Главная страница
Навигация по странице:

  • Школьные проекты

  • Реформы воспитания и обучения

  • Педагогические проекты Екатерининской эпохи

  • Школьные реформы второй половины XVIII в.

  • Джуринский_История образования и педагогической мысли_2003. Учебник для студентов высших учебных заведений


    Скачать 2.9 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов высших учебных заведений
    АнкорДжуринский_История образования и педагогической мысли_2003.doc
    Дата16.05.2018
    Размер2.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДжуринский_История образования и педагогической мысли_2003.doc
    ТипУчебник
    #19294
    страница16 из 33
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   33

    Глава 2. Педагогическая мысль и школьные реформы в России XVIII в.




    1. Общий взгляд



    1700-е годы — переломные в истории отечественной педагогической мысли. Россия пережила реформы воспитания и образования, которые были вызваны важными социально-экономическими изменениями: политическое лидерство дворянства, укрепление позиций купечества и промышленников, формирование режима абсолютизма, трансформация чиновничьего аппарата, создание новой армии и пр. Не менее важные сдвиги произошли в культуре, мощный импульс которым был дан в царствование Петра I(1689-1725): появились первая газета и музей, был построен тщательно спланированный Петербург, проводились ассамблеи, работали художники-портретисты. Объективно требовалась большое число грамотных чиновников, офицеров, специалистов технической области, ученых, педагогов. Нужно было удовлетворить практические нужды в грамотных специалистах.

    Преобразовательное движение XVIII в. вызвало заметные изменения в традициях воспитания и обучения. Существенно были поколеблены устои некнижного домашнего воспитания, влияние религиозной церковной педагогической мысли. Было покончено с монополией церковной педагогической мысли. Ранее сравнительно единая (за счет такой монополии) русская педагогика стала развиваться в русле двух потоков: светского и религиозного. Православная педагогическая мысль продолжала, тем не менее, оставаться составляющей духовной жизни русского народа и находила питательную среду прежде всего в патриархальном укладе жизни и воспитания крестьянства.

    Произошел стремительный поворот от устоявшихся педагогических воззрений к европейским идеям Возрождения и Просвещения. Этот процесс оказался противоречивым. Новое в воспитании и обучении приживалось весьма болезненно. Шла ломка прежних, в том числе и позитивных, педагогических традиций. Грамотность и образованность насаждались не только путем расширения сети учебных заведений, но просто варварскими способами. Реформы по своим социальным и педагогическим последствиям были неоднозначными. Русское образованное общество, расставшись с идеалами «Домостроя», в значительной мере утратило и корневые нравственные педагогические ориентиры. Вглядываясь в отечественную историю XVIII в., российский писатель и ученый Н.М. Карамзин так оценивал подобную ситуацию: «У нас были академии, высшие училища, народные училища, умные министры, приятные светские люди, герои, прекрасное войско, знаменитый флот... — не было хорошего воспитания, твердых правил и нравственности в гражданской жизни».

    Как бы то ни было, в обществе существенно переменился умственный настрой. Наметился переход от сословного общества к гражданскому, в общеевропейскую жизнь. Россия, сохраняя самобытность, в то же время вступила на дорогу Просвещения, что выразилось в усилении внимания к отдельной личности. Возрастание интереса к человеческой личности, строго говоря, не было привилегией педагогики XVIII в. В центре средневековой педагогики России также стоял человек, но это была в первую очередь социально значимая личность (князь, полководец, иерарх церкви) с набором обязательных качеств: ум, благочестие, доброта или, напротив, неправедность, глупость и пр. Новая русская педагогика искала пути воспитания отдельных людей — типичных представителей своих социальных групп — светских, открытых, способных найти место в сложных жизненных обстоятельствах.

    Образование стало рассматриваться одним из основных путей карьеры. Так, в одном из указов Петра I подчеркивалось, что дворяне, обделенные отцовской недвижимостью, будут хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим.

    XVIII столетие — эпоха возникновения национальной школьной системы. К концу XVII в. Россия (в отличие от Запада, где уже сформировались сравнительно развитые школьные структуры) не располагала системой регулярных учебных заведений. На протяжении 1700-х гг. она была создана, что означало завершение эпохи господства старорусского иррегулярного воспитания и обучения, главенства семейно-домашнего обучения. Появилась особая социальная группа, профессионально занимавшаяся умственным трудом и педагогической деятельностью.

    История школы и педагогической мысли России XVIII в. состоит из двух периодов: первой и второй половины столетия, когда произошли существенные изменения в школьном деле, трактовке вопросов воспитания и образования.

    2. Воспитание и обучение в первой половине XVIII в.



