявились в критике консерватизма университетов (Сорбонны, в первую очередь), которые становились все более непроницаемыми для идей Просвещения. Новые веяния нашли поддержку в конгреганистских высших учебных заведениях и в нескольких государственных научных центрах, прежде всего в Королевском коллеже (будущий Коллеж де Франс) (основан в 1530 г.). В Королевском коллеже преподавались не только дисциплины классического образования, но и новая философия, медицина, математика, востоковедение. Деятельность Королевского коллежа, а также академий естественных наук (создана в 1666 г.) и медицины (создана в 1776 г.) покончила с монополией Сорбонны на высшее интеллектуальное образование, содействовала развитию и распространению научных знаний. Сходное противостояние в высшем образовании происходило в Англии. О кризисе консерватизма свидетельствовало устойчивое снижение числа студентов старых факультетов Оксфорда и Кембриджа, которые оставались оплотом классического образования, основанного на изучении латинской и древнегреческой литературы. Открывались факультеты (колледжи) нового образования в Оксфорде и Кембридже, и одновременно росла популярность возникавших частных колледжей высшего образования, где преподавали современные языки, историю, географию и т.д. Новые веяния затронули высшее образование в Северной Америке. По образцу Кембриджа был учрежден Гарвардский колледж (1636 г.), который заложил основы высшего образования в Америке. В программе Гарварда преобладали элементы классицизма. Вместе с тем деятельность колледжа в духе новой образованности ориентировалась на научные и практические знания. В Гарварде изучали труды Коперника, навигацию, растениеводство, метеорологию и пр. |