Джуринский_История образования и педагогической мысли_2003. Учебник для студентов высших учебных заведений
Скачать 2.9 Mb.
|
Раздел I. Воспитание и обучение в древнем миреГлава 1. Зарождение воспитания и педагогического мышления Глава 2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке Глава 3. Античная педагогика и школа Средиземноморья Глава 4. Представления восточных славян о воспитании Глава 1. Зарождение воспитания и педагогического мышления1. Общий взглядОсмысление воспитания как особого вида человеческой деятельности началось 35-40 тыс. лет назад, при постепенном приспособлении древних людей к существовавшему порядку вещей. Педагогическое мышление приобретало качественно иные, социальные черты. Жизнь и воспитание первобытного человека были весьма примитивными. Смысл существования предков человека предопределялся их миросозерцанием. Природа воспринималась как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания представляли подготовку к простейшему существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли находились только на уровне обыденного сознания и сливались с практическим воспитанием, проявляясь в традициях и фольклоре. Воспитание зародилось в интегративно-синкретическом виде, как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемным, спонтанным; его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особой функцией, а сопутствовало передаче жизненного опыта. Выделение человека из животного царства сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Древнему человеку следовало быть сильным, выносливым, хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты сделалась возникшая у людей речь как инструмент коммуникации. Мало-помалу воспитание стало пониматься как особый вид деятельности в повседневной борьбе за выживание. Осознание воспитания как особого вида деятельности формировалось в процессе эволюции материальных связей между людьми первобытной эпохи. Желание поддерживать такие связи с помощью передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждали превращать воспитание в отдельную функцию, удовлетворяющую потребности общения. Постепенное усложнение примитивного труда, интенсификация производственного опыта приводили к развитию воспитания. Следовало обеспечить адекватную организацию усвоения опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. На заре истории особенностью человечества явилось групповое, коллективное воспитание. Воспитание в примитивных сообществах готовило всех одинаково. Единственными и почти абсолютными ориентирами дифференциации воспитания были пол и возраст. Воспитание определялось общинным образом жизни, питало и укрепляло этот способ существования. С появлением человека современного физического типа в генезисе педагогического мышления начался новый этап. В нем все более усиливалась социальная заданность. 2. Семейно-сословное воспитаниеВ 9-8-м тысячелетиях до н.э. в разных регионах мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, впервые происходит социальное и имущественное расслоение людей. Основной социальной ячейкой становится семья. Это качественно изменило заданность воспитания, которое стало превращаться из всеобщего, равного, контролируемого общиной в сословно-семейное. Дети воспитывались на примере родителей, которые принадлежали к разным группам общины (вожди, жрецы, воины, остальные общинники). Представления о воспитании у различных страт все больше различались. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения. 3. Понимание смысла и способов воспитанияДети со слов родителей путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников, что оценивалось как таинство и волшебство. Действиям, связанным с воспитанием, придавался сакральный смысл. У африканских готтентотов, например, мать произносила над ребенком колдовские заклинания, чтобы тот рос сильным и ловким охотником. Магический характер имели нравственные назидания. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: «Будь добрым, не бери чужого». Люди первобытной эпохи постепенно накапливали запас дидактических приемов. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на детей было механическое повторение. Шло время, и человек от приспособления к окружающему миру все более переходил к воздействию на него. По мере усложнения жизнедеятельности меняются задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются люди, имеющие опыт организованного воспитания, — старейшины, священнослужители. Они владели навыками обучения трудовой деятельности, передачи установленных общиной запретов. В первобытных общинах охотников и собирателей сроки детства и воспитания были непродолжительными — от 9 до 11 лет. Самых маленьких отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности. Дети много играли, имитируя жизнь взрослых. Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и другим промыслам. Девочки-подростки учились у соплеменниц ведению домашнего хозяйства. Постепенно менялись нормы взаимоотношений детей и взрослых. В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Поначалу маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были строгими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания, например удар палкой по следу ребенка в его присутствии. Но первобытное воспитание не было и не могло быть идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание. В дальнейшем расслоение общины и социальные антагонизмы ужесточили воспитание. Физические наказания стали рассматриваться как естественная необходимость. На исходе первобытно-общинного периода традиция коллективного воспитания привела к появлению своеобразных Домов молодежи для детей и подростков. По сути это были предшественники учебно-воспитательных учреждений, организованные для подготовки общественного человека, передачи трудовых навыков, умений, знаний, обрядов. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата все дети до 7-8 лет (мальчики и девочки) воспитывались совместно под присмотром женщин, в более старшем возрасте — раздельно. При патриархально-родовом укладе дома молодежи становятся раздельными для мальчиков и девочек. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения, на стадии разложения патриархальной общины появляются отдельные дома молодежи для рядовых членов общины и ее элиты. Подобные заведения, например, существовали у племен ацтеков и майя (Америка), майори (Новая Зеландия). Важным проявлением педагогического мышления в первобытном обществе явились инициации — посвящения подростков 10-15 лет во взрослые. Инициация проводилась в виде религиозного действа и сопровождалась традиционными песнопениями и танцами, магическими заклинаниями, ритуалами. Ей приписывалась таинственная сила. Программа инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек — овладение навыками ведения домашнего хозяйства. Свои наставления наставники подкрепляли ударами, щипками, уколами. |