    В конце XVII — начале XVIII в. Россия пересматривает курс развития, равняясь на западный опыт, и в том числе в сфере образования. По сути происходил поворот к школе и педагогике Нового времени. Петр I и его сподвижники предприняли попытку направить страну по европейскому пути посредством реформ, включая реформы воспитания и образования.

    В противовес патриархальным традициям предлагается светский идеал воспитанного человека. Характерно в этой связи сочинение Ф. Прокоповича «Юности честное зерцало» — руководство к житейскому обхождению, где юношам и девушкам даются наставления, как держать себя в обществе, как быть учтивыми и вежливыми.

    В обществе укрепилось понимание необходимости светского государственного регулярного воспитания и обучения. Были намечены два пути создания секуляризации образования. Первый — переориентация церковных образовательных учреждений. Петр I полагал, что Славяно-греко-латинская академия должна готовить не только служителей алтаря, но и во всякие потребы, т.е. чиновников, докторов, офицеров и пр. Другой путь — учреждение государственных светских школ.
    Школьные проекты
    В первой половине XIX в., в Петровскую эпоху правительству был предложен ряд школьных проектов. Один из первых проектов — о создании светских учебных заведений — был представлен родственником Петра I Федором Салтыковым (ум. 1715 г.).

    В «Пропозициях» Салтыкова (1712 г.) предлагалось учредить в каждой губернии по 1-2 академии в зданиях монастырей, учителями приглашать сведущих лиц и иностранцев. Проектируемые академии напоминали западноевропейские дворцовые школы. Кроме общеобразовательных дисциплин (грамматика, риторика, поэтика, философия, история, география, математика, физика), предполагалось обучать различным научно-техническим предметам (механика, фортификация, архитектура и пр.). Также предусматривалось давать уроки танцев, фехтования, верховой езды. Салтыков предлагал создать в каждой губернии две женские школы.

    Свои предложения представил деятель русского Просвещения, участник школьных реформ Василий Никитич Татищев (1686-1750). Он открыл несколько горнозаводских школ, изложил в рационалистическом духе идеи воспитания и обучения в ряде сочинений, прежде всего в «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733 г.). Главной наукой Татищев почитает, чтоб человек мог себя познать. Он приходит к заключению о необходимости воспитания и обучения, соответственного возрастам человека: как прирастают и совершенствуются в течение жизни знания отдельного человека, так совершенствуется и знание человечества вместе с его возрастом. Основной целью «Разговора...» является доказательство необходимости посылать молодых людей обучаться нужным и полезным наукам за границей. Желание и надежда на учрежденные Петром школы оказались, по наблюдению Татищева, обманутыми. Он предлагает создавать новые и исправлять существующие училища. Татищевская программа дворянского воспитания предусматривала преподавание светских наук и религиозное обучение. Им выдвинут план открытия академий или университетов, гимназий и академий ремесел. Татищев обосновывал идею, что учитель не только должен знать свой предмет, но и обладать умением обучать. Он помышлял о том, чтобы дать человеку знание того, что что ему полезно и нужно и что вредно и непотребно. В соответствии с этим науки делились на нужные (домоводство, мораль, религия и пр.), полезные (письмо, красноречие, иностранные языки, математика, естественные науки и пр.), щегольские (поэзия, музыка, верховая езда, танцы и пр.), любопытные (астрология, алхимия и пр.) и вредные (ворожба, чернокнижие и пр.).

    На позициях критического, рационалистического видения мира стоял заметный просветитель петровской эпохи Феофан Прокопович (1681-1736). Деятельный участник школьных реформ, сторонник светского образования, европейски образованный, Прокопович в своих проектах использовал зарубежный опыт преподавания западноевропейского круга наук, педагогики иезуитов. В книге-букваре «Первое учение отроком» Прокопович давал советы родителям и воспитателям, подчеркивая важность воспитания для судьбы человека. (Каков кто отрок есть, таков и муж будет.)

    Иначе трактовал западноевропейскую педагогическую традицию Иван Тихонович Посошков (1653-1726). Свои воззрения И.Т. Посошков представил в трактате «Завещание отеческое» (1705 г.), где причудливо ужились старорусский консерватизм (враждебность к иноземцам, инакомыслию) и горячая поддержка просветительских реформ Петра. Посошков требовал воспитывать детей в великой грозе, в духе религиозности и покорности, не возражал против физических наказаний (если сын впадет в 6луд, ребра ему круши). Вместе с тем им обозначена куда более обширная программа образования, нежели в Московской Руси: славянский язык, письмо, грамматика, арифметика, латинский и греческий языки, ремесла (художества). Он предлагал создавать книги по принципу самоучителя. Посошков помышлял об организации повсеместного женского образования, всеобщего начального обучения крестьян. (Нужно так устроить, чтобы и в малой деревне не было безграмотного человека.)

    Свой проект развития образования представил Петру I немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). План Лейбница носил отчетливо практическую направленность (на первом месте стояли физико-математические науки) и отличался предложением обучать на основе энциклопедических программ.

    Особую роль в отечественной педагогической мысли и реформах образования и воспитания в XVIII в. сыграл великий ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Ломоносов придавал большое значение воспитанию: «..Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». В воспитании особо выделял такие качества, как любовь к отчизне, милосердие, трудолюбие, любовь к знаниям, высокая нравственность. Клеймил такие пороки, как лень, скупость, трусость, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство. Ломоносов являлся видным идеологом светского государственного образования. Он содействовал демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук. Ломоносов был одним из создателей Московского университета. Ученый ввел в число обязательных предметов гимназического образования химию и астрономию, первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Им разработаны «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где даны рекомендации сознательного, последовательного, систематического, наглядного обучения. Ломоносов выдвинул в качестве ведущего принцип научности в обучении.
    Реформы воспитания и обучения
    Одним из первых ярких наглядных примеров воспитания и обучения в новом духе были детство и юность Петра I.

    До 10 лет будущий государь воспитывался даже более по-старому, чем его старшие братья и отец. Его первые наставники были убежденными староверами, обучили воспитанника грамоте, прошли с ним азбуку, Часослов, Псалтырь, Евангелие и Апостол, уроки русской истории. С 1683 г. начинаются самообразование и иная выучка юного Петра. Под руководством иностранцев он учился математике, артиллерии, геометрии, фортификации, баллистике, кораблестроению. Тогда же Петр овладевает немецким и голландским языками.

    Петр и его сподвижники сделали попытку направить страну по общеевропейскому пути. Был введен обычай посылать за границу молодых людей (обычно дворян) для обучения корабельному и мануфактурному делу, военным наукам. По главным промышленным городам Европы были рассеяны десятки русских учеников. Многие молодые дворяне, а также прошедшие отбор сыновья купцов и крестьян вполне успешно осваивали заморские науки.

    В начале XVIII в. в России появились государственные школы различных типов. Подобная реформа была одним из направлений петровских преобразований. Эти школы отличались практической направленностью и в то же время не были узкопрофессиональными. В них не только готовили моряков, мастеровых, строителей, писарей и пр., но и давали общее образование (родной и иностранные языки, арифметика, философия, политика и пр.). По преимуществу создавались дворянские учебные заведения (для знатных особо детей). Но сословный принцип нередко нарушался, так что в новых учебных заведениях оказывались представители других социальных слоев.

    Первым из созданных при Петре I учебных заведений была учрежденная в Москве школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне (1701 г.). Директором школы назначили приглашенного из Абердинского университета (Англия) профессора Генри (Андрея Даниловича) Фарварсона (1674-1739). С ним приехали еще два преподавателя. Учебной деятельностью в навигацкой школе руководил крупный русский просветитель Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739). В учебную программу школы входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. До того как приступить к изучению этой программы, учащиеся могли пройти два начальных класса (русская школа и цифирная школа), где учили читать, писать (на основе гражданского алфавита) и считать. По штату в школе могло обучаться до 500 человек. Возраст учащихся — от 12 до 20 лет. Выпускали из школы по мере завершения подготовки или по запросам ведомств. Готовили моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Ученики получали кормовые деньги, жили при школе или в наемных квартирах. За прогулы учащимся грозил немалый штраф. За побег из школы полагалась смертная казнь.

    В 1715 г. старшие классы школы математических и навигацких наук были переведены в Петербург. На этой базе была организована Морская академия — военно-учебное заведение, где готовили к морской службе. По образцу навигацкой школы в Москве в 1712 г. были учреждены еще две школы — инженерная и артиллерийская.

    В 1707 г. в Москве при военном госпитале была создана хирургическая школа, рассчитанная на 50 учащихся. С 1721 г. при сибирских заводах стали создавать горные училища.

    Для подготовки специалистов по иностранным языкам в Москве, на Покровке, было учреждено особое учебное заведение, которым руководил пастор Эрнст Глюк (ум. 1705 г.). В школе Глюка детей бояр, служилых и торговых людей обучали греческому, латинскому, итальянскому, французскому, немецкому и шведскому языкам. Обучение языкам занимало три четверти учебного времени. Остальное время отводилось на преподавание философии, истории, арифметики, географии. В школе насчитывалось до 50 учеников. Обучали бесплатно. Глюк разработал учебные пособия по русской грамматике, географии, лютеранский катехизис, молитвенник в стихах. Использовался также «Мир в картинках» Я.-А. Коменского. Школа действовала 10 лет (1705-1715).

    После закрытия школы Глюка единственным учебным заведением повышенного образования в Москве оказалась Славяно-греко-латинская академия, в которой в 1716 г. училось до 400 студентов.

    Указами 1714 г. была введена обязательная учебная повинность для дворянских детей, дьяков и подьячих. Было положено начало созданию светских элементарных школ с математическим уклоном (цифирные школы). В этих школах обучали арифметике и отчасти геометрии. Ученикам запрещалось жениться до тех пор, пока не выучатся цифири. В качестве учителей в каждую губернию было послано по два выпускника Московской навигацкой школы и Морской академии. К 1716 г. цифирные школы существовали в 12 городах, к 1722 г. — в 42. Созданные как заведения для дворян и служилых людей цифирные школы постепенно пришли в упадок. Многие дворяне и приказные не хотели посылать туда своих сыновей. Детей забирали насильно. Значительная часть возможных учеников из духовного сословия уходила в церковные школы. В 1744г. некоторые цифирные школы были присоединены к полковым гарнизонным школам. Остальные слились с архиерейскими школами.

    Деятельность архиерейских школ определялась «Духовным регламентом» (1721 г.), который составил Феофан Прокопович. В «Регламенте», который современники оценили как «гимн просвещению», излагалась новая программа обучения. Предписывалось открывать учебные заведения для детей духовенства при домах архиереев. Отличительной чертой архиерейских школ было сочетание светской программы с религиозной. В них готовили священнослужителей. Обучали начаткам религии, письму, чтению, арифметике, геометрии. Хотя сыновья священников были обязаны посещать архиерейские школы, духовное сословие избегало обучать в них своих детей, так как не принимало светской направленности программы обучения. В «Духовном регламенте» предусматривалось также создание академий с семинариумами — 8-летними средними духовными учебными заведениями. Последние были закрытыми учреждениями: семинаристов не отпускали к родным, пока не обвыкнут в семинариуме. Семинариумы замышлялись как общеобразовательные гуманитарные заведения. В программу входили латинский язык, грамматика, история и география, арифметика и геометрия, логика или диалектика, риторика, физика, политика и богословие. Греческий язык преподавался в минимальном объеме. Богословие изучали два последних года. Регламент предусматривал использование целесообразных дидактических приемов: ознакомление учащихся с общей характеристикой той или иной дисциплины в начале ее преподавания, установление межпредметных связей (географии и истории). (Историю честь без ведения географского есть как бы с завязанными глазами по улице ходить.) В отличие от старорусского аскетического воспитания, для семинаристов предусматривались систематические игры телодвижные, постановка акций и комедий, музыка во время праздничных трапез и др.

    Общее число духовных учебных заведений (архиерейских школ и семинариумов), открытых в 1721-1725 гг., не превышало 50.

    В учебных заведениях, созданных в начале XVIII в., обучали на русском языке. Была усовершенствована русская азбука, чтобы облегчить усвоение родного языка. Использовались пособия зарубежных и отечественных авторов. Вместо прежних Часослова и Псалтыря часто учили по «Букварю» Федора Поликарпова (1701 г.),по книгам Ф. Прокоповича «Юности честное зерцало» и «Первое поучение отрокам». Учебные пособия впервые вводили латинский и греческий шрифты (для будущих переводчиков), содержали сравнения славянского, греческого и латинского языков, материал на общественно-бытовые, нравственные темы и пр. Популярностью пользовалась «Арифметика» Л.Ф. Магницкого — книга, которая в России долгое время была главным учебным пособием по математике.

    Петровские реформы образования и воспитания вызывали глухое и явное недовольство, которое подавлялось жестко и беспощадно. Недовольных не устраивало, например, разрушение традиций домашнего семейного воспитания. Новые гражданские учебные заведения брали на себя не только функции образования, но и воспитания.

    Возникновение в Петровскую эпоху новых типов школ было важным этапом в организации национальной системы образования. В тот период был заложен фундамент для построения школьного дела на новых началах.

    Венцом просветительско-культурной деятельности царя-реформатора оказалось учреждение в 1725 г. Петербургской академии наук. Впрочем, трудно говорить об этом событии как следствии развития отечественной науки и просвещения: из 16 академиков один был французом, трое — швейцарцами, 12 — немцами.

    Во второй четверти XVIII в. реформирование образования замедлил ось. После смерти Петра I политика правительства в сфере просвещения оказалась пассивнее, чем прежде. Пришли в упадок цифирные школы, морская академия, инженерные и артиллерийские училища. Вместе с тем часть учебных заведений, созданных в петровское время, успешно развивалась. Например, расширилась сеть семинариумов: к 1764 г. насчитывалось до 26 таких школ с 6 тыс. учеников.

    Появились учебные заведения нового типа. При созданной в Петербурге Академии наук были организованы академические университет и гимназия (1725 г.). В 1731 г. в Петербурге было учреждено первое среднее учебное заведение закрытого типа для знати — Корпус кадет. В нем готовили не только офицеров, но и гражданских чиновников. К1762 г. в кадетском корпусе насчитывалось до 600 учеников. Другим привилегированным дворянским учебным заведением явился основанный в 1759 г. Пажеский корпус в Петербурге.

    К середине XVIII в. наиболее приметным событием в развитии образования стало открытие в 1755 г. Московского университета и университетских гимназий. Университет был учрежден И.И. Шуваловым и М.В. Ломоносовым. Делом рук и забот Ивана Ивановича Шувалова (1727-1797) были подбор профессоров, бюджет, составление библиотеки университета. Интеллектуальный отец Московского университета — Ломоносов, который заключал в себе целый университет, будучи химиком, физиком, геологом, поэтом, художником. Ломоносов определил развитие главного учебного заведения России в связи с достижениями научной и философской мысли Европы.

    Номинально университет был доступен всем сословиям, но фактически предназначался для детей дворян. Вначале в нем было три факультета: юридический, философский и медицинский. Первые студенты были набраны из духовных семинарий. Дворяне избегали посылать своих отпрысков в бессословный университет.

    Во второй четверти XVIII в. основной и едва ли не единственной заботой государства являлась организация обучения дворянства. Остальные сословия, в наибольшей степени крестьяне, оказались вне поля зрения правительства. Представители дворянства тяготились введенной Петром I повинностью отдавать своих сыновей в регулярные учебные заведения. В 1737 г. был издан закон, освободивший дворян от этой обязанности и предоставивший им право на домашнее обучение.

    3. Педагогическая мысль и школьные реформы во второй половине XVIII в.



    Особое развитие русской школы и педагогики во второй половине XVIII в. пришлось на царствование Екатерины II(1729-1796). Впервые во главе государства оказалась европейски образованная личность. Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. В 1762 г. она писала: «Страсть этого года — писать о воспитании..., формировании идеального человека и достойного гражданина».

    Екатерина II помышляла о воспитании добродетельных поколений и разделила педагогические идеалы Возрождения и Просвещения. Она задумала завершить секуляризацию образования посредством создания системы государственной общеобразовательной школы. Такая школа должна была учить и воспитывать. Речь шла том, чтобы общество взяло на себя педагогические задачи, которые прежде исполняла семья. Екатерина II стремилась использовать достижения педагогической мысли Европы при реализации своих проектов, внимательно изучала «Мысли о воспитании» Дж. Локка, педагогические воззрения М. Монтеня, Ф. Фе-нелона, Ж.-Ж. Руссо. Задумав реформу школьной системы, она обратилась к Д. Дидро, который составил «План Университета для России». В 1770-х гг. Екатерина особо заинтересовалась педагогической деятельностью И.-Б. Базедова.

    Педагогические пристрастия Екатерины II претерпели эволюцию. Если в начале царствовования императрица демонстрировала приверженность идеям французского Просвещения, то в конце жизни отошла от либеральных увлечений. Когда нужно было выбирать между идеалами Просвещения и опасностью для трона, Екатерина II не колебалась. Свидетельство этого — судьбы выдающихся русских просветителей Н. Новикова и А. Радищева: первый, заподозренный в масонском заговоре против императрицы, был брошен в Петропавловскую крепость; второй, дерзнувший публично осудить самодержавие, отправлен в Сибирь.

    Русские политики, ученые, педагоги приняли участие в обсуждении вопросов воспитания и образования в рамках европейского Просвещения. Они разделили идею Просвещения о постепенном, но постоянном, из века в век формировании общества и человеческой личности, считая, что основным фактором этого формирования является социальная среда. В свою очередь, главным в социальной среде рассматривались вид правления и законодательство, прямо влияющие на облик и характер человека. В сочинениях российских просветителей провозглашены идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, целесообразности изучения и использования западной педагогики при соблюдения собственных традиций. Русские мыслители включились в европейскую полемику о воспитании. Ими была подхвачена идея всестороннего развития личности.

    При этом высказывались и отдельные самостоятельные суждения. Отвергнув руссоистский тезис абсолютного «естественного воспитания» и настаивая на приоритете общественного воспитания, президент Академии наук Е.Р. Дашкова, В.В. Крестинин, А.А. Прокопович-Антонский, Е.Б. Сырейщиков и другие отечественные просветители не разделяли суждения и Вольтера, и Гельвеция о всесилии социального воздействия и ничтожной роли наследственности в воспитании.

    Видным участником русского Просвещения был журналист, публицист, издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818). Он финансировал две частные школы и поездки молодых людей за рубеж для получения образования. Педагогические воззрения изложены Новиковым в трактате «О воспитании и наставлении детей» (1783 г.). Русский просветитель признавал огромную роль просвещенного монарха и необходимость поддержки его начинаний, в том числе на ниве просвещения. Он определял несколько главных целей воспитания: телесного (физического), нравственного и умственного. Подобное воспитание должно было содействовать формированию разумного человека и добродетельного гражданина. Новиков верил в преобразование России на началах просвещения. Он осознал потребность в доступном образовании и полагал, что воспитание юношества должно взять на себя общество.

    Особое место среди русских просветителей занимает Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Он стоял за радикальные социальные меры — уничтожение феодально-крепостнических порядков — и прозрачно намекал, что Екатерина не является искренней покровительницей просвещения. Подобно Руссо, поклонником которого он был, Радищев связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Однако в отличие от Руссо, Радищев не считал жизнь человека в обществе неизбежно необходимой деградацией человеческой природы. Он настаивал прежде всего на гражданском воспитании — формировании сынов отечества, требовал покончить с сословностью в образовании, сделать его доступным равно дворянам и крестьянам.

    Заметную роль в развитии идей Просвещения сыграл Московский университет. Своеобразным манифестом русской педагогики конца XVIII в. оказался коллективный трактат профессоров университета «Способ учения» (1771 г.). В трактате провозглашены важные дидактические идеи активности и сознательности обучения. В университете шла интенсивная научно-педагогическая жизнь. К чтению лекций привлекались иностранные и отечественные ученые. Профессора публиковали русские переводы педагогических трудов Дж. Локка, Я.-А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо. Они были авторами пособий для школ и домашних учителей, а также проектов школьных реформ. Благодаря их деятельности была создана оригинальная учебная литература по различным отраслям знаний (родной язык, математика, география, естествознание и пр.). В трудах профессоров университета (Д.С. Аничков, А.Н. Поповский и др.) поставлены важные вопросы нравственного, умственного и физического воспитания, подчеркивалась целесообразность использования западного педагогического опыта и собственных народных педагогических традиций.

    Во второй половине XVIII в. место православной педагогики как главной идейной основы воспитания и обучения заняла государственная педагогика. Прежде почти безраздельная владычица в педагогическом движении России, церковная православная педагогика как бы ушла в тень. Но это не означало, что развитие ее приостановилось. Свидетельство этого, например, — просветительская деятельность Тихона Задонского (1724-1783). Святитель Тихон осознавал важность правильного воспитания, полагая, что детский возраст является критическим в духовном становлении: «Незлобливый наиболее приятен к восприятию добра и зла». Предназначение воспитания ставилось в зависимость от основной жизненной цели — спасения души. Воспитание должно было вести к этой стоящей за пределами земного существования цели и основываться на стремлении к нравственному совершенству. Высшей формой познания утверждалось богопознание. Изучение «видимого мира» рассматривалось средством нравственного религиозного воспитания. При размышлении над вопросом, как учить, Тихон полагал, что следует от познания окружающего мира переходить к познанию Бога: «От всякого случая и всякого видимого создания к невидимым можно суждение обращать... и духовно пользоваться». О способе такого познания подробно говорится в работе святителя Тихона «Сокровище духовное, от мира собираемое». В ней определены несколько условий эффективного воспитания и обучения: истинность знания (чистый, незамутненный источник, из которого черпается религиозное знание); организованность педагогического процесса (надежное и непогрешимое средство, благодаря которому оно [знание] получается);учет окружающей природной и общественной среды (правильная и неложная среда и сфера деятельности, среди которой человек живет и строит свое спасение).
    Педагогические проекты Екатерининской эпохи
    В истории педагогических идей и проектов Екатерининской эпохи просматриваются два этапа. На первом (1760-е гг.) заметно влияние французской педагогической традиции, на втором (с начала 1780-х гг.) — германского школьно-педагогического опыта.

    В 1763 г. Екатерина II назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795). Бецкой был хорошо знаком с педагогическими идеями Запада. Он составил несколько документов, прежде всего «Генеральный план воспитательного дома» (1764 г.) и «Краткое наставление... о воспитании детей», где при трактовке физического, умственного и нравственного воспитания идет вслед за Руссо и Локком. Ему принадлежат проекты воспитания идеальных дворян. Бецкой ставил цель преодолеть суеверие веков, дать народу... новое воспитание и, так сказать, новое порождение. Осудив результаты прежних реформ образования, он видел причины неудач в том, что их инициаторы заботились только об украшении и просвещении разума науками, забывая, что тому, кто не воспитан в добродетелях, просвещение только вредит. По суждениям Бецкого, корень всему злу и добру воспитание. Предлагалось поэтому сначала воспитать новую породу, или новых отцов и матерей. Утверждалось, что правильное воспитание возможно лишь при отделении детей от пагубного влияния общества и семьи, создании закрытых воспитательных училищ. Бецкой перечислял несколько добродетелей, о воспитании которых следовало заботиться прежде всего: страх Божий, трудолюбие, учтивость, благопристойность, соболезнование о бедных, знание правил семейной жизни, отвращение от всяких продерзостей, опрятность.

    В 1760-х гг. были разработаны еще несколько проектов.

    Профессор Московского университета Фридрих Генрих Дильтей составил план учреждения начальных (тривиальных) училищ, гимназий, университетов и заведений для подготовки воспитателей дворянских детей из представителей крепостного сословия (рабские, или дядские, школы). Предусматривалось создать 2 дядские школы — в Москве и Петербурге, более 20 тривиальных школ для дворянства и свободных сословий, где готовили бы для поступления в гимназию, 9 четырехлетних гимназий для дворян и свободных разночинцев, 2 новых университета.

    В проекте, представленном Комиссией по учебной реформе, предусматривалось создание закрытых казенных учебных заведений для детей с 5-6 лет до 18 лет «без различия звания» (исключая крепостных). Задумывались 4 типа гимназий: общеобразовательные, гражданские, военные и купеческие. В гимназиях всех типов предлагалось обращать особое внимание на изучение торговли и промышленности, иностранных языков. Предусматривалось также введение для мальчиков обязательного начального обучения.

    Несколько проектов подготовила Частная комиссия об училищах: 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев. Планировалось в селах и больших деревнях повсеместно учреждать начальные учебные заведения — низшие деревенские училища; здания строить на средства прихожан; учителей набирать из местных священников; труд учителей оплачивать натурой и деньгами за счет родителей. Школы предназначались для мальчиков; по желанию родителей туда могли принимать девочек и учить их бесплатно. Обязательными предметами назначались религия и чтение. Низшие городские училища также устраивались на средства горожан. Они адресовались мальчикам и девочкам, В программу входили религия, чтение и письмо. Училища для иноверцев адресовались населению восточных окраин. Программы должны были быть аналогичны двум первым типам училищ. Учителями предлагалось делать представителей соответствующих конфессий, обучение вести на родном для иноверцев языке.

    Проекты 1760-х гг. об общественной системе образования, учреждении и государственной поддержке городских и сельских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств. Интерес правительства к школьной реформе приглушили крестьянское восстание, войны, которые вела России в 1768-1774 гг. Но к 1780-м гг. вопрос о школьной реформе вновь приобрел актуальность.

    В 1782 г. Екатерина II назначила Комиссию по учреждению народных училищ. В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в Уставе народным училищам Российской империи (1786 г.). В разработке документов активное участие принял сербско-хорватский мыслитель и педагог Федор Иванович Янкович де Мириево (1741-1814). «Устав...» провозглашал воспитание как единое средство общественного блага. В нем утверждалось, что воспитание следует начинать с малолетства, чтобы семена нужных и полезных знаний в юношеских летах возрастали, а в мужских, созревши, обществу плод приносили. Составители «Устава...» решили положительно чрезвычайно важный вопрос — о преподавании на природном, т.е. русском, языке.
    Школьные реформы второй половины XVIII в.
    Постепенно во второй половине XVIII в. образование становится подлинно государственным делом и рассматривается троном как способ достичь определенных социально-политических целей. Приоритетом русского просвещения второй половины XVIII в. было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Избавившись от обязательной службы, дворяне стремились заполнить досуг приобщением к культурным достижениям Европы. Усилилась тяга к новому западному образованию. Одновременно заметно угас интерес к греко-латинской образованности. По свидетельству живших в Петербурге в начале 1780-х гг. иностранных дипломатов, им не удалось найти в северной столице сколько-нибудь приличного места для изучения латинского и греческого языков.

    Оплот греко-латинской образованности Славяно-греко-латинская академия вступает в новый период своего развития. Усиливается преподавание русского и греческого языков; вводится преподавание древнееврейского и новых языков, а также целого ряда образовательных предметов (философия, история, медицина). Академия становится исключительно духовно-учебным учреждением и перестает удовлетворять требованиям Нового времени. Ее место занимают университеты.

    Если при Петре I царила обязательная («указная») программа, согласно которой дворянам следовало приобретать известные научно-технические знания, то теперь в соответствующих школах учились лишь дети мелкопоместных дворян. Знать предпочитала учиться светским манерам, наслаждаться театром и иными искусствами.

    Подобный поворот отрицательно повлиял на состояние учебных заведений, во главе которых стояли Петербургский академический и Московский университеты. Так, М.В. Ломоносов свидетельствует, что в Петербургской академии ни образа, ни подобия университетского не видно. Профессора обычно не читали лекций, студентов, как рекрутов, набирали из других учебных заведений; новобранцы чаще всего оказывались не в хорошем состоянии принимать от профессоров лекции. Сходная картина была в Московском университете. При открытии в нем числилось 100 студентов; 30 лет спустя — лишь 8. Занятия проходили в среднем 100 дней в году.

    Заметные успехи делали специальные военно-учебные заведения — сухопутный и морской кадетские корпуса. В конце XVIII в. насчитывалось 5 кадетских корпусов.

    Уставом 1766 г. программа обучения в кадетском корпусе делилась на три группы наук: 1) руководствующие к познанию предметов, нужных гражданскому званию; 2) полезные, или художественные; 3) руководствующие к познанию прочих искусств. К наукам первой группы относились нравоучение, юриспруденция, экономия. К наукам второй группы — общая и экспериментальная физика, астрономия, общая география, навигация, естествознание, воинские науки, рисование, гравирование, архитектура, музыка, танцы, фехтование, скульптура. К наукам третьей группы — логика, математика, красноречие, физика, священная и светская мировая история, география, хронология, латинский и французский языки, механика. Столь обширная программа реализовывалась лишь отчасти. Весьма значительное количество часов приходилось на французский язык.

    Во второй половине XVIII в. получили развитие частные учебные заведения, предназначенные для дворянского сословия. В них использовалась программа государственных школ.

    Высшее дворянство воспитывало своих детей дома. Сначала воспитателями были немцы, затем их все чаще стали сменять французы. Первые иностранные гувернеры в большинстве оказались несостоятельными педагогами. Невежественные учителя на манер персонажа из пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» были не карикатурой, а расхожим типом. Радищев рассказывает об учителе, не знавшем грамоты. Как говорится в указе 1755 г., многие, не сыскавши хороших учителей, принимают к себе людей, которые лакеями, парикмахерами и иными подобными ремеслами всю свою жизнь препровождали.

    В течение 1760 — начала 1770-х гг. по инициативе И.И. Бецкого были открыты новые гражданские учебно-воспитательные учреждения специального и повышенного образования (воспитательные дома для сирот, подкидышей, детей, которых не могли прокормить родители) при Академии художеств (1764 г.) и Академии наук (1765 г.). Вскоре было открыто коммерческое училище в Москве (1772 г.). Здесь воспитывали мастеров, художников, ученых. В 1764 г. под Петербургом был открыт Смольный институт благородных девиц при Воскресенском монастыре. При основании Смольного института для девушек из дворянских семей был использован французский культурно-просветительский опыт. В институте существовала общая программа (русский язык, география, история, арифметика, иностранные языки), а также курсы домоводства для менее родовитых учениц и курсы политеса для смолянок из знатных семей. В Смольном было не только дворянское, но и мещанское отделение, куда принимали девочек всех сословий, включая крепостных, отпущенных помещиками. Смолянки должны были нести вольность в крепостническое общество. По сути Смольный институт оказался первым государственным женским средним учебным заведением в Европе.

    Согласно Уставу народных училищ (1786 г.) в конце XVIII в. в России складывалась регулярная государственная система народного образования. В городах открывались малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища были обязаны давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на 2 года обучения. Обучение в главных народных училищах длилось 5 лет.

    «Устав...» утвердил классно-урочную систему. Учителю вменялось в обязанность работать одновременно с целым классом. После изложения нового материала следовало вести вопрошение. Для учеников устанавливалось правило: тот, кто хотел отвечать, должен был поднять левую руку. В школе появились расписание уроков, классная доска, мел, журнал успехов и посещаемости учеников. Были установлены сроки начала и окончания занятий.

    Реформа, предпринятая согласно уставу 1786 г., стала важным этапом в развитии образования. Число народных училищ быстро росло. Если в 1782 г. насчитывалось 8 училищ, то к концу XVIII в. их было 288. Училища посещали 22 тыс. учащихся, что составляло третью часть всех обучающихся в 550 учебных заведениях России.

    В итоге к концу XVIII в. было воздвигнуто «здание» школьной системы, где вершиной являлись университеты, верхними этажами — учреждения повышенного образования (кадетские корпуса, воспитательные дома, Смольный институт и др.), а внизу располагались народные училища.

    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   33


    написать администратору сайта